ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-58-60 NIION: 2003-0059-2/23-611 MOSURED: 77/27-003-2023-02-810
Общепризнанные принципы и нормы международного права в уголовно-правовой системе Российской Федерации
Мевлуд Демуралович Давитадзе1'2
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России (Одинцовский филиал), Одинцово, Россия, md2063@mail.ru
2 Московский университет им. С.Ю. Витте, Москва, Россия
Аннотация. Рассматриваются место и роль общепризнанных принципов и норм международного права в уголовно-правовой системе российского права: подчеркиваются некоторые противоречия положений ч. 4 ст.15 Конституции с отдельными отраслями права, а также обозначается необходимость неукоснительного соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной деятельности.
Ключевые слова: общепризнанные принципы международного права и международные договоры, Конституция, уголовно-правовая система, противоречия, неукоснительность соблюдения норм международного права и международных договоров
Для цитирования: Давитадзе М. Д. Общепризнанные принципы и нормы международного права в уголовно-правовой системе Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 58-60. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-58-60.
Original article
Generally recognized principles and norms of international law in the criminal legal system of the Russian Federation
Mevlud D. Davitadze1,2
1 Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Odintsovo branch), Odintsovo, Russia, md2063@mail.ru
2 S.Y. Witte Moscow University, Moscow, Russia
Abstract. The place and role of generally recognized principles and norms of international law in the criminal legal system of Russian law are being considered. Also highlighted some contradictions of the provisions of Part 4 of Article 15 of the Constitution with certain branches of law, and also indicated the need for strict compliance with generally recognized principles and norms of international law in law enforcement.
Keywords: generally recognized principles of international law and international treaties, Constitution, criminal law system, contradictions, strict observance of the norms of international law and international treaties
For citation: Davitadze M. D. Generally recognized principles and norms of international law in the criminal legal system of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):58-60. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-58-60.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» [1].
Под общепризнанными принципами следует понимать обобщенные нормы, отражающие общечеловеческие ценности, направленные на защиту прав человека и гражданина, обеспечение мира и безопасности человечества, создающие условия мирного со© Давитадзе М. Д., 2023
существования народов мира и развития человеческой цивилизации.
В свою очередь, под нормами международного права следует понимать установленные и одобряемые общеобязательные правила поведения, регулирующие взаимоотношения между государствамии или иными субъектами международного права в международных и межгосударственных отношениях.
В качестве основных источников международного
JURISPRUDENCE
права, как это принято, выступают международные договоры и международный обычай, на основании которых формируются (должны формироваться) общие правила поведения императивного, а не формального характера для всех субъектов международных отношений.
С момента образования государств и международных организаций международные договоры как источник международного права выступают в качестве важнейшего института по установлению, урегулированию и развитию сотрудничества между различными государствами и организациями, включая субъекты национального права в качестве юридических и физических лиц. Как правило, именно международные договоры, декларации и конвенции, помимо национальных конституций и уголовно-правовых норм, играют основную роль в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
Многие страны в своей правотворческой деятельности учитывают общепризнанные принципы и нормы международного права как составную часть правовой системы своего государства.
Российская Федерация в первые годы своего существования на пути построения нового демократического государства тоже стала строить свою правовую систему с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, что нашло свое отражение не только в Конституции страны, но и во многих нормативно-правовых актах, в том числе уголовно-правового цикла.
Место общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в правовой системе Российской Федерации как составная часть ее правовой системы отражено в ч. 4 ст. 15 Конституции. Исходя из данного конституционного положения, общепризнанные принципы и нормы международного права занимают особое место среди отраслей российского права. Например, в ч. 2 ст. 1 УК РФ говорится, что уголовное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права [2].
Как известно, к общепризнанным принципам международного права относятся:
• неприменение силы и угрозы силой;
• территориальная неприкосновенность государства;
• невмешательство во внутренние дела государства;
• неприкосновенность и нерушимость границ;
• мирное разрешение споров;
• уважение прав человека;
• суверенное равенство государств;
• равноправие и самоопределение народов;
• сотрудничество во имя сохранения мира и безопасности человечества;
• добросовестное выполнение обязательств как в рамках договора, так и в рамках Устава ООН и др.
Уголовное законодательство РФ с учетом общепризнанных принципов международного права и в соответствии с положениями Конституции и ч. 2 ст. 1 УК РФ с целью обеспечения мира и мирного сосуществования народов и государств содержит 34 главу, предусматривающую ответственность за «преступления против мира и безопасности человечества».
