Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАРАКАЛПАКОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА ПО МАТЕРИАЛАМ ОРЕНБУРГСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ'

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАРАКАЛПАКОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА ПО МАТЕРИАЛАМ ОРЕНБУРГСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
507
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
каракалпаки / каракалпакское общество / Оренбургская экспедиция / XVIII век / родоплеменные отношения / социально-политическая организация / ханская власть / Karakalpaks / Karakalpak society / Orenburg expedition / XVIIIth century / tribal relations / sociopolitical organization / Khan ‘s power

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азизбек Турганбаевич Сапарниязов

В данной статье предпринята попытка проанализировать социально-политическое положение каракалпаков в XVIII веке. Среди актуальных проблем истории Каракалпакстана одну из центральных мест занимают вопросы изучения истории каракалпаков в документах Оренбургской экспедиции. В данной статье предпринята попытка воссоздать историю социально-политической жизни каракалпаков XVIII века, используя в основном издаваемые труды и документы Оренбургской экспедиции. Историографической основой исследования явились работы дореволюционных, советских и современных историков, посвященные истории каракалпаков XVIII в. При написании статьи основным выступил метод историзма, позволяющий раскрыть динамику развития каракалпакского общества XVIII в., а также особый упор был сделан на объективность и ряд другихтеоретико-методологических принципов. Основной источниковой базой по истории каракалпаков XVIII в. являются материалы Оренбургской экспедиции. Их изучение позволяет получить новые знания и факты. На основе анализа имеющейся литературы и архивных данных по данной проблеме автор раскрывает исторические события, которые происходили на территории обитания каракалпаков в 30-4-0-е гг. XVIII в. В предлагаемой работе делается вывод об определяющей ролиродоплеменных отношений в управлении каракалпакским обществом. Указываются основные причины отсутствия централизованного государства у каракалпаков в XVIII в. Поскольку в этот период в каракалпакском обществе ханов выбирали только из представителей династии чингизидов, они представлены в статье в качестве формальных обладателей ханской власти. Проанализированы результаты перехода каракалпаков в прямое подданство России. Системный анализ комплекса источников дает возможность достаточно глубоко и всесторонне изучить исследуемую проблему. Ввиду того, что многие источниковые сведения приблизительны и несистематизированы, а некоторые исследования чаще носят субъективный и обобщающий характер, часть информации подверглась проверке и сопоставлению с другими источниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND POLITICAL DEVELOPMENT OF THE KARAKALPAKS IN THE FIRST HALF OF THE XVIII CENTURYAFTER THE MATERIALS OF THE ORENBURG EXP EDITION

Tliis article attempts to analyze the socio-political situation of the Karakalpaks in the XVIIIth century. Among the actual problems of the history of Karakalpakstan, one of the central places is occupied by the study of the history of the Karakalpaks in the documents of the Orenburg expedition. In this article, the author, without claiming to be exhaustive, made an attempt to recreate the history of socio-political life of the Karakalpaks of the XVIIIth century, using mainly published works and documents of the Orenburg expedition. The historiographical basis of the research is the works of pre-revolutionary, Soviet and modern historians devoted to the history of the Karakalpaks of the XVIIIth century. When writing the article, the main was the method of historicism, which allows us to reveal the dynamics of the development of the Karakalpak society of the XVIIIth century, and special emphasis was placed on objectivity and a number of other theoretical and methodological principles. The main source base for the history of the Karakalpaks of the XVIIIth century is the materials of the Orenburg expedition. Their study as a carrier of historical information, in turn, allows us to get new knowledge and facts. Based on the analysis of the available literature and archival data on this issue, the author reveals the historical events that took place on the territory of the Karakalpaks during the Orenburg expedition. The paper deals with the defining role of tribal relations in the management of Karakalpak society. The main reasons for the lack of a centralized state among the Karakalpaks of the XVIIIth century are indicated. Since during this period in the Karakalpak society khans were chosen only from representatives of the Genghisid dynasty, they are presented in the article as the formal owners of the Khan’s power. The results of the transition of Karakalpaks to direct citizenship of Russia are analyzed. The system analysis of the complex of sources made it possible to study the problem in a sufficiently deep and comprehensive manner. Due to the fact that many sources of information are approximate and unsystematic, and some studies are more often subjective and generalizing, some of the information had to be checked and compared with general and specific data.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАРАКАЛПАКОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА ПО МАТЕРИАЛАМ ОРЕНБУРГСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ»

