Научная статья на тему 'Общественная система управления сферой культуры'

Общественная система управления сферой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
545
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФСОЮЗ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ / MANAGEMENT OF CULTURE / PUBLIC ORGANIZATIONS / TRADE UNION / PUBLIC ASSOCIATION / CREATIVE UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакова Ю. А.

В статье раскрываются особенности общественной системы управления отраслью культуры. Дается анализ отечественных общественных организаций, специализированных органов, осуществляющих управление в сфере культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Control System of Culture Sphere

In article features of a public control system of culture branch reveal. The analysis of domestic public organizations, the specialized bodies exercising administration in sphere of culture is given.

Текст научной работы на тему «Общественная система управления сферой культуры»

Ю. А. Дмитриева. М., 2007. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

4 См.: Бондарь А.Н. Равноправие сторон - конституционный принцип гражданского и арбитражного процесса // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. № 11. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 См.: ТрещеваЕ. А. Субъекты арбитражного процесса : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009. С. 25.

6 Арбитражный процесс : учебник / под ред. М. К. Тре-ушникова. М., 2007. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 См.: Постановление Европейского суда по правам человека от 9 декабря 1994 г. «Греческие нефтеперерабатывающие заводы "Стрэн" и Стратис Андреадис (Stran Greek Refineries and Stratis Andreadis) против Греции» // Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 2. М., 2000. С. 54-68.

8 См.: Нешатаева Т. Н. Уроки судебной практики о

правах человека: европейский и российский опыт. М., 2007, С.157-158.

9 Коряковцев В. В., Питулько К. В. Руководство адвоката по уголовным делам. СПб., 2006, С. 64.

10 См.: НерсесянцВ. С. Философия права. М., 2005. С. 19.

11 Четвернин В. А. Лекции по теории права. Вып. 1. М., 2000. С. 48.

12 Комкова Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. Саратов, 2002. С. 36.

13 Ашарат А. Г. Амбивалентность равенства в гражданском судопроизводстве России. URL: http://www. sworld.com.ua/index.php/en/legal-and-political-science/ judicial-system-and-philosophy-of-law/367-asharat-ah (дата обращения: 05.05.2011).

14 См.: Пресняков М. В. Конституционная концепция принципа справедливости / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2009. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

УДК 342.951:351.85

ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ

Ю. А. Казакова

Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина E-mail: ros-berg@mail.ru

В статье раскрываются особенности общественной системы управления отраслью культуры. Дается анализ отечественных общественных организаций, специализированных органов, осуществляющих управление в сфере культуры. Ключевые слова: управление культурой, общественные организации, профсоюз, общественное объединение, творческий союз.

Public Control System of Culture Sphere

J. A. Kazakova

In article features of a public control system of culture branch reveal. The analysis of domestic public organizations, the specialized bodies exercising administration in sphere of culture is given. Key words: management of culture, public organizations, trade union, public association, creative union.

В гражданско-правовом обществе неотъемлемой частью политической системы, одним из важных каналов участия граждан в управлении делами общества являются общественные объединения.

Прообразом современных общественных структур в дореволюционной России можно считать общественные организации и гражданские учреждения, активно действующие в социокультурной сфере, например Московское общество искусства и литературы, Императорское театральное общество, Русское общество фотографов и др.

Д. А. Медведев в своем выступлении на Красноярском экономическом форуме заявил о том, что «значительная часть функций, исполняемых

государственными органами, должна быть передана на реализацию в негосударственный сектор»1.

Несмотря на отсутствие в Разделе VII «Основ законодательства Российской Федерации о культуре»2, где говорится об органах управления культурой, указания на органы общественного управления культурой, характер управления культурой проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные организации (объединения) культуры.

Участие в управлении сферой культуры для субъектов системы культуры является как фактом реализации конституционного права на образование, так и активным участием в культурной жизни общества.

Из анализа Конституции РФ и Федерального закона «Об общественных объединениях»3 следует, что общественным объединением сферы культуры является добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе физических и (или) юридических лиц, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения сферы культуры.

В системе сферы культуры действуют следующие виды общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Объединения общественности существуют на всех четырех уровнях управления культурой

© Казакова Ю. А., 2011

Ю. Л. Казакова. Общественная система управления сферой культуры

(федеральном, региональном, муниципальном и уровне учреждения культуры) - от Российского авторского общества до профсоюзной организации отдельного учреждения культуры.

