Научная статья на тему 'Общественно-политическая деятельность курдских организаций России в 1990–2022 годах'

Общественно-политическая деятельность курдских организаций России в 1990–2022 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курды / курдская диаспора / самоорганизация / общественно-политические органи-зации / курдские организации / национально-культурная автономия / Всесоюзная курдская ассоциация «Як-бун» / Международный союз курдских общественных объединений / Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации / Kurds / Kurdish diaspora / self-organization / socio-political organizations / Kurdish organizations / national-cultural autonomy / All-Union Kurdish Association “Yakbun” / International Union of Kurdish Public Associ-ations / Federal National-Cultural Autonomy of Kurds of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Теюб Ахмедович Ахмедов

В статье рассматривается процесс формирования и становления организаций курдской диаспоры Российской Федерации. Автор прослеживает исторические этапы переселения представителей этноса в Российскую Федерацию с начала XIX в., когда территории проживания кавказских народов были присоединены к империи. Основное внимание в статье уделяется самоорганизации курдов в конце ХХ – начале XXI вв. Целью статьи является изучение истории развития общественно-политических и культурных организаций курдов в России, а также их взаимосвязи с политическими организациями географического Большого Курдистана. В статье уделяется особое внимание Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации» с момента регистрации в 2000 г. до наших дней. Автор также рассматривает деятельность структур, созданных российскими кур-дами в сотрудничестве с этническими общественно-политическими структурами стран Кавказа и Централь-ной Азии в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Political Activities of Kurdish Organizations in Russia in 1990–2022

The article examines the process of formation and establishment of Kurdish diaspora organizations in the Russian Federation. The author traces the historical stages of resettlement of representatives of the ethnos to the Russian Federation from the beginning of the XIX century, when the territories of the Caucasian peoples were annexed to the Russian Empire. Particular attention in the article is paid to the self-organization of the Kurds in the late XX – early XXI centuries. It is aimed at studying of the historical development of the socio-political and cultural organ-izations of the Kurds in Russia, as well as their relationship with the political organizations of the Greater Kurdistan region. The article scrutinizes special attention to the All-Russian Public Organization “Federal National-Cultural Au-tonomy of Kurds of the Russian Federation” from the moment of registration in 2000 to the present day. The author attempts to trace the process of structures activities created by Russian Kurds in cooperation with ethnic socio-political structures of the Caucasus and Central Asia countries during the period under consideration.

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая деятельность курдских организаций России в 1990–2022 годах»

Научная статья

УДК 94(470+571)"1990/2022":323.1 https://doi.org/10.24158/fik.2023.9.16

Общественно-политическая деятельность курдских организаций России

в 1990-2022 годах

Теюб Ахмедович Ахмедов

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Нерюнгри, Россия, RSevoi@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования и становления организаций курдской диаспоры Российской Федерации. Автор прослеживает исторические этапы переселения представителей этноса в Российскую Федерацию с начала XIX в., когда территории проживания кавказских народов были присоединены к империи. Основное внимание в статье уделяется самоорганизации курдов в конце ХХ -начале XXI вв. Целью статьи является изучение истории развития общественно-политических и культурных организаций курдов в России, а также их взаимосвязи с политическими организациями географического Большого Курдистана. В статье уделяется особое внимание Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации» с момента регистрации в 2о0о г. до наших дней. Автор также рассматривает деятельность структур, созданных российскими курдами в сотрудничестве с этническими общественно-политическими структурами стран Кавказа и Центральной Азии в рассматриваемый период.

Ключевые слова: курды, курдская диаспора, самоорганизация, общественно-политические организации, курдские организации, национально-культурная автономия, Всесоюзная курдская ассоциация «Як-бун», Международный союз курдских общественных объединений, Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Ахмедов Т.А. Общественно-политическая деятельность курдских организаций России в 1990-2022 годах // Общество: философия, история, культура. 2023. № 9. С. 115-121. https://doi.org/10.24158/fik.2023.9.16.

