Научная статья на тему 'ОБЩЕНИЕ: ВСТРЕЧА С ДРУГИМ ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИЮ'

ОБЩЕНИЕ: ВСТРЕЧА С ДРУГИМ ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИЮ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ПРИРОДА / ОТНОШЕНИЯ / Я-ОНО / Я-ТЫ / ФОТОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Герберт Каролина

Автор эссе делится опытом встречи с миром природы посредством фотографии, когда происходит замедление скорости взаимодействия с ландшафтом и фокусировка внимания на природных объектах. С целью обоснования своего опыта фотографического взаимодействия со средой она привлекает философские идеи Мартина Бубера, современных экопсихологов и представителей экологической терапии искусством. Те мгновения, когда фотограф ловит свет, который освещает землю после бури, или встречается со взглядом животного, способствуют пробуждению живой связи человека с миром природы. Во времена, когда человечество все больше отдаляется от нее, терапевтическое использование фотографии может восстановить близость с более чем человеческим миром, пробудить эмпатию, заботу о нем и чувство прекрасного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕНИЕ: ВСТРЕЧА С ДРУГИМ ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИЮ»

УДК 159.98

DOI 10.24412/2713-1831-2022-3-62-72

ОБЩЕНИЕ: ВСТРЕЧА С ДРУГИМ ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИЮ*

Данная статья была впервые опубликована в: POIESIS: A Journal of the Arts and Communication. 2022. Vol. 19. P. 114-125.

ГЕРБЕРТ Каролина

зарегистрированный арт-терапевт, работает на базе Финдхорн Фонда, доктор философии, психотерапевт, супервизор, педагог и организатор культурных мероприятий с более чем 20-летним опытом работы с людьми, организациями и сообществами в постконфликтных и конфликтных ситуациях. Как певица, автор песен и фотограф, Каролина использует искусство в качестве средства творческого реагирования на те вызовы, с которыми человечество сталкивается в настоящее время.

Аннотация. Автор эссе делится опытом встречи с миром природы посредством фотографии, когда происходит замедление скорости взаимодействия с ландшафтом и фокусировка внимания на природных объектах. С целью обоснования своего опыта фотографического взаимодействия со средой она привлекает философские идеи Мартина Бубера, современных экопсихологов и представителей экологической терапии искусством. Те мгновения, когда фотограф ловит свет, который освещает землю после бури, или встречается со взглядом животного, способствуют пробуждению живой связи человека с миром природы. Во времена, когда человечество все больше отдаляется от нее, терапевтическое использование фотографии может восстановить близость с более чем человеческим миром, пробудить эмпатию, заботу о нем и чувство прекрасного.

Ключевые слова: общение, природа, отношения, Я — Оно, Я — Ты, фотография.

Что значит быть фотографом

Фотография для меня выступает формой медитативного погружения в среду и средством общения с природой. Такое общение приводит к переживанию некоего единства или союза с разными формами жизни. Латинский корень слова «общение» («коммуникация») — communionem (https://www.etymonline.com/ word/communion) — означает «общение, соучастие, обмен» и в полной мере отражает то, что я испытываю как фотограф.

Фотография помогает мне смотреть, замечать, фокусироваться на реальности. Камера становится почти невидимой, и я больше не воспринимаю ее как объект или барьер. Вместо этого она становится каналом общения с миром. Я чувствую поток энергии, протекающей между мной и пейзажем, растениями или животными, на которых я сосредотачиваюсь. Я чувствую себя полностью погруженной в отношения с природой, чувствую, как разделяющий нас барьер постепенно исчезает и мы образуем единый организм.

Происходящее благодаря фотокамере сосредоточение внимания на ландшафте позволяет мне открывать прекрасное, и тогда я чувствую, как меняются мое дыхание и пульс. Красота мира пленяет меня и наполняет трепетом, когда я ловлю каждое мгновение контакта с природой и хочу сохранить его и поделиться полученным опытом — оттенками рассвета или заката или видом океана, освещенного солнечным сиянием, глазами дикого животного, чтобы зрители также могли постичь дикую природу внутри себя. Чтобы показать нежные светящиеся зеленые побеги ириса, пробивающиеся сквозь холодную землю — сиреневые огоньки, освещающие путь к весне. Чтобы поделиться волшебными моментами северного сияния, или сиянием далеких звезд в ночь полнолуния, когда луна поднимается над вершинами заснеженных гор. Все это открывает другую перспективу, помогающую познать вселенную заново, напоминает, что мир природы живет и в нас и является вселенной красоты.

