ЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ КУРДИСТАНА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ У КУРДОВ ТУРЦИИ (СЕВЕРНЫЙ КУРДИСТАН)
УДК [323.172:304.444](560) Шореш Абы
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
В данной статье рассматриваются аспекты зарождения курдского освободительного движения на примере деятельности Рабочей партии Курдистана (РПК), анализируется её влияние на общественно-политическую жизнь Турецкого Курдистана (Северный Курдистан), на формирование политической культуры курдов, их политического сознания, мышления и поведения. В стране, где государство перестало выражать общие интересы, устранилось от выполнения своей главной роли по формированию политической культуры у курдской части общества, именно данной партии принадлежит роль по включённости курдов в политический процесс. РПК играет определяющую роль в развитии самосознания курдов, в процессе возврата к культурным истокам нации, возрождении языка и восстановлении его в прежней системе национальных ценностей.
Деятельность РПК помогает курдам осознавать собственную идентификацию, противостоять ассимиляции и нарастающему влиянию религиозных сект Турции, а также политике отрицания права курдов на существование.
Ключебые слова: политическая культура, духовно-идеологическая деятельность государства, Рабочая партия Курдистана, курдский вопрос, Турецкая республика, возрождение курдской идентичности, курдское движение, геноцид, Ближний Восток.
Shoresh Aby
Lomonosov Moscow State University, The Russian Government, GSP-1, Leninskie Gory, Moscow, Russian Federation, 119991
ACTIVITY OF THE KURDISTAN WORKERS' PARTY
AS A FACTOR IN THE FORMATION OF POLITICAL CULTURE
AMONG THE KURDS OF TURKEY (NORTHERN KURDISTAN)
This article discusses aspects of the origin of the Kurdish liberation movement as an example of the Working Party of Kurdistan (PKK), examines its impact on the socio-political life of Turkish Kurdis-
АБЫ ШОРЕШ - аспирант кафедры политологии стран Востока социально-экономического отделения Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
ABY SHORESH - doctoral student of Department of Political Studies (Asia and Africa), Section of Social and Economic studies, The Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University
66 e-mail: ezshoresh@mail.ru
© Абы Шореш, 2017
^ Культурология вИШг |
tan (Northern Kurdistan), the formation of the political culture of the Kurds, the formation of their political consciousness, thinking and behavior . In a country where the state has ceased to express common interests, eliminated from carrying out its primary role in the formation of political culture in the Kurdish part of society, it is this party belongs to the role of the involvement of the Kurds in the political process. PKK played a decisive role in the development of self-awareness of the Kurds, in the process of a return to the cultural roots of the nation, the revival of the language and restoring it to the old system of national values.
Activities of the PKK Kurds helps to realize their own identity, to resist assimilation and the rising influence of religious sects in Turkey, as well as the denial of the rights of Kurdish politics to exist.
Keywords: political culture, spiritual and ideological activity of the state, the PKK, the Kurdish question, the Turkish Republic, the revival of Kurdish identity, the Kurdish movement, the genocide, the Middle East.
Для цитирования: Абы Шореш Деятельность Рабочей партии Курдистана как фактор формирования политической культуры у курдов Турции (Северный Курдистан) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 66-76.
Курдский вопрос представляет собой комплексную политическую и историко-культурную проблему, исследование которой началось ещё с XIX века. На протяжении многих веков курдский вопрос остаётся фактором напряжённости и нестабильности в регионе, актуализируется подъёмом национально-освободительного движения и событиями, происходящими на Ближнем и Среднем Востоке, что также находит отражение в научных исследованиях.
Среди известных российских исследователей этого вопроса следует назвать М. С. Лазарева, С. А. Егиазарова, А. Карцева, Н. А. Халфина, П. И. Аверьянова, Н. Я. Марра, В. Ф. Минорского, В. П. Никитина, О. И. Жигалиной, Ш. Ч. Ашири, Е. П. Бажанова, А. М. Васильева, В. Е. Донцова, Б. С. Ерасова, Г. Г. Кадымова, Г. Ф. Ким, В. Ф. Ли, В. С. Мясникова, Е. М. Примакова, А. Ю. Рудницкого, В. М. Тата-ринцева, М. Л. Титаренко, Л. И. Фадеева, А. М. Хазанова, Г. С. Яскина.
