Научная статья на тему 'Общественно-активные школы'

Общественно-активные школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО АКТИВНЫЕ ШКОЛЫ / ДВИЖЕНИЕ COMMUNITY-SCHOOL / ФОНД Ч.С. МОТА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / C.S. MOTTA''S FUND / SOCIALLY ACTIVE SCHOOLS / THE MOVEMENT COMMUNITY-SCHOOL / CIVIL SOCIETY / DEMOCRATIC PEDAGOGY / SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнетов Григорий Борисович

В середине 1990-х гг. педагогическая общественность России познакомилась с феноменом общественно активной школы (ОАШ), вариативно реализуемой более чем в 80 странах мира. В России идеологию общественно активных школ представили в 1996 г. А. Диси и С. Линдеман-Комарова (США), которые проводили семинары для учителей и директоров школ Сибири. Идея вызвала огромный интерес у педагогической общественности. В 1997 г. оформилась российская модель общественно активной школы. Центром её распространения стал Красноярский центр «Сотрудничество на местном уровне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнетов Григорий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially active schools

In the middle of the 90-s. Russian educational community met with the phenomenon of socially active schools (SAS), variably implemented in more than 80 countries. In Russia, the ideology of socially active schools was introduced in 1996 by A. Dicey and S. Lindeman-Komarova (USA), who took workshops for teachers and principals in Siberia. The idea caused huge interest among the educational community. In 1997, the Russian model of socially active school came into being. The center of its distribution became Krasnoyarsk Center «Cooperation at the local level

Текст научной работы на тему «Общественно-активные школы»

...........................................................................................................................................................................................................шшшии,.......mow,.......mm

Общественно-активные школы

Григорий Борисович Корнетов,

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики ГОУ ВПО МО «Академия социального управления»

• общественно активные школы • движение community-school • фонд Ч.С. Мота • гражданское общество • демократическая педагогика • социальная компетентность •

После дефолта 1998 г. в России началось интенсивное развитие движения общественно активных школ. В условиях огромного бюджетного дефицита и недостаточного финансирования образования общественно активные школы возникали как образовательные учреждения, ориентированные на поиск и привлечение внебюджетных средств и дополнительных ресурсов, необходимых для выживания. Демократическая идеология ОАШ была созвучна чаяниям широкой педагогической общественности. Что особенно важно, ОАШ позволяли решать многие проблемы российского образования. Это и вербальность обучения, и разрыв между учебной и воспитательной работой, и отрыв образования от повседневной жизни школьников. ОАШ изначально возникли не как элитные образовательные учреждения, а как массовые школы, способные к саморазвитию в сложных социально-экономических условиях и работающие с самым сложным контингентом учащихся.

Сегодня общественно активные школы получили распространение от Дальнего Востока до Калиниградской области. В Красноярске и Омске, во Владивостоке и Ле-нинске-Кузнецком, в Воронеже и Самаре, в Волгограде и Сочи, в Зеленодольске и Северодвинске, а также в ряде других городов возникли организации, осуществляющие функции ресурсных центров движения ОАШ, объединённых с 2007 г. Координационным центром.

На Западе ОАШ называются community-school, что не просто подчёркивает связь

школы и местного сообщества, а акцентирует внимание на школе как своеобразном институте местного сообщества, им создаваемом и от него зависящем. В США, где возникло движение community-school, создание системы школьного образования осуществлялось не государством, «сверху», а местными сообществами, «снизу». Это не только обеспечивало тесную связь сообщества со школой, финансировавшего её и контролировавшего организацию и результаты образовательной деятельности, но и способствовало превращению школы, наряду с церковью, в важнейший центр жизни сообщества.

Поддержкой движения общественно активных школ во всём мире традиционно занимается Фонд Ч.С. Мотта (США), названный именем американского предпринимателя, который в середине 1930-х гг. был одним из инициаторов создания таких школ в Соединённых Штатах. Это движение опирается на идеи великого реформатора образования ХХ в. Д. Дьюи. Фонд видит в распространении ОАШ эффективное средство пропаганды демократических ценностей и содействия формированию гражданского общества. На протяжении многих лет Фонд Ч.С. Мотта поддерживает деятельность Красноярского центра «Сотрудничество на местном уровне» по распространению модели ОАШ в России.

