Научная статья на тему 'Общероссийская ценностная система и воспитание Гражданина...'

Общероссийская ценностная система и воспитание Гражданина... Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / гражданин России / общероссийская ценностная система / самоидентификация подрастающего поколения / гражданское становление личности / государственно-общественная система воспитания Гражданина / youth / citizen of Russia / Russian national value system / self-identification of younger generation / civil formation of personality / state and social system of raising a Citizen

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ольга Алексеевна Коряковцева

В статье поднимается актуальная проблема воспитания и становления молодых граждан России. По мнению автора, только развитие социального, политического и культурного пространства на основе традиционных российских ценностей обеспечит цивилизационный суверенитет страны. В информационный век особым фактором формирования гражданственности молодежи становится процесс самоидентификации, который во многом связан с поиском самих себя и становлением гражданского мировоззрения в системе социальных сетей. Последние нормативно-правовые документы, принятые на федеральном уровне, подчеркивают актуальность задачи воспитания подрастающего поколения на основе системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в которых отражена самобытность России: многовековая дружба народов, сохранение национальных культур и традиций. В статье подчеркивается, что гражданское мировоззрение личности проявляется в активной общественной и политической деятельности, в понимании и реализации своего долга Гражданина на благо Отечества. Но представляя «портрет современного молодежного лидера», то есть социально-активного молодого гражданина, автор видит стремление не к общественной пользе, а к собственному развитию и личной карьере. Многочисленные социологические исследования подтверждают, что мотив общественной пользы у подрастающего поколения ослаблен. Представленные в статье результаты исследования РИСИ РАН по выявлению отношения молодежи к развитию России и готовности её к гражданской ответственности за свою страну подтверждают, что только более 50 % представителей опрошенной молодежи из 43 регионов понимают свой гражданский долг и ощущают личную ответственность за будущее страны. В заключении подчеркивается необходимость на основе уже принятых нормативно-правовых документов выстроить единую государственно-общественную систему становления и формирования самосознания и гражданственности молодежи России, определив конкретные задачи задействованных в этой работе государственных и общественных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian national value system and raising a Citizen...

The article raises a topical problem of upbringing and formation of young citizens of Russia. The author of the article believes that only the development of social, political and cultural space on the basis of traditional Russian values will ensure the country’s civilizational sovereignty. In the information age, a specific factor in shaping young people's civic consciousness is the process of self-identification, which is largely related to searching for their own ways and the formation of a civic worldview in social networks. Recent federal legal and regulatory documents emphasize the urgency of educating the younger generation on the basis of traditional Russian spiritual and moral values, which reflect Russia's identity: centuries-old friendship of peoples, keeping up national cultures and traditions. The article emphasizes that the civic worldview of an individual manifests itself in active social and political involvement, in the understanding and realization of the citizen's duty for the benefit of the Motherland. However, when presenting the “portrait of a modern youth leader”, i.e. a socially active young citizen, the author sees the inclination to one's own development and personal promotion rather than to benefiting the society. Numerous sociological studies confirm that the younger generation shows a weaker public benefit motive. The article presents the results of the RISS RAS (Russia's Institute for Strategic Studies) survey of young people's attitude to the development of Russia and their readiness to take civic responsibility for their country, which show that only over 50 % of the surveyed young people from 43 regions understand their civic duty and feel personally responsible for the future of the country. The conclusion emphasizes the need to build a unified state and public system of forming self-awareness and civic consciousness in Russian youth on the basis of the adopted normative legal documents, defining specific tasks of the state and public structures involved in this work.

Текст научной работы на тему «Общероссийская ценностная система и воспитание Гражданина...»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Научная статья УДК 321

DOI: 10.20323/2658-7866-2024-2-20-5 EDN VJEXTB

Общероссийская ценностная система и воспитание Гражданина... Ольга Алексеевна Коряковцева

Доктор политических наук, профессор, директор Института развития кадрового потенциала, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль youth1@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2169-7906

