Научная статья на тему 'ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЛИЦАМИ, РАНЕЕ ОТБЫВАВШИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЛИЦАМИ, РАНЕЕ ОТБЫВАВШИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
наказание / общесоциальное предупреждение / осужденный / преступление / рецидив / учреждение / уголовно-исполнительная система / punishment / general social warning / convict / crime / recidivism / institu-tion / penal system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Кунц

В статье отмечается, что в настоящее время наблюдается существенное увеличение количества тяжких и особо тяжких преступлений. Значительная часть преступлений совершается лицами, ранее отбывавшими наказание за со-вершение умышленных преступлений. При таких условиях распространение полу-чает рецидивная преступность, что создает благоприятную основу для распро-странения новых тяжких и особо тяжких преступлений. В связи с этим особую значимость приобретает предупреждение рецидива преступлений лицами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы. Автор отмечает, что общее предупреждение рецидива преступлений пред-полагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на изменение поведения личности правонарушителя и уничтожение или снижение действия обстоятельств, оказывающих значение на совершение преступлений. Таким образом, общесоциальный уровень предупреждения рецидива преступ-лений лицами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, предпола-гает создание общих условий для нормальной, благоприятной жизни всех без ис-ключения граждан. Делается вывод, что такие меры имеют различную направ-ленность, а их совокупность направлена на предупреждение любого вида пре-ступности, в том числе рецидивной, что в свою очередь имеет существенное значение для обеспечения безопасности осужденных и сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF GENERAL SOCIAL PREVENTION OF RECURRENT CRIME

The article notes that currently there is a significant increase in the number of grave and especially grave crimes. A significant part of the crimes is committed by persons who have previously served a sentence for committing intentional crimes. Under such conditions, recidivism becomes widespread, which entails the prerequisites for creating a favorable basis for the spread of new grave and especially grave crimes. In this con-nection, the prevention of recidivism of crimes by persons who have previously served a sentence of imprisonment is of particular importance. The author notes that the general prevention of recidivism of crimes involves the implementation of a system of economic, organizational, industrial, technical, legal and educational measures aimed at changing the behavior of the personality of the offender and the destruction or reduction of the circumstances that have an impact on the com-mission of crimes. Thus, the general social level of preventing the recurrence of crimes by persons who have previously served a sentence of imprisonment implies the creation of general con-ditions for a normal, favorable life for all citizens without exception. It is concluded that such measures have a different focus, and their totality is aimed at preventing any type of crime, including recidivism, which in turn is essential for ensuring the safety of con-victs and employees of institutions of the penitentiary system.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЛИЦАМИ, РАНЕЕ ОТБЫВАВШИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

УДК 343.85

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/90-98

Е. В. Кунц

ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЛИЦАМИ, РАНЕЕ ОТБЫВАВШИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В статье отмечается, что в настоящее время наблюдается существенное увеличение количества тяжких и особо тяжких преступлений. Значительная часть преступлений совершается лицами, ранее отбывавшими наказание за совершение умышленных преступлений. При таких условиях распространение получает рецидивная преступность, что создает благоприятную основу для распространения новых тяжких и особо тяжких преступлений. В связи с этим особую значимость приобретает предупреждение рецидива преступлений лицами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

Автор отмечает, что общее предупреждение рецидива преступлений предполагает осуществление системы экономических, организационно -производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на изменение поведения личности правонарушителя и уничтожение или снижение действия обстоятельств, оказывающих значение на совершение преступлений.

Таким образом, общесоциальный уровень предупреждения рецидива преступлений лицами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, предполагает создание общих условий для нормальной, благоприятной жизни всех без исключения граждан. Делается вывод, что такие меры имеют различную направленность, а их совокупность направлена на предупреждение любого вида преступности, в том числе рецидивной, что в свою очередь имеет существенное значение для обеспечения безопасности осужденных и сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: наказание; общесоциальное предупреждение; осужденный; преступление; рецидив; учреждение; уголовно-исполнительная система.

Для цитирования: Кунц Е. В. Общесоциальное предупреждение рецидива преступлений лицами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы // Вестник Кузбасского института. 2023. № 2 (55). С. 90-98. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/90-98.

© Кунц Е. В., 2023 © ^^ E. V., 2023

E. V. Kunz

PROBLEMS OF GENERAL SOCIAL PREVENTION OF RECURRENT CRIME

The article notes that currently there is a significant increase in the number of grave and especially grave crimes. A significant part of the crimes is committed by persons who have previously served a sentence for committing intentional crimes. Under such conditions, recidivism becomes widespread, which entails the prerequisites for creating a favorable basis for the spread of new grave and especially grave crimes. In this connection, the prevention of recidivism of crimes by persons who have previously served a sentence of imprisonment is of particular importance.