Фото 2. Крокус. Фотография К. Герберт

О пребывании на природе

В детстве я свободно бродила посреди дикой природы со своими братьями. Мы часто отсутствовали дома до самого заката, строя укрытия в полях или занимаясь серфингом. Я имела удовольствие совершать конные прогулки по широким песчаным пляжам. Мир природы, и особенно океан, был моим домом, моим игровым пространством, красота дикой природой — моим постоянным источником переживания. Я всегда разговаривала с природными объектами, воспринимая их как своих друзей. Древние природные существа помогали мне расти и развиваться и продолжают вдохновлять и исцелять меня и вселять в меня надежду в настоящее время.

В своей книге «Последний ребенок в лесу» журналист Ричард Лув [14] пишет о негативных последствиях потери современными детьми возможности общаться с природой, что произошло в течение жизни одного поколения. Сегодня дети в основном пребывают в помещениях.

«В настоящий момент, когда связь между молодежью и миром природы нарушается, — замечает Лув, — все больше исследований связывают наше психическое, физическое и духовное здоровье с нашим общением с природой» [14, p. 3]. При рассмотрении вопроса о том, как сделать социальные и экологические системы более устойчивыми, К. Ивз и соавторы [10] предполагают, что эмоциональные связи с природой могут способствовать глубоким социальным изменениям в сторону более уважительного отношения между людьми и их заботе о природе. Они также признают, что формирование такой культуры уважительного отношения к представителям человеческого и природного сообщества должно начинаться в детстве.

Чан и соавторы [5] приводят аналогичный аргумент, считая, что люди часто защищают и восстанавливают мир природы ради «реляционных ценностей»: потому что связь с природой и привязанность к определенным природным местам и объектам, а также переживание удовлетворения от заботы о природе повышают качество человеческие жизни.

В своей книге «Природная терапия выразительными искусствами» Салли Аткинс и Ме-лия Снайдер [1] описывают, как мы утратили

Фото 3. Закат в Россили. Фотография К. Герберт

то, что экофилософ Томас Берри [3] называет «великим разговором» с луной, деревьями, реками, горами и животными — с нашим более чем человеческим миром [3, р. 87-88]. Они предлагают вернуться к культивированию чувства близости с природой — той близости, которая может быть связана с глубоким уважением к природе.

Как красноречиво говорит Тик Нат Хан: «Когда мы идем, ничего не замечая вокруг, мы преумножаем тревогу и печаль на земле. Мы должны ходить так, чтобы оставлять позади себя мир и спокойствие... Для этого необходимо осознавать контакт между ногами и землей, перемещаясь по ней так, как будто целуя землю ногами» (Ы1р8://'^№м^оодгеад8. сот^ио1е8/255935--№Ьеп-'№е-'№а1к-Нке-'№е-аге-гшЫ^--№е-рпп1>апх1е1у). К. Ли и М. Монро [13] отмечают, что, когда молодые люди беспокоятся об экологических проблемах и верят, что они и другие могут эффективно решать их, это поддерживает надежду и мотивирует к действиям, в то время как переживание отчаяния и беспомощности поддерживают пассивность [15-18].

О значимости отношений Я - Ты

В своей культовой книге «Я и Ты» Мартин Бу-бер [4] объясняет, что существует два способа взаимодействия с миром, которые он описывает с помощью двух пар слов: «Я — Оно» и «Я — Ты». Бубер использует эти пары слов для описания двух типов отношений. Невозможно быть субъектом вне этих отношений. Бубер характеризует взаимодействие с миром в системе Я — Оно как позицию объективного наблюдателя, который познает, анализирует и описывает явления, но при этом не пребывает в активных интерсубъектных отношениях. Отношения Я — Оно не являются достаточными и не позволяют человеку чувствовать себя целостным субъектом, поэтому необходимо дополнение таких отношений отношениями Я — Ты [4].