Аннотация. В статье поднимается актуальная проблема воспитания и становления молодых граждан России. По мнению автора, только развитие социального, политического и культурного пространства на основе традиционных российских ценностей обеспечит цивилизационный суверенитет страны. В информационный век особым фактором формирования гражданственности молодежи становится процесс самоидентификации, который во многом связан с поиском самих себя и становлением гражданского мировоззрения в системе социальных сетей. Последние нормативно-правовые документы, принятые на федеральном уровне, подчеркивают актуальность задачи воспитания подрастающего поколения на основе системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в которых отражена самобытность России: многовековая дружба народов, сохранение национальных культур и традиций. В статье подчеркивается, что гражданское мировоззрение личности проявляется в активной общественной и политической деятельности, в понимании и реализации своего долга Гражданина на благо Отечества. Но представляя «портрет современного молодежного лидера», то есть социально-активного молодого гражданина, автор видит стремление не к общественной пользе, а к собственному развитию и личной карьере. Многочисленные социологические исследования подтверждают, что мотив общественной пользы у подрастающего поколения ослаблен. Представленные в статье результаты исследования РИСИ РАН по выявлению отношения молодежи к развитию России и готовности её к гражданской ответственности за свою страну подтверждают, что только более 50 % представителей опрошенной молодежи из 43 регионов понимают свой гражданский долг и ощущают личную ответственность за будущее страны. В заключении подчеркивается необходимость на основе уже принятых нормативно-правовых документов выстроить единую государственно-общественную систему становления и формирования самосознания и граждан-

© Коряковцева О. А., 2024

Общероссийская ценностная система и воспитание Гражданина.

5

ственности молодежи России, определив конкретные задачи задействованных в этой работе государственных и общественных структур.

Ключевые слова: молодежь; гражданин России; общероссийская ценностная система; самоидентификация подрастающего поколения; гражданское становление личности; государственно-общественная система воспитания Гражданина

Для цитирования: Коряковцева О. А. Общероссийская ценностная система и воспитание Гражданина... // Мир русскоговорящих стран. 2024. № 4 (20). С. 5-18. http://dx.doi.org/10.20323/2658-7866-2024-2-20-5. https://elibrary.ru/VJEXTB.

_POLITICAL SCIENCE_

Original article

Russian national value system and raising a Citizen... Olga A. Koryakovtseva

Doctor of political sciences, Professor, Director of the Institute of human resources potential development, Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, Yaroslavl

youth1@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2169-7906

Abstract. The article raises a topical problem of upbringing and formation of young citizens of Russia. The author of the article believes that only the development of social, political and cultural space on the basis of traditional Russian values will ensure the country's civilizational sovereignty. In the information age, a specific factor in shaping young people's civic consciousness is the process of self-identification, which is largely related to searching for their own ways and the formation of a civic worldview in social networks. Recent federal legal and regulatory documents emphasize the urgency of educating the younger generation on the basis of traditional Russian spiritual and moral values, which reflect Russia's identity: centuries-old friendship of peoples, keeping up national cultures and traditions. The article emphasizes that the civic worldview of an individual manifests itself in active social and political involvement, in the understanding and realization of the citizen's duty for the benefit of the Motherland. However, when presenting the "portrait of a modern youth leader", i.e. a socially active young citizen, the author sees the inclination to one's own development and personal promotion rather than to benefiting the society. Numerous sociological studies confirm that the younger generation shows a weaker public benefit motive. The article presents the results of the RISS RAS (Russia's Institute for Strategic Studies) survey of young people's attitude to the development of Russia and their readiness to take civic responsibility for their country, which show that only over 50 % of the surveyed young people from 43 regions understand their civic duty and feel personally responsible for the future of the country. The conclusion emphasizes the need to build a unified state and public system of forming self-awareness and civic consciousness in Russian youth on the basis of the adopted normative legal documents, defining specific tasks of the state and public structures involved in this work.

6

О. А. Коряковцева

Key words: youth; citizen of Russia; Russian national value system; self-identification of younger generation; civil formation of personality; state and social system of raising a Citizen

For citation: Koryakovtseva O. A. Russian national value system and raising a Citizen.... World of Russian-speaking countries. 2024; 2(20): 5-18. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-7866-2024-2-20-5. https://elibrary.ru/VJEXTB.

Введение

В связи с трансформацией современной мировой социально-политической реальности актуализируется проблема воспитания и становления молодых граждан России. Процессы глобализации, политическая нестабильность, резкое обострение международных отношений влекут за собой духовный кризис личности, который особенно ярко проявляется у подрастающего поколения в условиях смешения философских, гражданских и политических взглядов, характерных для информационного XXI века [Большаков, 2012; Гришин, 2019; Сковиков, 2018; Никонова, 2020; Актуганов, 2017]. Процесс самоопределения и социализации осложнился, размывание исторической преемственности и постепенное разрушение традиционной системы ценностей порождают абсентеистские, сепаратистские и экстремистские устремления в обществе. По нашему мнению, только развитие социального, политического и культурного пространств любого общества, в том числе и российского, может обеспечить цивилиза-ционную независимость страны.

