Научная статья на тему 'Общероссийская гражданская идентичность как гарант государственности и суверенитета Российской Федерации'

Общероссийская гражданская идентичность как гарант государственности и суверенитета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
31
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность / государство-цивилизация / патриотизм / суверенитет / национальное единство / консолидация общества / civil identity / civilization state / patriotism / sovereignty / national unity / consolidation of society

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Малик Елена Николаевна

В новых геополитических реалиях, когда меняется архитектура международных отношений, наблюдается рост новых полюсов миропорядка, важно проанализировать специфику общероссийской гражданской идентичности. В работе уделяется внимание приоритетным мерам, направленным на снижение угроз разрушения недружественными странами общероссийской идентичности. Определены направления государственной политики по предотвращению состояния гражданской и культурной отчужденности в молодежной среде. Автором сделан вывод, что сохранение единства и сплоченности российского общества, цивилизационной самобытности страны, многовековых культурных традиций, исторической памяти, духовных скрепов российской государственности – все это гарант сохранения суверенитета и конституционного строя России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Малик Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the new geopolitical realities, when the architecture of international relations changes, there is an increase in the new poles of the world order, it is important to analyze the specifics of the all-Russian civil identity. The work pays attention to priority measures aimed at reducing the threats of destruction by unfriendly countries of the all-Russian identity. The directions of state policy to prevent the state of civil and cultural alienation in the youth environment have been determined. The author concluded that preserving the unity and cohesion of Russian society, the civilizational identity of the country, centuries-old cultural traditions, historical memory, spiritual bonds of Russian statehood is all a guarantor of preserving the sovereignty and constitutional order of Russia.

Текст научной работы на тему «Общероссийская гражданская идентичность как гарант государственности и суверенитета Российской Федерации»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 200-208.

Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 1 (97). Pp. 200-208.

Научная статья УДК 351/354(091)

EDN: HYBMQO

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ГАРАНТ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Елена Николаевна Малик

Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел, Россия, malik57-elena@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9849-3581

Аннотация. В новых геополитических реалиях, когда меняется архитектура международных отношений, наблюдается рост новых полюсов миропорядка, важно проанализировать специфику общероссийской гражданской идентичности. В работе уделяется внимание приоритетным мерам, направленным на снижение угроз разрушения недружественными странами общероссийской идентичности. Определены направления государственной политики по предотвращению состояния гражданской и культурной отчужденности в молодежной среде. Автором сделан вывод, что сохранение единства и сплоченности российского общества, цивилизационной самобытности страны, многовековых культурных традиций, исторической памяти, духовных скрепов российской государственности -все это гарант сохранения суверенитета и конституционного строя России.

Ключевые слова: гражданская идентичность, государство-цивилизация, патриотизм, суверенитет, национальное единство, консолидация общества

Для цитирования: Малик Е. Н. Общероссийская гражданская идентичность как гарант государственности и суверенитета Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 200-208. EDN: HYBMQO.

Original article

ALL-RUSSIAN CIVIL IDENTITY AS A GUARANTOR OF STATEHOOD AND SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Elena N. Malik

Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation, Orel, Russia, malik57-elena@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9849-3581

Abstract. In the new geopolitical realities, when the architecture of international relations changes, there is an increase in the new poles of the world order, it is important to analyze the specifics of the all-Russian civil identity. The work pays attention to priority measures aimed at reducing the threats of destruction by unfriendly countries of the all-Russian identity. The directions of state policy to prevent the state of civil and cultural alienation in the youth environment have been determined. The author concluded that preserving the unity and cohesion of Russian society, the civilizational identity of the country, centuries-old cultural traditions, historical memory, spiritual bonds of Russian statehood is all a guarantor of preserving the sovereignty and constitutional order of Russia.

