Мухаммад Нахро Исмаел
Аспирант. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Аспекты развития отношений России и Иракского Курдистана в сфере энергетики
Введение
Возникновение Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) стало поворотным моментом в истории внешней политики России, направленной на восстановление ее влияния на Ближнем Востоке, отражающим ее способность конкурировать с Соединенными Штатами в таких стратегических областях, как Сирия и Ирак. В связи с бурным развитием событий на Ближнем Востоке, могущественные державы пересмотрели свою политику в регионе, Российская Федерация также не осталась в стороне от этой тенденции. Москва взяла курс на укрепление отношений с курдами для защиты своих нефтяных интересов и борьбы с ИГИЛ, сохраняя при этом отношения с другими государствами региона. Хотя российско-курдские отношения имеют долгую историю, они не выходили за рамки тактики использования Курдской проблемы как рычага давления на своих противников с целью укрепления своих позиций на Ближнем Востоке.
Исторические отношения между Россией и курдами
История прямых курдско-российских отношения восходят к временам императрицы Екатерины Великой, в период коротких войн России с Персидской и Османской империями в конце XVIII - начале XIX веков (Жигалина, 1983,С42), Курдистан был разделен на два фронта. Первые контакты России с курдами были следствием приближения военных действий к курдским районам, а это означало, что огонь приближался к российской границе, особенно к Кавказу (Победоносцева, 2017, С70), Таким образом, русские приблизились к курдам с несколькими целями, включая нейтрализацию курдов во время конфликта с персами, с одной стороны, и Османской империей, с другой. Российская империя использовала курдов в качестве бойцов в своих войнах, о чем свидетельствует тот факт, что несколько курдских лидеров получили высокие воинские звания в Имперской Российской армии, как и в других мировых державах, включая Великобританию и Францию(Камран, 2000, С. 25).
После Первой мировой войны советское правительство попыталось отделиться от наследия Российской империи и взять иной политический курс на Ближнем Востоке, особенно в отношении народов, считавших себя преданными. После Октябрьской революции несколько курдских партий и организаций были ликвидированы. Вместе с тем сформировались новые, носившие марксистско-ленинскую идеологию и рассматривавшие Советский Союз как защитника своих прав (Победоносцева,2019.Т.1.С225), С 1923-1929 гг. В Азербайджане Советский Союз создал Курдистанский регион, обозначенный как независимая административная единица для поддержки курдов в границах Советского Союза (Жигалина, 2013, С34).
Во время Второй мировой войны советское руководство столкнулось с курдской проблемой на Ближнем Востоке. Фактически на окраине Кавказа, где проживали советские курды, Германия планировала открыть еще один фронт для оккупации советского Кавказа, богатого нефтью и природными ресурсами (Жигалина, 2013, С. 35). После Второй мировой войны и последовавших за ней событий в Иране предполагалось, что Советский Союз будет использовать курдов как этническое меньшинство для нагнетания ситуации в Иране и с целью получения нефтяных концессий. С другой стороны, Иосиф Сталин стремился ослабить позиции США и Великобритании на Ближнем Востоке, негативно сформированные неумелой колониальной политикой Великобритании в предыдущие десятилетия. Советский лидер, а затем глава дипломатии Вячеслав Молотов понимал, что использование курдов в войне против иранского Реза-шаха Пехлеви в Персидском регионе Азербайджана может дестабилизировать внутреннюю ситуацию Ирана, создав лучшую переговорную позицию в вопросах о нефтяных концессиях страны (McdowaП, 2004, P. 244-245). В 1946 году Москва поддержала создание Национальной республики Махабад в Иранском Курдистане, но позже отвернулась от нее (Жигалина, 1987, С176). В Ираке после провала Барзанской революции под предводительством Мустафы Барзани южные курды бежали в Советский Союз (Жигалина, 2013. С. 109.), тогда Москва увидела необходимость использовать другие варианты использования курдов против Запада. Такая возможность появилась после смерти Сталина и переориентации внешней политики Советского Союза на Ближний Восток, когда новым президентом страны стал Никита Хрущев. В 1955 году он указал на потенциал национально-освободительных движений и сказал Молотову, что Советский Союз должен поддерживать курдов. Тогда советские войска помогли