The author notes that the general prevention of recidivism of crimes involves the implementation of a system of economic, organizational, industrial, technical, legal and educational measures aimed at changing the behavior of the personality of the offender and the destruction or reduction of the circumstances that have an impact on the commission of crimes.

Thus, the general social level ofpreventing the recurrence of crimes by persons who have previously served a sentence of imprisonment implies the creation of general conditions for a normal, favorable life for all citizens without exception. It is concluded that such measures have a different focus, and their totality is aimed at preventing any type of crime, including recidivism, which in turn is essential for ensuring the safety of convicts and employees of institutions of the penitentiary system.

Keywords: punishment; general social warning; convict; crime; recidivism; institution; penal system.

For citation: Kunz E. V. Problems of general social prevention of recurrent crime. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 2 (55), p. 90-98. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/2(55)/90-98.

По состоянию на 1 января 2023 г. в веществ, убийство, изнасилование,

учреждениях уголовно-исполнительной насильственные действия сексуального

системы Российской Федерации (далее характера, умышленное причинение

— УИС) содержалось 418215 подозрева- тяжкого вреда здоровью, кражу [4]. емых, обвиняемых и осужденных, в том Вышеизложенное актуализирует

числе впервые отбывают наказание в проблему необоснованного расширения

виде лишения свободы 31,2 % от общей и применения такого основного вида

численности лиц, содержащихся в учре- уголовного наказания, как лишение сво-

ждениях УИС; отбывают наказание вто- боды. Увеличение числа граждан Рос-рой раз — 12,8 %; третий и более раз — сийской Федерации, составляющих эту

29 %. Наибольшее число лиц, отбываю- среду, способствует самодетерминации

щих наказание в исправительных учре- преступности, увеличению количества

ждениях, осуждены за преступления, лиц, имеющих судимость, в силу приоб-

связанные с незаконным оборотом ретенного ими статуса не имеющих до-

наркотических средств и психотропных ступа к широкому кругу направлений

реализации профессионального, творческого и иного личностного потенциала.

В последнее десятилетие в Российской Федерации уровень рецидивной преступности был относительно постоянен, что указывает на то, что усиление репрессий и ужесточение режима содержания преступников никак не снижает уровень преступности, и это подтверждает неэффективность предупредительной деятельности в отношении лиц, совершающих повторные преступления.

Рецидив увеличивает уголовную ответственность наказуемого, так как по-вторность совершения преступного деяния влечет большую общественную опасность [2, с. 111]. Таким образом, ужесточение наказания ведет к ожесточению осужденного и еще более жестокому рецидиву.

Вместе с тем следует согласиться с А. В. Шеслером, что в обществе отсутствуют эффективные средства воздействия на криминализируемое деяние кроме уголовного закона. Игнорирование этого обстоятельства приводит к неэффективности уголовно-правового запрета [9, с. 138].

На положительном фоне снижения первичной преступности негативной тенденцией является несущественное снижение рецидива.

Решение проблем в пенитенциарной сфере может быть только комплексным [5, с. 472].

Снижению числа рецидива среди лиц, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, способствует ряд общесоциальных мер, к которым следует отнести совершенствование условий и качества жизни населения, повышение медицинского и социального обеспечения.

Стабилизация экономики, рост производства, обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, а также снижение уровня безработицы среди населения позволит ликвидировать значительное расслоение в обществе по материальному обеспечению граждан, искоренить такой слой населения, который не имеет постоянного источника дохода, а потому входит в группу потенциальных правонарушителей.

Повышение жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, создание благоприятных условий жизни граждан создадут позитивные предпосылки для экономического развития.

Организация и проведение психологической работы на всех этапах жизни, начиная с дошкольного возраста, позволит повысить правосознание и привить отрицательное отношение к совершению преступных и противоправных деяний.

Поддержка в сохранении института семьи, материнства и детства, а также обеспечение доступной помощи жертвам семейного насилия, информационное содействие реализации потерпевшими их прав на защиту поможет усилить роль социальных институтов, которые будут способствовать повышению нравственности, формированию у каждого человека моральных принципов, правильной системы ценностей и целей в жизни, а также культурного уровня.

Целесообразно установить более жесткую систему контроля за лицами, склонными совершать противоправные деяния — не только преступления, но и правонарушения. Разработать систему выявления таких лиц, ставить их на учет, привлекать к ответственности, установить контроль за их жизнью и осуществ-

лять необходимые профилактические мероприятия с ними, в том числе на индивидуальном уровне. Безусловно, это порождает необходимость создания надлежащей правовой основы для деятельности правоохранительных органов, в том числе совершенствование правовой базы; активное сотрудничество в вопросах профилактики правонарушений с добровольными народными и казачьими дружинами, участвовавшими в мероприятиях по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений.

