Научная статья на тему 'Общесоциальные меры предупреждения преступного загрязнения вод'

Общесоциальные меры предупреждения преступного загрязнения вод Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
251
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агарзаева Гюльдесте Агарзаевна

Статья посвящена изучению влияния общесоциальных мер предупреждения преступного загрязнения вод на динамику и состояние преступности в данной области, а также содержит ряд рекомендаций по улучшению сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общесоциальные меры предупреждения преступного загрязнения вод»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 343(470.67)

ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОД

®2010 Агарзаева Г.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена изучению влияния общесоциальных мер предупреждения преступного загрязнения вод на динамику и состояние преступности в данной области, а также содержит ряд рекомендаций по улучшению сложившейся ситуации.

This article is devoted to the study of the influence of general social measures of the prevention of criminal water pollution upon the dynamics and condition of criminality in the given area. It also contains a number of the recommendations on the improvement of the formed situation.

Ключевые слова: меры предупреждения, преступление, загрязнение вод.

Keywords: preventive measures, crime, water pollution.

Экологическая преступность в России прогрессирует очень быстрыми темпами. Главным свидетельством социальной

опасности посягательств на окружающую среду является их высочайшая вредоносность [14].

Реальное улучшение состояния окружающей среды, подвергшейся негативному воздействию от производственной деятельности человека, возможно в большей степени посредством

предупреждения совершения

преступлений в сфере

природопользования, нежели путем выявления и пресечения уже свершившихся экологических

преступлений [11. С. 18].

Деятельность по

предупреждению преступности -часть политики государства по национальной безопасности и борьбе с преступностью. В связи с этим Концепция национальной

безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г.) в разделе

«Обеспечение национальной

безопасности» относит к числу первоочередных задач

предупреждение противоправных деяний [13. С. 101].

На современном этапе предупреждение экологических преступлений ведется по двум направлениям:

- по линии выявления, пресечения, изобличения, наказания виновных, их исправления;

- по линии недопущения и предотвращения преступления мерами профилактики на общесоциальном и специальнокриминологическом уровнях.

Существует следующий ряд мероприятий, способных влиять на антикриминогенные процессы,

способствующие загрязнению вод:

1) разработка и

совершенствование технологий

очистки сточных вод;

2) совершенствование экологического законодательства;

3) усиление контроля за

технологическим процессом

производства в промышленности;

4) совершенствование механизма участия общественности в борьбе с преступным загрязнением вод;

5) усиление персональной ответственности за экологическую обстановку;

6) социально-экологическое воспитание.

Для осуществления этих мероприятий необходимо

разработать единую экологическую концепцию. На основе достоверной информации необходимо

информировать о направлениях природоохранной деятельности, ее правовой базе.

К субъектам профилактики загрязнения вод относятся местные органы власти, органы

государственного и хозяйственного управления, администрации

учреждений и предприятий, органы внутренних дел, адвокатуры и юстиции, суды, общественные организации, отдельные граждане. Местные органы власти обязаны обеспечить соблюдение

экологического правопорядка в соответствии с Постановлениями Правительства РФ (ред. от 17.12.2001) «О специально

уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей

природной среды».

Их реализация позволяет более четко организовать деятельность экологических служб предприятий и организаций. К сожалению, местные органы власти и подчиненные им структуры управления вопросам укрепления законности, а тем более профилактике загрязнения вод не всегда уделяют должного внимания, аргументируя такую позицию тем, что это обязанность

правоохранительных органов [7].

Ведущее значение в общем предупреждении криминологической преступности имеют меры социально-экономического характера, связанные, в частности, с совершенствованием

промышленного производства,

интенсивно воздействующего на окружающую среду,

совершенствованием сельскохозяйственного производства, развитием

оптимальных технологий,

направленных на уменьшение вредного воздействия на

поверхностные и подземные воды.

Антикриминогенное воздействие социально-экономических факторов должно быть тесно увязано с постоянным научно обоснованным, заботливым отношением к состоянию вод, их пригодности к использованию в промышленном, сельскохозяйственном производстве для удовлетворения различных общественных и индивидуальных потребностей.

Задачей общей государственной важности, как отмечают многие ученые, является создание в стране отлаженной, эффективной системы экологического просвещения и воспитания, функционирование которой должно способствовать формированию у населения бережного отношения ко всей природе.

