Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ УЧИТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ В.: ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА'

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ УЧИТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ В.: ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / СТАТИСТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ДНЕВНИКИ И ВОСПОМИНАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Острога Валентина Михайловна

В статье дается описание источников, разнообразных по содержанию и характеру, используемых для изучения проблемы общественно-политического движения учительства Беларуси во второй половине Х1Х - начале ХХ в. Подчеркивается, что источниковая база служит не только важным средством исторического познания неизвестных фактов и событий, но порой используется для переосмысления и уточнения выводов, которые были сделаны предыдущими исследователями. Автор анализирует опубликованные и неопубликованные документы и материалы, которые условно делит на несколько групп: законодательные акты Российской империи, материалы официального делопроизводства, статистические документы, источники личного происхождения, периодическая печать. Обращается внимание на то, что всесторонне и комплексное изучение научной проблемы требует введения в научный оборот в первую очередь неопубликованных документов, которые хранятся в исторических архивах Беларуси, Литвы и России. Определяются информационные возможности и содержательная насыщенность данных материалов, которые в большинстве своем написаны с позиций официальной идеологии и содержат своебразную печать эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-POLITICAL MOVEMENT OF TEACHING IN BELARUS IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURES: SOURCE BASE

The article describes the sources, diverse in content and nature, used to study the problem of the socio-political movement of teaching in Belarus in the second half of the XIX - early XX centuries. It is emphasized that the source base is not only an important means of historical knowledge of unknown facts and events, sometimes it is also used to rethink and clarify the conclusions that were made by previous researchers. The author analyzes published and unpublished documents and materials, which are conditionally divided into several groups: legislative acts of the Russian Empire, official records, statistical documents, sources of personal origin, periodicals. Attention is drawn to the fact that a comprehensive and complex study of a scientific problem requires the introduction into scientific circulation, first of all, of unpublished documents that are stored in the historical archives of Belarus, Lithuania and Russia. The informational possibilities and content richness of these materials are determined, which are mostly written from the standpoint of the official ideology and contain a kind of stamp of the era.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ УЧИТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ В.: ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА»

УДК 37/014(476)«18/19»:94

В. М. Острога

Белорусский государственный технологический университет

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ УЧИТЕЛЬСТВА БЕЛАРУСИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ В.: ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА

В статье дается описание источников, разнообразных по содержанию и характеру, используемых для изучения проблемы общественно-политического движения учительства Беларуси во второй половине Х1Х - начале ХХ в. Подчеркивается, что источниковая база служит не только важным средством исторического познания неизвестных фактов и событий, но порой используется для переосмысления и уточнения выводов, которые были сделаны предыдущими исследователями. Автор анализирует опубликованные и неопубликованные документы и материалы, которые условно делит на несколько групп: законодательные акты Российской империи, материалы официального делопроизводства, статистические документы, источники личного происхождения, периодическая печать. Обращается внимание на то, что всесторонне и комплексное изучение научной проблемы требует введения в научный оборот в первую очередь неопубликованных документов, которые хранятся в исторических архивах Беларуси, Литвы и России. Определяются информационные возможности и содержательная насыщенность данных материалов, которые в большинстве своем написаны с позиций официальной идеологии и содержат своебразную печать эпохи.

Ключевые слова: исторические источники, законодательные акты, делопроизводственные материалы, статистика, педагогическая журналистика, дневники и воспоминания.

Для цитирования: Острога В. М. Общественно-политическое движение учительства Беларуси во второй половине Х1Х - начале ХХ в. // Труды БГТУ. Сер. 6, История, философия. 2021. № 1 (245). С. 28-32.