НАУЧНАЯ СМЕНА

А.Т. Сапарниязов

DOI 10.24411/2223-0564-2020-10412

УДК 93/94

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАРАКАЛПАКОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА ПО МАТЕРИАЛАМ ОРЕНБУРГСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Аннотация

В данной статье предпринята попытка проанализировать социально-политическое положение каракалпаков в XVIII веке. Среди актуальных проблем истории Каракалпакстана одну из центральных мест занимают вопросы изучения истории каракалпаков в документах Оренбургской экспедиции. В данной статье предпринята попытка воссоздать историю социально-политической жизни каракалпаков XVIII века, используя в основном издаваемые труды и документы Оренбургской экспедиции. Историографической основой исследования явились работы дореволюционных, советских и современных историков, посвященные истории каракалпаков XVIII в. При написании статьи основным выступил метод историзма, позволяющий! раскрыть динамику развития каракалпакского общества XVIII в., а также особый упор был сделан на объективность и ряд другихтеоре-тико-методологических принципов. Основной источниковой базой по истории каракалпаков XVIII в. являются материалы Оренбургской экспедиции. Их изучение позволяет получить новые знания и факты. На основе анализа имеющейся литературы и архивных данных по данной проблеме автор раскрывает исторические события, которые происходили на территории обитания каракалпаков в 30-4-0-е гг. XVIII в. В предлагаемой работе делается вывод об определяющей ролиродоплеменных отношений в управлении каракалпакским обществом. Указываются основные причины отсутствия централизованного государства у каракалпаков в XVIII в. Поскольку в этот период в каракалпакском обществе ханов выбирали только из представителей династии чингизидов, они представлены в статье в качестве формальных обладателей! ханской власти. Проанализированы результаты перехода каракалпаков в прямое подданство России. Системный анализ комплекса источников дает возможность достаточно глубоко и всесторонне изучить исследуемую проблему. Ввиду того, что многие источниковые сведения приблизительны и несистематизированы, а некоторые исследования чаще носят субъективный и обобщающий характер, часть информации подверглась проверке и сопоставлению с другими источниками.

Ключевые слова: каракалпаки, каракалпакское общество, Оренбургская экспедиция, XVIII век, родопле-менные отно1пения,социально-политическая организация, ханская власть

Azizbek Т. Saparniyazov

SOCIAL AND POLITICAL DEVELOPMENT OF THE KARAKALPAKS IN THE FIRST HALF OF THE XVIII CENTURY AFTER THE MATERIALS OF THE ORENBURG EXP EDITION

Abstract

This article attempts to analyze the socio-political situation of the Karakalpaks in the XVIIIth century. Among the actual problems of the history of Karakalpakstan, one of the central places is occupied by the study of the history of the Karakalpaks in the documents of the Orenburg expedition. In this article, the author, without claiming to be exhaustive, made an attempt to recreate the history of socio-political life of the Karakalpaks of the XVIIIth century, using mainly

Азизбек Турганбаевич (Сапарниязов, младший научный сотрудник, Каракалпакский научно-исследова-телъский институт гуманитарные наук Каракалпакского отделения Академии наук Республики Узбекистан (Нукус), e-mail: aziz_saparniyazov@mail.ru

Azizbek T. Saparniyazov, Junior Researcher, Karakalpak Research Institute of the; Humanities of the Karakalpak Branch of the Academy of Sciences of the Republic ofUzbekistan (Nukus), e-mail: aziz_saparniyazov@mail. ru

