Научная статья на тему 'Общественная дипломатия России в формировании справедливого миропорядка: гуманитарное измерение'

Общественная дипломатия России в формировании справедливого миропорядка: гуманитарное измерение Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2449
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / МИРОПОРЯДОК / МЯГКАЯ СИЛА / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НПО / PUBLIC DIPLOMACY OF RUSSIA / JUSTICE / WORLD ORDER / SOFT POWER / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / NGOS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шершнёв Илья Леонидович

В статье анализируется процесс развития общественной дипломатии России, этапы ее исторического становления. Автором отмечается, что классической дипломатии сегодня недостаточно, чтобы противостоять новым вызовам и угрозам мировому сообществу. Появилась востребованность общественных сил, общественных организаций, готовых участвовать в создании безопасного, справедливого и гуманного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Diplomacy of Russia in the Just World Order Formation: Human Dimension

The article analyzes the process of the Russian public diplomacy's development and stages of its historical formation. The author highlights that nowadays classical diplomacy is insufficient to resist to new challenges and threats to the world community. There is a demand of social forces, public organizations that are ready to participate in the creation of safe, fair and humane world.

Текст научной работы на тему «Общественная дипломатия России в формировании справедливого миропорядка: гуманитарное измерение»

300 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ_________

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Общественная дипломатия России в формировании справедливого миропорядка: гуманитарное измерение

И. Л. ШЕРШНёв (Московский государственный лингвистический университет)*

В статье анализируется процесс развития общественной дипломатии России, этапы ее исторического становления. Автором отмечается, что классической дипломатии сегодня недостаточно, чтобы противостоять новым вызовам и угрозам мировому сообществу. Появилась востребованность общественных сил, общественных организаций, готовых участвовать в создании безопасного, справедливого и гуманного мира.

Ключевые слова: общественная дипломатия России, справедливость, миропорядок, мягкая сила, неправительственные организации (НПО).

Public Diplomacy of Russia in the Just World Order Formation:

Human Dimension

I. L. Shershnev

(Moscow State Linguistic University)

The article analyzes the process of the Russian public diplomacy’s development and stages of its historical formation. The author highlights that nowadays classical diplomacy is insufficient to resist to new challenges and threats to the world community. There is a demand of social forces, public organizations that are ready to participate in the creation of safe, fair and humane world.

Keywords: public diplomacy of Russia, justice, world order, soft power, non-governmental organizations (NGOs).

Категория справедливости, присущая России, отличается от западной своей «общечеловечностью». По утверждению Ф. М. Достоевского, русскому народу присущи «инстинкт общечеловечности» (Достоевский, 1978), осознание своей ответствен-

ности не только за судьбу России, но и всего человечества. Суть русской национальной идеи он видел в том, что она отражает «лишь всемирное общечеловеческое единение». Из этого следует, что представление о справедливости в русской традиции с национально-

* Шершнёв Илья Леонидович — кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Московского государственного лингвистического университета. Тел.: +7 (499) 255-71-72. Эл. адрес: ishershnev@mail.ru

го уровня поднимается на уровень планетарный, всечеловеческий.

К сожалению, тема справедливости в современном мировом сообществе пока еще до конца не актуализирована, несмотря на то, что в условиях глобализации, постоянных международных кризисов, необходимость ее фундаментальной, научной разработки и практической реализации является очевидной.

Формирование справедливого миропорядка должно стать главной целью мирового сообщества, всех стран мира, в том числе и России, поскольку в достижении справедливости заключается цель и смысл мирового общественного развития. Без справедливости не может быть мира и безопасности, гармонии, согласия и солидарности в обществе, достойного качества жизни для всех, социального прогресса. Именно в справедливом решении социальных и глобальных проблем — ключ к успешным позитивным переменам в новом миропорядке, в котором не будет места терроризму, национальной розни и коррупции.

Для участия общественной дипломатии России и других стран мира в формировании справедливого миропорядка появляются все необходимые условия. Отмечается существенный рост понимания государственными органами власти роли и значения общественной дипломатии в достижении целей внутренней и внешней политики. Налаживается атмосфера сотрудничества и взаимопонимания власти и общественных дипломатов в условиях роста глобальных вызовов и угроз, природных, техногенных и социальных катастроф.