Сегодня в условиях нового политического противостояния Россия находится на этапе укрепления и

развития общероссийской цивилизации, успешность данного процесса во многом зависит от самоидентификации подрастающего поколения и сформированное™ его гражданской идентичности [Чупров, 2020; Бугай-чук, 2013; Коряковцева, 2018]. Самоидентификация нового поколения становится объектом научного осмысления [Андреенкова, 2007; Ра-даев, 2019; Журавлева, 2006]. Именно поэтому важно понимать, что самоидентификация - это деятельность, которая осуществляется самой личностью для сущностного понимания самого себя. Основными характеристиками самоидентификации человека являются: пол, национальность, этническая принадлежность, социальный статус, убеждения, достижения личности, но особенно важна её ценностная система. Главные признаки самоидентификации становящейся личности, это:

— уникальность, то, что отличает этого человека от других;

— целостность - сочетание индивидуального и социального начал;

— динамичность и изменчивость;

— непрерывность во времени и пространстве - чувство соответствия себе во времени;

Общероссийская ценностная система и воспитание Гражданина.

7

— зеркальность (понимание себя посредством оценок других людей).

Можно привести примеры присутствия самоидентификации как в личных отношениях, так и в карьерном самоопределении.

В первом случае, если для молодого человека важны взаимопонимание, доверие, то он как состоявшаяся личность выбирает партнеров в соответствии с этими своими предпочтениями.

Во втором случае, если человек выбирает возможности своего трудоустройства, то на основе личностной системы ценностей определяет, что для него важнее и значимее: материальное благополучие или удовлетворение от работы.

Таким образом, важный объект научного осмысления - самоидентификация молодежи - представляет собой процесс отождествления собственной личности с другой личностью, который происходит в ходе социализации. Как результат -осваиваются новые нормы, ценности, социальные роли тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится человек.

Методология и методы исследования

В информационном веке особенно актуально изучать процесс самоидентификации молодежи, происходящий в социальных сетях [Петухов, 2019; Результаты исследования РИСИ РАН, 2022]. Именно в этом информационном пространстве мы видим следующие проявления личности:

— ложное представление о себе;

— ложная презентация самого себя в сетях;

— повышение своей самооценки;

— компенсация внимания с помощью виртуального общения;

— сокрытие своих истинных чувств и эмоций;

— позиционирование себя как успешную, красивую, умную и эрудированную личность;

— создание виртуальной идентичности для того, чтобы манипулировать людьми.

В этом контексте нами в апреле 2024 года было проведено исследование «Самоидентификация молодежи в социальных сетях», в котором приняли участие 240 пользователей интернета.

На вопрос: «Отражает ли ваша личная страничка ваш истинный образ?»

Были получены следующие ответы:

— 66 % - не в полной мере;

— 19 % - в полной мере;

— 15 % - истинную личность страничка отразить не может.

Большинство респондентов стремится создать свой реальный образ, но в то же время - желательный для восприятия «Другого».

Изучая количество часов, проводимое участниками опроса в социальных сетях, мы выявили следующее:

8

О. А. Коряковцева

Таблица 1. Присутствие в социальных сетях

участников опроса

Количество часов в сутки Возраст, до 30 лет Возраст, старше 30 лет

2,5 час. 38 % 60 %

до 4 час. 27 % 32 %

более 5 час. 35 % 8 %

Практически все опрошенные зарегистрированы в нескольких социальных сетях в интернете (от 2 до 5 сайтов).

Время, проводимое в социальных сетях, расходуется на поддержание отношений, формирование новых личных и профессиональных связей, компенсацию недостатка личного общения.

На вопрос: «Знакомы ли со всеми «друзьями» в социальной сети?» были получены следующие ответы:

— 67 % - знакомы и общаюсь с ними в своей реальной жизни;

— 41 % - стараюсь поддерживать виртуальную связь с большинством «друзей»;

— 3 % - с этими «друзьями» не знакомы и ничего о них не знаем.

Таким образом, владелец страницы в социальной сети старается продемонстрировать и представить себя как востребованную в обществе, популярную личность.

