Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК БАЗИСНЫЙ PR-СУБЪЕКТ'

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК БАЗИСНЫЙ PR-СУБЪЕКТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественная палата / связи с общественностью / Нижегородская область / избирательный процесс. / public chamber / public relations / Nizhny Novgorod Region / election process.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ротанова Мира Борисовна, Иванов Олег Владимирович

Современные реалии развития взаимоотношений общества, региональных органов власти и муниципальных образований требуют постоянной модернизации коммуникационных механизмов. Общественная палата выступает посредником между властью и населением. Для эффективной реализации этой функции необходимо грамотное использование инструментов связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ротанова Мира Борисовна, Иванов Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC CHAMBER OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION AS A BASIC PR-SUBJECT

Modern realities of development of relations between society, regional authorities and municipalities require constant modernization of communication mechanisms. The Public Chamber acts as an intermediary between the authorities and the population. To perform this function effectively it is necessary to competently use public relations tools.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК БАЗИСНЫЙ PR-СУБЪЕКТ»

УДК: 316 ББК: 60.5 ГРНТИ: 04.21 ВАК: 5.4.4, 5.9.9

DOI: 10.24412/2949-2513-2023-30-156-172

Ротанова М.Б., Иванов О.В. Нижний Новгород, Россия

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК

БАЗИСНЫЙ PR-СУБЪЕКТ

Аннотация. Современные реалии развития взаимоотношений общества, региональных органов власти и муниципальных образований требуют постоянной модернизации коммуникационных механизмов. Общественная палата выступает посредником между властью и населением. Для эффективной реализации этой функции необходимо грамотное использование инструментов связей с общественностью.

Ключевые слова: общественная палата, связи с общественностью, Нижегородская область, избирательный процесс.

Rotanova M.B., Ivanov O.V. Nizhny Novgorod. Russia

THE PUBLIC CHAMBER OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION AS A

BASIC PR-SUBJECT

Abstract. Modern realities of development of relations between society, regional authorities and municipalities require constant modernization of communication mechanisms. The Public Chamber acts as an intermediary between the authorities and the population. To perform this function effectively it is necessary to competently use public relations tools.

Keywords: public chamber, public relations, Nizhny Novgorod Region, election process.

Введение

Вопрос конструктивного взаимодействия власти и общества в Российской Федерации с каждым годом становится актуальнее. Реализация консолидации демократического развития страны может осуществляться методом организации институтов, в рамках которых должны развиваться долговременные и стабильные двусторонние коммуникации, а также новые управленческие технологии. Примером такого институционального образования в России могут считаться Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ.

Общественные палаты обладают широким перечнем полномочий и направлений деятельности, которые осуществляются с регулярным применением инструментов и технологий связей с общественностью. Использование современных коммуникационных технологий придает деятельности Общественных палат доверительный характер как со стороны властей, так и со стороны населения. Максимальное использование палатами их потенциала может стать одним из катализаторов развития гражданского общества в России.

Актуальность исследования определяется возникновением интереса к потенциалу деятельности Общественных палат субъектов РФ как площадки для эффективного взаимодействия власти и населения. Реализация функций информирования населения и общественного контроля над деятельностью органов власти PR-методами позволяет обеспечить повышение не только уровня ответственности региональных властей, но и степени осведомленности и вовлечения населения в социально-политические процессы региона и страны в целом.

Институты Общественной палаты РФ и региональных общественных палат функционируют в России c 2006 года. За это время был создан и

опубликован ряд научных работ, касающихся вопросов деятельности региональных палат и Общественной палаты РФ. Данную проблематику в своих работах освещали А.В. Тиховодова, С.А. Абакумов, Д.В. Афанасьев, В.В. Гриб, А.Ю. Сунгуров и другие отечественные исследователи. Что касается применения технологий и инструментов связей с общественностью, то А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров и С.А. Самойленко описывали данный вид деятельности на примере Общественной палаты РФ. Проблематика PR-сопровождения деятельности региональных общественных палат на сегодняшний день не изучена. Этим обусловлена научная новизна исследования.

Целью настоящей статьи является установление тезиса о том, что работа Общественной палаты Нижегородской области строится на базовых принципах деятельности по связям с общественностью, что позволяет институту палат считаться базисным субъектом PR.

