Научная статья на тему 'ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ ЦИФРОВОГО СОЦИУМА'

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ ЦИФРОВОГО СОЦИУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЗОВЫ ЦИФРОВОГО СОЦИУМА / ИНФОРМАТИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ / КОНЦЕПЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / STEM - КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бешенков Сергей Александрович, Шутикова Маргарита Ивановна, Миндзаева Этери Викторовна, Аринушкина Анна Александровна

Содержание и структура общего образования подчиняется вполне определенным закономерностям. Важнейшей из них, согласно концепции академика РАО В.С. Леднева, является баланс двух факторов: содержание данной предметной области (математика, информатика и т.д.), а также совокупность инвариантных видов деятельности человека. Эти факторы отражают наиболее значимые, с точки зрения образования, аспекты действительности.Преобразовательная деятельность человека, несомненно, относится к таким аспектам. В современном мире эта деятельность раскрывается через три ключевых понятия: алгоритм, технология, проект. Эти понятия становятся системообразующими понятиями двух предметов: «Информатика» и «Технология». На сегодняшний день преобразовательная деятельность неотделима от процессов цифровизации, что определило содержание и структуру названных общеобразовательных предметов, - при этом понятие технологии играет ведущую роль. Идейная сторона технологии берет начало от основополагающего труда Р. Декарта «Рассуждения о методе». По его мысли всякая деятельность должна осуществляться на основе некоторого метода, которые допускает различные уровни формализации. Это открывало принципиальную возможность автоматизации процессов изготовления изделий, что позволило создать материальную платформу будущего «индустриального общества». Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий. Связка науки и технологий оставалась неразрывной в течение очень долгого времени и обеспечивала доминирование той формации, которая эту связку поддерживала. Появление цифровых технологий, в которых идея автоматизации практически доведена до своего логического завершения, радикальным образом изменила производственный и социальный контекст технологизации. Однако ее идейная сторона претерпела минимальные изменения. Весь названный выше контекст учитывается при построении методических концепций и содержания предметов «Информатика» и «Технология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бешенков Сергей Александрович, Шутикова Маргарита Ивановна, Миндзаева Этери Викторовна, Аринушкина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL EDUCATIONAL COURSES IN COMPUTER SCIENCE AND TECHNOLOGY IN THE CONTEXT OF CHALLENGES OF DIGITAL SOCIETY

The content and structure of general education are subject to well-defined patterns, According to the concept of Academician of the Russian Academy of Education V.S. Lednev, the most important of them is the balance of two factors: the content of a given subject area (mathematics, computer science, etc.), and a set of invariant types of human activity. These factors re ect aspects of reality that are the most significant from the educational point of view. The transformational activity of people undoubtedly belongs to such aspects. In the contemporary world, this activity is revealed through three key concepts: algorithm, technology, and project. These concepts become system-forming concepts of two subjects: «Informatics» and «Technology». Nowadays, transformative activity is inseparable from the processes of digitalization, which determines the content and structure of these general educational subjects, while the concept of technology plays a leading role. The ideological side of technology originates from the fundamental work of R. Descartes «Reasoning about the method». According to him, any activity should be carried out based on some method that allows for different levels of formalization. This opened up the fundamental possibility of automating the processes of manufacturing products, which made it possible to create a material platform for the future «industrial society». The development of technology is closely related to scientific knowledge. Moreover, the ultimate goal of science (starting with the science of modern times) is precisely the creation of technologies. The link between science and technology remained inseparable for a very long time and ensured the dominance of the formation that supported this link. The emergence of digital technologies, in which the idea of automation is practically brought to its logical conclusion, has radically changed the industrial and social context of technologization. However, its ideological side has undergone minimal changes. The entire context mentioned above is considered in the construction of methodological concepts and the content of the subjects «Informatics» and «Technology».