Следует отметить, что сегодня чаще исследуется геополитический аспект заявленной темы, его влияние на региональном уровне, на систему международных от-
ношений, при этом очевидна недостаточность комплексных исследований курдского фактора в его современном проявлении и этносоциокультурной составляющей.
Курдский вопрос, в основе которого лежит стремление курдов Турции, Ирана, Ирака и Сирии к реализации своих основных прав, в том числе и на национальное самоопределение, остаётся одним из наиболее острых вопросов ближневосточного региона. В 1639 году произошло разделение исторической территории Курдистана Османской империей и Ираном, которое было закреплено подписанием Зохаб-ского договора. Этот год считается прекращением существования Курдистана. Курдские княжества вошли в состав империй. Вплоть до начала Первой мировой войны обострения ситуации по курдскому вопросу не возникало, что объяснялось сохранением автономии курдов, которые проживали в самостоятельных княжествах в составе империй, а также наличием местного самоуправления в этих княжествах. С начала XX века курдский край неоднократно подвергался многочис-
ленным разделениям. Современные границы Ближнего Востока определились в ходе сложных переговоров, сделок, конфликтов, последовавших после распада Османской империи в конце Первой мировой войны. Договор Сайкса — Пико (1916), по сути, олицетворял собой концепции колониальных разделов и на долгие десятилетия наложил отпечаток на политическую картину мира. Согласно Севрскому мирному договору, подписанному 10 августа 1920 года, должна была возникнуть автономия Курдистан. Однако данный пункт договора не был реализован.
24 июля 1923 года в Лозанне был подписан новый договор, согласно которому часть курдских территорий, входивших в состав Османской империи, оказалась под мандатом Великобритании и Франции, на этих территориях позднее возникли Ирак и Сирия. Большая же часть курдских земель осталась внутри государственных границ возникшей Турецкой республики. Таким образом, Курдистан был разделён на четыре части. Обещанной автономии курды не получили, обещания сохранились только в текстах протоколов.
Установление новых границ происходило без учёта этнических, религиозных, родоплеменных и лингвистических факторов. На данный момент под Курдистаном понимают не самостоятельную политическую единицу, а отдельные регионы, населённые курдами. В каждой из стран курдское этническое население вовлекалось в политическую систему нового правительства. Народ подвергался дискриминации, геноциду с целью подавления национальной идентичности, что и стало одним из факторов, провоцирующих нестабильную политическую ситуацию на Ближнем Востоке. Однако, несмотря на сложив-
шуюся ситуацию, желание возродить национальное самосознание остаётся неизменным.
Важная роль в этом вопросе отводится курдам в Турецкой республике, в пределах которой проживает большая часть курдов в качестве коренного населения, их численность в пределах Турции составляет примерно 18—22 млн человек [1].
Попытки создать унитарное, мононациональное государство привели к возникновению и развитию этнических и религиозных конфликтов, которые повлияли на становление страны и спровоцировали политический кризис.
Первоначальная политика Турции определяла территорию как национальное объединение, включающее области, населённые турецким и курдским большинством. Около 70 курдов представляли свой народ в первом парламенте, официально именуясь членами парламента Курдистана. Турецкий председатель в Лозанне Исмет Паша озвучил позицию так: «Курды и турки — существенные составляющие республики. Курды — не меньшинство, а нация, правительство в Анкаре — это правительство турков в той же мере, как и курдов [1]».
После подписания Лозаннского мирного договора политика Анкары изменилась. Структуры государства были ориентированы на построение нового общества. В ходе становления мононациональной Турецкой республики пострадали многие народности. Новым курсом на пути развития республики стало стирание этнического разнообразия культур и объединение всего национального состава государства в одно понятие - гражданин, игнорируя проявления традиционной самобытности.
«Фашистское государство выражает максимальное единство гомогенного общества и государства. Основным лозунгом его является - "Один язык, одна родина, одна культура, один флаг, одна нация". Существование всех этносов, культур, языков, политических образований и мышлений, накопленных на протяжении общественной истории, оказывается под угрозой. По мере того как они получают жизненное развитие с помощью борьбы и разнообразия, раскрывается фашистская суть национального государства», - так Абдула Оджалан охарактеризовал основные принципы создания мононационального общества в своей книге «Кризис цивилизации на Ближнем и Среднем Востоке» [8].
