Научная статья на тему 'К вопросу о понятии саморегулирования предпринимательской деятельности'

К вопросу о понятии саморегулирования предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СРО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркин Д.Н.

В статье исследуются отдельные теоретические аспекты понятия саморегулирования предпринимательской деятельности. Авторы анализируют понятия самоорганизации, саморегулирования и саморазвития как свойств социально-экономических систем. Саморегулирование предпринимательской деятельности рассматривается с социологической, правовой и экономической точек зрения. Делается вывод о необходимости применения комплексного подхода к развитию системы саморегулирования предпринимательской деятельности, как затрагивающей многие сферы жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии саморегулирования предпринимательской деятельности»

224 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

8. http://chel.pulscen.ru/price/4103-zerno-korma.

9. http://specagro.ru/news/vlaaadimir_novostttt1?fo=2&r10_page=2.

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Маркин Д.Н.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

В статье исследуются отдельные теоретические аспекты понятия саморегулирования предпринимательской деятельности. Авторы анализируют понятия самоорганизации, саморегулирования и саморазвития как свойств социально-экономических систем. Саморегулирование предпринимательской деятельности рассматривается с социологической, правовой и экономической точек зрения. Делается вывод о необходимости применения комплексного подхода к развитию системы саморегулирования предпринимательской деятельности, как затрагивающей многие сферы жизни общества.

Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемые организации, СРО, предпринимательская деятельность, социально-экономические системы.

С момента самого начала своей осмысленной жизни человек всегда стремился к объединению. Связано это, прежде всего, с тем, что в форме объединений деятельность человека представляет собой наибольшую ценность, поскольку позволяет получить гораздо больший объём выгод для общества, нежели от его единоличной деятельности. Одной из современных форм таких объединений является саморегулирование.

Саморегулирование является достаточно сложным социально-экономическим феноменом, влияющим как прямо так и опосредованно на различные сферы жизни общества. Истоки указанного влияния проистекают из самой сути саморегулирования и связанных с ним явлений - самоорганизации и саморазвития.

Схожесть указанных понятий выражается в наличии общего для всех слов начала «само-», свидетельствующего о присущности данных понятий внутреннему миру какого-либо явления и это явление обладает свойством самоорганизации, саморазвития и саморегулирования.

В частности, согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова часть слова «само...» обозначает:

- во-первых, действие, понятие о котором заключено во второй части, направлено кем-нибудь на самого себя (например, самолюбие, самобичевание, самовлюбленный, самострахование, самокритика и т.п.);

Ассистент кафедры Экономики и менеджмента, аспирант.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

225

- во-вторых, действие совершается само собой, непроизвольно или собственными средствами, без посторонней помощи и т.п. (например, самовозгорание, самозажигание, самодеятельность, самозаря-жаться, самозакрепление и т.п.) [1].

Применительно к существующим в нашем мире системам (экономическим, техническим, социальным и иным) наличие таких понятий, начинающихся с частицы «само» говорит о глубокой сущности понятия, влиянии на внутренние характеристики и компоненты внутреннего мира отдельно взятой системы.

Особый интерес в указанном контексте представляют понятия «самоорганизация» и «саморегулирование». Как саморегулирование, так и самоорганизация подразумевают наличие в системе элементов, позволяющих системе быть самодостаточной и существовать без излишнего внешнего влияния. В тоже время самоорганизация направлена на создание системы и её защиту от разрушительных свойств окружающей среды посредством выстраивания устойчивых связей в социально-экономической системе, а саморегулирование направлено, прежде всего, на поддержание созданного самоорганизацией порядка.

Саморазвитие, как и предыдущие понятия «самоорганизация» и «саморегулирование», также является неотъемлемым свойством и качеством динамической социально-экономической системы. Одним из наиболее распространенных подходов к определению саморазвивающейся системы является её характеристика как структурно организованной совокупности элементов, способных устойчиво развиваться без привлечения (или с минимальным привлечением) внешних источников развития [2].

Выделение указанных свойств социально-экономической системы в контексте определения саморегулирования предпринимательской деятельности позволяют рассматривать предпринимательство также в качестве социально-экономической системы, которой присущи все указанные свойства, в том числе, саморегулирование.

Рассмотрение предпринимательства как социально-экономической системы требует более широкого подхода к данному понятию. Безусловно, предпринимательство должно включать в себя определенный состав элементов, к которым по мнению отдельных авторов можно отнести как самих предпринимателей (индивидуальных субъектов, обладающих предпринимательскими способностями), так и прочие атрибуты системы - капитал, инновации, информацию [3]. Дополнительно сюда можно отнести также иных субъектов помимо предпринимателей (потребители, государство), отношения, возникающие в системе (связи между субъектами).