V. M. Ostroga

Belarusian State Technological University

SOCIO-POLITICAL MOVEMENT OF TEACHING IN BELARUS IN THE SECOND HALF OF THE 19th - EARLY 20th CENTURES: SOURCE BASE

The article describes the sources, diverse in content and nature, used to study the problem of the socio-political movement of teaching in Belarus in the second half of the XIX - early XX centuries. It is emphasized that the source base is not only an important means of historical knowledge of unknown facts and events, sometimes it is also used to rethink and clarify the conclusions that were made by previous researchers. The author analyzes published and unpublished documents and materials, which are conditionally divided into several groups: legislative acts of the Russian Empire, official records, statistical documents, sources of personal origin, periodicals. Attention is drawn to the fact that a comprehensive and complex study of a scientific problem requires the introduction into scientific circulation, first of all, of unpublished documents that are stored in the historical archives of Belarus, Lithuania and Russia. The informational possibilities and content richness of these materials are determined, which are mostly written from the standpoint of the official ideology and contain a kind of stamp of the era.

Key words: historical sources, legislative acts, office materials, statistics, educational journalism, diaries and memoirs.

For citation: Ostroga V. M. Soc^-political movement of teaching in Belarus in the second half of the 19th - early 20th centuries: source base. Proceedings of BSTU, issue 6, History, Philosophy, 2021, no. 1 (245), pp. 28-32 (In Russian).

Введение. Во второй половине XIX в. во всех сферах жизни Российской империи наблюдаются модернизационные процессы. Самодержавие, несмотря на осознание отсталости страны от передовых государств Запада и неизбежность реформ, в своем правлении демонстрировало приверженность к консервативно-патриархальным методам, стремилось всячески сохранить

старый режим и его социально-экономическую базу, постоянно запаздывая с назревшими в обществе преобразованиями. Социально-политические противоречия стремительно обострялись и грозили вылиться в революционный взрыв. В этих условиях интеллигенция, включая педагогическую, достаточно органично вписывалась в новую объективную реальность: раз-

вернулось широкое общественно-педагогическое движение за демократизацию народного образования, началось активное дискуссионное обсуждение острых проблем общественно-политической жизни на страницах печатных изданий, наблюдался процесс роста оппозиционности среди учительства, которое включалось и в «революционно-освободительное движение».

В современной историографии проблема общественно-политического движения учительства Беларуси во второй половине Х1Х -начале ХХ в. является малоизученной, комплексные исследования и вовсе отсутствуют. В этой связи неисчерпаемым ресурсом новой информации являются исторические источники, созданные людьми в процессе осознанной, целенаправленной деятельности. Общая совокупность их составляет «проекцию культуры во времени, сокровищницу человеческого знания и мирового опыта» [1, с. 5]. Понимание особенностей и условий их возникновения, критическая оценка и объективная интерпретация создают основу для успешного решения научной проблемы.

Основная часть. Несомненно, фундамент исследования данной проблемы создают письменные источники. По отношению к истории общественно-политического движения второй половины Х1Х - начала ХХ в. они достаточно многочисленные, в определенной степени уже обработанные и опубликованные. Среди них в первую очередь следует отметить фундаментальные издания, такие как «Документы и материалы по истории Белоруссии (1900-1917)» [2], «Хрестоматия по истории БССР» [3], «Хрестоматия по истории Белоруссии. С древнейших времен до 1917 г.» [4], «Хрестоматия по истории Беларуси. Часть 1. С древнейших времен до 1917 г.» [5]. Интересная документальная информация содержится в хрестоматийных изданиях «Антологии педагогической мысли Белорусской ССР» [6] и «Антологии по истории педагогики в России (первая половина ХХ века)» [7], а также в «Отчетах о состоянии учебных заведений и учреждений Виленского учебного округа» [8] (по годам), «Календарях для учителей» [9], «Памятных книжках губерний» [10], законодательных актах [11] и официальных документах центральной и местной власти (Полное собрание законов Российской империи, Свод законов российской империи, Сборник узаконений и правительственных распоряжений и др.), сборниках постановлений и распоряжений по Министерству народного просвещения [12], «Программах политических партий России. Конец Х1Х - начало ХХ в.» [13], «Стенографических отчетах Государственной Думы», материалах учительских съездов по народному образованию и др.