На вопрос: «Совпадает ли образ, представленный в интернете, при реальной встрече с личностью?» были получены следующие ответы:

— 29 % - совпал полностью;

— 36 % - совпал частично;

— 4 % - не совпал.

Иногда образ, созданный на личной страничке в социальной сети, вводит в заблуждение при реальном личном общении.

Данное исследование дает информацию о том, что системное изучение самоидентификации нового поколения - это ресурс для осмысления гражданской позиции молодежи и успешности процесса укрепления и развития всей общероссийской цивилизации, так как именно эта группа через 10 лет будет основным работающим населением России. И, конечно, в условиях трансформации нашей страны в целом динамика её развития во всех сферах жизнедеятельности общества во многом будет зависеть от самоидентификации подрастающего поколения как основного фактора формирования его гражданской позиции.

Правовые концепты исследования

Вектор воспитания Гражданина современной России был задан Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Указе от 09.11.22 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Указ № 809, 2022]. Сегодня происходит осознание, что наши традиционные ценности являются основой динамичного развития российского государства и общества. Они позволят укрепить суверенитет многонациональной и многоконфессиональной

Общероссийская ценностная система и воспитание Гражданина.

9

страны. Осмысление трансформационных социально-политических процессов и перспектив развития в современном многополярном мире с учетом традиционных духовно-нравственных ценностей позволит сохранить свою общероссийскую цивилизационную идентичность.

Политика нашего государства по укреплению традиционных ценностей реализуется во всех сферах от образования и культуры до обороны и общественной безопасности. Многие российские ценности, передаваемые из поколения в поколение в сказках, эпосах, мифах, искусстве, архитектуре, теологии и т. п. не имеют аналогов в мире. Сегодня важно понимать особое положение России как самобытного государства и её особую ценностную систему. Ещё Н. Бердяев в своей работе «Самопознание» писал: «Несмотря на западный во мне элемент, я чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Я наследую традицию славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие миросозерцаний, и более всего Достоевского и Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель. И мой универсализм, моя вражда к национализму - русская черта» [Бердяев, 2004, с. 75].

В России и сегодня сильны принципы соборности, коллективной терпимости, но эта терпимость

не к извращениям и различного рода отклонениям от нравственности и морали, эта терпимость выражается в понимании и признании особенностей другой нации, религии, личности...

В современном многополярном мире мы как никогда осознаем самобытность России. Россия, на наш взгляд, - это особое государство, которое обеспечивает многовековое сохранение народов; сохранение всех национальных компонентов; создает перспективу долгосрочного развития; формирует свой современный облик на основе традиционных общероссийских ценностей, сохраняя ценности общечеловеческие. Это может служить особой привлекательностью для стран и народов, которые стремятся к дружбе и взаимодействию с Россией.

У нас принят ряд документов, в том числе Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина № 611 от 05.09.2022 г. об утверждении «Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом», в Концепции представлена система взглядов гуманитарной политики России [Указ № 611, 2022]. В данной Концепции уделено особое внимание не только роли каждой личности в жизни общества, но и роли человеческого «ресурса» в целом, так как именно этот «ресурс» необходим для развития социально-гуманитарного потенциала страны. Приоритетами должны стать: ориентация на общероссийские традиционные духовно-

10

О. А. Коряковцева

нравственные ценности и на общечеловеческие с учетом особенностей развития российской цивилизации; ориентация на развитие и укрепление взаимодействия разнообразных культур национальностей, проживающих в России.

Многолетние исследования специалистов Лаборатории «Изучение гражданской идентичности современной молодежи», работающей на базе ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушин-ского» показали, что развитие гражданского самосознания студентов происходит не на основе призывов и лозунгов, а в процессе активной общественной и политической деятельности. Вот почему так важно формировать гражданское мировоззрение для построения социокультурного и экономического пространства, где молодые граждане страны проявляли бы себя как личности, понимающие свой долг Гражданина по отношению к обществу и государству.

Кроме того, многолетние исследования системы ценностей современного молодого поколения показали, что в большинстве случаев для него важны отношения в семье, с друзьями и коллегами. Они стремятся сделать профессиональную карьеру, быть финансово независимыми от взрослых, поэтому материальный доход и достаток являются для них важной ценностью. Желание учиться, формировать и развивать свои профессио-

нальные компетенции в пирамиде ценностей молодых не являются приоритетными, к информальному и неформальному образованию они также в своем большинстве не стремятся. Но, благодаря системному освоению проектных технологий, большинство представителей поколения «2» обладают самостоятельностью и коммуникативными компетенциями, хотя ценить чужой труд не умеют и с этикой поведения тоже незнакомы.