Понятие «саморегулирование» применительно к предпринимательской деятельности является относительно новым для российской коммерческой практики. Во многом это обуславливается поздним, по сравнению с развитыми экономиками мира, принятием основного регулирующего акта в указан-

226 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ной области - в России федеральный закон «О саморегулируемых организациях» был принят только в 2007 году при том, что в западной коммерческой практике механизмы саморегулирования применяются уже очень давно [4].

Саморегулирование, с точки зрения законодательства определяется как самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил [5].

К сожалению, приведенное определение не отражает всей экономической и управленческой сущности саморегулирования. В тоже время следует признать многогранность и многоплановость такого явления как «саморегулирование предпринимательской деятельности». В зависимости от поставленных целей и существующих в обществе проблем толкование указанного понятия может быть дано по-разному, в том числе, с социологической, юридической и, что наиболее важно в контексте проводимого исследования -экономической точки зрения.

В качестве примера социологического понимания института саморегулирования можно привести позицию Ю.И. Бодякина, который указывает, что «саморегулирование является дополнением к государственному регулированию социальной жизни общества и не может претендовать на вытеснение и замещение государства как основного регулятора социальных процессов» [6]. Также социологами отмечается, что саморегулирование, как один из основных элементов гражданского общества призван минимизировать регулятивные риски в системе государственного регулирования путем создания сдерживающего общественного «противовеса» [7].

В своих исследованиях социологи приходят к единому выводу о том, что саморегулирование является существенным дополнением к государственному регулированию социальных и экономических процессов, но не более того. Саморегулирование не может и не должно подменять собой государство, как главного управляющего субъекта.

В тоже время у социологического подхода имеется определенный недостаток - саморегулирование как явление в указанной ситуации может существовать только в рамках саморегулируемых организаций и не может восприниматься отдельно от них. Однако нельзя отрицать возможность саморегулирования экономической и иной профессиональной деятельности не только в рамках саморегулируемых организаций, но и в рамках других общественных объединений (например, адвокатские и нотариальные объединения).

Понимание саморегулирования с правовой точки зрения исходит, прежде всего, из легального определения саморегулирования, указанного в ст. 2 Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Буквальное толкование легального понятия саморегулирования и саморегулируемых организаций указывает на возможность существования подобной организации только в преде-

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

227

лах конкретных объединений предпринимателей и профессионалов, опуская возможность более широкого понимания саморегулирования.

В тоже время, в юридической науке присутствует и более широкий подход, выявляющий саморегулирование практически во всех сферах жизнедеятельности. Такой подход стал возможен благодаря схожим элементам правового механизма экономического (хозяйственного) саморегулирования. Как указывает Ю.А. Тихомиров, наиболее ярко саморегулирование прослеживается в сфере управления делами экономической организации [8, c. 4]. Саморегулирование в данном случае понимается как инициативная и самостоятельная деятельность частных экономических институтов по разработке и утверждению определенных правил поведения, соблюдению этих правил, а также по контролю за их соблюдением со стороны других членов [9].

Особый интерес представляет собой рассмотрение саморегулирования с экономической точки зрения. Общеизвестно, что саморегулирование в России начало своё развитие относительно недавно по историческим и экономическим меркам, по сравнению с западными странами, где уже выработан свой подход к функционированию саморегулируемых организаций [10]. Тем не менее, определённый подход к указанному понятию сформирован и в отечественных научных кругах.

Крючкова П.В. дает следующее понятие саморегулирования с экономической точки зрения - коллективное регулирование определенных рынков самими экономическими агентами, без прямого вмешательства государства. При этом в координатах «свободный рынок» - «государственное регулирование» саморегулирование с точки зрения данного автора будет промежуточным звеном, так как подразумевает установление формализованных правил поведения для указанных экономических агентов [11].

Более широкое в экономическом плане понятие саморегулирования дает С. Анохин. Исследование проблем саморегулирования и возможных выгод от его использования он начинает с понятия «экономического саморегулирования» - явления более широкого по сравнению с саморегулированием в рамках соответствующих организаций. С точки зрения С. Анохина под экономическим саморегулированием следует понимать «способность объектов нижних уровней народнохозяйственной иерархии, например, предпринимательских структур, осуществлять управление своими экономическими функциями самостоятельно, в рамках общих управляющих параметров (инструкций, распоряжений, норм, правил), задаваемых из единого центра на целевой стадии управления» [12, с. 51]. При этом саморегулирование в вышеуказанном контексте является синонимом «самонастройки», т.е. система полностью функционирует и зависит только от своих внутренних параметров. Фактически система экономического саморегулирования подразумевает автономность от иных систем, но в тоже время, эта автономность ограниченного характера.