Текст научной работы на тему «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ ИНФОРМАТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ ЦИФРОВОГО СОЦИУМА»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2023. Т. 21 № 1

С . А . Бешенков, М . И . ШутиковА, Э . В . Миндзаева, А . А . АринушкинА

общеобразовательные курсы информатики и технологии в контексте вызовов цифрового социума

(ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»; ФГБНУ «Институт управления образованием РАО»;

e-mail: srg57@mail . ru; raisins_7@mail . ru; 1vega1@mail . ru; anna . arin@mail . ru)

Содержание и структура общего образования подчиняется вполне определенным закономерностям. Важнейшей из них, согласно концепции академика РАО В.С. Леднева, является баланс двух факторов: содержание данной предметной области (математика, информатика и т.д.), а также совокупность инвариантных видов деятельности человека. Эти факторы отражают наиболее значимые, с точки зрения образования, аспекты действительности.

Преобразовательная деятельность человека, несомненно, относится к таким аспектам. В современном мире эта деятельность раскрывается через три ключевых понятия: алгоритм, технология, проект. Эти понятия становятся системообразующими понятиями двух предметов: «Информатика» и «Технология». На сегодняшний день преобразовательная деятельность неотделима от процессов цифровизации, что определило содержание и структуру названных общеобразовательных предметов, - при этом понятие технологии играет ведущую роль. Идейная сторона технологии берет начало от основополагающего труда Р. Декарта «Рассуждения о методе». По его мысли всякая деятельность должна осуществляться на основе некоторого метода, которые допускает различные уровни формализации. Это открывало принципиальную возможность автоматизации процессов изготовления изделий, что позволило создать материальную платформу будущего «индустриального общества». Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий. Связка науки и технологий оставалась неразрывной в течение очень долгого времени и обеспечивала доминирование той формации, которая эту связку поддерживала. Появление цифровых технологий, в которых идея автоматизации практически доведена до своего логического завершения, радикальным образом изменила производственный и социальный контекст технологизации. Однако ее идейная сторона претерпела минимальные изменения. Весь названный выше контекст учитывается при построении методических концепций и содержания предметов «Информатика» и «Технология».

Ключевые слова: вызовы цифрового социума; информатика; технология; общеобразовательные курсы; концепция; содержание; метапред-метность; конвергенция; моделирование; проектирование; STEM - компетентность.

Введение

Современное общество сталкивается с системными вызовами, которые самым существенным образом влияют на динамику и направление его развития . К важнейшим вызовам относятся [1; 2]:

- цифровизация всех сторон общественной жизни, появление новых технологий, включающих в себя элементы искусственного интеллекта;

- появление конвергентных технологий, прежде всего робототехники и информационно-когнитивных технологий;

- изменение структуры профессиональной деятельности в пользу цифрового сектора;

- появление феномена «Больших данных»;

- возникновение проблемы кибербезопасности .

На данные системные вызовы должны быть сформулированные адекватные ответы прежде всего в системе образования [3; 4]. Ключевую роль в ответах на эти вызовы играют два общеобразовательных предмета: информатика и технология [5]. Кратко рассмотрим возможности этих предметов под углом зрения названных вызовов

1. Информатика

Современный общеобразовательный курс информатики - один из самых динамичных предметов общеобразовательной школы . За период с 1985 г . по настоящее время фактически сменилось три направления его развития и построения: технологическое, естественно-научное, метапредметное Каждое из этих направлений, с одной стороны, последовательно совершенствуется (начиная с 1985 г . ), с другой стороны, существует и развивается параллельно остальным направлениям [6].

В настоящее время сложились предпосылки для развития общеобразовательного курса информатики именно в метапредметном направлении . В этом качестве курс информатики может стать фундаментальным образовательным инструментом ответа на когнитивный вызов, обусловленный, прежде всего, появлением феномена «больших данных», сформировав у учащихся инструментарий самостоятельного получения знаний, развития умений учиться . Одновременно с освоением этого инструментария раскрывается широкий спектр знаний в области информатики, формируются социально-значимые виды информационной деятельности . Фундаментальной составляющей информатики становится полный цикл информационной деятельности . Суть этого цикла состоит в том, что современный этап познания и практической деятельности с необходимостью включает в себя трансформацию неструктурированных данных в информацию, обладающую определенным спектром смыслов . Второй контур этого цикла состоит в трансформации информации

в знания, которые представляют окружающий мир в системе, объективно отражающей протекающие в нем процессы [7].

