Научная статья на тему 'Общесоциальный и специально-криминологический механизм предупреждения преступности женщин в российской Федерации'

Общесоциальный и специально-криминологический механизм предупреждения преступности женщин в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
772
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ ЖЕНЩИН / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / КРАЖИ / МОШЕННИЧЕСТВА / ДЕВИАЦИИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ / WOMEN'S CRIMINALITY / PREVENTION OF CRIMINALITY / THEFT / FRAUD / DEVIATIONS / PREDICTION OF THE CRIMINAL CONDUCT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грудинин Н.С.

В статье рассматриваются меры, образующие общесоциальный и специальнокриминологический механизм предупреждения преступности женщин в России. Отмечается, что преступность женщин представляет собой особый структурный элемент, который выделяется из общего массива преступлений специфическими составами совершаемых преступлений (корыстные, экономические) и занимает заметное место в общей структуре преступности в современной России. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что общесоциальная составляющая в предупреждении женской преступности должна сводиться к предупреждению совершения женщинами корыстных преступлений, повышению уровня их благосостояния, последовательному движению по пути увеличения МРОТ, а также учету женщин, ведущих асоциальный образ жизни. Подчеркивается, что общесоциальное предупреждение преступности женщин будет максимально эффективным тогда, когда реальный рост заработной платы начнет опережать уровень инфляции в стране и существующая система уголовных наказаний станет труднопреодолимой преградой на пути совершения преступлений. Специально криминологическая составляющая в предупреждении преступности женщин должна базироваться на специальных программах прогнозирования индивидуального преступного поведения женщин в зависимости от их социально-экономического статуса, особенностей личности и поведения и быть направлена на нейтрализацию конкретных преступных деяний, совершаемых ими. Особое внимание следует уделить виктимологической профилактике женской преступности в России: женщина на законодательном уровне должна стать объектом особой защиты со стороны государства, призванного охранять ее от насилия в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENERAL SOCIAL AND THE SPECIFIC CRIMINOLOGICALMECHANISM OF PREVENTING WOMEN’S CRIMINALITYIN THE RUSSIAN FEDERATION

the article focuses on the measures that form the general social and the specific criminological mechanism of preventing women’s criminality in Russia. as it is stated in the article, the women’s criminality shall be regarded as a specific structural element of criminality that differs from other crimes by the specific character of the crimes’ actus reus (these crimes are mercenary crimes or the economically oriented crimes) and that is considered to be prominent in the crimes system in modern Russia. the conclusion based on the research that was undertaken shows that the general social element in the mechanism of preventing women’s criminality shall be limited to the prevention of women’s committing mercenary crimes, to improving women-criminals’ welfare, to the consistent increase of minimum wage and to the accounting of the women who lead asocial live. the article underlines that the general social prevention of women’s criminality would be the most effective in case when the real increase of wage surpasses the inflation rate in the country and when the actual system of criminal sanctions is a great barrier in committing crimes. according to the article, the specific criminological element in the mechanism of the prevention of women’s criminality shall be based on special programs of predicting the women’s individual criminal conduct depending on their social and economic status, personal and behavior peculiarities. Moreover, the above-mentioned specific criminological element shall be oriented on the neutralization of specific criminal offenses committed by women-criminals. the article draws special attention to the early victimological prevention of women’s criminality in Russia: at the legislative level the woman shall become an object of special governmental protection that is aimed at saving her from domestic abuse.

Текст научной работы на тему «Общесоциальный и специально-криминологический механизм предупреждения преступности женщин в российской Федерации»

УДК 343.914

Н. С. Грудинин

кандидат юридических наук;

доцент кафедры международного права

института международного права и правосудия

Московского государственного лингвистического университета;

