Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ В. (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА)'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ В. (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / УЧЕБНИК / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ЖУРНАЛ / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL INSTITUTION / TEACHER / PEDAGOGICAL LITERATURE / TEXTBOOK / MAGAZINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Острога Валентина Михайловна

В статье рассматривается проблема обеспечения учебно-воспитательного процесса в начальной школе Беларуси во второй половине Х1Х - начале ХХ в. необходимыми пособиями. Основное внимание уделяется подготовке и изданию учебной и специально-педагогической литературы, знакомство с которой повышало теоретический и методический уровень учителей начальной школы. Приведены конкретные примеры изданий, оценен вклад передовых авторов в сокровищницу педагогической литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ELEMENTARY SCHOOL OF BELARUS IN THE SECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY (PEDAGOGICAL LITERATURE)

The article deals with the problem of providing the educational process in primary schools in Belarus in the second half of the XIX - early XX centuries with the necessary manuals. The main attention is paid to the preparation and publication of educational and special-pedagogical literature, familiarity with which increased the theoretical and methodological level of primary school teachers. Specific examples of publications are given, and the contribution of leading authors to the Treasury of pedagogical literature is evaluated.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ В. (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА)»

24

Труды БГТУ, 2020, серия 6, № 2, с. 24-27

УДК 37.018(476)«18/19»

В. М. Острога

Белорусский государственный технологический университет

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ В. (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА)

В статье рассматривается проблема обеспечения учебно-воспитательного процесса в начальной школе Беларуси во второй половине Х1Х - начале ХХ в. необходимыми пособиями. Основное внимание уделяется подготовке и изданию учебной и специально-педагогической литературы, знакомство с которой повышало теоретический и методический уровень учителей начальной школы. Приведены конкретные примеры изданий, оценен вклад передовых авторов в сокровищницу педагогической литературы.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, учебное заведение, учитель, педагогическая литература, учебник, учебное пособие, журнал.

V. M. О81^а

Belarusian State Technological University

PROVIDING THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE ELEMENTARY SCHOOL OF BELARUS

IN THE SECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY

(PEDAGOGICAL LITERATURE)

The article deals with the problem of providing the educational process in primary schools in Belarus in the second half of the XIX - early XX centuries with the necessary manuals. The main attention is paid to the preparation and publication of educational and special-pedagogical literature, familiarity with which increased the theoretical and methodological level of primary school teachers. Specific examples of publications are given, and the contribution of leading authors to the Treasury of pedagogical literature is evaluated.

Key words: educational process, educational institution, teacher, pedagogical literature, textbook, textbook, magazine.

Введение. Новые социально-политические и экономические отношения в условиях становления буржуазного общества требовали подготовки квалифицированных рабочих кадров. Существующая во второй половине Х1Х в. система народного просвещения вступала в противоречие с возникшими запросами и вызовами времени. Несмотря на определенные прогрессивные сдвиги в сфере народного образования, численность учебных заведений росла медленно, а следовательно, уровень грамотности населения Беларуси оставался низким. Под влиянием развернувшегося общественно-педагогического движения поднимался вопрос о модернизации существующей системы образования, включая совершенствование учебно-воспитательного процесса. В этой связи вставала проблема обеспечения школ профессионально подготовленными учительскими кадрами: обеспечение высокого общетеоретического и профессионального уровней их подготовки в специально созданных педагогических учебных заведениях, повышение квалификации через обращение к науч-

но-педагогическому наследию, знакомство с передовыми методиками преподавания, практиковавшимися прогрессивными «учащими» стран Запада и Российской империи.

Основная часть. Организация учебно-воспитательной работы в учебных заведениях белорусских губерний была такая же, как и в центральной России. В первой половине XIX в. появились методические и дидактические сочинения, которые знакомили учителей с новейшими способами обучения, постепенно сменявшими прежние механические и схоластические приемы. Среди педагогических работ особого внимания заслуживало составленное Ф. И. Янковичем «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ Российской империи», в котором излагались требования, необходимые для эффективного ведения школьного дела. Педагогическая литература пополнялась учебниками и руководствами, которые соответствовали правилам дидактики и способствовали «должному и легкому» обучению и развитию учащихся.

