Научная статья на тему 'Общесистемные и конкретно-территориальные проблемы разработки и реализации государственной инвестиционной политики в российской электроэнергетике'

Общесистемные и конкретно-территориальные проблемы разработки и реализации государственной инвестиционной политики в российской электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темирова З.А., Позднякова Т.А.

На основе системного подхода к исследованию результатов функционирования российской электроэнергетики проблемы проведения государственной инвестиционной политики в отрасли классифицируются на общесистемные и конкретно-территориальные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общесистемные и конкретно-территориальные проблемы разработки и реализации государственной инвестиционной политики в российской электроэнергетике»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

229

4. Маркин Д.Н., Масюк Н.Н. Институционализация саморегулирования предпринимательской деятельности в России / Д.Н. Маркин, Н.Н. Масюк // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-3 (53-3). - С. 905-908.

5. О саморегулируемых организациях: федеральный закон от 01.12.2007 года № 315-ФЗ (в ред. 07.06.2013 года № 113-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»

6. Бодякин Ю.И. Институционализация общественных саморегулируемых организаций как элемента гражданского общества в России: социологический аспект: автореф. дисс. ... канд. соц. наук. - Ростов н/Д.: ЮФУ, 2008. - 20 с.

7. Богомолова Т.П. Неправительственные саморегулируемые организации как институт становления гражданского общества в современной России: социологический анализ: дисс. ... к.с.н. - М., 2006.

8. Тихомиров Ю.А. Право и экономическое саморегулирование / Ю.А. Тихомиров // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2009. - № 2. - С. 3-6.

9. Мрясова Ю.Р. Саморегулирование в системе государственного регулирования / Ю.Р. Мрясова // Предпринимательское право. - 2009. - № 1. -С. 47-51.

10. Маркин Д.Н., Масюк Н.Н. Подходы к функционированию саморегулируемых организаций за рубежом / Д.Н. Маркин, Н.Н. Масюк // Научное обозрение. - 2015. - № 13. - С. 237-242.

11. Крючкова П.В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков: дисс. . докт. экон. наук. - М., 2006. - С. 11.

12. Анохин С. Проблемы экономической саморегуляции системы предпринимательства / С. Анохин // Предпринимательство. - 2012. - № 5. - С. 51-56.

ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ

И КОНКРЕТНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

© Темирова З.А.*, Позднякова Т.А.*

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ

На основе системного подхода к исследованию результатов функционирования российской электроэнергетики проблемы проведения

* Ассистент кафедры «Математика».

* Заведующий кафедрой «Налоги и налогообложение», доктор экономических наук, профессор.

230 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

государственной инвестиционной политики в отрасли классифицируются на общесистемные и конкретно-территориальные.

Ключевые слова: электроэнергетика, инвестиционная политика, инвестиции, инвестиционная активность.

Реформирование российской электроэнергетики, проводимое с 2003 года в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период...», обусловило переход отрасли на рыночные принципы хозяйствования. Итогом реформы должна была стать демонополизация отрасли и создание конкурентных рынков электроэнергии в тех регионах, где это технически возможно, стимулирование энергосбережения, развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, создание эффективного механизма снижения издержек.

Однако частные инвестиции на модернизацию в планируемом объеме привлечены не были. Тарифы на электроэнергию против ожидаемого увеличились в разы, что привело к снижению общей рентабельности промышленного производства в стране. Опасения со стороны потенциальных инвесторов в электроэнергетику вызвало замораживание тарифов естественных электроэнергетических монополий со стороны государства на 2014 год и дальнейшее ограничение их роста уровнем инфляции за предыдущий год. В целом можно констатировать, что либерализация отношений в энергетической отрасли выступила дополнительным фактором нарастания инвестиционных рисков и дефицита инвестиций в ее развитие. Следует отметить, что о нарастании отмеченных негативных тенденций свидетельствует и мировой опыт подобного реформирования, который не был должным образом учтен в процессе реформирования отечественной электроэнергетики.

Решение вопросов о корректировки направлений инвестиционной политики в российской электроэнергетике и решение проблем обеспечения энергобезопасности национально-государственных и административнотерриториальных образований Российской Федерации, бесспорно, должно опираться на аналитические данные о достигнутом уровне развития и на прогнозные проектировки о необходимых количественных и качественных характеристиках функционирования электроэнергетического комплекса страны в едином хозяйственном механизме государства. Авторами, в рамках исследования интересующей их проблематики, проведен анализ условий осуществления инвестиционной деятельности и анализ динамики основных ее показателей в электроэнергетическом комплексе как в целом по России, так и в разрезе ее конкретных субъектов. Для этого использовались официальные данные Федеральной службы государственной статистики о деятельности в области производства и распределения электроэнергии, газа и воды [1, 2]. Результаты анализа позволили нам выделить две группы про-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

231

блем разработки и реализации государственной инвестиционной политики в электроэнергетике: общесистемные и конкретно-территориальные.