е-таН: nekit-07@mail.ru

ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЙ И СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются меры, образующие общесоциальный и специально-криминологический механизм предупреждения преступности женщин в России. Отмечается, что преступность женщин представляет собой особый структурный элемент, который выделяется из общего массива преступлений специфическими составами совершаемых преступлений (корыстные, экономические) и занимает заметное место в общей структуре преступности в современной России. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что общесоциальная составляющая в предупреждении женской преступности должна сводиться к предупреждению совершения женщинами корыстных преступлений, повышению уровня их благосостояния, последовательному движению по пути увеличения МРОТ, а также учету женщин, ведущих асоциальный образ жизни. Подчеркивается, что общесоциальное предупреждение преступности женщин будет максимально эффективным тогда, когда реальный рост заработной платы начнет опережать уровень инфляции в стране и существующая система уголовных наказаний станет труднопреодолимой преградой на пути совершения преступлений. Специально-криминологическая составляющая в предупреждении преступности женщин должна базироваться на специальных программах прогнозирования индивидуального преступного поведения женщин в зависимости от их социально-экономического статуса, особенностей личности и поведения и быть направлена на нейтрализацию конкретных преступных деяний, совершаемых ими. Особое внимание следует уделить викти-мологической профилактике женской преступности в России: женщина на законодательном уровне должна стать объектом особой защиты со стороны государства, призванного охранять ее от насилия в семье.

Ключевые слова: преступность женщин; предупреждение преступности; кражи; мошенничества; девиации; прогнозирование преступного поведения.

N. S. Grudinin

Ph. D. in Law, Department of International Law, Institute of International Law and Justice, Associate Professor, Moscow State Linguistic University; e-mail: nekit-07@mail.ru

THE GENERAL SOCIAL AND THE SPECIFIC CRIMINOLOGICAL MECHANISM OF PREVENTING WOMEN'S CRIMINALITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article focuses on the measures that form the general social and the specific criminological mechanism of preventing women's criminality in Russia. As it is stated in the article, the women's criminality shall be regarded as a specific structural element of criminality that differs from other crimes by the specific character of the crimes' actus reus (these crimes are mercenary crimes or the economically oriented crimes) and that is considered to be prominent in the crimes system in modern Russia. the conclusion based on the research that was undertaken shows that the general social element in the mechanism of preventing women's criminality shall be limited to the prevention of women's committing mercenary crimes, to improving women-criminals' welfare, to the consistent increase of minimum wage and to the accounting of the women who lead asocial live. the article underlines that the general social prevention of women's criminality would be the most effective in case when the real increase of wage surpasses the inflation rate in the country and when the actual system of criminal sanctions is a great barrier in committing crimes. According to the article, the specific criminological element in the mechanism of the prevention of women's criminality shall be based on special programs of predicting the women's individual criminal conduct depending on their social and economic status, personal and behavior peculiarities. Moreover, the above-mentioned specific criminological element shall be oriented on the neutralization of specific criminal offenses committed by women-criminals. the article draws special attention to the early victimological prevention of women's criminality in Russia: at the legislative level the woman shall become an object of special governmental protection that is aimed at saving her from domestic abuse.

Key words: women's criminality; prevention of criminality; theft; fraud; deviations; prediction of the criminal conduct.

Введение

Одним из ключевых вопросов современной криминологии по праву считается вопрос предупреждения преступности, поскольку от его успешного решения зависит не только эффективное и поступательное развитие российской экономики, социальной сферы и производства, но и будущее идеи правового государства и гражданского общества, в котором каждый из его членов уверен в уровне своей правовой защищенности. Необходимо отметить, что проблема превентивной (профилактической) работы в деятельности правоохранительных органов занимает заметное место в общем массиве задач, которые стоят перед указанными органами. Как правило, такая работа ведется в отношении

круга лиц с уже сложившейся криминальной психологией. В своем большинстве это лица, которые открыто бросают вызов правопорядку и сложившейся системе общественных отношений и ценностей, нормам морали и нравственности. Действующие законы, как правило, не способны удержать их от совершения преступлений. Однако в любом обществе есть и вторая половина, которая при применении определенной совокупности мер воздерживается от криминальной деятельности. Система таких мер, осуществляемых государством, и получила название предупреждения преступности [Грибанов 2013].

Настоящее исследование посвящено рассмотрению общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения женской преступности в России.

Основная часть

Особую актуальность проблематике женской преступности в современной России придает тот факт, что на протяжении последних 5 лет несколько возрос удельный вес преступности женщин в общей структуре преступности, который варьируется в пределах от 14 до 16 % ежегодно (для сравнения в советские времена - не более 9-11 %). При этом за последние 20 лет общее число женщин-убийц выросло в 2,5 раза, и сейчас каждый тридцатый убийца в стране - это женщина [Парижская 2014, с. 906].