© Малик Е. Н., 2024

Е. Н. МАЛИК

201

Keywords: civil identity, civilization state, patriotism, sovereignty, national unity, consolidation of society

For citation: Malik E. N. All-Russian civil identity as a guarantor of statehood and sovereignty of the Russian Federation. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 1 (97), pp. 200-208. (In Russ.). EDN: HYBMQO.

Сегодня большинство ученых предпринимают попытки найти наши идентичности с европейскими и азиатскими культурами, идеями, практиками, экономическими и социальными моделями, системами прав. Но оказалось, России не подходит ни европейская, ни азиатская модель. Например, в европейской модели ответом на вопрос «Для чего живет человек?» является активное действие человека в интересах самого себя. Для Востока характерно действие человека в отношении признанного им коллектива (что перекликается с идеями эпохи социализма в России). Для России главной стала третья позиция - действие человека во имя кого-то «другого». Эту позицию можно еще описать как «человек плюс». Причем в «плюс» человека могут входить семья, друзья, страна, Бог.

Отечественный философ Н. А. Бердяев сказал, что «...в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира» [1, с. 37-38]. Россия исторически в известной мере зародилась как восточно-европейская страна. Но после вторжения монголов, когда мы перемешались и приняли во многом их тип государства, мы стали другими. А еще больше другими мы стали с XVI в., когда Россия присоединила и освоила Сибирь. Тогда мы стали империей, великой страной.

Россия действительно не Европа и не Азия. Россия - самодостаточная цивилизация. Этот тезис - консенсусный. В разные исторические периоды в российскую цивилизацию проникали передовые идеи и с Запада, и с Востока. Но, несмотря на обстоятельства, русский народ всегда оставался собой, что продиктовано было и нашим суровым северным климатом, и географией, и огромной территорией, сформировавшими наш особый мир и инстинкт государственности, то есть стремление к формированию сильного централизованного государства, державы.

Когда говорят о менталитете русского человека, имеют в виду прежде всего «.загадочную, таинственную и неповторимую русскую душу - душу, которая является именно русской: не западной рационально-преобразующей, не восточной пассивно-созерцающей», а представляющей собой особое ментальное образование, сочетающее в себе «элементы обеих цивилизационных “стихий”» [2, с. 156]. Мы действительно особый народ, народ-цивилизация, «мир миров», цивилизация цивилизаций. У нашего народа есть несколько миссий, одна из которых - освобождать мир от всех претендентов на доминирование и гегемонию.

Исторический путь России определил ее культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни многонационального и многоконфессионального российского общества. Все эти компоненты, лежащие в основе российской государственности, обуславливают уникальность гражданской идентичности нашего народа. Этот феномен не менее многогранен, если сравнивать его с цивилизационной культурной доминантой. В работах классиков цивилизационного подхода Н. Данилевского, А. Тойнби, С. Хантингтона, О. Шпенглера и современных авторов мы находим описание различных базисных цивилизационных оснований.

Гражданская идентичность играет важную роль в формировании личности и общества в целом. Она позволяет людям ощущать себя частью общности, что укрепляет духовную связь между гражданами и повышает эффективность их совместных действий. Гражданская идентичность может быть выражена в различных формах, например, в старании сохранить культурные традиции и обычаи своей страны, в уважении к государственным символам, в желании поучаствовать в важных для общества мероприятиях.

202

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Кроме того, гражданская идентичность способствует формированию личности в русле социальных норм, правил и законов, которые регулируют поведение в обществе. Мы разделяем мнение Н. Ю. Кравченко о том, что «востребованность гражданской идентичности объясняется потребностью обеспечить “интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина политкультурного общества...”» [3, с. 177]. Гражданская идентичность несет в себе значение веры в общие ценности, в нравственно-этические принципы и приверженность желанию решения проблем не только в своих личных интересах, но и в целях блага общества в целом.

