Научная статья на тему 'Общественная мысль в России во второй половине XIX века'

Общественная мысль в России во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
консервативная модернизация / российская либеральная идеология / радикализм / социализм / conservative modernization / Russian liberal ideology / radicalism / socialism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фидарова К.К., Дармилова Э.Н., Мартынов О.В.

В первой половине XIX века понятия «национального» и «русского» развивались под влиянием романтической и просветительской традиций, в процессе культурного диалога России и Европы, взаимоотношений интеллигенции и власти. Для второй половины XIX века в России, среди интеллигентного слоя были представлены разнообразные идеологические подходы, которые определенным образом можно классифицировать. В перспективе развития исторической мысли рассматриваются идейные убеждения, этические и гражданские позиции ведущих ученых русской школы всеобщей истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public thought in Russia in the second half of the 19th Century

In the first half of the 19th century, the concepts of “national” and “Russian” developed under the influence of romantic and educational traditions, in the process of cultural dialogue between Russia and Europe, and the relationship between intellectuals and government. For the second half of the 19th century in Russia, a variety of ideological approaches were presented among the intelligent stratum, which can be classified in a certain way. The ideological beliefs, ethical and civic positions of the leading scientists of the Russian school of universal history are considered in the perspective of the development of historical thought.

Текст научной работы на тему «Общественная мысль в России во второй половине XIX века»

Фидарова К.К.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры общественного здоровья здравоохранения и социально-экономических наук.

Северо-Осетинская медицинская государственная академия.

Дармилова Э.Н.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.

Мартынов О.В.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры историко-филологических наук. Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в г. Железноводске).

Общественная мысль в России во второй половине XIX века

Став одной из главных проблем русской общественной мысли в первой половине XIX национальная идея, культурная модель европейского Просвещения, установившая преобладающее значение общечеловеческого принципа в истории, продолжала оставаться одной из основ мировоззрения многих российских интеллектуалов. В поисках ответов на вопрос о путях развития страны участники дискуссий, развернувшихся в то время в российском обществе, черпали свои аргументы из истории западноевропейских стран. О.А. Смирнова пишет о том, что основы историко-научной разработки проблемы начинают устанавливаться в России с середины XIX века и могут быть подразделены на три основные группы: первая, представленная наибольшим количеством работ, объясняющих отдельные точки зрения истории общественной мысли; вторая, включающая небольшое количество трудов по истории умственного, интеллектуального развития как человека в целом, так и отдельных народов, в частности, русского; третья, обобщающая работы, предлагающие комплексный анализ истории общественной мысли, созданные на базе различных методологий, дающие представления об уровне понимания и степени разработанности проблемы [1, с. 261]. Концепции «единого человечества» и «общего прошлого», сформулированные на основе творческого развития западной философской мысли

и заложившие фундамент в русской интеллектуальной традиции второй половины XIX века, легли в идеологическую основу толкования предметного поля всеобщей истории [2, с. 13].

Начало дебатам об исторической судьбе России было положено публикациями П.Я. Чаадаева, выступавшим с критикой самодержавия, крепостничества, всей официальной идеологии и находившим спасение России в использовании европейского опыта. Позже его сторонники оформились в западников, а его критики - в славянофилов. А.В.Матюхин отмечает, что зарождение полноценного консервативного проекта приходится на вторую половину XIX в., с характерной ориентацией на самодержавие, православие и народность, единение монарха-царя и народа. Яркими представителями консерваторов были: М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров, И.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, В.Н. Мещерский, A.M. Белецкий, В.В. Ярмонкин, И.А. Ильин и др. [3, с. 235]. Со временем, «центр» идеологии русского консерватизма переместился в эмиграцию. Этот период связан с творчеством И.А. Ильина, И.Л. Соло-невича, М.Л. Бачинского, М.П. Полторацкого и др., критиковавшими либералов и радикалов, оценивая либерально-демократическую и социалистическую политическую системы как итог «нравственного падения» общества. В противовес либералам и радикалам консерваторы разработали свою стратегию развития России, с идеей целостности истории народа, особенной связи поколений, преемственной взаимосвязи в социальном развитии и прагматическом преобразовании [4, с. 39].