Мустафе Барзани вернуться в Ирак и договориться с Багдадом (Бугай, 2013. № 5 (21). С. 31), Особенно после иракского переворота 1958 года, когда к власти пришел Абдул Карим Касим (Лаит, 1981, стр. 190), Советский Союз пытался играть решающую роль в регионе и громко протестовал против жестоких репрессий иракских властей против курдов. Они пригласили Мустафу Барзани в Москву на празднование Октябрьской революции «Москва должна поддержать Мустафу Барзани в случае войны между Иракские власти и курдское освободительное движение», — сказал Хрущев (Барзани, 2005. С. 297-299). Под влиянием позиции Советского Союза Барзани вступил в серьезный конфликт с Касимом, и их отношения стали практически враждебными. Тем временем европейские СМИ сообщили, что Москва недовольна Касимом и что Советский Союз использует курдов как инструмент давления. Советский Союз не мог предоставить оружие иракским курдам по политическим или техническим причинам, но активно продвигал Курдский национализм через свое посольство в Багдаде (Кхудейда,№1,2010,С80.)Также поддерживалась курдская автономия в Ираке и оказывалось давление на них, чтобы они участвовали в соглашении об автономии 1970 года (Anna, 2020), Москва выступила посредником между Багдадом и курдами, чтобы подписать автономное мирное соглашение для иракских курдов. После 1973 года, когда курды открыто заняли прозападную позицию из-за растущих отношений между иракским правительством и Советским Союзом, Советы поддержали войну Багдада против курдов, создав спрос Ирака на советское оружие (Gönül Tol, 2017).
С другой стороны, Москву не устраивало сближение курдских лидеров с США, результатом чего стали проблемы между курдами и властями в Багдаде с приходом к власти в Ираке баасистов (Gönül, 2017). После иракского кризиса Москва вновь обратила внимание на ситуацию в Турции и оказала поддержку курдам по обретению независимости, зная о нарастающих политических волнениях в Турции, поддержав Рабочую партию Курдистана (РПК), которая была основана в 1970-е годы. Это могло привести к хаосу и оттолкнуть Турцию от западного мира. РПК ссылалась в своих предположениях на принципы марксизма-ленинизма, а труды Ленина и Сталина стали «главным идеологическим источником их предположений и убеждений (Aliza Marcus, 2007, P68.). Но после переворота в Турции в 1980 году и военного захвата власти курды были вынуждены мигрировать в Сирию, где президент Хафез Асад предоставил им убежище (проблема курдов, Сирия, 2013, с54.). Тем временем
Москва, озабоченная своими внутренними проблемами и гонкой вооружений с США, уделяла курдскому вопросу меньше внимания, чем поддержке президента СССР Михаила Горбачева в операции «Буря в пустыне» против Ирака в 1991 году. Восстание иракских курдов против режима Саддама Хусейна, иракское вторжение в Курдистан, массовые убийства курдов и отказ Советского Союза от курдов были встречены резкой реакцией. После распада СССР новые российские власти во главе с Борисом Ельциным пытались использовать курдов как элемент давления на Турцию в своих отношениях, но из-за распада СССР, чеченской войны и экономических проблем. Он же старался не противопоставлять себе Турцию, о чем свидетельствует Протокол 1995 года о предотвращении терроризма. Россия согласилась запретить деятельность РПК в России, а Анкара заявила, что не поддерживает боевые действия чеченских борцов за независимость. Курдский вопрос какое-то время оставался безмолвным в российской политике только после того, как в 2000 году к власти пришел новый президент Владимир Путин, а лидер Партии справедливости и развития Реджеп Тайип Эрдоган набрал большинство голосов в Турции и вернулся к власти. Несмотря на первоначальное недоверие, в 2005 году два лидера достигли договоренности по чечено-курдскому вопросу (Сопи! То1, 2017) . Это молчание в российской политике продолжалось до «арабской весны» и гражданской войны в Сирии.
В 2011 году важным поворотным моментом во внешней политике России стала прагматизация власти президента Владимира Путина на востоке, особенно в Сирии (Ьегап, 2021. Р. 768.). С другой стороны, в Эрбиль пришли российские компании, которые подписали несколько контрактов в области нефти и газа с региональным правительством Курдистана и рассматривали его как свою стратегическую позицию и пытались закрепиться в Иракском Курдистане. Некоторые курдские политики часто критикуют Москву за недостаточную поддержку курдов (Реузегргезз 30.01.2020) и испытывают большое недоверие к российским властям.
