Научная статья на тему 'Общественно-политическая деятельность православного духовенства Европейского Севера в конце XIX начале XX века'

Общественно-политическая деятельность православного духовенства Европейского Севера в конце XIX начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО / РАННЕЕ ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЦЕРКВИ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рягузов Сергей Сергеевич

Статья содержит анализ социально-экономического положения северного духовенства. В статье указаны причины, основные направления и итоги общественно-политической деятельности северного духовенства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рягузов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX CLERGY SOCIAL AND POLITICAL ACTIVITIES IN THE EUROPEAN NORTH IN THE LATE XIX EARLY XX CENTURIES

The article is devoted to the analysis of the Northern clergy social and economic status. The article includes reasons, major trends and the outcomes of the Northern clergy social and political activities.

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая деятельность православного духовенства Европейского Севера в конце XIX начале XX века»

УДК 271.2 (045) (470.1/2) «18/19»

РЯГУЗОВ Сергей Сергеевич, преподаватель истории Каргополъского педагогического колледжа, аспирант кафедры истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 8 научных публикаций

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Статья содержит анализ социально-экономического положения северного духовенства. В статье указаны причины, основные направления и итоги общественно-политической деятельности северного духовенства.

Православное духовенство, раннее обновленческое движение, реформирование церкви, миссионерская деятельность

В то время как культурно-просветительская, миссионерская и благотворительная деятельность православного духовенства находит сравнительно подробное отражение в научных исследованиях, то интерес специалистов к общественно-политической деятельности служителей церкви проявляется еще недостаточно активно. Особую актуальность представляет региональный аспект данной проблемы. Термин «общественно-политическая деятельность» не существовал в исследуемый период, но автор считает возможным его использование.

Своеобразные условия Русского Севера создавали дополнительные проблемы для клириков: низкая плотность населения, огромные территории приходов, бездорожье. Северные епархии считались бедными и непрестижными. Подавляющая часть духовенства проживала в сельской местности, в непростых условиях северного захолустья. Особенно трудно служителям церкви было работать в приходах с инородческим и старообрядческим населением.

Недостаточное количество священников и особенно церковнослужителей создавало сложную ситуацию в северных приходах. Тяжелые условия работы на Севере заставляли клириков, особенно имеющих хорошее образование, искать более выгодные приходы. Проблема снижения уровня духовного образования для Русского Севера была еще более острой, чем по стране в целом1. В своем отчете за 1913 год в Св. Синод архангельский епископ Нафанаил сообщал: «При отсутствии качественного резерва недостаток священнослужителей приходилось восполнять недостаточно подготовленными специалистами»2. И все же более высокий уровень образования духовенства в сравнении с другими слоями населения позволял ему осуществлять духовные и культурные функции. Главной движущей силой движения за реформу церкви являлась наиболее образованная часть православного духовенства, представители церковной интеллигенции.

До конца синодального периода основная масса северного духовенства сталкивалась с

серьезными материальными проблемами3. Наиболее острой из них являлась проблема выплаты клирикам достойного жалованья. Особенно тяжело приходилось церковнослужителям, доходы которых были в несколько раз меньше, чем у священнослужителей. Дети священно- и церковнослужителей видели тяжелые материальные условия жизни своих родителей и не собирались после окончания духовных учебных заведений идти по стопам отцов.

Недовольство своим социально-правовым положением проявлялось прежде всего в критике клириками синодального управления, попирающего каноническое церковное право. Вызывало возмущение всевластие епископата и светских чиновников, превращение духовенства из автономной корпорации в штатных государственных чиновников, отмена приходского самоуправления, дискриминация клириков в личных правах. По произвольному решению архиерея или консистории священника могли удалить с должности или даже лишить сана. Дело слушалось в его отсутствие и без права обжалования.