Необходимо повсеместно принять закон на территории всех субъектов РФ «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы». Данный закон уже принят и действует в некоторых субъектах Российской Федерации. В данных нормативно-правовых актах указано, что соответствующие органы государственной власти наделены обязанностью помощи тем лицам, которые освобождены из учреждений уголовно исполнительной системы. Например, увеличить размер единовременного пособия, которое может быть выдано осужденному, освобождающемуся из мест лишения свободы, и предоставить ему бесплатную юридическую помощь.

Отечественное законодательство должно более точно соответствовать настоящим реалиям в государстве, учитывать возможность развития криминальной ситуации в наиболее криминогенных отраслях народного хозяйства.

К системе общесоциальных мер также относится криминологический прогноз, значение которого состоит в возможности предсказания определенных криминогенных последствий реализации тех или иных направлений госу-

дарственной политики в различных сферах, а также в возможности на основе полученной информации выбрать пути по устранению указанных негативных последствий, их нейтрализации.

Основу данного прогноза составляет экспертиза нормативно-правовых актов, проводимая с целью выявления воздействий на преступность, ее составляющие и систему мер борьбы с ней.

Значительное влияние на предупреждение совершения повторных преступлений оказывает духовно-нравственный потенциал личности, который складывается на основе культуры, моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов каждой конкретной личности.

Перечень мер, применяемых в целях профилактики рецидива преступлений, находит свое закрепление в законодательных и подзаконных актах. В соответствии с нормами гражданского законодательства определяется такая профилактическая мера, как ограничение в дееспособности. Данная мера позволяет ограничить свободу действий лица, злоупотребляющего спиртными напитками, имеющего зависимость к азартным играм.

В свою очередь, следует признать, что указанные виды антиобщественного поведения могут выступить в качестве предпосылки для совершения преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких.

Отдельно следует остановиться и на мерах, закрепленных в положениях действующего трудового законодательства. При осуществлении трудовой деятельности граждане формируют собственные доходы. Величина таких доходов, их соответствие объему потребностей человека могут выступать в качестве предпо-

сылки для совершения преступных посягательств. В частности, при отсутствии постоянного места жительства могут быть приняты меры, направленные на незаконное завладение жилыми помещениями в результате «ликвидации» собственника, иного законного владельца [8, с. 51].

Совершенствование ресоциализации осужденных должно осуществляться путем разработки комплексной федеральной дорожной карты ресоциализации и реального включения в гражданское общество лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него. Карта — это межотраслевой акт, включающий нормы различной отраслевой принадлежности, нацеленные на разрешение указанной проблемы. Для того чтобы воплотить данную цель, необходима совместная работа государства, общества, науки и бизнеса. Благодаря совместной работе этих групп получится разработать основные положения по ре-социализации освобожденных и отбывших уголовное наказание лиц [3, с. 128].

Вопросы противодействия рецидива преступлений находят свое отражение и в нормах иного отраслевого законодательства. Преимущественное значение в решении данного вопроса имеют нормы административного, уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

В нормах административного законодательства находит свое закрепление перечень деяний, отнесенных к категории административных правонарушений.

Так, в результате совершения административного правонарушения лицо привлекается к административной ответственности. За данное деяние назначается наказание, реализация которого

направлена на достижение ряда целей, среди которых и предупреждение совершения таким лицом новых противоправных деяний, в том числе преступлений.

На предупреждение данного вида преступного поведения оказывают влияние и нормы уголовного права, устанавливающие ответственность за совершение различных видов преступных посягательств.

Сдерживающим фактором увеличения числа несовершеннолетних осужденных будет являться реализация положений Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации», принятого в целях оздоровления социального поведения, ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденных, лиц, «которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лица, освободившиеся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации», предупреждения совершения ими новых преступлений.

Правительство Российской Федерации 29 апреля 2021 г. опубликовало Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года № 1138-р. Данная концепция планируется к реализации в два этапа.

Первый этап мероприятий относится к совершенствованию условий содержания под стражей, системы поощрения и взысканий. Предполагается сосредоточить на региональном или межрегиональном уровне исправительный центр и следственный изолятор в едином центре.

На втором этапе запланировано оказание содействия лицам, освободившим-

ся из мест лишения свободы, в занятости и бытовом устройстве. В исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры, к 2024 г. ожидается кратное увеличение размещения осужденных к принудительным работам, к 2030 г. — в полном объеме. Также в данной концепции говорится о привлечении заключенных к работе по очистке арктической зоны Российской Федерации от загрязнения, к строительству крупных объектов.

