Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННАЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ ДАШКОВОЙ В РОССИИ ХVIII ВЕКА'

ОБЩЕСТВЕННАЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ ДАШКОВОЙ В РОССИИ ХVIII ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
590
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕКАТЕРИНА ДАШКОВА / РОССИЯ / ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ МИССИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МОНАРХИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / EDUCATIONAL ACTIVITIES / SOCIAL ACTIVITIES / JOURNALISTIC ACTIVITIES / EKATERINA DASHKOVA / RUSSIA / DIPLOMATIC MISSION / WORLDVIEW / MONARCHY / RULE OF LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рубцова Елена Викторовна

Автор рассматривает деятельность Екатерины Дашковой с точки зрения ее достижений в общественной деятельности, просветительской, дипломатической и публицистической. Екатерина Дашкова разделяла идеи Просвещения французских философов, которые считали невежество и предрассудки главной причин всех бед человечества, а образование, должное воспитание и свобода мысли являлись движущей силой, способной исправить возникшую ситуацию. Помимо этого, она верила, что именно в руках праведного монарха сосредоточена власть, которая должна способствовать в распространении идеи Просвещения. Она считала, что просвещённая самодержавная монархия при правильном управлении правителя - идеальная форма государственного управления для России. Став первой женщиной-председателем Российской академии наук, Дашкова, приняла активное участие в публикации книг научной направленности, в создании «Словаря Российской Академии в шести частях». Она активно занималась преобразованием Академии: организовала научные экспедиции, в ходе которых стали издаваться географические карты губерний с новыми пометками и пополнилась коллекция минералов, собиранием которых Дашкова заинтересовалась, ещё будучи в Ватикане. Она также наладила и активизировала публицистическую и издательскую деятельность Академии: улучшила работу типографии, напечатала первое полное собрание сочинений М.В. Ломоносова, труды И.И. Лепехина и С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки», возобновляет издание «Академических известий» и основывает журналы «Собеседник любителей российского слова» и «Новые ежемесячные сочинения». Помимо этого, она наладила работу гимназии при Академии и увеличила количества её учеников, где читались курсы по математике, физике, минералогии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рубцова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC, EDUCATIONAL AND PUBLICIST ACTIVITIES OF YEKATERINA DASHKOVA IN RUSSIA OF THE XVIII CENTURY

The author considers the activities of Ekaterina Dashkova from the point of view of her achievements in social activities, enlightening, diplomatic and journalistic. Ekaterina Dashkova shared the ideas of the Enlightenment of French philosophers, who considered ignorance and prejudice to be the main causes of all the ills of mankind, and education, proper upbringing and freedom of thought were the driving force that could correct the situation. In addition, she believed that it was in the hands of the righteous monarch that power was concentrated, which should help spread the idea of Enlightenment. She believed that the enlightened autocratic monarchy, with the proper administration of the ruler, was the ideal form of government for Russia. Becoming the first woman chairman of the Russian Academy of Sciences, Dashkova, took an active part in the publication of books of a scientific orientation, in the creation of the “Dictionary of the Russian Academy in six parts”. She was actively engaged in the transformation of the Academy: organized scientific expeditions, during which geographical maps of provinces began to be published with new notes and a collection of minerals was added, the collection of which Dashkova became interested in while still in the Vatican. She also established and intensified the journalistic and publishing activities of the Academy: improved the work of the printing house, printed the first complete works of M.V. Lomonosov, works of I.I. Lepekhina and S.P. Krasheninnikov's Description of the Land of Kamchatka, resumes the publication of Academic Izvestia and founds the interlocutor of Russian Word Lovers and New Monthly Compositions. In addition, she adjusted the work of the gymnasium at the Academy and increased the number of her students, where courses in mathematics, physics, and mineralogy were taught.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННАЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ ДАШКОВОЙ В РОССИИ ХVIII ВЕКА»

социологические науки

Рубцова Елена Викторовна ОБЩЕСТВЕННАЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ...

