Научная статья на тему 'Новая криминологическая модель профилактики загрязнения окружающей среды'

Новая криминологическая модель профилактики загрязнения окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭКОЛОГИЯ / ENVIRONMENT / CRIME PREVENTION / ENVIRONMENTAL CRIMES / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Забавко Роман Алексеевич

В данной статье предложен вариант криминологической модели профилактики загрязнения окружающей среды. В качестве решения проблемы обозначены комплексное реформирование законодательства, изменение национальной политики в данной сфере, построение гражданского общества и правового государства, формирование экологически ответственных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CRIMINOLOGICAL MODEL OF POLLUTION PREVENTION

The paper offers a criminological model of pollution prevention. The suggested solution to the problem includes a complex legislative reform, a change of national policy in this sphere, creation of civil society and constitutional state, development of environmental consciousness.

Текст научной работы на тему «Новая криминологическая модель профилактики загрязнения окружающей среды»

УДК 343.9(47) Р.А. Забавко

ББК 67.515

НОВАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В данной статье предложен вариант криминологической модели профилактики загрязнения окружающей среды. В качестве решения проблемы обозначены комплексное реформирование законодательства, изменение национальной политики в данной сфере, построение гражданского общества и правового государства, формирование экологически ответственных граждан.

Ключевые слова: окружающая среда, предупреждение преступности, экологическая преступность, экология.

R.A. Zabavko

NEW CRIMINOLOGICAL MODEL OF POLLUTION PREVENTION

The paper offers a criminological model of pollution prevention. The suggested solution to the problem includes a complex legislative reform, a change of national policy in this sphere, creation of civil society and constitutional state, development of environmental consciousness.

Key words: environment, crime prevention, environmental crimes, ecology.

Современное состояние окружающего природного мира, а именно его составляющих - атмосферы, вод, почв, находится в состоянии деградации, наблюдается заметный рост токсичных выбросов, о чем свидетельствует статистика1. Под угрозой существования оказалась естественная среда, в которой живет человек. Экологический кризис примерно с середины прошлого века стал одной из основных опасностей, которые могут привести к гибели человечества либо к глобальному осложнению большинства социально-экономических и политических отношений, способен повлиять на изменение геополитических составляющих мира.

Особое значение экологическому кризису придает современная глобализация мира. В настоящее время вопросы загрязнения окружающей среды вышли за рамки компетенции отдельных государств и являются межнациональными. Так, загрязнение вод реки Сунгари, впадающей в Амур, которое произошло вследствие технологической аварии 13 ноября 2005 г. на одном из предприятий в Китае, явилось причиной экологического бедствия в приграничных районах на востоке России2.

1 См., например: Маккибен Б. Страшные цифры: эссе // National Geographic. Россия. 2007. Ноябрь. С. 97-98.

2 Китай принес извинения России за загрязнение Амура (по материалам информационного агентства News.RU: http:// www.newsru.com/world/26nov2005/kitaizv.html (26.11.2005).

Таким образом, загрязнение окружающей среды в отдельном государстве может привести к непоправимым последствиям для всего мира. Данное явление даже получило особое название - «экологическая глокали-зация», т. е. возможность глобальных экологических последствий в связи с локальными событиями. Мировое сообщество стремится влиять на состояние преступности, связанной с загрязнением окружающей среды в отдельных государствах. Для достижения повышенного контроля со стороны государства в сфере экологии, в частности, принята Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного права3. Создание новой модели соответствует нормам Конституции Российской Федерации.

Статистика свидетельствует о том, что темпы загрязнения растут в геометрической прогрессии и прогнозируется дальнейшее ухудшение экологической обстановки4. Имеется в целом неблагоприятная динамика объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ5. Так, выбросы загрязняющих веществ

3 Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного права (ETS № 172). Заключена в г. Страсбурге

4 ноября 1998 г. // СПС «КонсультантПлюс».

4 Стратегия устойчивого развития России. Основные положения. Ч.1 // Экос. 2005. № 2. С. 47.

5 Общая характеристика загрязнения окружающей среды в

субъектах РФ // Государственный доклад МПР о состоянии ок-

ружающей среды за 2006 год. Ч. 5. Разд. 1. М., 2006. С. 3.

© Р.А. Забавко, 2008 41

криминологический

Жчнал ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

РГУЭП

в атмосферу с 18,5 млн тонн в 1999 г. увеличились до 20,6 млн тонн в 2006 г. Специалисты отмечают, что латентность преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды, превышает 90 %.