Важно подчеркнуть, что принадлежность к группе, общая идентичность с другими людьми - это основа формирования личности. Знание культуры и истории своего народа и уважение к ним помогают принимать себя таким, какой ты есть, и находить свое место в мире. Без этого человек не может наладить гармоничные, равноправные отношения с окружающими, что особенно важно в современном многокультурном мире, где необходимо уметь понимать и уважать другие культуры. Кроме того, гражданская идентичность позволяет людям работать вместе для общего блага, строить сильные, стабильные сообщества и демократические институты, что является основой процветания общества в целом. Для гражданских лидеров и активистов гражданская идентичность служит поводом для того, чтобы стать инициатором и участником социальных и политических процессов, проявлять активность и решать общественные проблемы.

Примером гражданской идентичности может быть участие в выборах, волонтерская работа, работа в общественной организации, расширение своих знаний об истории страны и проведение праздников, символизирующих гражданскую культуру. Важно констатировать, что стержневым элементом гражданской идентичности является эмоция. Гражданская идентичность строится на эмоциональном уровне - связи с обществом, его культурой, историей и т. д. Это, в свою очередь, влияет на формирование и укрепление гражданской позиции и связанных с этим отношений к обществу в целом. Самостоятельные изменения статуса, выход из определенной социальной группы также влияют на формирование гражданской идентичности. Например, проповедование иного убеждения, переезд в другую страну, приобретение новых ценностей и т. д. -все эти факторы могут привести к искажению гражданской идентичности.

В политической деятельности гражданская идентичность также играет важную роль. Она облегчает общение между политиками и гражданами, позволяя им говорить на одном языке и идентифицировать себя с общими национальными и гражданскими интересами. Вполне удачными примерами общенациональной идентичности могут служить такие «государства-нации», как Франция и Япония. Так, во Франции идентичность связана с национальным девизом «Свобода, равенство, братство». Французы гордятся своей культурой, историей и языком. Они сильно привязаны к своим регионам и семьям. Японцы также с гордостью относятся к своей национальной культуре и обычаям (например, керамика, чайная церемония и кимоно). Их культура очень уважительна к старшим и авторитетам, а также ориентирована на мирное сосуществование в обществе.

Важно отметить, что гражданская идентичность не должна исключать уважение к другим культурам и народам. Она способствует укреплению международного сотрудничества и толерантности к разным культурам. Так, «характерной особенностью общероссийской гражданской и культурной идентичности является гармоничное сосуществование русской культурной доминанты и этнической идентичности и родного языка всех народов России, что обеспечивает их историческую общность» [4, с. 10].

В то же время, когда отсутствует единая гражданская идентичность, возникают межэтнические конфликты и напряженность в обществе. Наиболее ярким примером здесь можно назвать конфликт в Югославии на рубеже XX и XXI вв., который привел к кровавой войне и распаду этой страны.

Е. Н. МАЛИК

203

Таким образом, гражданская идентичность является важным фактором в формировании политической культуры и поведения. Когда люди сильно идентифицируют себя с обществом и страной, они более склонны к участию в выборах, протестах и других формах причастности к политической жизни. Гражданская идентичность также помогает уменьшить политические конфликты и напряженность в обществе, поскольку люди воспринимают друг друга как членов единой нации, а не как врагов.

В XXI век Россия вступила с тяжелым грузом кризисных явлений в общественном устройстве, экономике, законодательстве, политике, образовании, науке, национальных отношениях и других сферах жизни. На этом фоне обострились дискуссии по поводу необходимости единой идеологии как скрепы общенациональной идентичности по примеру той, что была в СССР [5]. Здесь стоит вспомнить, что в начале строительства Советского Союза у русского населения не было сплоченности, так как изначально использовались марксистсколенинские идеи, отвергающие всякое сплочение за Родину. Ситуация изменилась при корректировке советской идеологии именно в сторону патриотизма. В этот момент в народе начала зарождаться самоотверженная любовь к Отчизне. Безусловно, усиление патриотичности в советском обществе характерно для периода Великой Отечественной войны, когда люди отдавали жизни и жертвовали собой ради Отечества. Победа над фашистской Германией сплотила советский народ, появилась цель построить социалистическое государство. Люди становились патриотами. Когда человек идеологически чувствует принадлежность к одной нации или стране, он готов отстаивать ее интересы и защищать ее институты. Но «идеология» как философский феномен - очень сложная конструкция...