Разрушение национальной идентичности на протяжении десятилетий проводилось путём принудительной ассимиляции и переселения, разрушения сельских общин, геноцида несогласных с режимом становления мононационализма, искоренения основ культурного наследия.
Так, в угоду политическим принципам отказывались от культурных традиций и ценностей, формировавшихся тысячелетиями, приоритеты общества менялись, в результате терялся традиционный смысл семьи; менялось положение женщины в обществе, женщина оказалась незащищённой перед возрастающим материальным и духовным упадком внутри семьи. При помощи религиозных инструментов унижались и уничтожались аспекты национальной самобытности; снижался авторитет культурных традиций — всё для того, чтобы сосредоточить власть и влияние на единой политической линии. Исторически сложившийся уклад жизни общин подавлялся влиянием религиозных сект, подконтрольных правительству.
Появились запреты на ношение национальной одежды, исполнение песен на курдском языке, шло истребление литературного наследия — массово сжигались курдские библиотеки. Курдский язык запретили в системе образования и в сфере массовой информации. Что касается общественных организаций, то любая организация должна была позиционировать себя как турецкая. Интеллектуалом мог быть только тот, кто не является курдом по происхождению. Национальные группы, несогласные идти по пути образования унифицированной нации, лишались шанса на свободную жизнь и равноправие, жестоко наказывались, вплоть до физического истребления.
В период с 1925 года по 1940 год курды неоднократно пытались противостоять турецкой ассимиляционной политике с целью защитить своё право на сохранение культурных ценностей, курдской идентичности. Однако существовал ряд причин, которые не позволяли достичь успеха в сопротивлении. Во главе с Шейхом Саидом в 1925 году курдский народ восстал против действующего режима. Восстание было подавлено самым жёстким образом. Вождей многочисленных партий подвергли публичным казням, десятки тысяч курдов были уничтожены или оказались в изгнании. Самыми крупными стали акции протеста и народные бунты в Арарате (1930) и в Дерсиме (1938).
В 1934 году был принят закон о принудительном переселении национальных общин внутри страны. В рамках программы по созданию культурной однообразности турецкого этноса был выбран регион Тунджели (Дерсим). После обострения кризисной ситуации и нарастающего народного волнения, в 1937 году местному
губернатору было отправлено официальное обращение с просьбой пересмотреть постановление. В ответ последовали казни авторов письма. Тогда же вспыхнули массовые протесты, для погашения которых в регион были введены войска. Руководители сопротивления подверглись казням через повешение, однако народные протесты не прекратились. В Дерсиме было увеличено количество войск. Повсеместно происходили казни мирного гражданского населения и депортации, некоторые посёлки подверглись бомбардировке воздушных сил Турции. К октябрю 1938 года восстание было подавлено.
В период с 1925 года по 1945 год политика мононационализма окончательно победила. Происходила вынужденная адаптация к насаждаемой культуре господствующей нации. Механизмы угнетения, воздействуя и на экономические интересы общества, стимулировали процесс насильственной ассимиляции вплоть до полного растворения. Такое положение сохранялось до начала 1970-х годов. Многие черты национальной идентичности курдов были почти полностью стёрты. Осуществляемая властью в отношении курдского населения безжалостная политика провоцировала в обществе раскол. Многие были вынуждены подчиниться и продемонстрировать свою приверженность к государственному режиму: перед каждым среднестатистическим курдом фактически ставился выбор между сохранением национального самоопределения и будущим его семьи. Таким образом, турецкая государственная машина мононационализма вела войну против граждан своей страны.
Угнетённая увеличением государственного сектора экономика республики погружала общество в атмосферу хаоса,
обострялись экономические проблемы. Усиление борьбы рабочих посредством забастовок пресекалось репрессивными мерами. Внутренний политический кризис усугублялся внешними воздействиями. На территории Турции действовали группировки, кадровым составом которых были представители фашистских и антикоммунистических движений. Целью работы данной сети было создание политического напряжения и дискриминация левого движения.