Исходя из того что законодатель (ст. 16 Основ законодательства о культуре) в качестве одного из основных прав и свобод человека в области культуры закрепил право создавать общественные объединения в области культуры, следует, что этот факт является значимым для выполнения принципа государственно-общественного управления отраслью культуры.

Проявление общественного характера управления отраслью культуры выражается в том, что в настоящее время в приоритетных областях современной российской культуры первоочередная роль принадлежит не официальным властным институтам, не министерским или региональным органам управления, а самым разным общественным объединениям и международным организациям, среди которых можно назвать ЮНЕСКО, Совет Европы, ИККРОМ, Международный совет по охране памятников и исторических мест, Российское авторское общество (РАО), Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Музыкальное общество, Союз писателей, Союз композиторов, Союз кинематографистов, Союз художников России.

Не утратила своего значения в условиях проходящих рыночных реформ деятельность профсоюзных организаций. Наиболее крупной и представительной из них является Федерация независимых профсоюзов, в которую входит и профсоюз работников культуры. Профсоюзы также участвуют в формировании политики и управлении культурой. С одной стороны, выполняя свои обязанности, профсоюзы защищают интересы работников культуры перед работодателями, то есть руководителями органов и учреждений культуры. Это касается в первую очередь вопросов оплаты труда. С другой стороны, профсоюзы являются одной из сторон федеральной трехсторонней комиссии по урегулированию социальных вопросов на федеральном и региональном уровне. Ни один из социально значимых, в том числе и относящихся к культуре, вопросов не должен решаться без обсуждения и согласования на трехсторонней комиссии. Это касается проектов законов, разрабатываемых Правительством РФ, и проектов постановлений Правительства РФ.

Одной из наиболее сформировавшихся в административно-правовом аспекте форм самоуправления системой отрасли культуры являются организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Первая организация подобного типа была создана в России в 1870 г., когда по инициативе А. Н. Островского было создано Собрание русских драматических писателей. В Советском Союзе указанные функции осуществлялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), которое,

формально являясь общественной организацией, по существу было государственным органом по управлению авторскими правами4.

Ведущей организацией, осуществляющей коллективное управление авторскими правами, в настоящее время является Российское авторское общество (РАО), учрежденное российскими авторами и иными правообладателями в августе 1993 г. РАО - единственная в России организация, представляющая интересы создателей произведений литературы и искусства.

В настоящее время членами РАО являются более 25 тыс. российских авторов и правопреемников авторов. На основании договоров РАО также представляет интересы правообладателей - юридических лиц, которые приобрели у авторов исключительные права на произведения. У РАО более 160 договоров с иностранными авторско-правовыми организациями, в соответствии с которыми на территории России РАО представляет интересы более чем 1 млн иностранных авторов5.

В целях обеспечения защиты интересов авторов на всей территории Российской Федерации функционируют филиалы и представительства РАО практически во всех субъектах РФ.

У РАО налажено конструктивное сотрудничество с федеральными исполнительными органами и общественными организациями, в частности с Министерством культуры России и творческими организациями. Это сотрудничество регулируется постоянно обновляемыми соглашениями. Необходимо отметить, что РАО явилось первой в российской правоприменительной практике организацией по управлению авторскими правами, которая получила государственную аккредитацию (Свидетельство № РОК-02/08 от 15 августа 2008 г. о государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе, выданное на основании приказа Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культуры). Преимущество аккредитованной организации в том, что она, в отличие от неаккредитованной, вправе осуществлять управление правами тех правообладателей, с которыми у нее как заключены, так и не заключены договоры о передаче полномочий по управлению правами (п. 3 ст. 1242, п. 3 ст. 1244 ГК РФ), если только правообладатель в установленном порядке не изъял свои права из ее управления6.

В последние годы в сфере культуры растет авторитет Общественной палаты Российской Федерации. Это общественный институт, который призван обеспечивать взаимодействие граждан России с органами государственной власти, способствовать вовлечению структур гражданского общества в процессы выработки политических решений для улучшения качества принимаемых решений и их практической реализации'.