УДК 316.7

DOI: 10.26140/knz4-2020-0901-0015

ОБЩЕСТВЕННАЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕКАТЕРИНЫ ДАШКОВОЙ В РОССИИ ХVШ ВЕКА

© 2020

AuthorlD: 680842

SPIN: 8728-9478

Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: [email protected])

Аннотация. Автор рассматривает деятельность Екатерины Дашковой с точки зрения ее достижений в общественной деятельности, просветительской, дипломатической и публицистической. Екатерина Дашкова разделяла идеи Просвещения французских философов, которые считали невежество и предрассудки главной причин всех бед человечества, а образование, должное воспитание и свобода мысли являлись движущей силой, способной исправить возникшую ситуацию. Помимо этого, она верила, что именно в руках праведного монарха сосредоточена власть, которая должна способствовать в распространении идеи Просвещения. Она считала, что просвещённая самодержавная монархия при правильном управлении правителя - идеальная форма государственного управления для России. Став первой женщиной-председателем Российской академии наук, Дашкова, приняла активное участие в публикации книг научной направленности, в создании «Словаря Российской Академии в шести частях». Она активно занималась преобразованием Академии: организовала научные экспедиции, в ходе которых стали издаваться географические карты губерний с новыми пометками и пополнилась коллекция минералов, собиранием которых Дашкова заинтересовалась, ещё будучи в Ватикане. Она также наладила и активизировала публицистическую и издательскую деятельность Академии: улучшила работу типографии, напечатала первое полное собрание сочинений М.В. Ломоносова, труды И.И. Лепехина и С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки», возобновляет издание «Академических известий» и основывает журналы «Собеседник любителей российского слова» и «Новые ежемесячные сочинения». Помимо этого, она наладила работу гимназии при Академии и увеличила количества её учеников, где читались курсы по математике, физике, минералогии.

Ключевые слова: просветительская деятельность, общественная деятельность, публицистическая деятельность, Екатерина Дашкова, Россия, дипломатическая миссия, мировоззрение, монархия, правовое государство.

PUBLIC, EDUCATIONAL AND PUBLICIST ACTIVITIES OF YEKATERINA DASHKOVA IN RUSSIA OF THE XVIII CENTURY

© 2020

Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected])

Abstract. The author considers the activities of Ekaterina Dashkova from the point of view of her achievements in social activities, enlightening, diplomatic and journalistic. Ekaterina Dashkova shared the ideas of the Enlightenment of French philosophers, who considered ignorance and prejudice to be the main causes of all the ills of mankind, and education, proper upbringing and freedom of thought were the driving force that could correct the situation. In addition, she believed that it was in the hands of the righteous monarch that power was concentrated, which should help spread the idea of Enlightenment. She believed that the enlightened autocratic monarchy, with the proper administration of the ruler, was the ideal form of government for Russia. Becoming the first woman chairman of the Russian Academy of Sciences, Dashkova, took an active part in the publication of books of a scientific orientation, in the creation of the "Dictionary of the Russian Academy in six parts". She was actively engaged in the transformation of the Academy: organized scientific expeditions, during which geographical maps of provinces began to be published with new notes and a collection of minerals was added, the collection of which Dashkova became interested in while still in the Vatican. She also established and intensified the journalistic and publishing activities of the Academy: improved the work of the printing house, printed the first complete works of M.V. Lomonosov, works of I.I. Lepekhina and S.P. Krasheninnikov's Description of the Land of Kamchatka, resumes the publication of Academic Izvestia and founds the interlocutor of Russian Word Lovers and New Monthly Compositions. In addition, she adjusted the work of the gymnasium at the Academy and increased the number of her students, where courses in mathematics, physics, and mineralogy were taught.

Keywords: educational activities, social activities, journalistic activities, Ekaterina Dashkova, Russia, diplomatic mission, worldview, monarchy, rule of law.

ВВЕДЕНИЕ

Восемнадцатое столетие ознаменовывается активной деятельностью на благо государства двух великих женщин Екатерины II и Екатерины Дашковой.

Деятельность последней можно назвать общественной, дипломатической и просветительской.

Она разделяла идеи Просвещения французских философов, которые считали невежество и предрассудки главной причин всех бед человечества, а образование, должное воспитание и свобода мысли являлись движущей силой, способной исправить возникшую ситуацию. Помимо этого, она верила, что именно в руках праведного монарха сосредоточена власть, которая должна способствовать в распространении идеи Просвещения. Большое количество исследований посвящено изучению исторической роли Екатерины Дашковой в Российском

обществе [1-17]. В нашем исследовании мы остановимся на аспектах, касающихся просветительской, дипломатической, общественной, публицистической деятельности Дашковой.

