УДК 297(094.8X571.12)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ МУСУЛЬМАНСКОГО СООБЩЕСТВА
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2009 г. М.С. Черепанов
Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН, 625026, г. Тюмень, ул. Малыгина, 86
Institute of the Problems of Development of North of Siberian Branch of RAS, Malygin St., 86, Tyumen, 625026
Выделены общественно-политические стратегии официальных представительств мусульманского сообщества Тюменской области. Проанализированы тактики их реализации. Сделан вывод о том, что низкая эффективность некоторых из тактик по реализации выделенных стратегий официальных мусульманских представительств региона приводит к появлению в политическом поле области альтернативных акторов, выступающих в качестве представительств мусульманского сообщества Тюменской области.
Ключевые слова: Тюменская область, мусульманское сообщество, официальные представительства мусульманского сообщества, общественно-политические стратегии и тактики.
There were described sociopolitical strategies of the official representations of the Museum community in Tyumen region. There were analyzed tactics of its realization of a chosen strategy of the official Muslim representations in the region leads to appearance of alternative subjects in the regional political field acting as representations of the Muslim community of Tyumen region.
Keywords: Tyumen region, the Muslim community, the official representations of the Muslim community, sociopolitical strategies and tactics.
Трансформация социального пространства, происходящая в России, приводит к тому, что одним из акторов общественно-политических отношений становятся религиозные сообщества в лице своих представительств [1, с. 192-197, 233-242, 252-255], которые составляют наиболее активные члены данных сообществ.
Политическое поле, где складываются общественно-политические отношения между различными акторами, предполагает выстраивание их позиций относительно близости к легитимному видению социального мира, праву на иерархизацию социальных интересов и общественных ресурсов. Наиболее выгодные позиции занимают как правило акторы с преимущественным обладанием различными видами капитала (экономического, культурного, социального и символического капитала).
Основным для представительств религиозных сообществ является символический капитал (под которым подразумевается статус «носителей религиозных ценностей» и символическое право представлять определённое религиозное сообщество), накапливаемый в религиозно-конфессиональном поле социального пространства.
Из этого следуют три основные общественно-политические стратегии, успешная реализация которых, с одной стороны, отвечает интересам религиозных сообществ, а с другой - позволяет представительствам данных сообществ занять наиболее выгодные позиции в политическом поле:
1. Расширение зоны своего влияния в религиозно-конфессиональном поле социального пространства области (приумножение символического капитала).
2. Обеспечение официального признания светским обществом и государственными органами права конверсии символического в политический и социальный капитал.
3. Расширение своих возможностей доступа к общественным ресурсам (материальным, организационным, информационным).
Главное внимание нами уделено тактикам реализации основных общественно-политических стратегий официальных представительств мусульманского сообщества Тюменской области, поскольку именно их реализация во многом определяет место данного сообщества в общественно-политической жизни региона. Данная работа построена на материалах интервью с активом мусульманского сообщества Тюменской области, исламских СМИ, включённых/невключённых наблюдений.
Исламское сообщество юга области представляет собой агломерацию сельских и городских мусульманских общин, которые более или менее формально присоединяются к трём институциям - Духовному управлению мусульман Тюменской области (ДУМ ТО), Тюменскому казыяту Духовного управления мусульман Азиатской части России (КУМ ТО ДУМ АЧР) и представительству Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМР). Именно эти организации выполняют функции официальных представительств мусульманского сообщества региона.
Одной из важнейших стратегий для тюменских ДУМ является расширение зоны своего влияния в религиозно-конфессиональном поле социального пространства области. Направления данной стратегии проявляются в форме внутриконфессиональной и межконфессиональной активности.
В основе внутриконфессиональной активности ДУМ региона лежит борьба за расширение сферы влияния в мусульманском сообществе Тюменской области. Наиболее успешно эта деятельность духовных управлений
реализуется среди мусульманских общин сельской местности, не имеющих собственных авторитетных духовных лидеров. В меньшей степени влияние духовных управлений просматривается среди городских общин юга области, где имамами являются мусульмане, получившие религиозное образование, что даёт им символическое право на самостоятельное решение тех или иных религиозных вопросов. Эти имамы отмечают формали-зованность связи с ДУМ области, характеризующуюся только юридическим прикреплением общин к ним.