© А.Т. Сапарниязов, 2020

published works and documents of the Orenburg expedition. The historiographical basis of the research is the works of pre-revolutionary, Soviet and modern historians devoted to the history of the Karakalpaks of the XVIIIth century. When writing the article, the main was the method of historicism, which allows us to reveal the dynamics of the development of the Karakalpak society of the XVIIIth century, and special emphasis was placed on objectivity and a number of other theoretical and methodological principles. The main source base for the history of the Karakalpaks of the XVIIIth century is the materials of the Orenburg expedition. Their study as a carrier of historical information, in turn, allows us to get new knowledge and facts. Based on the analysis of the available literature and archival data on this issue, the author reveals the historical events that took place on the territory of the Karakalpaks during the Orenburg expedition. The paper deals with the defining role of tribal relations in the management of Karakalpak society. The main reasons for the lack of a centralized state among the Karakalpaks of the XVIIIth century are indicated. Since during this period in the Karakalpak society khans were chosen only from representatives of the Genghisid dynasty, they are presented in the article as the formal owners of the Khan's power. The results of the transition of Karakalpaks to direct citizenship of Russia are analyzed. The system analysis of the complex of sources made it possible to study the problem in a sufficiently deep and comprehensive manner. Due to the fact that many sources of information are approximate and unsystematic, and some studies are more often subjective and generalizing, some of the information had to be checked and compared with general and specific data.

Key words: Karakalpaks, Karakalpak society, Orenburg expedition, XVIIIth century, tribal relations, sociopolitical organization, Khan 's power

История народов Центральной Азии, в том числе, и каракалпаков на протяжении XVIII столетия была тесно сопряжена с царской Россией. Доказательством тому являются материалы Оренбургской экспедиции, которые детально описывают историю каракалпаков и их соседей. Изучение этих документов имеет для исследования истории каракалпаков большое научное и практическое значение. Более того, на наш взгляд, именно они в настоящее время и являются основной источниковой базой по истории каракалпаков XVIII в.

Материалы Оренбургской экспедиции, в основном, состоят из законодательных актов царского правительства, донесения официальных лиц, побывавших в каракалпакских степях, документов, исходящих от должностных лиц, старшин, биев, а также из издаваемых трудов участников этой экспедиции.

Издаваемые труды Оренбургской экспедиции представляют собой исторические источники, содержащие богатый фактический материал о природе каракалпакских земель, об общественно-политической жизни полукочевого населения. Участники Оренбургской экспедиции приводят уникальные сведения о родовых группах каракалпаков, их обрядах, традициях, а также о взаимоотношениях с соседними народами. В своих путевых записках и отчетах они подробно описали хозяйство, основные маршруты кочевок, развитие торговли и земледелия. Большинство данных описывают различные ландшафтные зоны, через которые проходил путь многих российских дипломатических миссий и торговых караванов. Благодаря этим описаниям стали известны упоминания оригиналь-

ных названий географических местностей, которые были увидены ими.

Каракалпакский народ в первой половине XVIII в. вел полукочевой образ жизни и состоял из двух частей: верхних каракалпаков, кочующих около города Туркестана, на берегах реки Чирчик, берущей начало в горах джунгарских кочевий, и нижних каракалпаков, кочующих на восточной стороне Аральского моря по берегам Сырдарьи, «где и хлеб пашут, почему живут более в одном месте, да и кочуют не отдаляясь от оной реки Сырдарьи; ружье имеют они огненное с фитилем, которое сами делают, так же и в Хиве покупают, а селитру и порох делают сами же и киргиз-кайсакам продают. Они же имеют сайдаки, коня и сабли. Содержание их и богатство состоит более в скотоводстве... Они упражняются также и в ловле зверей и потому находятся у них волки, лисицы, корсаки, барсы и другие звериные кожи. А лошадей у них весьма мало, чего ради в работы, и в разъезды, и в телеги принуждены они больше употреблять быков. В протчем оной каракалпацкой народ из тамошних степных кочевых народов состояния спокойнейшего и к воровству не склонен» [3, с. 225].

Генерал-майор А.И. Тевкелев, один из первых участников Оренбургской экспедиции, в бытность его в 1732 г. в киргиз-кайсакской орде, писал в коллегию иностранных дел, что в каракалпакской «орде до 10 000 кибиток быть имеет, да и они сами объявляют, якобы и военных людей до 40 000 набраться у них может» [3, с. 225].