Ухудшение экологии во всем мире специалисты различных отраслей связывают с усложнением организации мировой экономики, промышленным ростом и отсутствием соответствующей превентивной политики6. На фоне наметившегося промышленного роста в России, заявлений политиков о предстоящем экономическом подъеме и отсутствии национальной политики в сфере экологии государство в перспективе неспособно противостоять неблагоприятным тенденциям экологической преступности. Зарубежные специалисты также говорят о дальнейшем увеличении антропогенного воздействия на окружающую среду вследствие использования ресурсов производства в капиталистическом мире, открывающихся в процессе де-рурализации, т. е. активного использования ресурсов дешевой рабочей силы в результате привлечения человеческих ресурсов стран «третьего мира» с использованием технологий промышленно развитых стран7.

В связи с вышесказанным необходимость реформирования криминологической модели профилактики загрязнения окружающей среды является актуальной проблемой. Однако в настоящее время существует масса сдерживающих факторов, которые тормозят или делают невозможным проведение соответствующих преобразований.

Разработка новой криминологической модели профилактики предполагает изучение детерминант экологической преступности.

Причины данного вида преступности в основном имеют экономический характер. Рационализация всех сфер общественной жизни, глобальное развитие капитализма повлекли за собой формирование особого отношения к природе и всему, что нас окружает. Основа современной мировой экономики -капитализм и его важное качество - стремление к аккумуляции капиталов. Накопление капиталов предполагает наименьшие

6 См., например: Гиденс Э. Ускользающий мир: как глобализация влияет на нашу жизнь / пер. с англ. М., 2004.

7 Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века / пер. с англ.; под ред. В.Л. Иноземцева. М., 2003. С. 110.

затраты и наибольшие прибыли от деятельности. Развитие технологий, усложнение общественных отношений, увеличение налогового бремени позволяют и заставляют переносить издержки на окружающую среду. Экономическая целесообразность не дает субъектам экономики возможности экономически выгодно препятствовать экологически вредным последствиям. Экономическая целесообразность создает основу для совершения преступлений в сфере загрязнения объектов природного мира.

Зарубежные и отечественные авторы считают сложившуюся ситуацию в экономике основной причиной экологических правонарушений. В России в настоящее время загрязнение окружающей среды фактически происходит с молчаливого согласия властей всех уровней. Отсутствие экологических издержек и возможность повышать рентабельность производства за счет увеличения воздействия на окружающий мир позволяют субъектам экономики эффективно накапливать капитал, а государству получать финансовые поступления в казну. Таким образом, государство использует резервы природы, чтобы решать собственные проблемы в недолгосрочной перспективе. В настоящее время этому, к сожалению, не существует альтернативного решения8.

Глобальные тенденции развития рассматриваемого вопроса свидетельствуют о том, что высокоразвитые страны стремятся решать собственные экологические проблемы за счет менее развитых государств, тех, которые слабее по экономическим, политическим, военным и иным показателям. Так, ввоз отходов опасных производств на территорию России9 является стратегическим поражением национальной системы экологии и противоречит политике национальной безопасности10. Перемещение опасного производства и его отходов соответствует стратегии Западного мира, согласно которой экологические издержки производства должны принимать на

8 См., например: Самончик О.А. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном аспекте // Государство и право. 2006. № 12. С. 61—69.

9 См.: Россия скупает чужие «хвосты»: (по материалам информационного портала Иркутской области БАБР.РУ): http://www.babr.ru/index.php?pt=news&event=v1&IDE=4281 9 (25.01.2008).

10 См.: Стратегия устойчивого развития России. Основ-

ные положения. Ч. 1 // Экос. 2005. № 2.

£riminology

Р.А. ЗАБАВкО. Новая криминологическая модель профилактики загрязнения окружающей среды 2ч"та1<*

QNUEL

себя страны, технологически отсталые11. Это оправдывается якобы низкой концентрацией опасного производства в некоторых регионах планеты. Однако этот довод применительно к России безоснователен.

Уголовное законодательство, наряду с иными нормами, устанавливает ответственность за загрязнение окружающей среды. Данные нормы способны дать положительный эффект только при должной их реализации на комплексной основе с участием специализированных органов. Правоохранительная система большинства государств, в том числе и России, не в состоянии эффективно бороться с преступным загрязнением окружающей среды.