МЕТОДОЛОГИЯ

Методологическую основу исследования составляют такие методы, как поисковый - анализ информации в исследованиях по истории России, а также по истории журналистики России, документах, печатных изданиях, Интернете; сравнительно-исторический и структурно-функциональный подходы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В 1769 году она получает разрешение на заграничные поездки. С двумя детьми, инкогнито она покидает Россию. Так как во время путешествия она старалась оставаться анонимной, Дашкова придумала себе псев-

Rubtsova Elena Viktorovna sociological

PUBLIC, EDUCATIONAL AND PUBLICIST ... sciences

доним - Михалкова. Официальной причиной поездки было поправление здоровья детей. Однако на самом деле она лишь хотела ближе познакомиться со всем европейским. В первое своё путешествие, которое продлилось до 1771 года, она посетила Англию, Швейцарию и Пруссию. Вторая зарубежная поездка начинается в 1775 года и длится до 1782, во время которой посетила Бельгию, Францию, Австрию, Голландию, Англию, Шотландию и Италию. Поводом служило завершение образования сына в Эдинбурге. Чем же так знаменательны данные поездки? Во-первых, во время них Дашкова лично познакомилась с философами, с которыми ранее находилась лишь в переписке. Одним из них был Дени Дидро, с которым она активно обсуждала вопросы, волновавшие общество. Одним из предметов их споров была проблема крепостничества. Основываясь на идеях Просвещения, Дидро полагал, что сначала необходимо дать людям свободу, а потом уже и просвещать, когда Дашкова отстаивала противоположное мнение. Дени Дидро отмечал острый и свежий ум Екатерины. Помимо этого, она встречалась с Вольтером, Адамом Смитом. Дашкова была знакома и с Папой Римским, который провёл её по Ватикану. Она проявила интерес к западной культуре. Во-вторых, Дашкова, как человек, принимавший непосредственной участие в дворцовом перевороте, была очень интересна представителям светского общество. Им не терпелось узнать все подробности произошедшего. Дашкова, воспользовавшись проявленным интересом к своей персоне, в своих рассказах выстраивала имидж сильной и незыблемой России, нерушимой державы и великой императрицы Екатерины за рубежом. Фактически она выполняла дипломатическую функцию, представляя Россию в лучшем свете.

Дашкова создавала образ нерушимой державы и великой императрицы Екатерины. Фактически она выполняла дипломатическую функцию, представляя Россию в лучшем свете. Говорила о мудром и праведном правлении императрицы, о верно принятых ею решениях, о любви к народу и стремлению, в первую очередь, заботится о его благе. Свои наблюдения о жизни в Европе Дашкова формулирует в письмах, которые доставляет императрице. Именно на описание инфекционного госпиталя в Тоскане ей отвечает Екатерина Алексеевна письмом от 22 декабря 1781 года. В нём сообщается, что императрица согласна зачислить сына Дашковой в гвардию, в полк, который они выберут. Во время зарубежных поездок формируются окончательные мировоззренческие взгляды Екатерины Романовны. Пообщавшись с именитыми деятелями науки и культуры, она пришла к выводу, что в основном склоняется к конституционному парламентаризму, противоречащему тирании. Она поддерживала идеи о правовом государстве, распространённые на западе. Мы помним, что в спорах с Дидро она утверждала, что изначально стоит просвещать крестьян, а потом уже освобождать, иначе это может привести к непоправимым последствиям. Она считала, что просвещённая самодержавная монархия при правильном управлении правителя - идеальная форма государственного управления для России.

В 1782 году Дашкова возвращается из путешествия по Европе. За все её заслуги Екатерина Великая назначает Екатерину Малую директором Петербургской академии наук. Дашкова хорошо подходила на подобную должность: она испытывала искреннюю любовь к наукам, имела важные связи с философами-просветителями, иностранными политическими деятелями, желание поставить Россию на путь самостоятельного развития, отличного от западных влияний, а самое главное - разделяла стремление императрицы распространить идеи Просвещения в народные массы. Эти качества делали из неё идеального кандидата на эту должность [18].