Что же можно сказать об активной части молодежи - членах Молодежных Правительств, Советов, Парламентов и других лидерах? Представим краткий «портрет» современного социально-активного молодого жителя России. У него достаточно высокий уровень социальной креативности, но отчет о проведении любого мероприятия важнее, чем результат деятельности; при этом он не умеет преодолевать «незнакомые» трудности и не чувствителен к изменениям в обществе. Для него характерны включенность в происходящее, поиск какого-либо стоящего (в его понимании) дела, но, к сожалению, чаще всего с целью собственного развития и личной карьеры. У большинства молодежи этой группы наличествует высокая самооценка своих лидерских качеств, они умеют устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми, но мотивом такого общения зачастую служат личные интересы либо стремление «к власти».

Общероссийская ценностная система и воспитание Гражданина.

11

В целом становится очевидным доминирование мотива достижения личного успеха, что вызывает некоторую озабоченность, поскольку исключает тот мотив, на котором основывается гражданская позиция личности, мотив «общественной пользы, пользы Отечеству!».

Безусловно, у современной молодежи есть запрос на социальную справедливость и реформы, обозначающие их гражданскую заинтересованность, но готовы ли они на некоторые шаги, демонстрирующие их личную позицию как Гражданина страны.

Приведем результаты исследования, осуществленного экспертами Российского института стратегических исследований (РИСИ) Российской Академии Наук [Результаты исследования РИСИ РАН, 2022].

Отбор респондентов проводился в 43 регионах, где в совокупности проживают 113 млн человек. Основной исследовательский инструмент - целевой опрос молодежи в форме очного индивидуального интервьюирования (4 тыс. участников) и массовый опрос основного населения (2 тыс. участников). Возраст респондентов от 14 до 35 лет. Это составляет 26 % населения нашей страны.

Вопросы были направлены на определение видения молодежью успешной стратегии развития России. Главным показателем эффективности развития России молодое поколение считает социальную справедливость (33,8 %).

На вопрос «Как достичь справедливости?», преобладали два основных ответа:

1. Искоренение коррупции (33,2 %);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Соблюдение конституционных прав человека (32,7 %).

Другие варианты ответов разнообразны: расширение возможностей свободного предпринимательства (17,8 %); укрепление военного могущества (17,7 %); возрождение национальных ценностей и традиций (11,2 %).

На вопрос «О геополитической роли России» ответы молодежи распределились таким образом:

1. Россия должна быть одной из наиболее экономически развитых и политически влиятельных стран мира (47,3 %).

2. России не надо стремиться к глобальным целям (30,9 %).

3. Россия должна быть супердержавой как во времена СССР (13,3 %).

4. России надо стать лидером на постсоветском пространстве (8,5 %).

Большой интерес вызвали результаты ответа на вопрос «Готовы ли Вы к каким-либо "жертвам" для процветания своей страны?».

— 68,1 % молодых россиян не готовы к изменениям образа жизни.

— 69 % молодежи не хотят ограничений в свободном пользовании интернетом.

— 55 % - не готовы отказаться от товаров, произведенных на Западе.

— 52 % - не готовы отказаться от международных банковских карт.

12

О. А. Коряковцева

Особо выделим, что 32 % опрошенных готовы согласиться с ужесточением контроля за деятельностью СМИ и с ограничениями массовых мероприятий.

Мы выявили, что на экономическое будущее России молодежь 14-17 лет высказалась следующим образом:

31,1 % - высказали мнение, что Россия уже вошла в число наиболее развитых экономик мира, а в политическом отношении является демократией.

31,5 % - считают, что и то, и другое произойдет скоро, в течение 5 -10 лет.

15 % - ответили, что этого не будет никогда.

Среди более старшего поколения опрошенных (30-35 лет) каждый пятый уверен, что Россия никогда не будет иметь самую развитую экономику, а каждый четвертый, - что не станет демократией. Такие ответы объясняются, на наш взгляд, тем, что личностное становление данной группы респондентов пришлось на период «вседозволенности» 90-х гг. ХХ в.