Основное влияние духовных управлений мусульман проявляется на территории областного центра. Большим преимуществом в данном направлении деятельности обладает ДУМ ТО, в его состав входит 35 зарегистрированных мусульманских общин юга Тюменской области. За ДУМ ТО в пределах городской черты Тюмени закреплены три мечети: Соборная, деревни Казарово и посёлка Матмасы, собирающие в совокупности по пятницам около 670 мужчин и 70 женщин. Также к данному духовному управлению относятся два учебных заведения: Ем-баевское медресе (в ноябре 2007 г. там обучалось 12 мальчиков; весной 2008 г. - 5), женское медресе при Соборной мечети (в ноябре 2007 г. обучалось 10 девочек; весной 2008 г. - 4). Проведение проповедей на русском языке, общем для полиэтничного мусульманского сообщества региона, также способствует расширению поля влияния ДУМ ТО среди мусульман города. К преимуществу этой структуры можно отнести и многочисленный актив, все члены которого имеют религиозное образование, причем значительная их часть получила его в арабских странах. Для некоторых мусульман исламское образование, полученное в арабских странах, является показателем высокого качества, нередко его называют «истинным» образованием. Другой частью мусульманского сообщества наиболее подходящим для российских условий признаётся лишь исламское образование, получаемое в отечественных медресе, нередко его называют «традиционным» образованием.
Работа с сельскими общинами, находящимися под юрисдикцией КУМ ТО ДУМ АЧР (в его ведении находится 17 общин), ведётся посредством организации религиозных праздников и постоянных выездов главы ка-зыята на места. Укрепление религиозного влияния на городские и сельские общины мусульман осуществляется через информационное пространство мусульман региона. Периодически выходит газета «Истина» (2 тыс. экз.), «Напоминание» (2 тыс. экз.), распространяются газеты «Современная мысль» (издаётся в Москве), «Ислам минбаре» (учредитель: ДУМ европейской части России (московский муфтият)), «Ислам в Мордовии» (учредитель: ДУМ Республики Мордовия), исламский духовно-просветительский журнал «Золотой родник», редакция которого находится в Турции (Учредитель: АО «АЪТтаОШК» в лице Абдуллаха Серта), постоянно публикуется информация в Интернете. С января 2007 г. при содействии КУМ ТО ДУМ АЧР начала выходить информационная мусульманская газета «Муслим инфо», освещающая деятельность мусульманских общин региона, в настоящее время она выходит при поддержке Правительства Тюменской области.
Тюменское представительство ЦДУМР, состоящее на юге области из 2 общин, имеет значительно меньшие возможности оказывать влияние на мусульманское сообщество областного центра. Это происходит в силу ориентации тюменского актива ЦДУМР лишь на татарское население (пятничные проповеди читаются на татарском языке). Также в распоряжении ЦДУМР в г. Тюмени имеется лишь один молельный дом, вмещающий около 100 чел.
Тактика по расширению зоны влияния ЦДУМР в мусульманском сообществе областного центра опирается, в основном, на планы лидера тюменского представительства по строительству Соборной мечети «Ворота Сибири» [2, с. 3]. Среди будущих преимуществ данной мечети, помимо возможности вмещать значительное количество прихожан, можно обозначить наиболее выгодное, в сравнении с остальными мусульманскими культовыми сооружениями, расположение в городе.
Межконфессиональная активность тюменских ДУМ не может быть охарактеризована однозначно. С одной стороны, её целью является официальная демонстрация толерантности и диалогоспособности мусульманских представительств. Так, КУМ ТО ДУМ АЧР и ДУМ ТО взаимодействуют в рамках Конгресса религиозных общин Тюменской области с протестантскими и иудейской организациями. Однако зачастую участие в КРОТО носит для представителей тюменских ДУМ именно демонстративный характер. Так, в интервью от 15.05.2007 г. Б., представитель ДУМ ТО, отметил «... мы не видим эффекта работы КРОТО. многие действия в этой организации мы должны делать себе в ущерб».