Данное исследование опирается на научные работы в области связей с общественностью, нормативно-правовые документы РФ, общественных организаций, публикации и другую информацию, размещенные на официальных сайтах. При написании статьи использовались эмпирические методы исследования, количественные и теоретические научные методы: обзор источников информации, систематизация и анализ полученных сведений, статистические данные, анализ, синтез и классификация.

Общественные палаты. Предпосылки образования института

В девяностые годы прошлого века в России начался активный процесс формирования социально-политических институтов, деятельность которых должна была способствовать формированию и развитию гражданского общества в России. В дальнейшем, одним из инициаторов развития гражданского общества был Президент В.В. Путин, который еще в 2001 году говорил о необходимости партнерских отношений между обществом и государством в формате «диалога на равных» [Абакумов, 2005:121].

Трагические события в Москве и Беслане, напряженная обстановка в стране в целом в первой половине нулевых привели к выводу властей о том, что страна живет в условиях, не соответствующих демократическим принципам развития общества [Полный текст телеобращения Владимира Путина, 2004]. Более того в своем послании Федеральному Собранию В.В. Путин озвучил идею создания Общественной палаты [Послание Президента РФ]. В итоге, в апреле 2005 года, был принят Федеральный закон «Об общественной палате Российской Федерации» [base.garant.ru].

После создания Общественной палаты РФ в течение нескольких лет все субъекты РФ создали свои региональные Общественные палаты, в том числе и Нижегородская область, где Общественная палата региона была образована 19 октября 2006 года согласно Закону, принятому Законодательным Собранием Нижегородской области [base.garant.ru]. Общественная палата была призвана содействовать интересам граждан Нижегородской области, общественных организаций и некоммерческих объединений, а также местных органов власти в вопросах социально-экономического и культурного развития региона.

В те годы общественные палаты стали новым феноменом в политической культуре России [Тиховодова, 2008: 3]. До середины 2010-х годов деятельность региональных общественных палат понималась и оценивалась неоднозначно как экспертами, так и местными жителями. Различные опросы общественного мнения подтверждали такую тенденцию. Например, в результате социологического опроса, проведенного и опубликованного ВЦИОМ [Общественная палата - глазами обществ], сорок восемь процентов респондентов никогда не слышали о существовании Общественной палаты РФ, не говоря уже о региональных палатах.

Подобная ситуация показывает, что в деятельность по связям с общественностью Общественных палат не включалось взаимодействие со СМИ и населением как отдельное направление работы. Методы и инструменты связей с общественностью не использовались в полном объеме,

так как их эффективность в общественном секторе еще не была серьезно оценена. Региональные власти не рассматривали связи с общественностью как важнейшую функцию в своей деятельности, а представители палат не видели широкие возможности взаимодействия с населением через свои информационные ресурсы и связи с прессой. Такая недооценка связей с общественностью приводила к тому, что люди либо вообще не знали об Общественных палатах, либо не представляли себе, для чего такие организации нужны.

В 2014 году был принят Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [ivo.garant.ru]. Согласно документу, Общественная палата РФ и региональные общественные палаты становятся главными субъектами общественного контроля. Палаты получили больше полномочий и обязанностей, их сфера деятельности стала намного шире. В связи с этим, появилась необходимость в расширении инструментария реализации их деятельности.

Главной целью общественного контроля является соблюдение реализации и защиты прав и свобод гражданина и различных общественных организаций. Также важными элементами общественного контроля являются учет общественного мнения, предложений и рекомендаций населения и общественная оценка деятельности государственных органов. Формами общественного контроля, согласно Закону, являются общественный мониторинг, общественные проверки и экспертизы, публичные слушания. Данные формы не могут быть реализованы без использования инструментов связей с общественностью.

В 2016 году вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» [base.garant.ru]. Документ регламентирует состав и порядок формирования региональных палат, принципы деятельности и ее этические нормы. Более того, в структуре палат появляются аппараты общественных палат. Они призваны обеспечивать организационно-правовую, аналитическую

и информационную функции. Появление собственного аппарата позволяет палатам повысить эффективность своей деятельности и более уверено исполнять обязанности по соблюдению общественного контроля.