Согласно ст. 9 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»8 к органам Общественной палаты относятся соз-

Право

89

даваемые ее членами комиссии, а также рабочие группы. Для регулирования вопросов культуры при Общественной палате функционирует Комиссия по сохранению и развитию отечественной культуры. Основными направлениями работы Комиссии являются: защита прав граждан на свободу творчества, охрана, использование и популяризация объектов культурного наследия, развитие творчества и культурных институтов, взаимодействие государства и общества по формированию государственной политики в области кинематографии, консолидация усилий институтов гражданского общества по сохранению культурного достояния России (материального и нематериального) и т. д.

Среди творческих союзов, функционирующих в системе управления культурой, можно выделить Союз кинематографистов Российской Федерации. На учредительном съезде Союза кинематографистов Российской Федерации 28 февраля 1990 г. принято решение о создании Союза кинематографистов России. Учредительный договор о создании Общественной организации «Союз кинематографистов России» был подписан сторонами 3 апреля 1990 г. Устав принят на пленуме Союза кинематографистов России 30 ноября 1991 г.

Союз кинематографистов России является творческим объединением кинематографистов Российской Федерации, созданным с целью содействия развитию всех видов и жанров российской кинематографии, защиты гражданских, профессиональных, трудовых, социальных, авторских и смежных прав, интеллектуальной собственности и законных интересов членов Союза кинематографистов России, а также участия в деятельности, связанной с коллективным управлением авторскими правами, и т. д.

Члены Союза кинематографистов России объединяются по профессиональному признаку различных специальностей в гильдии.

Органами управления Союза кинематографистов России являются: Съезд - высший руководящий орган; Правление - постоянно действующий руководящий коллегиальный орган; Секретариат - постоянно действующий исполнительный коллегиальный орган. Съезд созывается решением Правления по мере необходимости, но не реже 1 (одного) раза в 4 (четыре) года. Дата и место созыва, сроки проведения, повестка дня Съезда, норма представительства устанавливаются решением Правления и доводятся до сведения членов Союза кинематографистов России не позднее чем за 2 (два) месяца до его созыва9.

Таким образом, Союз кинематографистов России в настоящее время представляет собой хорошо структурированную организацию с разветвленной сетью региональных отделений, способную организовать и проводить массовые мероприятия и сохранять управляемость ими, обладающую достаточным идеологическим и материальным потенциалом.

В заключение отметим, что развитие общественного управления в сфере культуры - это гарантия построения сильного современного государства, существование которого невозможно в отрыве от формирования ответственной, политически активной личности, ориентированной на позитивное участие в управлении государственными делами.

Говоря о роли и месте общественных объединений в системе отрасли культуры нашей страны, необходимо подчеркнуть его неоднородность и фрагментарность развития. Данные структуры многочисленны в крупных городах и региональных центрах, но достаточно слабы на местном, локальном уровне. Представляется, что развитие системы общественного управления в сфере взаимодействия органов публичной власти и граждан позволит сделать процесс управления отраслью культуры более эффективным, мобильным и формализованным.

Примечания

1 Стенограмма выступления кандидата в Президенты Российской Федерации, первого заместителя Председателя Правительства России Д. А. Медведева на V Красноярском экономическом форуме // Партия «Единая Россия» : [сайт]. иИЪ: ЬИр:// '^^«'.еётогоз. ги/ news.html?id= 127810 (дата обращения: 02.07.2011).

2 Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС Рос. Федерации 09 окт. 1992 г. № 3612-1) (ред. от 08 мая 2010 г.) // Российская газета. 1992. 17 нояб.

3 См.: Об общественных объединениях : Федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 22 июля 2010 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21, ст. 1930.

4 Гришаев С. П. Организвции, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

5 См.: Федотов С. С., Иванов П. Н. Защитим права авторов вместе // Законность. 2009. № 6.

6 См.: Шоломова Е. В. Организация досуга посетителей с использованием музыкального автомата // Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 12. С. 42-59.

7 См.: Гриб В. В. Историческая роль и значение общественных формирований в России в развитии гражданского общества // История государства и права. 2010. № 10. С. 33-35.

8 Об Общественной палате Российской Федерации : Федер. закон от 4 апр. 2005 г. № 32-ФЗ // Российская газета. 2005. 7 апр.

9 Устав общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации» (принят на пленуме общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации» 30 ноября 1991 г. [официальный сайт Союза кинематографистов Российской Федерации]. http://www.unikino.ru/ аЬои/кет/15.Ыт1 (дата обращения: 2.07.2011).

90

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.