Российские власти утверждают, что в своей внешней политике они традиционно стремятся не вмешиваться во внутренние дела иностранных государств и устанавливать межгосударственные и межгосударственные отношения прежде всего с официальными властями. Отношение к турецким, иранским, иракским и сирийским курдам в России одинаково уважительное по отношению к представителям других национальностей. При этом Россия как многонациональное государство с федеративным устройством и как постоянный член Со-
вета Безопасности ООН решительно выступает за соблюдение прав и свобод народов. При обсуждении курдского вопроса в ООН и других международных форумах российские представители последовательно поддерживают законные требования курдов. На уровне региона, парламента, научных, религиозных, деловых и других организаций Россия старается максимально поддерживать отношения с курдскими районами Турции, Ирака и Сирии (Станислав, 2016-11-09). Из-за особенностей иранского руководства и общества отношения между русскими и курдами непростые, но прочные. Однако представительства Иракского Курдистана, такие как офис Регионального правительства Курдистана и Демократический Курдистан Сирийские демократы постоянно действуют в Москве как иностранная общественная организация в России.
Отношения между Россией и Южным Курдистаном
На протяжении всей истории связь России с Ближним Востоком шла через Иран, Сирию, Ирак и Турцию, хотя между ними были разногласия, но Россия всегда дружила со всеми и оставляла возможность всем желающим подружиться с ней. Президент Владимир Путин и другие высокопоставленные российские официальные лица часто подчеркивали особые исторические связи России с курдским народом и восхваляли их мужество в борьбе с терроризмом. Некоторые курды даже играли официальную роль в российской ближневосточной политике (Павел Бельский, 2019/05). У России особые отношения с Южным Курдистаном, обладающим широчайшими международными правами и полномочиями. Россия была одной из первых стран, которая открыла свое генеральное консульство в Эрбиле в декабре. Начало развитию торгово-экономических отношений между Россией и Иракским Курдистаном было положено в мае 2008 г., когда прибыла российская делегация во главе с видным российским государственным деятелем, президентом Торгово-промышленной палаты России, бывшим министром иностранных дел Е.М. Примаковым. Был создан Российско-Курдистанский совет экономического сотрудничества во главе с Злимханом Муцовым (Земцова, 2017, С. 56). Серия совместных официальных визитов привела к визиту президента Масуда Барзани в Москву в 2013 году, где он подписал соглашение о предоставлении нефтяных концессий «Газпром нефти» (А. Бархударьянц, 2015. Сер. 25. № 1. С. 100). В последующие годы визит Нечирвана Барзани включал встречи с президентом России В.В. Путиным, министром иностранных дел С.В. Лав-
■ ровым и председателем правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллером.
Участие в Петербургском экономическом форуме стало основой для налаживания отношений между Москвой и Эрбилем. В целом обмен визитами между Москвой и Эрбилем на различных уровнях можно рассматривать как общее стремление южных курдов и русских к развитию традиционных дружеских двусторонних отношений. Для России путь развития сотрудничества с Эрбилем, как бы параллельно с Багдадом, может быть единственно реальным и легитимным решением для обеих сторон (Igor Delanoë, 2015. P. 5). С другой стороны, интерес российских работодателей к Курдистану обусловлен благоприятным инвестиционным климатом, наличием богатой углеводородной нефти и относительно безопасными условиями жизни и труда для иностранцев.
В последние годы «Газпром нефть» проявляет наибольшую активность среди российских компаний в Курдистане, успешно работая в сфере геологоразведки, разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений и дальнейшего освоения новых объектов. Эта же компания спонсирует обучение курдских студентов в рамках иракской доли стипендий, а независимая доля выделяется представителям Иракского Курдистана, что играет большую роль в развитии отношений между Кремлем и Эрбилем. (Tass.Ru/Politika' 2017).
В 2014 г. при непосредственной поддержке «Газпром нефти» российские востоковеды издали историческую иллюстрированную книгу «Курды. Легенда Востока» (Папова И.Ф, 2018. С. 12.). Книга издана на четырех языках: курдском, арабском, русском и английском. Заинтересованность в сотрудничестве с Иракским Курдистаном также проявили Липецкий горнорудный комбинат, Русская машиностроительная компания, Компания связи Беркут, Лукойл, Зарубежнефть, Союзнефтегаз и Технопромэкспорт Нишан (Документ Управления по международным 55/32).
России удалось восстановить свои позиции в регионе в целом, учитывая нынешнюю ситуацию в Иракском Курдистане, осложненную внутренними конфликтами между шиитами и суннитами. Россия оказала гуманитарную помощь сирийским и иракским беженцам в Курдистане с начала борьбы с ИГИЛ (Kurdistan.Ru/2016/01/).