С учетом данных статистики, которые наглядно свидетельствуют о том, что в общей массе преступлений, совершаемых в настоящее время российскими женщинами, системообразующую роль играют мошенничества и кражи, решение проблемы общесоциального предупреждения женской преступности, по сути, может быть сведено к построению эффективных алгоритмов, направленных на общесоциальное предупреждение корыстных преступлений. Затрагивая данный вопрос, необходимо прояснить ряд моментов. Нельзя не отметить, что одной из основных проблем, которая способствует сохранению значительных объемов корыстной преступности в современной России, служит низкий уровень заработной платы рядовых россиян. Желание граждан, включая женщин, изменить материальную обеспеченность своих детей и своей семьи в целом становится причиной совершения ими аморальных, а порой и даже противоправных и уголовно наказуемых действий в виде хищений. Указанное обстоятельство позволяет

сделать следующий вывод: добиться сокращения уровня корыстной преступности среди женщин и, как следствие, уровня женской преступности в целом возможно будет в том случае, если государство будет не на словах, а на деле повышать уровень жизни и благосостояния своих граждан и будет целенаправленно повышать размер заработной платы трудящимся. Только тогда, когда государство будет достойно оплачивать труд граждан и создавать условия для их развития, можно будет признать существующую социально-экономическую систему эффективно функционирующей, а систему общесоциального предупреждения преступности - способной справиться с поставленными перед ней задачами [Сенин 2018].

Несомненно, что укреплению и развитию системы общесоциального предупреждения корыстной преступности женщин в Российской Федерации в ближайшей перспективе может способствовать ряд мер:

1) развитие высокотехнологичных производств с электронными (цифровыми) технологиями, которые будут способны предложить рынку конкурентоспособные товары, технику и оборудование;

2) развитие социальной инфраструктуры, сети автомобильных и железных дорог, водного и воздушного сообщения, строительство новых мостов и инженерных сооружений;

3) развитие национальной космической программы, снижение затрат на устаревшее и неперспективное вооружение;

4) повышение размера налога на доходы физических лиц для граждан, совокупный размер заработной платы которых превышает 8 млн рублей ежегодно (ставку НДФЛ для данной категории лиц можно было бы повысить до 15 %, а полученные средства направить на увеличение уровня заработной платы рядовых трудящихся);

5) постепенное повышение минимального уровня оплаты труда в России (МРОТ должен уже через 6 лет составлять двойной размер прожиточного минимума).

Необходимо подчеркнуть, что реально повысить уровень жизни и материального благосостояния россиян можно будет, применяя данные меры последовательно и систематично, что, в свою очередь, послужит хорошим стимулом к повышению качества труда в современной России и повышению уровня правовой культуры россиян. На

сегодняшний день, когда порядка 15 % граждан страны живет в условиях фактической бедности, говорить о развитой правовой культуре и уважении к законам у общества в целом было бы не совсем корректно. Очевидно, что реалии жизни приводят граждан, и не в последнюю очередь женщин-матерей, на преступный путь. Не вызывает сомнения, что вместе с процессом повышения уровня материального благополучия общества, должна быть решена проблема поиска эффективных путей борьбы с коррупцией, в которую также вовлечены женщины. Представляется, что в обществе должен быть создан образ неподкупного чиновника, выполняющего свои должностные обязанности в точном соответствии с законом и без дополнительных вознаграждений [Андреева 2017].

Необходимо также сказать о том, что кроме поисков путей решения социально-экономических проблем и повышения уровня и качества жизни граждан России, значимым фактором, который способен оказать положительное воздействие на противодействие корыстной преступности в стране, является взвешенная, научно обоснованная уголовная политика государства. Как известно, российская уголовная политика так и не смогла ответить на вопрос о том, какими путями должен обеспечиваться авторитет закона на практике и реализовы-ваться принцип неотвратимости уголовного наказания. Современная уголовная политика России сводится к смягчению уголовного наказания за ряд преступлений, максимально возможной замене наказания в виде лишения свободы на наказания, не связанные с таковой, что, по всей видимости, преследует одну цель - максимальное сокращение числа лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы [Акутаев 2013, с. 56]. Несомненно, что данный вектор российской уголовной политики применим и к целому ряду корыстных преступлений, в результате чего закоренелые преступники, совершившие хищение не в первый раз, имеют возможность получить небольшие сроки лишения свободы (2-3 года), а женщина, совершившая кражу в первый раз с целью накормить ребенка, также может получить реальный срок лишения свободы (1,5-2 года), что способно раз и навсегда перечеркнуть всё ее будущее.