Выход НПО-системы на глобальный уровень со своими правами и ответственностью, институализация во внутренней и во внешней политике «третьего сектора» (некоммерческие, неправительственные организации) в качестве субъекта отношений, образование мировой НПО-среды — все это может свидетельствовать о наступлении благоприятного времени для НПО-сооб-ществ и общественной дипломатии (Безопасность Евразии, 2008: 359). Пока ее скла-

дывание идет под определяющим влиянием США и их партнеров по блоку НАТО, которые давно уже оценили возможности «третьего сектора» и умело используют его в качестве мягкой силы для решения геополитических, геоэкономических и геокультурных задач на международной арене. Россия на порядки отстает от США, Запада в том, что касается научно-теоретической проработки таких категорий, как «общественная дипломатия» и «мягкая сила», развития и практического применения их инструментария и технологий в интересах достижения своих внешнеполитических целей, а также объемов финансирования. Тем самым она обрекает себя на малоэффективность своей политики в области международных отношений, на неконкурентоспособность в этой сфере.

Общественная дипломатия современной России имеет свою давнюю историю от межплеменных контактов, общений с чужеземцами русских путешественников, купцов и беглых людей до широкого диалога цивилизаций и культур в наши дни.

Само рождение Советской России, победы Красной Армии над войсками иностранных интервентов из 14 стран, в том числе Германии, Англии, Франции, США, Японии и др., а также над белогвардейцами во время Гражданской войны 1918-1920 гг. в немалой степени были достигнуты благодаря искусной пропагандистской работе среди них. Широко известно ленинское выражение: «...мы победили Антанту тем, что отняли у нее рабочих и крестьян, одетых в солдатские мундиры» (Ленин, 1970, т. 39: 393). Свою роль сыграло обращение советского руководства через голову правительств к народам и левым партиям стран Антанты с призывом поддержать лозунг «Руки прочь от Советской России!» Этот призыв нашел отклик у миллионов людей, потребовавших вывода иностранных войск из оккупированных ими обширных территорий бывшей Российской империи.

В последующий довоенный период Советское государство умело сочетало в международных отношениях официальную диплома-

тию с общественной и культурной дипломатией народных масс или, как тогда называли, с «народной дипломатией». Активные действия народной дипломатии способствовали развитию движения международной солидарности с Советской Россией, преодолению ее политической и экономической изоляции, укреплению авторитета и признанию в мире. Особое значение имела деятельность народной дипломатии, направленная против фашизма, в поддержку антифашистской борьбы испанского народа, на предотвращение Второй мировой войны.

Народная дипломатия внесла весомый вклад в победу Советского Союза над гитлеровской Германией и ее союзниками в Великой Отечественной войне. Она способствовала созданию и упрочнению антифашистской коалиции, росту антифашистского движения, разоблачению несправедливого, захватнического характера войны, развязанного германским нацизмом и его союзниками, разъяснению справедливых целей войны со стороны Советского Союза, доказательству неизбежности поражения гитлеровской Германии и победы советского народа в этой войне.

Послевоенный советский период отмечен заметным повышением роли народной дипломатии в мировой политике, в становлении ее как реально существующего фактора в международных отношениях. Решающее влияние на развитие народной дипломатии оказали формирование двухполярного мира; превращение Советского Союза в великую державу, превышающую по своему весу США; образование мировой системы социализма; распад колониальной системы и появление большого числа новых национальных государств; вовлечение стран и народов в условиях холодной войны в идеологическую борьбу; угроза мирового термоядерного конфликта и экологической катастрофы; осознание множеством людей общности их судьбы перед лицом глобальных проблем и приоритетности общечеловеческих ценностей. В этот период существенно расширилась социальная база народной дипломатии за счет во-

влечения в нее представителей практически всех слоев населения, людей и организаций самых различных взглядов, убеждений, религиозных верований и идеологических установок. Одновременно расширилась сфера приложения усилий народной дипломатии от традиционных выступлений в защиту мира и против войны до включения в область принятия решений по политическим, экономическим, военным, демографическим, гуманитарным, экологическим и любым другим вопросам международной жизни.