Из материалов Оренбургской экспедиции, можно узнать, что в XVIII в. родоплеменная знать кара-

калпаков фактически управляла своими сородичами: «какие случаются дела, то отправляют. бии и старшины» [14, с. 19-20]. Исходя из этого положения, представители царской России писали свои грамоты и письма не только к каракалпакским ханам, но и к бекам, батырам, а также старшинам.

На наш взгляд, именно из-за господства ро-доплеменных отношений, у каракалпаков XVIII в. не сложилось централизованного государства. Вместе с тем, это положение мешало преодолеть сложившийся сепаратизм и координировать экономическую и социально-политическую жизнь каракалпаков. Мы думаем, что в данной ситуации сила ханской власти у каракалпаков зависела от того положения, насколько крепкими и тесными были внутриполитические связи хана с его султанами, шейхами, аксакалами и т.д.

Формирование такой самобытной структуры социально-политической организации было вызвано стремлением упорядочить отношения разных родовых общин по вопросу землепользования, межродовых конфликтов, а также взаимоотношений с соседними народами и государствами.

В каракалпакском обществе ханов выбирали только из представителей династии чингизидов (торе). Статус хана передавался от отца к сыну. Как правило, только дети, братья или внуки становились законными наследниками хана. В основе механизма наследования лежал принцип меритократии, согласно которому ханами избирались лица, обладавшие незаурядным умом и реальным политическим влиянием в обществе. Такое влияние у каракалпаков имели обычно предводители наиболее крупных и сильных племен. Поэтому носителями верховной власти становились главным образом представители торе, стоявшие во главе наиболее могущественных племенных образований. Таким образом, формально обладателями ханской власти в каракалпакском обществе в XVIII в. являлись представители торе. На русский язык «торе» переводится как правитель. Через них казахские ханы реализовывали свою политику на территории Каракалпакии.

При казахском хане Тауке (1680-1718 гг.) каракалпаками некоторое время управлял один из его сыновей и некий Сасык-бий [5, с. 490-492]. По данным каракалпакского историка, академика С. Камалова, Сасык бий (1598-1698 гг.) был сыном Сапар Момин из каракалпакского рода кипчак майлы балта. И согласно утверждению ученого, при хане Тауке Сасык бий управлял каракалпаками на протяжении 18 лет (1680-1698 гг.) [9, с. 22].

Русские документы, относящиеся к 1694 г., называют в качестве правителя каракалпаков Табурчак султана. В 1709 г. упоминается в качестве хана кара-

калпаков Каип-султан, сын Табурчака» [13, с. 376]. Чуть позже, в 10-40 гг. XVIII в. каракалпаки находились под властью казахского хана Младшего жуза Абулхаира.

Академик С. Камалов писал, что в начале XVIII в. каракалпаки действительно находились в политической зависимости от казахов: «В 3040-х гг. XVIII в. каракалпаки были под властью хана Младшего жуза Абулхаира. Они осуществляли свою власть над каракалпаками при помощи местных представителей господствующего класса - биев, баев, духовенства» [8, с. 29].

Как мы выше отмечали, в конце XVII в. правителем каракалпаков был один из представителей династии Кучума, а в 1720 г. - казахский царевич Семеке. Трудно с уверенностью установить происхождение каракалпакских ханов Ишим-Мухаммеда, Гаип хана и их родственников, упоминаемых в документах Оренбургской экспедиции. Но, во всяком случае, надо отметить, что, ни местные, ни пришлые ханы не имели реальной власти среди населения.

Доказательством тому может быть следующий пример, когда Ишим-Мухаммед жаловался в грамоте, отправленной к Петру I, на нападения, которые совершали каракалпаки в русские города. В этой ситуации Ишим-Мухаммед всего лишь мог обещать, «как возможность будет, их, каракалпаков своего владения, от того отвращать» [6, с. 128].

