Научная статья на тему 'Общественная палата региона как фактор эффективного социального контроля за деятельностью власти'

Общественная палата региона как фактор эффективного социального контроля за деятельностью власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
238
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Городнина Ольга Сергеевна

Автор рассматривает опыт деятельности Общественной палаты Орловской области в контексте возрастающей роли социального воздействия на властные структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественная палата региона как фактор эффективного социального контроля за деятельностью власти»

Городнина О.С. Общественная палата

региона как фактор эффективного социального контроля за деятельностью власти

Автор рассматривает опыт деятельности Общественной палаты Орловской области в контексте возрастающей роли социального воздействия на властные структуры.

Ключевые слова: Общественная палата, социальный контроль, социальное партнерство.

Gorodnina O.S. Public chamber of region as

factor of effective social control over activity of authority

The author considers experience of activity of Public chamber of the Oryol region in a context of a growing role of social influence on power structures.

Keywords: public chamber, the social control, social partnership.

С очевидностью можно утверждать, что демократический путь развития Российского государства находится в непосредственной зависимости от характера, направленности, эффективности отношений государства с гражданским обществом. В связи с этим многие ученые и практики признают своевременность формирования необходимой инфраструктуры гражданского участия. Еще осенью 2004 г Президент РФ В.В. Путин выступил с инициативой создания Общественной палаты при Государственной Думе как "...площадки для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы"1. Создание подобной организации крайне важно как для общества, так и для самого государства, поскольку от общественной самодеятельности граждан зависит настрой жизни и демократизм государственного управления2. Ю.А. Красин, размышляя над перспективами оте-

чественного гражданского общества, особо выделяет стратегию "основного потока", нацеленную на обеспечение равноправного участия различных гражданских объединений в политическом процессе на всех его стадиях, начиная с выработки решений и кончая оценкой результатов3. Общественная палата РФ может, на наш взгляд, не только способствовать реализации указанной стратегии, но и обеспечить двустороннее коммуникативное взаимодействие между обществом, структурами государственной власти и органами местного самоуправления. Согласно Федеральному закону, основной целью Общественной палаты является обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан и государственных органов для решения наиболее важных экономических и социальных вопросов, вопросов в сфере безопасности, а также защиты демократических принципов организации гражданского общества4. В

Ольга Сергеевна Городнина - старший преподаватель кафедры социологии и политологии Орловского государственного Университета.

связи с этим Общественная палата, как известно, вправе:

- осуществлять сбор и обработку информации об инициативах граждан РФ и общественных организациях;

- организовывать и проводить гражданские форумы и слушания по актуальным вопросам общественной жизни5;

- привлекать граждан и общественные объединения к реализации государственной политики;

- осуществлять общественный контроль за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

- вырабатывать рекомендации органам государственной власти РФ при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан РФ, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

- оказывать информационную, методическую и иную поддержку Общественным палатам в субъектах РФ;

- проводить общественную экспертизу проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления6. Общественная экспертиза проводится в связи с обращением Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и по решению Совета Общественной палаты7. Последняя инициирует процедуру общественной экспертизы проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов по вопросам:

1) государственной социальной политики и конституционных прав граждан РФ в области социального обеспечения;

2) обеспечения общественной безопасности и правопорядка8.

Помимо сказанного Общественная палата вправе привлекать к своей работе

общественные организации и иные объединения граждан РФ, чьи представители не вошли в состав палаты9. Несмотря на рекомендательный характер решений Общественной палаты, последние подлежат обязательному рассмотрению на пленарных заседаниях Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ.

Несмотря на то, что глава государства неоднократно акцентировал внимание на деятельности Общественной палаты, позиция самих граждан РФ по отношению к этому институту остается неоднозначной. С одной стороны, в 2006 г. количество информированных об Общественной палате россиян в целом достигает 60%. Причем на "хорошо информированных" приходится только 11%10. Но, с другой стороны, значительная часть респондентов - 24% - уверены в том, что "нет никакой необходимости в создании Общественной палаты, контроль за государственными органами должен осуществлять парламент". Более того, оценивая роль Общественной палаты в общественно-политической жизни России в ближайшей перспективе, граждане настроены довольно скептически и пессимистически, поскольку доминируют негативные оценки.

Так, в 2005 г. количество убежденных в том, что Общественная палата "будет играть незначительную роль", составляло 24%, а в 2006 г. этот показатель вырос до 27%". Тенденция к росту характерна и для положения, что Общественная палата "вообще никакой роли играть не будет": в 2005 г. данное утверждение разделили 23% опрошенных, а в 2006 г. уже 28%12. Список положительно оценивающих Общественную палату, напротив, сокращается: с 18% в 2005 г. до 11% в 2006 г.

Вместе с тем нельзя не отметить очевидный парадокс: 38% респондентов считают, что Общественная палата нужна в их регионе. Но с предложениями, вопросами в региональную Общественную палату готовы обратиться 32%, в то же время как 47% отдают предпочтение прямо противоположной позиции. Подобное отношение распространяется и на Общественную палату РФ: 57% не испытывает желания взаимодействовать с указанной структурой13.