В начале 2000-х гг. Фонд Ч.С. Мотта привлёк в работе с российским движением ОАШ Фонд «Новая Евразия», который при финансовой поддержке Фонда Ч.С. Мотта успешно реализовал в России три проекта:

• в 2005-2007 гг. — «Общественно активные школы в России: объединяем усилия»;

• в 2007-2009 гг. — «Общественно активные школы в России: расширяем партнёрство»;

• в 2009-2011 гг. — «Общественно активные школы в России: новое поколение».

оказание грантовой поддержки проектам, направленным на дальнейшее продвижение модели общественно активных школ в России, а также на обеспечение сетевого взаимодействия организаций, работающих по технологии ОАШ;

Зримыми результатами проектов стали:

создание Координационного совета движения общественно активных школ, состоящего из представителей ресурсных центров ОАШ и поддержка его деятельности;

открытие, поддержка и популяризация интернет-портала движения ОАШ www. cs-network.ru;

создание новых ресурсных центров движения ОАШ на северо-западе России, а также создание и реализация программы подготовки команд формирующихся ресурсных центров движения;

проведение тренингов и семинаров, предоставление экспертных консультаций представителям организаций, работающих по технологии ОАШ и заинтересованных в реализации этой модели;

разработка и реализация программы тренинга для тренеров, работающих в ресурсных центрах;

проведение исследования, направленного на выявление и систематизацию опыта ОАШ в России, теоретическое осмысление этого опыта и концептуализация идеи ОАШ в контексте парадигмы демократической педагогики;

1 Общественно активные школы: образование субъекта демократии: хрестоматия / Ред.-сост. Г.Б. Корнетов. М.; Владимир, 2007. Вып. 1; Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: Восхождение к общественно активной школе: Учеб. пос. М., 2009. Вып. 2; Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: Перспективы общественно активных школ: Учеб. пос. М., 2009. Вып. 3; Корнетов Г.Б. Учитель-воспитатель в пространстве демократической педагогики: подготовка педагога для общественно активной школы: Учеб. пос. М., 2009. Вып. 4; Корнетов Г.Б. Что такое общественно активная школа? М., 2009. Вып. 5; Подготовка кадров для общественно активных школ: Учеб.-метод. пос. Ч. 1. / Ред.-сост. Г.Б. Корнетов. М., 2011. Вып. 6; Подготовка кадров для общественно активных школ: Учеб.-метод. пос. Ч. 2. / Ред.-сост. Г.Б. Корнетов. М., 2011. Вып. 7; Альманах «Общественно активные школы в России: опыт, проблемы, перспективы»: Сб. материалов / Ред.-сост. И.В. Сербина. М., 2011. | Вып. 8.

разработка методических рекомендаций по подготовке программ развития школ как ОАШ;

подготовка и издание методических материалов, обобщающих лучшие практики ОАШ и способствующие их внедрению участниками движения;

проведение тренингов и семинаров, предоставление экспертных консультаций представителям учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров для ОАШ;

разработка, апробация и издание образовательных программ, учебно-методических комплексов и учебно-методических материалов для системы педагогического образования;

издание книг в серии «Библиотека демократического образования» (восемь выпусков)1.

В июле 2011 г. Фонд «Новая Евразия» при поддержке Фонда Ч.С. Мотта начал реализацию проекта «Общественно активные школы в России: перспектива», который предполагается завершить в июне 2013 г. Цель проекта — институционализация модели общественно активной школы в системе российского образования, что должно способствовать мобилизации местных сообществ и демократизации школьного образования.

Проект направлен:

на формирование сети учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, ведущих подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров специально для ОАШ;

на дальнейшее развитие портала движения ОАШ, прежде всего в направлении поддержки методического обеспечения подготовки кадров для ОАШ, предоставления

ьшоп,\\жт

пользователям информации о сети ОАШ в России;

на поддержание сетевого взаимодействия ОАШ с опорой на ресурсные центры;

на создание сети ОАШ на Северном Кавказе, а также ресурсного центра для оказания поддержки и координации северокавказской сети общественно активных школ.

Сущность общественно-активной школы

Само название «общественно активная школа», казалось бы, определяет её сущностную особенность: устремлённость в социум. Действительно, изначально ОАШ позиционирует себя как школа, идущая в сообщество, стремящаяся к сотрудничеству и взаимодействию с сообществом и субъектами его составляющими, инициирующая, активизирующая, поддерживающая различные социальные процессы, направленная на развитие активности и самосознание сообщества и составляющих его субъектов, на поддержку институтов и механизмов гражданского общества и формирование демократического образа жизни, становление демократии в России. При этом в качестве базовых характеристик модели, сущностных механизмов ОАШ называются демократизация, добровольчество, партнёрство.

