О.Ю. Яхшиян, Н.А. Омельченко
ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ В ОФИЦИАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация
В статье, на основе анализа официального дискурса современного Российского государства, реконструируются основные положения политики идентичности, направленной на формирование, поддержание и укрепление гражданской (политической) идентичности, которая в текстах доктри-нальных документов Российской Федерации, как правило, отождествляется с национальной (государственной) идентичностью. На основе обращения к публичным выступлениям главы государства, текстам доктринальных документов стратегического планирования в ряду выявленных установок, определяющих политику идентичности в Российской Федерации, рассматриваются следующие положения: идея единой полиэтнической российской политической (гражданской) нации - многонационального народа Российской Федерации; положение о современной России как одновременно государстве-нации и государстве-цивилизации; идея сохранения русскости -русского культурного (цивилизационного) кода (русской культурной доминаты) как основания общероссийской национальной идентичности; требование сохранения этнокультурного и языкового многообразия единой российской гражданской (политической) нации; положение о русском языке как общенациональном достоянии, государственном языке на всей территории страны и языке межнационального общения; принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; принцип единства (непрерывности) истории отечественной государственности.
O. Yakhshiyan, N. Omelchenko
IDENTITY POLITICS IN THE OFFICIAL DISCOURSE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract
The article, based on the analysis of the official discourse of the modern Russian state, reconstructs the main provisions of identity policy aimed at the formation, maintenance and strengthening of civil (political) identity, which in the texts of doctrinal documents of the Russian Federation, as a rule, is identified with national (state) identity. based on the reference to the public speeches of the head of state, the texts of doctrinal documents of strategic planning in a number of identified attitudes that determine the policy of identity in the Russian Federation, the following provisions are considered: the idea of a single multi-ethnic Russian political (civil) nation - the multinational people of the Russian Federation; the provision of modern Russia as both a nation-state and a state-civilization; Russian identity the idea of preserving the Russian cultural (civiliza-tional) code (the Russian cultural dominant) as the basis of the all-Russian national identity; the requirement to preserve the ethno-cultural and linguistic diversity of a single Russian civil (political) nation; the provision on the Russian language as a national treasure, the state language throughout the country and the language of interethnic communication; the principle of equality of human and civil rights and freedoms regardless of race, nationality, language, attitude to religion and other circumstances; the principle of unity (continuity) of the history of national statehood.
Ключевые слова:
политика идентичности, национальная идентичность, русская культурная доминанта, Президент Российской Федерации, официальный дискурс.
Key words:
identity policy, national identity, Russian cultural dominant, President of the Russian Federation, official discourse.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31303.
Политика идентичности - это деятельность государства и других политических акторов по формированию и воспроизводству общих ценностных и культурных оснований принадлежности к единому гражданско-политическому сообществу (нации), общих ориентиров развития и представлений о стране и ее прошлом [3, с 647]. Государство выступает доминирующим субъектом политики идентичности, основным объектом которой является нация. В этом контексте речь идет о систематической политике, направленной на формирование, поддержание и укрепление гражданской (политической) идентичности, которая в текстах доктринальных документов Российской Федерации, как правило, отождествляется с национальной (государственной) идентичностью. Понятие национальной идентичности характеризует коллективное самосознание граждан определенной страны как членов макрополитического сообщества. В таком понимании политика идентичности совокупно реализуется средствами образовательной, культурной, языковой, информационной, символической политики (политики исторической памяти) и т.д. В современном обществе политика идентичности в определенном объеме выполняет функции политической идеологии в ее «мягком» варианте, оставляющем для граждан возможность выбора более определенных политико-идеологических предпочтений [3, с 651]. Национальная идентичность является в существенной своей части феноменом идеологическим, ее базовые идеологемы принимаются согражданами не в силу правовой обязательности, а в силу фактического соотнесения с определенным страновым политическим сообществом. Само же такое соотнесение в каждом индивидуальном случае является результатом социализации в широком ее понимании и в том числе - результатом проводимой в стране политики идентичности.