Основная задача экологического воспитания заключается, на наш взгляд, не столько в расширении экологической информации, сколько в формировании экологического мышления [6. С. 13].

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [9. С. 133] экологической культуре и экологическому воспитанию

посвящены гл. XIII и XIV. Ответственность за выполнение этой задачи Закон возложил на Правительство Российской

Федерации (ст. 6) и специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды (ст.

7), осуществление экологического воспитания и образования - на государственные органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8, 9) и органы местного самоуправления (ст. 10), в состав которых входят органы управления образованием с подведомственными образовательными учреждениями.

Принятый в июле 1992 г. Закон Российской Федерации «Об

образовании» [8. С. 150] назвал воспитание любви к окружающей природе одним из принципов государственной политики в области образования (ст. 2). Но при этом нормы данного закона практически не реализуются.

Не последнее место в формировании экологического

мировоззрения и культуры должны занимать образовательные

учреждения, но их работу в данной сфере также можно

охарактеризовать как

малоэффективную. Хотя в Российской Федерации с 1992 г. и стараются создать непрерывную программу экологического

воспитании и просвещения населения, пока это не принесло своих плодов [5].

Попытки заставить людей выполнять природоохранные

требования не всегда результативны именно потому, что сознание и культура еще не достигли того уровня, когда человек воспринимает эти требования как свою внутреннюю потребность, а не как обязанность [4. С. 44].

9 октября 1996 в Народное Собрание Республики Дагестан приняло Закон «Об экологическом образовании населения Республики Дагестан». Преамбула данного закона гласит: «экологическое

образование населения выступает важнейшим условием

осуществления природоохранной политики, формирования

экологической культуры населения и обеспечения его экологической безопасности».

Для координации деятельности органов исполнительной власти и заинтересованных организаций в сфере экологического образования создается Республиканский

межведомственный координационный совет по экологическому

образованию (ст. 7). В его состав входят представители министерств, ведомств, организаций, ведающих вопросами образования, культуры и спорта, науки, учебных заведений, средств массовой информации, экономики, финансов,

здравоохранения и

санэпидемнадзора, труда и

безопасности, специальных

уполномоченных на то

государственных органов в области охраны окружающей природной среды [10. С. 4].

В мерах по предупреждению преступного загрязнения вод

существенна роль воспитательного характера не только молодежи, но и групп населения старших возрастов, воспитание уважения к

природоохранному законодательству и внутренней потребности к их исполнению, а также количественные и качественные усиления природоохранной пропаганды.

Представляет интерес

социологическое исследование, проведенное кандидатом

юридических наук З. Б. Бахмудовым с целью выявления уровня

экологической культуры студентов юридического факультета ДГУ. Так, респондентам был задан вопрос: «Если Вы окажетесь очевидцем экологического преступления,

сообщите ли Вы об этом в правоохранительные органы?».

Ответы на рассматриваемый вопрос распределились таким образом (в процентах): «Да» - 21%; «Скорее да, чем нет» - 28%; «Нет» - 16%; «Скорее нет, чем да» - 21%; «Затрудняюсь ответить» - 14%. Несмотря на то, что количество положительных ответов превалирует над количеством отрицательных, проведенный

анкетный опрос подтвердил наличие гражданской пассивности

(инертности) среди определенной части населения. К таким результатам автор пришел на основании применения правила, вытекающего из основополагающих принципов социальной психологии -человеку свойственно

преувеличивать свою «Добродетель». То есть, в большинстве случаев те респонденты, которые ответили на данный вопрос: «Скорее да, чем нет», «Затрудняюсь ответить» и даже часть ответивших «Да», в реальной ситуации не заявят в правоохранительные органы. Таким образом, лишь менее 20% граждан, ставших очевидцами экологического преступления, обратятся в правоохранительные органы.

Для всестороннего исследования этой проблемы автором также были проведены экспертный опрос и интервьюирование. Данные

конкретно-социологические в

основном лишь подтвердили те результаты, которые были получены путем выборочного опроса (анкетирования) студентов.

Существование скрытых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экологических преступлений, по мнению диссертанта, прежде всего, связано с низкой правовой и экологической культурой населения региона. Уровень экологической культуры, особенно в регионах, где сохранена традиционная

соционормативная этнокультура (в частности, в виде адатов), оказывает значительное влияние на складывающийся уровень правовой культуры общества.