2. Технология

По мысли известного английского философа и математика А . Уай-тхеда развитие цивилизации определяется числом операций, который человек выполняет автоматически (Civilization advances by extending the number of important opération which we can perform without thinking about them) [8]. Это положение стало основополагающим для индустриального общества и остается таковым при переходе к цифровому обществу, где главенствующую роль играет цифровая экономика . Формализация различных аспектов декартова метода [9], приближающая его к возможности реализации техническим устройством (этот процесс растянулся, более чем на 200 лет), привела в конечном итоге к доминированию технологического подхода во всех областях человеческой деятельности

Создание и развитие технологии тесно связано с научным знанием . Более того, конечной целью науки (по крайней мере, последние 400 лет) является именно создание технологий, а все вместе это рассматривается как обретение «силы и могущества» .

В XXI веке все большую роль стали играть конвергентные технологи, в которых осуществляется конвергенция, взаимодействие, двух или более классических технологий: конвергенция материальных и информационных технологий, информационных и когнитивных технологий и др

Все эти особенности современной преобразовательской деятельности на сегодняшний день исключительно важны и с необходимостью должны найти отражение в содержании предмета «Технология» [10].

Методология

Методология данного исследования опирается, прежде всего, на системный подход Это связано с тем, что существующие на сегодняшний день вызовы носят системный характер и требуют системного ответа В данном случае системный подход означает наличие системообразующего содержания, которое осваивается в рамках отдельного учебного предмета (технологии) . Кроме того, отдельные аспекты этого содержания входят отдельными элементами в содержание других предметов (в частности информатики) . Данная методология реализует принцип двойного вхождения, сформулированный академиком РАО В . С . Ледне-вым еще в 70-х XX века [11].

Результаты

Весь названный выше контекст, так или иначе, реализуется в теоретических и методических материалах общеобразовательных курсов «Информатика» и «Технология» .

В настоящее содержание курса информатики, в целом, отвечает тенденциям развития цифрового социума, хотя его метапредметный аспект требует более развернутого представления

Напротив, содержание общеобразовательного курса технологии претерпевает самые серьезные изменения . Основные положения методической концепции общеобразовательного курса технологии, которые задают основное линии развития содержания этого курса, представлены в данном разделе

Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые для общего образования стороны действительности, которые состоят в следующем

В настоящее время понятие технологии как последовательности строго описанных шагов, направленных на достижение заранее сформулированного результата, стало частью современного социально-экономического контекста В силу этого сущность, структура и описание технологического процесса становится важной составляющей современного образования . При этом важно отметить, что наравне с понятием «технологии» такую же важность приобретают понятия «алгоритма» и «проекта» . Эти понятия с разной степенью полноты описывают одну и ту же сущность - последовательность действий по достижению заранее поставленной цели При этом понятие «алгоритм» в большей степени относится к курсу информатики, а понятие «проект» становится универсальным, метапредметным понятием . Само же понятие технологии традиционно относится к одноименному курсу .

С методической точки зрения, целесообразно выделить следующие уровни освоения ключевого понятия технологии:

- общие, «гуманитарные», представления о сущности технологического процесса;

- пользовательская культура имеющимися технологиями, включая их осмысление и реализацию;

- возможность создания и реализации новых технологий .

Важным фактором, который с необходимостью должен быть отображен в обучении, является изменение структуры деятельности человека Суть этих изменений заключается в следующем:

- деятельность человека в цифровом социуме сопровождается использованием самых разнообразных цифровых сервисов . Большинство из них являются облачными и, при необходимости, могут быть немедленно использованы

- резко возрастает роль информационно-когнитивных технологий как ответ на когнитивный вызов Необходимость освоения этих технологий продиктована резкой интеллектуализаций технологической сферы, что является отличительной чертой 4-ой промышленной революции [12].

Использование и развитие умных технологий невозможно без умных пользователей, что предопределяет значимость названных информационно-когнитивных технологий . Это, в свою очередь, говорит о необходимости развития системного, метапредметного мышления

Важность формирования интегрального взгляда на мир, системного мышления именно для профессиональной деятельности была осознана давно [13]. В цифровом социуме эти навыки приобретают первостепенное значение Все это говорит о том, что развитие подобных навыков необходимо начинать еще в общеобразовательной школе [14].