Общественные палаты, как социальные институты, на федеральном, региональном и местных уровнях призваны обеспечивать взаимодействие граждан с органами власти [Кузьмин, Воронина, 2018: 145]. На сегодняшний день можно сказать, что результативность этого взаимодействия зависит от открытости диалога в переговорах, готовности согласовывать позиции и мнения, методы, способы достижения согласия [Плотникова, 2021: 57]. Для обеспечения эффективности данных процессов общественным палатам необходимо использовать инструменты и технологии связей с общественностью.

Общественная палата Нижегородской области (ОПНО)

В декабре 2018 года Законодательное Собрание Нижегородской области приняло новый Закон «Об Общественной палате Нижегородской области» [base.garant.ru]. Принятие закона существенно расширило полномочия Общественной палаты: ОПНО стала осуществлять общественный мониторинг осуществления избирательных прав населения на выборах всех уровней. Более того, для реализации общественного контроля палата получила право создавать специальные инспекции и группы общественного контроля. Также в обязанности палаты стало входить осуществление информационно-методической поддержки общественных советов в сфере общественного контроля.

Общественная палата Нижегородской области стала активно включаться в политический процесс. На базе ОПНО был организован Ситуационный центр, координирующий работу общественных наблюдателей в период проведения выборов и единых дней голосования. В 2018 году объектами контроля и наблюдения были процессы голосования на выборах Президента РФ, а затем на губернаторских выборах. С 2019 по 2023 годы на ежегодной основе Ситуационный центр координировал работу наблюдателей

на единых днях голосования, а в 2020 году - на Голосовании по поправкам в Конституцию РФ [opno52.ru]. Основными задачами Центра являются информирование граждан о деятельности Палаты в процессе контроля над соблюдением избирательных прав населения, координация действий общественных наблюдателей в процессе голосования и в ходе подсчета голосов, а также взаимодействие со средствами массовой информации для освещения результатов работы Общественной палаты. Также Ситуационный центр призван собирать объективную информацию о ходе голосования и доносить ее до Избирательной Комиссии Нижегородской области и правоохранительных органов.

Помимо активного участия в политической жизни региона, Общественная палата Нижегородской области ведет динамичную общественно-важную деятельность. Перечень направлений деятельности ОПНО довольно широк, среди них можно отметить такие проекты как «Зеленый свет» (Экологическая инициатива), «Горьковский рубеж обороны и оружие победы», «Живая земля», «Большая семья», «Нижегородцы - воины отечества», другие военно-патриотические проекты, а также деятельность по профессиональной ориентации учащихся, молодежи и населения Нижегородской области. Все проекты преследуют одну главную цель -создание благоприятной среды для формирования гражданского общества на территории Нижегородской области.

Связи с общественностью в деятельности ОПНО

Общественная палата активно использует инструменты внутренних связей с общественностью. Четко выстроенная система внутренних коммуникаций позволяет Общественной палате повысить уровень вовлеченности сотрудников в реализацию своей деятельности. Высокая скорость и качество информационных потоков внутри структуры являются важными условиями оперативного реагирования Палаты на изменяющуюся социальную среду и политическую ситуацию. Наличие общих баз данных и информационных материалов, а также использование инструментов

корпоративных каналов коммуникации способствуют своевременному и оперативному исполнению должностных обязанностей сотрудниками.

Все эти действия формируют единое информационное пространство организации. Преодоление коммуникативных конфликтов и достижение взаимопонимания между сотрудниками обеспечивается путем еженедельных совещаний, в ходе которых осуществляется реализация двусторонней коммуникации между сотрудниками и руководством. Более того, наличие и соблюдение Кодекса этики Общественной палаты Нижегородской области также является эффективным инструментов внутренних связей с общественностью.

Эффективность деятельности Общественной палаты реализуется за счет большого объема аналитической и мониторинговой деятельности. В последнее время палатой было инициировано, рассмотрено и обсуждено большое количество вопросов, касающихся различных сфер жизнедеятельности населения Нижегородской области. Для того чтобы публичные обсуждения острых проблем стали актуальны не только для граждан, которых эти проблемы касаются, но и для органов законодательной и исполнительной власти, ОПНО заключила ряд соглашений. Договоры о взаимодействии и сотрудничестве были заключены с Законодательным Собранием, Прокуратурой и Избирательной комиссией Нижегородской области, Главным управлением Министерства юстиции РФ по Нижегородской области. Кроме того, соглашения о взаимодействии были заключены с уполномоченными по правам человека и ребенка Нижегородской области.