В ч. 3 ст. 1 УПК РФ также указывается, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство» [3]. В данной норме также говорится, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем УПК РФ, то применяются правила международного договора».
Значение общепризнанных принципов и норм международного права для Российской правовой системы раскрывается и в ряде отраслей российского права, в частности, в ч. 1. ст. 7 ГК РФ, ч. 2 ст. 1 ГПК РФ, ч.2 ст.1.1 КоАП РФ, ст. 10 ТК РФ и др.
Говоря о значении общепризнанных принципов международного права для российской правовой системы, следует указать на некоторые видимые противоречия. К сожалению, современные реалии свидетельствуют о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права в российской правовой действительности, вопреки положению ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в определенной степени носят формальный характер. Примером подобного противоречия являются положения ст. 79 Конституции, которые по своей сути явно противоречат положению ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Статья 79 Конституции гласит, что «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации» [1].
Положение ст. 79 Конституции находит свое отражение и в уголовно-процессуальном законодательстве. В частности, в ч. 3 ст. 1 УПК указывается, что «не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации».
Исходя из современной действительности, можно отметить, что существующие противоречия между нормами международного права и отдельными отраслями правовой системы Российской Федерации в определенной степени вызваны политическими противоречиями на уровне международных отношений.
Как известно, международные договоры Российской Федерации должны соответствовать общепризнанным принципам международного права и Конституции страны. В противном случае, они не имеют и не должны иметь никакой юридической силы и с момента их заключения считаются ничтожными. Возникает вопрос: если международные договоры Российской Федерации по своей сути отражают общепризнанные принципы международного права и соответствуют основам Конституции РФ, то почему решения межгосударственных органов, принятые на основании международного права и положений международных договоров и адресованные самой Российской Федера-
№ 2 / 2023
Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
59
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ции для исполнения, не должны исполняться на территории России, в особенности решения Европейского суда по правам человека?
В связи с вышеуказанным следует отметить, что если в рамках международных договоров будут приняты решения международных органов, противоречащие Конституции РФ, что в принципе невозможно, то следует впредь в международных договорах Российской Федерации в рамках общепризнанных принципов международного права включить соответствующий защитный механизм для того, чтобы ни один субъект международно-правовых отношений не мог истолковать нормы международных договоров Российской Федерации не в рамках правового поля.
Российской Федерации как одной из важных субъектов международных отношений в своей деятельности следует строго соблюдать общепризнанные принципы международного права и международные договоры, так как именно через эти важные институты становится возможным защищать и отстаивать свои справедливые и законные права и интересы, в том числе в области охраны прав и свобод человека и гражданина в рамках уголовно-правовой системы.
Именно неукоснительное и добросовестное выполнение международных договоров способствует выстраиванию доверительных отношений и сглаживанию определенных противоречий между государствами.
О важности добросовестного исполнения международных договоров говорится как в ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ [4], так и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» [5], в которых четко обозначена необходимость обеспечения правильного и единообразного применения судами в Российской Федерации международного права при осуществлении правосудия, отклонение от которых недопустимо, особенно при защите прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из всего вышеизложенного, следует отметить, что при применении норм уголовно-правового цикла по противодействию преступности и осущест-
влении правосудия необходимо неукоснительно руководствоваться не только соответствующими нормами национального законодательства, но и общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Список источников
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года).
2. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (последняя редакция).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (последняя редакция).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (последняя редакция).
5. Постановление Пленума Верховного суда РФ № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
References
1. Constitution of the Russian Federation : adopted by popular vote on December 12, 1993 (with amendments approved during the all-Russian vote on July 01, 2020).
2. Federal Law «On International Treaties of the Russian Federation» dated 15.07.1995 № 101-FZ (latest edition).
3. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (latest edition).
4. Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 18.12.2001 № 174-FZ (latest edition).
5. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 5 of October 10, 2003 «On the application by courts of general jurisdiction of generally recognized principles and norms of international law and international treaties of the Russian Federation».
Информация об авторе
М. Д. Давитадзе - профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России (Одинцовский филиал), профессор кафедры теории и истории государства и права Московского университета им. С.Ю. Витте, доктор юридических наук, профессор.
Information about the author
M. D. Davitadze - Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Odintsovo branch), Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the S.Y.Witte Moscow State University, Doctor of Legal Sciences, Professor.
Статья поступила в редакцию 28.11.2022; одобрена после рецензирования 11.01.2023; принята к публикации 17.02.2023.
The article was submitted 28.11.2022; approved after reviewing 11.01.2023; accepted for publication 17.02.2023.