Для начальных школ вплоть до 1871 г. не было учебных программ. «Временные правила» 1863 г. устанавливали только перечень учебных предметов без указания продолжительности обучения и количества отведенных часов. Фактически, как указывал попечитель Виленского учебного округа Корнилов И. П., в них, «кроме закона божия и арифметики, никаких других предметов отдельно не преподавалось», и только на уроках русского чтения учащиеся знакомились с отечественной историей и географией и приобретали «полезные для себя сведения и нравственные правила». В церковных школах учили молитвам, русскому и славянскому чтению, письму и арифметике. Учебниками служили преимущественно часословы и псалтыри. С середины 1860-х гг. вся учебная литература рецензировалась и допускалась в библиотеки учебных заведений только непосредственно министерством народного просвещения. Для начальных училищ в качестве основного учебника использовалась «Книга для чтения в народных училищах Виленского учебного округа» (1863 г.). В ней «преобладал материал религиозного характера, подобранный в соответствии с задачами русификации края в духе православия, самодержавия и официальной народности» [1, с. 408].

В своей профессиональной деятельности учитель должен был руководствоваться специально изданной «Инструкцией народным учителям Виленского учебного округа» 1863 г., которая определяла организацию учебно-воспитательного процесса и методы обучения. В 1860-е гг. педагоги использовали традиционные методы обучения. С 1870-х гг. все шире при обучении чтению применялся звуковой метод, а в преподавании арифметики - метод Грубе (начальное обучение счету на предметах). Набирали популярность руководства к обучению известных русских педагогов Пауль-сона И. И. и Золотова В. А., которые распространялись по каналам педагогической прессы: метод объяснительного чтения, буквослага-тельный, письменные задания и упражнения на счетах, разговорная практика. Пропагандировались принципы доступности и наглядности обучения.

Одними из первых изданий, увидевших свет после школьной реформы, были учебник Ушинского К. Д. «Родное слово» и книга для чтения Н. А. Корфа «Наш друг». Эти пособия были подготовлены на высоком методическом уровне, со знанием детской психологии и с учетом возрастных особенностей обучаемых. Богатое и интересное наполнение материала, который содержал, в том числе, и полезные практические сведения для сельского населе-

ния, способствовало развитию мышления и речи учащихся, мотивировало любовь к учению. Достаточно распространенными в сельской школе были учебники и книги для чтения Н. Ф. Буна-кова («Азбука и уроки для чтения», «Живое слово», «В школе и дома») и учебные книги Л. Н. Толстого под общим названием «Азбука», в которых была удачно представлена целостная система естественнонаучных и гуманитарных знаний. К лучшим учебникам того времени принадлежал и «Букварь» Д. И. Тихомирова [2].

Значительное влияние на содержание и методы работы сельской школы оказали «Букварь для письма и чтения» В. П. Вахтерова и книга для чтения «Мир в рассказах для детей» В. П. и О. Э. Вахтеровых, продолжавшие традиции лучших учебников для народной школы. В «Букваре» и методическом руководстве к нему закреплялось обучение детей чтению звуковым методом. Книга для чтения знакомила учащихся с лучшими образцами русской классической литературы: баснями И. А. Крылова, поэзией А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, произведениями Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. Большое внимание в ней уделялось естественно-географическим сведениям. «Мир в рассказах для детей» высоко ценился учителями за удачно подобранный дидактический материал, понятную и образную форму изложения, за меткие примеры и сравнения, облегчавшие усвоение знаний [3, с. 20-22].

Учебники и руководства, подготовленные прогрессивными педагогами и деятелями народного образования, оказывали позитивное влияние на повышение качества общеобразовательной подготовки детей, на их развитие и воспитание. К. Д. Ушинский подчеркивал, что «педагогическая литература вводит учителя в благородный круг мыслителей, посвятивших всю жизнь делу воспитания». Учитель также имел возможность популяризировать собственные достижения на педагогическом поприще и «не ограничиваться тесным кругом своей плодотворной деятельности. Его опыт, его мысль, которую он выработал в своей практике, новый вопрос, родившийся в его голове, - все это не останется в пределах его школы или, что еще хуже, не умрет в нем самом, но, появившись на литературном поприще, облетит все концы России, заглянет во все захолустья, где только есть школа, и вызовет сочувствие или спор в сотне его товарищей... может приобресть защитников и перейти в действительность не в тесных пределах одного класса или одной школы, но в обширных пределах общественного образования целого государства» [4, с. 36].