Более того, для успешного взаимодействия с представителями некоммерческой сферы, Палата заключила ряд соглашений с десятками НКО. Представители государственных органов и некоммерческих организаций приглашаются на мероприятия, организуемые Палатой, для придания легитимности принимаемых решений. И, наоборот, участие членов Общественной палаты в мероприятиях, организуемых региональными властями или НКО, способствует включению в их повестку самых актуальных

и острых проблем населения региона. Как раз здесь Общественной палатой реализуется функция посредничества между населением и властью.

С конца 2021 года отношения между коллективным Западом и Российской Федерацией значительно ухудшились. После признания независимости ДНР И ЛНР и начала специальной военной операции на территории Украины российское общество, столкнувшись с многочисленными социально-экономическими проблемами, вступило в новый этап своего развития [Ильин, Морев, 2022: 10]. Для обеспечения безопасности, сплоченности и дальнейшего развития общества, успешного решения этих сложнейших проблем необходимым условием становится установление доверия между властью, бизнесом и обществом [Кавецкий, 2022].

С самого начала СВО в Нижегородской области активно развиваются и расширяются всевозможные социальные меры поддержки для участников СВО и их семей. По поручению губернатора Глеба Никитина Правительство Нижегородской области вводит дополнительные меры социальной поддержки и заботы для семей военнослужащих. ОПНО, совместно с АНО «Дом народного единства», выступает одним из основных площадок для информирования населения о возможных мерах поддержки.

Общественная палата на ежемесячной основе выступает одним из организаторов военно-патриотических мероприятий и акций. С целью воспитания патриотизма среди подростков и повышения интереса к службе в Вооруженных силах Российской Федерации ОПНО организует подобные мероприятия в школах и техникумах. Например, акция «Служу России!» прошла уже в нескольких школах и техникумах Нижнего Новгорода, где помимо практических упражнений с оружием, молодые люди имеют возможность живого общения с участниками боевых действий.

Более того, с начала 2023 года ОПНО совместно с детской областной библиотекой запустила новый патриотический проект - «Нижегородцы -воины отечества», который посвящен героям-нижегородцам разных лет - от

участников Великой Отечественной войны до бойцов СВО. Проект направлен на увековечивание памяти героев нижегородской земли, а также на ознакомление и осмысление их боевых подвигов юными читателями.

В 2023 году в Нижегородской области проходили выборы Губернатора. ОПНО, как и в предыдущие годы, выступила основным субъектом общественного наблюдения и контроля. Кроме того, был организован ряд мероприятий на сопутствующие общественно-значимые темы. ОПНО провела перечень обучающих семинаров для наблюдателей, несколько круглых столов (например, «Роль СМИ в освещении избирательного процесса», на которой поднимались вопросы законодательного обеспечения деятельности СМИ и журналистской этики, проблемы манипуляции общественным сознанием, работы «новых медиа») и конференций.

Стоит отметить и нововведение последних двух лет - проект Стрим-студия «НаблюдательНО». Основная задача проекта - организация политической коммуникации с как можно большим количеством социальных групп региона. В первую очередь, это молодёжь, так как в обществе существует устойчивый миф с том, что молодёжь игнорирует выборы. ОПНО таким образом вышла на их площадку и попробовала поговорить с ними, на их языке.

Стрим-студия работала до закрытия избирательных участков, за это время на связь вышли 17 наблюдателей из районов Нижегородской области, в студию пришли 16 гостей, причём это были представители различных сообществ, начиная от известных политиков, заканчивая электоральными экспертами и общественниками. В том числе о ходе голосования и работе общественных наблюдателей рассказывали члены Общественной палаты региона. Было показано несколько специально подготовленных программ.