Все эти аспекты отражены в примерной рабочей программе предметной области «Технология» и в современном общеобразовательном курсе технологии (авторы: С . А . Бешенков, М . И . Шутикова, Э . В . Миндзае-ва и др . ) [15; 16; 17]. Кратко остановимся на методических принципах, реализованных в названной программе и учебнике для общеобразовательной школы

Основной методический принцип современного курса «Технология» - освоение всех аспектов технологии идет параллельно с освоением методологии процесса познания окружающего мира, стержнем которого является построение и анализ разнообразных моделей

Содержание общеобразовательного курса технологии строится на основе следующих линий, которые представляют собой наиболее устойчивую структуру содержания обучения

Линия «Технология» включает в себя содержание обучения, раскрывающее структуру технологического процесса как последовательности этапов, операций и действий, реализация которых приведет к поставленной цели Само понятие технологии расширяет понятие алгоритма, которое является ключевым для общеобразовательного курса информатики Таким образом, вырисовывается естественная связь курсов информатики и технологии, которые, как уже подчеркивалось выше, являются важнейшим звеном образования в цифровом социуме Более того, связь алгоритмов преобразования информации и материальных технологий ведет к сближению материальных и информационных технологий, которое перерастает в их конвергенцию [18].

С одной стороны, на сегодняшний день конвергентные технологии являются трендом технологий современного цифрового социума С другой стороны, возрастает понимание рисков цифровизации и необходимости осваивания традиционных инструментов и технологий ручного труда [19].

В силу названных причин данная линия становится системообразующей для всего курса технологии

Линия «Моделирование» идет в тесной связке с линией «Технология» Она нацелена на освоения понятие модели как инструмента познания, общения и практической деятельности Как инструмент познания модель выступает новым объектом, который отражает существенные, с принятой точки зрения, стороны изучаемого объекта . Без освоения навыков построения, оценки и использования моделей невозможно говорить о создании новых технологий

Линия «Проектирование» ориентирована на освоение проектной деятельности как основного метапредметного навыка, который является системообразующим в профессиональной деятельности практически любого специалиста Важной стороной проектной деятельности именно для курса технологии является понятие «полный цикл» Полный цикл проектной деятельности подразумевает самостоятельное формулирование задачи на основе анализа возникающих проблем, декомпозицию задачи на подзадачи, выбор исполнителей, организацию деятельности по решению всех подзадач, включая их синхронизацию Наконец, получив решение задачи, необходимо его проанализировать с точки зрения поставленной цели и дальнейшего использования

Линия «Профессиональная ориентация» является традиционной для общеобразовательного курса технологии . Особенность текущей ситуации состоит в том, что значительная часть профессий ориентирована на использование цифровых инструментов: 3Б-моделирования, компьютерной графики, прототипирования и т д Все подобные инструменты становятся предметом освоения в общеобразовательном курсе технологии, что является первым этапом подготовки школьников к профессиональной деятельности в цифровом социуме

Дискуссия

Для реализации нового общеобразовательного курса технологии необходимо сформировать кадровый резерв специалистов, способных осуществлять преподавание курса технологии в различных образовательных учреждениях Традиционно это происходит в рамках системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Учебный процесс в этом случае ведется по утвержденным программам с использованием апробированных учебных пособий . Эта ситуация, с одной стороны, видится вполне прозрачной и предсказуемой . С другой стороны, имеющихся ресурсов для оперативной подготовки преподавателей к реализации нового модульного курса технологии явно недостаточно

Решение этой возможно осуществить как в методической, так и организационной плоскости . В методической плоскости была разработана проект STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics), а также его различные производные: STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) и др . В настоящее время STEM - один из основных современных образовательных проектов, нацеленных на развитие конкретного комплекса вопросов, необходимых для успешной деятельности в современной высокотехнологичной среде

Особенностью STEM, в отличие от учебных программ и стандартов, является его рамочный характер Область применения STEM -метапредметная сфера, которая позволяет создать кластер предметов и предметных областей, ориентированных на решение конкретных задач, в частности на формирование научной, технологической, цифровой грамотности . При этом STEM не рассматривается как альтернатива традиционному образованию, при котором каждая предметная область (учебный предмет) выполняет свои общеобразовательные задачи . Тем не менее, как показывает практика, этот подход является достаточно эффективным [20; 21].