С РПЦ мусульманское представительство взаимоотношения поддерживает, в основном, актив тюменского представительства ЦДУМР. Так, на вопрос «А межконфессиональный диалог существует между вашей организацией и другими конфессиями?», прозвучавший в интервью от 13.09.2007 г., З., представитель актива ЦДУМР в Тюменской области, ответил следующим образом: «Да, общаемся с представителями РПЦ. И пытаемся находить точки соприкосновения, оттого, что проблемы у нас одинаковые». Весьма показательной выступает и более чем лояльная позиция лидера ЦДУМР Т. Таджуддина в отношении православной конфессии. «С любовью от мусульман России» - с такими словами муфтий поставил свечу в Покровской церкви Тобольска [2, с. 4].
С другой стороны, на характер межконфессиональных взаимоотношений влияет наличие у каждой конфессии стратегии по расширению зоны своего влияния в религиозно-конфессиональном поле социального пространства Тюменской области. Этот факт во многом объясняет негативную реакцию со стороны активистов некоторых ДУМ относительно содействия государственной власти и органов местного самоуправления укреплению позиций в религиозно-конфессиональном поле РПЦ МП. Так, в интервью от 22.03.2007 г. - представитель КУМ ТО ДУМ АЧР отмечает: «Другой вопрос -это уделение большего внимания со стороны государства православию. Православие - это государственная религия, и это ярко выражено. А все остальные потом». По-
казательна в этом отношении и позиция А., активиста ДУМ ТО, обозначенная в интервью от 27.07.2007 г. : «Вообще ДУМ ТО действует с 1992 г. и каких-либо проблем в этом разделе у нас не было, но, в сравнении с православием, у нас идёт притеснение, потому что нам уделяется мало внимания. Православным создаются все условия для того, чтобы они беспрепятственно действовали по всей территории России, выделяются огромные средства на постройку новых церквей, а когда мы просим участок под постройки, создаются разные барьеры. Например, христианам дают землю под строительство, где раньше вообще не было церквей, а мы так и не смогли решить вопрос с мечетью по ул. Ленина. Хотя никто официально не заявляет, что плохо относится к мусульманам, наоборот обещают помочь, но на самом деле создаются препятствия».
Также имеют место различного рода публичные беспокойства со стороны актива ДУМ региона и отдельных мусульманских активистов в связи с попытками конверсии православной конфессией символического капитала в социальный. Имеются в виду публичные беспокойства относительно деятельности православной конфессии по введению в светских образовательных учреждениях области предмета «Основы православной культуры». В интервью от 12.06.2007 г. Б., представитель ДУМ ТО, рассуждая о важности преподавания для татар национального языка, вышел на проблемы межрелигиозной коммуникации: «практически прекратилось обучение татар их родному языку. Если человеку не важен язык, ему становится не важна и религия. Скажем, дети обучаются на русском - они татарского не знают. Если человек татарин, даже пьёт и гуляет, он всё равно чувствует себя мусульманином. А если он языка знать не будет, ему будет уже безразлично, и придёт поп с лекциями, и через три дня его крестят, а ему безразлично будет». Показательным также явилось выступление мусульманского активиста А. Гаитова на VII Рождественских образовательных чтениях на тему «Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве России», проходивших 06.02.2008 г. в Тюменском государственном нефтегазовом университете: «.. .Такой подход, когда православные догмы попадают в школы, где сидят дети различных национальностей, может привести куда угодно... У нас остался генетический страх, что нас культурно перекрестят».
Реализация стратегии по обеспечению официального признания светским обществом и государственной властью права конверсии ДУМ символического в политический и социальный капитал осуществляется посредством демонстрации своей легитимации и конструирования своей социальной и политической значимости (необходимости [1, с. 242-251]) для светского общества и государственной власти.