Это была сложная технологическая работа, но именно трансляция, которая шла весь день, показала единую и масштабную картину голосования в пространстве социальных сетей. Более того, проект еще в прошлом году заинтересовал Общественные палаты других регионов и в этом году его

начали тиражировать в ряде регионов. Это демонстрирует определенный вклад ОПНО в развитие института общественного наблюдения, внедрением в его деятельность современных информационно-коммуникативных и социальных технологий.

Регион выгодно выделялся на фоне общей картины российского избирательного процесса. Во-первых, тем, что не было сообщений о грубых нарушениях, о проблемных или конфликтных ситуациях. В эту стабильную картину делового процесса волеизъявления и организацию процесса внёс вклад именно гражданский сектор Нижегородской области своей серьёзной подготовительной работой, проведением экспертных площадок, подготовкой наблюдателей, мониторингом ситуации, контактом с политическими партиями и с общественными организациями.

Таким образом, Общественной палатой был инициирован и организован процесс рассмотрения широкого перечня социально-значимых вопросов и проблем региона. Выстраивание коммуникаций с населением, НКО и органами государственной власти, процесс мониторинга и аналитической деятельности позволили Общественной палате отслеживать последующие решения властей по данным вопросам и соответствующие изменения в жизни населения области.

Вышеперечисленные результаты эффективной работы ОПНО привели к тому, что Общественная палата Нижегородской области была наделена правом законодательной инициативы - решение было принято на заседании Законодательного собрания 30 ноября 2023 года [opno52.ru]. Все это говорит о том, что происходит расширение полномочий и повышение значимости таких институтов гражданского общества, как Общественные палаты регионов. Кроме того, законодательно за Общественной палатой закреплены вопросы оказания содействия в обеспечении другого важного института гражданского общества - общественной наблюдательной комиссии.

Использование инструментов связей с общественностью и реализация базовых функций связей с общественностью позволяет Общественной палате

Нижегородской области стать эффективной платформой для действенного диалога между властью и населением.

Изучение широкого спектра направлений деятельности Палаты позволяет сделать вывод о том, что многие виды ее деятельности реализуются при коммуникационной поддержке. Уместно при этом напомнить утверждение С. Блэка о том, что связи с общественностью - это не только управление общественным мнением, но и выстраивание взаимоотношений между обществом и властью для объективного осмысления социальных и политических процессов [Леонтьев, 2015: 54]. Данное определение в полной мере характеризует деятельность Общественной палаты Нижегородской области.

Выводы

Пройдя долгий путь формирования, установления правового регулирования деятельности и приобретения опыта взаимодействия с различными общественными и политическими группами, институт Общественной палаты в России сейчас выступает одним из основных посредников между властью и обществом.

Функции общественного контроля и общественной экспертизы, которые являются основными направлениями деятельности Общественной палаты, реализуются во многом благодаря использованию инструментов связей с общественностью. Интегрированность Палаты в политический процесс региона и страны обуславливается успешным применением коммуникационных технологий, встроенных в организационно -коммуникативную структуру деятельности Общественной палаты.

Аналитическая и мониторинговая деятельность Общественной палаты дает возможность местным и региональным властям разрабатывать актуальную повестку в рамках социального развития региона и своевременно реагировать на запросы населения. Это позволяет Палате стать одним из основных каналов коммуникации между властью и населением.

Оптимизация взаимоотношений со СМИ является одним из главных направлений повышения эффективности деятельности Общественной палаты. Установление постоянного взаимодействия с региональными и федеральными СМИ способствует привлечению большого количества граждан к реализации общественно-важных проектов, повышению уровня социально-политической активности населения, а также осознанию обществом высокой роли Общественной палаты в социально-политическом развитии региона. Такая стратегия значительно повышает авторитет Палаты в рамках ее взаимоотношений с органами власти всех уровней.

Реализация общественной экспертизы является главным показателем осуществления Палатой функции гражданского института - функции посредничества между населением и властью. Это позволяет гражданам участвовать в законотворческом процессе посредством открытого общественного обсуждения законопроектов и действий органов власти.

Таким образом, результаты исследования свидетельствует о том, что деятельность Общественной палаты Нижегородской области успешно реализует в своей работе принципы связей с общественностью. По характеру своей деятельности Палата имеет право называться базисным субъектом связей с общественностью. У данного института обнаруживается серьезный потенциал в процессе трансформации из консультативно-совещательного органа, результаты работы которого носят лишь рекомендательный характер для властей, в институт, координирующий становление и формирование российского гражданского общества.