В постсоветское время, уже в Российской Федерации, народная дипломатия плавно перешла в общественную дипломатию, получив новый статус, а вместе с ним и новое, отличное от народной дипломатии, свое значение и свою трактовку. Понятие «общественная дипломатия» в большей степени отражает нынешнее время, отвечает новым реалиям в России, в мире. Есть прямая связь между понятиями общественная дипломатия и гражданское общество. Уже само понятие «общество» заключает в себе общность, общение, соединение людей, их совместное участие в каком-то общем деле. В свою очередь «общественный» означает нечто, относящееся к обществу: общественная безопасность, общественная собственность, общественное благо и др. В общественной дипломатии, по определению, главными акторами являются общественные объединения. Российское государство, предоставив гражданам право на объединение и конституционные гарантии свободы деятельности общественных организаций, тем самым способствовало их массовому появлению в стране и вовлечению какой-то части объединений в общественную дипломатию. Поэтому можно сделать вывод, что общественная дипломатия — это сфера реализации права на объединение граждан, закрепленного в статье 30 Конституции РФ.

В известной мере бурный рост числа неправительственных организаций во многих странах был стимулирован нарушением баланса сил на международной арене в связи с распадом двухполюсного мира — социали-

стического во главе с СССР и капиталистического во главе с США. Существовавшее ранее состояние сдержек и противовесов, позволявших СССР и США удерживать ситуацию под контролем в своих зонах влияния, было нарушено. Резко возросла кон-фликтогенность как внутри многих государств, так и в отношениях между ними. Новые угрозы и опасности проявились в контексте попыток США утвердиться в мировом сообществе в качестве единственной господствующей силы, а также попытками транснациональных компаний, воспользовавшись ситуацией, подчинить мир своим интересам. Народы не приемлют ни США в качестве мирового лидера, ни транснациональные компании, считая их неспособными решить глобальные проблемы.

Классическая дипломатия оказалась не в состоянии справиться с новой ситуацией, возникшей в мире, предотвратить переход открытых антагонистических противоречий периода холодной войны в более скрытые формы их проявлений, утрату государственного суверенитета в условиях глобализации и роста влияния транснациональных компаний. Появилась востребованность общественных сил, общественных организаций, готовых участвовать в создании «более безопасного, более справедливого и более гуманного мира» (материалы Совета Безопасности ООН 31 января 1992 г.). При этом встал вопрос о включении общественной дипломатии во всеобъемлющую концепцию поддержания мира на пороге XXI в. (Доклад Генерального секретаря ООН Бутроса Гали «Повестка дня для мира»). Таким образом, за общественной дипломатией была признана способность решать не только тактические, но и стратегические, глобальные задачи. Собственно, ее стратегические возможности к этому времени в негативном плане уже проявились в действиях против Советского Союза. Сейчас важно, чтобы она приобрела позитивный опыт, внося свой вклад в стратегическое развитие России, мира. Мировое сообщество выходит на стратегический масштаб общественной дипломатии.

В этом ключе свою особую миссию должна исполнить общественная дипломатия России, внести свою лепту в формирование справедливого миропорядка, в котором справедливость приобрела бы новое звучание и отвечала бы духу времени. Используя свои немалые возможности, инициируя и активно участвуя в диалоге цивилизаций и культур, она могла бы способствовать выработке и принятию мировым сообществом единого, универсального понятия справедливости, включающего в себя все самое ценное и дееспособное из различных представлений о ней. В последующем такое универсальное понятие справедливости могло бы быть заложено в теорию справедливости, в базовые нормативно-правовые документы всех государств, их коалиций, международных организаций, политических партий и общественных объединений. Тем самым удалось бы ближе соотнести представления о справедливости с вызовами времени, ввести общечеловеческие критерии этого понятия в повседневную жизнь, способствовать торжеству справедливости на Земле.

Понятие «справедливость» относится к области гуманитарных наук и является одним из наиболее сложных, поскольку затрагивает всю сферу человеческих отношений, все стороны жизни, выступает в качестве важнейшего регулятора социального поведения во взаимоотношениях людей, нравственного идеала. Согласно Философскому словарю понятие «справедливость» является важнейшей категорией социально-религиозно-философской мысли; морального, правового, политического, экономического и военного сознания; сущностной характеристики человека, его прав и обязанностей; одной из составных частей развития. В социальной философии справедливость рассматривается как элемент социальной связи, предшествующей установленным нормам и ценностям и не имеющей единого критерия истинности (Кемеров, 2004: 642).