Одним из основных принципов демонстрации своей легитимации для религиозных организаций является использование численности прихожан. Поэтому вопросы о количестве прихожан являются для представителей ДУМ весьма принципиальными. Так, например, после оглашения сотрудником ИПОС СО РАН результатов подсчёта мусульман, присутствующих на пятничных
намазах в тюменских мечетях, на заседании Круглого стола «Религия и общество», проходившего 25.10.2007 г. в Тюменском государственном университете, лидер тюменского представительства ЦДУМР через несколько дней отказался сотрудничать с ИПОС СО РАН, ссылаясь на то, что вышеупомянутые подсчёты его обидели.
В настоящее время наиболее эффективно использовать численность прихожан для демонстрации своей легитимации могут лишь представители ДУМ ТО и КУМ ТО. Причём, если актив ДУМ ТО имеет возможность говорить только о прихожанах, относящихся к духовному управлению мечетей и медресе, то представители КУМ ТО ДУМ АЧР могут использовать ещё и абстрактное количеством мусульман, читающих газеты, выпускаемых и распространяемых данным духовным управлением.
Не имея широкой поддержки внутри мусульманского сообщества областного центра, демонстрация своей легитимации ЦДУМР сводится в основном к декларированию своей традиционности ЦДУМР для истории России и противопоставлению «толерантно-традиционалист-ской» идеологии «радикально-салафитской», которые в свою очередь играют роль различения (делают ЦДУМР отличным от остальных ДУМ). Так, лидер областного мухтасибата ЦДУМР в интервью от 13.09.2007 г. отмечает: «.мы (представители ЦДУМР) представители традиционной структуры, берущей своё начало с 1789 г.». Другой активист данной организации в интервью от 21.06.2007 г. обозначает особенность «традиционного» ислама следующим образом: «Ну, традиционный - это то, что у нас. То есть, когда к нам пришёл ислам - то, что деды наши держали религию. То есть то, что нам досталось от наших предков, то, что от Пророка первое к нам пришло - именно правильное. А то, что сейчас заходит из Саудовской Аравии, слышали наверное. У них ведь всё совсем другое, то есть искажение пошло... Вы слышали о таком человеке Абд-аль Ваххаб? Он использовал своё учение против мусульман, для того, чтобы разделить верующих. В традиционном исламе, например, нет такого, чтобы причинять вред неверующему, так как Аллах сказал, что в религии нет принуждения. А такие, как Абд-аль Ваххаб силой заняли верх, не умом, а силой, то есть людей убивали, а верующий человек так не будет делать. Ну, это всё политика, всё для того, чтобы разделить верующих».
Однако чтобы добиться полной легитимации и успешно производить институализацию религиозных ценностей в жизни социума духовным управлениям мусульман необходимо убедить других акторов социального пространства в своей необходимости.
Конструируемая тюменскими ДУМ необходимость для светской власти заключается в «самоосвящённой» роли доверенного лица мусульманского сообщества. Другими словами активисты всех ДУМ, ассоциируя себя с уммой, ассоциируют умму с собой, выступая перед светской властью «мусульманским сообществом Тюменской области» в одном лице. Показательным является то, что все интервьюируемые активисты ДУМ в Тюменской области, как правило, ассоциируют своё мнение по каким-либо общественным или догматическим вопросам с
мнением уммы, отвечая, например, на вопрос не «я считаю», а «мы считаем». Например, интервью с А., представителем ДУМ ТО, от 27.07.2007 г. - Вопрос (В): «Но кроме ислама существуют другие религии, которые исповедуют веру в единого Бога. Как складываются отношения с ними?» Ответ (О): Отношения добрые. Мы уважаем каждого человека и его выбор, но кроме того мы призываем к своему выбору»; интервью с З., представителем ЦДУМР в Тюменской области, от 13.09.2007 г. - В: Многие мусульмане ассоциируют ваше управление с неким носителем «традиционного» ислама. А как вы считаете, что означает это понятие? О: У каждого народа, каждой культуры есть основа. Мы живём по Корану, по Сунне Пророка, и от этого не отходим. Но есть адаптация к местности, адаптация к культуре, и когда нам что-то начинают навязывать...». Наряду с этим, всеми духовными управлениями официально декларируется признание существующей государственной системы и поддержка доминирующих политических сил страны [2, с. 3; 3, с. 1].
