Научная статья на тему 'Общественное мнение как критерий оценки эффективности деятельности полиции'

Общественное мнение как критерий оценки эффективности деятельности полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИМИДЖ / DISTRUST OF THE POPULATION / PUBLIC OPINION / POLICE / EFFICIENCY / IMAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колдина И.А., Багуцкий Н.В.

В статье рассматривается проблема негативной оценки населением деятельности полиции. В частности рассматриваются причины такого явления, к которым можно отнести высокий уровень преступности и низкий процент раскрываемости преступлений, пропаганда негативного имиджа полиции в средствах массовой информации, безграмотность и непрофессионализм сотрудников полиции и другие. Предложены меры по созданию положительного имиджа сотрудника полиции, а так же по повышению доверия населения к полиции. Особое внимание обращается на практику зарубежных стран, которая может стать полезным примером и для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public opinion as a criterion for assessing the effectiveness of the police

The article deals with the problem of negative assessment of the police activity by the population. In particular, the causes of this phenomenon are considered, which include a high crime rate and a low percentage of crime detection, propaganda of the negative image of the police in the media, illiteracy and unprofessionalism of police officers and others. Measures are proposed to create a positive image of the police officer, as well as to increase public confidence in the police. Particular attention is drawn to the practice of foreign countries, which can be a useful example for Russia.

Текст научной работы на тему «Общественное мнение как критерий оценки эффективности деятельности полиции»

Общественное мнение как критерий оценки эффективности деятельности полиции Public opinion as a criterion for assessing the effectiveness of the police

Колдина И.А.

студентка 5 курса, юридический факультет,

Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА

Минюста России), РФ, г.Саранск e-mail: irishakoldina@mail. ru

Koldina I.

5th year student, Faculty of law,

The Middle-Volga Institute (branch) The All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of

justice of Russia), Russia, Saransk e-mail: irishakoldina@mail.ru

Багуцкий Н.В.

кандидат социологических наук, доцент кафедры правоохранительной деятельности и исполнительного производства, Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА

Минюста России), РФ, г. Саранск e-mail: sociology_sar@mail.ru

Bagutsky N.

candidate of sociological sciences, assistant professor of the department of law enforcement activities and enforcement proceedings, The Middle-Volga Institute (branch) The All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of

justice of Russia) Russia, Saransk. e-mail: sociology_sar@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается проблема негативной оценки населением деятельности полиции. В частности рассматриваются причины такого явления, к которым можно отнести высокий уровень преступности и низкий процент раскрываемости преступлений, пропаганда негативного имиджа полиции в средствах массовой информации, безграмотность и непрофессионализм сотрудников полиции и другие. Предложены меры по созданию положительного имиджа сотрудника полиции, а так же по повышению доверия населения к полиции. Особое внимание обращается на практику зарубежных стран, которая может стать полезным примером и для России.

Annotation.

The article deals with the problem of negative assessment of the police activity by the population. In particular, the causes of this phenomenon are considered, which include a high crime rate and a low percentage of crime detection, propaganda of the negative image of the police in the media, illiteracy and unprofessionalism of police officers and others. Measures are proposed to create a positive image of the police officer, as well as to increase public confidence in the police. Particular attention is drawn to the practice of foreign countries, which can be a useful example for Russia.

Ключевые слова: недоверие населения, общественное мнение, полиция, эффективность деятельности,

имидж.

Key words: distrust of the population, public opinion, police, efficiency, image.

В условиях институционализации гражданского общества для оценки результатов деятельности правоохранительных органов всё большее значение приобретает общественное мнение населения, которое

представляет собой отношение общества к социальным явления, процессам, событиям, а также проблемам социальной действительности [4, с.101]. Изучение общественного мнения - важный механизм обратной связи, позволяющий выявить позитивные и проблемные моменты во взаимодействие населения и правоохранительных органов, которые в дальнейшем могут использоваться для совершенствования деятельности правоохранительных органов в России.