Российский президент В. Путин на встрече с активом Клуба лидеров 3 февраля 2016 г. заявил: «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом»1.

Отрадно видеть, что сегодня патриотическое воспитание снова пришло в институты образования: молодежь нуждается в патриотизме, в той системе ценностей и мировоззрении, которые он несет. Недавние подвиги российских солдат и офицеров в Сирии, добровольцев в Донбассе являются наглядным примером беззаветного служения Родине, благодаря чему Россия была, есть и всегда будет оставаться великой державой.

Как показывают результаты социологического опроса, большинство молодых россиян (83 %) в возрасте от 14 до 35 лет идентифицируют себя в первую очередь как граждане РФ, национальная идентичность преобладает среди 14-17-летних (30 %), гражданами мира чаще себя считают 18-24-летние (38 %). Историю своей страны хорошо знают 76 % молодых граждан, историю своей семьи - 73 %2. Приведенные значения показывают, что в среде современной российской молодежи существуют все предпосылки для дальнейшей демократизации государства и формирования зрелого гражданского общества. Возрастающая роль политического просвещения требует комплексного нравственно-правового гражданского воспитания молодого поколения со стороны как образовательных организаций, так и органов государственной власти.

Важным шагом по развитию гражданской идентичности стал культурно-образовательный проект «Поезд памяти». Он инициирован главами Совета Федерации Федерального Собрания РФ В. Матвиенко и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Н. Кочановой, проект направлен на объединение молодежи Содружества Независимых Г осударств, формирование уважительного отношения и понимания значимости героических

1 Путин: национальная идея в России - это патриотизм // РИА Новости : сетевое изд. URL: https://ria.ru/20160203/1369184806.html (дата обращения: 16.01.2024).

2 Онлайн-опрос проводился 29 июня - 8 июля 2022 г., в опросе участвовали 1 592 гражданина РФ в возрасте от 14 до 35 лет. Для проведения опроса использовалась квотная выборка, репрезентирующая население РФ в возрасте от 14 до 35 лет (https://wciom.m/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi).

204

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

подвигов наших дедов и прадедов, знакомство с культурой и традициями соседнего государства. «Вне зависимости от того, есть ли какие-то политические споры по разным направлениям, память о Великой Отечественной войне, о подвиге солдата, победившего нацизм, масштаб которого мы все более и более осмысливаем, должна объединять нас, объединять тех людей, кто вступает в большую жизнь», - отметил госсекретарь Союзного государства России и Республики Беларусь Д. Мезенцев1.

В первом проекте «Поезд памяти» в 2022 г. приняли участие 200 школьников 15-17 лет из России и Беларуси, окончившие 10 классов. Это победители олимпиад и конкурсов, посвященных истории Великой Отечественной войны. В 2023 г. в нем участвовали старшеклассники уже из четырех дружественных стран - России, Беларуси, Армении и Киргизии. «Поезд памяти» объединил более 200 финалистов - победителей олимпиад и конкурсов, прошедших конкурсный отбор: 90 школьников из России, 70 - от Республики Беларусь, 20 - от Республики Армения и 20 - от Кыргызской Республики. Участники посетили восемь российских городов (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Уфа, Самара, Волгоград, Тула, Кубинка) и шесть городов Беларуси (Брест, Гродно, Полоцк, Минск, Могилев, Жлобин), а также Ясную Поляну (Тульская область) и парк «Патриот» (Московская область). Маршрут следования начался с г. Бреста, где 22 июня в 4 часа утра Брестская крепость раньше всех приняла на себя удар врага. Для участников были запланированы насыщенные культурно-образовательные программы: просветительские мероприятия, посещение мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне, возложение цветов. Пассажиры «Поезда памяти» познакомились с местами, связанными с боевыми подвигами советских солдат, партизан и тружеников тыла, побеседовали с ветеранами Великой Отечественной войны и членами поисковых отрядов. Состоялись также встречи с представителями сенаторского корпуса России и Национального Собрания Республики Беларусь. Проект завершился возложением цветов к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду и посещением Музея Победы на Поклонной горе в Москве. Как заявляют организаторы, в 2024 г. военно-патриотический проект «Поезд памяти» соберет участников со всех стран СНГ, в том числе из Южной Осетии и Абхазии.