К общесистемным проблемам разработки и реализации государственной инвестиционной политики в электроэнергетике, с нашей точки зрения, относятся:

- дисбаланс используемых мощностей и растущего спроса на электроэнергию, низкие темпы ввода новых генерирующих мощностей (реальный результат ввода новых мощностей в 2013 г. был почти вдвое ниже планируемого «СО ЕЭС»);

- более высокие, по сравнению с другими отраслями промышленности, инвестиционные риски, приводящие к отрицательному или нулевому результату реализации инвестиционных проектов, в том числе по независящим от инвесторов причинам. Это ведет к снижению индекса физического объема инвестиций в основной капитал (2011 г. - 114,8 %, 2013 г. - 98,8 %) и сдерживает рост инвестиций в машины и оборудование (их доля в общем объеме инвестиций колеблется на уровне 40 %);

- чрезмерно высокая, при наметившейся тенденции к снижению, изношенность основных фондов электроэнергетических и сетевых компаний (общий износ основных фондов на предприятиях электроэнергетики составляет более 47 %);

- неустойчивая динамика роста коэффициента обновления основных фондов (2011 г. - 5,4 %, 2012 г. - 5,9 %, 2013 г. - 5,7 %) на фоне увеличения коэффициента их выбытия (на 0,1 процентный пункт ежегодно за анализируемый период) и сокращения темпов ввода в действие основных фондов (2011 г. - 140 %, 2013 г. - 102 %). Нельзя не отметить, что отмеченная тенденция развивается на фоне ежегодного увеличения объемов инвестиций в обновление основных фондов генерирующих и электросетевых компаний (в 2013 году, например, рост составил 13 %, абсолютные показатели составили в 2012 г. - 851,3 млрд. руб., в 2013 г. - 961,7 млрд. руб.);

- усиление внутриструктурной несбалансированности развития электроэнергетического комплекса. Речь идет о несоответствии между объемами генерирующих мощностей с одной стороны, и недостаточной пропускной способностью сетей и имеющимся потенциалом распределительных организаций, с другой. При этом продолжают сохраняться более высокие темпы инвестиционных вложений в генерирующие мощности. Например, в 2013 году объем инвестирования в генерирующие компании почти в 22 раза превысил размер инвестиций в электросетевое хозяйство (в первых из отмеченных организаций он увеличился на 21,8 %, составив в абсолютном выражении 636,8 млрд. руб.; у электросетевых компаний он, напротив, снизился на 1 % - до 324,9 млрд. руб.);

232 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- неэффективное управление производственно-хозяйственными и финансово-экономическими процессами в результате дефицита высококвалифицированных технических специалистов и менеджеров, усугубляющее неудовлетворительное финансовое состояние большинства предприятий электроэнергетики;

- нехватка оборотных средств, ограниченность формирования собственных и привлечения внешних инвестиционных ресурсов - национальных и иностранных, включая кредитные;

- неудовлетворительное состояние межгосударственного сальдо-перетока электроэнергии. Согласно данным Федеральной таможенной службы, экспорт электроэнергии из России в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократился на 4 % до 18,3 млрд. кВт ч, что стало одним из самых низких показателей за последние годы. Вместе с тем, импорт увеличился на 76,6 % до 4.7 млрд. кВт ч, и это -максимальное значение с 2007 [3, с. 18-19];

- крайне низкие темпы энергосбережения на предприятиях электроэнергетики и высокая энергоемкость валового внутреннего продукта страны в целом, обусловливающие необходимость систематического производства дополнительных, нерационально расходуемых объемов электроэнергии.

Территориальный аспект проведения государственной политики в электроэнергетике сопряжен с наличием следующей группы конкретно-территориальных проблем:

- несовершенство законодательства субъектов федерации, регулирующего вопросы электроэнергетики в части неполного учета специфики функционирования предприятий отрасли после ее реформирования;

- неравномерность темпов роста производства электроэнергии в объединенных энергетических системах России (ОЭС) - наибольший рост в 2013 г. наблюдался в ОЭС «Юг» - 104,1 %; в ОЭС «Средняя Волга» он составил 103 %, в ОЭС «Восток» - 101,4 %. В ОЭС «Урал» рост производства электроэнергии был минимальным -100,3 %;