Границы самостоятельности системы саморегулирования могут определяться различными параметрами. Например, в соответствии с подходом

228 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Ю.А. Тихомирова свобода саморегулирования может определяться границами регулирования, которые само для себя устанавливает государство, и за которые оно уже не может переступить. Также свобода саморегулирования может определяться сферами, в которые не вправе вмешиваться саморегулируемые организации (и прочие организации, подверженные системе саморегулирования).

Пожалуй, главной особенностью процесса саморегулирования в целом является то, что полномочия по регулированию тех или иных вопросов частично передаются от государства в сторону саморегулирующейся системы (в широком смысле) или саморегулируемых организаций (в узком смысле). В связи с этим на деле может возникнуть ситуация, при которой на один объект управления воздействуют два и более субъекта управления.

Например, в рамках осуществления контроля за деятельностью арбитражного управляющего, последний, в случае нарушения правил саморегулируемой организации, а также норм действующего законодательства, может быть привлечен за одно и то же нарушение фактически два раза:

- в первый раз он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с нормами законодательства об административных правонарушениях в России уполномоченным на то государственным органом (арбитражный суд по заявлению надзорного органа);

- второй раз посредством применения в отношении него мер дисциплинарного воздействия, установленных самими саморегулируемыми организациями, вплоть до прекращения его членства в организации.

В указанном контексте стоит отметить, что при построении системы саморегулирования в экономике важным является такое сочетание публичных и частных интересов, чтобы в итоге была возможность сформировать целостную, непротиворечивую управляющую систему. Управляющие субъекты со стороны саморегулирования в указанной системе (при идеальном развитии событий) руководствуются не только своими интересами и коммерческими целями, но и национальными интересами, определяемыми государственной политикой. Это позволить учесть при планировании экономических процессов интересы всех слоев общества, а также главного управляющего субъекта - государства.

Список литературы:

1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия) / Д.Н. Ушаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-66127.htm.

2. Суспицын А.С. Исследование территориальных систем / А.С. Суспи-цин // Регион. Экономика и социология. - 2008. - № 2.

3. Хлыстов Е.А. Институт предпринимательства как социально-экономическая система / Е.А. Хлыстов, И.Л. Тураева // Молодой ученый. - 2014. -№ 19. - С. 385-387.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

229

4. Маркин Д.Н., Масюк Н.Н. Институционализация саморегулирования предпринимательской деятельности в России / Д.Н. Маркин, Н.Н. Масюк // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12-3 (53-3). - С. 905-908.

5. О саморегулируемых организациях: федеральный закон от 01.12.2007 года № 315-ФЗ (в ред. 07.06.2013 года № 113-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»

6. Бодякин Ю.И. Институционализация общественных саморегулируемых организаций как элемента гражданского общества в России: социологический аспект: автореф. дисс. ... канд. соц. наук. - Ростов н/Д.: ЮФУ, 2008. - 20 с.

7. Богомолова Т.П. Неправительственные саморегулируемые организации как институт становления гражданского общества в современной России: социологический анализ: дисс. ... к.с.н. - М., 2006.

8. Тихомиров Ю.А. Право и экономическое саморегулирование / Ю.А. Тихомиров // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2009. - № 2. - С. 3-6.

9. Мрясова Ю.Р. Саморегулирование в системе государственного регулирования / Ю.Р. Мрясова // Предпринимательское право. - 2009. - № 1. -С. 47-51.

10. Маркин Д.Н., Масюк Н.Н. Подходы к функционированию саморегулируемых организаций за рубежом / Д.Н. Маркин, Н.Н. Масюк // Научное обозрение. - 2015. - № 13. - С. 237-242.

11. Крючкова П.В. Саморегулирование как дискретная институциональная альтернатива регулирования рынков: дисс. . докт. экон. наук. - М., 2006. - С. 11.

12. Анохин С. Проблемы экономической саморегуляции системы предпринимательства / С. Анохин // Предпринимательство. - 2012. - № 5. - С. 51-56.

ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ

И КОНКРЕТНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

© Темирова З.А.* *, Позднякова Т.А.*

Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), г. Владикавказ

На основе системного подхода к исследованию результатов функционирования российской электроэнергетики проблемы проведения

* Ассистент кафедры «Математика».

* Заведующий кафедрой «Налоги и налогообложение», доктор экономических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.