Для Мартина Бубера «.тот, кто живет только с Оно, не человек» [4, р. 24]. Людям нужны отношения Я — Ты. Я —Ты — это обоюдность, видение кого-то в его или ее глубине, обращение к Другому всем своим существом,

говорящее ему «Ты» всем своим существом, нахождение в настоящих отношениях, здесь и сейчас — когда субъекты не полностью слились, поддерживая ровно столько баланса в отношениях, чтобы сохранить ощущение того, кто вы есть и кто есть другой.

Бубер в первую очередь говорит о человеческих отношениях, однако он также рассматривает отношения с Природой. Бубер резюмирует разницу между отношениями Я — Оно и Я — Ты, разглядывая дерево:

«Я могу смотреть на дерево как на картину: колонна в лучах света, увенчанная зеленью, оттененная нежно-голубым и серебристым фоном. Я могу воспринимать его в движении: его струящиеся жилки, сосредоточенные в сердцевине, работу корней, дыхание листьев, непрекращающееся общение дерева с землей и воздухом и его рост. Я могу отнести дерево к определенному виду и изучить его с точки зрения строения и образа жизни... Оно останется моим объектом, имеющим свою природу и строение. Однако может случиться, что если у меня есть и воля, и благодать, то, рассматривая дерево, я могу установить с ним особые отношения. Дерево для меня станет чем-то большим, чем Оно и захватит меня своей исключительностью» [4, р. 6].

Делая фотографию медного бука (фото 4), я вступила с ним в отношения Я — Ты. Когда я вспоминаю о своем опыте этих отношений, это меня трогает до слез. Это слезы моего глубокого уважения к дереву как моему учителю.

Ты — живое существо, Достигшее небес, Великолепный костер, Обласканный золотым светом заката. С тобой легко,

Ведь ты держишься за основание земли, Ты не требуешь от меня ничего, Сбрасывая свою листву. Я смотрю, как она улетает, подобно угасающим языкам пламени на прохладном осеннем ветру, Осеняя своей благодатью землю. Я чувствую, как мы дышим вместе, Давая и получая Дар жизни.

(Кэрри Герберт, ноябрь 2020 г.)

Фото 4. Осеннее дерево. Фотография К. Герберт

Отношения Я — Ты не могут быть обусловлены желанием. Они даны нам по благодати, но мы должен быть открыты для них, должны принять решение войти в эти отношения и научиться отдавать и получать через них. Бубер пишет о знании и искусстве, открывающихся посредством отношений Я — Ты. Являются ли отношения Я — Ты центром творчества, духовной жизни и человеческого становления? Все, что я знаю, это то, что, когда я отдаюсь творческому процессу в отношениях с другим, возникает что-то новое. Это то, что Паоло Книл и соавторы описывают как сотворение третьего [12], сопровождающееся моментами озарения. Термин «озарение» был введен М. Балинтом [2] для обозначения удивительных и незапланированных исцеляющих моментов в отношениях. Б. Гроб [8] говорит об этом как о «даре в пространстве встречи». Используя фотографию как терапевтический инструмент, я каждый раз испытываю такие моменты и дары при встрече с природой.

Билли Чайлдиш утверждает, что в своей работе как художник он ищет Бога [11, р. 14], погружаясь в «мистику участия» [10, р. 105], благодаря которой искусство воздействует

на жизнь и художника, и человеческого сообщества. Творческий процесс воспринимается художником как таинственный процесс, который не может быть полностью понят или постигнут разумом. Художник — посредник, стремящийся соединить временное с вечным, соединяя два мира — реальный и трансцендентный.

Юнг предполагает, что «художник — это не человек, наделенный свободой воли, который преследует свои собственные цели, а тот, кто позволяет искусству реализовать свои цели через него. Художник — это человек в высшем смысле — коллективный человек, проводник бессознательной психической жизни человечества» [10, р. 101].