Вместе с тем комплексное изучение темы требует введения в научный оборот новых источников, и прежде всего архивных. Так как спектр исследования достаточно объемный и широкий, для решения научной проблемы необходимо привлечение архивных дел, которые хранятся в фондах Национального исторического архива Беларуси (НИАБ) в Минске (458, 705, 2254, 2261, 2416, 2496, 2499, 2507) и Гродно (ф. 38, 39, 84, 839, 842, 1186), Национальном историческом архиве Минской области (НГАМО) (ф. 323, 324), Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства (БГАМЛиИ) (ф. 3), Литовском государственном историческом архиве (ЛГИА) в Вильнюсе (ф. 567, 568, 569, 574, 719), Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, (ЦГИА СПб) (ф. 44, 53, 139, 218, 412).

Определяя информационные возможности и содержательность документов и материалов, использование которых дает возможность исследовать общественно-политическое движение учителей Беларуси во второй половине Х1Х - начале ХХ в., можно выделить несколько групп: законодательные акты Российской империи, материалы делопроизводства, статистические документы, периодическая печать и документы личного происхождения.

К первой группе исторических источников относятся законодательные акты, которые отражают официальную сторону государственной политики в сфере народного просвещения и учительской интеллигенции. Их комплексное использование и сравнительный анализ дает возможность проследить эволюцию школьной политики правительства (включая кадровую политику), а также ее новые тенденции и направления под влиянием исторических реалий второй половины Х1Х - начала ХХ в. в первую очередь революционно-освободительного движения. К этому типу нормативно-правовых актов относятся Устав о гражданской службе по определению от правительства, уставы учебных заведений и учреждений ведомства Министерства народного просвещения, а также Указы правительствующего сената и др. Они являются фундаментальным правовым основанием изучения социально-правового статуса учительства, круга их прав и обязанностей.

Вторую группу исторических источников составляют документы официального делопроизводства, которые отличаются высоким уровнем информативности. Они представлены организационно-распорядительной документацией (циркулярами, инструкциями, правилами, протоколами, программами, распоряжениями, предписаниями, приказами), деловой перепиской (рапортами, записками, донесениями,

прошениями, докладами) и информационно-отчетными документами (справками, докладами, отчетами, сведениями). Особое место среди них занимают приказы, постановления и распоряжения Министерства народного просвещения, циркуляры управления Виленского учебного округа, отчеты и донесения о состоянии учебных заведений, которые содержали различные указания по организации учебно-воспитательного процесса в различных типах учебных заведений. В инструкциях определялись полномочия педагогических советов учебных заведений, инспекторов и наблюдателей, обязанности учителей по отношению к «учебному начальству», священникам, родителям учеников, а также правила, которыми должны были руководствоваться учителя не только осуществляя учебно-воспитательный процесс, но и в повседневной жизни. Этими документами также устанавливались определенные нормы и границы в коммуникации как с различными группами местной общественности, так и с представителями социально-политических сил и течений. Рапорты и донесения училищным и окружным органам содержат информацию учителей не только о состоянии учебного дела, но и о визитах инспекторов и высокопоставленных лиц, о деятельности «тайных школ», настроениях местного общества и др. Особую ценность представляет сохранившаяся переписка (иногда с грифом «секретно») с губернскими жандармскими управлениями и директорами (инспекторами) о политической и нравственной «неблагонадежности» учителей и учащихся, различных «случаях и происшествиях», включая распространение «крамольной и политической» литературы и прокламаций, открытые призывы и агитацию к протестным антиправительственным выступлениям против самодержавия, за демократические преобразования в стране, в том числе в сфере народного образования. Переписка (рапорты, донесения, отчеты, прошения, ходатайства и др.) дает представление о сложившейся общественно-политической ситуации в стране в целом и различных уездах губерний в частности, степени активности региональных политических объединений и организаций, а также позволяет в определенной степени проследить настроения и динамику политических воззрений педагогической интеллигенции, ее реакцию на происходящие события, особенно в начале ХХ в.