Существующая криминологическая модель профилактики загрязнения окружающей среды несостоятельна по ряду причин. Система профилактики преступлений построена таким образом, что статистика играет в ней определяющую роль. Специализированные подразделения, а также следственный аппарат министерства юстиции, прокуратура, криминальная милиция и милиция общественной безопасности не заинтересованы в заметных изменениях основных показателей отдельных видов и всей преступности в целом. Для органов внутренних дел, к сожалению, наиболее приемлемыми являются совершенно незначительные статистические изменения. Это связано с тем, что система репрессивна к собственным кадрам из-за любого заметного роста числа совершенных правонарушений. Проведение природоохранных мероприятий в нашем государстве не имеет комплексного характера, следовательно, рассчитывать на системное улучшение показателей не приходится. Для правоохранных органов это чревато нарушением статистической политики и способно создать дисбаланс показателей в рамках отчетных периодов. Именно поэтому количество регистрируемых правонарушений фактически определяется рамками предыдущего отчетного периода.

Среди населения государств со слаборазвитым гражданским обществом (Россия в том числе) распространена точка зрения, что участвовать в профилактике загрязнения окружающей среды отдельный гражда-

11 См.: Валлерстайн И. Указ. соч. С. 107.

нин не может, что его действия неспособны принести положительных для экологии результатов. Это связано с рядом особенностей, прежде всего национальным менталитетом. Следует отметить, что в России сформировалась неблагоприятная общесоциальная среда для развития экологически ответственной личности. Это связано с обширностью территории, мнимой неисчерпаемостью экологических ресурсов.

Кроме того, историческое продвижение Российского государства, прежде всего на север и восток, было связано с постоянной борьбой людей с природой, что сформировало своеобразное противопоставление человека окружающей среде. Низкая правовая культура населения тоже способствует формированию экологически безответственных граждан, и желание пренебречь законами или обойти их является одной из причин формирования личности экологического преступника. Коллективизм советского общества не способствовал формированию экологической ответственности, так как коллективная вина за совершение экологического преступления не охватывалась советским уголовным правом.

Индустриализация, приведшая к глобальному ухудшению экологической обстановки, росту экологической преступности, особенно на территории современного Сибирского федерального округа, оправдывалась идеологически.

Одна из причин роста преступного загрязнения окружающей среды - неадекватное состояние современного законодательства в данной сфере. Довольно часто правовые акты субъектов Федерации дублируются, как в случае с Экологическим кодексом Республики Башкортостан12. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»13, по мнению специалистов, является менее эффективным, чем предыдущий, который принимался при наличии иных общественных отношений14.

12 См.: Тангиев Б.Б. Экологическая преступность — основная угроза национальной безопасности России: (уголовно-правовое исследование). СПб., 2004. С. 10.

13 Федеральный Закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. ФЗ от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ) // Парламентская газета. 2002. № 9.

14 См.: Бринчук М.М., Дубовик О.Л. Федеральный закон

«Об охране окружающей среды»: теория и практика // Государство и право. 2003. № 3. С. 30-41.

криминологический

Жчнал ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

РГУЭП

Мировое сообщество не в состоянии эффективно контролировать ситуацию в сфере экологии. Отдельные механизмы, например, создание Глобального Экологического Фонда15, не решают проблему в целом, принося только локальные результаты.

Следует отметить, что к моменту постановки проблемы формирования новой криминологической системы профилактики загрязнения окружающей среды сама проблема характеризуется следующим образом:

1. Загрязнение окружающей среды - глобальная проблема современности, в той или иной мере затрагивающая все государства.

2. Рост числа загрязнений окружающей среды выгоден экономически большинству субъектов правоотношений. Производитель имеет механизм повышения рентабельности производства, государство - надежный источник пополнения казны, граждане - рабочие места, политические партии, правозащитные и экологические организации - поле деятельности.

3. Проблема далека от разрешения. Кроме того, не создается эффективного пространства для ее преодоления, решение проблемы требует вложения колоссальных ресурсов.

4. Экологическая преступность способствует усугублению экологического кризиса в целом.

5. Проблема решения вопроса экологии откладывается, и издержки переносятся в слаборазвитые, прежде всего экономически, районы планеты.

6. Отсутствует необходимый опыт деятельности субъектов профилактики преступлений данного вида - человечество впервые сталкивается с указанной проблемой.

7. Главным субъектом профилактики обязано выступить государство.