На основе норм отраслевого законодательства определяется перечень мер, позволяющих исключить, предупредить возможность совершения рецидивной преступности. При этом необходимо отметить, что законодатель уделил особое внимание тем сферам, в рамках которых наиболее часто формируются отрицательные черты личности, «используемые» в качестве основы для совершения преступлений. К числу таких сфер можно отнести сферу труда и быта (семьи) [7, с. 109].

Профилактика рецидива преступлений окажется невозможной в тех случаях, когда применяемые меры будут направлены исключительно на виновное в совершении преступления лицо. Достижение желаемых результатов при реализации профилактических мер требует оказания воздействия не только на лиц, имеющих судимость, но и на окружающих лиц.

Наряду с финансовой и материальной помощью, оказываемой семьям, государством должны быть созданы условия для предоставления иных видов помощи нуждающимся семьям [1, с. 158]. К числу таких видов помощи можно отнести, например, услуги по уходу за детьми, оказание помощи ли-

цам, оказавшимся в кризисной ситуации. Данные лица должны получить не только определенные денежные пособия, но и помощь в трудоустройстве, получении образования, помощь в юридических вопросах.

Особое внимание должно быть уделено порядку осуществления, установления контроля за следующими видами деятельности: правоприменительная деятельность должна всецело основываться на нормах действующего законодательства; правотворческая деятельность подлежит совершению уполномоченными субъектами в порядке, предусмотренном законом, что служит принятию эффективных правовых норм, регламентирующих вопросы установления уголовной ответственности; организационно-методическая деятельность сводится к обеспечению необходимых условий в рамках проводимой борьбы с преступностью, что заключается в принятии ведомственных актов, разработке методических материалов, повышении уровня профессионализма субъектов предупреждения преступности [10, с. 106].

К общесоциальным мерам профилактики рецидива преступлений, которые должны найти свою обязательную реализацию, в настоящее время следует относить оздоровление социально-экономической ситуации в стране, такие как исключение условий, приводящих к распространению криминального рационализма бытия, повышение уровня материального благополучия и благосостояния населения; создание благоприятных условий для реализации каждым человеком права на труд, достойное вознаграждение за выполненную работу; повышение уровня доверия народа к власти, уважения к должностным лицам; повышение роли института семьи, ее

укрепление; распространение системы ния специального рецидива, а также из-

правового воспитания, повышение уров- менение редакции ч. 5 ст. 131 и 132 УК

ня правовой культуры. РФ, распространяющей свое действие на

Работа заключается в изучении пра- защиту потерпевших до 18 лет. восознания и привитие отрицательного Следует признать, что ныне дей-

отношения к совершению преступных и ствующее законодательство является

противоправных деяний; создание усло- достаточно гуманным по отношению к

вий для развития и реализации творче- лицам, совершившим тяжкие и особо

ского потенциала личности в сфере эко- тяжкие преступления на профессио-

номических отношений на основе любой нальной основе (рецидивисты). формы собственности; создание условий Неэффективность применяемых мер

для реальной конкуренции во всех от- уголовно-правового воздействия к ука-

раслях экономики [6, с. 217]. занным лицам приводит к фактической

На снижение рецидива среди осуж- безнаказанности таких лиц, что негатив-

денных могут оказать влияние измене- но отражается в целом на преступности,

ния в уголовном законодательстве, при- в том числе и рецидивной. нятые в 2022 г. относительно закрепле-

Литература

1. Бельский, А. И., Ягодин, Р. С., Волков, П. А. Предупреждение преступности несовершеннолетних // Ленинградский юридический журнал. — 2016. — № 2 (44). — С. 105-112.

2. Голубовский, В. Ю. Пределы уголовной ответственности при рецидиве преступлений // Проблемы права. — 2022. — № 4 (87). — С. 110-113.

3. Кленова, Т. В., Адоевская, О. А. Проблема правовой определенности политики ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2019. — № 1 (45). — С. 124-129.

4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // ФСИН России: официальный сайт. — URL: https://fsin.gov.ru/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20har-ka %20UIS/ (дата обращения: 12.05.2023).

5. Кунц, Е. В. Современное состояние пенитенциарной системы Российской Федерации // Уголовная политика и правоприменительная практика: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 11 марта 2022 года / под общ. ред. Е. Н. Рахмановой. — Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2022. — С. 471-476.

6. Мишухин, А. С. Кошелева, Д. В., Инкин, А. А. Предупреждение и профилактика рецидивной преступности // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2014. — № 17. — С. 213-220.