Развитию отношений между Россией и Курдистаном способствует совпадение позиций сторон по большинству международных и региональных вопросов. Сегодня у иракских курдов много внешних врагов. Таким образом, сохраняя доверительные партнерские отношения с Вашингтоном и Брюсселем, Эрбиль будет одновременно
jftâL_
развивать сотрудничество с Россией и Китаем. Тесные отношения ■
с Францией и Турцией не мешают Курдистану сотрудничать с Ираном и арабскими странами. Поддержка сирийских курдов также не приведет к конфронтации с режимом Башара Асада, если это произойдет. Во внешней политике Эрбиля подчеркивается нейтралитет, толерантность, сдержанность, взвешенность и готовность к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами и юридическими организациями без дискриминации. Как и Россия, Курдистан занимает относительно жесткую позицию в отношении религиозных экстремистов и международных террористов, представленных экстремистскими исламскими группировками, включая ИГИЛ и Аль-Каиду (Зе-мцова, С. 65).
Отношения России и Курдистана в сфере энергетики:
Экономические отношения между Россией и Курдистаном связаны с энергетическим и газовым сектором, хотя в 2007 году многие мировые компании инвестировали в Курдистан, из-за открытия турецкого нефтепровода, крупные предприятия были в большей степени подконтрольны Турции. Россия открыла свое генеральное консульство в Курдистане в 2007 году, но отношение в сфере энергетики берут начало в 2012 году. Именно тогда «Лукойл», и «Газпром нефть» вышли на энергетический рынок Курдистанского регионального правительства, затем был подписан ряд контрактов о разработке месторождений. В 2013 году Масуд Барзани впервые за долгое время посетил Москву, что сыграло важную роль в развитии экономических отношений (Сергейи.Ф, 27.02.2013).
В 2014 году Россия активизировала свои операции в Курдистане, в первую очередь после того, как богатый нефтью город Киркук перешел под контроль Курдистанского региона. Москва знала, что инвестиции в нефть Регионального правительства Курдистана (КРГ) обходятся дешево (Barmin, 2017). С другой стороны, она надеется сохранить свое влияние на Ближнем Востоке и оказывать неопределенное влияние на иракскую и турецкую курдскую общины, пытаясь при этом поддерживать политические и экономические отношения с Багдадом, Анкарой и Тегераном (Pawel, 2017. № 2. P. 42.). В частности, покупка «Роснефтью» нефтепровода Регионального правительства Курдистана была бы успешной, поскольку Багдад и Эрбиль не только принимают ее позицию, считая ее более честной, чем у западных стран, но и вызывают у них опасения политических рисков инвестиций в Курдистан. Москва воспользовалась этой возможностью для _
развития экономических связей с Курдистаном и Ираком (Albert, 2017). Американские компании, такие как Exxon Mobil и Chevron, начали сокращать свое участие в нефтегазовом секторе Курдистана в 2015 году из-за опасений по поводу безопасности в связи с ИГИЛ, экологических проблем и их экономических перспектив по сравнению с западными компаниями. Россия стала самым важным иностранным инвестором в северном Ираке из-за стратегического положения Курдистана. Обе стороны подписали двухлетний контракт на покупку курдской нефти, а затем еще один соглашение, согласно которому российская нефтяная компания продолжит покупать сырую нефть Курдистана. Он также заявил о готовности профинансировать строительство газопровода, пропускная способность которого достигнет 30 млрд кубометров в год (Анна Боршфская, 2018 г.).
Следует отметить, что поддержка «Роснефти» была очень важна для Курдистана в решающий момент, поскольку регион остро нуждался в наличных деньгах. Бюджетные сокращения в Багдаде, падение цен на нефть и годы борьбы с ИГИЛ привели к тому, что Курдистан остался в долгу примерно на 23 миллиарда долларов, частично перед компаниями и частично перед наемными работниками. Алан Мохтади сказал «Если бы не контракты Роснефти, я не думаю, что Курдистан провели референдум» (Greg Walters' 2017). Помимо того, что государственная казна была пуста, ситуация была неблагополучной из-за политических проблем партий и демонстраций, многие учреждения, секторы здравоохранения и образования не выполняли свои обязанности.