Оценивая это обстоятельство, важно помнить, что появление ОАШ в России было инициировано с целью поддержать в стране процессы демократизации и становления гражданского общества, помочь школе найти дополнительные ресурсы для выживания в тяжёлых социально-экономических условиях. Проблема качественного изменения образовательного процесса в школе оказалась вне фокуса тех, кто разрабатывал и распространял в то время модель ОАШ, тем более что администрация школ и органы управления образованием всех уровней крайне настороженно относятся к приходящим со стороны образовательным новациям, особенно если они предполагают серьёзное изменение содержания образования, его традиционных форм и методов и далеко не всегда согласуются с действующими стандартами и официальными постановлениями и рекомендациями.

Среди участников движения общественно активных школ широко распространено мнение, согласно которому обращение к одной из составляющих модели ОАШ, т.е. к демократизации, добровольчеству или партнёрству, как правило, автоматически влечёт за собой, пусть медленно и постепенно, другие, в конечном счёте способствуя формированию целостной модели ОАШ. Главное, чтобы школа активно работала с сообществом, взаимодействовала с ним. И это взаимодействие имеет тенденцию превращаться в своего рода самоцель. Однако на деле всё значительно сложнее.

Во-первых, сама школа и находящийся в ней ребёнок при такой трактовке ОАШ оказываются инструментами достижения «высоких целей».

Во-вторых, устремлённость школы в сообщество, её активная социальная функция, мягко говоря, сами по себе не имеют однозначной связи с демократией и демократизацией. Напротив, в самые разные эпохи различные социальные силы и политические режимы пытались использовать школы в качестве инструмента упрочения требуемого им общественного порядка и насаждения выгодной им идеологии. Достаточно вспомнить сформулированное большевиками понимание школы как инструмента коммунистического преобразования общества, которое в советский период сделало школу фактором мощнейшего идеологического и организационного воздействия не только на подрастающие поколения, но и на местное сообщество.

В-третьих, стремление ОАШ сосредоточиться на внешкольной воспитательной работе приводит к тому, что образовательный процесс, сам уклад жизни школы меняются незначительно, во многом остаются прежним. А это не просто мешает демократизации, это формирует двойные стандарты жизни, в результате школьное образование по преимуществу осуществляется традиционными методами и остаётся авторитарным по стилю отношений между его субъектами, формируя соответствующие стереотипы поведения. С другой стороны, «оашевская» работа в сообществе и связанная с ней воспитательная работа в школе приобретают выраженные демократические черты, требуют иных норм обще-

ния. Это не может не приводить к внутреннему душевному разладу у школьников, формированию двойной морали, что является основой не только безнравственного, но и преступного поведения. Хотя следует признать, что есть общественно активные школы, в которых вполне успешно модернизируется и образовательный процесс. Однако, к сожалению, ресурсные центры за редчайшим исключением не могут оказать квалифицированную помощь школам в деле демократизации образовательного процесса. (Огромную работу в этом направлении проводит Псковский ресурсный центр.)

В-четвёртых, в сложившихся обстоятельствах системная демократизация в школе, мягко говоря, отодвигается на второй план и подменяется (более или менее успешно) продуцированием и поддержкой демократических инициатив, осуществляемых вне школы, в сообществе, и в логике вялотекущей и половинчатой официальной государственной политики демократизации управления школой.

В-пятых, специфика российского менталитета, уклад социально-политической жизни, отсутствие демократических традиций, авторитарная природа традиционной педагогики, патерналистские настроения в обществе приводят к тому, что в триаде «демократизация, добровольчество, партнёрство» больше всего западает именно демократизация. При этом в существующих ОАШ интенсивное развитие получили партнёрство и добровольчество. Данное обстоятельство во многом объясняется тем, что эти направления опираются на школьные традиции советской эпохи (школы как центра микрорайона, уборки и озеленения школьниками близлежащих территорий, шефства над школами предприятий и воинских частей, шефства школ над детскими садами, детскими домами, ветеранами, многодетными семьями, тимуровского движения, школьных бюро добрых услуг, сбора макулатуры и металлолома).

