ОБЩЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯОБРАЗА БУДУЩЕГО МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ1 ТучинаО.Р., ЧемуловаА.В. (UK, UniversityofOxford), Бафанова Е.В. (Краснодар, КубГТУ) [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются результаты пилотажного исследования вли-янияобщения в социальных сетях на особенности представления о будущем подростков и молодежи. В исследовании представление о будущем рассматривается как специфический тип установки, включающий когнитивный (представления о рисках коллективного и индивидуального будущего), аффективный (оптимизм-пессимизм в отношении будущего) и поведенческий аспекты (ответственное социальное поведение). В результате пилотажного исследования был сформирован авторский опросник, включающий измерение всех аспектов образа будущего, проведена адаптация данного инструмента. Результаты исследования показали, что существует положительная связь между уровнем вовлеченности респондентов в соцсети и когнитивным аспектом образа будущего (оценкой рисков ближайшего будущего) и отрицательная связь с эмоциональным аспектом представления о будущем.
Ключевые слова: социальные сети; образ будущего; когнитивный, эмоциональный, поведенческий аспект образа будущего.
COMMUNICATION IN SOCIAL NETWORKS AS A FACTOR IN SHAPING THE IMAGEOF THE FUTURE OF YOUNG PEOPLE IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY Tuchina O. R., Chemulova A.V. (UK, University of Oxford), Bafanova E. V. (Krasnodar, KubSTU) [email protected]
Abstract. The article considers the results of a pilot study of the influence of communication in social networks on the peculiarities of the idea of the future of adolescents and young people. In the study, the idea of the future is considered as a specific type of attitude, including cognitive (ideas about the risks of the collective and individual future), affective (optimism-pessimism about the future) and behavioral aspects (responsible social behavior). As a result of the pilot study, an author's questionnaire was formed, including the measurement of all aspects of the image of the future, and the adaptation of this tool was carried out. The results of the study showed that there is a positive relationship between the level of respondents ' involvement in social networks and the cognitive aspect of the image of the future (assessment of the risks of the near future) and a negative relationship with the emotional aspect of the idea of the future.
Keywords: social networks; image of the future; cognitive, emotional, behavioral aspect of the image of the future.
Социальные сети, активно развивающиеся в последнее десятилетие, способствуют глубоким изменениям в способах общения и взаимодействия людей. Ряд социологических и социально-психологических исследований показал, что социальные сети для подростков стали важным фактором формирования идентичности и взаимоотношений со сверстниками (Doornwaard, 2014; Kross, 2013). При этом есть данные о связи активного
1 Исследование проведено при поддержке РФФИ, проект 21-011-33011 Наставник_опн «Представление подростков и молодежи о будущем в условиях неопределенности».
177
использования соцсетей с эмоциональными и поведенческими расстройствами (Satici, 2015; Ryan, 2016).
На сегодняшний день очевидно, что активное использование социальных сетей влияет на картину мира человека и его установки. Особенно характерно это для подростков и молодежи, для которых соцсети часто являются основным источником информации о событиях в стране и мире.
Мы предполагаем, что активная вовлеченность в социальные сети влияет не только на представление человека о сегодняшнем мире, но и формирует образ будущего (Тучина, 2020). В рамках нашего исследования представление о будущем определяется как специфический тип установки, включающий когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты. В качестве когнитивного аспекта формирования образа будущего мы рассматриваем представления о рисках коллективного и индивидуального будущего, включающего коллективные цели и планы, ожидания, мечты, страхи. В качестве эмоционального аспекта представления о будущем предполагается исследование оптимизма-пессимизма в отношении будущего. Поведенческий аспект репрезентации будущего определяется нами через изучение стимулов ответственного социального поведения в ситуации неопределенности.
Цель исследования: выявить влияние общения в социальных сетях на особенности представления о будущем подростков и молодежи.
Эмпирическая база пилотажного исследования: 161студент и школьник, 104 юноши, 57 девушек (средний возраст 19 лет, среднее отклонение 1,7).
Материалы и методы. Для исследования особенностей воздействия социальных сетей был использован опросник проблемного использования социальных сетей (Сирота, 2018), дополненный шкалой «влияние соцсетей на поведение» и несколькими вопросами авторской анкеты. Для оценки надежности и согласованности шкал использовался показатель надёжности коэффициент а-Кронбаха. Опросник включает следующие шкалы: предпочтение онлайн-общения непосредственному общению (а = ,864), регуляция эмоций посредством общения в соцсетях, респонденты с высоким показателем по данной шкале используют соцсети, чтобы улучшить эмоциональное состояние (а = ,795), когнитивная поглощенность соцсетями, респонденты с высокими показателями постоянно думают, что происходит в соцсетях(а = ,834), компульсивное использование, высокие показатели связаны с неумением контролировать пребывание в соцсетях(а = ,784), влияние на поведение респондентов через соцсети(а = ,891).
В качестве методов исследования представления о рисках коллективного и индивидуального будущего были использованы адаптированная авторская версия опросника «Отношение к глобальным рискам» (Нестик, 2020); эмоциональный и поведенческий аспект представления о будущем был исследован при помощи шкал методики «Жизнеспособность в условиях глобальных рисков» в авторской модификации (Нестик, 2020).