Original article

Socio-Political Activities of Kurdish Organizations in Russia in 1990-2022 Teub A. Akhmedov

Technical Institute (Branch) of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Neryungri, Russia, RSevoi@yandex.ru

Abstract. The article examines the process of formation and establishment of Kurdish diaspora organizations in the Russian Federation. The author traces the historical stages of resettlement of representatives of the ethnos to the Russian Federation from the beginning of the XIX century, when the territories of the Caucasian peoples were annexed to the Russian Empire. Particular attention in the article is paid to the self-organization of the Kurds in the late XX - early XXI centuries. It is aimed at studying of the historical development of the socio-political and cultural organizations of the Kurds in Russia, as well as their relationship with the political organizations of the Greater Kurdistan region. The article scrutinizes special attention to the All-Russian Public Organization "Federal National-Cultural Autonomy of Kurds of the Russian Federation" from the moment of registration in 2000 to the present day. The author attempts to trace the process of structures activities created by Russian Kurds in cooperation with ethnic socio-political structures of the Caucasus and Central Asia countries during the period under consideration.

Keywords: Kurds, Kurdish diaspora, self-organization, socio-political organizations, Kurdish organizations, national-cultural autonomy, All-Union Kurdish Association "Yakbun", International Union of Kurdish Public Associations, Federal National-Cultural Autonomy of Kurds of the Russian Federation

Funding: Independent work.

For citation: Akhmedov, T.A. (2023) Socio-Political Activities of Kurdish Organizations in Russia in 19902022. Society: Philosophy, History, Culture. (9), 115-121. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.9.16 (In Russian).

Киевская Русь с момента своего образования как государства в IX в., как и ставшая спустя столетия ее правопреемницей Россия, была многонациональной, причем список и численность населяющих ее народов расширялись в связи с присоединением новых территорий.

Первые курдские семьи переселились в русские села и города в начале XIX в., что было связано с вхождением кавказских территорий в состав России (Чичкин, 2013: 92-93). Курды могли жить здесь и раньше, но этому нет письменных, то есть документальных, подтверждений.

© Ахмедов Т.А., 2023

Общество: философия, история, культура. 2023. № 9. C. 115-121. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 9. P. 115-121.

В период существования Советского Союза, в ХХ в., его курдские граждане на короткий период времени, в 1923-1929 гг., имели свою ограниченную автономию в виде уезда в составе Азербайджанской ССР, известного под названием «Красный Курдистан». С 25 мая по 8 августа 1930 г. он существовал в виде округа, а затем окончательно был ликвидирован (Ахмедов, 2022: 184186). В 30-е гг. ХХ в. определенная часть курдов из Азербайджанской и Армянской ССР под надуманным предлогом была переселена в Республики Средней Азии СССР (Ахмедов, 2022: 184186), что расширило географию проживания курдов на территории СССР.

Во второй половине ХХ в. курдская молодежь после прохождения военной службы в рядах вооруженных сил массово переселялась в крупные города РСФСР. Этому способствовало наличие в них рабочих мест и перспектив карьерного роста.

После прихода к власти М.С. Горбачева в марте 1985 г. и начала процесса демократизации советского общества одна за другой стали появляться общественно-политические организации, особенно активно - в начале 90-х гг. ХХ в.1 Курдская элита Советского Союза не желала отставать от этого процесса, и 27 марта 1991 г., после организационных этапов деятельности, зарегистрировала в Министерстве юстиции СССР Всесоюзную курдскую ассоциацию «Якбун»2 (с курдского языка слово переводится как «единство»). Однако она, в связи с распадом СССР, просуществовала недолго. Впоследствии организация «Якбун» возродилась в Республике Казахстан в марте 1993 г.3 Однако после нескольких лет работы (в 1999 г.) была реорганизована. В ходе преобразования она получила новое название - «Барбанг»4 («рассвет» - на курдском языке) и сегодня продолжает активно вести свою деятельность на территории Казахстана, в ходе которой всячески сотрудничает с российскими курдскими общественно-политическими организациями, тем самым способствуя укреплению и развитию связей между курдскими гражданами бывшего СССР, живущими сегодня в разных государствах, когда-то составлявших единую страну.