К примеру, в формировании экологической культуры населения Республики Дагестан играет значительную роль сохраненные пережиточные нормы обычного права, которые носят однобокий характер. И это, конечно же, приводит к деформации и проблемам в экологоправовом сознании населения региона.

Далее в рамках диссертационного исследования З. Б. Бахмудовым рассмотрено наиболее актуальное в данной ситуации проявление

соционормативной культуры, а именно существование написанного правила: «не лезть не в свои дела». Это правило сложилось на основе адатов, имеющих длительные

исторические корни.

Наглядным примером того, что правило «не лезь не в свои дела» исходит из норм издревле

сложившегося обычного права (адатов), являются дошедшие до нас исторические памятники права. Так, в своде законов Рустем-хана, принятом в начале XVII века, каждый раздел начинается или

заканчивается словами: «Если рот держать закрытым, будет голова цела. Кто не поступает так, тот

слабоумный» [3. С. 12].

Общественный механизм защиты экологических прав граждан

характеризует возможности граждан обеспечивать соблюдение и защиту своих экологических прав путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные

граждане.

Полномочия общественных

экологических объединений в

области охраны окружающей

природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее конкретизированно они выражены в статье 12 Закона «Об охране окружающей среды».

Практика участия граждан в процессе принятия решений, в том числе и по экологически значимым проблемам, в России и в Дагестане не распространена. Традиционными являются такие формы участия как общественные слушания и общественная экологическая

экспертиза [1. С. 8].

Часто экологи и организации, занимающиеся экологическими проблемами, недооценивают

средства массовой информации как мощный источник силы, способной многое решать в области охраны окружающей среды, а СМИ уделяют недостаточно внимания проблемам экологии, а порой допускают ошибки и неточности при подаче экологической информации.

Иногда журналисты стремятся создать сенсацию любой ценой, преподнося «жареные» факты. Это оказывает вредное воздействие на массовое сознание. К сожалению, радио и телевидение не очень радуют аудиторию, так как экологических передач осталось очень мало [2].

Большую роль в предупреждении экологических преступлений должны сыграть соответствующие комитеты и комиссии, образуемые при структурах исполнительной и законодательной власти.

Проблемы осуществления

общественного контроля как одной из мер профилактики экологических правонарушений были рассмотрены в рамках проведенного в 2008 году круглого стола на тему: «Правовые проблемы государственного,

муниципального и иных видов экологического контроля». Были заслушаны доклады представителей государственной власти, видных российских ученных, а также представителей общественности.

Так, А. В. Яблоков, член-корреспон-дент РАН, председатель фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко», в своем выступлении рассмотрел проблемы

осуществления общественного

экологического контроля в современных условиях. Он отметил,

что система правовой защиты

природы в период с 2000 по 2008 гг. была разрушена.

Результативность правоохранительной деятельности также низка - далеко не все уголовные дела по данным видам преступлений доходят до суда, при этом не по всем из них принимаются соответствующие решения.

Безнаказанность является

причиной высокого уровня

экологической преступности и

большого количества нарушений экологического законодательства.

В настоящее время предстоит создать систему общественного экологического контроля и

общественного экологического

мониторинга заново, а для этого

следует определить их формы и создать нормативную правовую

основу для их осуществления.

Вместе с тем, по словам М. А. Вакулы, есть и определенные сложности в организации и

осуществлении регионального

государственного экологического контроля, одной из основных

проблем которой является

неразграниченность полномочий органов различного уровня, его осуществляющих, обусловленная определенными сложностями в

разграничении подконтрольных объектов. Отсутствует также

надлежащий информационный

обмен между органами различного уровня, являющийся одним из наиболее эффективных средств предупреждения и пресечения экологических правонарушений [12].

В своей научной статье «Экологическая криминология и ее концепция противодействия

экологической преступности» Б. Б. Тангиев высказывает, на наш взгляд, весьма перспективное мнение о необходимости введения в Основной закон страны термина «экологоправовое государство», а также возложить основную ответственность за охрану окружающей природной среды на государство. Таким образом, государство

непосредственно будет отвечать перед гражданами за надлежащее обеспечение всех составляющих окружающей среды.

