Научная статья на тему 'История общественной мысли в России во второй половине XIX века'

История общественной мысли в России во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
780
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
консервативная модернизация / российская либеральная идеология / радикализм / социализм / conservative modernization / Russian liberal ideology / radicalism / socialism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джазаева И.А.-А., Болурова А.Н.

Для второй половины XIX века в России, среди интеллигентного слоя были представлены разнообразные идейные подходы, которые определенным образом могут быть классифицированы. В перспективе развития исторической мысли рассматриваются идейные убеждения, этические и гражданские позиции ведущих ученых русской школы всеобщей истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of social thought in Russia in the second half of the XIX century

For the second half of the XIX century in Russia, a variety of ideological approaches were presented among the intelligent stratum, which can be classified in a certain way. In the perspective of the development of historical thought, the ideological beliefs, ethical and civic positions of the leading scientists of the Russian school of universal history are considered.

Текст научной работы на тему «История общественной мысли в России во второй половине XIX века»

Джазаева И.А.-А.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Северо-Кавказская государственная академия.

Болурова А.Н.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России. Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.

История общественной мысли в России во второй половине XIX века*

Успехи европейской науки и просвещения, быстрый прогресс во всех сферах жизни общества внушали российским интеллектуалам определенный оптимизм и веру в возможность заимствования передового опыта Запада. Влияние западноевропейского консерватизма и национальная православно-философская традиция определили появление консервативных идей в России XIX в. А.В. Матюхин пишет о том, что появление полноценного консервативного проекта приходится на вторую половину XIX в. Для него становится характерным ориентация на самодержавие, православие и народность, единение монарха-царя и народа. Яркими представителями консерваторов были: М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров, И.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, В.Н. Мещерский, A.M. Белецкий, В.В. Ярмонкин, И.А. Ильин и др. [1, с. 235].

Со временем, «центр» идеологии русского консерватизма переместился в эмиграцию. Этот период связан с творчеством И.А. Ильина, И.Л. Соло-невича, М.Л. Бачинского, М.П. Полторацкого и др., критиковавшими либералов и радикалов, оценивая либерально-демократическую и социалистическую политическую системы как результат «нравственного падения» общества. В противовес либералам и радикалам консерваторы разработали свою стратегию модернизации России, в основе которой лежали идеи цельности истории народа, уникальной связи поколений, преемственной связи в общественном развитии и прагматического преобразования [2, c. 39].

Л.А. Тихомиров считал, что любая реформа должна соответствовать, в первую очередь, «руководящим идеям национальной жизни и условиям национального существования», при этом модернизация не противопоставлялась «традиции», а признавалась в русле ее органического продолжения:

© Джазаева И.А.-А., Болурова А.Н., 2022.

будущее должно опираться на прошлое, генетически вырастать из него на основе уже существующих структур. Результаты конкретных преобразований должны достигаться путем постоянного развития и реформирования традиционных структур и институтов, а не их новым строительством, а реформы должны быть направлены на совершенствование и обновление уже существующего «порядка», без отказа от основополагающих принципов устройства и функционирования общества, от традиционных ценностей и культурных [3, с. 86]. В приоритете были отдельные, поэтапные изменения, а не интегративные, статусные преобразования, охватывающие все сферы общественной и государственной жизни.

Часто консерваторы обвиняли либералов в «потворстве революции» и в политическом радикализме. Основными противниками русских консерваторов были либералы, объявившими основными политическими врагами представителей революционных течений народников, анархистов, марксистов. К.Д. Кавелин, представитель либерализма, видел в интеллигенции основную силу социального развития страны, полагал, что она была призвана, во-первых, не допустить революции, обуславливающей установление «диктатуры черни» со всеми ее мрачными последствиями, а во-вторых, помочь государству обеспечить мирное обновление страны, реализовать идеалы либерализма с учетом российских особенностей, обеспечить стране свой собственный, либеральный в основе, путь развития и вхождения в мировую цивилизацию [4, с. 22].

Русский классический либерализм, будучи неотъемлемой частью европейской общественно-политической мысли, представлял собой весьма своеобразное явление, основные отличия которого в общем составили национальную специфику российской либеральной идеологии [5, с. 82].