Значимым источником исследования проблемы являются статистические материалы, которые представлены в первую очередь материалами однодневной переписи начальных школ в империи 1911 г., адрес-календарями, памятными книжками губерний и дирекций народных

училищ, многочисленными и разнообразными отчетами по годам всех типов учебных заведений и по управлению Виленским учебным округом в целом, а также отчеты педагогических обществ взаимопомощи. Они дают возможность более точно и полно оценить динамику состояния народного образования используя конкретные данные о численности учебных заведений, количестве «учащих» и учащихся и их взаимоотношениях, включая кадровые изменения, статистику знаменательных событий, формы поддержки и взаимопомощи учительства и конкретные результаты. Важную информацию содержит и земская статистика: не только количество учителей, уровень образования, социальное происхождение, семейное положение, уровень зарплаты и др., но и конкретные данные по организации учебного процесса и внеклассной деятельности, организации быта и повседневной жизни. Стенографические отчеты заседаний Государственных Дум позволяют выяснить не только конкретные цифры и данные по итогам голосования, но и выявить позиции представителей педагогического мира по различным актуальным вопросам социально-политического и экономического развития государства, т. е. используя информацию, содержащуюся в материалах статистики, можно провести не только количественный, но и качественный анализ изменения ключевых аспектов проблемы.

Богатый и разнообразный материал содержится в периодической печати, которая составляет самостоятельную группу источников по изучению общественно-политического движения учительства Беларуси. Дореволюционные периодические издания (Губернские и Епархиальные ведомости, «Минский листок», «Наша доля», «Наша нива» и др.) на фоне освещения основных направлений общественно-политической и социально-экономической жизни содержали публикации о состоянии народного образования, включая проблему подготовки учителей, его социально-правового статуса и участия в общественной жизни. Ценные материалы для изучения темы содержит непосредственно отраслевая журналистика - педагогическая. В конце Х1Х - начале ХХ в. в России выходило большое количество периодических изданий, посвященных вопросам преподавания и воспитания: «Народный учитель», «Русская школа», «Педагогический листок», «Русский начальный учитель», «Учительский вестник» и др. Кроме этого, в Беларуси распространялись официальные журналы: «Циркуляр по Вилен-скому учебному округу» и «Народное образование в Виленском учебном округе». Педагогические общества взаимопомощи учреждали и свои печатные органы: «Голос учителя», «Бе-

лорусский учитель», «Белорусский учительский вестник», «Педагогическое дело». Следует отметить, что они имели различную общественно-политическую и национально-культурную ориентацию. Это отразилось на их дальнейшей судьбе: те, которые отражали прогрессивные настроения белорусского учительства, были запрещены после выхода первых же номеров в связи с антиправительственным характером публикаций, а «Педагогическое дело» как журнал либерально-просветительного направления смог издать 12 номеров, но также был закрыт. Данные периодической печати отражают широкое разнообразие идей и взглядов авторов по различным проблемам тогдашней действительности, включая вопросы развития народного образования, содержат важную информацию о культурно-просветительной и общественной деятельности педагогов, фотографические материалы и др.

Значительный материал, который не отражен в официальных документах и периодике, содержится в источниках личного происхождения (мемуары, воспоминания, дневники, письма, эссе). Чаще всего их предметом является жизнь самого автора или близких, знакомых ему людей на фоне определенной исторической эпохи со всеми ее сложностями и противоречиями. Именно такой и была во второй половине XIX -начале XX в. Российская империя. Не будучи связаными формальными канонами, авторы приводят сведения, которые нельзя найти в официальных документах. Эти материалы, в том числе и безымянных авторов, как правило, носят доверительный, откровенный и правдивый ха-

рактер, помогают проникнуть в неповторимую атмосферу изучаемых событий, в определенной степени понять и почувствовать «дух времени», оценить степень внимания и активность участия в общественно-политической жизни [14, 15]. В этой связи ценность представляют литературно-художественные произведения и воспоминания Я. Колоса и И. Д. Горбачевского, письма товарищей по организации «Народная Воля» А. Е. Богдановичу и др. Авторский субъективизм, в данном случае учительства, к которому до недавнего времени исследователи-историки относились настороженно и весьма скептически, теперь осознается и воспринимается как способ более разностороннего и правдивого осмысления исторической действительности.