Это объясняется отчасти тем, что опасность перерождения Общественной палаты в формальную структуру не исключена. При отсутствии действенных способов, методов влияния и воздействия на властные структуры Общественной палате будет крайне трудно решать свою сверхзадачу - "создать еще один канал влияния граждан России на работу исполнительной власти - как Федерального правительства, так и в регионах"14. Ведь страна нуждается в демократии действующей, созидательной, а не виртуальной. Вместе с тем можно и нужно отметить позитивный потенциал Общественной палаты. Во-первых, в качестве необходимых основ деятельности организации выступают, судя по декларациям ее лидеров, профессиональность, независимость, компетентность. Общественная палата привлекла в свои ряды специалистов из разных сфер общественной жизни и охватила практически весь спектр основных типов институтов гражданского общества от ветеранских и молодежных объединений до экологических, исследовательских, ассоциаций и союзов профессионалов. Позитивно то, что задачу ближайшего будущего Общественная палата видит в расширении этого гражданского актива.

Во-вторых, бесплатная работа Общественной палаты, а также отсутствие в ее составе представителей политических партий, Президента РФ являются профилактикой лоббирования, манипулирования деятельностью Общественной палаты.

В-третьих, согласно Федеральному закону15, работа Общественной палаты обеспечивается информационной поддержкой на высоком уровне: функционирует сайт Общественной палаты в сети "Интернет"; центральные теле- и радиоканалы должны выделять на освещение деятельности Общественной палаты не менее 1 часа в месяц; Общественная палата учреждает периодические издания; Общественная палата намерена ежегодно готовить и публиковать в СМИ доклад о состоянии гражданского общества в России.

Как отмечают сами участники Общественной палаты, уже первый опыт работы данной структуры актуализировал не-

обходимость доработки Закона об Общественной палате16. Последняя нуждается, на наш взгляд, в праве законодательной инициативы. Реализация данного требования, атакже законодательно закрепленная обязанность органов власти и управления всех уровней отвечать на запросы комиссий Общественной палаты, причем мотивированно и публично, будут способствовать становлению Общественной палаты как активной, ответственной, эффективно функционирующей структуры, способной оказать качественное влияние на развитие общественно-политической системы России.

Идея Общественной палаты вызвала неподдельный интерес не только в федеральном центре, но и в регионах. Именно здесь представители негосударственного сектора инициировали процесс формирования местных Общественных палат. Орловская область не стала исключением. В конце декабря 2004 г. состоялась учредительная конференция Ассоциации общественных объединений Орловской области "Общественная палата"17, в создании и работе которой были задействованы наиболее мобильные и активные общественные структуры региона: ветеранские, женские, студенческие, благотворительные и спортивные общественные организации; общества инвалидов, чернобыльцев, казаков и целый ряд других. В рамках конференции была сформулирована основная цель Общественной палаты Орловской области - консолидировать усилия по выдвижению гражданских инициатив общеобластного значения, направленных на реализацию прав и законных интересов жителей области18.

Сферу интересов Общественной палаты Орловщины составляют вопросы социально-экономического и правового спектра. Так, в течение 2005 г. активно обсуждали вопросы реализации закона о льготах; рассматривалось законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов Орловской области. В итоге Общественная палата вышла с письменной инициативой на имя губернатора области о сохранении льгот ветеранам Великой Отечественной войны в полном объеме. Члены

региональной Общественной палаты разработали и направили обращение в областной Совет народных депутатов по проекту поправок в Закон Орловской области от № 57-ОЗ от 09.10.1997 г. (с учетом изменений и дополнений) "О порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области для лиц, особо нуждающихся в социальной защите"19. Более того, Ассоциация общественных объединений Орловской области "Общественная палата" выступила с ходатайством перед областным Советом народных депутатов подготовить обращение к Государственной Думе по данному вопросу. Таким образом, можно отметить, что Общественная палата Орловской области стремится к непосредственному и активному сотрудничеству, партнерству с государственными структурами регионального и федерального значения.

Одним из приоритетных направлений в работе Ассоциации общественных объединений стала разработка проекта закона "Об Общественной палате Орловской области" совместно с комитетом по международным и межрегиональным отношениям, связям со СМИ и общественными организациями областного Совета народных депутатов, с отделом по связям с общественно-политическими партиями и движениями управления организационной работы и региональной политики Аппарата губернатора и Коллегии области. Принятие данного закона позволит, на наш взгляд, активизировать участие палаты

Орловской области в законодательном процессе, повысить роль общественных организаций в дальнейшем развитии гражданского общества на Орловщине.

1 Новые законы и нормативные акты. Приложение к Российской газете. 2005. № 18. С. 25.

2 Публичная политика в России // Полис. 2005. № 3. С.154.

3 Там же. С. 155.

4 Новые законы и нормативные акты. Приложение к Российской газете. 2005. №18. С. 24.

5 Федеральный закон РФ № 32 "Об Общественной палате РФ" от 04.04.2005 г. С. 21, п.1-2 // Собрание законодательства РФ. 11.04.2005. № 15. Ст. 1277.

6 Там же. Ст. 2.

7 Там же. Ст.18 ч.1.

8 Там же. Ст. 18 ч. 2.

9 Там же. Ст.10.

10 Дайджест социологической информации // Социология власти. 2006. № 2. С.188.

11 Там же. С.189

12 Там же.

13 Формирование Общественной палаты Российской Федерации // Социология власти. 2005. № 5. С.168.

14 Владимиров Д. В ноябре начнет свою работу Общественная палата// Российская газета. 2005, 7 апреля.

15 Федеральный закон РФ "Об общественной палате РФ" от.04.2005 г. № 32-ФЗ. Ст. 27// Собрание законодательства РФ. 1 1.04.2005. № 15. С. 1277.

16 Доклад Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации // www.oprf/ru/rus/dokumens/report.

17 Создана Общественная палата // Орловская правда. 2004, 30 декабря.

18 Там же.

19 Королева Ю. Заседание Общественной палаты // Орловская правда. 2005, 7 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.