Приходское духовенство было неоднородно. Страты духовенства распределялись по иерархии так: псаломщики, дьяконы, священники, протоиереи, архиереи. Кроме того, духовенство разделялось на сословные группы: духовенство черное и белое, учительское, миссионерское, военное, городское и сельское. Каждая из групп имела и защищала свои специфические интересы. Черное и белое духовенство находились в постоянном состоянии вражды. Будучи в меньшинстве и составляя всего 10% от духовного сословия, представители монашества занимали все руководящие должности, отстранив белое духовенство. Престиж сельского клирика был более низким, чем городского. Церковнослужители нередко чувствовали себя изгоями даже в своей причтовой среде. Внутрипричтовые противоречия сохранялись до конца синодального периода.

Приходское духовенство все больше сталкивалось не только с непониманием, но и со скептически-равнодушным отношением в обществе. Исследователи как прошлого, так и

настоящего времени считают положение приходского православного духовенства бесправным и униженным4. Недовольство материальным и социально-правовым положением явилось одной из серьезных причин, вызывавшей деятельность северного духовенства, направленную на реформирование церкви.

Православное духовенство было обязано охранять сложившиеся государственно-политические порядки. Лояльное отношение к самодержавному государству регламентировалось даже церковным каноническим правом5. Церковь, как часть госаппарата, являлась проводником внутренней политики государства. Явный политический характер носила миссионерская деятельность церкви. Без поддержки гражданских властей дело миссий по обращению инородцев в православие, воцерковлению старообрядцев и сектантов было бы обречено на провал. Но открытое сотрудничество с государственной властью не могло не подрывать авторитет миссионеров в обществе. Не случайно их называли «полицейские в рясах».

К началу XX века кризис государственноцерковных отношений уже превратился в острую проблему. Требования возврата к досино-дальному церковному управлению нарастали. Даже иерархи, не исключая и северных, понимали необходимость перемен6. Деятельность православного духовенства начала XX века, направленная на реформу Русской Православной Церкви, получила название раннего обновленческого движения7. В период Первой русской революции оно достигло подъема и затем в связи с ее поражением стало переживать упадок. Накануне Первой мировой войны начался его очередной подъем, который прервала война, но Февральская революция вызвала второй этап обновленчества, завершившийся упразднением синодального управления.

Самодержавное правительство, которое остро нуждалось в идеологической поддержке своей власти, стало искать решения конфессиональных проблем. Особо следует отметить царский указ от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», который провозгласил свободу вероисповедания для всех

инославных конфессий. Указ дал импульс для продолжения обсуждения назревшей церковной реформы. Летом 1905 года епархиальным архиереям было поручено предоставить свои соображения о желательных церковных преобразованиях. В своих отзывах подавляющее большинство архиереев выступило за созыв Поместного Собора, реформу приходов и другие преобразования. Отзывы епископов, в том числе и северных, показали, насколько критичным было отношение к синодальному строю церкви даже со стороны церковной элиты.

По канонам духовенству запрещалось заниматься политической деятельностью, но жизнь и прежде всего нараставшие процессы модернизации и секуляризации вынуждали к этому. Политический характер имела уже обязательная деятельность духовенства по охране самодержавия и сложившихся порядков в стране. Начавшаяся Первая русская революция вызвала политизацию деятельности духовенства. Впервые проявились попытки ряда священников обосновать ее необходимость8. Во время революции 1905-1907 годов участились призывы духовенства к единству и общественной активности. В епархиальной печати стали появляться более острые и критические материалы. Революционные события заставляли духовенство определяться со своей политической ориентацией. Сформировались два основных направления: одно, которое можно назвать консервативным, стремилось возглавить движение и сделать его более предсказуемым и лояльным, другое, либеральное и даже оппозиционное, было более радикальным. Взгляды клириков проявлялись в процессе обсуждении проектов реформ, в работе епархиальных съездов, участии в политических партиях, в думских выборах.

Заметное влияние на духовенство как общественно-политическую силу оказало его участие в выборах и работе Государственных Дум. В северных епархиальных газетах печатались воззвания, призывающие православных к активному участию в выборах. Причем, предлагалось отдавать голоса за тех кандидатов, которые «хорошо живут, умеют вести хозяйство и править своим домом»9.