Очевидно, чтобы давать и получать более реалистичные и соразмерные ответы и исследователи, и респонденты должны однозначно понимать семантику терминов «ценности» и «антиценности», представлять иерархию ценностей и знать моральное табу, то есть границу, которую нельзя никогда преступать.

Мы осознаем, что принятие нормативно-правовых документов и первичные действия власти в части определения ответственных за их реализацию - это только начало долгой, кропотливой совместной работы общества и государства по воспитанию подрастающего поколения.

На наш взгляд, траектория действий по формированию Гражданина России может быть достаточно конкретна: ценности ^ понимание их смыслов ^ определение целей ^ деятельность по достижению целей на основе ценностей ^ ожидаемый результат своей жизни, жизни Гражданина своей страны ^ реальный результат [Байбородова, 2020].

В Указе Президента Российской Федерации В. В. Путина № 809 от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» определены 17 общероссийские ценности:

— жизнь;

— достоинство;

— права и свободы человека;

— патриотизм;

— гражданственность;

— служение Отечеству и ответственность за его судьбу;

— высокие нравственные идеалы;

— крепкая семья;

— созидательный труд;

— приоритет духовного над материальным;

— гуманизм;

— милосердие;

— справедливость;

Общероссийская ценностная система и воспитание Гражданина.

13

— коллективизм;

— взаимопомощь и взаимоуважение;

— историческая память и преемственность поколений;

— единство народов России [Указ № 809, 2022].

Следует отметить, что чаще всего мы оперируем только половиной названных в Указе понятий, поскольку на сегодняшний день не все дефиниции определены. Это необходимо сделать в нормативно-правовых документах, так как словари зачастую дают множественные и неточные толкования. Например, чем отличаются понятия «гуманизм» и «милосердие», которые заявлены в Указе Президента Российской Федерации № 809? Или другой пример - дефиниция «солидарность». П. Крапоткин в своей известной работе «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902), отметил, что «солидарность» - это жизненно важная для взаимопомощи деятельность, направленная на поддержку других людей [Дроби-жева, 2018]. А по-нашему мнению и мнению многих других, быть солидарным - это, значит, разделять позицию (мнение) другого человека и поддерживать его. Уточнение определений традиционных российских духовно-нравственных ценностей будет способствовать их однозначному пониманию и толкованию и целенаправленному использованию всеми заинтересованными в становлении молодых граждан России структурами, орга-

низациями, сообществами. В настоящее время очень важно доносить до подрастающего поколения уникальность российской ценностной системы, так как она, безусловно, связана с самобытностью становления российской цивилизации и является основой её динамичного развития как сегодня, так и в ближайшем будущем.

Заключение

Результаты приведенных исследований, к сожалению, убеждают нас, что около 50 % российской молодежи понимают свой гражданский долг и ощущают личную ответственность за будущее России. Очевидно, что на основе уже принятых федеральных нормативно-правовых документов необходимо выстроить единую государственно-общественную систему становления и формирования самосознания и гражданственности молодежи России, определив конкретные задачи задействованных в этой работе государственных и общественных структур и соблюдая ряд условий:

— общее понимание содержания принятой нормативно-правовых документов;

— учет многообразия вероисповедания, языков, традиций и особенностей наций и национальностей; специфики регионов и территорий;

— создание единого духовно-культурного фундамента, способствующего укреплению позиций нашей страны на международной арене и её устойчивому движению вперед;

14

О. А. Коряковцева

— траектория действий должна быть конкретной и постоянно корректируемой на основе отслеживания результатов работы единой системы.

На сложном историческом пути становления общества и государства именно общая система ценностей и культура всегда являлись теми компонентами, которые объединяли и сплачивали многонациональный и многоконфессиональный российский народ. Вот почему накопленный веками опыт, гранди-

озное культурное богатство и духовный потенциал населения позволили России представить миру целый комплекс важных духовно-нравственных ценностей, а сегодня демонстрировать лучшие мировые достижения в ряде гуманитарных, технических и информационно-коммуникационных сфер деятельности и представляют собой фундаментальную основу для воспитания и формирования Гражданина современной России.

Библиографический список

1. Актуганов С. Т. К проблеме исследования гражданской идентичности будущих педагогов // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2017. № 2. URL: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/ce3/aktuganov_s_t_k_probleme_issledovaniya_gr azhdanskoy_identichnosti_budushchikh_pedagogov.pdf (дата обращения: 25.01.2024).