Вся самая необходимая учебная и педагогическая литература хранились в первую очередь

26

Обеспечение учебно-воспитательного пропесса в начальной школе Беларуси

в библиотеках начальных народных училищ. В конце XIX - начале XX в. во всех губернских и некоторых уездных городах стали открываться центральные учительские библиотеки. Такая библиотека была создана при 1-м Могилевском приходском училище (хранилось 70 экз. книг). Из отчета заведующего можно узнать, что учительницы в основном интересовались книгами педагогического характера и брали почитать «Великую дидактику» Каменского, «Методику русского языка» Стахова, «Методические указания» Зелинского, а учителя - преимущественно книги по естествознанию, истории, сельскому хозяйству: «Гигиена» Енько, «История Петра Великого» Полевого, «Русский огород» Шредера [5, л. 70].

С начала XX в. открываются педагогические музеи наглядных пособий. Первый такой музей появился при Управлении Виленского учебного округа 19 января 1903 г. Он состоял из двух главных отделов: собрания учебных пособий и коллекций для наглядного преподавания всех предметов курса низшей и средней школы и библиотеки, содержащей в себе издания периодической литературы, научные сочинения, руководства и учебники по предметам среднего и начального обучения. На 1 января 1915 г. в библиотеке музея были учебные пособия по Закону Божию, русскому языку, арифметике, геометрии, космографии, ботанике, зоологии, минералогии, химии, физике, анатомии, истории, географии, этнографии, геодезии, психологии, гигиене, иностранному языку, чистописанию, рисованию, ручному труду, а также картины и фотоснимки на сумму 8960 руб. 30 коп. Такие музеи были созданы при учительских семинариях и в губернских городах при Дирекциях народных училищ [6, с. 15].

Xранящиеся в музеях пособия использовались как преподавателями во время классных занятий с учениками, так и воспитанниками семинарий, наставниками-руководителями педагогических курсов и самими курсистами. Особый интерес у будущих учителей проявлялся к картинам и репродукциям, пригодным для бесед на разных предметных уроках. Спросом и популярностью пользовались «Картины по Священной истории» Ракочия и Компа, «Картины времен года» Семенова, «Картины из русской жизни и природы» Флена и Компа, «Отечественная история в картинах» Рождественского, «Наглядное обучение» Золотова и др. Фонды музеев, кроме выписки экспонатов за счет имеющихся в управлении округа средств, могли пополняться и иными способами. Например, руководитель педагогических курсов при Полоцкой учительской семинарии Митрошенко И. Я. часто объяснял будущим

учителям способы домашнего изготовления несложных наглядных пособий (счетные палочки, разрезная азбука, гербарии и др.) [7, л. 11].

Первые учебные пособия на белорусском языке были изданы яркими представителями национальной интеллигенции и явились значительным событием в национальной педагогике. Их авторы были хорошо знакомы с наследием уже названных русских педагогов и активно использовали наработанный опыт при составлении собственных книг для чтения и букварей. В первую очередь следует назвать такие издания начала XX в., как «Беларуси лемантар, або першая навука чытання» В. Ивановского, «Бе-ларуская граматыка» К. Каганца, «Першае чы-танне для дзетак беларусау» Тетки (А. Пашкевич), «Другое чытанне для дзяцей беларусау» Я. Коласа, «Першая чытанка, кшжыца для бе-ларусюх дзетак дзеля навую чытання» В. Ластов-ского и др. Их усилиями был создан «мощный фундамент для становления белорусской педагогической системы и детской литературы... Им характерен реальный показ жизни народа, раннее включение в большой и сложный мир взрослых людей через трудовую деятельность, пробуждение национальных чувств, опора на народно-педагогическое наследие» [8, с. 127].

Научно-методические материалы в рассматриваемый период активно публиковались в российских педагогических журналах, таких как «Русская школа», «Русский начальный учитель», «Педагогический вестник», «Народный учитель», «Для народного учителя», «Учитель и школа» и др. Управлением Виленского учебного округа издавались «Циркуляр по Вилен-скому учебному округу» и приложение «Народное образование в Виленском учебном округе» (ежемесячное издание). Издательское дело стало важным направлением деятельности созданных в конце XIX - начале XX в. педагогических обществ взаимопомощи Беларуси (журналы «Педагогическое дело», «Педагогические записки», «Голос учителя», «Белорусский учительский вестник», «Белорусский учитель»). На страницах этих изданий печатались научные и методические статьи Ф. А. Кудринского, К. И. Тихомирова, К. В. Ельницкого, Д. А. Степуры и др. Один из педагогов того времени писал, что для «бедных тружеников на тернистой ниве народного просвещения» книги были «также необходимы, как и пища; никто так не нуждается в самообразовании и саморазвитии, как сельские учителя, и к тому же для многих из них книга служит единственным развлечением, единственным собеседником» [9, с. 83].