Стоит сказать, что 2022-й стал годом «динамического хаоса» - перехода России в новую реальность политики и жизни. Нервом перемен для российской государственности стал выход наружу противоречий в отношениях с «коллективным Западом». Концентрированным выражением кризиса стала специальная военная операция (СВО) на Украине и последующая цепь конфронтационных событий: ускорение гонки вооружений, расширение НАТО, масштабные санкции, попытки изоляции России, военная и финансовая помощь Украине и др. Ставкой 2022 г. был вопрос о том, сможет ли Россия выдержать этап перелома: удастся ли удержать экономику от обвала на фоне беспрецедентных санкций, можно ли будет вести масштабные военные операции, которых не было даже в период холодной войны, получится ли консолидировать элиты и общество? Перелом позади, Россия живет в новых условиях конфронтации и справляется с ними. Из режима кризиса российская политика перешла в режим новой нормальности. Игнорирование санкций, адаптация к ним в сочетании с точечными ответами - часть новой реальности для нашей государственности.

Изменения происходят и в российском обществе. 2022 год характеризовался шоком и разрывом шаблона после начала СВО. Конфликт на Украине - продукт многолетних противоречий двух великих держав, США и России. На встрече с военнослужащими в военном госпитале имени А. А. Вишневского в январе 2024 г. Президент России В. Путин подчеркнул, что «Украина не враг России, враг тот, кто хочет добиться стратегического поражения

1 «Поезд памяти» объединит страны // Российское информационное агентство «Победа РФ» : сайт. URL: https://pobedarf.ru/2024/01/12/ poezd-pamyati-obedinit-strany-2/ (дата обращения: 16.01.2024).

Е. Н. МАЛИК

205

России на поле боя, кто хочет уничтожить российскую государственность»1 2 3. Украина воспринимается США как инструмент нанесения стратегического поражения России - своему не самому крупному, но самому жесткому и активному оппоненту на международной арене.

Западные страны, вводя широкомасштабные экономические санкции, предполагали: уровень жизни россиян ухудшится настолько, что для большинства населения судьба русских на Донбассе и забота о собственной безопасности уйдет на задний план. Но люди так и не вышли на масштабные акции протеста. Во-первых, правительство и президент приняли решительные и энергичные меры по недопущению экономического кризиса. Жизненный уровень населения почти не снизился, военно-промышленный комплекс стал работать круглосуточно, экономика не просто выстояла, но даже начала расти. Однако важно другое. Западные стратеги не учли, что у русских людей есть ценности («справедливость», «Своих не бросаем»), которые гораздо важнее меркантильных потребительских интересов. Часть россиян все-таки уехали за границу, но это менее 0,5 % всех граждан страны. Большинство из них беспокоились о сохранности своего зарубежного имущества, а вовсе не выражали свой «протест».