Продуктивно ли рассматривать ОАШ сквозь призму её связи с сообществом, понимая эту связь и как смысл, и как миссию, и как системообразующую цель деятельности школы? Очевидно, что такой взгляд оказывается упрощённым и ограниченным, отра-

жающим её несомненно значимую, но всё же внешнюю атрибутику.

Какой взгляд может быть более конструктивным? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Школа есть социальный институт, призванный решать две взаимосвязанные задачи. Первая заключается в том, чтобы обеспечивать дополнительные по сравнению с прочими институтами и потоками стихийной и преднамеренной социализации возможности для роста и развития человека, осуществления им себя в пространстве культуры и общества, реализации каждым индивидом своего потенциала. Вторая задача заключается во встраивании человека в пространство культуры и общества, обеспечении возможности присвоить требуемые социальные роли, приучить подрастающие поколения следовать принятым нормам жизни, воспроизводить и приумножать то, что создано предшествующими поколениями, выполнять различные экономические, политические, идеологические и прочие социальные функции. Причём решает школа эти задачи осуществляя свою главную функцию — функцию образования подрастающих поколений, для выполнения которой она и появилась.

Демократическая педагогика — идеологическая основа общественно-активной школы

Сегодня концепция демократической педагогики востребована как никогда ранее. Её современная интерпретация может быть представлена следующим образом.

Сущность демократической педагогики в том, что она, стремясь создать максимально благоприятные условия для развития и реализации (самореализации) каждого человека, уча его учиться, действовать и общаться, приучая быть самостоятельным и ответственным, уделяет особое внимание проблеме гармонизации интересов отдельного человека и группы (общества, сообщества). При этом демократическая педагогика исходит из признания в качестве аксиомы того факта, что человек становится человеком только живя в пространстве общества, общаясь и взаимодействуя с дру-

гими людьми. Успешность человека напрямую связывается демократической педагогикой с развитием его способности к сотрудничеству, конструктивному межличностному взаимодействию. Свободное и продуктивное развитие каждого человека рассматривается как условие и результат свободного и продуктивного развития всех. Наиболее эффективные механизмы, позволяющие гармонизировать интересы человека с интересами окружающих его людей, общества в целом, демократическая педагогика видит в механизмах демократии, которые педагогически переосмысливаются и эффективно используются в теории и практике образования, при организации всего жизненного уклада подрастающих поколений.

Поиск в нашей стране демократических моделей организации образования привёл к тому, что во второй половине 1990-х гг. педагогическая общественность России познакомилась с феноменом общественно активной школы.

Учитывая демократическую направленность ОАШ, провозглашаемые сторонниками модели демократические принципы, феномен общественно активной школы в России может и должен быть рассмотрен в контексте модели демократической педагогики.

Общественно активная школа — это школа:

ориентирующаяся на ценности, идеалы, цели и механизмы демократии;

рассматривающая сообщество как ресурс собственного развития и себя как ресурс развития сообщества, его демократизации;

стремящаяся максимально приблизить образование к жизни ребёнка, опереться на социализирующий потенциал разнообразных общественных практик;

активно использующая в своей деятельности механизмы добровольчества и партнёрства.

Демократизация, партнёрство, добровольчество — базовые принципы общественно-активной школы

Становление феномена общественно активной школы должно быть рассмотрено в рамках осуществления фундаментального

процесса демократизации школы. Н.Б. Крылова, понимая под демократизацией школы «тенденции, факторы и процессы укрепления актуальных для данного общества демократических ценностей, прав/свобод, норм, отношений (в том числе механизмов самоуправления и со-управления) в системе школьного образования», подчёркивала, что «эти тенденции, факторы и процессы базируются на общечеловеческих идеях демократии, однако могут изменяться в зависимости от конкретных исторических условий и задач общественного развития»2. По её мнению, в общей системе демократических прав и свобод на данном этапе развития отечественного образования актуальными становятся: во-первых, открытость самого образования, публичность всех его процессов, начиная с утверждения образовательной политики школы и заканчивая общественной экспертизой. Во-вторых, обеспечение автономии образовательных учреждений и развития органов само- и со-управления. В-третьих, либерализация системы управления и самоуправления образованием.

В-четвёртых, создание условий для утверждения многообразия и вариативности (моделей и типов образовательных учреждений, программ, учебников и учебных пособий). В-пятых, демократизация учебного процесса, соблюдение прав учащихся на выбор педагога, программы, учебной группы, формы отчётности. И наконец, в-шестых, создание структур гражданского общества в сфере образования и обеспечение в ней публичного контроля над действиями органов управления.