Влияние газа регионального правительства Курдистана на отношения между Россией и Курдистаном
После событий на Украине большинство стран ЕС ищут замену России для удовлетворения своих потребностей в нефти и газе. Иракский Курдистан входит в десятку самых богатых регионов мира нефтью и газом, Курдистан способен экспортировать природный газ. Существует аналогичная угроза интересам России в проектах регионального правительства Курдистана по разработке природного газа. По предварительным оценкам, месторождения Иракского Курдистана могли бы практически полностью обеспечить потребности Турции в природном газе, что сразу сказалось бы на доминирующем положении России на газовом рынке страны (Eldar K., 10.09.2010).
Близость Анкары и Эрбиля, как географическая, так и политическая, ставит этот актуальный вопрос на повестку дня, потому
что, как и в случае с нефтью, газ КРГ в первую очередь идет в Турцию или проходит по турецким трубопроводам. Такой сценарий может быть реализован в ближайшее время, особенно с учетом того, что в 2013 году курды смогли построить собственный нефтепровод Фишхабур в Турцию, который первоначально предназначался для экспорта газа, но позже перешел на транспортировку нефти, в соответствии с российско-турецким соглашением о строительстве газопровода «Поток 11», которое закончилось в январе 2015 года. Если Курдистан хочет разрабатывать свои нефтяные месторождения, Турция будет удовлетворять свои потребности в Кур-дистанском регионе, поскольку это становится дешевле и трубопровод проходит через ее территорию. Турция поможет Курдистану в разработке газовых месторождений, но не сможет экспортировать газ в Россию. Он еще больше займет турецкий рынок, тем самым подорвав планы Эрбиля по экспорту своего газа и поставив его в конфронтацию с Москвой. Но, если Анкара сможет организовать порядок газовых поставок, позволяющий экспортировать топливо из Иракского Курдистана по российским трубопроводам на рынки Турции и Европы, интересы всех будут защищены.
Заключение
Хотя между курдами и Россией существуют давние отношения, Россия всегда учитывала свои стратегические интересы с Ираном, Турцией, Сирией и Ираком в решении курдского вопроса. Это означает, что Россия проводит решительную политику в отношении курдского вопроса на Ближнем Востоке. После открытия нефтяных месторождений в Курдистане Россия пыталась 4становить как можно более прочные отношения с ним. Было подписано несколько дорогостоящих нефтегазовых контрактов с Курдистаном в то время, когда регион находился в глубоком финансовом и дипломатическом кризисе из-за референдума. Россия воспользовалась этой возможностью для укрепления своих экономических связей с регионом и заменила некоторые из его предприятий, купив акции американских компаний.
Что повлияет на отношения Курдистана с Россией в будущем, так это голубое золото. Эрбиль пытается развивать свои месторождения, в особенности, премьер-министр Масрур Барзани хочет диверсифицировать свои источники доходов, чтобы больше не зависеть от зарубежных стран. Это доставило массу проблем, особенно со стороны Ирана, близкого союзника России, который несколько раз бомбил
Эрбиль. Курдские власти заявляют, что намерены вступить в мировую конкуренцию по продаже природного газа, Россия не довольно появлением на арене конкурента, поэтому пытается сломать планы Эрбиля по экспорту газа и поставить его в ситуацию конфронтации. Данная ситуация стала похожа на игру в шахматы: Эрбиль должен быть очень осторожен, потому что Россия вернула значительное влияние на Ближнем Востоке. Иран неоднократно бомбил окрестности Эрбиля под разными предлогами, в то время как Россия склоняется к мирной политике в регионе и меньше вмешивается в политические дела государств. Эрбиль также пообещал построить газопровод в Турцию. Это могло бы позволить Москве консолидироваться, наладить энергетические связи с КРГ и Анкарой и укрепить геостратегическое положение России в более широком регионе. Кремль в настоящее время насторожен усилиями Турции по превращению ее в энергетический центр, эффективно ограничивая ее потенциал в качестве альтернативы российской монополии на европейских энергетических рынках.
Риски отношений Курдистана с Россией, Соединенными Штатами и Турцией долгое время были главной заботой РПК. Иракские курды полагались на военную и финансовую помощь США силам пешмерга для поддержания безопасности, в то время как их экономика полагалась на помощь Турции в экспорте нефти, несмотря на возражения Багдада. Хотя Россия сыграла важную роль в развитии энергетического сектора Курдистана, но он еще не был в полной мере введен в эксплуатацию региональным правительство Курдистана и Великобритании.