2. Андреенкова А. В. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик молодежи. Киев : Знания, 2007.

3. Байбородова Л. В. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. 367 с.

4. Бердяев Н. Самопознание. Москва : Плюс-Минус, 2004. 329 с.

5. Большаков А. Г. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы / А. Г. Большаков, О. И. Зазнаев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики: В 3 ч. Ч. II. Тамбов : Грамота, 2012. № 12 (26). С. 38-41.

6. Бугайчук Т. В. Идентичность как объект исследования социальных наук / Т. В. Бугайчук, Т. Г. Доссэ // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. Т. 2. С. 212-217.

7. Гришин Н. В. Государство как субъект политики формирования идентичности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. №3. С. 66-72.

8. Дробижева Л. М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. № 5. С. 100-115.

9. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. 2006. №1. С. 35-44.

Общероссийская ценностная система и воспитание Гражданина.

15

10. Коряковцева О. А. Молодежь России: кризис гражданской идентичности / О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2018. №1. С. 140-150.

11. Крапоткин П. Взаимопомощь как фактор эволюции. Москва : Самообразование, 2007. 240 с.

12. Никонова Э. И. Факторы формирования гражданского самосознания российской молодежи в современных условиях / Э. И. Никонова, Л. В. Абдрахманова // Вестник экономики, права и социологии. 2020. № 1. С. 138141.

13. Петухов В. В. Гражданское участие в современной России: взаимодействие политических и социальных практик // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 3-14.

14. Радаев В. В. Миллениалы: как меняется российское общество. Москва : Изд. дом Высшей школы экономики. 2019. 224 с.

15. Результаты исследования, проводимое экспертами РИСИ РАН. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ (дата обращения: 20.05.2024).

16. Семененко И. С. Идентичность в системе координат мирового развития / И. С. Семененко, В. В. Лапкин, В. И. Пантин // Полис. 2010. № 3. С. 40-59.

17. Сковиков А. К. Политические партии и российская молодежь: диалог на современном этапе / А. К. Сковиков, С. Г. Скутина, А. С. Фалина // PolitBook. 2018. №4. С. 64-73.

18. Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. Москва : Наука, 2013. 649 с.

19. Чупров В. И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, Москва : Юр. Норма, 2020. 304 с.

20. Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина № 611 от 05.09.2022 г. об утверждении «Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом». URL: Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 г. № 611 • Президент России (kremlin.ru) (дата обращения: 20.05.2024).

21. Указ Президента РФ В. В. Путина от 09.11.22 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 • Президент России (kremlin.ru) (дата обращения: 20.05.2024).

Reference list

1. Aktuganov S. T. K probleme issledovanija grazhdanskoj identichnosti budushhih pedagogov = Toward the problem of studying future teachers' civic identity // Vestnik nauchnogo obshhestva studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. 2017. № 2. URL: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/ce3/aktuganov_s_t_k_probleme_issledovaniya_gr azhdanskoy_identichnosti_budushchikh_pedagogov.pdf (Data obrashhenija: 25.01.2024).

2. Andreenkova A. V. Zhiznennye plany, cennostnye orientacii i moral'nyj oblik molodezhi = Life plans, value orientations and moral image of young people. Kiev : Znanija, 2007.

16

О. А. Коряковцева

3. Bajborodova L. V. Cennostno-smyslovye osnovy vospitatel'noj dejatel'nosti = Value and semantic bases of educational work / L. V. Bajborodova, M. I. Rozhkov. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2020. 367 s.

4. Berdjaev N. Samopoznanie = Self-discovery. Moskva : Pljus-Minus, 2004. 329 s.

5. Bol'shakov A. G. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti: problemy, sovremen-noe sostojanie, perspektivy = Forming civil identity: problems, current state, prospects / A. G. Bol'shakov, O. I. Zaznaev // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie // Voprosy teorii i praktiki: V 3 ch. Ch. II. Tambov: Gramota, 2012. № 12 (26). S. 38-41.

6. Bugajchuk T. V., Dossje T. G. Identichnost' kak ob#ekt issledovanija social'nyh nauk = Identity as an object of research in social sciences / T. V. Bugajchuk, T. G. Dossje // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013. № 3. T. 2. S. 212-217.

