УДК 727.11 (470.11) + 271.2 (470.11)
Чувакова Елена Васильевна
аспирант кафедры педагогики Института педагогики и психологии Северного (Аретического) федерального университета им. МБ. Ломоносова [email protected]
Преемственность
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
Elena V. Chuvakova
the graduate student of department of pedagogics of Institute of pedagogics and psychology of Northern (Arctic) federal university of M.V. Lomonosov [email protected]
Enlightening activities
CONTINUITY OF ORTHODOX CLERGY IN THE EDUCATIONAL SPHERE OF ARCHANGEL GUBERNIA IN THE SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES
Аннотация. Статья посвящена выявлению преемственности основных форм и содержания просветительской деятельности православного духовенства в образовательном пространстве Архангельской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Автор раскрывает просветительскую деятельность духовенства через преподавание Закона Божьего, учительство и наставничество в начальных народных школах всех ведомств; через организацию библиотек, читален, чтений; через благотворительность отдельных лиц и православных общественных организаций. В статье рассматривается деятельность епархиальных архиереев - Нафанаила I (Савченко) и Никанора (Каменского), протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского), внесших значительный вклад в развитие просветительской деятельности духовенства в губернии.
Ключевые слова: просветительская деятельность православного духовенства, образование в Архангельской губернии, церковные школы, библиотеки, религиозно-нравственные чтения, благотворительность, И.И. Сергиев (Кронштадтский), православные общественные организации.
Annotation. This article is dedicated to the revealing of basic forms and content of Orthodox clergy enlightening activities in the educational sphere of Archangel gubernia in the second half of XIX -early XX centuries. The author reveals enlightening activities of clergy in terms of teaching the law of God, teaching activities and tutorship in elementary folk schools of all the institutions; in terms of foundation of libraries, reading rooms, readings; in terms of charitable works of individuals and Orthodox social organizations. This article considers the activities of diocesan arhieereys - Nafanail 1 (Savchenko) and Nikanor (Kamenskiy), archpriest Ioann Sergiev (Kronshtadskiy), that made a significant contribution in the development of enlightening activities in the province.
Keywords: enlightening activities of Orthodox clergy, education in Archangel gubernia, church schools, libraries, moral and religious readings, charity, l.l. Sergiev (Kronshtadskiy), Orthodox social organizations.
В настоящее время государство и общество призвали российскую школу возрождать национальные историко-культурные и педагогические традиции отечественного образования с целью сохранения единства обучения и духовнонравственного воспитания молодого поколения. В силу этого, актуально изучение регионального опыта просветительской деятельности православного духовенства как традиции народного образования во второй половине XIX - начале XX вв., в связи с развитием в этот период отече-
ственной системы религиозно-нравственного воспитания.
Просветительская деятельность православного духовенства в Архангельской губернии рассматривалась в различных контекстах в работах: ВБ. Булатова, ТБ. Буториной, Л.Н. Квашниной, Н.Д. Козмина, АЛ. Куратова, Т.А. Санакиной, ПТ. Синицыной, ВТ. Трофименко и др.
При этом, неисследованной остается проблема преемственности просветительской деятельно-
138
ста православного духовенства в северном регионе во второй половине XIX - начале XX вв., характеризующая ее как отечественную педагогическую традицию.
Цель нашего исследования - на основе анализа архивных источников, материалов дореволюционных периодических изданий, трудов по истории Архангельского Севера выявить преемственность основных форм и содержания просветительской деятельности православного духовенства в образовательном пространстве Архангельской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.
Исторический опыт развития образования на Русском Севере в XV - первой половине XIX вв. показывает особую роль в этом процессе православного духовенства. К 1860 году в Архангельской губернии с участием духовенства действовали: 6 уездных и 7 приходских училищ Министерства народного просвещения, 38 сельских училищ ведомства Управления государственных имуществ и 6 училищ Удельного ведомства [14, с. 66, 73, 90].
Реформы Александра II и дальнейшая модернизация России требовали более широкого развития народного образования. Анализ российских законов второй половины XIX - начала XX вв. показал, что во всех училищах Министерства народного просвещения Закон Божий стоял на первом месте в школьных программах, его преподавание и религиозно-нравственное направление обучения относились к обязанностям священнослужителей. В начальных сельских училищах духовенство имело право вести и все прочие предметы.
На протяжении 60-х годов XIX в. «лучшие успехи в преподавании Закона Божия» в Архангельской губернии демонстрировали: протоиерей Федор Жаровов, законоучитель Архангельского уездного училища и священник Иоанн Зуев, учитель и наставник Церковнического приходского училища Шенкурского уезда [4, л. 2]
Гражданский губернатор поручил духовенству преподавание в первой архангельской воскресной школе, обосновав это задачей «улучшения и развития нравственности и получения необходимых для христианина познаний ремесленными учениками и рабочими» [13, л. 3 об.].