Изменение государственной политики, по-видимому, должно сопровождаться глобальным изменением законодательства, проведением множества научных изысканий, изменением системы мониторинга, в том числе и ее технической составляющей. Актуальна проблема пересмотра системы внедрения новых технологий в производство и управление. Данные мероприятия являются дорогос-

15 См., например: Казаков Ю.Е. Охрана природы. Международные организации, конвенции и программы / под. ред. Ю.Е. Казакова. М., 1995.

тоящими даже на уровне государства. Новая система по определению обязана вскрыть многие нарушения различных субъектов, связанных с экологическим управлением, что выразится в привлечении к ответственности различных лиц. Все это сдерживает проведение необходимой реформы, препятствует созданию новой модели профилактики загрязнения окружающей среды комплексного характера.

Синергетический анализ сложного явления экологической преступности показывает, что проблема явилась следствием самоорганизации локальных причин в рамках сложившихся условий. В настоящее время экологический кризис - сложная система, и высокая ее организация не позволяет при устранении отдельных элементов причинного комплекса коренным образом изменить ситуацию.

Основная причина развившегося кризиса, как было сказано выше, - специфика капиталистических отношений в обществе. Устранение этих отношений невозможно в принципе, так как с ними связано развитие всего цивилизованного мира. Однако имеется возможность использования методов самой системы для изменения сложившейся обстановки. Несмотря на то, что убытки экономического характера от вреда, нанесенного экологии преступными действиями, по подсчетам некоторых специалистов, равны половине национального дохода России16, данный ущерб не обозначается в качестве основного в рамках докладов различных органов и лиц. Не фигурирует проблема и в современных проектных изысканиях научно-исследовательских и проектных институтов.

Для рядовых граждан проблемы, например, инфляции национальной валюты, гораздо ощутимее в экономическом плане. Это связано с существованием особой системы оценки объектов окружающего мира, и прежде всего атмосферного воздуха, внутренних и внешних вод. Существующая концепция предельно допустимых выбросов не способствует вовлечению указанных объектов в экономические взаимоотношения. Например Федеральный закон «Об охране атмос-

16 См.: Лисаускайте В.В. Национальные и международно-правовые проблемы современного экологического права: учеб.-метод. комплекс. Иркутск, 2007. С. 217.

£г1'тто1оду

Р.А. ЗАБАВкО. Новая криминологическая модель профилактики загрязнения окружающей среды 2ч"та1<*

0ШЕ1

ферного воздуха»17 - сугубо декларативный документ, фактически препятствующий развитию принципа платного природопользования. Думается, данный принцип должен реализовываться посредством прямой оценки указанных объектов. В настоящее время необходимо повысить их нормативную стоимость до реальной. Необходимо оценивать рыночную стоимость загрязненных («испорченных») объектов, а также тех объектов, которые могут подвергнуться такому загрязнению. Как показала практика, оценка вреда, причиненного природе, является неэффек-тивной18. В отдельных случаях природная среда достаточно устойчива к изменениям и вред самой системе приносится незначительный, хотя реальная стоимость ущерба высока. Таким образом, сложившаяся ситуация способствует созданию опасных производств в относительно нетронутых человеком местах (именно там природные комплексы еще в состоянии противостоять антропогенному воздействию). Оценка вреда, исходя из стоимости нарушенных объектов окружающего мира, а не из размера ущерба, увеличит число возбужденных уголовных дел и способна дать положительные результаты в рамках борьбы с преступностью.

Государство, являясь фактическим собственником природных ресурсов, не заинтересовано в их сохранении именно вследствие их невысокой стоимости. Попытки смены собственника, которые имели место, не способны решить проблему по той же причине. Конкретным шагом по повышению стоимости объектов окружающего мира может стать изменение статей главы 26 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а также иных его статей, касающихся охраны объектов окружающего мира, с целью связи ущерба от загрязнения не с ущербом природным системам, а с ущербом собственнику. Повышение стоимости объектов природного мира соответствует национальной экологической доктрине19.

17 Федеральный Закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. № 18.

18 См., например: Лавыгина И.В. Некоторые проблемы определения последствий экологических преступлений // Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью: сб. науч. тр. Иркутск, 2003. Вып. 1. С. 125-134.

19 См. подробнее: Васильева М.И. О юридических направлениях национальной экологической доктрины // Экологи-

ческое право. 2002. № 1. С. 18-21.