Во все века великие философы, ученые и практики пытались сформулировать объективные, природосообразные, годные для

всех без исключения людей постулаты, правила или критерии справедливости. Сегодня наступило время, новая эпоха, в которой тема справедливости возводится на глобальный, всечеловеческий уровень. Многими странами, международными организациями ставится вопрос о реальном создании справедливого миропорядка, основанного на справедливых нормах и законах.

Так, например, 15 октября 2010 г. Президент РФ Д. Медведев на переговорах с Президентом Венесуэлы У. Чавесом отмечал, что «Россия и Венесуэла твердо выступают за формирование современного и справедливого миропорядка. Такого миропорядка, в котором наше будущее не зависит от воли и желания какой-то одной страны, от ее благополучия, от того, какое у нее настроение, а зависит от общих усилий международного сообщества и, конечно, от внутреннего развития... Только такой мировой порядок способен обеспечить устойчивое развитие человечества в XXI веке» (Медведев: РФ и Венесуэла., Электр. ресурс).

По мнению В. Путина, справедливый миропорядок невозможно установить без строгого соблюдения международного права. «Международный правопорядок должен строиться на демократических принципах с учетом интересов всех заинтересованных сторон и всех участников международного общения. Как внутри стран невозможна демократия без строго соблюдения демократически принятых законов, так и на международной арене невозможно построить справедливый миропорядок без строго соблюдения международного права. Поэтому мы будем и дальше выступать за укрепление системы международного права и за укрепление таких системообразующих, основополагающих международных организаций, как например Организация Объединенных Наций» (Путин отправляется., Электр. ресурс).

По мнению Президента Казахстана Н. Назарбаева, «нынешний кризис дает миру уникальный шанс преобразиться, реализовать извечную мечту человечества о справедли-

вом миропорядке. И этот шанс было бы непростительно упустить». Он считает, что новый мировой порядок может быть создан не после очередного глобального военного столкновения, как это всегда было в прошлом, а мирно — путем диалога и выработки взаимоприемлемых позиций. На его взгляд, основами нового мироустройства могла бы стать справедливая экономическая модель, справедливая политическая модель взаимоотношений между государствами и обновленная система международных отношений, в которой не должно быть деления на большие и малые страны, на «хорошие» и «плохие» народы. Этот новый мир должен стать миром всеобщего доверия и уважения, партнерства и диалога (Выступление Президента Казахстана., Электр. ресурс).

В свою очередь участники Всемирного религиозного саммита, который проходил 26-27 апреля 2010 г. в Баку, считают, что сегодня религиозные общины способны предложить «альтернативные модели развития хозяйствования, в основе которых — общие для многих народов духовные ценности: справедливость, солидарность, любовь и уважение к человеку, к многовековым традициям и культуре наших народов» (Создание более., Электр. ресурс).

Директор ФСКН России В. П. Иванов, выступая на конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений 28 января 2010 г., отметил: «Представляется, что именно доктрина личности и, соответственно, государства и общества, экономики и социальности, направленных на поддержку личности каждого человека и создание условий для ее востребованности и максимально полной реализации, должны лежать в основе реализуемого нами, Россией, справедливого миропорядка. Это означает прямое отрицание доктрины индивидуализма и общества, выстраиваемого вокруг него. В самом деле, что геополитический эгоизм, что эгоизм отдельного человека — нашего сограж-

данина — все это порождает отказ от общественного служения и толкает на неизбежный путь ко злу» (Выступление директора., Электр. ресурс).

И, наконец, 10 декабря каждого года мировое сообщество отмечает День прав человека. В этот день в 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека — один из важнейших международных документов. Принципы, заложенные в этом документе, отразили стремление человечества построить новый, более справедливый миропорядок, в котором человеческая жизнь и фундаментальные свободы стали бы основной ценностью.

Необходимо сказать, что в России, как и в восточных обществах (Китай, Япония, Индия и др.), справедливость однозначно не отождествлялась с равенством в правах. По этому поводу представитель раннего отечественного либерализма Б. Н. Чичерин писал: «Демократическое равенство мы не видим в русской истории ни в какие времена. У нас всегда существовала общественная лестница и лестница весьма резко определенная» (Чичерин, 1906: 8). Неравенство признавалось естественным атрибутом богоустановлен-ного порядка на началах иерархии и послушания.