В Российской Федерации вопросы политики идентичности находятся в сфере постоянного приоритетного интереса и внимания Президента страны. В.В. Путин в своих публичных выступлениях и статьях вновь и вновь обращается к этой проблематике, последовательно проясняя и уточняя собственное ее понимание и для органов государственной власти всех уровней, и для
общества. Проблематика национальной идентичности, особенно в аспектах политики памяти и языка, в возрастающей мере находит отражение в законодательстве Российской Федерации. В корпусе действующих документов стратегического планирования эта проблематика затрагивается в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
Третий президентский срок В.В. Путина с самого начала характеризовался повышенным интересом и вниманием к вопросам выработки и реализации политики идентичности. Еще в качестве кандидата в Президенты в начале 2012 года В.В. Путин опубликовал предвыборную статью по национальному вопросу [9], в которой высказал ряд принципиальных подходов применительно к современному этапу межэтнических и межконфессиональных отношений в нашей стране.
В отношении современного политического сообщества россиян, сограждан России развивается его понимание как единой гражданской полиэт-ничной нации. Из этого логично вытекает понимание современной России как национального государства, хотя в статье В.В. Путин отмежевывается от такого словоупотребления, но делает это, имея в виду государство моноэтническое. Российская Федерация выступает национальным государством по-лиэтничной российской нации, в формулировке Конституции - «многонационального народа Российской Федерации». При этом определяющим основанием единства полиэтничной российской нации, по мнению В.В. Путина, является русский культурно-исторический код, который воспроизводится в пространстве русского языка, русской культуры и русской истории. Носителями этого кода выступают не только этнические русские, но и представители других национальностей: русские армяне, русские азербайджанцы, русские немцы, русские татары... Цивилизационная природа русского культурно-исторического кода заключается в интегрирующем эффекте общности языка, культуры, исторической памяти, государственности. И Российская Федерация, таким образом, осознает себя не только как государство-нация, но и как государство-цивилизация. В своем Послании Федеральному собранию в декабре 2012 года Президент В.В. Путин особо акцентировал свое понимание России как государства-цивилизации: «Россия веками развивалась как многонациональное государство - изначально так было, - государство-
цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком и русской культурой, которые для всех нас родные, которые нас объединяют и не дают раствориться в этом многообразном мире» [7].
Русский народ В.В. Путин а своей статье называет государствообра-зующим - по факту существования России. Тем самым признается историческая роль русских как народа-объединителя многих народов Евразии под общей крышей изначально и преемственно русской государственности. Великая миссия русских - скреплять Россию как государство-цивилизацию, а в наше время - и как государство-нацию. Самоопределение русского народа -это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром. Известный публицист и общественный деятель Е.С. Холмогоров возражает: «Самобытность русского народа и его право на свой образ жизни и культуру отрицаются. Официальными лицами заявляется, что смысл существования русского народа состоит в том, чтобы поддерживать единство прочих народов РФ» [20, С. 13]. Но тезис В.В. Путина надо понимать так, что политический смысл существования русского народа видится в воспроизводстве и укреплении российской государственности, а не в отчуждении от нее. А духовный, историко-культурный смысл - в воспроизводстве русской полиэтнической цивилизации (Русского мира). Убери эти смыслы - мало что останется от самобытности русского народа, его образ жизни и культура утратят «русскость». Русский народ не имеет собственного государства, утверждает Е.С. Холмогоров, а логика В.В. Путина: Российское государство - государство русского народа и объединившихся с ним в общем политико-историческом проекте народов. Идея построения русского моноэтнического государства, по мнению В.В. Путина, противоречит всей нашей истории: «Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности» [9].