Здесь стоит отметить, что до прихода русских в 1860-1870-е гг. в каждом среднеазиатском государственном образовании (ханстве, эмирате) была своя собственная номенклатура и иерархия статусных позиций или категорий, на которые делилось население. Человек и группа людей, перемещаясь в другой культурно-исторический регион, расставались с прежними иерархиями и номенклатурами и легко принимали новые. Такая пластичность самосознания диктовалась жизненной необходимостью: в достаточно экстремальных условиях (скудность ресурсов для выживания, постоянные войны, миграции и т.д.) любой человек и любая группа должны были использовать механизмы, с помощью которых они могли искать более могущественных патронов, принимать их покровительство и находить, или менять, свое место в политических и военных союзах [1, с. 98].

В каракалпакском обществе ханская власть разделилась между несколькими людьми, связанными родственными отношениями, и этот фактор тоже способствовал ее слабости. В XVIII в. у каракалпаков упоминается одновременно сразу несколько ханов. О внутреннем порядке правления у каракалпаков один из участников Оренбургской экспедиции Гла-дышев сообщал, что: «Напредь сего было в каракал-

пацком народе по нескольку ханов, но ныне, сколько у них оных, о том неизвестно» [3, с. 226].

Сведения такого же содержания имеются и в другом источнике. 26 июля 1743 г. в аудиенции Коллегии иностранных дел Гладышев во время своего описания каракалпаков отмечает, что у каракалпаков два хана: Гаип хан и Ырыскул хан [15, с. 55].

В этот период в политической жизни каракалпаков главную роль играли такие старинные города-крепости, как Сыгнак, расположенный в нижнем течении Сырдарьи. Позже именно такую роль в судьбе каракалпаков сыграла старинная крепость-город Джанкент, расположенная на протоке нижней Сыр-дарьи - Ак-Озеке. В 1743 г. именно из этого района владетели каракалпаков вели переписку с русским государством [11, с. 24].

В 40-х гг. XVIII в. некий Султанмурат становится ханом «верхних» каракалпаков. По письменным источникам, он был выходцем из башкир, поэтому вместе с ним стали приезжать много башкир, которые бежали из России [7, с. 211]. Башкиры повлияли на «верхних» каракалпаков не соглашаться с политикой «нижних» каракалпаков. А политика «нижних» каракалпаков в отличие от «верхних» была ориентирована на Россию. Наместник Оренбургского края И.И. Неплюев в донесении в Государственную коллегию иностранных дел писал об этом следующее: «Султан Муратхан того народа «верхних» каракалпаков оному владельцу сына своего в аманаты отдал и старался де он Султан Мурат, чтобы и нижних каракалпак, Ея Императорского Величества подданных, в подданство того же владельца привлечь» [4, с. 179].

В этой же обстановке, стала усиливаться тенденция к освобождению каракалпаков из-под влияния Абулхаир-хана, и каракалпаки начинают вести переговоры с русским правительством о непосредственном переходе в подданство России. С этой целью в 1743 г. в Петербург было отправлено посольство каракалпаков, возглавляемое Маман-батыром. В августе 1743 г. каракалпакские послы прибыли в Петербург и были приняты императрицей Елизаветой. На приеме глава посольства Маман-батыр просил «о содержании их со всем народом в высочайшей императорской милости». С ответным словом выступил государственный канцлер А.П. Бестужев-Рюмин, который от имени царского правительства объявил о принятии каракалпаков в подданство России [10, с. 9]. Каракалпакским послам была вручена грамота, в которой говорилось: «Вашу к нам верную подданность милостиво поваляем и приемлем все в числе наших подданных и обнадеживаем нашею императорскую высочайшею милостью» [2, л. 77-78]. Но после этого каракалпаки должны были платить налог царскому правительству.

Вслед за переходом каракалпаков в прямое подданство России начались агрессивные нападения Абулхаира. Он опасался того, что каракалпаки после освобождения от его влияния, могут превратиться в опасных для себя противников и ближних союзников России.

Зимой 1743 г. когда каракалпакские послы находились еще в пути из Петербурга, казахский хан Абулхаир напал на каракалпакские аулы и разорил их. Затем он ограбил послов, когда они проезжали через его владения, насильственно отобрал грамоту о принятии подданства России.