7. Семенова, Д. М. Уголовно-правовые и криминологические основы противодействия рецидивной преступности // Юридический вестник Самарского университета. — 2017. — Т. 3. — № 1. — С. 106-110.

8. Хисамутдинов, Ф. Р., Шалгина, А. Е. Особенности предупреждения профессиональной и рецидивной преступности (история и современность) // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2014. — № 4 (18). — С. 50-55.

9. Шеслер, А. В. Криминализация и декриминализация как направления правотворческой политики // Труды Академии управления МВД России. — 2018. — № 2 (46). — С. 136-141.

10. Ягодин, Р. С. Волков, П. А., Демченко, Н. В. Проблемы противодействия рецидивной преступности // Ленинградский юридический журнал. — 2016. — № 1 (43). — С. 153-158.

References

1. Belsky A. I., Yagodin R. S., Volkov P. A. Preduprezhdenie prestupnosti nesovershen-noletnih [Prevention of juvenile delinquency]. Leningradskij juridicheskij zhurnal [Leningrad Journal of Law], 2016, no. 2 (44), p. 105-112.

2. Golubovsky V. Yu. Predely ugolovnoj otvetstvennosti pri recidive prestuplenij [Limits of criminal liability in case of recidivism of crimes]. Problemy prava [Problems of Law], 2022, no. 4 (87), p. 110-113.

3. Klenova T. V., Adoevskaya O. A. Problema pravovoj opredelennosti politiki resocial-izacii lic, otbyvshih ugolovnoe nakazanie i osvobozhdennyh ot nego [The problem of legal certainty of the policy of resocialization of persons who have served a criminal sentence and released from it]. Juridicheskaja nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii [Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2019, no. 1 (45), p. 124-129.

4. Kratkaja harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii [Brief description of the penitentiary system of the Russian Federation]. URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20har-ka %20UIS/ (accessed 05/12/2023).

5. Kunts E. V. Sovremennoe sostojanie penitenciarnoj sistemy Rossijskoj Federacii [The current state of the penitentiary system of the Russian Federation]. In: Ugolovnaja poli-tika i pravoprimenitel'naja praktika [Criminal policy and law enforcement practice]. Collection of materials of the IX International scientific and practical conference, St. Petersburg, March 11, 2022. Under the general editorship of E. N. Rakhmanova. St. Petersburg, Center for Scientific and Information Technologies "Asterion", 2022. P. 471-476.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mishukhin A. S. Kosheleva D. V., Inkin A. A. Preduprezhdenie i profilaktika recidivnoj prestupnosti [Prevention and prevention of recidivism]. Zakonnost' i pravoporjadok v sovremennom obshhestve [Law and Order in Modern Society], 2014, no. 17, p. 213-220.

7. Semenova D. M. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie osnovy protivodejstvija re-cidivnoj prestupnosti [Criminal-legal and criminological foundations of countering recidivism]. Juridicheskij vestnik Samarskogo universiteta [Law Bulletin of Samara University], 2017, vol. 3, no. 1, p. 106-110.

8. Khisamutdinov F. R., Shalgina A. E. Osobennosti preduprezhdenija professional'noj i recidivnoj prestupnosti (istorija i sovremennost') [Features of the prevention of professional and recidivist crime (history and modernity)]. Vestnik Kazanskogo ju-

ridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2014. no. 4 (18), p. 50-55.

9. Shesler A. V. Kriminalizacija i dekriminalizacijakak napravlenija pravotvorcheskoj politiki [Criminalization and decriminalization as a direction of law-making policy]. Trudy Akademii upravlenija MVD Rossii [Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2018, no. 2 (46), p. 136-141.

10. Yagodin R. S. Volkov P. A., Demchenko N. V. Problemy protivodejstvija recidivnoj prestupnosti [Problems of combating recidivism]. Leningradskij juridicheskij zhurnal [Leningrad Journal of Law], 2016, no. 1 (43), p. 153-158.

Сведения об авторе

Елена Владимировна Кунц: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва, Российская Федерация), ведущий научный сотрудник отдела разработки методологий исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, и изучения пенитенциарной преступности центра исследования проблем обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования. E-mail: 73kuntc@mail.ru

Information about the author

Elena V. Kuntz: Research Institute of the FPS of Russia (Moscow, Russia), Leading Researcher of the Department for the Development of Methodologies for the Execution of Punishments Related to Deprivation of Liberty and the Study of Penitentiary Crime of the Center for Research on Security Problems in the Institutions of the Penal System, doctor of law, professor, Honorary Worker of Higher Professional Education. E-mail: 73kuntc@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.