На основании результатов факторного анализа были выделены следующие виды рисков: риски, связанные с личностными проблемами и самореализацией (а = ,836), социально-политические риски (а = ,886), экономические риски (а = ,901), глобальные риски, связанные с угрозой всему миру (а = ,873). Эмоциональный аспект образа будущего можно охарактеризовать как «оптимизм-пессимизм в отношении будущего» (а = ,834), поведенческий аспект включает шкалы «готовность помогать другим в трудных жизненных ситуациях» (а = ,841) и «готовность к политической активности» (а = ,852).
Для понимания целостной картины интегрированности пользователей в социальные сети, был проведен анализ частоты пользования и мотивации молодежи при использовании интернет-ресурсов, а также их влияния на выбор респондентов. Одними из ключевых по популярности социальных сетей стали: «Instagram» (95 %) и «Вконтакте» (98 %), также были упомянуты Facebook, Одноклассники и Телеграмм. В ходе анализа мотивации использования социальных сетей было выявлено, что большинство пользователей предпочитают «Общение с одногруппниками» (75 %) и «Чтение новостей, поиск групп по ин-
тересам» (68 %). Исходя из этого, можно судить о регулярном информационном обмене пользователей, как пассивном, так и активном.
Тем не менее, несмотря на активное пользование социальными сетями и ежедневное получение информации, большинство респондентов не смогли привести пример влияния соцсетей на изменение поведения, либо же отметили, что влияния социальных сетей на их поведение незначительно. Это может говорить как о незначительном влиянии соцсетей на поведенческий аспект представления о будущем, так и об отсутствии рефлексивной позиции, когда респонденты не могут осознать внешнее влияние на свое поведение.
На следующем этапе был проведен корреляционный анализ результатов исследования вовлеченности респондентов в социальные сети и особенностей образа будущего (табл.1).
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа исследования вовлеченности респондентов в социальные сети и особенностей образа будущего
шкалы опросника проблемного ис-пользования социальных сетей представление о будущем
когнитивный аспект эмоциональный аспект поведенческий аспект
оценка гло-бальных рисков оценка социально- политических рисков оценка экономических рисков оценка лич- ност- ных рисков оптимизм-пессимизм по отношению к будущему готовность помогать другим в трудных ситуациях готовность к политической активности
предпочтение онлайн-общения ,030 ,032 -,031 ,061 -,153 ,0 34 ,124
регуляция эмоций ,1 18 ,188 * ,250* * ,22 3** ,029 ,0 51 ,003
когнитивная поглощен-ность ,011 ,010 ,193* ,23 3** ,156* ,005 ,085
компуль-сивное использование ,0 61 ,038 ,168* ,19 9* -,148 ,055 ,063
влияние на поведение ,0 07 ,104 ,104 ,05 8 -,137 ,104 ,119
* отмечены значимые связи (р<0,05)
** отмечены значимые связи (р<0,01)
Результаты исследования показали, что показатели шкал опросника «регуляция эмоций», «когнитивная поглощенность соцсетями» и «компульсивное использование»
179
положительно коррелируют с когнитивным аспектом образа будущего респондентов (оценкой экономических и политических рисков, «регуляция эмоций» с оценкой социально-политических рисков). Результаты по шкале «когнитивная поглощенность соцсетями» отрицательно связаны с оптимизмом по отношению к будущему. Результаты исследования не обнаружили связи между вовлеченностью респондентов в социальные сети и влияние на поведение.
Выводы.
Представление о будущем - это специфический тип установки, включающий когнитивный (представления о рисках коллективного и индивидуального будущего), аффективный (оптимизм-пессимизм в отношении будущего) и поведенческий аспекты (ответственное социальное поведение в ситуации неопределенности).
В результате пилотажного исследования был сформирован авторский опросник, включающий измерение всех аспектов образа будущего, проведена адаптация данного инструмента.
Результаты исследования влияния общения в социальных сетях на особенности представления о будущем подростков и молодежи показали, что существует положительная связь между уровнем вовлеченности респондентов в соцсети и когнитивным аспектом образа будущего (оценкой рисков ближайшего будущего) и отрицательная связь с эмоциональным аспектом представления о будущем.
Литература
1. Нестик Т. А., Задорин И. В. Отношение россиян к глобальным рискам: социально-демографические и психологические факторы восприятия угроз // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С. 4-28.
2. Сирота H.A., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных се-тей//Консультативная психология и психотерапия. Т. 26. 2018. № 3. С. 33-55.
3. Тучина О.Р. Социальная идентичность и представление о будущем (на материале исследования молодежи Кубани)//Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. Т. 9. 2020. № 2-1. С. 127-134.
4. DoornwaardS.M.,MorenoM.A.,vandenEijndenR.J.,VanwesenbeeckI.,Ter Bogt T.F. Young adolescents' sexual and romantic reference displays on Facebook //JournalofAdolescentHealth. 2014.Vol.55(4).Р. 535-541.
5. Kross E., Verduyn P., Demiralp E., Park J., Lee D.S., Lin N., Shablack H., Jonides J., Ybarra O. Facebook use predicts declines in subjective well-being in young adults // PLoS One. 2G13. Vol. 14 (8).
6. RyanT.,ReeceJ.,ChesterA.,XenosS. WhogetshookedonFacebook?An exploratorytypolo-gyofproblematicFacebookusers//Cyberpsychology:Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2G16. Vol. 1G (3). P. 1-25.
7. SaticiS.A.,UysalR.Well-beingandproblematicFacebookuse//Computersin Human Behavior. 2G15. Vol. 49. P. 185-19G.