До прихода Екатерины Романовны Академия находилась в разрозненном состоянии, поэтому, восприняв своё назначение как огромную честь, Дашкова сразу 54

приступает за работу. Так, 30 января 1783 года Дашкова возродила заседание Конференции Академии наук, на котором, по рекомендации княгини, были избраны учёные: историк В. Робертсон и профессор химии Д. Блэк. Она активно занималась преобразованием Академии: организовала научные экспедиции, в ходе которых стали издаваться географические карты губерний с новыми пометками и пополнилась коллекция минералов, собиранием которых Дашкова заинтересовалась, ещё будучи в Ватикане. Она также наладила и активизировала публицистическую и издательскую деятельность Академии: улучшила работу типографии, напечатала первое полное собрание сочинений М.В. Ломоносова, труды И.И. Лепехина и С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки», возобновляет издание «Академических известий» и основывает журналы «Собеседник любителей российского слова» и «Новые ежемесячные сочинения». Помимо этого, она наладила работу гимназии при Академии и увеличила количества её учеников, где читались курсы по математике, физике, минералогии.

Дашкова проделала невероятную работу, что не обошлось без внимания императрицы, которая, ознакомившись с работой «Кроткие начертания», предпринимает решение создать Императорскую Российскую академию центра гуманитарных наук, председателем которой делает Екатерину Романовну. Дашкова была первой женщиной, возглавившей столь высокий пост. С 1783 по 1787 года члены Академии работали над созданием собрания сочинений М.В. Ломоносова, состоящего из 6 томов. В связи со своей любовью, проявленной к науке, Дашкова позаботилась о том, чтобы массово стали публиковаться книги научной направленности. Одним из примеров можно назвать «Словарь Российской Академии в шести частях, словопроизводным порядком расположенный», работа над которым проводилась лучшими учёными 18 столетия, интеллектуальной элитой. Здесь была использована система распределения труда, так как все сотрудники была разделены на специальные отделы: Объяснительный, Грамматиальный, Технический, Словопроизводственный и Издательный. Дашкова занималась собиранием слов на буквы «ц», «ш», «щ» и объяснением ряда понятий. Работа имела огромный успех как на территории Российской империи, так и за рубежом.

Дашкова всячески поддерживала и старалась распространять идеи французских философов, поэтому одной из её первых публицистический работ стал перевод трактата Гельвеция «Об уме», в котором основной была идея о равенстве умственных способностей людей и, следовательно, о возможности для каждого управлять государством. По совету императрицы в 1783 году начинает издаваться журнал «Собеседник любителей российского слова». За первый год вышло девять книжек, в последующий - семь. Тираж составлял 1812 экземпляров. Именно Екатерина Великая способствовала открытию этого журнала. Она надеялась влиять на народные массы через это издание, подавить оппозиционные настроения и укрепить своё звание самодержавной правительницы. В журнале печатались лучшие учёные и писатели того времени. Сложно было контролировать такое количество образованных людей, которые, наоборот, стремились писать о недостатках общества, власти монарха и вносили сатирические элементы, которые сама императрицы раньше не чудилась использовать. Просвещенные люди стремились карать пороки общества, из которых выделялись лень, хамство, невежество, обличали недостатки современного образования. Одними из писателей, поддерживающих прогрессивные идеи и выступавших против екатерининского режима, были Д. Фонвизин, С. Бобров, Я. Княжнин. Дашкова как на посту председателя Российской Академии наук, так и на должности издателя «Собеседника» стремилась избавить русский язык от вторжения иностранных слов, предотвращать копирование европейской культуры.

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)

социологические науки

Рубцова Елена Викторовна ОБЩЕСТВЕННАЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ...

Журнал был избавлен от стихотворных загадок, которыми были заполнены практически все издания того времени. Дашкова подошла к делу со всей ответственностью, стремясь оправдать надежды, возложенные на неё. В «Собеседнике» [19] отсутствовало любое разделение на отделы. Материалы были перемешаны между собой, но это смотрелось лаконично и не резало глаз. Структура журнала была примерно такая: начинался со стихотворения (занимали значительную часть всех изданий), потом следовала статья в прозе, затем шло письмо к издателям, в середину обычно вставлялись статьи императрицы. Задача журнала состояла в том, чтобы «все, кому угодно, присылали в редакцию критики на статьи «Собеседника», не зря журнал называется «Собеседник любителей Российского слова», чтобы публика также участвовала в деятельности издания.