Демократическая направленность ОАШ проявляется в стремлении самоорганизоваться как демократическое сообщество, сформировать устойчивые демократические традиции, демократический дух школы. Школа стремится стать прообразом демократического общества, способствуя усвоению учащимися норм и навыков демократической жизни и переносу их в семейные отношения, в социум. Важнейший признак демократизма ОАШ — развитая система самоуправления.

Основной механизм демократизации образовательного про-

2 Крылова Н.Б. Демократизация Демократическая школа. 2003, С. 81.

школы // № 2.

цесса — использование партнерского сотрудничества при организации взаимоотношений всех субъектов внутришкольной жизни, а также привлекаемых к решению проблем образования представителей сообщества. Партнёрские отношения предполагают чёткое определение взаимных прав и обязанностей, соблюдение принятых норм и правил поведения, формирование привычки добросовестно выполнять принятые на себя обязательства.

Учебно-воспитательная деятельность — важнейшая составляющая жизнедеятельности ОАШ. Она направлена к тому, чтобы образовался субъект демократии, способный ориентироваться в культуре, самостоятельно приобретать и применять знания, умения и навыки, творчески мыслить и действовать, активно и самостоятельно, свободно и ответственно самореализоваться, преследуя личные цели, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми в решении общественно значимых задач.

Понимание сообщества как ресурса развития проявляется не только в деятельности по поиску и привлечению дополнительных финансово-экономических, материально-технических, кадровых, информационных ресурсов. Не менее важно стремление ОАШ максимально учесть при организации образовательного процесса повседневную внешкольную жизнь ребёнка, все потоки социализации, влияющие на его развитие, опереться на повседневный опыт детей, использовать педагогический потенциал разнообразных социальных практик, в которые вовлечён или может быть вовлечён ребёнок. Это обеспечивает единство образования и социализации школьников и, кроме того, позволяет учитывать актуальные потребности, интересы и устремления детей, повышать уровень осмысленности и мотивированности их учёбы, способствует использованию исследовательских, деятельностных, продуктивных, диалогических способов организации их образования.

Школа — не только центр освоения учебных программ и проведения воспитательных мероприятий, но также и центр социального воспитания детей, стремящийся максимально опереться на развивающий потенциал всего их жизненного пространства.

Понимание ОАШ как ресурса развития сообщества связано с участием школы в решении его проблем, поддержании и развитии инициатив, со стремлением стимулировать активность населения, вовлечь его в процесс становления гражданского общества, формирование навыков демократического поведения и взаимодействия его членов. Школа становится социальным центром, пробуждая и сплачивая сообщество, предоставляя свои возможности в течение всего дня для удовлетворения образовательных и других потребностей населения. В системе деятельности ОАШ большую роль играют многообразные практики добровольчества и партнёрства.

Добровольчество — не только действенный механизм вовлечения учащихся в решение проблем школы и сообщества, но и эффективный способ самореализации и самоутверждения детей, развития у них важных нравственных качеств и навыков социального поведения, обучения их конструктивному взаимодействию, проявлению инициативы, воспитания чувства ответственности. Добровольное участие в социально значимых практиках, учитывающих позицию, взгляды и запросы каждого ребёнка, учит их согласовывать свои интересы с интересами других людей, с общественными потребностями и запросами, содействует улучшению качества жизни в школе и сообществе, личностному развитию волонтёров.

Добровольческое движение, развиваемое на базе ОАШ, привлекает внимание сообщества к школе, повышает её авторитет в глазах общественности, превращает школу в социокультурный центр. Реализуя идею добровольчества, школа естественным образом становится тем реальным очагом демократии, гражданственности и гуманизма, который задаёт особый вектор развитию сообщества как свободной общины заботящихся друг о друге, самоопределяющихся, самореализующихся граждан. Добровольчество — один из наиболее продуктивных способов установления деловых партнёрских отношений школы с сообществом.

Социальное партнёрство включает в себя теснейшее сотрудничество с ближайшим

ьшоп,\\жт

сообществом, а также с властями, бизнесом, государственными структурами, общественными организациями. Оно, с одной стороны, оптимизирует роль ОАШ как социально-образовательного института, повышает её значимость в жизни общества и государства, а с другой — позволяет опираться на поддержку конструктивных общественных и государственных сил, которые заинтересованы в повышении качества самых различных аспектов деятельности школы. На принципах партнёрского взаимодействия строятся не только взаимоотношения с различными субъектами окружающей социальной жизни. Принципы партнёрства последовательно проводятся внутри школьной жизни, и прежде всего в учебно-воспитательной работе, в образовательном процессе. Они способствуют формированию правового сознания школьников.