Численность курдов в СССР составляла не менее 1 млн человек5. Однако в официальных документах эта цифра была на порядок меньше, так как курды в союзных республиках подвергались ассимиляции, порой против их воли, поэтому в переписях населения курды представлялись другими этническими группами.

После распада СССР в декабре 1991 г. социально-экономическая и политическая ситуация во всех независимых бывших союзных республиках ухудшилась, и курды начали массово переселяться в Российскую Федерацию из закавказских государств и стран Центральной Азии. Этот процесс охватил два десятилетия на рубеже ХХ-ХХ1 вв. (Ахмедов, 2019: 189-192). Следует особо отметить, что переселение побуждалось чаще не социально-экономическими, а политическими причинами, особенно при исходе из тюркоязычных республик бывшего СССР, поскольку эти независимые государства в 90-е годы ХХ в. под давлением турецких властей преследовали своих курдских граждан. Последним в открытую диктовалось: признайте себя представителями титульной нации страны, в которой живете, или покиньте ее. Тем самым их принуждали отречься от своей курдской идентичности или в «добровольно-принудительном» порядке покинуть страну проживания. А за поддержку или сочувствие к Рабочей партии Курдистана (РПК) могли не только посадить в тюрьму на долгие годы, но и лишить гражданства; в частности, такие случаи были в Республике Казахстан и Туркменистане в 90-е гг. ХХ в., и этот вопрос в начале XXI в. стал еще острее.

Таким образом, за два десятилетия после распада СССР численность российских курдов увеличилась в несколько раз, и к 2022 г., по подсчетам курдских организаций, составила более 500 тыс. человек6. В официальных документах фигурируют иные цифры - на порядок меньше. Причина этого заключается в том, что во время переписи населения многие, особенно молодежь, определяли свою национальность по языку, на котором говорят, то есть представители русскоговорящей курдской молодежи называли себя русскими, будучи этнически российскими курдами. В результате получается расхождение в официальных и неофициальных данных о численности курдского населения в современной России.

1 Перестройка в СССР [Электронный ресурс] // История России. URL: https://histerl.ru/otechestvennaia_is-toria/kratko/perestroika_v_sssp.htm (дата обращения: 16.07.2023).

2 Варданян Г. Араратская республика. Нагорный Карабах и Кавказский Курдистан. 1992 год [Электронный ресурс] // Diplomat.am. URL: http://www.diplomat.am/load/public/5-1-0-487 (дата обращения: 18.07.2023).

3 Загорнова Е.В. Общественные организации курдской диаспоры [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=3111 (дата обращения: 19.07.2023).

4 О нас [Электронный ресурс] // Ассоциация «Барбанг» курдов Казахстана. URL: http://berbang-nur.com/?page_id=2101 (дата обращения: 19.07.2023).

5 Дасни Ю.Р. Курдская диаспора России: прошлое и настоящее [Электронный ресурс] // Kurdistan.ru. URL: https://kurdistan.ru/2010/12/19/articles-8349_Dasni_YU_R_Kurdskaya_diaspora_Rossii_proshloe_i_ nasto-yaschee.html (дата обращения: 20.07.2023).

6 Курды в России [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/Курды_в_России (дата обращения: 05.03.2023).

Представители данного этноса живут во всех субъектах Российской Федерации. Однако ни в одном населенном пункте страны при этом курды не составляют большинство. Несмотря на это, есть субъекты федерации, где курды проживают компактно, в частности, в Москве и Московской области - не менее 80-85 тыс. чел., в Республике Адыгея и Краснодарском крае - 20-25, в Тамбовской области - не менее 10-15 тыс. чел.1, а также в Воронежской, Саратовской, Ростовской, Ярославской областях и т.д.

Курды как неотъемлемая часть многонациональной России трудятся во всех сферах общественной жизни. Среди них есть и депутаты Государственной Думы Федерального собрания РФ, в частности, З. Муцоев2; депутаты субъектов РФ, в их числе Р. Шамоян, Дж. Шамоян и многие другие; депутаты в муниципалитетах РФ, а также ученые, певцы, предприниматели и обычные рабочие.