Принятый в 2011 году Федеральный Закон «О полиции» провозгласил общественное мнение важнейшим критерием оценки эффективности деятельности полиции и закрепил принцип общественного доверия и поддержки граждан, в соответствии с которым должна строиться деятельность полиции [8]. Введение данных положений было обусловлено необходимостью снижения напряженности, возникшей между правоохранительными органами и населением за годы существования постсоветской милиции [13, с. 114]. Так, по данным социологического опроса в 2008 году 32% опрошенных респондентов оценили деятельность милиции плохо или очень плохо, 39% - удовлетворительно, и только 13% - хорошо или отлично [14]. Из данных показателей видно, что в 2008 году население в целом негативно оценивало деятельность милиции, что очевидно повлияло и на уровень доверия к органу.

За последние 10 лет существенных изменений не произошло. Если в 2008 году полиции доверяли 33% населения [10], то 2018 году - 39,4%, при этом только 38,2% считают деятельность полиции эффективной [11]. Следует отметить, что молодежь положительнее отзывается о работе полиции, нежели зрелая и пожилая часть населения. Данное обстоятельство может быть связано с отсутствием у большинства представителей молодежи реального опыта общения с полицией. Жизненный опыт зрелых и пожилых респондентов богаче, поэтому они дают более взвешенные оценки.

Итак, приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что большая часть населения не доверяет полиции. Каковы же причины низкого уровня доверия граждан полиции?

Сами сотрудники основными причинами, по которым они сталкиваются со сложностями при налаживании доверительных отношений с гражданами, называют:

- увеличение нагрузки на полицейского с 2011 г. после сокращения штатной численности ОВД, вследствие чего у сотрудников не хватает служебного времени для решения вопросов возникших у граждан -97,4% опрошенных сотрудников;

- создание негативного имиджа сотрудника полиции средствами массовой информации - 83,5% опрошенных;

- увеличение документооборота при проведении проверок по фактам обращения граждан, что также приводит к увеличению времени реагирования полиции на обращения граждан - 78,3% опрошенных;

- слабая материальная оснащенность полиции беспокоит 18,3% респондентов;

- падение престижа службы в полиции - 17,4% опрошенных [13, с. 116].

На наш взгляд есть и другие причины. Это, во-первых, высокий уровень преступности и низкий процент раскрываемости преступлений. Так, по данным МВД России в 2018 году было совершенно 1 млн. 992 тыс. преступлений [5], уровень раскрываемости преступлений в 2018 году значительно снизился по сравнению с 2016 годом на 10% и составил 52,2% [12]. Это может свидетельствовать об утрате или снижении профессионализма сотрудниками полиции.

Во-вторых, как показывают результаты социологических опросом, граждане, мнение которых о полиции сформировалось в результате личного контакта с сотрудниками полиции, оценивают деятельность полиции положительно, и это логично, поскольку позитивное воздействие полицейский может оказать только при

непосредственном общении с гражданином. Однако у большей части населения (58,5%) мнение о полиции складывается исходя из информации, полученной из средств массовой информации, в большей степени из сети Интернет, где зачастую работа сотрудников полиции поддается критике с негативной окраской, что приводит к тотальному недоверию к полиции [13, с. 117]. Свой вклад внесла и современная кинематография, которая пропагандирует насилие, воровство, разбой, а полицейских преподносит как беспомощных либо коррумпированных сотрудников [1, с. 81].

В-третьих, в современном мире в сознании людей присутствует «эффект ореола», который ярко проявляется по отношению к полиции [13, с. 117]. Это означает, что если у человека сформировалось негативное отношение к одному сотруднику, то он слепо считает, что таковыми являются все полицейские.