Усиливалось значение проповеди, содержание которой также политизируется. Рядовые священники искали пути повышения ее эффективности. В Вологде по инициативе снизу было создано «Общество проповедников», имевшее целью повышение действенности и эффективности проповедей. Члены общества - молодые священники предлагали отменить их цензуру. Все чаще стали появляться проповеди антире-волюционного и антисоциалистического содержания.

В период революционных потрясений духовенство выдвигало как свою первоочередную задачу необходимость умиротворения страны. Высказывались требования улучшать прежде всего себя, а не внешний мир. Пропаганда примата нравственных ценностей в смутное время имела глубоко положительное значение, так как содействовала стабилизации общества. Следует признать положительную роль духовенства в процессе формирования политической культуры населения.

Радикализация общества в годы революции 1905-1907 годов не обошла стороной духовенство. Стали издаваться предостерегающие указы Синода. Появились «неблагонадежные» клирики и на Севере. В 1906 году архангельский епископ Иоанникий запретил священнику В. Купленскому служить в церквях Архангельска в связи с его антиправительственной статьей, опубликованной в газете «Голос Севера»10. Высказывание преподавателя Петрозаводской духовной семинарии С.С. Сотина, опубликованное в епархиальной газете в 1906 году, выглядело просто крамольным: «Если... полицейско-бюрократический строй России будет признан неприглядным, то пастыри не должны препятствовать введению новых государственных порядков»11.

Ярким примером радикализации политического сознания северного духовенства стали отдельные пастырские собрания и съезды 19051907 годов. Так, в постановлении собрания священников 4 округа Шенкурского уезда Архангельской епархии от 12 декабря 1905 года предлагалось «устранить административный произвол епископа, преобразовать консисторию

или даже ее полностью упразднить.., установить выборное начало на всех ступенях церковной иерархии и пр.»12. Кое-где духовенство начало открыто высказывать поддержку требованиям крестьянства в решении земельных проблем, уравнения в правах с другими сословиями и пр.13 Но все же «левых» по политической ориентации клириков было немного.

После введения свободы вероисповеданий 17 апреля 1905 года борьба с расколом стала исключительно внутрицерковным делом, к чему основная масса миссионеров, не говоря уже о духовенстве, не была готова. По-прежнему главная надежда православных клириков была связана лишь с опорой на силу гражданской власти. Дела о пропаганде раскольников, деятельности сект, случаях отпадения от православия и т.п. решались миссионерами просто -они передавались на рассмотрение управлений МВД14.

Впервые появились признания миссионеров не только о бессмысленности, но и о провале своей работы. Так, Архангельский епархиальный миссионер И. Легатов, подводя итоги работы за 1905 год, констатировал: «Два с половиной столетия мы вели ратоборство со старообрядцами, и в результате что же получилось? Почти ничего»15. Даже отдельные представители сельского приходского духовенства начинали понимать, что нарастающая опасность сектантства, атеизма и особенно социализма представляли собой более серьезную опасность, чем старообрядчество16. Но все же необходимость гибкости, поиска компромисса со старообрядцами понимали очень немногие представители православного духовенства. А стране в условиях приближающейся катастрофы необходимо было примирение двух конфессий, продолжающаяся вражда которых продолжала раскалывать не только церковь, но и страну, и народ.

В начале XX столетия процесс секуляризации, вызвавший падение религиозно-нравственных устоев народа, дошел уже и до деревни. Все чаще северная пресса сообщала о проблемах взаимоотношений пастыря и паствы. Дело доходило до сравнения этих отношений с двумя

враждующими лагерями17. Если в конце XIX века сообщения о выступлениях против веры и церкви были редкими, то в связи с начавшейся революцией 1905-1907 годов дело дошло до массовых проявлений хулиганства18. Главные цели проповеднической деятельности духовенства не были достигнуты - умиротворение общества не состоялось. Духовенству, несмотря на все усилия, не удалось сохранить у большей части северян не только верноподданного отношения к престолу, но и веры в Бога. Забитое собственными, прежде всего материальными проблемами духовенство находилось в состоянии растерянности. По подсчетам исследователей, в 1905-1907 годах 418 священников добровольно сняли сан19. Северная деревня начала расцерковляться, и совсем не случайно люди, называвшие себя в свое время православными, после 1917 года начали уничтожать храмы и монастыри.