В 2023 г. российское общество адаптировалось к изменениям. Несмотря на ведение масштабных военных действий, в России в целом сохранился стабильный и достаточно предсказуемый образ жизни. Такие тревожные симптомы, как инфляция, дефицит рабочей силы и спад в ряде отраслей, сочетаются с рекордно низкой безработицей, быстрым освоением новых рыночных ниш после ухода иностранных компаний, оживлением промышленности на фоне импортозамещения и военных заказов. Ситуация внутри страны остается стабильной, что служит важным психологическим фактором для общества. Июньская попытка мятежа («Марш на Москву» ) и ее провал показали устойчивость политической системы. Адаптация общества к новым условиям - тоже часть новой нормы. В целом, СВО носит трансформационный характер для нашего общества, элиты. Стратегическая цель - обеспечить спокойный уход Запада с доминирующих позиций. Одновременно спецоперация используется для того, чтобы избавиться от прозападных элементов в нашей элите.

С учетом радикальности геополитических изменений в 2023 г. оформились новые доктринальные основы внешней политики России. Одним из ключевых событий стало появление актуальной Концепции внешней политики . Среди концептуальных нововведений - понятие государства-цивилизации и восприятие внешнего мира как совокупности цивилизационных образований той или иной степени политической консолидации. В теоретическом плане это одна из наиболее серьезных новаций последнего времени. Появление в официальном документе понятия «государство-цивилизация» возвращает нас к фундаментальным вопросам нашей общенациональной идентичности.

За последние годы консолидация российского общества существенно выросла, о чем говорит показатель уровня общегражданской идентичности. Президент страны В. Путин отметил: «Чем больше в отношении нас принимали санкций, тем больше было клеветы, тем выше становился параметр общей консолидации. За пять последних лет он вырос на треть и на начало 2023 года превысил 94 %» (в 2017 г. этот показатель составлял 63 %)4.

Консолидация русского общества стала неприятным сюрпризом для геополитических оппонентов. Страна сплотилась в общенародном порыве солидарности и поддержки власти и бойцов, воюющих на фронте. В итоге сложилось то, что называется «Донбасский консенсус».

1 Путин заявил, что Украина не является врагом России // РИА Новости : сетевое изд. URL: https://ria.ru/20240101/putin-1919358787.html (дата обращения: 16.01.2024).

2 Андреева А., Геликова М. Вооруженный мятеж Пригожина // Газета.йд : сайт. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2023/06/24/17186252.shtml (дата обращения: 14.01.2024).

3 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утв. указом Президента РФ от 31 марта 2023 г. № 229 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2023. N° 14. Ст. 2406.

4 Егорова В. Путин: Уровень общегражданской идентичности в РФ вырос с 63 % до 94 % // rg.ru : сайт. URL: https://rg.ru/2023/05/19/putin-uroven-obshchegrazhdanskoj-identichnosti-v-rf-vyros-s-63-do-94.html (дата обращения: 16.01.2024).

206

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

«Донбасский консенсус» - это «объединение вокруг флага» большинства политических партий и общественных движений, а также всего российского общества для защиты Родины и обеспечения победы в борьбе с коллективным Западом. Практически все политические партии начали совместную работу по сохранению политической и экономической стабильности страны в условиях беспрецедентных санкций и по решению задач обеспечения фронта всем необходимым. Партийный патриотический консенсус был поддержан подавляющим большинством избирателей. «Донбасский консенсус» стал логическим продолжением «Крымского консенсуса», когда Крым вернулся в состав России. В 2014 г. народ Крыма и Севастополя, несогласный с русофобской политикой националистических украинских властей, в ходе референдумов выразил единодушное желание вернуться в состав Российской Федерации.

Безусловно, у России колоссальный исторический опыт, который может и должен быть одной из основ ее общенациональной идентичности. В этом направлении за последние пару десятилетий сделано много. Но непосредственная связь с традицией сузилась вместе с сокращением пространства традиционного общества. Президент России заявил, что нет ничего важнее укрепления общероссийской гражданской идентичности, он отметил: «Мы знаем, с какими проблемами сегодня многие страны мира сталкиваются как раз в этой ключевой сфере, и на американском континенте, и на европейском»1 2.