Основной способ заставить субъектов общественных отношений не загрязнять окружающий мир - сделать это загрязнение невыгодным. Этому может способствовать внедрение новейших природоохранных технологий, экологическое страхование, повышение санкций за экологические правонарушения, повышение стоимости объектов окружающей среды, проведение мониторинга. Почти все вышесказанное декларировалось в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», однако за время его действия он так и остался декларацией.

Важным вопросом в новой системе криминологической профилактики является вопрос о способах перераспределения рисков и издержек. Это связано со спецификой рыночных отношений в капиталистическом мире. Риски в рамках современного общества имеют собственную цену, и их перераспределение способствует направленному движению и работе капиталов. Экологическое страхование способно качественно повлиять на внедрение новых природоохранных технологий. Издержки экологически безопасного производства государство имеет право перекладывать на субъекты, не желающие модернизировать производство. Однако такое решение проблемы будет эффективно только в условиях повышенной ценности объектов природного мира вкупе с антикоррупционной политикой.

Положительный эффект возможен лишь в результате реального внедрения новых технологий экологической безопасности, поэтому необходимо стимулирование науки в данном направлении.

Экострахование в перспективе имеет следующие функции: превентивную, контрольную, компенсационную, социальную, информационную20.

Один из эффективных примеров необходимого повышения стоимости указанных объектов и положительных результатов данного явления - развитие туристического бизнеса в ряде европейских государств. Туризм экономически основан на благоприятном окружающем мире, и в результате изменения ценностей он практически вытеснил опас-

20 См. подробнее: Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий РФ: (правовые основы экологического страхования и экологического аудита): учеб. пособие. М., 1998. С. 62.

криминологический

Жчнал ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

РГУЭП

ные производства из районов своего распространения. Благодаря этому экологическая преступность в таких районах резко сократилась. При этом уровень экономического развития в туристических регионах выше, чем во многих промышленных.

Повышение стоимости экологических объектов, подвергающихся загрязнению, обязательно повлечет за собой создание эффективного контрольного органа. Важен тот факт, что стоимость указанных объектов не должна быть ниже мировой стоимости. Этим возможно решение проблемы неконтролируемого экспорта ресурсов как основы указанных преступлений.

Экономически неверно в плане осуществления перспективной политики в данной сфере импортировать опасные вещества, материалы и технологии на территорию России. Это обусловлено тем, что наше государство становится субъектом приобретения рисков, стоимость которых в западных странах очень высока. Это вновь связано с низкой стоимостью рассматриваемых природных объектов. Таким образом, национальная экономика принимает на себя издержки экологически вредного производства западных государств.

Проведение указанной политики при существующих моделях производства непременно приведет к снижению государственных доходов и способно резко сократить производство. Защитой от этой опасности должно стать использование резервов финансово-кредитной системы как основного механизма движения материальных ресурсов, кредитования соответствующих модернизационных технологий. Думается, что средства национальных стабилизационных фондов, получаемые от разработки природных ресурсов, могут быть использованы для указанных целей.

Важной составляющей новой криминологической модели профилактики загрязнения окружающей среды, наряду с изменением экономических балансов, должно стать повышение уровня правовой культуры населения. Основа этого - повышение значения экологических и иных прав граждан, общества и государства, что, в свою очередь, связано с изменением некоторых особенностей менталитета.

В настоящее время остро стоит проблема экологического нигилизма - ярко выраженного пренебрежения объектами окружающей среды. Экологический нигилизм связан с игно-

рированием собственных экологических прав и обязанностей, а также прав и обязанностей иных субъектов общественных отношений. Имеются случаи перерождения экологического сознания, в результате которого экологические ценности теряют стоимость. Для лиц с таким сознанием характерно стремление уничтожать, разрушать для реализации собственных психологических комплексов и экономических потребностей. Результат - объекты окружающей среды становятся, в лучшем случае, инструментом достижения собственных жизненных целей. Свидетельство этому -такие трагические последствия, как разгром лагеря активистов охраны природы в Иркутской области летом 2007 г.

Личность преступника, являясь основным элементом криминологической характеристики преступности, прямо связана с криминологической системой профилактики. Современная отечественная наука криминология, достигнув высокого уровня в изучении отдельных преступных типов, уделяет необоснованно мало внимания изучению личности экологического преступника. Во многом это происходит из-за фактического отсутствия следственно-судебной практики по делам о загрязнении окружающей среды21, особенно в Сибирском федеральном округе.