Библиография

Абакумов С.А. От Гражданского форума до создания Общественной палаты РФ (2001 - 2005). М.: Галерия, 2005. - 342 с.

Закон Нижегородской области «Об Общественной палате Нижегородской области» от 24.12.2018 г. № 143-3. URL: https://base.garant.ru/45746956/ Дата обращения: 21.11.2023.

Закон от 31.10.2006 г. № 132-3 «Об общественной палате Нижегородской области». URL: https://base.garant.ru/8597246/ Дата обращения: 20.11.2023.

Ильин В.А., МоревМ.В. (2022). Рубикон пройден: 24 февраля 2022 г. наступил новый этап развития России в XXI веке // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 15. № 2. С. 9-30. DOI: 10.15838/esc.2022.2.80.1

Кавецкий А. Доверие - продукт репутации. Возможно ли обновление взаимодействия правительства и общества // Независимая газета. 24.03.2022. URL: https://www.ng.ru/ideas/2022-03-23/7_8398_reputation.html Дата обращения: 08.12.2023.

Кузьмин А.И., Воронина Л.И. Институционализация взаимодействия гражданского общества с публичной властью в публично-правовых образованиях : монография / Г. А. Банных [и др.] ; под общей редакцией А. И. Кузьмина, Л. И. Ворониной ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт государственного управления и предпринимательства. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. - 168 с. - ISBN 978-5-7996-2308-1.

Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2015. - 365 с.

Официальный сайт Общественной палаты Нижегородской области. URL: https://opno52.ru/ Дата обращения: 21.11.2023.

Плотникова, М. А. Роль института Общественной палаты в формировании общественного мнения на муниципальной территории / М. А. Плотникова // Социология. -2021. - № 6. - С. 56-63. - EDN GADMXS.

Полный текст телеобращения Владимира Путина в связи с событиями в Беслане. URL: https://ria.ru/20040904/672440.html Дата обращения: 20.11.2023.

Послание Президента Российской Федерации от 26.05.2004 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36353 Дата обращения: 20.11.2023.

Пресс-выпуск № 1605. Общественная палата - глазами обществ // ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php// Дата обращения: 21.11.2023.

Распоряжение Правительства Нижегородской области о создании ГКУ «Аппарат Общественной палаты Нижегородской области» от 28.03.2019 г. № 259-р. URL: https://mvp.government-nnov.ru/?id=202521 Дата обращения: 21.11.2023.

Тиховодова, А.В. Общественная палата в системе гражданского общества: специальность 09.00.11 «Социальная философия»: автореферат диссертации на соискание учетной степени кандидата философских наук / Тиховодова Анастасия Владимировна. -Нижний Новгород, 2008. - 28 с.

Федеральный закон РФ от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». URL:

http://ivo.garant.ru/#/document/70700452/paragraph/4:0 Дата обращения: 21.11.2023.

Федеральный закон РФ от 23.06.2016 г. № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат РФ». URL: https://base.garant.ru/71428032/ Дата обращения: 20.11.2023.

Федеральный закон РФ от 4 апреля 2005 г. N 32-Ф3 "Об Общественной палате Российской Федерации". URL: https://base.garant.ru/12139493/ Дата обращения: 20.11.2023.

References:

Abakumov S.A. Ot Grazhdanskogo foruma do sozdaniya Obshchestvennoy palaty RF (2001 - 2005). M.: Galeriya, 2005. - 342 p.

Zakon Nizhegorodskoy oblasti «Ob Obshchestvennoy palate Nizhegorodskoy oblasti» ot 24.12.2018 g. № 143-3. URL: https://base.garant.ru/45746956/ (accessed: 21.11.2023)

Zakon ot 31.10.2006 g. № 132-3 «Ob obshchestvennoy palate Nizhegorodskoy oblasti». URL: https://base.garant.ru/8597246/ (accessed: 20.11.2023)

Il'in V.A., Morev M.V. (2022). Rubikon proyden: 24 fevralya 2022 g. nastupil novyy etap razvitiya Rossii v XXI veke In: Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. T. 15. № 2. P. 9-30. DOI: 10.15838/esc.2022.2.80.1