Заключение. Таким образом, всесторонний анализ и обобщение опубликованных и неопубликованных (архивных) исторических источников позволяют восстановить основные тенденции и направления общественно-политического движения учительства Беларуси во второй половине XIX - начале XX в. Вместе с тем следует иметь ввиду, что определенная часть документов и материалов рассматриваемого периода содержит своеобразную печать эпохи, которая в условиях самодержавия характеризовалась наличием политической цензуры, официальной идеологии и попытками унификации общественного сознания. Использование корпуса разнообразных по характеру и содержанию исторических источников, их критическое осмысление и сравнение позволят обеспечить решение научной проблемы, репрезентативность и объективность выводов.

Список литературы

1. Данилевский И. Н., Кабанов В. В., Медушевская О. М., Румянцева М. Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учеб. пособие. М.: Изд. Центр РГГУ, 2000. 701 с.

2. Документы и материалы по истории Белоруссии (1900-1917): в 3 т. / под ред. В. Н. Перцева. Минск: Изд-во АН БССР, 1953. Т. 3. 1018 с.

3. Xрестоматия по истории БССР : в 2 ч. / под ред. И. С. Кравченко. Минск: Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва просвещения БССР, 1961. Ч. 1. 156 с.

4. Xрестоматия по истории Белоруссии. С древнейших времен до 1917 г. / под ред. А. П. Игна-тенко, В. Н. Сидорцова. Минск: БГУ, 1977. 472 с.

5. Xрестоматия по истории Беларуси: в 2 ч. С древнейших времен до 1917 г. / сост. Я. И. Тре-щенок, К. М. Бондаренко. Минск: БГУ, 2008. Ч. 1. 610 с.

6. Антологии педагогической мысли Белорусской ССР / сост. Э. К. Дорошевич [и др.]. М.: Педагогика, 1986. 462 с.

7. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) / сост. А. В. Овчинников, Л. Н. Беленчук, С. В. Лыков. М.: Академия, 2000. 384 с.

8. Отчет о состоянии учебных заведений и учреждений Виленского учебного округа за 1914 год. Вильна: Тип. А. Г. Сыркина, 1914. 787 с.

9. Календарь для учителей / сост. Ф. Гельбке. СПб.: Изд-во Отто Кирхнер, 1905. 280 с.

10. Памятная книжка Витебской дирекции народных училищ за 1902/1903 уч. год. Витебск: Губ. тип., 1903. 69 с.

11. Полное собрание Законов Российской империи: в 33 т. Собр. 3-е. СПб., 1910. Т. 17. 732 с.

12. Сборник распоряжений по МНП. СПб.: Тип. «Север», 1907. 1904 с.

13. Программы политических партий России. Конец Х1Х - начало ХХ в. / сост. В. В. Кривень-кий, Н. Н. Тарасова, В. В. Журавлев, отв. ред. В. В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 1995. 464 с.

14. В. К. Тяжелая доля. Отрывки из «Дневника» учительницы (работавшей в Белоруссии). Витебск, 1903. 42 с.

15. Из школьной жизни. Письмо учительницы // Народное образование в Виленском учебном округе. 1908. № 4. С. 177-178.

References

1. Danilevskiy I. N., Kabanov V. V., Medushevskaya O. M., Rumyantseva M. F. Istochnikovedeniye: Teoriya. Istoriya. Metod. istochniki rossiyskoy istorii [Source Study: Theory. Story. Method. Sources of Russian history]. Moscow, Izd. Tsentr RGGU Publ., 2000. 701 p.