В-четвертых, нередко граждане сталкиваются с безграмотностью и непрофессионализмом сотрудников полиции. Примером может послужить ситуации, когда законопослушные граждане приводят в подтверждение своей правоты положения закона, а сотрудники не могут ответить на обращение граждан и объяснить свои действия, поскольку им не хватает необходимых знаний [2, с. 146]. Это приводит к осознанию гражданами то, что сотрудники полиции не обладают должной компетенцией, а соответственно и не могут обеспечить должный уровень защищенности населения. Более того неуважительное отношение к закону, частые случаи его нарушения, агрессия, общение в оскорбительной форме и высокомерие по отношению к людям также приводит к недоверию граждан полиции.

В настоящее время перед государством стоит задача повышения общественного доверия к полиции, поскольку оно благотворно влияет на эффективность ее деятельности. Для этого необходимо создать положительный имидж полиции путем повышения уровня профессионализма, компетентности и ответственности. Особое внимание стоит уделить пропаганде положительного образа полиции в средствах массовой информации, особенно в сети Интернет, в частности организовать эффективное взаимодействие с журналистами и обеспечить объективность информации о деятельности полиции, а в случае выявления в материалах недостоверных сведений немедленно реагировать, в том числе путем опубликования опровергающих ложные сведения статьей [6, с. 50]. Когда же в СМИ освещаются совершенные сотрудником нарушения, такой материал необходимо сопровождать репортажем добросовестных сотрудников, объясняющих причины такого нарушения и выражающих свое мнение о случившемся [13, с. 118]. Также следует ограничить показ кинофильмов, сюжет которых демонстрирует деятельность полиции с негативной стороны, а преступников - как положительных героев, напротив, увеличить показ кинофильмов, где сотрудники полиции выступают эталоном для подражания.

Для создания положительного имиджа полиции немаловажным моментом является повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников полиции, путем проведения занятий (неформальных, а фактических), направленных на повышение уровня знаний сотрудниками законодательства, регулирующего деятельность, в частности своих прав и обязанностей, запретов и ограничений, и уяснения целей и задач деятельности полиции и отработки полученных знаний на практических занятиях; повышения физической подготовки сотрудников, в частности, отработки приемов самообороны, навыков борьбы, применение которых поможет сотрудникам при задержании преступника или правонарушителя; проведения индивидуально -воспитательных и профилактических бесед, направленных на повышение нравственных и культурных качеств, а также чувства ответственности сотрудников за свои действия.

Важным условием формирования доверительного отношения граждан к полиции является конструктивное взаимодействие. В Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы

МВД РФ со СМИ и общественными объединениями на 2009 - 2014 годы говорится, что развитие взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями является одним из условий создания положительного образа сотрудников [9], а значит и повышения уровня доверия населения к полиции. К сожалению, в России взаимодействие между населением и полиции развито слабо.

Положительным примером эффективного взаимодействия полиции и населения может стать программа Neighbourhood Watch («соседский надзор»), получившая широкое распространение в США и других западных странах. В соответствии с ней жители, объединяясь в «соседские организации», активно используют технологии социальных сетей для помощи полицейским в борьбе против преступности. Участники групп слежения постоянно передают сведения о нарушениях общественного порядка на частный защищенный адрес в Twitter. Полиция в свою очередь передает печатные материалы, содержащие информацию о предупреждении нарушений правовых норм и общественно опасных событий. Данная программа способствует уменьшению количества правонарушений, обеспечению порядка, спокойствия на улицах, что сближает представителей государства и общества для осуществления совместной деятельности [15, с. 167].

Большим преимуществом в сотрудничестве граждан и полиции в США является менталитет населения, которое считает своим долгом обеспечить порядок и безопасность. Не смотря на то, что данная общественная работа никак не оплачивается, она считается достаточно почетной. Из числа неравнодушных граждан наряду с федеральной полицией и полициями штатов создана местная полиция, которая является наиболее многочисленной и составляет 60% всего состава полиции [7, с. 147].