Лидерами славянофильства были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, обосновавшие самобытный путь развития России и идею самобытности исторического развития русского народа, уникальность русской культуры. Они предлагали интеллигенции сближаться с народом, изучать его жизнь, быт, культуру и язык. В основе же русской истории славянофилы выделяли общину, в которой все члены были связаны общими интересами. Власть носила самодержавный характер, но при этом чутко прислушивалась к мнению народа, поддерживая с ним постоянный контакт через Земские соборы.

Любая реформа должна была соответствовать, в первую очередь, «руководящим идеям национальной жизни и условиям национального существования», при этом модернизация не противопоставлялась «традиции», а признавалась в русле ее органического продолжения: будущее должно опираться на прошлое, генетиче-

ски вырастать из него на основе уже существующих структур. Ре- ■

зультаты конкретных преобразований должны достигаться путем постоянного развития и реформирования традиционных структур и институтов, а не их новым строительством, а реформы должны быть направлены на совершенствование и обновление уже существующего «порядка», без отказа от основополагающих принципов устройства и функционирования общества, от традиционных ценностей и культурных [5, с. 86]. В приоритете были отдельные, поэтапные изменения, а не интегративные, статусные преобразования, охватывающие все сферы общественной и государственной жизни.

Часто консерваторы обвиняли либералов, объявившими основными политическими врагами представителей революционных течений народников, анархистов, марксистов, в «потворстве революции» и в политическом радикализме.

К.Д. Кавелин, представитель либерализма, видел в интеллигенции основную силу социального развития страны, полагал, что она была призвана, во-первых, не допустить революции, повлекшей установление «диктатуры черни» со всеми ее мрачными последствиями, а во-вторых, помочь государству обеспечить мирное обновление страны, реализовать идеалы либерализма с учетом российских особенностей, обеспечить стране свой собственный, либеральный в основе, путь развития и вхождения в мировую цивилизацию [6, с. 22].

Русский классический либерализм, будучи неотъемлемой частью европейской общественно-политической мысли, представлял собой весьма своеобразное явление, основные отличия которого в общем составили национальную специфику российской либеральной идеологии [7, с. 82].

По мнению А.Ю. Минакова, несмотря на противодействие традиционалистов и консерваторов во второй половине XIX в. в русской общественной мысли, господствовали западнические по своему началу и характеру идеологии - либерализм, народничество и социализм. На основании идеологических предпочтений им были выделены: либералы, консерваторы и «левые» - анархисты, социалисты, марксисты, с делением на более мелкие группы [8, с. 7]. Часть «негосударственных» российских либералов прошла идейную эволюцию в сторону социализма - здесь показателен пример А. Герцена, Н.П.Огарева, распространявших запрещенные цензурой произведения декабристов, труды западноевропейских философов и политических деятелей. К числу влиятельных российских либералов можно

отнести ученых, публицистов, общественных деятелей: К.Д. Кавели-_

на, А.Д. Градовского, П.В. Анненкова, В.Г. Белинского, В.П. Боткина, Т.Н. Грановского, И.С. Тургенева, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, В.С. Соловьева, П.Н. Милюкова, С.А. Муромцева, П.Н. Новгородцева, П.Б. Струве и др., которые считали Россию и Западную Европу неразделёнными частями одного культурно-исторического целого [9, с. 176].

Русская интеллигенция, утратившая политический опыт, склонилась к идее, что освобождения можно достичь лишь силовым разрушением действующего порядка. В то же время ее революционный пафос послужил поводом к тому, что власть со своей стороны фактически отстранила ее от политической деятельности в целом и от подготовки и реформ в частности. Политический радикализм русской интеллигенции проявился в том, что она стала выдвигать революционные действия как единственное эффективное средство. Главной задачей революционных движений было достижение социализма, уничтожение частной собственности. Революционные демократы 60-х гг. XIX в., так называемые «шестидесятники», продолжали традицию идеолога «крестьянского социализма» А.И. Герцена. Руководителем направления был Н.Г. Чернышевский. Особое место в русском радикализме занимал Д.И. Писарев, выступавший за устранение всех препятствий, стоявших на пути человеческой индивидуальности, будь то бытовые и семейные устои, традиции, религия или авторитеты. Эпоха реформ означала грандиозный крах всех отношений, институтов и прежних идей. Сторонников Д.И. Писарева называли нигилистами не только за отрицание искусства и философии во имя естественных наук, приносящих конкретную пользу, но и за отрицание всего, что составляло само содержание, важность прежней цивилизации. Не абстрактные идеалы, а «разумный эгоизм», соображения взаимной выгоды лежали, по их мнению, в основе человеческих отношений.