На понимание справедливости в России сильный отпечаток наложило православие, составляющее фундамент, на котором выстроена история российского государства. В определенной мере здесь сказалось также научно-техническое и социально-экономическое отставание России, как и Востока, от Европы, что дало повод говорить и об их задержке в развитии культуры, об отставании с модернизацией, о консервации отсталости. Такие доводы представляются ложными, поскольку приверженность национальным традициям и цивилизационным ценностям, защита своей самобытности от внешней экспансии чужеродной культуры является достоинством народа, а не показателем его ущербности.

В 2005 г. Русской православной церковью были приняты и освящены Архиерей-

ским Собором Основы социальной концепции. В них впервые отражены положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Особое внимание в этом документе уделяется категории «справедливость». Так, например, в Концепции говорится, что, «участвуя в управлении государством и в политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия (Пс. 84. 11), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову» (Основы социальной концепции., Электр. ресурс).

Также там указывается на необходимость справедливого распределения продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый — больного, трудоспособный — престарелого. «Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств» (там же).

Сегодня общественная дипломатия имеет ряд преимуществ перед классической дипломатией в деле формирования справедливого миропорядка. Она более свободна в своих действиях, менее зависима от официальных решений, более рациональна с точки зрения житейского подхода к сложным проблемам межгосударственных отношений. На своем уровне она способна выявить ранние, латентные стадии назревающих социальных, этнических и политических конфликтов и осуществлять малозаметные превентивные меры по их гашению. Общественная дипломатия несопоставимо менее затратна, чем классическая дипломатия. Общественная дипломатия более конкретна, более разнообразна в используемых приемах, методах и содержании, менее стереотипна. Она действует с учетом различия в социокультурных условиях, традициях.

Общественная дипломатия — это форма ответа на глобальные вызовы и угрозы, на становление нового мирового порядка, на ход внутриполитического развития. Она родилась и получила признание в эпоху глобализации, цивилизационых сдвигов, глубоких изменений, произошедших в мире, в том числе и в психологических установках людей.

В качестве акторов общественной дипломатии выступают неправительственные организации; общественные, национальные, парламентские, религиозные объединения; политические партии, местные органы самоуправления, а также другие юридические и физические лица. В роли субъекта общественной дипломатии может вступать и государство, когда оно выступает во взаимодействие с общественными организациями в реализации тех или иных задач внутри страны или за рубежом.

Общественная дипломатия использует, как правило, негосударственные формы и методы неофициального общения и действия на различных уровнях и в рамках непрерывно разрастающейся сети НПО-со-обществ, межличностных, семейных и иных отношений, с применением новейших достижений в области коммуникативных технологий и способов влияния на интеллект и психику человека, на общественное мнение. К методам общественной дипломатии относятся пикеты, митинги, марши, собрания, резолюции, воззвания, частные беседы, дискуссии.

Изначально обозначились два различных, кардинально противоположных подхода к общественной дипломатии на Западе и в России. На Западе этот термин появился намного раньше, чем у нас. Там общественная дипломатия зародилась как инструмент информационно-психологической войны против СССР, стран социализма, национально-демократических режимов. В ее основу были положены подрывные действия, разложение правящих элит, общественного строя и народов изнутри, разжигание конфликтов, использование человеческих слабостей и по-

роков, манипулирование низменными чувствами, разрушение духовных, культурных и цивилизационных ценностей. Собственно, таковой общественная дипломатия Запада остается и поныне, когда ни Советского Союза, ни социалистических стран Европы уже нет. Это связанно с тем, что современная, усеченная и ослабленная Россия по-прежнему рассматривается ими в качестве главного противника, главного препятствия на их пути к мировому господству, к овладению мировыми ресурсами. И сегодня мягкая сила выступает в качестве средства «гуманитарной интервенции», оружия «мягкого массового информационно-психологического поражения».