Новая волна борьбы различных политических образований после отставки правительства Демириля в 1971 году не вывела страну из затяжного состояния нестабильности. Разгорались противостояния между партиями, что порождало массовые акции экстремистского характера. В игру управленческих структур был вовлечён религиозный аспект общественной действительности. Особенностью религиозной жизни Турции на протяжении десятилетий являлась вовлечённость мусульман в тот или иной джамаат. Джамааты имели не только сильное духовное влияние на своих приверженцев, но и часто сотрудничали с представителями политической силы, получая финансовую поддержку и правовую защиту.
На территории страны в рамках программы культурной ассимиляции курдов в учебных заведениях открыто озвучивается правило включения молодёжи в образовательную систему Турции: стать образованным и получить хорошую профессию может каждый, но как турок, а не как курд. На волне революционных настроений и поисков выхода из национально-политического кризиса основатель Рабочей партии Курдистана Абдулла Оджалан озвучил новую концепцию движения сопро-
тивления: «Революция возможна только через освобождение Курдистана».
«Курдский народ, являющийся на Ближнем и Среднем Востоке значительной жертвой ассимиляции, представляет собой ярчайший пример в этом плане. Настойчивое проявление собственной курдской идентичности означает процесс, ведущий к геноциду; в первую очередь это потеря работы. Каким бы способным ни был курд, пока он не освоит всевозможные культурные политики господствующего национального государства, перед ним всегда будут закрываться двери к личностному и структурному развитию. В результате он встанет перед выбором: или, избрав добровольную капитуляцию, сможет пройти через все двери, ведущие вплоть до поста президента республики, или же, не сдаваясь и избрав путь борьбы, испытает все бедствия и трагедии, которые могут произойти с ним на этом пути вплоть до геноцида [9]».
Датой основания Рабочей партии Курдистана считается 27 ноября 1978 года, у самых истоков организации стояли Абдулла Оджалан и его единомышленники: Муззлум Доган, Хайри Дур-муш, Кемаль Пир и Хаки Карер и другие. Они проработали и чётко определили основные направления деятельности партии. На освободительное движение накладывалась серьёзная политическая и историческая ответственность в противостоянии всем формам угнетения курдского народа.
Создание РПК стало точкой отсчёта новой эпохи общества курдов, культурные и национальные ценности которого уничтожались и стирались в угоду капиталистическим интересам. Вместе с судьбой Рабочей партии Курдистана решалась судьба курдского сообщества.
Первоочередными задачами освободительного движения стали прекращение геноцида и насильственной ассимиляции мирного населения, защита людей, ставших жертвами тюремного режима и бесчеловечных пыток за стремление сохранить национальную самобытность. Восстановление курдской идентичности было бы невозможно без сопротивления государственной программе по производству единообразного общества, не способного отстаивать своё право на самоопределение. А возврат к самосознанию и дальнейшее развитие общества невозможны без возврата к культурным истокам нации. Остро стояла проблема возрождения языка и восстановления его в прежней системе национальных ценностей.
Деятельность РПК не ограничивалась вопросами национального подъёма. Проводилась обширная работа с общественностью. Курдский социум находился в угнетённом положении не только в правовой и экономической сферах, но и его моральное состояние требовало оздоровления. Культурный упадок, спровоцированный отрывом от исторического уклада, сделал гражданское население беззащитным. Разобщённость и социальная депрессия имели серьёзные последствия. Кризис сельской общины в результате локальной коррупции со стороны вождей курдских общин привёл к тому, что люди были вынуждены продавать свои земли и при этом оставаться на них фактически рабами.
Внутри курдских общин процветала кровная вражда. РПК призывала к мирному урегулированию, объединяя людей под общим началом в борьбе за общие интересы. Особое место в работе партии всегда отводилось борьбе за равноправие. Проводилась агитационная работа с целью
изменить отношение общества к женщине. РПК выступила против ранних браков и браков по принуждению, против физического и морального насилия над женщиной.