Начиная с 70-х гг. XIX в. социализм становится политическим принципом действия, практической задачей, а не фактом общественной мысли, как у А.И. Герцена или Н.Г. Чернышевского.

П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев - идеологи «действенного народничества». Социализм стал определять образ жизни, убеждения и нравственный облик революционера. А.И. Герцен справедливо назвал вторую четверть XIX в. временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Именно тогда зародились течения, которые продолжили развиваться во второй половине XIX в.

Библиографический список

1. Смирнова О.А. История российской общественной мысли как направление отечественной историографии // Вестник РУДН. Серия «История России». 2006. № 3 (7). С. 260-268.

2. Репина Л.П. Концепции «единого человечества» и «общего прошлого» в интеллектуальном наследии русской исторической школы // «Запад-Восток». Научно-практический ежегодник. 2019. № 12. С. 13-28.

3. Матюхин А.В. Общественная мысль России XIX-начала XX века // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 2. С. 230-245.

4. Путь. Орган русской религиозной мысли. — М.: 1992., кн. 1. C. 39- 43.

5. Матюхин А.В. Идеология русского консерватизма. Традиционализм и модернизация. — М.: 2005. С. 86.-88.

6. Арсланов Р.А. Блохин В.В. Интеллигенция в воззрениях российских либералов и реформаторов демократов конца XIX -начала XX в. // Вестник РУДН.История России. 2014. № 2. С. 22-36.

7. Коновалов А.А., Журтова А.А., Кандрокова Ф.С. Концептуальные основы русского и европейского либерализма второй половины XIX в. в сравнительной перспективе // Манускрипт. 2020. № 5. С. 82-87.

8.Минаков А.Ю. Западничество как болезнь русской цивилизации // Журнал Института Наследия. 2018. № 2 (13). С. 7-9.

9. Дакоро М.А. Самоанализ и самокритика российской интеллигенции XIX начала XX в.; до сборника «Вехи» // ИСОМ. 2014. № 3. С. 176-181.

References

1. Smirnova O.A. History of Russian social thought as a direction of domestic historiography // Bulletin of RUDN University. Series "History of Russia". 2006. № 3 (7). P. 260-268.

2. Repina L.P. The concepts of "single humanity" and "common past" in the intellectual heritage of the Russian historical school // "West-East". Scientific and practical yearbook. 2019. № 12. P. 13-28.

3. Matyukhin A.V. Social thought in Russia in the 19th and early 20th centuries // Social and humanitarian knowledge. 2009. № 2. P. 230-245.

4. Path. Organ of Russian religious thought. — M.: 1992., book. 1. P. 39-43.

5. Matyukhin A.V. The ideology of Russian conservatism. Traditionalism and modernization. — M.: 2005. P. 86.-88.

6. Arslanov R.A. Blokhin V.V. The intelligentsia in the views of Russian liberals and democratic reformers of the late 19th - early 20th centuries. // Bulletin of RUDN. History of Russia. 2014. № 2. P. 22-36.

7. Konovalov A.A., Zhurtova A.A., Kandrokova F.S. Conceptual foundations of Russian and European liberalism of the second half of the 19th century. in comparative perspective // Manuscript. 2020. № 5. P. 82-87.

8.Minakov A.Yu. Westernism as a disease of Russian civilization // Journal of the Heritage Institute. 2018. № 2 (13). P. 7-9.

9. Dakoro M.fA. Self-analysis and self-criticism of the Russian intelligentsia of the 19th and early 20th centuries; to the collection "Milestones" // ISOM. 2014. № 3. P. 176-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.