- территориальная асимметрия производства электроэнергии - из 72 энергопроизводящих регионов, учитываемых АО «Системный оператор ЕЭС», более 50 % общей выработки в стране приходится лишь на 10 регионов, при этом суммарное увеличение производства электроэнергии на этих территориях незначительно. В 2013 г. территории, входящие в так называемый ТОП-10, обеспечили прирост производства лишь на 0,6 %;

- неустойчивость производства электроэнергии в почти половине территориальных энергосистем - в 2013 г., по сравнению с предшествующим годом, три из семи ОЭС снизили производство элек-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

233

троэнергии (в ОЭС «Северо-Запад» на 3,7 %; ОЭС «Центр» - на 3 %, в ОЭС «Сибирь» - на 2,1 %);

- рост числа регионов с отрицательной динамикой производства электроэнергии - в 2013 году таких субъектов РФ зафиксировано 39, тогда как в 2012 году их было 29;

- неурегулированность сальдо-перетоков внутри объединенной энергетической системы России. Так, например, в ОЭС «Центр» на фоне увеличивающегося внутреннего территориального спроса и имеющихся технологических возможностях генерирующих мощностей возросшее сальдо-перетоков в Московский регион из других регионов ведет к снижению производства электроэнергии в Центральном федеральном округе;

- крайне низкая самообеспеченность покрытия собственных потребностей в электроэнергии у большинства территорий страны -две трети территорий относятся к числу энергодефицитных (дефицит электроэнергии собственного производства в 2013 году испытывали 48 энергопроизводящих регионов, правда, это на один меньше, чем в 2012 году. Самым энергодефицитным регионом по итогам 2013, как и в 2012 году стал Московский регион, который уже несколько лет подряд сокращает выработку электроэнергии в пределах своей территории. Предприятия-энергопроизводители Северной Осетии удовлетворяют потребность данного субъекта федерации в электроэнергии менее чем на 20 %, Белгородской и Брянской области - лишь на 5,9 и 1,2 % соответственно. Энергодостаточность четырех территорий вообще находится на нулевой отметке - это Республики Калмыкия и Ингушетия, Еврейская и Чеченской республики [3, с. 15]);

- слабые сечения и высокий уровень технологических потерь в электросетях во многих регионах;

- крайне низкая надежность схем внешнего энергоснабжения большинства населенных пунктов и конечных потребителей;

- несовершенство моделей оптового и розничного рынков, резкий перекос уровня тарифов на оптовом рынке по отношению к первой ценовой зоне оптового рынка электрической энергии и мощности;

- неудовлетворительное финансовое состояние большинства предприятий ОЭС ввиду низкой рентабельности деятельности и роста неплатежей энергопотребителей;

- чрезвычайный дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование - основную часть средств эксплуатирующие организации расходуют на текущий ремонт сооружений и оборудования и устранение аварийных ситуаций; повышенные затраты на восстановительные ремонты вследствие распространенной практики продления ресурса активной части основных производственных фондов;

234 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- отсутствие единой организации, осуществляющей управление всеми организациями электроэнергетики на территории конкретного субъекта федерации.

В целом, несмотря на рост капиталовложений в российскую электроэнергетику в последние годы в результате активизации государственной инвестиционной политики, инвестиционная активность в отрасли значительно ниже необходимой для ускоренной модернизации электроэнергетического комплекса России.

Список литературы:

1. Инвестиционная деятельность в России - 2013: условия, факторы, тенденции [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/ doc_1140095471812 (дата обращения: 08.10.2014).

2. Инвестиционная деятельность в России - 2014: условия, факторы, тенденции [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/ publications/ catalog/ doc_1l40095471812 (дата обращения: 09.10.2014).

3. Электроэнергетика: тенденции и прогнозы: итоги 2013 года // Аналитический бюллетень ФСГС. - Выпуск № 13. - 20 с.

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МЯСНОГО ПТИЦЕВОДСТВА В КАЗАХСТАНЕ

© Шмидт В. А.* *, Алиев А.С.*

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, Республика Казахстан, г. Костанай

Развитие мясного птицеводства в Казахстане имеет стратегическое значение, так как наличие определённых проблем в этой сфере способствует ослаблению экономической, продовольственной безопасности страны.

Ключевые слова промышленное птицеводство, импортозависимость, демпинг, девальвация, недобросовестная конкуренция.

В 70-е годы XX века в Казахстане была создана мощная отрасль по производству яиц и мяса птицы на промышленной основе, которая требовала меньших затрат человеческого труда и материальных средств на единицу

* Старший преподаватель кафедры Экономики.

* Студент Экономического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.