По мнению А.Ю. Минакова, несмотря на противодействие традиционалистов и консерваторов во второй половине XIX в. в русской общественной мысли, господствовали западнические по своему началу и характеру идеологии - либерализм, народничество и социализм. На основании идеологических предпочтений им были выделены: либералы, консерваторы и «левые» - анархисты, социалисты, марксисты, с делением на более мелкие группы. Лагерь российской либеральной интеллигенции наиболее последовательно воплощал западные либеральные идеи, направленные, по их мнению, на успешное развитие России [6, с. 7].

Часть «негосударственных» российских либералов прошла идейную эволюцию в сторону социализма - здесь показателен пример А. Герцена. К числу влиятельных российских либералов можно отнести ученых, публицистов, общественных деятелей: К.Д. Кавелина, А.Д. Градовского, П.В. Анненкова, В.Г. Белинского, В.П. Боткина, Т.Н. Грановского, И.С. Тургенева, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, В.С. Соловьева, П.Н. Ми-

люкова, С.А. Муромцева, П.Н. Новгородцева, П.Б. Струве и др. [7, с. 176].

В первой половине XIX века понятия «национального» и «русского» развивались под влиянием романтической и просветительской традиций, в процессе культурного диалога России и Европы, взаимоотношений интеллигенции и власти. Однако, несмотря на то, что в 1830-е годы национальная идея стала одной из ключевых проблем русской общественной мысли, культурная парадигма европейского Просвещения, определившая приоритетное значение общечеловеческого принципа в истории, продолжала оставаться одной из основ мировоззрения многих российских интеллектуалов. В поисках ответов на вопрос о путях развития страны участники бурных дискуссий, развернувшихся в то время в российском обществе, черпали свои аргументы из истории западноевропейских стран. Л.П. Репина проанализировала концепции «единого человечества» и «общего прошлого», сформулированные на основе творческого развития западной философской мысли и сформировавшиеся в русской интеллектуальной традиции второй половины XIX века, которые легли в идеологическую основу уникальной интерпретации предметного поля всеобщей истории [8, с. 13].

Для второй половины XIX века было характерно бескомпромиссное расхождение властью и общественным мнением. Русская интеллигенция, утратившая политический опыт, склонилась к идее, что освобождения можно достичь лишь силовым разрушением действующего порядка. В то же время ее революционный пафос послужил поводом к тому, что власть со своей стороны фактически отстранила ее от политической деятельности в целом и от подготовки и реформ в частности. Политический радикализм русской интеллигенции проявился в том, что она стала выдвигать революционные действия как единственное эффективное средство. Главной задачей революционных движений было достижение социализма, уничтожение частной собственности. Революционные демократы 60-х гг. XIX в., так называемые «шестидесятники», продолжали традицию идеолога «крестьянского социализма» А.И. Герцена. Руководителем направления был Н.Г. Чернышевский, ведущий публицист журнала «Современник». Особое место в русском радикализме занимал Д.И. Писарев, выступавший в журнале «Русское слово» за устранение всех препятствий, стоявших на пути человеческой индивидуальности, будь то бытовые и семейные устои, традиции, религия или авторитеты. Эпоха реформ означала грандиозный крах всех отношений, институтов и прежних идей. Сторонников Д.И. Писарева называли нигилистами (от лат. nihil - ничего) не только за отрицание искусства и философии во имя естественных наук, приносящих конкретную пользу, но и за отрицание всего, что составляло само содержание, важность прежней цивилизации. Не абстрактные идеалы, а «разумный эгоизм», соображения взаимной выгоды лежали, по их мнению, в основе человеческих

отношений.

Осенью 1868 г. в среде петербургского студенчества начал свою деятельность С.Г. Нечаев, который развивал идеи европейских социалистических утопистов Фурье, Консидерана, Кабе. Обоснование заговорщичества с целью государственного переворота было сделано в середине 60-х гг. XIX в. П.Г. Заичневским, предвосхитившим все нечаевские принципы. Полное повиновение, ненависть к либералам были присущи террористической группе «Ад», возглавлявшейся Н.А. Ишутиным.