Российские курды прошли длительный путь, прежде чем создали свои общественно-политические и культурные организации. Причиной этого была необходимость обустроиться на новом месте, узаконить свое проживание, и лишь затем у них появилась возможность приступить к созданию централизованных организаций, которые могли бы отстаивать интересы народа в правовом поле Российской Федерации. Необходимо отметить, что в законодательной сфере страны после распада СССР было много пробелов, и для их устранения и заполнения современными правовыми нормами тоже потребовалась определенное время.

В начале 90-х гг. ХХ в. в Москве был создан «Дом курдской культуры»3. Основной задачей этой организации было оказание правовой и экономической помощи курдским беженцам не только из стран бывшего Советского Союза, но и из Северного (Турецкого) Курдистана, где в это время шли активные военные действия между Армией освобождения народов Курдистана (АОНК) во главе с Рабочей партией Курдистана и турецкими вооруженными формированиями. Кроме того, представители этой организации во главе с профессором Ш.Ч. Аширяном занимались культурным просвещением не только курдского населения России, но и популяризацией богатой истории и культуры географического Большого Курдистана среди представителей других народов. На базе этой культурной организации издавались и распространялись журналы «Курдистан рапорт» и «Дружба», газета «Стон Родины», затем ее заменила газета «Свободный Курдистан», которая с перерывами выходит по сей день, затем стала издаваться газета «Голос женщин». В последнее время активно практикуется представление материалов этих просветительских изданий в интернете.

В начале XXI в. с развитием информационных технологий появилось несколько русскоязычных курдских интернет-порталов4.

Как печатные издания, так и информационные сайты занимаются сегодня распространением информации о культурных особенностях курдского народа и о его борьбе за свои права в историческом Курдистане.

В 90-е гг. Хх в. Рабочая партия Курдистана (РПК) не просто была популярной среди курдов России и республик бывшего СССР, но и имела определенное влияние: так, при содействии ее эмиссаров на территории России была создана первая централизованная организация, объединившая все курдские организации бывшего Советского Союза.

В 1994 г. многочисленные разбросанные курдские организации не только России, но и других государств бывшего СССР, решили объединиться и создать одну общенациональную организацию. В результате 5 декабря 1994 г. был зарегистрирован «Международный союз курдских общественных объединений» (МСКОО)5 со штаб-квартирой в Москве. В него вошли многие мелкие региональные организации, сохранив при этом свою автономность в составе МСКОО. Первоначально новая структура действовала под председательством Ш.Ч. Аширяна, после его смерти организацию возглавил М. Шамоев. Она в основном занималась культурно-просветительской деятельностью, информировала российскую и мировую общественность о военно-политическом и экономическом положении в Северном (Турецком) Курдистане.

Однако деятельность МСКОО на территории России часто критиковалась со стороны турецких властей. Анкара обвиняла Москву в том, что она сотрудничает с курдскими сепаратистами при помощи различных организаций на своей территории, в том числе через МСКОО, и тем самым вмешивается во внутренние дела Турции, и это в конце концов привело к тому, что 27 февраля 2012 г. МСКОО была ликвидирована властями6.

1 По данным ФНКА курдов в России на 2020 г. // Свободный Курдистан. 2021. Апрель. С. 20.

2 Муцоев Зелимхан Аликович [Электронный ресурс] // RusTeam Media. URL: https://rus.team/people/mutsoev-zelimkhan-alikoevich (дата обращения: 10.06.2023).

3 Загорнова Е.В. Указ. соч.

4 См.: Kurdistan.ru. Новостной сайт о событиях в курдском регионе. Ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана. URL: www.kurdistan.ru (дата обращения: 29.08.2023) ; RIA TAZA | «Новый путь». Актуальные новости по ситуации в Курдистане. URL: www.riataza.ru (дата обращения: 29.08.2023) и др.

5 Дасни Ю.Р. Указ. соч.

6 МС КОО. Международный союз курдских общественных объединений [Электронный ресурс] // Чекко. Проверка контрагентов. URL: https://checko.ru/company/ms-koo-1037739519454 (дата обращения: l5.07.2023).