Значительная роль в развитии просветительской деятельности духовенства в Архангельской епархии с 1860 по 1871 гг. принадлежала епископу Нафанаилу I (Савченко), при котором в курс обучения семинарии были введены педагогические дисциплины, инородческие языки и учение о расколе, для практических занятий открыта воскресная школа. В 1865 г. священником Ильей Легатовым для церковных и сельских училищ епархии было разработано учебное пособие «Дополнительные уроки по Закону Божию для старообрядцев» [9, с. 718].
В 1863 году епископ открыл в Архангельске «Духовное для девиц училище» и составил Руково-
дство к его управлению. За годы своего существования Епархиальное женское училище стало основной базой подготовки учительниц для народных школ Севера, которых к 1881 году в Архангельской губернии насчитывалось около 100 [5, с. 684].
С принятием в 1884 г. «Правил о церковноприходских школах» широкое распространение в Архангельской губернии получили церковные школы, на строительство и обустройство которых священнослужители жертвовали, порой, личные средства. К примеру, в Онежском уезде священник Петр Пятницкий затратил из своих средств 175 рублей 10 копеек на постройку школьного здания; в Мезенском уезде священник Иоанн Попов пожертвовал 100 руб. на школу, снабдил ее книгами и приготовил 150 деревьев лесу на постройку школьного здания [10, л. 59].
При этом, духовенство было не только устроителями, руководителями и законоучителями церковных школ, но в первое время, в большинстве их, и единственными учителями. Отчеты Епархиального училищного совета отмечали священников, проявивших «особенную ревность о преуспеянии находящихся в их ведении школ и в исполнении своих обязанностей» [10, л. 26, 77]. Священно- и церковнослужители трудились в церковных школах, в основном, безвозмездно.
С 1884 по 1902 г. число церковных школ в губернии увеличилось в 10 раз и составило 280 с 9.287 учениками. [11, л. 1]. До 1893 года основными типами были одноклассные церковноприходские школы и школы грамоты. В 1893 году в селе Сура появилась первая двухклассная церковно-приходская школа, в 1897 году с целью подготовки учителей для школ грамоты - 4 второклассные школы [5, с. 759].
Первые церковно-приходские школы для северных народов были основаны: в 1887 г. - для самоедов на Новой Земле, для карел в селе Тунгу-да; в 1888 г. - в Пазрецком погосте для лопарей Лапландии. Инородческие школы не составляли особого типа образовательных учреждений. Новый импульс просветительской деятельности духовенства в Архангельской губернии придал епископ Никанор (Каменский), вступивший в управление епархией в 1893 году. Он вменил в обязанность священнослужителям и всем образованным труженикам северного края «разгонять тьму всяких заблуждений и всяческого вообще невежества» и открыл в Архангельске Петровские читальни с целью содействия просвещению народа «выдачею книг и назидательными религиозно-нравственными чтениями» [6, с. 836]. В 1895 году при церковных школах епархии уже насчитывалось 100 библиотек, в 1909 году - 244 [5, с. 55]. В начале XX века у жителей Поморья «книга стала потребностью не только дома в праздники, но и в обычное время и даже при отлучках на промыслы» [7, с. 21]. Священники при школьных библиотеках организовывали народные чтения для взрослого населения. Так в 1904-1905 уч. г. чтения состоялись в 41 школе [8, с. 32].
139
Епископ Никанор, бывший прежде Председателем братства Св. Гурия при НИ. Ильминском, с целью просвещения инородцев открывал миссионерские школы в самых дальних приходах, для их поддержки организовал комитет Православного миссионерского общества, основав при нем Переводческую комиссию, уже в 1895 г. издавшую буквари, азбуки и богослужебные тексты на инородческих языках.
По сведениям о числе школ и учащихся в Российской империи за 1902 год, к Министерству народного просвещения относились 48,96 % школ с числом учащихся - 62,5 %, к Духовному ведомству - 49,47 % школ с 36 % учащихся [12, л. 2]. В Архангельской губернии к 1902 году церковные школы составляли 65% от общего количества начальных учебных заведений, в них обучалось 55 % детей [7, с. 7-9]. Число грамотных в губернии к 1897 году увеличилось до 23,3 %. В 1917 году продолжали действовать 272 школы Духовного ведомства [1].Эти данные позволяют сделать вывод о значительной роли церковных школ в народном образовании Архангельского региона в конце XIX-начале XX вв..
Наряду с общим начальным образованием, церковные школы обучали различным ремеслам (столярному, портняжному) и рукоделию.