В центре общественно активной школы стоит ребёнок, организация образования которого осуществляется в контексте реалий его повседневной жизни в сообществе. Педагогика ОАШ стремится максимально приблизить учебно-воспитательный процесс ко всему многообразию социального бытия ребёнка вне стен школы. В общественно активной школе индивидуальное развитие каждого ребёнка происходит путём участия в общем опыте, а овладение знаниями, умениями и навыками, способами репродуктивной и творческой деятельности, методами ориентации в культуре наполняется личностными смыслами и нравственным содержанием.

Педагоги ОАШ, учитывая необходимость обеспечить успешное усвоение учащимися учебных программ, заботятся об эмоциональном комфорте детей в школе, об их хорошем физическом, интеллектуальном, нравственном самочувствии, о создании оптимальных условий для развития каждого ребёнка. Освоение содержания образования в ОАШ, неразрывно связанного со всем многообразием окружающего ребёнка мира, происходит в ходе совместной исследовательской деятельности. ОАШ преодолевает традиционную закрытость школы, становясь точкой координации различных социализирующих влияний на ребёнка, их оптимизации, концентрации их образовательного потенциала.

Общественно активная школа — это:

школа-музей, открывающая подрастающим поколениям доступ ко всему богатству человеческой культуры;

школа-мастерская, позволяющая учащимся погрузиться в созидательную деятельность, направленную на создание различных материальных и идеальных продуктов, имеющих значение, как для самих школьников, так и для окружающих их людей;

школа-лаборатория, включающая детей и подростков в исследовательскую деятельность, направленную на открытие истины;

школа-сообщество, представляющая собой целостный социальный организм, функционирующий и развивающийся по законам демократии;

школа — социальный центр, активно включённая в жизнь местного сообщества;

школа — центр социального воспитания, стремящаяся быть как центром образования, так и центром социального воспитания подрастающих поколений.

Важнейшая особенность ОАШ — её устремлённость к коренному демократическому преобразованию социальной жизни школы, её уклада, характера взаимодействия с сообществом. Эта проблема корреспондируется с задачей образования субъекта демократии, одно из важнейших качеств которого — социальная компетентность, обеспечивающая успешную жизнедеятельность человека в обществе.

Социальная компетентность означает, что человек способен соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы группы.

Социальную компетентность ребёнок обретает в процессе социального образования. Оно направлено на формирование способности личности быть мобильной, обретаю-

щей устойчивость в динамическом развитии и самореализации. В системе компе-тентностей, которые должна формировать у учащихся современная школа, социальной компетентности принадлежит особое место. Именно она позволяет человеку эффективно действовать, общаться, сотрудничать в малых и больших группах, т.е. жить в обществе. Социальная компетентность помогает ребёнку конструктивно строить отношения с другими людьми, эффективно взаимодействовать с ними. Она способствует его хорошему личностному самочувствию, является важным условием достижения им своих собственных жизненных целей, позволяет продуктивно участвовать в трудовых процессах, экономической и политической жизни страны, быть хорошим семьянином и гражданином. Именно поэтому ОАШ представляется моделью школы, которая может в современных условиях оптимально решать проблему формирования социальной компетентности у учащихся.

Социальные ситуации развития детей, создаваемые в ОАШ, не сводятся только и исключительно к обучению и воспитанию в искусственно созданной педагогизиро-ванной замкнутой среде. Открытость ОАШ, её многогранная связь с сообществом, стремление при организации образовательного процесса максимально учесть различные потоки социализации детей, их повседневный жизненный опыт не только резко расширяет возможный набор социальных ситуаций, но и системно меняет их педагогическое качество. Они становятся близкими детям, сопряжёнными с их действительными запросами и проблемами, социально значимыми.

В ОАШ становление социально компетентного субъекта демократии обеспечивается созданием соответствующего уклада школьной жизни, организацией образовательного процесса учащихся, всё воспитание и обучение которых сконцентрировано на решении этой задачи.