Правящая верхушка вскоре дорого расплатилась за бедность и правовую дискриминацию служителей церкви. Часть духовенства встала на путь церковного обновления, а некоторые сняли сан и стали революционерами. Слабое внимание царского правительства к материальным нуждам служителей церкви, третирование их интересов стали факторами, ускорившими падение самодержавия. И становится понятным, почему приходское православное духовенство, в том числе и северное, в большинстве своем отреагировало равнодушно на падение самодержавия в феврале 1917 года.

Общественно-политическая деятельность северного православного духовенства в начале XX века была связана в основном с его участием в раннем обновленческом движении, которое нашло у клириков понимание и поддержку. Эта деятельность была неканонической, но ее вызвали острые проблемы жизни Российского государства, кризис государственно-церковных отношений. Долгое время император именно в российской провинции видел еще те консервативные силы, способные сохранить существующий уклад без изменений. Однако во время революционных потрясений он не нашел надежной поддержки даже у своих провинци-

альных «идеологов», включая и северных слу- только не осталось в стороне, но и внесло свой

жителей алтаря. Несмотря на жизнь в провин- достойный вклад в борьбу за реформирование

циальной глубинке, северное духовенство не и обновление Русской Православной Церкви.

Примечания

'НАРКЩац. арх. Республики Карелии). Ф. 25. Оп. 2. Д. 25/1683. Л. 39.

2ГА АО (Гос. арх. Арх. обл.). Ф. 29. On. 1. Т. 1. Д. 2159. Л. 6.

3 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода Победоносцева К.П. по ведомству православного вероисповедания за 1887 год. СПб., 1889. С. 142.

4 Скутнев А.В. Приходское духовенство в условиях кризиса РПЦ во второй половине XIX - 1917 г. (по материалам Вятской губернии): автореф. дис.... канд. ист. наук. М., 2005. С. 12;ВяткинВ.В. История Пермской епархиив XIX-начале XX века: формы, методы церковной деятельности, государственно-церковных отношений: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 2005. С. 16.

5 РПЦиправо: коммент./отв.ред. М.В. Ильичев. М., 1999. С. 25.

6Отзывы епархиальных архиереев по вопросу церковной реформы. Ч. 1. М., 2004. С. 101-116, 383-422.

7 Останина О.В. Обновленчество и реформаторство в РПЦ в начале XX века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1991; ФризГ.Л. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России II История СССР. 1991. № 2. С. 107-114.

sApx. епархиал. ведомости. 1906. № 5. С. 32-42.

9 Там же. 1912. №19. С. 543.

10ГА АО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 529. Л. 1-38.

11 Олонец, епархиал. ведомости. 1906. № 5. С. 121-124.

12ГА АО. Ф. 29. On. 1. Т. 1. Д. 920. Л. 24-27.

13ГАВО (Гос. арх. Вологод. обл.). Ф. 496. On. 1. Д. 18408. Л. 23.

14ГА АО. Ф. 29. On. 1. Т. 2. Д. 1834. Л. 13.

15 Легатов И. О современных нуждах единоверия и о мерах для сближения старообрядцев с православной церковью. Архангельск, 1905. С. 4.

16 Олонец, епархиал. ведомости. 1910. №27. С. 570.

11Тамже. 1916.№31.С. 603-610.

18 ГА ВО. Ф. 496. On. 1. Д. 19370. Л. 207.

19Денисова Е.Ф. Дифференциация социальной позиции духовенства в период Первой русской революции как отражение кризиса идеологии русского православия. Л., 1986. С. 135.

Ryaguzov Sergey

ORTHODOX CLERGY SOCIAL AND POLITICALACTIVITIES IN THE EUROPEAN NORTH IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES

The article is devoted to the analysis of the Northern clergy social and economic status. The article includes reasons, major trends and the outcomes of the Northern clergy social and political activities.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент -Голдин В.И., доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.