В отличие от западной, американской, общественная дипломатия рассматривается у нас исключительно в позитивном плане, как человеческий ресурс, инструмент справедливости, подлинного народовластия прямого действия, как инновационная социальная технология, призванная содействовать обеспечению мира, безопасности и высокого качества жизни людей, сохранению окружающий среды. Она является формой ответа на становление нового мирового порядка, на вызовы развитию России. Она созидает словом, оружием правды, добрыми делами, использует силу влияния и убеждения, искусство ведения переговоров, диалога и дискуссии, взаимодействия. Особенностью отечественной общественной дипломатии является то, что она покоится на мессианском духе русского народа, суть которого заключается в том, чтобы нести человечеству, миру некое новое слово, некую важную для всего человечества мысль. И эта миссия за Россией осталась, несмотря на постигшую ее геополитическую и социальную катастрофу, ее нынешнею слабость. Она несет в себе миссию духовную, выступает в роли хранительницы христианства, православия. Для всего человечества она выводит идею, что спастись можно только вместе, что мироустройство должно быть справедливым, что надо жить семьей народов, проявлять заботу о слабых.

В России наблюдается положительная динамика развития общественной дипломатии, особенно НПО-дипломатии. Заметно расширяется диапазон целей, задач, содержания, форм и методов общественной дипломатии. Особое значение общественная дипломатия приобретает в конфликтных ситуациях, когда государство не в состоянии решить проблемы, возникающие на национальной, этнической, религиозной почве. Она разрешает конфликты идентичности, восстанавливает идентификационную принадлежность к одной стране — России. В частности, речь идет об идентификации мусульман с Россией. Общественная дипломатия держится на самом мощном ресурсе — на ресурсе человеческих отношений, связей и интересов, на доброй памяти, на общей истории, на понимании, доверии, чувствах. Этим она отличается от классической дипломатии, в основе которой лежат формальные межгосударственные отношения, нормы и предписания.

Пока системно, фундаментально установками руководства России на то, чтобы «создать механизмы мягкой силы, механизмы общественной дипломатии» (Д. А. Медведев), а также привлечь парламентскую и общественную дипломатию к решению глобальных проблем (С. В. Лавров), никто в стране не занимается. Дальше единичных публичных обсуждений данной проблематики в Государственной Думе, Совете Федерации, Общественной палате и в Фонде «Русский мир» дело не пошло. А ведь мягкая сила, общественная дипломатия — это важнейший стратегический ресурс, наиболее оправданное и эффективное средство в современных условиях для преодоления тяжелейших последствий геополитической и социальной катастрофы, жертвой которой стала нынешняя Российская Федерация после поражения Советского Союза или Советской России в третьей мировой войне, известной как «холодная».

Выход общественной дипломатии в практическую деятельность на международной арене и внутри страны поставил вопрос

о профессиональной подготовке общественных дипломатов, чтобы они могли достойно, грамотно, со знанием дела выполнять свои миротворческие, гуманитарные функции и добиваться положительных результатов. Общественный дипломат — это, по существу, новая профессия, чрезвычайно необходимая. В перспективе люди этой профессии должны составлять элиту России.

Для продвижения общественной дипломатии, вовлечения в нее новых и новых сил важно открыть для нее специальный канал на телевидении, чтобы она стала доступной для всех. Система ГЛОНАСС (цифровое телевидение) будет иметь 64 канала. Хотя бы один из них мог бы принадлежать общественной дипломатии.

В заключение статьи хотелось бы еще раз подчеркнуть, что Россия на порядки отстает от США, Запада в том, что касается теории и практики использования мягкой силы и общественной дипломатии в интересах достижения своих целей во внешней политике, а также формирования справедливого миропорядка, тем самым обрекая себя на не-конкурентоспособность в международных делах.

Современная общественная дипломатия России должна стать инновационной гуманитарной технологией общественной самоорганизации граждан, используемой для недопущения и мирного разрешения конфликтных ситуаций в стране и за рубежом, сближения народов и государств, достижения высокого качества жизни людей, сохранения окружающей среды, а также формирования справедливого миропорядка. Поэтому чрезвычайно актуальной является задача научного осмысления и обеспечения, с одной стороны, российской общественной дипломатии, имеющей конструктивный и созидательный смысл, а с другой — активного противодействия западной общественной дипломатии, применяющей против России разрушительную «мягкую силу», мешающей становлению нового справедливого мирового порядка на принципах всемирного общечеловеческого единения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Достоевский, Ф. М. (1978) Дневник писателя // Полн. собр. соч. Л. Т. 18.