Таким образом, под влиянием Абулхаир-хана тесная связь каракалпаков с Россией, продолжавшаяся до конца 1743 г., была прервана окончательно. В Оренбурге русское правительство сообщало об этом, что «...сей народ оным ханом и киргиз-кайсаками еще утесняем и разоряем был и в такое бедное состояние приведен, что после того в Оренбург почти никто из них не езживал» [12, с. 215].

Каракалпаки, совершенно разоренные и вынужденные силою обстоятельств устремиться на Яны-дарью в районы к юго-востоку от Аральского моря, к границам Хивы, попали в полную зависимость от Хивы, а впоследствии и бухарского хана (1754 г.). Этот период в истории каракалпакского народа - история злейшей эксплуатации и раздробления единства народа. Каракалпаки были расселены по разным территориям Средней Азии [3, с. 227].

Со второй половины XVIII в., когда прекратилась зависимость каракалпаков от казахов, уже не встречается упоминаний о каракалпакских ханах. Таким образом, ханская власть у каракалпаков не укоренилась в местных общественных условиях [6, с. 129].

В результате слабой дифференцированности сфер общественно-политического управления, происходило рассеивание власти, что приводило к децентрализации всего каракалпакского общества и непрочности его государственных образований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашин С. Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности. СПб.: Алетейя, 2007. 304 с.

2. Архив внешней политики России. Фонд «Каракалпакские дела». Оп. 117/1. Д. 1. Л. 77-78.

3. Бирзе А. К истории каракалпаков XVIII века. Красный архив. Т. 6. № 91. М., 1938. 284 с.

4. Бирзе А. К истории каракалпаков XVIII века. Красный архив. Т. 1. № 92. М., 1939. 233 с.

5. Жданко Т. Предание о Батыре-хане // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Т. 1. М.: АН СССР, 1952. 652 с.

6. История народов Узбекистана. В 2-х т. Т. 2. Ташкент: Издательство АН УзССР, 1947. 517 с.

7. Казахско-русские отношения в XV-XVIII вв. Алма-Ата, 1961. 743 с.

8. Камалов С. Каракалпаки в XVIII-XIX веках (к истории взаимоотношений с Россией и среднеазиатскими ханствами). Ташкент: Фан, 1968. 328 с.

9. Камалов С. Каракалпаклардын халык болып кэлиплесиуи х,эм оньщ мэмлекетлигинин тарийхы-нан. Нукус, 2001. 102 с.

10. Камалов С., Косбергенов Р., Косымбетов И. Навеки вместе (к 100-летию добровольного присоединения Каракалпакии к России). Нукус: Каракал-пакстан, 1973. 159 с.

11. Камалов С., Уббиниязов Ж., Кощанов А. Из истории взаимоотношений каракалпаков с другими народами Средней Азии и Казахстана в XVII -начале XX в. (Очерк политических, экономических и культурных связей). Ташкент: Фан, 1988. 108 с.

12. Материалы по истории каракалпаков. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1935. 299 с.

13. Памятники сибирской истории XVIII века. Кн. 1. СПб., 1882. 551 с.

14. Ханыков Я. Поездка из Орска в Хиву и обратно, совершенная в 1740-1741 годах поручиком Гладышевым и геодезистом Муравиным. Географические известия Императорского Русского Географического Общества. Вып. 4. Отд. 2. СПб., 1851. 88 с.

15. Юсупов О. Жэнибек батыр, Маман батыр, Мурад шайых, Азиз баба, Коразбек бий-аталык, Хожамурат бий х,эм Теремурат бий-суфылар яма-са «Майлы шенгел» етмишинен дереклер. Нукус: Каракалпакстан, 1993. 104 с.

REFERENCES

1. Abashin, S. Nacionalizmy v Srednej Azii: v poiskah identichnosti [Nationalisms in Central Asia: in search of identity]. Saint Petersburg: Aleteia, 2007. 304 p. (in Russ.).

2. Arhiv vneshnej politiki Rossii. Fond «Karakalpakskie dela» [Archives of Russian foreign роНсу. "The Karakalpak Affairs" Fund]. Bordereau 117/1. Individual File 1. Sheet 77-78 (in Russ.).