Екатерина Алексеевна своё влияние на общество выражала через статьи «Были и небылицы» и «Записки касательно российской истории», которые заняли большую часть объёма всех книжек - 1348 из 2800, по подсчётам Добролюбова. Эти статьи были чем-то вроде инструкцией по поводу того, как надо относиться к императрице и всей её политической деятельности. «Были и небылицы» отличались от «Записок» меньшей значимостью материала, помещенного в них, и шутливым настроением. Дашкова не избегала случая критиковать и придирчиво редактировать статьи императрицы. В один момент произошло столкновение «Великой» и «Малой» Екатерин после выхода статьи Дашковой «Послание к слову «так»», где она обличает невежд и льстецов, называя их «такальщиками». Екатерина Вторая написала ответ на статью, в котором якобы подтвердила мысли Дашковой, но сделала это как будто с сарказмом, что лишь осложнило отношения между женщинами.

Одной из самых известных полемик, разгоревшихся на страницах журнала, была спор между императрицей Екатериной и писателем Фонвизиным [20]. В третьей книжке «Собеседника» выходят «Вопросы» некого автора, адресованные Екатерине Великой. Первоначально монарх подумала, что вопросы в статье принадлежали Шувалову, но на самом деле их автором являлся Д.И. Фонвизин. Императрица увидела долю дерзости в этой статье и распорядилась, чтобы в журнале были немедля напечатаны её ответы на эти вопросы. Что же так не понравилось Екатерине Великой? Автор затрагивал острые общественно-политические темы, причем стремился своими вопросами как можно сильнее задеть монарха. Одним из основных вопросов был: «В чем состоит наш национальный характер?». Автор полагал, что ответ на этот вопрос состоит в том, что национальный характер состоит в преданности своей родине, патриотизме и стремление защищать отечество. Екатерина же дала другое объяснение: беспрекословное подчинение указам и воле правящего монарха. В декларации «Челобитная российской Минерве», которая была адресована императрице, и в которой Фонвизин защищал независимость русских писателей и осуждал придворное окружение Екатерины. Монархиня была уверена, что за публикацию этих вопросов, которые фактически пошатнули репутацию императрицы, отвечала Дашкова, поэтому свой гнев она частично она обрушала и на бывшую подругу. Екатерина Алексеевна, желая высказать своё недовольство, перестала отправлять статьи в журнал. «Собеседник» в 1784 году закрылся.

Через некоторое время Дашкова начала издавать новый журнал «Новые ежемесячные сочинения». Его целью являлось «способствовать приращению человеческих знаний и обогащению русского языка» [21]. Издание журнала продолжалось более десяти лет. В него были включены статьи разных направленностей. В 1809 году перевыпускается «Собеседник», материалы которого за всё время не потеряли свою актуальность.

Дашкова в 1793 году издаёт тираноборческую трагедию «Вадим Новгородский», в которой главный ге-

рой был республиканцем. Узнав о том, что Екатерина Романовна посмела издать нечто, где присутствует противоречие взглядам, а главное, самим идеям абсолютного самодержавия, императрица обрушивает свой гнев на Дашкову и ставит всевозможные ей препятствия, не позволяющие свободно развивать свою публицистическую деятельность в России.

Последняя Академическая конференция, на которой присутствовала Дашкова, состоялась 14 августа 1794 года. Она больше не вернётся в Академию, будет отстранена от своей должности и отправлена в ссылку в имение Троицкое, в котором она будет составлять мемуары в «Записках», в котором субъективно будет изложена её биография и взгляды, которым она придерживалась. Подписывалась Дашкова патриотичным, как и вся её деятельность, псевдонимом «Россиянка». После смерти Екатерины Великий, император Павел Первый приказывает Дашковой отправиться в ссылку уже в имение сына в Новгородскую губернию. В 1801 году, когда на престол взошёл уже внук Екатерины великой Александр Первый, Дашкова вновь была приглашена занять пост председателя Российской Академии наук, но предложение было ею отвергнуто. В последние годы жизни у неё сильно портятся отношения с детьми, особенно, с дочерью Анастасией, которая приняла решения оборвать все контакты с матерью, в ответ на что Екатерина Романовна лишила её наследства и возможности проститься после смерти последней. Сын Павел умирает в 44 года, что стало огромным ударом для Дашковой. 15 января 1810 года она скончалась, была похоронена в селе Троицком.