Фотография позволяет фокусироваться на настоящем моменте. Она обеспечивает полное присутствие в реальности, переживание высшего состояния бытия. Таким образом, фотография создает сдвиг в перспективе восприятия и вовлекает нас в связь с красотой. Как отметил человек с депрессией, занимавшийся фотосьемкой: «Я смог начать видеть красоту вокруг себя: в темноте и на свету. Обыденное стало увлекательным, а приземленное начало излучать свет» [19, р. 21]. Когда у вас в руках камера, вы начинаете искать и открывать красоту в мире. Не всегда

в очевидных местах. Обыденная реальность благодаря фотографии может начать приобретать новый смысл [19, р. 22]. Фотография может связать нас с глубоким и богатым опытом и жизненными историями, когда мы встречаемся друг с другом, как я обнаружила это при встрече с Самбо, невероятным слоном в дебрях Камбоджи.

Азиатский слон — встреча со стойкостью и свободой

Азиатские слоны были неотъемлемой частью кхмерской культуры Камбоджи на протяжении тысячелетий. Слоны занимают видное место в храмах Ангкора в северной провинции Камбоджи Сиемреап. По оценкам историков, при строительстве комплекса Ангкор-Ват использовалось более 6000 слонов. Терраса слонов XII века изображает множество слонов почти в натуральную величину в Ангкор-Том (Нйрз^/адЫеагШаШез. org/cu1ture-significance-asian-e1ephants-сашЬо&а/). Азиатский слон в настоящее время находится под угрозой исчезновения: осталось всего 30-50 тыс. особей, а в Камбодже — только около 400. Слоны полностью исчезли из Западной Азии, Ирана и большей

части Китая (https://elephantconservation.org/ elephants/asian-elephants/).

Самбо был одним из шести слонов, отнятых во времена красных кхмеров у их владельца. Выжил только он. После того как война закончилась, владелец Самбо нашел его скованным цепями, голодным, находящимся в предсмертном состоянии в Пномпене, когда жители города начали туда возвращаться. Со временем Самбо окреп. Однажды школьный автобус сломался, и транспортом для детей стал Самбо. Он стал знаковой частью пейзажа улиц Пномпеня, когда они ехали на нем обратно в школу. Однако в городе действительно не было места для слона. Недавно в холмистой местности Мондолькири открылся слоновий заповедник, и Самбо поселился там.

Я часто видела Самбо на улицах города и также встречалась с ним в дебрях джунглей. Между нами происходило что-то удивительное, когда я смотрела в его глубоко посаженные глаза. Я была тронута до слез, увидев, как этот стойкий великан, прошедший через столько страданий, наконец вернулся к свободной жизни посреди дикой природы. Я громко рассмеялась, когда рейнджер рассказал мне, что Самбо продолжает убегать за пределы заповедника со своим новым другом — слоном Руби. Их часто видят вместе пробирающимися через банановую плантацию. Также Самбо иногда приходит к одной из местных школ и ждет, пока дети выйдут на улицу в конце дня. Это заставило меня задуматься, не скучает ли он по детям, которых он возил когда-то на своей спине.

Самбо, я вижу тебя на расстоянии,

Когда очертания твоего тела сливаются

с зелеными джунглями,

Как будто ты принадлежишь им

Ты позволил мне приблизиться к тебе

И ощущать нашу близость так,

Что захватывает дух.

Я в восторге от твоего вида.

Мое дыхание сбивается, когда я чувствую

твое дыхание на своей коже

Я смотрю в твои глаза и удивляюсь,

как ты выжил,

Когда смотрел, как умирает твоя семья,

Пока ты был прикован,

Пока работал, тратя последние силы,

Когда ты жил в большом городе вдали от зелени

Интересно, каково было позволять босоногим детям

Карабкаться на твою спину, чтобы ты вез их в школу,

Каково было позволять любому человеку приблизиться,

После того как ты испытал столько издевательств?

В тебе есть тайная безмолвная сила И ожесточенная борьба за свободу, Когда ты убегаешь из заповедника слонов И замираешь в ожидании детей у ворот деревенской школы,

Пока не услышишь топот детских ножек

Птицы в дикой природе

Песня малиновки останавливает меня; я делаю паузу и слушаю ее исповедь. На некоторое время мы становимся близки. Я и Ты, Ты и Я, глаза в глаза, как будто время остановилось. Твоя культовая красная грудь изливает свою песню в мое сердце и разжигает пламенную страсть, стремление защитить тебя от внесения в красный список находящихся под угрозой исчезновения птиц Великобритании. Интересно, сколько еще видов мы должны потерять?