Негативными факторами для общенациональной идентичности и для будущего России как государства-цивилизации могут стать:

1) разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ослабление единства многонационального народа Российской Федерации;

2) снижение интеллектуального и культурного уровня общества;

3) рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения;

4) деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России;

5) атомизация общества - разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других и т. п.

Стоит согласиться с высказыванием Н. Г. Денисова о том, что «проблематика идентичности имеет полипарадигмальный и поликультурный характер, решение соответствующих вопросов зависит от зрелости внутренних субъектно-объектных отношений в рамках многонационального государства, а также от рефлексии внешних угроз, порождаемых тотальной глобализацией» [6, с. 39]. Гражданская идентичность может быть развита через волонтерство, участие в общественной жизни, событиях, связанных с национальными праздниками, культурой и искусством. Важно также обеспечивать равный доступ к образованию, информации и социальным возможностям для всех членов общества. Необходимо активно бороться с дискриминацией и расизмом, чтобы все граждане могли чувствовать себя равноправными и уважаемыми.

«За последнее время мы наблюдаем отторжение процессов “вестернизации” в незападных цивилизациях (исламской, индуистской, конфуцианской). Незападные страны вновь утверждают значимость своих культур, национальных идентичностей и сохранения культурного цивилизационного кода. И Россия здесь не исключение: наша страна тоже заботится о сохранении и прочности своей славянско-православной цивилизации» [7, с. 127]. Сегодня президентом и правительством страны взят курс на осмысление в обществе «социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурноисторический опыт» . Это позволит народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.

1 Путин отметил важность укрепления общероссийской гражданской идентичности // РИА Новости : сетевое изд. URL: https://ria.ru/ 20210330/putin-1603454757.html (дата обращения: 14.01.2024).

2 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ от 9 нояб. 2022 г. № 809 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 46. Ст. 7977.

Е. Н. МАЛИК

207

Российские традиционные ценности характеризуются в качестве нравственных ориентиров, которые формируют мировоззрение граждан России, передаются от поколения к поколению, лежат в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляют гражданское единство, уникально и самобытно проявляются в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа Российской Федерации [8].

Основными традиционными ценностями России являются как универсальные идеи, так и специфические для самой страны: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов РФ. Поэтому необходимы дополнительные меры по формированию на территории новых субъектов общероссийской идентичности, продвижению достоверной информации о нашей общей истории, традиционных ценностях народов России, основах межнационального и межрелигиозного мира и согласия. Очевидно, что российским правительством будут внесены дополнения в план реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации мерами по укреплению межнационального единства в новых субъектах Федерации, а также разработан комплекс мероприятий по реализации государственной национальной политики в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях.

В заключение отметим, что сегодня у России накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур - на этом веками строилась российская государственность и формировалась общероссийская гражданская идентичность.

Гражданская идентичность является важным фактором в становлении личности и общества в целом. Она позволяет людям чувствовать себя частью общности, повышает эффективность их совместных действий и способствует толерантному отношению к другим культурам и народам.

Основой общероссийской гражданской идентичности является исторически сложившаяся система российских духовно-нравственных ценностей, объединяющая самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации. Эти ценности призваны укреплять гражданское единство, они нашли свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Следует согласиться с С. Карагановым, что «предотвратить большую войну - главная задача человечества и России. Если это получится, то Россия будет прекрасной Северной Евразией, балансиром, цивилизацией цивилизаций. У нас совершенно фантастические возможности. Мы будем точно в выигрыше. Мы выигрываем от своей открытости, потому что в нас заложены русские, татарские, монгольские, кавказские, западные корни»1.

При этом необходимо помнить, что Россия - целый «космос», требующий тактичного обхождения и деликатного обустройства.

Список источников

1. Бердяев Н. А. Русская идея. СПб. : Азбука-классика, 2008. 320 с.