В результате успешно проводимых тюменскими ДУМ легитимации и конструирования необходимости для государственной власти имеют место попытки конверсии со стороны мусульманских представительств символического в политический капитал. Так, в связи с решением суда г. Бугуруслана Оренбургской области о признании 16 мусульманских книг экстремистскими ряд российских мусульманских лидеров, среди которых был муфтий Тюменской области, опубликовали заявление, в котором настаивали на сугубо своём праве объявлять мусульманскую литературу экстремистской [4, с. 1; 5, с. 6]. Поддержку идее создания экспертной комиссии из «авторитетных богословов» выразил и казый КУМ ТО ДУМ АЧР Фатых Гарифуллин [6; 7].
Конструируемая духовными управлениями необходимость для светского общества заключается в «самоосвящённой» роли носителей знаний об «истинных» нравственных ценностях. Другими словами активисты ДУМ декларируют то, что институализация в жизни светского социума принципов исламского вероучения (источниками которого помимо Корана, Сунны и фикха является интерпретация этого активом ДУМ) будет способствовать укреплению нравственности в светском обществе. Так, в своём интервью для журнала «Мир национальностей» лидер ДУМ ТО отметил: «.Самый лучший человек - это богобоязненный человек. Пятикратная молитва, пожертвования, паломничество. Не обижать. Не оскорблять. Не убивать, не проливать кровь. За всё это мы ответим на Страшном суде...» [8, с. 51].
Наиболее активная деятельность в этом направлении отмечается со стороны актива КУМ ТО ДУМ АЧР. Это проявляется, в основном, в заявлениях и протестах лидера КУМ ТО, размещённых на мусульманских сайтах, относительно греховных явлений в светском обществе [9-12]. Имеют место также эпизодические попытки конверсии со стороны отдельных активистов КУМ ТО ДУМ АЧР символического капитала в социальный. Так, в конце 2007 г. один из членов данной организации, не имея соответствующего светского образования, пытался устроиться в качестве преподавателя на кафедру религиове-
дения в Тюменский государственный нефтегазовый университет, мотивируя это наличием религиозного образования.
Активность остальных ДУМ относительно данного направления общественно-политической жизни Тюменской области выражается, в основном, в посещении их лидерами светских мероприятий. Так, тюменский муфтий Г. Бикмулин периодически принимает участие в различных конференциях, устраиваемых светской и научной общественностью.
Однако, в целом, тактики по институализации религиозных ценностей в жизни социума носят скорее внут-риконфессиональный характер. Так, вышеупомянутые заявления и протесты лидера КУМ ТО размещаются, в основном, в мусульманских газетах и на исламских сайтах. Участие лидеров тюменских ДУМ в мероприятиях межрелигиозного и светского характера иногда вызывает недовольство среди некоторых мусульманских групп, что подтверждается интервью с отдельными активистами ДУМ региона: интервью с Б., представителем ДУМ ТО, от 15.05.2007 г. - Вопрос: «А на параде 9 мая мусульманской колонной не хотелось пройти?» Ответ: «Нет, этого не надо. Эти шествия не соответствуют нашим канонам. Есть даже такие люди, которые за то, что я на трибуне стоял (имеется в виду во время парада 9 мая 2007 г. рядом с представителями региональных, муниципальных органов власти и РПЦ МП), чуть ли не кафиром меня называли». Подобные случаи снижают активность институализации религиозных ценностей в светском обществе со стороны официальных мусульманских институций Тюменской области.
Деятельность по реализации мусульманскими представительствами в Тюменской области стратегии расширения своих возможностей доступа к общественным ресурсам сводится к активности относительно приобретения территорий под постройку религиозных сооружений, а также возможности получения финансовых средств областного бюджета на реализацию различных программ и мероприятий [13].
В целом, тюменские ДУМ в силу отсутствия у них власти над религиозно-конфессиональным полем социального пространства региона [1, с. 50], низкой эффективности внутриконфессиональной направленности тактики по институализации исламских ценностей в социуме не могут в полной мере конвертировать накопленный символический капитал в социальный, воспользоваться потенциально доступными общественными ресурсами без поддержки государственной власти. Это является одним из факторов появления мусульманских институций, способных представлять функциональную альтернативу официальным представительствам мусульманского сообщества. Такими институциями в Тюменской области могут быть обозначены мусульманская молодёжная организация «Ихсан» и запрещённая в России «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами».