Сегодня назрела необходимость комплексного реформирования национального сознания в сфере отношения к природе. Необходимо повышение уровня экологического образования людей, например, введение в образовательную систему среднего школьного образования предметов «Экология», «Экологическая безопасность», «Охрана природы» и т. д. Массовые мероприятия по очистке природы, оплачиваемые соответствующим образом, а также соответствующие агитационные акции на международном уровне способны привести к улучшению экологии. Наличие результатов расследования уголовных дел с привлечением виновных лиц к ответственности, адекватной их преступлениям, способно сыграть превентивную роль в формировании должного правосознания. Этому будет способствовать и создание авторитетного среди населения органа по охране природной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 См.: Тангиев Б.Б. Экокриминология (oikoscгimelogos). Парадигма и теория. Методология и практика правоприменения. СПб., 2005. С. 130.

£г1'тто1оду

Р.А. ЗАБАВкО. Новая криминологическая модель профилактики загрязнения окружающей среды 2ч"та1<*

0ШЕ1

Важная часть эффективной криминологической политики в сфере охраны объектов природного мира от загрязнения - приведение национального законодательства в соответствие с реалиями современного общества. Проведение комплексного криминологического исследования проектов нормативно-правовых актов - важный инструмент создания эффективной законодательной базы для предотвращения указанных преступлений. Криминолого-экологическая экспертиза современных законов, правовых актов исполнительной власти является важной частью создания нового законодательства.

Уголовное законодательство Российской Федераци, призванное обеспечить защиту элементов окружающей среды, в настоящее время недостаточно эффективно, что обусловлено рядом причин, основная из которых связана с недостатками всего комплекса экологической нормативной базы. Ввиду отсылочного характера норм особое внимание следует обратить на качество нормативов. В этой связи показателен опыт иностранных государств, особенно ФРГ. В Германии основная масса экологического законодательства объединена в единый кодифицированный источник - Экологический кодекс, в котором нет дублирования различных положений, противоречивости, свойственных российскому законодательству в сфере экологии. В рамках формирования новой криминологической модели профилактики преступного загрязнения окружающей среды этот опыт весьма актуален.

Создание новой криминологической модели профилактики загрязнения окружающей среды предусматривает создание новых органов управления и охраны в сфере экологии. Думается, что охранный орган должен обладать полицейскими функциями, высокой степенью централизации и вертикальной организацией в сфере защиты прав субъектов экологии. Подчинение федеральному центру необходимо для того, чтобы орган не зависел от местных властей. Деятельность такого органа, по-видимому, должна складываться из следующих направлений:

1) пресечение совершающихся преступлений;

2) предупреждение экологической преступности;

3) предварительное расследование экологических преступлений.

4) проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Создание такого органа возможно на базе современного МВД в качестве отдельного направления деятельности. Примером может служить существование такого органа, как Управление внутренних дел на транспорте.

Деятельность экологической полиции должна отделяться от работы иного органа -контрольного. Этот орган должен обладать меньшей централизацией, иметь законодательные механизмы участия в исполнительной деятельности соответствующих органов в субъектах Российской Федерации, должен участвовать в распределении природных ресурсов и осуществлять контроль в этой сфере. В структуре данного органа необходимо наличие научно-исследовательских и проектных институтов для разработки соответствующих программ экологического развития. Этот орган может иметь статус федерального министерства.

Важной частью реформы является совершенствование системы взаимодействия правоохранительных органов. Необходимо уменьшение числа природоохранных органов при одновременном увеличении штата сотрудников контрольных и инспекционных подразделений. Это позволит сократить время исполнения поручений органов предварительного расследования и оперативного реагирования. Комплексное совмещение методов гласного и негласного характера, проводимых оперативными органами экологической безопасности, необходимо для повышения эффективности их деятельности, а также деятельности иных подразделений.

Особое значение в системе органов экологической безопасности занимает природоохранная прокуратура. В настоящее время она является действительно эффективным подразделением и совершенствование ее деятельности возможно в рамках развития, предлагаемых Генеральной прокуратурой22.

Таким образом, создание новой криминологической модели профилактики загрязнения окружающей среды - актуальная проблема современности и ее реализация соответствует доктрине национальной безопасности.

22 См., например: Чайка Ю.Я. О ходе реформирования и основных направлениях деятельности органов юстиции // Адвокат. 2005. № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.