Абдулла Оджалан, анализируя имеющиеся реалии, сфокусировал внимание своих сторонников на необходимости женской революции и на реформе положения женщины. Без разрушения стереотипов о социальном и гражданском потенциале женщины была невозможна её жизненная свобода. Демократическое общество, по мнению лидера, не могло возникнуть без свободного волеизъявления каждого его представителя, независимо от пола. Влияние религиозных сект или вовлекало свою аудиторию в политические манипуляции, или, наоборот, погружало в служение культу, отвлекая тем самым внимание от накаляющейся социальной атмосферы в стране. РПК не призывала к отказу от религии, но побуждала курдский народ к решению внутренних проблем и единому противостоянию геноциду. Принципиально новой концепцией для развития освободительного движения стал ориентир на построение общества, в котором права любых других национальных групп были бы учтены.
«Национальное самосознание курдов началось путём развития двух взаимосвязанных аспектов - это отрыв от тюркского национал-шовинизма и от примитивного курдского национализма [7]».
Очередной военный переворот, случившийся в 1980 году, сконцентрировал ресурсы Турции на интеграции в мировую экономику. Для повышения экономической эффективности был выбран путь объединения нации и борьбы с сепаратизмом. Под понятие «сепаратизм» попадали все
проявления несогласия с действующим режимом. На территории Турции было запрещено проводить митинги, акции и прочие мероприятия, которые могли носить политический, революционный и этнический характер. Таким образом, власти лишили РПК и другие политические партии и течения возможности открыто взаимодействовать с народом.
Шестьдесят шестая статья четвёртого раздела новой, принятой в 1982 году Конституции Турецкой Республики вызвала неоднозначную реакцию общества, поскольку гласит: «Каждый связанный с Турецким государством через обязательства гражданства - турок [3].
На высотах крупных городов и курдских поселений появились массовые надписи «Кто турок - тот счастлив». Этот период ознаменовался ещё более массированной антикурдской пропагандой. Поскольку общественное мнение постепенно начало изменяться, поддерживая идеи Рабочей партии Курдистана, постепенно возрастало число единомышленников и сторонников реформ, в ответ политика турецкого мононационализма становилась ещё агрессивнее. Даже само слово «курд» было запрещено, в официальных источниках курдов именовали «горными турками». Ужесточились гонения на курдский язык, преследовалось и каралось исполнение песен на курманджи. Образование велось только на турецком языке, даже было запрещено давать детям курдские имена. Переименовывались населённые пункты, носившие курдские названия. Атрибуты национальной самобытности и уцелевшее фольклорное наследие воспринимались как пропаганда курдского национализма. В положительном отношении курдского народа к иде-
ологии РПК власть увидела для себя прямую угрозу. Повсеместно совершались действия, направленные на подрыв авторитета курдского национального движения. Членов РПК и активистов, разделяющих взгляды, подвергали тюремному заключению. Регулярно применялось насилие даже против членов их семей. Известны случаи, когда даже за подозрение в помощи РПК граждане становились жертвами пыток. В населённых пунктах проводились регулярные вооружённые рейды, целью которых были поиски доказательств причастности к связи с РПК. В ходе подобных рейдов местное население претерпевало многочисленные нарушения прав: происходило уничтожение имущества, публичное унижение, психологическое давление и физическое насилие. Тех, кто оказывал сопротивление, принудительно увозили на допросы. Каждый гражданин мог стать жертвой подозрений и даже без вести пропасть.
В сложившейся тупиковой ситуации освободительное движение было вынуждено перейти к самообороне. Противостоять мощной армии, выступающей против своих же граждан, стало возможным только с помощью вооружённых столкновений. Слабость внутренней политики Турции и нежелание идти на компромиссные решения проявлялись в амбициозных устремлениях любыми средствами сломать движение к возрождению курдского общества.
На территории Курдистана происходят важные процессы, которые оказывают влияние на судьбу всего Ближнего Востока. Деятельность РПК в Турецком Курдистане наперекор всему даёт положительные результаты в объединении народа для борьбы за свои права. Выступая
защитником этнических групп, политическое движение превращается в надежду для большей части курдского сообщества. Об этом свидетельствует тот факт, что, несмотря на полный запрет партии в Турции, за период её существования количество единомышленников только возрастает.