Представляется, что непродуманный подход законодателя иногда не столько препятствует, сколько даже способствует совершению гражданами преступлений. На практике это можно видеть на примере

мошенничеств, субъектом совершения которых в последние годы крайне часто становятся женщины. Криминологические исследования показывают, что 36 % женщин, осуждаемых судами за совершение мошенничеств, были ранее задержаны сотрудниками правоохранительных органов за совершение краж, а примерно 27 % из общего числа женщин, совершающих мошеннические посягательства, первое подобное преступление совершили достаточно рано - в возрасте от 18 до 24 лет [Швец 2015]. Всё это позволяет утверждать, что действующее уголовное законодательство неспособно эффективно противодействовать совершению корыстных преступлений женщинами. Карательный потенциал Уголовного кодекса Российской Федерации, к сожалению, неспособен удержать женщину от самой возможности совершения кражи или мошенничества. Кроме того, российские суды часто оказываются ограничены строгими рамками закона и не всегда могут при назначении наказания учесть ситуацию совершения преступления и факторы, приведшие женщину на преступный путь.

Полагаем, что с учетом уровня правовой культуры граждан и уровня развития социально-экономической системы страны совокупность уголовных наказаний за совершаемые корыстные преступления не должна сводиться к штрафу, исправительным и принудительным работам, она должна включать в себя возможность назначения наказания в виде лишения свободы как за кражи, так и за мошенничества. Но в процессе назначения наказания в виде лишения свободы суду надлежит учитывать личность преступника, его профессиональный путь, а также те обстоятельства, которые вынудили его нарушить закон. Трудно поспорить с тем, что наличие у матери на иждивении несовершеннолетних детей и крайне низкий уровень дохода семьи должны исключать ее автоматическое осуждение к реальному лишению свободы за хищение чужого имущества (если указанное преступление совершено женщиной впервые и является единичным фактом). Высказанное предложение не следует возводить в статус абсолюта, но оно является поводом для дискуссии и обсуждения карательного потенциала уголовного закона в отношении женщин.

Другим краеугольным направлением общесоциальной профилактики преступности, в частности женской преступности, в России выступает продуманная и отлаженная работа правоохранительных органов и в первую очередь органов внутренних дел по профилактике

преступности. Следует сказать, что наиболее значимыми показателями эффективности работы органов внутренних дел в России традиционно считаются: количество поступивших заявлений (сообщений) о совершенных преступлениях; количество «отказных» заявлений; количество зарегистрированных преступлений; количество раскрытых и нераскрытых преступлений. Полагаем, что данная система несет в себе не только позитивный момент, который нацеливает сотрудников органов внутренних дел на тщательное расследование и итоговое раскрытие преступлений, но и негативный момент, который таит в себе искажение официальной статистической отчетности о состоянии преступности с целью поддержания высоких показателей раскрываемости преступлений. Ввиду этого обстоятельства часть совершаемых женщинами преступлений не попадает в официальные статистические отчеты, а сами они избегают привлечения к уголовной ответственности и уходят от заслуженного ими наказания [Боголюбова 2014].

Говоря об этой проблеме, В. А. Номоконов отмечает, что в последнее время в нашей стране можно видеть ситуацию, которая показывает ежегодный рост количества сообщений о преступлениях и снижение числа регистрируемых преступлений. В зависимости от этого, по его замечанию, пропорционально снижается и доля возбуждаемых уголовных дел [Номоконов 2012]. Думается, что указанный фактор предопределяет высокий удельный вес женской преступности в общей структуре преступности в России, поскольку часть латентных преступников - это как раз женщины.

Несомненно, что осуществление систематического противодействия преступности невозможно без наличия развернутых и объективных данных о структуре преступности. По этой причине органам внутренних дел необходимо направить все усилия на повышение как раскрываемости преступлений, так и максимальной регистрации всех поступающих заявлений о фактах совершения преступлений от граждан. Сказанное не отменяет необходимости повышения показателей раскрываемости, но она должна стимулировать всех сотрудников правоохранительных органов к объективному отражению в показателях статистики реально совершаемых преступлений в стране. Именно по этой причине важно иметь одинаковые статистические данные при анализе преступности органами МВД России и Генеральной прокуратуры России.