3. Birze, A. K istorii karakalpakov XVIII veka. Krasnyj arhiv [To the history of Karakalpaks of the XVIIIth century]. Mos^w, 1938. Vol. 6. No. 91. 284 p. (in Russ.).

4. Birze, A. K istorii karakalpakov XVIII veka. Krasnyj arhiv [To the history of Karakalpaks of the XVIIIth century]. Mos^w, 1939. Vol. 1. No. 92. 233 p. (in Russ.).

5. Zhdanko, T. Predanie o Batyre-hane. Trudy Horezmskoj arheologo-etnograficheskoj ekspedicii [The Legend of Batyr Khan. Works of the Khorezm archaeologkal and ethnographk expedition]. Vol. 1.

1952. 652 p. (in Russ.).

6. Istoriya narodov Uzbekistana [History of the peoples of Uzbekistan]. In 2 vol. Vol. 2. Tashkent: Publishing house of the UzSSR Academy of Sciences, 1947. 517 p. (in Russ.).

7. Kazahsko-russkie otnosheniya v XV-XVIII vv. [Kazakh-Russian relations in the XV-XVIII centuries]. Alma-Ata, 1961. 743 p. (in Russ.).

8. Kamalov, S. Karakalpaki v XVIII-XIX vekah (k istorii vzaimootnoshenij s Rossiej i sredneaziatskimi hanstvami) [Karakalpaks in the XVIII-XIX centuries (on the history of relations with Russia and the Central Asian khanates). Tashkent: Fan, 1968. 328 p. (in Russ.).

9. Kamalov, S. Qaraqalpaqlardyn' halyq bolyp qaliplesiwi h'a'm onyn' ma^mleketliginin' tarijhynan [From the history of the formation of the state of the Karakalpak people]. Nukus, 2001. 102 p. (in Karakalpak).

10. Kamalov, S., Kosbergenov, R., Kosymbetov, I. Naveki vmeste (k 100-letiyu dobrovol'nogo prisoedineniya Karakalpakii k Rossii [Together Forever (to mark the 100th anniversary of the voluntary accession of Karakalpakstan to Russia)]. Nukus: Karakalpakstan, 1973. 159 p. (in Russ.).

11. Kamalov, S., Ubbiniyazov, Zh., Koshchanov, A. Iz istorii vzaimootnoshenij karakalpakov s drugimi narodami Srednej Azii i Kazahstana v XVII- nachale XX vv. (Ocherk politicheskih, ekonomicheskih i kul'turnyh svyazej) [From the history of Karakalpak relations with other peoples of Central Asia and Kazakhstan in the XVII - early XX centuries (An Essay on political, economic and cultural relations)]. Tashkent: Fan, 1988. 108 p. (in Russ.).

12. Materialy po istorii karakalpakov [Materials on the history of Karakalpaks]. Moscow-Leningrad, 1935. 299 p. (in Russ.).

13. Pamyatniki sibirskoj istorii [Monuments of the Siberian history]. Book 1. Saint Petersburg: 1882. 551 p. (in Russ.).

14. Hanykov, Ya. Poezdka iz Orska v Hivu i obratno, sovershennaya v 1740-1741 godah poruchikom Gladyshevym i geodezistom Muravinym. Geograficheskie izvestiya Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo Obshchestva [A trip from Orsk to Khiva and back, made in 1740-1741 by Lieutenant Gladyshev and surveyor Muravin. Geographical news of the Imperial Russian Geographical Society]. St. Petersburg: 1851. Issue. 4. Otd. 2. 88 p. (in Russ.).

15. Yusupov, O. Zha'nibek batyr, Maman batyr, Murad shajyh, Aziz baba, Qorazbek bij-atalyq, Hozhamurat bij h'a'm To'remurat bij-sufylar yamasa «Majly shen'gel» o'tmishinen derekler [Zhanibek Batyr, Maman Batyr, Murat Sheikh, Aziz Baba, Korazbek Bey-atalyk, Khojamurat Bey and To'remurat Bey-Sufis' from the past Maila shengel]. Nukus: Karakalpakstan, 1993. 104 p. (in Karakalpak).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.