РПК удаётся достичь поставленных целей. Так, начиная с 1990-х годов, отметить национальный праздник Навруз на улицы городов выходят тысячи курдов. Представители сил безопасности Турции не раз открывали огонь по мирным процессиям. В 1991 году погиб 31 человек, в 1992 — 94 человека стали жертвами расстрела, среди них были старики и дети. Общее горе не испугало, а сплотило курдский народ. В 2002 году, чтобы отпраздновать Навруз, на улицы Диярбакыра вышло около миллиона людей. На территории Северного Курдистана силами активистов открываются культурные центры, организуются курсы по изучению курдского языка. Впервые за долгое время в жизнь курдов стали возвращаться курдские имена, национальная музыка и танцы. Так, например, в 1991 году был создан Культурный центр Месопотамии. Одним из его учредителей стал известный курдский писатель и поэт Муса Антер, который был убит через год после открытия культурного центра. Даже после серии арестов и жестоких расправ над основателями центра начатое ими дело продолжает жить.
С 1992 года выходит первая ежедневная газета на курдском языке "Azadiya Welat" («Свобода Родины»). В 1995 году появляется первое курдское телевидение МЭД.
Для мирного решения курдских проблем — путём диалога и политических преобразований — курды на парламентских
выборах избирают своих депутатов для турецкого парламента. Политическое значение для всех курдов имел день освобождения курдского депутата Лейлы Зана. В 1994 году Лейла Зана и восемь членов парламента были арестованы и осуждены на 15 лет по обвинению в государственной измене и членстве в Рабочей партии Курдистана. Одним из оснований для ареста стала краткая речь политика в турецком парламенте, произнесённая на кур-манджи после принятия присяги на турецком языке. Зана завершила обращение словами на курдском: «Я произношу эту речь за братство курдского и турецкого народа», после чего последовал запрет демократической партии, в которую она входила. Организация Международная амнистия признала политика узником совести. В 1994 году Зана стала лауреатом премии Рафто, а в 1995 году Европейский парламент удостоил её премии имени А. Д. Сахарова. Позже Лейла Зана была представлена к премии Бруно Крайского. А в 2003 году Европейский суд по правам человека признал вердикт турецкого суда несправедливым. В 2004 году Лейла Зана и её од-нопартийцы были освобождены. Однако в 2010 году турецкий суд приговорил Лейлу Зана к трём годам заключения по обвинению в распространении террористической пропаганды. Это решение вызвало волну возмущения и протестов среди гражданского населения.
Из малочисленной организации РПК смогла развиться в одно из ведущих курдских объединений. Пропаганда движения как террористической организации скрывает важный аспект истории конфликта с государством: до начала вооружённой самообороны следовали многочисленные попытки мирного урегулирования кризиса и
долгие годы беспощадного геноцида курдов. Также следует отметить, что перемирие между Турцией и РПК всегда нарушали правительственные турецкие войска. Обращение Оджалана от 21 марта 2013 года было мирной инициативой. Лидер партии многократно призывал заменить вооружённую борьбу за свои права на политическую. Однако в ответ на такие призывы следовали военные операции против курдов и курдского движения. Последние объявления РПК о прекращении огня были в 1999-2004 годах, 2013-2015 годах, но все эти призывы и попытки решить курдскую проблему мирным путём находили ответ со стороны турецкого государства только в силовых действиях.
Анализируя процесс формирования политической культуры курдов, в качестве отдельного фактора следует рассматривать события «арабской весны» и сирийский кризис, в котором принимает участие курдский этнос. Данный аспект проблемы является самостоятельным предметом и нуждается в отдельном исследовании.
Известно, что политическая культура граждан обусловлена многими процессами, происходящими в обществе, прежде всего, она зависит от уровня экономического и политического развития государства, от исторических традиций и этно-социокультурных особенностей. Среди современных факторов влияния следует отметить геополитический фактор и деятельность социальных институтов - политических партий, общественных организаций и движений.
Пройдя путь реформ и преобразований, современная Рабочая партия Курдистана представляет собой гибкую организованную систему, объединяющую разные слои населения на основе концепции
построения современного гражданского общества, свободного от дискриминации по национальному признаку, в котором равноправие национальных групп, религиозных конфессий, свобода самоопределения, право на собственную культуру, право выбора языка, независимость женщины служат основой, стержнем идеологии.
Вооружённая деятельность РПК никогда не направлялась на мирное гражданское население. Освободительное курдское движение выступает против мощнейшего и наиболее продолжительного в истории геноцида, не имеющего аналогов в мире, и является примером достижений в борьбе за получение равных политических, социальных и культурных прав.