В контексте таких размышлений В.В. Путин определяет российскую национальную идентичность как цивилизационную русскость, именно - как цивилизационную, а не этническую русскость. Российская национальная идентичность, безусловно, гражданская, в основе которой лежит усвоение гражданином России ценностей конструктивного участия в социально-политических коммуникациях, демократических свобод, политической гражданской солидарности и ответственности за судьбу своей страны: «Речь идет о правах гражданина России, о его обязанностях и о равенстве всех граждан России по отношению к этим правам и обязанностям. Речь также идет о по-
литическом участии и политической ответственности» [6, с 137]. И одновременно российская национальная идентичность - цивилизационная, в основе которой лежит усвоение гражданином России традиционных базовых ценностей Русского мира и прежде всего - ценности своей принадлежности к пространству русского языка, русской культуры и русской истории как общей исторической судьбы народов России. Это, в сущности, и есть рус-скость, русский культурно-исторический код или русская культурная доминанта. Забота об укреплении и воспроизводстве такой русскости является обязательной задачей Российского государства. По мнению А.И. Миллера, государство вправе требовать от своих нерусских граждан, как и от тех, кто подолгу живет и работает в России, не имея гражданства, не ассимиляции, но аккультурации: «Иначе говоря, не идентификации себя как русских, но освоения русского языка как языка социальной коммуникации российской нации, а также определенных норм общественного поведения, принятых как в русской среде, так и среди аккультурированных с русскими групп» [6, с 142]. Государству следует обеспечивать приобщение всех граждан России, независимо от этнической и языковой принадлежности, к высокой русской культуре и поддерживать чувство общности исторической судьбы. Выступая на заседании президентского Совета по межнациональным отношениям 24 августа 2012 года В.В. Путин подчеркнул необходимость укрепления России как уникальной мировой цивилизации, особо отметив ключевую, скрепляющую роль Русского языка, русского народа, его великой культуры [10, с 12-13].
Из текста статьи В.В. Путина очевидно следует, что основное внимание на современном этапе государственной национальной политики, которая в таком понимании является одновременно и политикой идентичности, предполагается уделять укреплению общероссийской национальной идентичности в ее вышеизложенном понимании. В статье содержатся предложения по повышению в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история, говорится о соответствующих требованиях к государственной политике в области культуры. В начале 2010-х годов большую озабоченность в обществе вызывала проблема регулирования миграционных процессов и в рамках своих предложений по этой проблеме В.В. Путин высказался за введение обязательного для мигрантов экзамена по русскому языку, истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права. Задачу цивилизованной инте-
грации и социализации мигрантов в России можно было поставить и решать, только внятно определив культурно-образовательные параметры, связанные с российской идентичностью.
Одной из важнейших стратегических установок политики идентичности является сформулированная Президентом в выступлении на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года установка о русском языке: «Фундаментальной основой единства страны является русский язык, наш государственный язык, язык межнационального общения. Именно он формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство. И знать его на высоком уровне должен каждый гражданин» [11, с 13]. Русским языком в нашей стране владеет 98,2% населения. При этом языковое и культурное многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения. Утвержденная Президентом Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает в качестве одного из основных принципов политики государственную поддержку и защиту культуры и языков народов России. Почти четверть населения нашей страны владеет, кроме русского, еще 38 языками. Еще около 110 языков распространены среди 1% населения. Закономерно, что наиболее распространены языки, которыми пользуются самые многочисленные национальности. Больше всего в России людей, говорящих на татарском (3,7% населения) и башкирском (1% населения) языках. Далее следуют соответственно украинский, чеченский, чувашский, армянский, аварский, якутский языки [4, с 12]. Выступая на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку 19 мая 2015 года, В.В. Путин снова подчеркнул интегрирующую роль русского языка: «Именно русский язык, по сути, вместе с культурой сформировал Россию как единую и многонациональную цивилизацию, на протяжении веков обеспечивал связь поколений, преемственность и взаимообогащение этнических культур. Свободное, грамотное владение русским языком открывало для представителей любой национальности больше возможностей для самореализации, для образования, для достижения профессионального успеха. И конечно, государство должно постоянно повышать качество обучения наших детей русскому языку независимо от их места жительства и специализации школы» [12, с 14]. При этом Пре-
зидент указал на конституционную обязанность Российского государства по сохранению и развитию родных языков народов России.
В Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия), утвержденную в декабре 2012 года, в декабре 2018 года были внесены изменения [18]. Содержание Стратегии было приведено в соответствие с Федеральным законом от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», обновленной в 2015 году Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, а также другими документами стратегического планирования в смежных областях ее реализации - Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Обновленная Стратегия является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации. В.А. Тишков и Ю.П. Шабаев связывают с инерцией советских времен сохранение самого названия той сферы внутренней политики, которая касается регулирования отношений между государством и этническими сообществами - «национальная политика» - и используют как взаимозаменяемое название «этнополитика» [17, с 374]. Нередко встречается название «этнонациональная политика» [2]. Конечно, современный этап предполагает постепенный отход от практики использования понятия «нация» в отношении этнических сообществ. Тем не менее, название «национальная политика» на современном этапе и в обозримой перспективе может быть обосновано, во-первых, объективным выходом в сферу национальной безопасности (единство и территориальная целостность страны), а, во-вторых, сосредоточением усилий на освоении концепта и идеологемы российской нации, на укреплении общероссийской национальной (политической, гражданской) идентичности.
Во главу угла ставится приоритет укрепления национального единства и российской национальной идентичности в ее цивилизационном своеобразии (самобытности). Стратегия сразу же вводит в качестве одного из основных понятий понятие российской нации, соотнося и отождествляя его с конституционной формулировкой «многонациональный народ Российской Феде-
рации». Российская нация - это сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием. Понятие гражданского самосознания тождественно общероссийской гражданской идентичности и толкуется как осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества. Основой российской нации Стратегия называет гражданское единство россиян, трактуемое как единство граждан России в признании суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, исторического и культурного наследия всех народов страны, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ е социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития общества. Гражданское единство поддерживается и воспроизводится благодаря общности гражданского самосознания или общероссийской гражданской идентичности.
В энциклопедическом издании «Идентичность: Личность, общество, политика» гражданская идентичность характеризуется как конституирующее основание современной политической нации и определяется как самоидентификация индивида с политической культурой и институтами конкретного государства, в том числе с определяющим индивидуальный политико-правовой статус институтом гражданства [3, с 354]. Гражданская идентичность связывает индивида и государство путем закрепления правового статуса гражданина - члена национально-государственной общности и вытекающих из такого статуса свобод, прав и обязанностей. В науке сложилось и поддерживается устойчивое представление о том, что гражданская идентичность не нуждается в укоренении в этнокультурной идентичности какого-либо народа, формируется поверх групповых и социокультурных размежеваний современного общества и требует социализации всех граждан в рамках общей политической культуры. Не совсем понятно, правда, как можно развести общую политическую культуру конкретной страны и политическую культуру доминирующей этнической группы, которая в существенной своей части составляет этническую идентичность (самосознание). Предваряя определение политической идентичности, И.С. Семененко отмечает, что наи-
более распространенное в общественной дискуссии и публичной политике толкование приравнивает политическую идентичность к идентичности национальной. Само же предлагаемое определение акцентирует отождествление носителя идентичности с тем или иным политическим сообществом. Понятие национальной идентичности обозначает коллективную идентичность национально-государственного сообщества и характеризует самосознание его граждан как членов такого сообщества. Показательно, что понятие национальной идентичности сразу же характеризуется как многомерное, имеющее и политическую, и социокультурную (этнокультурную) составляющую, которые могут ситуативно сочетаться или взаимоисключаться. Автор особо останавливается на духовных и культурных основаниях национальной идентичности, формирующих национальный характер и национальную картину мира. Отдавая дань конструктивизму и «изобретению традиции», И.С. Семененко поддерживает тезис Э. Смита, что рамки этому заданы культурой данного народа (доминирующей этнической группы): языком, правовыми обычаями, символами, воспоминаниями, мифами, традициями. Национальная идентичность формируется в контексте дискурсов и нарративов об истории национального сообщества, определяющих общее видение прошлого и будущего. Важнейшей составной частью политики идентичности выступает политика памяти. Ключевую роль в формировании и воспроизводстве национальной идентичности играют общие культурные практики, в первую очередь - язык, поддерживающий общее культурное и политическое пространство и фиксирующий отличия от соседей [3, с 409-410].