Помимо всего, учащиеся приобретали в церковной школе добрые навыки и расположения, любовь к чтению, почтительное отношение к старшим, дружелюбное к товарищам, ласковость и приветливость в обращении, которые передавали сверстникам, остающимся без обучения. Благотворное влияние школы на взрослое население выражалось в осознании пользы грамотности, в потребности в книге и чтении [7, 8].
Для достижения подобных результатов особое внимание в церковных школах уделялось религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию. Теоретически осваивая содержание предметов религиозного характера: Закона
Божьего, церковно-славянского языка и церковного пения, учащиеся использовали их практически, соблюдая христианские заповеди, посты, участвуя в богослужении, исполняя христианский долг исповеди и причастия.
С целью патриотического воспитания учащихся и их родителей священники устраивали паломнические поездки в северные монастыри [10, л. 159], экскурсии в фонды Древлехранилища, праздники в честь знаменательных событий истории Отечества. В период Первой мировой войны учащиеся во время чтений делились с населением известиями о военных событиях, вели переписку с родными, ушедшими на войну, читали письма с фронта, вспахивали поля солдатских семей [2, л. 137].
Таким образом, содержание просветительской деятельности православного духовенств в церковных школах носило традиционный характер единства обучения и воспитания с целью духовно-нравственного становления учащихся и их родителей.
С начала 90-х годов XIX века особое значение для развития просветительской деятельности духовенства в Архангельской губернии имели пожертвования протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского), с 1890 г. ежегодно посещающего свою малую родину. В течение первых 6 лет от ИИ. Сергиева поступило на церковно-школьное дело Архангельской губернии порядка 150.000 рублей. В августе 1892 г. Священным Синодом был учрежден неприкосновенный фонд ИИ. Сергиева в пользу церковно-приходских школ Архангельской епархии, а 13 марта 1893 года ИИ. Сергиев был утвержден в звании их почетного попечителя [3, л. 8].
Распространению религиозно-нравственного
просвещения во второй половине XIX - начале XX вв. способствовали православные общественные организации: братства и общества. Идеологом и практиком братского движения в Архангельской губернии выступал священник Михаил Попов, настоятель Вокресенского храма г. Архангельска. По его программе, братства должны иметь 3 цели: религиозно-нравственные -влиять на умножение и укрепление веры; просветительные, чтобы все в приходе были грамотными и знали средства для борьбы с грехом; благотворительные, чтобы в приходе не было ни одного нуждающегося [15, с. 144]. Для борьбы с пьянством и нравственного воспитания населения в 1892 году с участием духовенства было учреждено Архангельское общество трезвости. С 1914 года в губернии действовало основанное духовенством Общество любителей духовнонравственного просвещения, которое распространяло в народе Священное Писание и книги духовно-нравственного содержания.
Таким образом, на протяжении второй половины XIX - начала XX вв. просветительская деятельность духовенства в образовательном пространстве Архангельской губернии осуществлялась через преподавание Закона Божьего, учительство и наставничество в начальных народных школах всех ведомств; через организацию библиотек, читален, чтений; через благотворительность отдельных лиц и православных общественных организаций. Основной формой просветительской деятельности духовенства среди русского населения и инородцев с 1884 года, как и в XI-XVII веках в России, становится церковная школа, при отсутствии земств обеспечивающая доступность начального образования для всех слоев населения Архангельского края. Содержание просветительской деятельности православного духовенства во всех формах религиознонравственного просвещения носило традиционный характер распространения грамотности, воспитания благочестия в духе православной веры и любви к Отечеству.
Особенности Архангельского Севера обусловили развитие миссионерской направленности просветительской деятельности духовенства среди инородцев и старообрядцев. Преемственность форм и содержания характеризуют просветительскую деятельность духовенства в образовательном пространстве Архангельской губернии во второй половине XIX - начала XX вв. как отечественную педагогическую традицию.
140
Литература:
1. ГААО (Государственный архив Архангельской области). Ф. 28. Оп. 1. Д. 1459. Ведомости церковных школ Архангельской епархии 1917 г.
2. ГААО. Ф. 28. Оп. 1. Д. 1476. Отчетные сведения о церковных школах Архангельской епархии за 1915-1916 уч. г.
3. ГААО. Ф. 28. Оп. 2. Д. 11. Предписания Училищного совета при Св. Синоде. 1894-1895.
4. ГААО. Ф.61. Оп. 1. Д. 385. Отчет по учебной части Архангельских учебных заведений. 1867 г.
5. Козмин Н. Краткий исторический очерк развития церковных школ Архангельской епархии (1884-1909 гг.) // Арханг. епархиал. ведомости. 1909. № 21. С. 683-689; № 22. С. 721-726; № 23. С. 757-763. 1910. № 1. С. 5-12; № 2. С. 51-57.