Мне было очень приятно посетить вновь одичавших орланов-белохвостов на острове Скай на западном побережье Шотландии. Они почти исчезли в этом районе. В настоящее время более 150 пар орлов успешно возвращены в дикую природу, и эту великолепную хищную птицу перевели из красного списка в янтарный список. Если мы фокусируемся только на одном виде, находящемся под угрозой исчезновения, можем упустить из виду волновой эффект от того, когда любой вид становится редким или вымирающим в хрупком равновесии экосистем.

Со-вымирание происходит из-за сосуществования видов в экосистеме. Мне очень важно проводить время с изысканными колибри, находящимися под угрозой исчезновения. Я узнала, что, если вымрут колибри, вымрут и клещи, потому что у них не будет

Фото 7. Колибри. Фотография К. Герберт

возможности перемещаться с цветка на цветок. Затем исчезнут цветы, поскольку они зависят от колибри и клещей в распространении пыльцы (https://indianapub1icmedia.org/ amomentofscience/coextinction).

Признавая столь ценным мой опыт общения с птицами, не могу не вспомнить про слова Бубера о том, что «глаза животного способны

говорить на прекрасном языке» (https://www. beth-israe1.org/rabbi-1yons-b1og-07_20_2018/). Я призываю вас прочувствовать эти образы и слова и обращать внимание на то, что вы чувствуете, встречаясь с животными и другими представителями царства природы, переходя с ними на отношения Я — Ты.

Фото 8. Тюлень. Фотография К. Герберт

Тюлень

Как только ты узнаешь, что я

не представляю для тебя опасности,

Твои глаза смягчаются и закрываются в блаженном покое.

Нет тревоги,

Нет бега времени,

Когда прилив укачивает тебя,

Возлежащего на охристом морском коврике

(написано по мотивам моей встречи с тюленями, когда я недавно изучала свои шотландские корни и проводила время наедине с дикой природой, которую в Шотландии охраняют и уважают)

Фото 9. Дельфин. Фотография К. Герберт Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2022, Том 3, №2. ISSN 2713-1831

Дельфин

Моей детской мечтой было увидеть тебя хотя бы один раз.

А потом ты возвращался ко мне снова и снова,

Игриво сопровождая меня во время моей прогулки на лодке.

Когда наши глаза встретились, радость наполнила все мое существо

И я растворилась в океане соленых слез.

Фото 10. Олень. Фотография К. Герберт

Олень

Ник поделился своей мечтой увидеть оленя на диком суровом острове. «Почему бы не спросить вселенную, — предложила я, — о твоем желании?» Ты появился как величественный страж. Наблюдая за нами, когда мы уходили, прежде чем превратиться в заходящее солнце.

Достоинство твоего присутствия сохранялось. На мгновение я забыла перевести дух, когда повернулась и увидела, как Ник всхлипывает от благодарности

Фото 11. Птица на закате. Фотография К. Герберт Когда солнце завершает день,

Ты летишь, как будто твои крылья являются кистью художника, Рисующего магический круг мироздания, Увлекающий меня и погружающий в сладкий сон. Я переполнена благодарностью,

Мои страхи Икара отступают и дыхание становится глубоким и ровным, Когда ты взлетаешь и исчезаешь вдали,

Уходя в темнеющие небеса, освещенные следами золотой надежды

Заключительные мысли

Своими фотографиями и стихами я старалась выразить свой экопоэтический отклик на встречу с миром Природы как субъектом,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

с которым я выстраиваю отношения Я — Ты. Надеюсь, что вы также можете провести некоторое время на природе, встречая на своем пути деревья, птиц, ландшафты и многих других. Не сомневаюсь, что это повлияет на вас, затронет вас и изменит вас.

1. Atkins S., Snyder M. Nature-based expressive arts therapy: integrating the expressive arts and ecotherapy. — London: Jessica Kingsley, 2018.