В отношении содержания Стратегии складывается впечатление, что ее разработчиков вообще-то интересовала именно национальная идентичность как идентичность российской нации (многонационального народа России), но приведенная дефиниция и ее использование в тексте документа говорит об отождествлении с гражданской идентичностью как одной из двух составляющих национальной идентичности. Л.М. Дробижева обратила внимание на это обстоятельство и подтвердила, что в тексте Стратегии общероссийская национальная и гражданская идентичность практически отождествляются [1, с 105]. В политическом и научном дискурсе, понятие гражданской нации и, соответственно, гражданской идентичности зачастую используется как синоним понятия политической нации и национальной идентичности. С этим приходится считаться и принимать во внимание контекст.
Стратегия содержит принципиальное положение, которое характеризует содержание общероссийской гражданской идентичности: «Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру» [18]. Первое предложение цитаты отсутствовало в первоначальной редакции Стратегии 2012 года. Оно увязывает понятие общероссийской гражданской идентичности с самобытностью российской нации, высвечивает ее культурно-историческое «лицо». Оно акцентирует не общее с другими гражданскими (национальными) иден-тичностями, определяющее российскую идентичность как гражданскую, а особенное, делающее российскую идентичность именно российской.
Русская культурная доминанта или единый культурный код - явление цивилизационного порядка. Российская национальная идентичность выступает одновременно идентичностью российской нации и идентичностью русской цивилизации (Русского мира). В этой связи трудно не согласиться с В.Ю. Зориным и М.А. Аствацатуровой: «Концептуально Стратегия базируется на фундаментальной идее о России как о государстве-нации и одновременно государстве-цивилизации» [2, с 19]. Подчеркивая, что приведенное положение Стратегии является новацией, В.А. Тишков отмечает, что за него в ходе обсуждения готовящихся изменений ратовали сторонники «т.н. циви-лизационного подхода», которые видят Россию не как государство-нацию, а как государство-цивилизацию. Понятие «цивилизация», по мнению В.А. Тишкова, широко используется в политике и публицистике, хотя породило массу давних и разных историософских суждений, которые с трудом выдерживают научную критику [15, с 26]. Само по себе слово «цивилизация», полагает ученый, не из строгого научного языка [16, с 507].
Между тем, в недавно вышедшем издании «Современная политическая наука: методология» описание утвердившихся в мировой политической науке методологических подходов открывается именно цивилизационной парадигмой. В современной мировой философско-социологической и историко-
политологической литературе цивилизациями принято называть устойчивые социокультурные общности, существующие в определенных пространственно-временных координатах. Устойчивость цивилизаций предполагает наличие определенного культурного ареала, характеризующегося не только пространственными границами, но совокупностью характерных культурно-символических, материальных и духовных ценностей, определяющих специфику и институциональные контуры данной цивилизации: язык, религия, искусство, традиции, обычаи и др. [14, с 19-20]. В.А. Тишков соглашается, что целый ряд стран с богатым историко-культурным наследием мирового значения, являясь современными нациями, могут одновременно считаться и цивилизациями: «Естественно, что имеется более чем достаточно оснований говорить и о российской (или русской) цивилизации в ее культурном значении без противопоставления этого обозначения феномену полиэтничной российской нации» [15, с 27]. В.И. Пантин обосновал возможность совпадения понятий нации и цивилизации применительно к ряду современных незападных стран (Китай, Индия и Россия). Он предложил понятие национально-цивилизационной идентичности, которая появляется в эпоху модерна, характерна прежде всего для модернизирующихся незападных обществ и развивается в условиях современных процессов нациестроительства: «Под на-ционально-цивилизационной идентичностью понимается отождествление или соотнесение себя индивидами с определенной национально-цивилизационной общностью, т.е. такой общностью, которая одновременно имеет черты как нации, так и цивилизации, или же является промежуточным образованием между нацией и цивилизацией» [3, с 462]. По мнению ученого, в современном мире национально-цивилизационная идентичность присуща таким крупным и динамично развивающимся государствам, как Китай, Индия и Россия, которые одновременно имеют черты и нации, и цивилизации. Концепт национально-цивилизационной идентичности, с одной стороны, отражает социокультурную специфику ряда незападных обществ и мировое значение их самобытности, а с другой - учитывает, что эти общества необратимо втянуты в мировой рынок, в процессы модернизации, глобализации, регионализации и наращивают некоторые признаки нации [3, с 461].