Библиографический список
1. Albert Akopyan, first outcomes of Kurdish referendum: Russia wins URL: https: //eadaily. com/en/news/2017/09/25/first-outcomes-of-kurdish-referendum-russia-wins (September 25th, 2017).
2. Aliza Marcus, Blood and Belief: The PKK and the Kurdish Fight for Independence Hardcover - Illustrated, August 1, 2007.
3. Anna Borshchevskaya, The Kurdish Role in Russia's Middle East Power Play, Jul 29, 2020 // URL: https://www.washingtoninstitute.org/ policy-analysis/kurdish-role-russias-middle-east-power-play
4. Barmin Y. Kurdish referendum a double edged-sword for Russia, "Russia in Global Affairs", 2017 // URL: http://eng.globalaffairs.ru/book/Kurdish-referendum-a-double-edged-sword-for-Russia-19026
5. David Mcdowall, A Modern History Of The Kurds,, I.B.Tauris, 2004.
6. Eldar Kasayev , Iraqi Kurdistan, and the Future of the Russian Gas Business, 10.09.2010 // URL: https://en.interaffairs.ru/article/iraqi-kurdistan-and-the-future-of-the-russian-gas-business/
7. Gonul tol, why is turkey silent on Russia's cooperation with the Syrian Kurds? // URL:
https://warontherocks.com/2017/12/why-is-turkey-silent-on-russias-cooperation-with-the-syrian-kurds/ December 19, 2017.
8. Greg Walters, How a Russian oil giant bankrolled the Kurdish split from Iraq, October 6, 2017 // URL: https://www.vice.com/en/article/zmyw99/how-a-russian-oil-giant-bankrolled-the-kurdish-split-from-ira
9. Igor Delanoë, The Kurds: A Channel of Russian Influence in the Middle East?, Franco-Turkish No .. 14, June 2015.
10. Lezan Younis Hussein, Russian Foreign Policy in Syria 2011 to 2017: Neo-Realist Perspective.
11. Pawel beiliciki, Policy of the Russian Federation towards Kurds in the Syrian Conflict, Securitologia, No 2, 2017.
12. Бархударьянц А. Курдский Вопрос Во Внешней Политике России И Стран Запада В Контексте Противостояния «Исламскому Государству» Вестн. Москва. Ун-Та. 2015. Сер. 25. № 1.
13. Кхудейда А.-С. Советско-Иракские Отношения В Контексте Курдского Национально-Освободительного Движения (1958 - 1968 Годы), Северо-Кавказский Регион. Общественные Науки. 2010. № 1.
14. Барзани М. Мустафа Барзани и курдское освободительное движение (1931-1961 гг.). Спб., 2005.
15. Д.Г. Бдоян, периоды трансформации в российско-турецких отношениях, вестник мгимо-университета. 2017. № 4 (55).
16. Жигалина О.И. Российское курдоведение как традиционное направление востоковедной науки, ЛАЗАРЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, Выпуск II, Москва ИВ РАН 2013.
17. Жигалина О.И. Олег Людвигович Вильчевский, Курдоведение. - Иран, Москва, 1983.
18. Земцова Юлия Алексеевна, Курдский вопрос в современной системе международных отношений, Екатеринбург 2017 г.
19. Бугай Н.Ф. И.В. Сталин и Курды В Союзе Сср: От Эмиграции До Репатриации. 1940-1950-Е Годы, Приволжский Научный Вестник, Институт российской истории РАН, 2013.№ 5 (21).
20. Жигалина О.И. Мулла Мустафа Барзани исторический портрет, Москва ИВ РАН, 2013.
21. Жигалина О.И. Курдское движение в новое и новейшее время, Мехабадская республика (декабрь 1945 - октябрь 1946 г, Москва, 1987.
22. Победоносцева Кая А.О .Курдоведение и политика в СССР: Опыт интерпретации биографий О. Вильчевского и Ф. Ростопчина // XXX Международный кон-гресспоисточнико ведению и историографии стран Азиии Африки:к 150-летию академика В.В. Бартольда (1869-1930).19-21 июня 2019г.: Материалы конгресса, Отв. ред.:Н.Н. Дьяков, А.С. Матвеев.—спб.: Изд-во Студия «НП-Принт», 2019. Т. 1.
23. Победоносцевакая А.О., Курды в истории и политике России на Ближнем Востоке в XIX - начале XX вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, Санкт-Петербург, 2017.