Примечания
1. Буркай Камаяь Курдский вопрос - история и современность [Электронный ресурс]. URL: http://www.aha.ru/~said/kamal.htm
2. Вертяев К. В. Курдский вопрос в политике Турции : (конец XX - начало XXI века) / Институт Ближнего Востока, Институт востоковедения РАН ; [отв. ред.: Ш. Х. Мгои]. Москва : Институт Ближнего Востока : Институт востоковедения РАН, 2007. 251 с.
3. Конституции государств (стран) мира [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitu-tions.ru/?p=84&page=3
4. Курдские партии и движения [Электронный ресурс]. URL: http://levancov.livejournal. com/3569.html
5. Лазарев М. С. Курдистан и курдский вопрос : (1923-1945) / Российская академия наук, Институт востоковедения. Москва : Восточная литература РАН, 2005. 308 с.
6. Мгои Ш. Х. Курдский фактор (современное состояние и перспективы). // Курдский вопрос на рубеже тысячелетий / Институт Ближнего Востока. Москва, 2004. С. 11-22.
7. Оджаяан А. В защиту народа. Москва : Астрея-Центр, 2007. 528 с.
8. Оджаяан А. Манифест Демократического общества. Книга четвёртая: Кризис цивилизации на Ближнем и Среднем Востоке / перевод Я. Балоян. Москва : Издание Академии социальных наук, 2015. 480 с.
9. Оджаяан А. Манифест Демократического общества. Книга пятая: Курдская проблема и решение модели демократической нации / перевод Я. Балоян. Москва : Издание Академии социальных наук, 2016. 832 с.
10. Kutlay Nacî 21. Yüzyila girerken Kürtler. Istambul, 2002.
11. Turhan Talat Özel sava§ ve kontrgerilla. Istambul, 1995.
References
1. Burkay Kamal. Kurdskiy vopros - istoriya i sovremennost' [Kurdish issue - history and modernity]. Available at: http://www.aha.ru/~said/kamal.htm
2. Vertyaev K. V. Kurdskiy vopros v politike Turtsii: (konets XX - nachalo XXI veka) [Kurdish issue in Turkish politics: (late XX - early XXI century)]. Moscow, 2007. 251 p.
3. Konstitutsii gosudarstv (stran) mira [The Constitution States (countries) of the world]. Available at: http://worldconstitutions.ru/?p=84&page=3
4. Kurdskiye partii i dvizheniya [Kurdish parties and movements]. Available at: http://levancov. livejournal.com/3569.html
5. Lazarev M. S. Kurdistan i kurdskiy vopros : (1923-1945) [Kurdistan and the Kurdish question: (1923-1945)]. Moscow, «Vostochnaya Literatura» Publishers, 2005. 308 p.
6. Mgoi Sh. Kh. Kurdskiy faktor (sovremennoye sostoyaniye i perspektivy) [Kurdish factor (current state and prospects).]. Kurdskiy vopros na rubezhe tysyacheletiy [The Kurdish issue at the turn of the millennium]. Moscow, 2004. Pp. 11-22.
7. Odzhalan A. [Abdullah Ocalan] V zashchitu naroda [In defense of the people]. Moscow, 2007. 528 p.
8. Odzhalan A. [Abdullah Ocalan] Manifest Demokraticheskogo obshchestva. Kniga 4: Krizis tsiv-ilizatsii na Blizhnem i Srednem Vostoke [Manifesto of the Democratic Society. Book 4: The Crisis of Civilization in the Near and Middle East]. Moscow, Publication of the Academy of Social Sciences, 2015. 480 p.
9. Odzhalan A. [Abdullah Ocalan] Manifest Demokraticheskogo obshchestva. Kniga 5: Kurdskaya problema i resheniye modeli demokraticheskoy natsii [Manifesto of a Democratic Society. Book 5: The Kurdish Problem and the Solution of the Model of the Democratic Nation]. Moscow, Publication of the Academy of Social Sciences, 2016. 832 p.
10. Kutlay Naci 21. Yuzyila girerken Kurtler. Istambul, 2002.
11. Turhan Talat Ozel sava§ ve kontrgerilla. Istambul, 1995.