Общество: философия, история, культура. 2023. № 9. C. 115-121 Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 9. P. 115-121

Следует сказать, что 1 июля 1996 г. в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «О национально-культурной автономии»1, который дал право малочисленным народам России объединяться и принимать меры для сохранения культуры, языка, традиций и обычаев. На основе этого федерального закона 13 июня 2000 г. в Министерстве юстиции России была зарегистрирована «Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации» (ФНКАК РФ)2. Ее первым председателем стал профессор истории Ш.Ч. Аширян, и под его руководством организация прошла свое становление, став в итоге одной из наиболее популярных национально-культурных автономий в России. После смерти Ш.Ч. Аширяна в феврале 2002 г. в ФНКАК РФ был проведен очередной II съезд организации, на котором председателем Совета ФНКА курдов России на 4 года был избран А.Д. Мамоян3. При его руководстве организация занималась своими традиционными делами: изданием и распространением книг, журналов, газет о курдской истории, культуре и традициях, а также оказанием правовой помощи курдским гражданам, которые в этом нуждались.

Одновременно с этим на территории тех субъектов Российской Федерации, где курды более или менее компактно проживают, также начали создаваться местные национально-культурные автономии.

В 1994 г. в Санкт-Петербурге представителями курдской интеллигенции под руководством профессора Санкт-Петербургского государственного университета О.Д. Джалилова было сформировано объединение «Курдистан». В 1996 г. к нему присоединился ряд других организаций Санкт-Петербурга, созданных местной курдской диаспорой, и ассоциация получила название «Курдский дом» (Радиков, Тозал, 2015: 57).

В 1996 г. была создана Общественная организация курдов Республики Адыгея «Агры». Вскоре ячейки этой организации появились во многих населенных пунктах Красногвардейского района Республика Адыгея (Шаповаленко, 2015: 99). «Агры» способствовала адаптации курдов-переселенцев, которые в большом количестве приезжали в Адыгею из государств - бывших республик СССР, взаимодействовала с органами власти по поводу их устройства (Шовгенов, 2011: 271).

В 1998 г. в Краснодаре под руководством предпринимателя И. Анкоси была создана организация под названием «Краснодарская краевая курдская национально-культурная автономия Мидия»4. В регионе также действовали другие курдские общественно-культурные организации, в частности, «Краснодарское краевое общество курдской культуры имени поэта А. Хани»5 и «Краснодарская региональная общественная организация дружбы русского и курдского народа»6.

В Саратовской области в это же время под председательством предпринимателя К. Ахме-дова была создана местная «Курдская национально-культурная автономия курдов»7. В состав организации вошли несколько малочисленных культурных учреждений, а также местные школы, обучающие на национальном языке курдских детей, проживающих в областном центре и прилегающих населенных пунктах. К. Ахмедов впоследствии также возглавил Ассоциацию национально-культурных объединений Саратовской области (Лиценбергер, Семенов, 2009: 147). На территории региона существовали и другие курдские национальные центры, в частности, «Зилан» в Краснокутском районе, в основном занимающиеся тем же, что и другие аналогичные курдские организации в центральной России.

В Тамбовской области с 2000 г. функционирует региональное отделение «Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации» под названием «Айнтав», ее руководителем является местный предприниматель М. Шамоян8. Организация в основном занимается обучением курдских детей родному языку и распространяет труды лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) А. Оджалана, которые он пишет, отбывая пожизненное заключение в турецкой тюрьме.

1 О национально-культурной автономии : Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 История автономии курдов РФ [Электронный ресурс] // Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации. URL: https://fnkakurd.ru/o-fnka-kurdov (дата обращения: 19.07.2023).

3 Там же.

4 Курды [Электронный ресурс] // Центр национальных культур. Краснодарский край. URL: http://kubanetnos.ru/?p=291 (дата обращения: 14.07.2023).

5 Краснодарская краевая общественная организация - общество курдской культуры памяти Ахмеда Хани [Электронный ресурс] // Glees.Ru. Флагман успеха. Организации и предприниматели твоего города. URL: https://glees.ru/catalog/15532535.html (дата обращения: 10.07.2023).