Продолжая рассматривать вопрос о работе правоохранительных органов, следует сказать о собственно предупредительной составляющей, которая выражается в предотвращении возможного совершения преступлений гражданами на этапе их подготовки. Несомненно, такая работа должна проводиться органами внутренних дел, а также органами занятости населения, она должна носить систематический и комплексный характер и базироваться на следующих составляющих, которые направлены на предупреждение преступности женщин:

1) осуществление контроля и учета женщин, ранее совершавших корыстные преступления и склонных к их совершению в будущем;

2) осуществление контроля за образом жизни женщин, склонных к употреблению алкоголя и наркотиков, а также ранее замеченных в занятии проституцией;

3) исследование личностных характеристик женщин, ранее совершавших преступления корыстной направленности (прежде всего, кражи, присвоения и растраты, мошеннические посягательства);

4) осуществление комплекса мер, направленных на изъятие девушек-подростков из семей, ведущих антиобщественный образ жизни;

5) осуществление контроля за профессиональным образованием женщин, получивших первую судимость в возрасте до 25 лет, содействие в их трудоустройстве по отбытии наказания, создание специальных квот для их трудоустройства [Ганус 2011, с. 136].

Общесоциальная превенция женской преступности таким образом должна создать прочный фундамент в вопросе противодействия потенциально возможным преступным проявлениям на макроуровне авторитетом закона, неотвратимостью и справедливостью уголовного наказания и результативностью работы правоохранительных органов. Как известно, в криминологической теории также выделяется специально-криминологическое предупреждение преступности, под которым понимается совокупность мер, направленных на конкретный (специфический) причинный комплекс преступного поведения личности или на нейтрализацию определенных противоправных деяний. Не вызывает сомнения, что область применения

специально-криминологического предупреждения существенно уже, чем общесоциального, но при этом его ценность заключается в том, что оно способно реализовать эффективные меры профилактики в отношении конкретных лиц таким образом, что становится даже более действенным, чем общесоциальное [Гусев 1979]. Специально-криминологическое предупреждение женской преступности адресовано в основном женщинам, потенциально склонным к совершению преступлений либо уже совершавшим различные правонарушения в прошлом.

Рассматривая меры специально-криминологического характера, которые направлены на предупреждение преступности женщин, следует особо оговориться, что от их корректного применения, по сути, зависит реализация превентивной составляющей в деятельности государства и правоохранительных органов. Представляется, что именно благодаря специальным мерам должен быть обеспечен перелом в деле борьбы с преступностью женщин и женщинами, которые потенциально готовы совершать корыстные преступления различных форм и видов. Следует подчеркнуть, что реализация таких мер невозможна усилиями одних правоохранительных органов, к указанной деятельности должны подключаться граждане и представители юридического сообщества.

Специально-криминологическое предупреждение преступности женщин должно основываться на комплексе следующих мер:

1) предупреждение конкретных разновидностей совершаемых женщинами преступлений, с учетом их гендерной специфики (на первом плане в рамках этого вопроса должно находиться предупреждение совершения женщинами краж и мошенничеств);

2) предупреждение различных женских девиаций, которые впоследствии могут стать причинами совершения преступлений, и в первую очередь алкоголизма, наркомании и проституции;

3) создание условий, препятствующих вовлечению женщин в деятельность организованных преступных групп (особое внимание следует уделять противодействию вовлечения женщин в незаконный сбыт наркотических средств и психотропных веществ в составе организованных преступных групп);

4) оказание содействия в психологической реабилитации женщин, отбывающих срок в местах лишения свободы, их профессиональное

обучение и переобучение рабочим профессиям (повар, швея, парикмахер, продавец);

5) осуществление комплекса мер, направленных на ресоциализа-цию женщин, которые освободились из мест лишения свободы, создание сети рабочих мест для их трудоустройства, предоставление им социальных льгот и гарантий [Степанян 2011].