7. Grishin N. V. Gosudarstvo kak sub#ekt politiki formirovanija identichnosti = The state as a subject of identity formation policy // Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. 2019. №3. S. 66-72.

8. Drobizheva L. M. Rossijskaja identichnost': diskussii v politicheskom pros-transtve i dinamika massovogo soznanija = Russian identity: debates in the political space and the dynamics of mass consciousness //Polis. Politicheskie issledovanija. 2018. № 5. S. 100-115.

9. Zhuravleva N. A. Dinamika cennostnyh orientacij molodezhi v uslovijah so-cial'no-jekonomicheskih izmenenij = Dynamics of youth value orientations in conditions of socio-economic changes // Psihologicheskij zhurnal. 2006. №1. S. 35-44.

10. Korjakovceva O. A. Molodezh' Rossii: krizis grazhdanskoj identichnosti = Russia's youth: the crisis of civic identity / O. A. Korjakovceva, T. V. Bugajchuk // Lokus: ljudi, obshhestvo, kul'tury, smysly. 2018. №1. S. 140-150.

11. Krapotkin P. Vzaimopomoshh' kak faktor jevoljucii = Helping each other as a factor of evolution. Moskva : Samoobrazovanie, 2007. 240 s.

12. Nikonova Je.I. Faktory formirovanija grazhdanskogo samosoznanija rossijskoj molodezhi v sovremennyh uslovijah = Factors of forming Russian young people's civic consciousness in modern conditions / Je.I. Nikonova, L. V. Abdrahmanova // Vestnik jekonomiki, prava i sociologii. 2020. № 1. S. 138-141.

13. Petuhov V. V. Grazhdanskoe uchastie v sovremennoj Rossii: vzaimodejstvie politicheskih i social'nyh praktik = Civic activities in contemporary Russia: the interaction of political and social practices // Sociologicheskie issledovanija. 2019. № 12. S. 3-14.

14. Radaev V. V. Millenialy: kak menjaetsja rossijskoe obshhestvo = Millennials: How Russian society is changing. Moskva : Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki. 2019. 224 s.

15. Rezul'taty issledovanija, provodimoe jekspertami RISI RAN = Results of the research conducted by experts of RISS RAS. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/ (data obrashhenija: 20.05.2024).

16. Semenenko I. S. Identichnost' v sisteme koordinat mirovogo razvitija = Identity in the system of world development coordinates / I. S. Semenenko, V. V. Lapkin, V. I. Pantin // Polis. 2010. № 3. S. 40-59.

Общероссийская ценностная система и воспитание Гражданина.

17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Skovikov A. K. Politicheskie partii i rossijskaja molodezh': dialog na sov-remennom jetape = Political parties and Russian youth: the dialogue at the present stage / A. K. Skovikov, S. G. Skutina, A. S. Falina // PolitBook. 2018. №4. S. 64-73.

18. Tishkov V. A. Rossijskij narod: istorija i smysl nacional'nogo samosoznanija = The Russians: history and the meaning of national identity. Moskva : Nauka, 2013. 649 s.

19. Chuprov V. I. Molodezh' v kul'turnom prostranstve: samoreguljacija zhiznedejatel'nosti = Youth in cultural space: self-regulation of living / V. I. Chuprov, Ju. A. Zubok, Moskva : Jur. Norma, 2020. 304 s.

20. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii V. V. Putina № 611 ot 05.09.2022 g. ob utverzhdenii «Koncepcii gumanitarnoj politiki Rossijskoj Federacii za rubezhom» = Decree of the President of the Russian Federation V. V. Putin No. 611 of 05.09.2022 on approval of the "Concept of humanitarian policy of the Russian Federation abroad". URL: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 05.09.2022 g. № 611 • Prezident Rossii (kremlin.ru) (data obrashhenija: 20.05.2024).

21. Ukaz Prezidenta RF V. V. Putina ot 09.11.22 goda № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» = Decree of the President of the Russian Federation V. V. Putin of 09.11.22, No. 809 "On approval of the principles of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values". URL: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 g. № 809 • Prezident Rossii (krem-lin.ru) (data obrashhenija: 20.05.2024).

Статья поступила в редакцию 23.04.2024; одобрена после рецензирования 10.05.2024; принята к публикации 20.05.2024.

The article was submitted on 23.04.2024; approved after reviewing 10.05.2024; accepted for publication on 20.05.2024

18

О. А. Коряковцева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.