Тезис о сохранении русской культурной доминанты, в известном смысле - идеологический. В плане практической политики, которая уже не просто «национальная», а «политика идентичности», его принятие означает требование освоения гражданами России и всеми, кто идентифицирует себя
с Россией («соотечественники»), русского языка как языка социальной коммуникации российской нации, восприятия и в той или иной мере присвоения русской культуры и истории, ощущения связи с Россией как своей Родиной. Это и есть то самое требование «аккультурации, но не ассимиляции», о которой пишет А.И. Миллер. Это требование по факту принимается россиянами как данность и норма. Оно является одним из важнейших элементов межэтнического и межконфессионального согласия в нашей стране. «Русскость» аккультурации отличается от «русскости» ассимиляции сохранением и уважением нерусской этнической идентичности, обязательностью обеспечения всем гражданам, независимо от этнической, религиозной и языковой принадлежности, не только равенства прав, но и возможности сохранения собственных языка и культуры. А потому положение Стратегии о русской культурной доминанте не противоречит одному из декларируемых в том же документе приоритетов государственной национальной политики - сохранению этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации. Положение о русской культурной доминанте означает утверждение закономерной культурно-ценностной гомогенизации нашего общества как нормы на современной стадии его развития [13], но совсем не означает отрицания многоэт-ничности российской нации.
Рассмотренные положения Стратегии представляют собой идеологическое обеспечение политики укрепления единства российской нации (гражданского единства), общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания) и сохранения самобытности (цивилизационной специфики) России. Если имеется единая российская нация, то ее единство, ее самосознание надо изо дня в день укреплять, а значит - должна быть идеология, которую в данном случае иначе, как национализмом, не назовешь. Речь идет об идеологии российского гражданского единства. И, если отбросить страхи прежних этнорадикальных коннотаций - об идеологии российского национализма, о национальной идее. В.В. Путин в последние годы часто высказывается таким образом, что наша национальная идея, наша национальная идеология - российский патриотизм. Соглашаясь по сути дела, нельзя не заметить, что, строго говоря, патриотизм - это чувство, а не идея. Идея формулируется на базе здорового чувства, как некая рефлексия, продиктованная потребностями социального действия. Например, идею гражданского патриотизма В.В. Путин четко сформулировал в рассмотренной выше статье как приоритет общероссийской гражданской идентичности над
этнической и религиозной принадлежностью: «Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим» [9]. Российский патриотизм востребует и порождает идеологию российского национализма. Стратегия предлагает идеологемы, составляющие эту идеологию. Это концепт (конструкт) многонационального народа Российской Федерации как единой полиэтничной российской нации. Это идея гражданского единства. Это тезис о современной России как государстве-нации и государстве-цивилизации. Идея сохранения русскости - русского культурного (цивилизационного) кода (русской культурной доминаты) как основания общероссийской национальной идентичности. Требование сохранения этнокультурного и языкового многообразия единой российской гражданской (политической) нации. Принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств. Эти идеи фактически составляют содержательный каркас идеологии российского национализма. Такая идеология не нуждается в установлении в качестве государственной или обязательной. Она нуждается в предложении обществу от имени государства и в принятии обществом как формулы межэтнического и межконфессионального согласия, гражданского единства. И в современном мире это реализуется в форме публичной политики идентичности, которая в нашем российском варианте и в очень существенной своей части называется государственной национальной политикой. В логике модерна национализм в форме идеологии выражает национальную идентичность и легитимирует политическую нацию.