2. Balint M. Der Arzt, sein Patient und die Krankheit. Stuttgart: Klett-Cotta, 1980. — Cited in: Knill P. J., Levine E. G. and Levine S. K. Principles and practice of expressive arts therapy. — London: Jessica Kingsley, 2005.

3. Berry T. The dream of the Earth, 1988. — Cited in: Atkins S., Snyder M. Nature-based expressive arts therapy: integrating the expressive arts and ecotherapy. — London: Jessica Kingsley, 2018.

4. Buber M. Ich und Du, 1923. — Translated by Ronald Gregor Smith and published as I and Thou by Bloomsbury Revelations Edition, 2013.

5. Chan K. M. A., Balvanera P., Benessaiah K., Chapman M., Diaz S. — Cited in: Chawla L. Childhood nature connection and constructive hope: A review of research on connecting with nature and coping with environmental loss // People Nat. — 2020. — No. 2. — P. 619-642.

6. Chawla L. Childhood nature connection and constructive hope: A review of research on connecting with nature and coping with environmental loss // People Nat. — 2020. — No. 2 — P. 619-642.

7. Gomez-Baggethun E., Klain S. Why protect nature? Rethinking values and the environment. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 2016. — Vol. 113. — P. 1462-1465.

8. Grob P. Beziehungseffekte in der medizin: Manuskript. Bramberstr, 18, Luzern, Switzerland, 1989. — Cited in: Knill P. J., Levine E. G. and Levine S. K. Principles and practice of expressive arts therapy. — London: Jessica Kingsley, 2005.

9. Ives C. D., Abson D. J., von Wehrden H., Dorninger C., Klaniecki K., Fischer J. Reconnecting with nature for sustainability // Sustainability Science. — 2018. — Vol. 13. — P. 1389-1397. https://doi.org/10.1007/s11625- 018-0542-9

10. Jung C. G. The spirit in man, art and literature. — London: Ark, 1967.

11. Kessler T. Billy Childish // Observer Magazine. — 2002, 24 March. — P. 10-14.

12. Knill P. J., Levine E. G. and Levine S. K. Principles and practice of expressive arts therapy. — London: Jessica Kingsley, 2005.

13. Li C. J., Monroe M. C. Exploring the essential psychological factors in fostering hope concerning climate change // Environmental Education Research. — 2019. — Vol. 25, no. 6. — P. 936-954. https://doi.org/10.1080/13504 622.2017.1367916

14. Louv R. Last child in the woods. — Chapel Hill, NC: Algonquin Books, 2005. — Cited in: Chawla L. Childhood nature connection and constructive hope: a review of research on connecting with nature and coping with environmental loss // People Nat. — 2020. — No. 2. — P. 619-642.

15. Ojala M. How do children cope with global climate change? Coping strategies, engagement, and well-being // Journal of Environmental Psychology, 2012. — Vol. 32, no. 3. — P. 225-233. https://doi.org/10.1016/ j.envp.2012.02.004

16. Ojala M. Coping with climate change among adolescents: Implications for subjective well-being and environmental engagement // Sustainability Science. — 2013. — No. 5. — P. 2191-2209. https://doi. org/10.3390/su.5052191

17. Stevenson K. T., Peterson M. N., Bondell H. D. The influence of personal beliefs, friends, and family in building climate change concern among adolescents // Environmental Education Research. — 2019. — Vol. 25, no. 6. — P. 832-845. https:// doi.org/10.1080/13504622.2016.1177712

18. Stevenson K., Peterson N. Motivating action through fostering climate change hope and concern and avoiding despair among adolescents // Sustainability Science. — 2016. — Vol. 8, no. 6. — P. 136-145. https://doi. org/10.3390/ su8010006

19. The One Project. URL: https://theoneproject.co/wp-content/uploads/woocommerce_uploads/2018/08/DiscoverHealingP owerofPhotography-EBook-The0neProject-August172016. compressed.pdf

Ссылка для цитирования

Герберт К. Общение: встреча с другим через фотографию // Экопоэзис: эко гуманитарные теория и практика: электрон. науч. журн. — 2022. — T. 3, № 2. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Herbert C. Communion: encountering the other through photography // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2022. — Vol. 3, no. 2. — URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.