В настоящее время активом «Ихсан» целью своей деятельности обозначается объединение мусульманской молодёжи. Деятельность «Хизб-ут-Тахрир», наиболее активно осуществляемая в 2002-2004 гг., была направлена на распространение «чистого» ислама. Так, на во-
прос интервью от 11.09.2007 г. «можно ли назвать актив "Хизб-ут-Тахрир" салафитами?», А., представитель данной организации, ответил: «Да, мы все салафи-ты». Нередко руководство ДУМ региона подвергалось критике со стороны актива «Хизб-ут-Тахрир аль Исла-ми». Показательными в этом отношении являются некоторые высказывания А., представителя данной организации, в интервью от 04.12.2007 г.: «На сегодня "Хизб ут-Тахрир" единственная партия Аллаха, которая решает проблемы мусульман. А больше я не вижу, кто этим занимается. Может, конечно, и есть единичные лица, но не организации»; и интервью от 11.09.2007 г.: «Надо смотреть, из чего ДУМ ТО исходит, из чего Талгат Таджуд-дин исходит - это всё государственные организации. Разве Пророк относил себя к какому-либо государству? В исламе вообще такого нет»; интервью от 04.12.2007 г.: «В Коране Аллах говорит, чтобы не было сотрудничества с "законом неверия". Это один из основ веры, а если человек в своих поступках действует иначе, то его действия противоречат словам Аллаха. То есть, как он может агитировать за "Единую Россию"?... Многое ведь нам не запрещается. Например, нам не запрещается ходить на выборы - это наш выбор: идти или нет. Но агитировать нельзя. Так, например, в "Истине" агитируют за Путина».
Таким образом, место мусульманского сообщества в общественно-политической жизни Тюменской области во многом определяется тактиками реализации основных стратегий ДУМ региона, низкая эффективность которых является одним из факторов появления иных институций, способных вступать в общественно-политические отношения от лица мусульманского сообщества.
Литература
1. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
2. Ильдар-хазрат пригласил на открытие Молельного дома Владимира Путина // Муслим инфо. 2007. № 1.
3. Российские мусульмане выступили за присвоение Владимиру Путину статуса «Национального лидера России» // Истина. 2007. № 11 (53).
4. Заявление Совета муфтиев России в связи с решением суда г. Бугуруслана Оренбургской области о признании 16 мусульманских книг экстремистскими // Истина. 2008. № 2(56).
5. Галимжан-хазрат против решения Бугурусланского суда // Муслим инфо. 2008. № 14.
6. У нас нет никакой гарантии того, что завтра не запретят Коран. URL: http://www.islam.ru/rus/2008-01-21/19365 (дата обращения: 16.06.2008).
7. Официальный сайт общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие» // www.islamnasledie. ru/news.php?id=870 (дата обращения: 16.06.2008).
8. Все равны перед законом и Богом. Интервью с Г. Бик-мулиным // Мир национальностей. 2007. № 2 (8).
9. Мусульмане Тюмени солидарны с единороссами в противостоянии «потным Джекам». Интернет -издание // www.newsprom.ru/print.shtml?lot id= 114 561967185612 (дата обращения: 16.06.2008).
10. Обилию казино и пивных ларьков тюменские мусульмане противопоставили исламское просвещение //www.islam.ru/press/world/2006-04-19/?single= 11808 (дата обращения: 16.06.2008).
11. Мусульмане Тюмени против парада гомосексуалистов //www. islaminfo .ru.
12. Мусульмане Тюмени не будут отмечать 8 марта //www.islam.ru/press/ world/2005-03-1/? single=7463 (дата обращения: 16.06.2008).
13. Основные направления по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области в 2006-2008 гг. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области/ URL: http://www. admtyumen. ru/files/250/Комитет % 20 национальностей.ppt (дата обращения: 16.06.2008).
Поступила в редакцию 17 июня 2008 г