Выступая на заседании клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года, В.В. Путин почти пророчески высказался о значении политики идентичности в современном мире: «Мир становится все более жестким, порой отвергается не просто международное право, но даже элементарные приличия. Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении, но все-таки главное, что будет определять успех - это качество людей, качество общества, интеллектуальное, духовное, моральное. Ведь, в конце концов, и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние - это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В этом смысле вопрос обретения и укрепления на-
циональной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер» [8]. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года Президент констатировал «дефицит духовных скреп» и заявил: «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» [7]. Важнейшей президентской установкой в сфере политики идентичности стало утверждение о необходимости «связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917-го и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития» [7]. Установка о единой логике непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважении ко всем страницам нашего прошлого была положена в основу исторической политики (политики памяти) в нашей стране, в основу подготовки Концепции нового учебно-методического комплекса (УМК) по отечественной истории. По оценке О.Ю. Малиновой, сложился новый принцип построения официального нарратива: новая Россия была объявлена законной наследницей «тысячелетнего государства», таким образом, во главу угла ставилась преемственность: «Был найден новый стержень символической политики - им стала идея великодержавности, проецируемая на всю «тысячелетнюю историю» России. В новом официальном дискурсе именно государство (вне зависимости от менявшихся границ и политических режимов) стало представляться в качестве ценностного стержня, скрепляющего макрополитическую идентичность» [5, С. 180]. В официальный ежегодный календарь коммеморативной политики современного Российского государства входит празднование очередной годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Дня русского языка, Дня России, Дня народного единства, других памятных дней и дней воинской славы России.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в числе национальных интересов на долгосрочную перспективу определено сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования признается необходимым, среди прочего - повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике
экстремизма и радикальной идеологии; повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий. В числе стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры названы: сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны. Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации признается исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры [19].
Обращение к официальному дискурсу Российской Федерации позволяет выявить такие принципиальные положения политики идентичности как:
- идея единой полиэтнической российской политической (гражданской) нации - многонационального народа Российской Федерации;
- положение о современной России как одновременно государстве-нации и государстве-цивилизации;
- идея сохранения русскости - единого культурного (цивилизационно-го) кода (русской культурной доминаты), триединства русского языка, высокой русской культуры и исторической судьбы как основания общероссийской национальной идентичности;
- требование сохранения этнокультурного и языкового многообразия единой российской гражданской (политической) нации;
- положение о русском языке как общенациональном достоянии, государственном языке на всей территории страны и языке межнационального общения;
- принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
- принцип единства (непрерывности) истории отечественной государственности, взаимосвязи ее основных этапов (периодов).
Эти и некоторые другие положения составляют контент политики идентичности и проводятся в жизнь органами государственной власти, местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского обще-
ства посредством образовательной, культурной, языковой, информационной, символической политики (политики исторической памяти) и т.д.
Литература
1. Дробижева Л.М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания // Полис. Политические исследования. 2018. №5.
2. Зорин В., Аствацатурова М. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: традиционные методы и инновационные подходы реализации на современном этапе // Вестник Российской нации. 2015. №1.
3. Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание / Отв. ред. И.С. Семененко / ИМЭМО РАН. Москва: Изд-во Весь Мир, 2017.
4. Измерение культурного многообразия. Языковая ситуация, переписи, полевая этностатистика / Ред. М.Ю. Мартынова, В.В. Степанов. Москва: ИЭА РАН, 2019.
5. Малинова О.Ю. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. Москва: Политическая энциклопедия, 2015.
6. Миллер А.И. Нация, или могущество мифа. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016.
7. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 12 декабря 2012 года. URl: http:www.kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения 01.09.2020).
8. Путин В.В. Выступление на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 г. // URL: http://kremlin.ru/news/19243 (дата обращения 01.09.2020).
9. Путин В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 янв.
10. Путин В. Выступление на заседании Совета по межнациональным отношениям // Вестник российской нации. 2012. №4-5.
11. Путин В. Выступление на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям // Вестник Российской нации. 2013. №1-2.
12. Путин В. Выступление на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку // Вестник Российской нации. 2015. №3.
13. Ремизов М.В. Русские и государство. Национальная идея до и после «крымской весны». Москва: Эксмо, 2016.
14. Современная политическая наука: Методология. Отв. ред. О.В. Га-ман-Голутвина, А.И. Никитин. Москва: Изд-во Аспект Пресс, 2019.