Идея построения экологического конституционного государства сама

по себе не нова, но, на наш взгляд, заслуживает пристального

рассмотрения. Так, в Японии,

Голландии, Швеции, ФРГ уже ведутся определенные разработки в этом направлении.

По предложению автора, исходным моментом всех законов в сфере окружающей среды должна стать презумпция потенциальной экологической опасности любой планируемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, затрагивающей любую экосистему без исключения.

Отсюда вытекают все правовые механизмы, основанные на выявлении и пресечении в стадии профилактического комплекса, так как по ряду отдельных составов

экологических преступлений

последствия могут носить необратимый характер - по принципу «если допустили и свершилось, то уже не спасти...».

Создание эколого-правового конституционного государства, на первом этапе построения которого достаточно экологизировать весь спектр законов, охватывающих или соприкасающихся с экосистемами, а нормы действующей Конституции

могут быть переосмыслены с

реалиями времени и подвергнуты интерпретации с точки зрения экологичности, должно стать первоочередной задачей

Конституционного Суда и результатом законотворческих

инициатив [14].

Учитывая значимость

общесоциальных мер

предупреждения экологической преступности (в частности, загрязнения вод) и ее влияние на криминологическую картину нашей страны, изучив и проанализировав деятельность органов

государственной власти РФ, местных органов власти, органов

государственного и хозяйственного управления, а также общественных организаций, мы пришли к выводу о малоэффективности предпринимаемых мер. Для того чтоб поправить сложившуюся

ситуацию, на наш взгляд, необходимо предпринять следующий комплекс мер:

1) рассмотреть на

законодательном уровне

предложение Б. Б. Тангиева относительно введение в Конституцию РФ термина

«экологическое конституционное государство»;

2) активизировать и

способствовать законной

деятельности общественного

экологического контроля;

3) повышать уровень

правосознания и правовой культуры как школьников, так и взрослых слоев населения посредством организации встреч с работниками экологического контроля,

просвещения населения о влиянии загрязненной воды на здоровье через СМИ и теле- и радиопередачи;

4) совершенствование

промышленного производства,

развитие оптимальных технологий, направленных на уменьшения вредного воздействия на

поверхностные и подземные воды;

5) и, наконец, по нашему мнению,

назрела необходимость

«экологизации законодательства», то есть проект нормативно-правового акта, даже косвенно касающийся окружающей природной среды, должен пройти государственный экологический контроль или

государственную экологическую экспертизу.

Примечания

1. Алиев О. К. Конституционно-правовые основы охраны окружающей среды в Республике Дагестан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. 26 с. 2. Арутюнов Л. С., Касьяненко М. А. Особенности детерминации и причинности экологических правонарушений // Экологическое право. 2008. № 2. 3. Бахмудов 3. Б. Проблемы латентной экологической преступности (по материалам Республики Дагестан): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. 26 с. 4. Винокуров А. Ю. Через формирование здорового экологического мировоззрения к благоприятной природной среде // Формирование экологического мировоззрения у российских граждан. М. : Изд-во «МНЭПУ», 1998. С. 3-9. 5. Витрук М. Л. Экологическое воспитание и культура нынешнего поколения // Подросток. 2003. № 7. С. 43-47. 6. Гаджиев Г. М. Уголовно-правовой и криминологический анализ незаконной охоты (по материалам Республики Дагестан): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2003. 24 с. 7. Исмаилов П. У. Предупредительные меры профилактики преступного загрязнения атмосферы // Российский следователь. 2007. № 13. Доступ из справочно-правовой системы

«КонсультантПлюс». 8. «Об образовании» Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150. 9. «Об охране окружающей среды» Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133. 10. «Об экологическом образовании населения Республики Дагестан» Закон Республики Дагестан от 09.10.1996 № 17, ред. от 21.11.2003. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 11. Пирмагомедов А. А. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика нарушений правил охраны окружающей среды при производстве работ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2003. 28 с. 12. Пономарев М. В. Правовые проблемы государственного, муниципального и иных вида экологического контроля // Экологическое право. 2008. № 4. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». 13. Страунинг Ю. А. Криминологическая характеристика и предупреждение экологических преступлений в условиях мегаполиса: На материалах г. Москвы и Московской области: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2005. 181 с. 14. Тангиев Б. Б. Экологическая криминология и ее концепция противодействия экологической преступности // Безопасность бизнеса. 2007. № 3. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Статья поступила в редакцию 14.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.