Начиная с 70-х гг. XIX в. социализм становится политическим принципом действия, практической задачей, а не фактом общественной мысли, как у А.И. Герцена или Н.Г. Чернышевского. П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев - идеологи «действенного народничества». Социализм стал определять образ жизни, убеждения и нравственный облик революционера. А.И. Герцен справедливо назвал вторую четверть XIX в. временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Именно тогда зародились течения, которые продолжили развиваться во второй половине XIX в.

Библиографический список:

[1] Матюхин А.В. Общественная мысль России XIX-начала XX века // Социально-гуманитарные знания.

2009. № 2. С. 230-245.

[2] Путь. Орган русской религиозной мысли. - М.: 1992., Кн. 1. C. 39.

[3] Матюхин А.В. Идеология русского консерватизма. Традиционализм и модернизация. - М.: 2005. С. 86.

[4] Арсланов Р.А. Блохин В.В. Интеллигенция в воззрениях российских либералов и реформаторов демо-

кратов конца XIX -начала XX в. // Вестник РУДН. История России. 2014. № 2. С. 22-36.

[5] Коновалов А.А., Журтова А.А., Кандрокова Ф.С. Концептуальные основы русского и европейского ли-

берализма второй половины XIX в. в сравнительной перспективе // Манускрипт. 2020. № 5. С. 82-87.

[6] Минаков А.Ю. Западничество как болезнь русской цивилизации // Журнал Института Наследия. 2018.

№ 2. (13). С. 7.

[7] Дакоро М.А. Самоанализ и самокритика российской интеллигенции XIX начала XX в.; до сборника

«Вехи» // ИСОМ. 2014. № 3. С. 176-181.

[8] Репина Л.П. Концепции «единого человечества» и «общего прошлого» в интеллектуальном наследии

русской исторической школы // «Запад-Восток». Научно-практический ежегодник. 2019. № 12. С. 13-28.

Reference

[1] Matyukhin A.V. Social thought in Russia in the XIX-beginning of the XX century // Social and humanitarian

knowledge. 2009. № 2. Р. 230-245.

[2] Way. Organ of Russian religious thought. - M.: 1992., Prince. 1. Р. 39.

[3] Matyukhin A.V. The ideology of Russian conservatism. Traditionalism and Modernization. - M.: 2005. Р. 86.

[4] Arslanov R.A. Blokhin V.V. The Intelligentsia in the Views of Russian Liberals and Democratic Reformers of

the Late 19th - Early 20th Centuries. // Bulletin of RUDN University. Russian history. 2014. № 2. Р. 22-36.

[5] Konovalov A.A., Zhurtova A.A., Kandrokova F.S. Conceptual foundations of Russian and European liberalism

in the second half of the 19th century. in a comparative perspective // Manuscript. 2020. № 5. Р. 82-87.

[6] Minakov A.Yu. Westernism as a disease of Russian civilization // Journal of the Heritage Institute. 2018.

№ 2. (13). Р. 7.

[7] Dakoro M.A. Self-analysis and self-criticism of the Russian intelligentsia of the 19th and early 20th centuries; to

the collection "Milestones" // ISOM. 2014. № 3. Р. 176-181.

[8] Repina L.P. The concept of "one humanity" and "common past" in the intellectual heritage of the Russian his-

torical school // "West-East". Scientific and practical yearbook. 2019. № 12. Р. 13-28.

Джазаева И.А.-А.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин.

Северо-Кавказская государственная академия.

Болурова А.Н.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России.

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева.

История общественной мысли в России во второй половине XIX века Аннотация. Для второй половины XIX века в России, среди интеллигентного слоя были представлены разнообразные идейные подходы, которые определенным образом могут быть классифицированы. В перспективе развития исторической мысли рассматриваются идейные убеждения, этические и гражданские позиции ведущих ученых русской школы всеобщей истории.

Ключевые слова: консервативная модернизация, российская либеральная идеология, радикализм, социализм.

Jazaeva I.A.-A.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities,

North Caucasus State Academy.

Bolurova A.N.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Russian History, Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliyev.

The history of social thought in Russia in the second half of the XIX century Abstract. For the second half of the XIX century in Russia, a variety of ideological approaches were presented among the intelligent stratum, which can be classified in a certain way. In the perspective of the development of historical thought, the ideological beliefs, ethical and civic positions of the leading scientists of the Russian school of universal history are considered.

Key words: conservative modernization, Russian liberal ideology, radicalism, socialism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.