ВЫВОДЫ

Екатерина Дашкова разделяла идеи Просвещения французских философов, которые считали невежество и предрассудки главной причин всех бед человечества, а образование, должное воспитание и свобода мысли являлись движущей силой, способной исправить возникшую ситуацию. Помимо этого, она верила, что именно в руках праведного монарха сосредоточена власть, которая должна способствовать в распространении идеи Просвещения. Дашкова считала, что власть монарха должна быть ограничена, но при этом именно на него возложена роль главного просветителя, и что положение крестьян должно быть улучшено.

Став первой женщиной-председателем Российской академии наук, Дашкова, приняла активное участие в публикации книг научной направленности, в создании «Словаря Российской Академии в шести частях».

Дашкова стала во главе журнала «Собеседник любителей российского слова», в котором собрала лучших писателей того времени, рассматривавших важность распространения культа русского языка, обличали недостатки современного им общества, структуры образования и режима власти.

Дашкова издает новый журнал «Новые ежемесячные сочинения». Его целью являлось «способствовать приращению человеческих знаний и обогащению русского языка».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Берёзовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. заведений: В 2 ч. М.: изд. центр ВЛАДОС, 2002. Ч.1. 400с.

2. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М.: Издательский центр АЗ, 1998. 332 с.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. 520 с.

4. Западов А. В. История русской журналистики XVIII — XIX веков. М.: Просвещение, 1973. 330 с.

5. Берков П. Н. История русской журналистики XVIII века. М.; Л., 1952. 240 с.

6. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII — XIX вв.: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 432с.

7. Бильбасов В.А. Дидро в Петербурге. Санкт-Петербург: тип. И.Н. Скороходова, 1884. [4], IV. 325 с.

8. Самарин А.Ю. Читатель в России во второй половине XVIII века /Книга. Исследования и материалы. М., 1966. Сб. 12. С. 136-159.

9. Есин Б. И. История русской журналистики (1703-1917). М.:

Rubtsova Elena Viktorovna

PUBLIC, EDUCATIONAL AND PUBLICIST ..

sociological sciences

Флинта, 2006. 464 с.

10. Федоров В.И. История русской литературы. XVIII век. — М.: ВЛАДОС, 2003. 326 с.

11. Рубцова Е.В. Россия и Франция: публицистические заметки русских путешественников // Региональный вестник. 2019. №13. С. 37-38.

12. Смагина Г. И. Академия наук и российская школа. Вторая половина XVIII в. СПб., 1996а. 165 с.

13. Смагина Г. И. Княгиня и ученый: Е. Р. Дашкова и М. В. Ломоносов. СПб.: Росток, 2011. 416 с.

14. Смагина Г. И. Первые ордена петербургских академиков // Вопросы истории естествознания и техники. 2006б. № 3. С. 131—138.

15. Смагина Г. И. Публичные лекции Петербургской академии наук во второй половине XVIII в. //Вопросы истории естествознания и техники. 1996б. № 2. С. 16-26.

16. Смагина Г. И. Сподвижница Великой Екатерины: очерки о жизни и деятельности директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой. СПб.: Росток, 2006а. 360 с.

17. Тычинина Л. В. Великая Россиянка. М.: Наука, 2002. 235 с.

18. Лозноская Л.Я. Во главе двух академий. Л.М.: Наука, 1978. 144 с.

19. Ивинский А.Д. Торжественная ода и литературная политика Екатерины II: журнал «Собеседник любителей российского слова» // Известия РАИ. Серия литературы и языка. 2008, том 67. № 5. С. 6267.

20. Проскурина В.Ю. Спор о «свободоязычии»: Фонвизин и Екатерина //Новое литературное обозрение. 2010. № 105. С. 125-144.

21. Дашкова Е.Р. Литературные сочинения / Сост., вступ. Ст. и прим. Г.Н. Моисеевой. М..: Правда, 1990. 368 с.

Статья поступила в редакцию 16.01.2020 Статья принята к публикации 27.02.2020

56

Karelian Scientific Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.