2. Смирнов С. В. Русский характер: взаимосвязь национального самосознания и стратегии реформирования современной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 3-1 (29). С. 155-158.

3. Кравченко Н. Ю. Гражданская идентичность как условие снижения конфликтогенности общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 177-180.

1 Караганов С. Часть людей потеряли страх перед адом. Нужно восстановить // Российский Совет по международным делам : офиц. сайт. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/chast-lyudey-poteryali-strakh-pered-adom-nuzhno-vosstanovit/ (дата обращения: 16.01.2024).

208

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

4. Токарева Е. А., Казенина А. А., Хасянов А. Ж. Гражданская и культурная общероссийская идентичность в современной России // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2021. № 2 (38). С. 9-16.

5. Полосин А. В. Шаг вперед: проблема мировоззрения в современной России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2022. № 3. С. 7-23.

6. Денисов Н. Г. Гражданская и культурная идентичность как стратегический ресурс российской государственности // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4 (42). С. 39-42.

7. Малик Е. Н. Киберагрессия коллективного Запада как геополитическая угроза цифровому суверенитету России // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 2 (95). С. 126-132.

8. Иванова Е. В., Мельникова Е. В. Общероссийская гражданская идентичность и векторы новой духовности // Евразийский юридический журнал. 2022. № 7 (170). С. 490-495.

References

1. Berdyaev N. A. Russkaya ideya [The Russian idea]. Saint Petersburg, Azbuka-klassika, 2008, 320 p. (In Russ.).

2. Smirnov S. V. Russkiy kharakter: vzaimosvyaz’ natsional’nogo samosoznaniya i strategii reformi-rovaniya sovremennoy Rossii [Russian character: correlation of national self-consciousness and strategies for modern Russia reformation]. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 2013, no. 3 (29), part 1, pp. 155-158. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kravchenko N. Yu. Grazhdanskaya identichnost’ kak uslovie snizheniya konfliktogennosti ob-shchestva [Civil identity as a condition of a society’s conflictogenity decrease]. Izvestia of Saratov University. New series. Series: Sociology. Politology, 2016, vol. 16, iss. 2, pp. 177-180. (In Russ.).

4. Tokareva E. A., Kazenina A. A., Hasyanov A. Zh. Grazhdanskaya i kul’turnaya obshcherossiyskaya identichnost’ v sovremennoy Rossii [Civil and cultural all-Russian identity in modern Russia]. MCU Journal of Philosophical Sciences, 2021, no. 2 (38), pp. 9-16. (In Russ.).

5. Polosin A. V. Shag vpered: problema mirovozzreniya v sovremennoy Rossii [Step forward: the problem of worldview in modern Russia]. Moscow University Bulletin. Series 12. Political Science, 2022, no. 3, pp. 7-23. (In Russ.).

6. Denisov N. G. Grazhdanskaya i kul’turnaya identichnost’ kak strategicheskiy resurs rossiyskoy go-sudarstvennosti [Civic and cultural identity as a strategic resource of the Russian statehood]. Cultural Studies of Russian South, 2011, no. 4 (42), pp. 39-42. (In Russ.).

7. Malik E. N. Kiberagressiya kollektivnogo Zapada kak geopoliticheskaya ugroza tsifrovomu su-verenitetu Rossii [Cyber-aggression of the collective West as a geopolitical threat to Russia’s digital sovereignty]. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 2 (95), pp. 126-132. (In Russ.).

8. Ivanova E. V., Melnikova E. V. Obshcherossiyskaya grazhdanskaya identichnost’ i vektory novoy dukhovnosti [All-Russian civic identity and vectors of new spirituality]. Eurasian Law Journal, 2022, no. 7 (170), pp. 490-495. (In Russ.).

Информация об авторе Е. Н. Малик - кандидат политических наук, доцент Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Information about the author E. N. Malik - Candidate of Political Sciences,

Docent, the Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 01.03.2024.

The article was submitted 22.01.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 01.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.