Безопасность Евразии. (2008) № 1.

Ленин, В. И. (1970) Полн. собр. соч. М. Т. 39.

Кемеров, Т. Е. (2004) Философский словарь. М. : Академический проект.

Медведев: РФ и Венесуэла хотят справедливого миропорядка (2010) [Электронный ресурс] // Росбалт. URL: http://www.rosbalt.ru/ main/2010/10/15/781122.html (дата обращения:

16.10.2010).

Путин отправляется на Ближний Восток (2005) [Электронный ресурс] // Вести^и. URL: http:// www.vesti.ru/ doc.html?id=62809 (дата обращения: 16.10.2010).

Лишь справедливый миропорядок может стать основой процветания человеческого общества. Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий (2009) [Электронный ресурс] // Актюбинский вестник. URL: http://www.avestnik.kz/?p=681 (дата обращения: 16.10.2010).

Создание более справедливого миропорядка (2010) [Электронный ресурс] // Официальный сайт МООД «Согласие и Правда. Подмосковье», г. Клин. URL: http://www.sppklin.ru/ node/3033/view?destination=news%2Fpravoslavi e%3Fpage%3D1 (дата обращения: 16.10.2010).

Выступление директора ФСКН России В. П. Иванова на конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения» в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений (2010) [Электр. ресурс] // Епархиальный реабилитационный центр. URL: http://stop-narkotikam.net/about/news/ 140 (дата обращения: 16.10.2010).

Чичерин, Б. (1906) Конституционный вопрос в России. СПб.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2005) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.га. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/print/ 141422.html (дата обращения: 16.10.2010).

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Bezopasnost’ Evrazii. (2008) № 1.

Vystuplenie direktora FSKN Rossii V. P. Ivanova na konferentsii «Dukhovnaia i meditsinskaia pomoshch’ v preodolenii porokov narkozavisi-mosti, p’ianstva i tabakokureniia» v ramkakh XVIII Mezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh obra-zovatel’nykh chtenii (2010) [Elek-tronnyi resurs] // Eparkhial’nyi reabilitatsionnyi tsentr. URL: http://stop-narkotikam.net/about/news/l40 (data obrashcheniia: 16.10.2010).

Dostoevskii, F. M. (1978) Dnevnik pisatelia // Dostoevskii F. M. Poln. sobr. soch. L. T. 18.

Kemerov, T. E. (2004) Filosofskii slovar’. M. : Akademicheskii proekt.

Lenin, V. I. (1970) Poln. sobr. soch. M. T. 39.

Lish’ spravedlivyi miroporiadok mozhet stat’ osnovoi protsvetaniia chelovecheskogo obshch-estva. Vystuplenie Prezidenta Kazakhstana Nur-sultana Nazarbaeva na III S»ezde liderov miro-vykh i traditsionnykh religii (2009) [Elektronnyi resurs] // Aktiubinskii vestnik. URL: http:// www.avestnik.kz/?p=681 (data obrashcheniia: 16.10.2010).

Medvedev: RF i Venesuela khotiat spravedlivo-go miroporiadka (2010) [Elektronnyi resurs] // Rosbalt. URL: http://www.rosbalt.ru/main/

2010/10/15/781122.html (data obrashcheniia: 16.10.2010).

Osnovy sotsial’noi kontseptsii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (2005) [Elektronnyi resurs] // Ofitsial’nyi sait Russkoi Pravo-slavnoi Tserkvi / Patriarkhiia.ru. URL: http://www.patriarchia. ru/db/print/141422.html (data obrashcheniia:

16.10.2010).

Putin otpravliaetsia na Blizhnii Vostok (2005) [Elektronnyi resurs] // Vesti.Ru. URL: http:// www.vesti.ru/doc.html?id=62809 (data obrash-cheniia: 16.10.2010).

Sozdanie bolee spravedlivogo miroporiadka (2010) [Elektronnyi resurs] // Ofitsial’nyi sait MOOD «Soglasie i Pravda. Podmoskov’e», g. Klin. URL: http://www.sppklin.ru/node/3033/ view?destination=news%2Fpravoslavie%3Fpage% 3D1 (data obrashcheniia: 16.10.2010).

Chicherin, B. (1906) Konstitutsionnyi vopros v Rossii. SPb.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.