6 Краснодарская региональная общественная организация дружбы русского и курдского народов [Электронный ресурс] // Чекко. Проверка контрагентов. URL: https://checko.ru/company/kroodrikn-1032335010872 (дата обращения: 11.07.2023).

7 Организация РОО Курдская национально-культурная автономия [Электронный ресурс] // List-Org. URL: https://www.list-org.com/company/2477041 (дата обращения: 11.07.2023).

8 Дасни Ю.Р. Указ. соч.

Тамбовские курдские организации в рамках своей деятельности активно сотрудничают с другими национальными структурами России, несколько раз их представители были депутатами Национального конгресса Курдистана в г. Амстердаме (Нидерланды).

В соответствии с ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 1997 г.1 курды России за истекший исторический период создавали не только светские, но и религиозные организации. Среди них - курская региональная организация курдов-езидов «Шумер», которая была учреждена местным предпринимателем С. Джафаровым в 2000 г.2 Кроме того, Комитет по связям с религиозными организациями при правительстве города Москвы 12 февраля 2002 г. зарегистрировал религиозную группу курдов-езидов «Лалеш»3. На основании ст. 7 названного выше федерального закона4 группа имеет право совершать богослужение и проводить иные религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии.

С 21 июня 2013 г. по 24 ноября 2022 г. в Москве функционировала еще одна курдская региональная общественная организация - «Общество солидарности и сотрудничества с курдским народом»5 под руководством Ю.Ш. Набиева. Деятельность этой небольшой структуры не сильно отличалась от других, ей подобных. Ю.Ш. Набиев до 2000-х гг. активно сотрудничал с представителями Рабочей партии Курдистана (РПК) в России. Однако после ареста и суда над лидером РПК А. Оджаланом в 1999 г. (Ахмедов, 2012: 70-71) отношения между Ю.Ш. Набиевым и сторонниками РПК сильно изменились, и к 2010 г. этот представитель российской курдской интеллигенции окончательно отошел от РПК и подконтрольных ей курдских организаций России. Сначала он примкнул к представителям Патриотического союза Курдистана (ПСК), но, не найдя в этой организации удовлетворительного решения своих интеллектуальных и личных запросов, окончательно связал свою деятельность с представительством Демократической партии Курдистана (ДПК) в России. При их финансовой поддержке он зарегистрировал свою организацию и руководил ею до своей смерти в 2021 г. При помощи того же представителя ДПК в России, в рамках своей организации в 2015 г. он создал интернет-портал «Риа Таза», и через эти структуры в основном занимался пропагандой идеологии ДПК и ее борьбы с Рабочей партией Курдистана на территории России, особенно в среде курдской молодежи, не давая возможности ей самой определиться, к какому политическому течению Большого Курдистана присоединиться. После смерти Ю.Ш. Набиева6 интернет-портал просуществовал недолго, и в начале 2022 г. был продан другим курдским организациям России.

В рамках своей деятельности Ю.Ш. Набиев в августе 2018 г. активно принимал участие в создании общественного объединения «Международная федерация курдских общин (МФКО)»7 со штаб-квартирой в Москве. В состав его вошли не только российские курдские сообщества, но и организации из Казахстана, Киргизии, Армении, Грузии, Украины, Азербайджана и т.д. В состав соучредителей, кроме Ю.Ш. Набиева, были включены К.И. Мирзоев, А.З. Алиев, Р.М. Саидов и многие другие.

В 2006 г. ФНКА курдов России в Москве созвала и провела свой III очередной съезд, на котором были рассмотрены итоги деятельности организации за прошлые годы, переизбраны члены Совета правления. Новым председателем Совета стал Т.Г. Шавешов8. Задачи перед федеральной курдской организацией были поставлены прежние: защита интересов курдского населения России, распространение и укрепление культурных особенностей данного народа, и расширение связей со всеми идентичными культурными автономиями малочисленных этносов России.

1 О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Курская региональная езидско-курдская общественная организация «Шумер» [Электронный ресурс] // List-Org. URL: https://www.list-org.com/company/3145521 (дата обращения: 15.07.2023).