24. Бафель Билишки, Федеральная политика России в отношении курдов в сирийском конфликте, перевод Мустафы Исмаила, 25/5/2 (на арабском языке)
25. https://tass.ru/politika/4436662?Ysclid=lai390me84211817873
26. https://www.youtube.com/watch?V=h09otho_RX8
27. Интервью Rudaw: Лавров объясняет позицию России по референдуму.
28. Газета Paisers / Интервью с некоторыми курдскими политиками о позиции России под названием (Курдистан застрял между Россией и США)) 30/1/2 // URL: https://www. peyserpress.com/detail/4518
29. Гасанов Камран, Газопроводная война. Американо-израильский Восточный Мид против российско-турецкого Турецкого потока в Европу, 17.08.2020 // URL: https:// katehon.com/ar/article/hrb-khtwt-lgz-yst-myd-lmryky-lsryyly.
30. Фрик Бахтин Катб Гир Мохад, Акрад Махдд, Аль-Ваки-Аль-Астих, Аль-Аластра, Арабский центр арабского центра политических исследований, Бейрут, 2013 г.
31. Камран Мохаммед Хаджи, Курдистан в кругу восточных проблем (1800-1900), Эр-биль, 2000.
32. Лаит Абдул Хассан Джавад аз-Зубайди, Революция 14 июля 1958 года в Ираке, первое издание, арабское издательство, Багдад, 1981.
33. Анна Борщевская, Билал Вахаб, Региональное правительство Курдистана «Поездка в Москву для обсуждения нового государства-протектората», 14 июня.
34. Сергей Филатов, Визит Масуда Барзани в Россию означает, что «Москва играет в игру с высокими ставками», 27.02.2013 // URL: Ьйр8://правдинформ.рф/тосШе8.рЬр?К ame=News&sid=12100&ysclid=lcx6mloomy38562697
35. https://www.medaratkurd.com/2019/05
36. https://histrf.ru/read/biographies/khrushchiov-nikita-sierghieievich
37. https://kurdistan.ru/2014/10/26/news-22690_Kurdskiy_biznesmen_i.html
38. https://kurdistan.ru/tags/48.html
39. Ирак хочет увеличить добычу нефти с помощью «Газпром нефти» 15.02.2022.
40. Документ Управления по международным 55/32.
41. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5721/1/21Zemtsova.pdf
References
1. Albert Akopyan, first outcomes of Kurdish referendum: Russia wins URL: https://eadaily. com/en/news/2017/09/25/first-outcomes-of-kurdish-referendum-russia-wins (September 25th, 2017)
2. Aliza Marcus, Blood and Belief: The PKK and the Kurdish Fight for Independence Hardcover - Illustrated, August 1, 2007.
3. Anna Borshchevskaya, The Kurdish Role in Russia's Middle East Power Play, Jul 29, 2020 // URL: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/kurdish-role-russias-middle-east-power-play
4. Barmin Y. Kurdish referendum a double edged-sword for Russia, "Russia in Global Affairs", 2017 // URL: http://eng.globalaffairs.ru/book/Kurdish-referendum-a-double-edged-sword-for -Russia-19026
5. David Mcdowall, A Modern History Of The Kurds, I. B. Tauris, 2004.
6. Eldar Kasayev, Iraqi Kurdistan, and the Future of the Russian Gas Business, 09/10/2010 // URL: https://en.interaffairs.ru/article/iraqi-kurdistan-and-the-future-of-the- russian-gas-business/
7. Gonul tol, why is turkey silent on Russia's cooperation with the Syrian Kurds? // URL: https://warontherocks.com/2017/12/why-is-turkey-silent-on-russias-cooperation-with-the-syrian-kurds/ December 19, 2017.
8. Greg Walters, How a Russian oil giant bankrolled the Kurdish split from Iraq, October 6, 2017 // URL: https://www.vice.com/en/article/zmyw99/how-a-russian-oil-giant -bank-rolled-the-kurdish-split-from-ira
9. Igor Delanoe, The Kurds: A Channel of Russian Influence in the Middle East?, Franco-Turkish No.. 14, June 2015.
10. Lezan Younis Hussein, Russian Foreign Policy in Syria 2011 to 2017: Neo-Realist Perspective.
11. Pawel beiliciki, Policy of the Russian Federation towards Kurds in the Syrian Conflict, Securitologia, No 2, 2017.
12. Barkhudaryants A. The Kurdish Issue in the Foreign Policy of Russia and Western Countries in the Context of Opposition to the "Islamic State" Vestn. Moscow. Un-Ta. 2015. Ser. 25. No. 1.