Думается, что специально-криминологическая превенция необходима и в отношении насильственных преступлений, совершаемых женщинами. В первую очередь данный вопрос касается проблемы латентного внутрисемейного насилия, когда женщины становятся жертвами насильственных посягательств со стороны своих мужчин, а потом сами в силу разного рода причин становятся на преступный путь: причиняют тяжкий вред здоровью, совершают убийства своих мужей, а иногда становятся заказчиками таких убийств. Предупреждение данного вида преступности женщин в принципе возможно. Однако решение данной задачи осложняется тем, что в нашей стране не создано механизмов борьбы с последствиями семейного насилия. Полиция в данном случае практически бессильна, поскольку не имеет права вмешиваться во внутрисемейные отношения, а правовые основы для их разрешения отсутствуют. Знакомые и родственники жертв предпочитают не вмешиваться во «внутрисемейные дела», а если и пытаются защитить потерпевшего, то сталкиваются с равнодушием, а порой и откровенным безучастием сотрудников компетентных служб, которые обязаны реагировать и оказывать соответствующую помощь.

Представляется, что для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии социального неблагополучия требуется ввести новые формы виктимологической профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении. Основы виктимологической профилактики необходимо закрепить в специальном федеральном законе, который бы предоставил возможность устранить противоречия в осуществлении такой важной функции государства на всех уровнях системы виктимологической профилактики преступлений [Зырянова 2015]. При этом женщине в данном акте должно быть отведено особое место - она должна стать объектом защиты со стороны государства, которое призвано охранять ее и ее детей от насилия в семье.

К специально-криминологическим мерам предупреждения женской преступности, способным оказать реальную помощь в профилактике криминализации их личности, в первую очередь в юношеском возрасте, мы можем отнести также следующие меры:

1) осуществление программ, ориентированных на работу именно с женщинами из группы риска, что включает в себя решение проблем с жильем, с получением специализированного образования и гарантиями трудоустройства по профессии независимо от их социального статуса;

2) принятие комплекса мер, направленных на предотвращение вовлечения женщин в занятие проституцией, особенно в молодые годы, установление повышенной уголовной ответственности для организаторов таких заведений;

3) создание сети специализированных кружков и секций для девочек-подростков из социально неблагополучных семей, ведение широкомасштабной разъяснительной работы о вреде алкоголизма и наркомании [Гузь 2012, с. 38-39].

Заключение

Подводя итоги сказанному, можно сделать некоторые выводы. Вопрос об общесоциальной превенции преступности женщин в современной России во многом сводится к решению вопроса об организации работы, направленной на общесоциальное предупреждение корыстной преступности. Решение данной проблемы необходимо связать с решением задачи повышения жизненного уровня населения страны. С этой целью государство должно заниматься развитием социальной инфраструктуры, увеличить размер подоходного налога для россиян, размер заработной платы которых превышает 8 млн рублей ежегодно, а также поднять МРОТ до двукратного размера уровня прожиточного минимума. Государством также должна быть активизирована предупредительная работа правоохранительных органов, выражающаяся в превенции возможного совершения преступлений гражданами на этапе их планирования или подготовки.

Специально-криминологическое предупреждение преступности женщин - это комплекс мер, которые направлены на причинный комплекс преступного поведения женщин или на нейтрализацию конкретных преступных деяний, совершаемых ими. В данный комплекс

должны входить следующие меры: предупреждение конкретных разновидностей совершаемых женщинами преступлений; предупреждение разнообразных женских девиаций; создание условий, препятствующих вовлечению женщин в деятельность организованных преступных групп; ведение широкомасштабной разъяснительной работы о вреде алкоголизма и наркомании; ресоциализация женщин, которые освободились из мест лишения свободы, создание сети рабочих мест для их трудоустройства. Специально-криминологическое предупреждение женской преступности не может быть эффективным без разработки специальных программ прогнозирования индивидуального преступного поведения женщин в зависимости от их социально-экономического статуса, особенностей личности и поведения. Несомненно, реализация всех этих мер должна проходить на прочной законодательной основе, которая способна гарантировать социально-правовой статус женщины и защитить ее от насильственных посягательств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акутаев Р. М. Некоторые новеллы либерализации российского уголовного

законодательства // Государство и право. 2013. № 3. С. 56-61. Андреева И. А. Предупреждение женской преступности // Актуальные вопросы противодействия преступности в России и за рубежом : сборник научных трудов. Екатеринбург : УрЮИ, 2017. С. 80-84. Боголюбова Т. А. Современные проблемы теории предупреждения преступности в российском обществе // Актуальные проблемы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества : сборник материалов круглого стола. М. : Изд-во Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. С. 13-18. Ганус Д. И. Консолидация усилий государственных органов в решении задач предупреждения преступности // Экономика и право. XXI век. 2011. №2 3. С. 134-139.