3 Загорнова Е.В. Указ. соч.

4 О свободе совести и о религиозных объединениях : Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (последняя редакция) ...

5 Контрагент РОО «Общество солидарности и сотрудничества с курдским народом». Досье № 1137799012471 от 29.08.2023 [Электронный ресурс] // Audit-It. URL: https://www.audit-it.ru/contragent/1137799012471_roo-ob-shchestvo-solidarnosti-i-sotrudnichestva-s-kurdskim-narodom (дата обращения: 15.07.2023).

6 Правительство Региона Курдистан - Ирак. Представительство в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://krgrussia.ru/ru/ (дата обращения: 17.07.2023).

7 Макаренко В. Конференция Международной федерации курдских общин: курды всех стран, объединяйтесь! [Электронный ресурс] // Kurdistan.ru. URL: https://kurdistan.ru/2018/08/05/news-33277_Konferenciya_ Mezhdunarodnoy_federacii_kurdskih_obschin_kurdy_vseh_stran_obedinyaytes.html (дата обращения: 17.07.2023).

8 История автономии курдов РФ [Электронный ресурс] // Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации. URL: https://fnkakurd.ru/o-fnka-kurdov (дата обращения: 19.07.2023).

Общество: философия, история, культура. 2023. № 9. C. 115-121 Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 9. P. 115-121

Следующий, IV очередной съезд ФНКА курдов России, состоялся в 2010 г. В ходе его работы, кроме отчетов о финансовой и культурно-просветительской деятельности, перед организацией были поставлены и новые задачи, а также проведены очередные выборы в состав Совета правления организации. По итогам работы съезда председателем Совета правления ФНКА курдов России был избран Ф.А. Патиев.

С 2012 по 2021 гг. ФНКА курдов России провела еще семь заседаний. На XI внеочередном съезде в 2021 г. в устав автономии на основании замечаний Минюста России были внесены соответствующие изменения. Следует отметить, что еще во время работы V очередного съезда в 2012 г. основной регламентирующий документ объединения уже корректировался, в результате чего оно получило современное название - Общероссийская общественная организация «Федеральная национально-культурная автономия курдов Российской Федерации»1. На VII внеочередном съезде, который прошел в 2015 г., в организации были созданы семь постоянно действующих рабочих органов, вместо председателя ввели систему сопредседателей на основе гендерного равенства, которыми стали Ф.А. Патиев и Л.И. Смоян2. На следующих съездах организации кардинальных изменений в ее структуре не произошло, и сегодня она выполняет те задачи, которые были на нее возложены последним съездом, среди них: сохранение самобытности курдов России, в том числе развитие родного языка, искусства, культуры, традиций, обычаев, сложившегося столетиями уклада жизни, а также социально-культурная адаптация и интеграция курдских мигрантов, прибывших на постоянное жительство на территорию Российской Федерации. В рамках своей деятельности организация также нацелена на укрепление единства российского многонационального народа, а также на гармонизацию межэтнических отношений и содействие межрелигиозному диалогу.

Резюмируя, можно сказать, что курды России в своей организационной деятельности прошли длительный путь, и в ходе этого процесса ими были созданы не только многочисленные региональные общественно-политические и культурные организации, но и структуры общероссийского уровня, которые успешно отстаивают интересы курдского населения Российской Федерации, организуя адаптацию и интеграцию этнических мигрантов в российское общество при сохранении их культурной самобытности, материальную и правовую поддержку, способствуя предотвращению межэтнических конфликтов и содействуя улучшению отношений и взаимопонимания между представителями разных народов.

В регионах деятельность курдских организаций в основном направлена на обеспечение взаимодействия между курдскими общинами и местными органами власти, оказание материальной поддержки необеспеченным семьям и вновь прибывающим переселенцам, решение юридических вопросов, особенно в сфере имущественных прав. В крупных городах деятельность таких организаций в основном концентрируется на культурно-просветительской почве. Учитывая современное состояние курдской проблемы, политическая проблематика неизбежно является составной частью идентичности рассматриваемого народа и самосознания многих курдов, однако этнические общественные организации в России, как правило, избегают излишней политизации уставных целей и задач, и концентрируются на решении бытовых и социально-культурных вопросов.