Под демократическим укладом жизни школы понимается соорганизация всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая отвечает целям гуманного воспитания, пронизана добротой, пониманием, уважением к мнению младшего, обеспечивает

равноправие, выбор, сотрудничество и тем самым задаёт атмосферу всей жизнедеятельности. Уклад школьной жизни — понятие ёмкое. Это опыт выбора, опыт создания правовых норм, опыт управления школой, опыт разрешения конфликтов и защиты прав человека, опыт совместного проектирования школы как действующей модели гражданского общества. Демократический уклад общественно активной школы характеризуется наличием детско-взрослых органов со-управления. Он обеспечивает развитие индивидуальности каждого ребёнка и ориентирован на обретение школьниками социальной компетентности — необходимого условия их личного жизненного успеха и продуктивного участия в жизни общества.

Общественно активная школа стремится стать обучающимся сообществом, т.е. сообществом, которое учится. Обучающееся сообщество характеризуется, во-первых, интеграцией идей. Его члены умеют смотреть за пределы учебного плана и программ и видеть взаимосвязь идей; они работают в различных областях знания и ищут соединяющие их темы в междисциплинарном пространстве; здесь акцент делается на идеи, которые или объясняют реальность, или помогают решать актуальные проблемы. Во-вторых, совместностью усилий. В сообществе, которое учится, познание и учёба рассматриваются как совместная деятельность; существует установка включать всех членов сообщества на уровне когнитивной, эмоциональной и психологической деятельности; в этом процессе рождается согласованность, которая стимулирует чувство персональной ответственности и обязательства перед другими группами и их целями. И, наконец, в-третьих, уважением к разнообразию и ценности индивидов.

Общественно активная школа стремится организовать образовательный процесс таким образом, чтобы на место преимущественной передачи детям готового знания и отработки умений и навыков по его применению поставить овладение ими способами самостоятельного добывания знаний, которое при этом становится для них лич-ностно значимым, наполняется личностными смыслами. Учитель использует любую возможность, чтобы вместо сообщения го-

ьшоп,\\жт

товых истин помочь учащимся прийти к этим истинам самостоятельно, провести исследование, сделать открытие.

На место традиционного образования, ориентированного на приобщение детей к опыту предшествующих поколений, отлитого в незыблемые принципы и законы, правила и нормы, способы деятельности и формы общения, которые надо прочно усвоить и неукоснительно воспроизводить, приходит инновационное образование, ориентированное на настоящее и будущее, в полной мере учитывающее социальную и культурную динамику общества, позволяющее легко к ней адаптироваться, преодолевать устаревшие стереотипы. Идеал такого образования — образование как исследование. Причём такое исследование, при котором внимание уделяется не только интеллектуально-практическому становлению человека, развитию его созидательного творческого начала, активности и самостоятельности, но и способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству при решении различных проблем, нравственному становлению, умению отвечать за свои слова и поступки. Иными словами, к развитию социальной компетентности каждого ребёнка, без которой невозможно говорить о становлении субъекта демократии. Таким образом, в общественно активной школе речь идёт об образовании преимущественно как коллективном исследовании, что предполагает превращение класса в сообщество исследователей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таком сообществе создаются наиболее благоприятные условия для формирования социальной компетентности. Построенное по принципу равного вовлечения всех обучающихся в исследование истины школьное сообщество исследователей более всего соответствует принципу «участвующей демократии». В классе как сообществе исследователей обучение демократии осуществляется в единстве с развитием необходимых когнитивных, этических и социально-психологических навыков.

Проблема свободы и сопряжения собственной позиции с позицией других людей трудна для детей. Она легче осознаётся и решается в диалогическом свободном общении со сверстниками, которое призвано обеспечить: а) свободу мнений; б) необхо-

димость их формулирования, высказывания и обоснования; в) интеллектуальную ответственность, умение критиковать и выслушивать (понимать, принимать, доказательно опровергать); г) искусство достигать компромиссы, приходить к консенсусу; д) право на индивидуальность; е) обязанность вносить вклад в совместный поиск истины. Здесь и права-свободы, и правила-ограничения, и накопление личного опыта, и опыт ведения диалога, соучастия, публичного рассмотрения-исследования, и добывание-использование знаний, и когнитивное, нравственное, социальное, индивидуальное развитие.

Класс, превращаясь в сообщество исследователей, становится средством приобщения детей к коммунальности. Он может брать на себя решение многих школьных проблем, а также и некоторые внешкольные дела (участие в социальной помощи, сохранении природы, благоустройстве территории). Класс превращается в главную ячейку общества, в которой происходит становление разумных, знающих, социально и морально ответственных граждан демократического общества.