Kavetskiy A. Doveriye - produkt reputatsii. Vozmozhno li obnovleniye vzaimodeystviya pravitel'stva i obshchestva // Nezavisimaya gazeta. 24.03.2022. URL: https://www.ng.ru/ideas/2022-03-23/7_8398_reputation.html (accessed: 08.12.2023)

Kuz'min A.I., Voronina L.I. Institutsionalizatsiya vzaimodeystviya grazhdanskogo obshchestva s publichnoy vlast'yu v publichno-pravovykh obrazovaniyakh : monografiya / G. A. Bannykh [i dr.] ; pod obshchey redaktsiyey A. I. Kuz'mina, L. I. Voroninoy ; Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii, Ural'skiy federal'nyy universitet imeni pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'tsina, Institut gosudarstvennogo upravleniya i predprinimatel'stva. -Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2018. - 168 p. - ISBN 978-5-7996-2308-1. Leont'yev, A. A. Psikhologiya obshcheniya / A. A. Leont'yev. - M.: Smysl, 2015. - 365

p.

Ofitsial'nyy sayt Obshchestvennoy palaty Nizhegorodskoy oblasti. URL: https://opno52.ru/ (accessed: 21.11.2023)

Plotnikova, M. A. Rol' instituta Obshchestvennoy palaty v formirovanii obshchestvennogo mneniya na munitsipal'noy territorii / M. A. Plotnikova. In: Sotsiologiya. - 2021. - № 6. - P. 5663. - EDN GADMXS.

Polnyy tekst teleobrashcheniya Vladimira Putina v svyazi s sobytiyami v Beslane.. URL: https://ria.ru/20040904/672440.html (accessed: 20.11.2023)

Poslaniye Prezidenta Rossiyskoy Federatsii dated 26.05.2004. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36353 (accessed: 20.11.2023)

Press-vypusk № 1605. Obshchestvennaya palata - glazami obshchestv // VTsIOM. URL: http://wciom.ru/index.php// (accessed: 21.11.2023)

Rasporyazheniye Pravitel'stva Nizhegorodskoy oblasti o sozdanii GKU «Apparat Obshchestvennoy palaty Nizhegorodskoy oblasti» 28.03.2019 g. № 259-r. URL: https://mvp.government-nnov.ru/?id=202521 (accessed: 21.11.2023)

Tikhovodova, A.V. Obshchestvennaya palata v sisteme grazhdanskogo obshchestva: spetsial'nost' 09.00.11 «Sotsial'naya filosofiya»: avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uchetnoy stepeni kandidata filosofskikh nauk / Tikhovodova Anastasiya Vladimirovna. - Nizhniy Novgorod, 2008. - 28 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Federal'nyy zakon RF ot 21.07.2014 g. № 212-FZ «Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii». URL:

http://ivo.garant.ru/#/document/70700452/paragraph/4:0 (accessed: 21.11.2023)

Federal'nyy zakon RF 23.06.2016 g. № 183-FZ «Ob obshchikh printsipakh organizatsii i deyatel'nosti obshchestvennykh palat RF». URL: https://base.garant.ru/71428032/ (accessed: 20.11.2023)

Federal'nyy zakon RF 4 aprelya 2005 g. N 32-FZ "Ob Obshchestvennoy palate Rossiyskoy Federatsii". URL: https://base.garant.ru/12139493/ (accessed: 20.11.2023)

Сведения об авторах

Ротанова Мира Борисовна - кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии, общественных коммуникаций и туризма Высшей школы социальных наук, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. E-mail: mrotanova@lunn.ru

Иванов Олег Владимирович - аспирант кафедры философии, общественных коммуникаций и туризма Высшей школы социальных наук, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. E-mail: ivanovoleg210699@gmail.com

Rotanova Mira B. - PhD in Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy, Public Communications and Tourism of the Higher School of Social Sciences, Nizhny Novgorod State Linguistic University. E-mail: mrotanova@lunn.ru

Ivanov O. V. - Postgraduate student, Department of Philosophy, Public Communications and Tourism, Higher School of Social Sciences, Nizhny Novgorod State Linguistic University. E-mail: ivanovoleg210699@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.