6. Лебедев Н. Высокопреосвященный Архиепископ Никанор (некролог) // Арханг. епархиал. ведомости. 1910. № 24. С. 832-852.
7. Отчет о состоянии церковных школ Архангельской епархии за 1901 (фааданский год). Архангельск : Типо-лит. Наел. Д. Горяйнова, 1902. 30 с.
8. Отчет о состоянии церковных школ Архангельской епархии в 1904/5 уч. году. Архангельск : Типо-лит. Наел. Д. Горяйнова, 1906. 69 с.
9. Празднование 35-летнего юбилея служения в священном сане протоиерея Ильи Легатова // Архангел. епархиал. ведомости. 1898. № 24. С. 710-724.
10. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 803. Оп. 10. Д. 1. Отчет о состоянии церковноприходских школ Архангельской епархии за 1884-93 гг.
11. РГИА. Ф. 803. Оп. 16. Д. 2389. Таблицы с объяснительной запиской о числе церковных школ, учащихся в них и денежных средствах, затраченных на церковно-школьное дело в Архангельской епархии за 1892, 1897 и 1902 гг.
12. РГИА. Ф. 803. Оп. 16. Д. 2393. Диаграмма количества церковных школ.1902 г.
13. РГИА. Ф. 1287. Оп. 37. Д. 2237. Об учреждении в Архангельске воскресной школы для ремесленных учеников и рабочих.
14. Синиц ына П.Т. Развитие нар одного образования на Европейском Севере (досоветский период) : учеб. пособие. Архангельск : Изд-во Поморского педуниверситета, 1996. 142 с.
15. Трофименко ВТ. Приходские братства как форма социального служения церкви на примере Архангельской губернии в конце XIX - начале XX вв. / Под ред. ГБ. Демчук ; сост. ТА. Санаки-на // Поморский летописец : Альманах. Архангельск : ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008. -Вып. III. С. 142-151.
Literature:
1. Arkhangelsk regional State Archives. F 28.
Op. 1. D. 1459. Statements of church schools of the Arkhangelsk diocese, 1917.
2. Arkhangelsk regional State Archives. F. 28.
Op. 1. D. 1476. Reporting information about church schools of the Arkhangelsk diocese, 1915-1916 school year.
3. Arkhangelsk regional State Archives. F. 28.
Op. 2. D. 11. Prescription of the school boards to the Holy Synod. 1894-1895.
4. Arkhangelsk regional State Archives. F. 61.
Op. 1. D. 385. Report on the education of the Arkhangelsk schools. 1867.
5. Kozmin N. A brief historical sketch of the development of church schools of the Arkhangelsk diocese (1884-1909) // Arkhangelsk Diocesan Gazette. 1909. № 21. P. 683-689; № 22. P. 721-726; № 23. P. 757-763; 1910. № 1. P. 5-12; № 2. P. 51-57.
6. Lebedev N. Archbishop Nikanor (obituary) // Arkhangelsk Diocesan Gazette. 1910. № 24. P. 832-852.
7. Report on the state of the church schools of the Arkhangelsk diocese for 1901 (civil year). Arkhangelsk : Literary Heritage D. Goryaynova, 1902. 30 p.
8. Report on the status of church schools of the Arkhangelsk diocese in the academic year 1904/5. Arkhangelsk : Literary heritage. D. Goryaynova, 1906. 69 p.
9. Celebration of the 35th anniversary of ordination to the diaconate, Archpriest Ilya Legatov // Arkhangelsk Diocesan Gazette. 1898. № 24. P. 710-724.
10. The Russian State Historical Archives. F. 803. Op. 10. E. 1. The report on the state of the church schools of the Arkhangelsk diocese for years 188493.
11. The Russian State Historical Archives. F. 803. Op. 16. D. 2389. Tables with an explanatory note on the number of church schools, students in them and money spent on church business school in the Arkhangelsk diocese for 1892, 1897 and 1902.
12. The Russian State Historical Archives. F. 803. Op. 16. D. 2393. The diagrams of the number of church schools.1902.
13. The Russian State Historical Archives. F. 1287. Op. 37. D. 2237. Establishment of Arkhangelsk Sunday school for craft apprentices and workers.
14. Sinitsyna P.T. The development of public education in the European North (pre-Soviet period): Textbook. Archangel : Publishing Pomorskiy Pedagogical University, 1996. 142 p.
15. Trofimenko V. Parish fraternity as a form of social service of the Church by the example of the Arkhangelsk region in the late XIX and early XX centuries / Edited by G.V. Demchuk; compiled by T.A. Sanakina // Pomeranian chronicler : Almanac. Archangel : «IPP» True North», 2008. Issue III. P. 142-151.
141
ЮРИДИЧЕСКИЕ
НАУКИ