13. Khudeida A.-S. Soviet-Iraqi Relations in the Context of the Kurdish National Liberation Movement (1958 - 1968), North Caucasus Region. Social Sciences. 2010. No. 1.
14. Barzani M. Mustafa Barzani and the Kurdish Liberation Movement (1931-1961). SPb., 2005.
15. D.G. Bdoyan, periods of transformation in Russian-Turkish relations, Bulletin of MGI-MO University. 2017. No. 4 (55).
16. Zhigalina O.I. Russian Kurdish Studies as a Traditional Direction of Oriental Studies, LAZAREV READINGS, Issue II, Moscow IV RAS 2013.
17. Zhigalina O.I. Oleg Ludvigovich Vilchevsky, Kurdish studies. - Iran, Moscow, 1983.
18. Yulia Alekseevna Zemtsova, Kurdish issue in the modern system of international relations, Yekaterinburg, 2017
19. Bugay N.F. I.V. Stalin and the Kurds in the Soviet Union: From Emigration to Repatriation. 1940-1950s, Privolzhsky Scientific Bulletin, Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, 2013. No. 5 (21).
20. Zhigalina O.I. Mullah Mustafa Barzani historical portrait, Moscow IV RAS, 2013.
21. Zhigalina O.I. Kurdish movement in modern and modern times, Mahabad Republic (December 1945 - October 1946, Moscow, 1987.
22. Pobedonostseva Kaya A.O. Kurdish Studies and Politics in the USSR: An Experience of Interpreting the Biographies of O. Vilchevsky and F. Rostopchin // XXX International Congress on the Source of Knowledge and Historiography of Asian and African Countries: On the 150th Anniversary of Academician V.V. Barthold (1869-1930). June 19-21, 2019: Congress materials, Editor-in-chief: N.N. Dyakov, A.S. Matveev.—SPb.: NP-Print Studio Publishing House, 2019. Vol. 1.
23. Pobedonostsevakaya A.O., Kurds in the history and politics of Russia in the Middle East in the 19th - early 20th centuries. Thesis for the degree of candidate of historical sciences, St. Petersburg, 2017.
24. Bafel Bilishki, Russia's Federal Policy towards the Kurds in the Syrian Conflict, translated by Mustafa Ismail, 25/5/2.
25. https://tass.ru/politika/4436662?Ysclid=lai390me84211817873
26. https://www.youtube.com/watchTVTh09otho_RX8
27. Rudaw Interview: Lavrov explains Russia's position on the referendum.
28. Paisers Newspaper / Interview with some Kurdish politicians about the Russian position called (Kurdistan is stuck between Russia and the USA)) 30/1/2 // URL: https://www.peyser-press.com/detail/4518
29. Hasanov Kamran, Gas pipeline war. US-Israeli East Mid vs Russian-Turkish Turkish Stream to Europe, 08/17/2020 // URL: https://katehon.com/ar/article/hrb-khtwt-lgz-yst-myd-lmryky-lsryyly.
30. Frick Bakhtin Katb Gir Mohad, Akrad Mahdd, Al-Waqi-Al-Astih, Al-Alastra, Arab Center of the Arab Center for Policy Studies, Beirut, 2013.
31. Kamran Mohammed Haji, Kurdistan in the Circle of Eastern Problems (1800-1900), Er-bil, 2000 (in Kurdish).
32. Laith Abdul Hassan Jawad al-Zubaidi, The 14 July 1958 Revolution in Iraq, First Edition, Arab Publishing House, Baghdad, 1981.
33. Anna Borschevskaya, Bilal Wahab, Kurdistan Regional Government Travel to Moscow to Discuss New Protectorate State, 14 June.
34. Sergey Filatov, Masoud Barzani's visit to Russia means that "Moscow is playing a game with high stakes", 27.02.2013 // URL: https://pravdinform.rf/modules.php?Name=News&si d=12100&ysclid=lcx6mloomy38562697
35. https://www.medaratkurd.com/2019/05
36. https://histrf.ru/read/biographies/khrushchiov-nikita-sierghieievich
37. https://kurdistan.ru/2014/10/26/news-22690_Kurdskiy_biznesmen_i.html
38. https://kurdistan.ru/tags/48.html
39. Iraq wants to increase oil production with the help of Gazprom Neft 02/15/2022.
40. Office document on international 55/32.
41. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5721/1/21Zemtsova.pdf