Заключение

Вызовы современной цифровой цивилизации являются исключительно масштабными . Все социальные институты так или иначе участвуют в формировании ответов на эти вызовы . Ключевая роль здесь отводится системе общего образования, поскольку именно она ответственна за поколение, которому придется в полной мере столкнуться с этими вызовами . Решение проблемы заключается том, чтобы модернизировать содержание тех общеобразовательных предметов, которые в максимальной степени отражают сущность названных вызовов и на школьном уровне формируют ответы на эти вызовы К таким предметам относятся прежде всего «Информатика» и «Технология» . При этом, согласно принципу двойного вхождения, сформулированному академиком РАО В . С . Ледневым, в остальных предметах также включаются концентры, отражающие названные вызовы и ответы Тем не менее именно предметы «Технология» и «Информатика» являются системообразующими предметами в условиях цифрового социума В настоящее время эти предметы находятся в разных предметных областях, однако, как представляется, в ближайшей перспективе можно ожидать появления новой предметной области «Информатика» и «Технология»

Список литературы

1. Шваб K. Четвертая промышленная революция / пер. с англ. - М. : ЭКСМО . - 2016. - 230 c .

2. Shutikova M.I., Beshenkov S.A. Modern digital educational environment and media education - platforms for transforming education system . Media Education. - 2020. - Vol. 60. - № 4. - pp. 736-744.

3 . ГриншкунВ.В., КрасноваГ.А. Развитие образования в эпоху четвертой промышленной революции // Информатика и образование . - 2017. - № 1 (280). - С . 42-45.

4. Arinushkina A.A., Tormosova A.K. Monitoring of citizens' requests in the general education system: E - Participation and Big Data in education . -Man . Educ . -2019 . - 4. - pp . 149-155.

5 . Shutikova M.I., Beshenkov S.A., Mindzaeva E.V. Information and cognitive technologies in the context of the 4th technological revolution: education aspects. - Journal of Siberian Federal University. - Humanities and Social Sciences . - 2019 . - № 9 . - рp . 1694-1713.

6. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Миндзаева Э.В. Информационное образование в России // Знание . Понимание . Умение . - 2013 . - № 3 . - С . 42-51.

7. Бешенков С.А., Миндзаева М.И., Шутикова М.И. Информационно-когнитивные технологии - современный образовательный тренд // Информатика и образование . - 2017. - № 7 (286). - С. 26-28.

8 . Whitehead A.N. An Introduction to Mathematics . - Williams and Norgate . -

1911 - 268 s

9 . Декарт Р. Рассуждение о методе . - М . : АСТ . - 2020. - 416 с .

10. Floridi L. The Informational Nature of Personal Identity. - Minds and Machines. - 2011. - 21(4). - pp . 549-566.

11. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы . - М: Высшая школа . - 1991. - 224 с .

12 Skobeltsina К., Beshenkov S., Kuznetsov А Education systems management in critical situation: potential risks of digitalization . - ЬесШге notes in networks and systems, Springer Nature Switzerland. - 2022. - рр. 2367-3389.

13. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М . : Наука. - 2008. -136 с

14. Уваров А.Ю., Каракозов С.Д., Рыжова НИ. На пути к модели цифровой школы // Информатика и образование - 2018 - № 7 (296) - С 4-15

15. Производство и технология . Учебник для 7-9 классов / Бешенков С.А. [и др . ]. - М . : Просвещение . - 2022. - 96 с .

16. 3D-моделирование, макетирование и прототипирование. Учебник для общеобразовательной школы/ Шутикова М . И . [и др . ]. - М . : Просвещение - 2022 - 89 с

17. Технология обработки материалов и пищевых продуктов . Учебник для 5-6 классов/ Бешенков С.А. [и др . ]. - М . : Просвещение. - 2022. - 96 с.