Подобного рода система существует в России в виде добровольной народной дружины, однако ее развитию мешает отсутствие материального поощрения, социальных гарантий, материально-технического обеспечения и многое другое. Более того, многие руководители местных органов власти не видят положительного эффекта от помощи дружинников [3, с. 31]. Вследствие этого взаимоотношения налаживаются с трудом. В этой связи, для России было бы полезным перенять опыт у США и создать подобный механизм взаимодействия населения и полиции. Однако чтобы наладить взаимосвязь полиции и населения, необходимо повысить уровень правовой культуры и правового воспитания населения. Только когда граждане России поймут важность уважительного отношения, доверия к полиции и совместной работы органов и населения, только тогда деятельность полиции по обеспечению безопасности и правопорядка станет наиболее эффективной и результативной.

Таким образом, подведя итоги вышесказанного, можно отметить, что положительное отношение населения к полиции формирует атмосферу сотрудничества граждан с полицией, что не в последнюю очередь способствует профилактике и раскрываемости преступлений и соответственно повышает эффективность деятельности полиции. В этой связи необходимо особое внимание уделить повышению уровня доверия со стороны населения, путем развития взаимодействия граждан и полиции, объективного информирования средствами массовой информации граждан о работе сотрудников, а также повышения профессионального, культурного, нравственного уровня сотрудников и уровня правосознания граждан.

Список используемой литературы:

1. Айсин Т.К. Недоверие общества к МВД: суть проблемы и возможные пути решения // Вестник ВГУ. - №1. - 2015. - С. 80-83.

2. Горбатов В.В. Проблемы в обеспечении исполнения обязанностей сотрудниками патрульно-постовой службы полиции в современных условиях // Всероссийская научно-практическая конференция Краснодарский университет МВД России. - 2016. - С. 143-147.

3. Елисеев А.В., Агафонов С.И. Актуальные вопросы участия граждан в охране общественного порядка // Вестник экономической безопасности. - №3. - 2016. - С. 27-31.

4. Зуева А.В. изучение общественного мнения как способ оптимизации деятельности полиции // Logos et Praxis. - Т.6. - № 2. - 2017. - С. 100-106.

5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - сентябрь 2018 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации: сайт. Режим доступа: https://мвд.рф/reports/item/14696015/ (дата обращения: 05.09.2019).

6. Майоров В. И. Повышение эффективности деятельности полиции с помощью реализации политики информационной открытости // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. - 2016. -Т. 1, вып. 3. - С. 36-51.

7. Майоров В.И. Дунаева О.Н. Современные концепции взаимодействия полиции и общества как средство противодействия преступности: опыт зарубежных стран и России // юридическая наука и правоохранительная практика. - №1 (39). - 2017. - С. 146-153.

8. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3 -ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

9. Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009 - 2014 годы: Приказ МВД РФ от 01.01.2009 г. № 1. Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. После переименования милиции в полицию уровень доверия к ней сильно вырос // Ведомости: сайт. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2011/10/20/posle_pereimenovaniya_milicii_v_policiyu_uroven_doveriya_k (дата обращения: 05.09.2019).

11. Работа полиции: доверие и оценки // Министерство внутренних дел Российской Федерации: сайт. Режим доступа: https://мвд.рф/publicopinion/ (дата обращения: 05.09.2019).

12. Статистика СКР о раскрытии преступлений сильно разошлась с данными МВД // РосБизнесКонсалтинг: сайт. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/15/01/2016/5698d40c9a794795ab0d68d4/ (дата обращения: 05.09.2019).

13. Титаренко А.П. К вопросу о повышении доверия к полиции Российской Федерации // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - № 1 (28). - 2015. - С. 114-118.

14. Уровень доверия милиции // Фонд «Общественное мнение»: сайт. Режим доступа: http://bd.fom.ru/ report/map/d082723 (дата обращения: 05.09.2019).

15. Ястребова А.И. Взаимодействие органов полиции и общественных организаций в сфере охраны общественного порядка в США // Современное право. - №6. - 2017. - С. 166-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.