Грибанов В. Е. Предупреждение преступлений как форма контроля государства над преступностью // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: материалы ХУШ Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию образования Восточно-Сибирского института МВД России. Иркутск : ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», 2013. С. 27-30. Гузь Е. В. Антикриминогенная ресоциализация как мера предупреждения рецидивной преступности женщин // Образование. Наука. Научные кадры. 2012. № 6. С. 37-39.

Гусев С. И. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Советское государство и право. 1979. № 6. С. 19-26.

Зырянова Ж. Е. Некоторые проблемы предупреждения женской преступности // Виктимология. 2015. № 4 (6). С. 31-33.

Номоконов В. А. Некоторые проблемы оптимизации антикриминальной политики // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2012. № 3. С. 36-42.

Парижская Е. Н. Состояние женской преступности в Российской Федерации на современном этапе // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 905-908.

Сенин В. В. К вопросу о повышении эффективности предупреждения преступности // Образование и право. 2018. № 1. С. 149-154.

Степанян Ш. У. Современная женская преступность в России и пути ее предупреждения // Российский следователь. 2011. № 8. С. 27-33.

Швец А. В. Предупреждение мошенничеств, совершаемых женщинами : дис. ... канд. юр. наук. М. : ДЮИ МВД России, 2015. 217 с.

REFERENCES

Akutaev R. M. Nekotorye novelly liberalizacii rossijskogo ugolovnogo zakono-datel'stva // Gosudarstvo i pravo. 2013. № 3. S. 56-61.

Andreeva I. A. Preduprezhdenie zhenskoj prestupnosti // Aktual'nye voprosy protivodejstvija prestupnosti v Rossii i za rubezhom : sbornik nauchnyh trudov. Ekaterinburg : UrJul, 2017. S. 80-84.

Bogoljubova T. A. Sovremennye problemy teorii preduprezhdenija prestupnosti v rossijskom obshhestve // Aktual'nye problemy preduprezhdenija prestupnosti na sovremennom jetape razvitija rossijskogo obshhestva : sbornik materialov kruglogo stola. M. : Izd-vo Akademii General'noj prokuratury RF, 2014. S. 13-18.

Ganus D. I. Konsolidacija usilij gosudarstvennyh organov v reshenii zadach preduprezhdenija prestupnosti // Jekonomika i pravo. XXI vek. 2011. № 3. S. 134-139.

Gribanov V. E. Preduprezhdenie prestuplenij kak forma kontrolja gosudarstva nad prestupnost'ju // Dejatel'nost' pravoohranitel'nyh organov v sovremennyh uslovijah: materialy XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 20-letiju obrazovanija Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. Irkutsk : FGKOU VPO «Vostochno-Sibirskij institut MVD Rossii», 2013. S. 27-30.

Guz' E. V. Antikriminogennaja resocializacija kak mera preduprezhdenija recidivnoj prestupnosti zhenshhin // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2012. № 6. S. 37-39.

Gusev S. I. Koordinacija dejatel'nosti pravoohranitel'nyh organov po bor'be s prestupnost'ju // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1979. № 6. S. 19-26.

Zyrjanova Zh. E. Nekotorye problemy preduprezhdenija zhenskoj prestupnosti // Viktimologija. 2015. № 4 (6). S. 31-33.

Nomokonov V. A. Nekotorye problemy optimizacii antikriminal'noj politiki // Kriminologicheskij zhurnal Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava. 2012. № 3. S. 36-42.

Parizhskaja E. A.Sostojanie zhenskoj prestupnosti v Rossijskoj Federacii na sovremennom jetape // Gumanitarnye i social'nye nauki. 2014. № 2. S. 905-908.

Senin V. V. K voprosu o povyshenii jeffektivnosti preduprezhdenija prestupnosti // Obrazovanie i pravo. 2018. № 1. S. 149-154.

Stepanjan Sh. U. Sovremennaja zhenskaja prestupnost' v Rossii i puti ee preduprezhdenija // Rossijskij sledovatel'. 2011. № 8. S. 27-33.

Shvec A. V. Preduprezhdenie moshennichestv, sovershaemyh zhenshhinami : dis. ... kand. jur. nauk. M. : DJuI MVD Rossii, 2015. 217 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.