18 . Karakozov S., Ryzhova N. Information and education system in the context of digitalization of education . - Journal of Siberian Federal University. -Humanities and Social Sciences. - 2019. - № 9. - рp . 1635-1647.

19 . Бешенков С.А., Шутикова М.И., Рыжова Н.В. Формирование содержания

курса информатики в контексте обеспечения информационной безопасности личности // Вестник Российского университета дружбы народов . -Серия: Информатизация образования . - 2019 . - Т . 16 . - № 2 . - С . 128-137.

20 . Роберт И.В. Современное состояние и проблемы развития фундаменталь-

ных и прикладных исследований в области информатизации отечественного образования // Человек и образование . - 2017. - № 2 (51). -С . 165-175.

21. Бешенков С.А., Шутикова М.И. Подготовка учителя к формированию у учащихся инженерной и информационной культуры в обновленном содержании предмета «Технология» // Академический вестник. - 2016 . -№ 3 (21). - С. 122-127.

Сведения об авторах

Бешенков Сергей Александрович - доктор педагогических наук, профессор, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва, Россия, 0000-0001-7225-5924. E-mail: [email protected]

Шутикова Маргарита Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва, Россия, 0000-0002-6278-3800. E-mail: [email protected]

Миндзаева Этери Викторовна - кандидат педагогических наук, Ph.D, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», Москва, Россия, 00000002-3374-1740. E-mail: [email protected]

Аринушкина Анна Александровна - доктор педагогических наук, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», Москва, Россия, 0000-00021019-5564, E-mail: [email protected]

General Educational Courses in Computer Science and Technology in the Context of Challenges of Digital Society

s . a. вeshenkov, m . i. shutikova, e .v. mlndzaeva, a. a. Arinushkina

The content and structure of general education are subject to well-defined patterns, According to the concept of Academician of the Russian Academy of Education V.S. Lednev, the most important of them is the balance of two factors: the content of a given subject area (mathematics, computer science, etc.), and a set of invariant types of human activity. These factors reflect aspects of reality that are the most significant from the educational point of view. The transformational activity of people undoubtedly belongs to such aspects. In the contemporary world, this activity is revealed through three key concepts: algorithm, technology, and project. These concepts become system-forming concepts of two subjects: «Informatics» and «Technology». Nowadays, transformative activity is inseparable from the processes of digitalization, which determines the content and structure of these general educational subjects, while the concept of technology plays a leading role. The ideological side of technology originates from the fundamental work of R. Descartes «Reasoning about the method». According to him, any activity should be carried out based on some method that allows for different levels

of formalization. This opened up the fundamental possibility of automating the processes of manufacturing products, which made it possible to create a material platform for the future «industrial society». The development of technology is closely related to scientific knowledge. Moreover, the ultimate goal of science (starting with the science of modern times) is precisely the creation of technologies. The link between science and technology remained inseparable for a very long time and ensured the dominance of the formation that supported this link. The emergence of digital technologies, in which the idea of automation is practically brought to its logical conclusion, has radically changed the industrial and social context of technologization. However, its ideological side has undergone minimal changes. The entire context mentioned above is considered in the construction of methodological concepts and the content of the subjects «Informatics» and «Technology».

Keywords: challenges of digital society; informatics; technology; general education courses; concept; content; metasubjectivity; convergence; modeling; design; STEM-competence.

References

1 . Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya / per. s angl . - M . : EKSMO . -2016. - 230 c .

2. Shutikova M.I., Beshenkov S.A. Modern digital educational environment and media education - platforms for transforming education system . Media Education . - 2020. - Vol . 60 . - №4 . - pp . 736-744.

3. Grinshkun V.V., Krasnova G.A. Razvitie obrazovaniya v epokhu chetvertoi promyshlennoi revolyutsii // Informatika i obrazovanie . - 2017 . - № 1 (280). -S . 42-45.

4. Arinushkina A.A., Tormosova A.K. Monitoring of citizens' requests in the general education system: E - Participation and Big Data in education . -Man . Educ . -2019 . - 4. - pp . 149-155.