Заключение. Таким образом, в течение рассматриваемого периода передовая педагогическая общественность вела борьбу за введение

всеобщего обучения детей, совершенствование педагогического руководства учебным процессом и повышение качества и эффективности учебно-воспитательной работы. На страницах педагогических изданий широко популяризировалось наследие прогрессивных педагогов. Их учебники и методические руководства яв-

лялись актуальными и востребованными для начальной народной школы. Благодаря педагогической литературе повышался образовательный и профессиональный уровень сельских учителей, совершенствовалась их методика преподавания, создавались возможности для обновления содержания обучения и воспитания.

Список литературы

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина Х1Х в. / отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. 600 с.

2. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения чтению и письму с картинками и статьями для первоначальных упражнений в объяснительном чтении для народных школ. М.: Тип.-лит И. Н. Кушнерев и К., 1902. 104 с.

3. Жильцов П. А., Величкина В. М. Учитель сельской школы. М.: Просвещение, 1985. 160 с.

4. Анастасиев Н. И. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц. М.: Изд-во А. Д. Ступина, 1913. 570 с.

5. Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ). Ф. 2254. Оп. 2. Д. 281.

6. Отчет о состоянии учебных заведений и учреждений Виленского учебного округа за 1914 год. Вильна: Тип. А. Г. Сыркина, 1915. 67 с.

7. НИАБ. Ф. 458. Оп. 1. Д. 116.

8. Снапкоуская С. В. Адукацыйная пал^ыка i школа на Беларус у канцы Х1Х - пачатку ХХ ст. Мшск: Н1А, 1998. 192 с.

9. Кушнерев А. Сельский учитель // Педагогический вестник. 1912. № 2. С. 81-85.

References

1. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoy mysli narodov SSSR. Vtoraya polovina XIX v. [Essays on the history of schools and pedagogical thought of the peoples of the USSR. Second half of the Х1Х century] / ed. A. I. Piskunov. Moscow, Pedagogika Publ., 1976. 600 p.

2. Tikhomirov D. I. Bukvar' dlya sovmestnogo obucheniya chteniyu i pis'mu s kartinkami i stat'yami dlya pervonachal'nykh uprazhneniy v ob'yasnitel'nom chtenii dlya narodnykh shkol [A primer for coeducational reading and writing with pictures and articles for initial exercises in explanatory reading for public schools]. Moscow, Tip.-lit I. N. Kushnerev i K. Publ., 1902. 104 p.

3. Zhil'tsov P. A., Velichkina V. M. Uchitel' sel'skoy shkoly [The teacher of rural school]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1985. 160 p.

4. Anastasiyev N. I. Narodnaya shkola. Rukovodstvo dlya uchiteley i uchitel'nits [Folk high school. Guide for teachers and female teachers]. Moscow, Izd-vo A. D. Stupina Publ., 1913. 570 p.

5. National Histirical Archives of Belarus (NHAB). Fund 2254. I. 2. F. 281.

6. Otchet o sostoyanii uchebnykh zavedeniy i uchrezhdeniy Vilenskogo uchebnogo okruga za 1914 god [Report on the state of educational institutions and institutions of the Vilnius educational district for 1914]. Wil'no, Tip. A. G. Syrkina Publ., 1915. 67 p.

7. NHAB. Fund 458. I. 1. F. 116.

8. Snapkouskaya S. V. Shlyakhi razvitstsya shkoly na Belarusi u kantsy XIX - pachatku XX st. [Way school development in Belarus in the late XIX - early XX century]. Minsk, NIA Publ., 1997. 41 p.

9. Kushnerev A. The rural teacher. Pedagogicheskiy vestnik [Pedagogical Bulletin], 2012, no. 2, pp. 81-85 (In Russian).

Информация об авторе

Острога Валентина Михайловна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: ostroha@belstu.by

Information about the author

Ostroga Valentina Mikhailovna - PhD (History), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: ostroha@belstu.by

Поступила 15.09.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.