2. Pertsev V. N. Dokumenty i materialy po istorii Belorussii (1900-1917) [Documents and materials on the history of Belarus (1900-1917)]. Minsk, Izd-vo AN BSSR Publ., 1953, vol. 3. 1018 p.

3. Kravchenko I. S. Khrestomatiyapo istorii BSSR [Reader on the history of the BSSR]. Minsk, Gos. ucheb. ped. izd-vo Ministerstva prosveshcheniya BSSR Publ., 1961. 156 p.

4. Ignatenko A. P., Sidortsova V. N. Khrestomatiya po istorii Belorussii. S drevneyshikh vremen do 1917 g. [Reader on the history of Belarus. From ancient times to 1917]. Minsk, BGU Publ., 1977. 472 p.

5. Treshchenok Ya. I., Bondarenko K. M. Khrestomatiya po istorii Belarusi. S drevneyshikh vremen do 1917 g. [Reader on the history of Belarus: From ancient times to 1917]. Minsk, BGU Publ., 1977, 610 p.

6. Doroshevich E. K., Myatel'skiy M. S., Solntsev P. S. Antologii pedagogicheskoy mysli Belorusskoy SSR [Anthologies of pedagogical thought of the Byelorussian SSR]. Moscow, Pedagogika Publ., 2000.701 p.

7. Ovchinnikov A. V., Belenchuk L. N., Lykov S. V. Antologiya po istorii pedagogiki v Rossii (pervaya polovina ХХ veka) [Anthology on the history of pedagogy in Russia (first half of the twentieth century)]. Moscow, Akademiya Publ., 2000. 384 p.

8. Otchet o sostoyanii uchebnykh zavedeniy i uchrezhdeniy Vilenskogo uchebnogo okruga za 1914 god [Report on the state of educational institutions and institutions of the Vil'na educational district for 1914]. Vil'na, Tip. A. G. Syrkina Publ., 1914. 787 p.

9. Gel'bke F. Kalendar' dlya uchiteley [Calendar for teachers]. St. Petersburg, Izd. Otto Kirkhner Publ., 1905. 280 p.

10. Pamyatnaya knizhka Vitebskoy direktsii narodnykh uchilishch za 1902/1903 ucheb. god [Commemorative book of the Vitebsk directorate of public schools for 1902/1903 academic year. year]. Vitebsk, Gub. tip. Publ., 1903. 69 p.

11. Polnoye sobraniye Zakonov Rossiyskoy imperii [Complete collection of the Laws of the Russian Empire]. St. Petersburg, 1910, vol. 17. 732 p.

12. Sbornik rasporyazheniy po MNP [Collection of orders for MNE]. St. Petersburg, Tip. "Sever" Publ., 1907. 1904 p.

13. Kriven'kiy V. V., Tarasova N. N., Zhuravlev V. V. Programmy politicheskikh partiy Rossii. Konets Х1Х - nachalo ХХ v. [Programs of political parties in Russia. Late 19th - early 20th centuries]. Moscow, ROSSPEN Publ., 1995. 464 p.

14. V. K. Tyazhelaya dolya. Otryvki iz "Dnevnika" uchitel'nitsy (rabotavshey v Belorussii) [Heavy share. Excerpts from the "Diary" of a teacher (who worked in Belarus)]. Vitebsk, 1903. 42 p.

15. From school life. Teacher's letter. Narodnoye obrazovaniye v Vilenskom uchebnom okruge [Public education in the Vilnius educational district], 1908, no. 4, pp. 177-178 (In Russian).

Информация об авторе

Острога Валентина Михайловна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: ostroha@belstu.by

Information about the author

Ostroga Valentina Mikhailovna - PhD (History), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: ostroha@belstu.by

Поступила 14.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.