5 . Shutikova M.I., Beshenkov S.A., Mindzaeva E.V. Information and cognitive

technologies in the context of the 4th technological revolution: education aspects. - Journal of Siberian Federal University. - Humanities and Social Sciences - 2019 - №9 - pp 1694-1713

6 . Beshenkov S.A., Rakitina E.A., Mindzaeva E.V. Informatsionnoe obrazovanie v

Rossii // Znanie . Ponimanie . Umenie . - 2013 . - № 3 . - S . 42-51 . 7. Beshenkov S.A., Mindzaeva M.I, Shutikova M.I. Informatsionno-kognitivnye tekhnologii - sovremennyi obrazovatel'nyi trend // Informatika i obrazovanie . -2017 - № 7(286) - S 26-28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 . Whitehead A.N. An Introduction to Mathematics . - Williams and Norgate . -

1911 - 268 s

9 . Dekart R. Rassuzhdenie o metode . - M . : AST . - 2020. - 416 s .

10. Floridi L. The Informational Nature of Personal Identity. - Minds and Machines. - 2011. - 21(4). - pp . 549-566.

11. Lednev V.S. Soderzhanie obrazovaniya: sushchnost', struktura, perspektivy. -M: Vysshaya shkola - 1991 - 224 s

12 . Skobeltsina K., Beshenkov S., Kuznetsov A. Education systems management in

critical situation: potential risks of digitalization . - Lesture notes in networks and systems, Springer Nature Switzerland . - 2022. - rr. 2367-3389.

13 . Novikov A.M. Postindustrial'noe obrazovanie . - M . : Nauka . - 2008. - 136 s .

14 . Uvarov A. Yu., Karakozov S. D, Ryzhova N.I. Na puti k modeli tsifrovoi shkoly //

Informatika i obrazovanie . - 2018 . - № 7 (296). - S . 4-15 .

15 . Proizvodstvo i tekhnologiya. Uchebnik dlya 7-9 klassov / Beshenkov S .A.

[i dr. ]. - M . : Prosveshchenie . - 2022. - 96 s .

16. 3D-modelirovanie, maketirovanie i prototipirovanie. Uchebnik dlya obshcheobrazovatel'noi shkoly/ Shutikova M . I . [i dr . ]. - M . : Prosveshchenie . -2022 - 89 s

17. Tekhnologiya obrabotki materialov i pishchevykh produktov. Uchebnik dlya 5-6 klassov/ Beshenkov S . A. [i dr . ]. - M . : Prosveshchenie . - 2022. - 96 s .

18 . Karakozov S., Ryzhova N. Information and education system in the context of

digitalization of education . - Journal of Siberian Federal University . -Humanities and Social Sciences. - 2019. - № 9. - rp . 1635-1647.

19 . Beshenkov S.A., Shutikova M.I., Ryzhova N.V . Formirovanie soderzhaniya kursa

informatiki v kontekste obespecheniya informatsionnoi bezopasnosti lichnosti // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov . - Seriya: Informatizatsiya obrazovaniya - 2019 - T 16 - № 2 - S 128-137

20 . RobertI.V. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya fundamental'nykh i

prikladnykh issledovanii v oblasti informatizatsii otechestvennogo obrazovaniya // Chelovek i obrazovanie . - 2017. - № 2 (51). - S . 165-175.

21. Beshenkov S.A., Shutikova M.I. Podgotovka uchitelya k formirovaniyu u uchashchikhsya inzhenernoi i informatsionnoi kul'tury v obnovlennom soderzhanii predmeta «Tekhnologiya» // Akademicheskii vestnik. - 2016 . -№ 3 (21). - S . 122-127.

About the Authors

Вeshenкov Sergey А. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academy of Social Management, Moscow, Russia, 0000-0001-7225-5924. E-mail: [email protected]

Shutikova Margarita I. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academy of Social Management, Moscow, Russia, 0000-0002-6278-3800. E-mail: [email protected]

Mindzaeva Etery V. - Candidate of Pedagogical Sciences, Ph.D, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, 0000-0002-3374-1740. E-mail: [email protected] Arinushkina Anna А. - Doctor of Pedagogical Sciences, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, 00000002-1019-5564. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.