Сообщество исследователей — социальный срез демократической практики, микрокосм демократии. Это не только самоуправляемая и саморазвивающаяся группа. Способы её саморегуляции и самокоррекции могут предлагаться более крупным сообществам. Это не может быть демократический ликбез в рамках традиционной педагогики. Атрибутивные признаки сообщества исследователей — самостоятельное критическое мышление, разумность и свобода.

Рассматривая превращение школьного класса в сообщество исследователей в качестве одного из наиболее действенных путей демократизации образования, следует помнить, что Д. Дьюи предлагал положить в основу организации школьного образования не просто групповые исследования, но так называемый метод проектов, который позволял в полном объёме реализовывать принцип «1эагп1пд Ьу Сотд» — «обучения деланием». Д. Дьюи пытался (и очень успешно!) преодолеть ограниченность умозрительного образования, оторванного от практической деятельности. Знания,

приобретённые в опыте совместной деятельности, содержат указания на то, как выстраивать взаимодействие с другими людьми. То есть они прямо и непосредственно способствуют формированию социальной компетентности ребёнка.

Общественно активная школа ориентирована на то, чтобы стать образцом, прообразом общества, основанного не на насилии, а на праве и законе. Эта установка лежит в основе организации демократического пространства образования личности ребёнка как субъекта демократии, развития его индивидуальности и формирования социальной компетентности. Поэтому важнейшая задача администрации и педагогического коллектива школы — организовать совместную с учащимися, их родителями, со всеми субъектами школьной жизни деятельность по созданию действующей модели гражданского общества. Это ставит на повестку дня вопрос о необходимости разработки нормативно-правовой базы жизни школьного сообщества.

Система управления ОАШ нацелена на то, чтобы не просто обеспечивать реализацию демократических механизмов власти, но и создавать условия для обретения каждым членом школьного сообщества опыта демократического управления. Пространство жизни общественно активной школы должно быть организовано таким образом, чтобы основные нормы поведения, принятые в нём, разрабатывались, устанавливались и сознательно принимались всеми членами школьного коллектива, чтобы дисциплина соответствовала потребностям организации разнообразных видов совместной деятельности, была понятна каждому. Дисциплина должна естественным образом перерастать в самодисциплину, в способность к продуктивной саморегуляции, что требует и сформированной социальной компетентности, и способности осмысливать и планировать свои дела и поступки.

Таким образом, в самом общем виде ОАШ — это школа, которая:

становится прообразом свободного демократического государства, воплощает в себе его основные черты и обеспечивает выработку у учащихся системы ценностей гражданского общества, привычки и навы-

ки жить в условиях свободной самоуправляющейся общины, что в своей совокупности влияет на поведение учащихся за пределами школы и способствует укоренению демократического уклада в жизни сообществ, окружающем школу социальном пространстве;

обеспечивает единство воспитания и обучения, образования и жизни учащихся, включение их в разнообразные социальные практики, общественно полезную деятельность, использование ресурсов сообщества для повышения эффективности работы школы, а ресурсов школы для развития, консолидации и роста самосознания сообщества;

превращает социальную направленность образования в активную силу демократических реформ, а взаимодействие отдельных граждан, сообщества, органов власти, бизнес-структур, различных организаций и учреждений в движущую силу развития школы как социально-образовательного института открытого типа.

Реализация вариативной модели ОАШ обеспечивает преобразование школ изнутри, которое есть не что иное, как проявление их естественного роста, а также органичную интеграцию школы и сообщества, в результате чего формируется целостное социально-педагогическое пространство. Основные направления деятельности ОАШ — демократизация, партнёрство, добровольчество — представляют собой важнейшие условия как коренного преобразования традиционного для России, авторитарного по своей сути стиля школьной жизни, способа организации учебно-воспитательного процесса, так и поддержки школой гражданских инициатив в сообществе, во всех сферах социальной жизни.

Дальнейшая судьба движения ОАШ в России во многом зависит от того, в какой степени эти школы смогут адаптироваться к требованиям повсеместно вводимых с 2010 г. федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. И, что не менее важно, будут ли ОАШ иметь конкурентные преимущества в деле реализации стандарта перед другими современными моделями школ, существующими сегодня в нашей стране. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.