Список источников:

Ахмедов Т.А. Восстановление курдской автономии как неотъемлемая часть процесса урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта // Современная научная мысль. 2022. № 5. С. 183-188. https://doi.org/10.24412/2308-264X-2022-5-183-188.

Ахмедов Т.А. Реорганизация и деятельность Партии рабочих Курдистана в 1999-2009 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 69-72.

Ахмедов Т.А. Российско-курдистанские отношения в 2000-2018 годах // Современная научная мысль. 2019. № 2. С. 188-194.

Лиценбергер О.А., Семенов Н.В, Этноконфессиональная ситуация в региональном политическом пространстве, экспертная оценка (Саратовская область) // Вестник Российской нации. 2009. № 5 (7). С. 144-161.

Радиков, И.В., Тозал М. Курдское национальное меньшинство в России: два века решения проблемы сохранения этнической самобытности // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11, № 2. С. 50-60.

Чичкин А.А. Друзья и враги за Кавказским хребтом. М., 2013. 288 с.

Шаповаленко А. Общественная организация «Агры» и ее роль в адаптационных процессах курдской общины Адыгеи // Курды Адыгеи. Майкоп, 2015. 204 с.

Шовгенов Т.М. Экономические аспекты адаптации курдов в Адыгее // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2011. № 4. С. 270-276.

1 История автономии курдов РФ [Электронный ресурс]...

2 VII съезд Федеральной национально-культурной автономии курдов Российской Федерации (ФНКА курдов РФ) РФ [Электронный ресурс] // Национальный акцент. URL: https://nazaccent.ru/event/647/ (дата обращения: 20.07.2023).

References:

Akhmedov, T. A. (2012) Kurdistan Workers Party Reorganization and Activity in 1999-2009. Tomsk State University Journal. (362), 69-72. (In Russian).

Akhmedov, T. A. (2019) Russian-Kurdish Relations in the 2000-2018-ies. Sovremennaya nauchnaya Mysl. (2), 188-194. (In Russian).

Akhmedov, T. A. (2022) Restoration of the Kurdish Autonomy as an Integral Part of the Nagorno-Karabakh Conflict Settlement Process. Sovremennaya nauchnaya Mysl. (5), 183-188. Available from: doi:10.24412/2308-264X-2022-5-183-188 (In Russian).

Chichkin, A. A. (2013) Druz'ya i vragi za Kavkazskim khrebtom [Friends and enemies beyond the Caucasus Ridge]. Moscow. 288 р. (In Russian).

Litsenberger, O. A. & Semenov, N. V. (2009) Etnokonfessional'naya situatsiya v regional'nom politicheskom prostranstve, ekspertnaya otsenka (Saratovskaya oblast') [Ethno-confessional situation in the regional political space, expert assessment (Saratov Oblast)]. Vestnik rossiyskoy natsii. (5 (7)), 144-161. (In Russian).

Radikov, I. V., Tozal, M. (2015) The Kurdish National Minority in Russia: Two Centuries of Solving the Problem of Preservation of Ethnic Identity. Politicheskaya ekspertiza: Politeks. 11 (2), 50-60. (In Russian).

Shapovalenko, A. (2015) Obshchestvennaya organizatsiya «Agry» i ee rol' v adaptatsionnykh protsessakh kurdskoi ob-shchiny Adygei [Public organization "Agry" and its role in adaptation processes of the Kurdish community of Adygea]. In: Kurdy Adygei. Maykop, рр. 99-104. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shovgenov, T. M. (2011) The Economic Aspect of the Adaptation of the Kurds in the Republic of Adygeya. Vestnik Ady-geiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika. (4), 270-276. (In Russian).

Информация об авторе Т.А. Ахмедов - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, Нерюнгри, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=661683

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author T.A. Akhmedov - PhD in History, Associate Professor, Department of Economics and Social and Humanitarian Disciplines, Technical Institute (branch) of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Neryungri, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=661683

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 18.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.09.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.