15. Тишков В.А. Концептуальная динамика этнополитики (от Горбачева до Путина) // Вестник Российской нации. 2018. №6.
16. Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. Москва: Наука, 2013.
17. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: Политические функции этничности. Москва: Изд-во Московского университета, 2013.
18. Указ Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666. URL: http//kremlin.ru/acts/news/59348 (дата обращения 01.12.2020).
19. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения 01.12.2020).
20. Холмогоров Е.С. Русская проблема // Русский дом. 2014. №1.
References
1. Drobizheva L.M. Rossiiskaya identichnost': diskussii v politicheskom prostranstve i dinamika massovogo soznaniya // Polis. Politicheskie issledovaniya. 2018. №5.
2. Zorin V., Astvatsaturova M. Strategiya gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii: traditsionnye metody i innovatsionnye podkhody realizatsii na sovremennom etape // Vestnik rossiiskoi natsii. 2015. №1.
3. Identichnost': Lichnost', obshchestvo, politika. Entsiklopedicheskoe izdanie / Otv. red. I.S. Semenenko / IMEMO RAN. Moskva: Izd-vo Ves' Mir, 2017.
4. Izmerenie kul'turnogo mnogoobraziya. Yazykovaya situatsiya, perepisi, polevaya etnostatistika / Red. M.Yu. Martynova, V.V. Stepanov. Moskva: IEA RAN,2019.
5. Malinova O.Yu. Aktual'noe proshloe: Simvolicheskaya politika vlastvuyushchei elity i dilemmy rossiiskoi identichnosti. Moskva: Politicheskaya entsiklopediya, 2015.
6. Miller A.I. Natsiya, ili Mogushchestvo mifa. SPb.: Izdatel'stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2016.
7. Putin V.V. Poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii Federal'nomu sobraniyu 12 dekabrya 2012 goda. URl: http:www.kremlin.ru/events/president/news/17118 (data obrashcheniya 01.09.2020).
8. Putin V.V. Vystuplenie na zasedanii mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdai» 19 sentyabrya 2013 g. // URL: http://kremlin.ru/news/19243 (data obrashcheniya 01.09.2020).
9. Putin V. Rossiya: natsional'nyi vopros // Nezavisimaya gazeta. 2012. 23
yanv.
10. Putin V. Vystuplenie na zasedanii Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam // Vestnik rossiiskoi natsii. 2012. № 4-5.
11. Putin V. Vystuplenie na zasedanii Soveta pri Prezidente Ros-siiskoi Federatsii po mezhnatsional'nym otnosheniyam // Vestnik Rossiiskoi natsii. 2013. №1-2.
12. Putin V. Vystuplenie na sovmestnom zasedanii Soveta po mezhnatsional'nym otnosheniyam i Soveta po russkomu yazyku // Vestnik Rossiiskoi natsii. 2015. №3.
13. Remizov M.V. Russkie i gosudarstvo. Natsional'naya ideya do i posle «krymskoi vesny». Moskva: Eksmo, 2016.
14. Sovremennaya politicheskaya nauka: Metodologiya. Otv. red. O.V. Gaman-Golutvina, A.I. Nikitin. Moskva: Izd-vo Aspekt Press, 2019.
15. Tishkov V.A. Kontseptual'naya dinamika etnopolitiki (ot Gorbacheva do Putina) // Vestnik Rossiiskoi natsii. 2018. №6.
16. Tishkov V.A. Rossiiskii narod: istoriya i smysl natsional'nogo samosoznaniya. Moskva: Nauka, 2013.
17. Tishkov V.A., Shabaev Yu.P. Etnopolitologiya: Politicheskie funktsii etnichnosti. Moskva: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 2013.
18. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii «O vnesenii izmenenii v Strategiyu gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda, utverzhdennuyu Ukazom Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 19 dekabrya 2012 g. №1666. URL: http//kremlin.ru/acts/news/59348 (data obrashcheniya 01.12.2020).
19. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 31 dekabrya 2015 goda №683 "O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii" URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (data obrashcheniya 01.12.2020).
20. Kholmogorov E.S. Russkaya problema // Russkii dom. 2014. №1.