Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2
Итак, главные заслуги Александра Митрофановича Лукьяненко: во-первых, свои обширные знания в области славянских языков он сумел передать студентам; во-вторых, талантливый лектор; в-третьих, никому ни в каких проектах не мешал, а, напротив, помогал.
Основные работы А.М. Лукьяненко
Новые данные для характеристики гуцульских говоров. Киев, 1904. (2), 15с.
Кайкавское наречие. Киев, 1905. XI. 320 с.
Очерки кайкавской и хорватской литературы. Киев, 1905.
Почаевский сборник Киевской духовной академии молдаво-болгарской редакции XVI века со стороны своего языка. СПб., 1905.
О языке Нестерова жития преподобного Феодосия Печерского по древнейшему из дошедших списков. Варшава, 1907. 79 с.
Основные методы и направления в области славянского языкознания в связи с историческим ходом науки языкознания вообще, индоевропейского в частности. Киев, 1909.
УДК 808.2:316
ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ И ЖИЗНЬ ЯЗЫКА (из истории кафедры русского языка и речевой коммуникации)
М.А. Кормилицына, О.Б. Сиротинина
Саратовский государственный университет, кафедра русского языка и речевой коммуникации E-mail: [email protected]
Статья освещает этапы развития кафедры русского языка и речевой коммуникации, для которой жизнь языка в общении людей стала основой преподавания русского языка, его исследования и просветительской деятельности кафедры. Даны результаты исследования, подготовки кадров, показано взаимодействие с другими коллективами страны.
Human Communication and Life of Language
M.A. Kormilitsina, O.B. Sirotinina
The article covers stages of development of the Department of Russian Language and Speech Communication. The life of language in human communication formed the basis for Russian language pedagogy, research of the Russian language and educational work of the department. The results of research and staff training, of cooperation with colleagues within Russia are presented.
Язык - важнейшее средство человеческого общения, без которого невозможны ни сама жизнь людей, ни развитие цивилизации. Язык - живой
Носовые гласные в болгарском языке. Киев, 1910.
Политическая и культурная деятельность братьев Зрин-ских и Франца Франкопана. Киев, 1911. 861 с.
Древний церковнославянский язык, его значение в цикле наук филологических и богословских. Киев, 1912.
Старославянский язык и его значение в цикле филологических наук. Киев, 1913.
Речь человека в современной науке языкознания. Симферополь, 1928. 121 с.
Русский язык как предмет преподавания в тюрко-та-тарских школах. Баку, 1930 (2-е изд. 1933).
Проблема происхождения речи человека в марксистско-ленинском понимании // Учен. зап. Сарат. пед. ин-та. 1938. Вып. 3. С. 3-27.
Архаизмы и их роль в языке А.С. Пушкина // Учен. зап. Сарат. пед. ин-та. 1938. Вып. 3.С. 29-59.
«Слово о полку Игореве» со стороны стиля и языка // Учен. зап. Сарат. ун-та. 1938. Вып. 3. С. 233-250.
Русский язык и Великая Отечественная война // Науч. конференция Сарат. ун-та. 1946. Секция Филологическая. 1947. С. 4-13.
Семантические и лексические процессы в русском языке эпохи Великой Отечественной войны // Учен. зап. Сарат. ун-та. 1948. Т. 20. С. 244-252.
организм, который не стоит на месте, а живет и развивается. Вместе с тем это своеобразный механизм, все части которого взаимосвязаны и взаимодействуют в единой системе. Отсюда возможны разные подходы к его изучению: его история, его системные связи и взаимодействия или то, как этим инструментом человек пользуется в жизни, в своей деятельности. Именно последний подход характерен для кафедры русского языка и речевой коммуникации СГУ.
В первый период существования кафедры (1917-1930) здесь работали крупные ученые (Н.Н. Дурново, Г.А. Ильинский, М. Фасмер), но каждый из них очень недолго. Постоянного коллектива не было, и значимых работ кафедра не оставила. Второй период начался в 1941 г., когда было открыто филологическое отделение историко-филологического факультета СГУ. Первым заведующим кафедрой стал всемирно известный славист, доктор филологических наук, профессор Александр Митрофанович Лукьяненко, который обеспечивал чтение всех лингвистических курсов; практические занятия вела тогда доцент, впоследствии доктор филологических наук, профессор Е.М. Г алкина-Федорук, эвакуированная из Моск-
© МА Кормилицына, О.Б. Сиротинина, 2006
M.A Кормилицына, О.Б. Сиротинина. Общение людей и жизнь языка
вы. В 1942 г. они уехали из Саратова в Казахстан, а на кафедре стали работать совместители из тогда самостоятельного педагогического института: доц. А.Ф. Ефремов (впоследствии доктор филологических наук, проф.), доц. Л.И. Баранникова (впоследствии доктор филологических наук, профессор, с 1963 г. заведующая кафедрой русского языка СГУ), доц. В.П. Воробьев. С 1943 г. на кафедру пришла доц. Л.А. Лавровская. В 1942 г. в Саратов был эвакуирован Ленинградский университет, ленинградские профессора стали читать лекции и в СГУ, но в основном литературоведы (Г.А. Гуковский, Г.А. Бялый, М.П. Алексеев и др.), а не лингвисты.
Первое время, до выделения в 1944 г. филологического факультета, была единая филологическая кафедра, которая объединяла и литературоведов, и лингвистов. После отъезда А.М. Лукьяненко возглавлял общую кафедру доктор филологических наук, проф. А.П. Скафтымов, перешедший из пединститута в СГУ. Вернувшийся в 1944 г.
А.М. Лукьяненко при разделении кафедры возглавил кафедру славяно-русского языкознания, на которой начали работать и первые выпускники 1945 г., ставшие аспирантами, - С.А. Бах и О.Б. Сиротинина. Они вели практические занятия, лекции читали А.М. Лукьяненко, Л.А. Лавровская и совместители из пединститута.
В дальнейшем состав кафедры, за редким исключением, формировался за счет ее выпускников (В.А. Богданова, И.П. Глотова, потом Э.М. Ножкина, Г.Г. Полищук и др.), а после разделения в 1973 г. на кафедре русского языка (с 2004 г. - русского языка и речевой коммуникации) работают только её выпускники. В русле общей научной школы изучения функционирования русского языка они смогли развить в разных направлениях свои научные интересы, свои подходы к исследованию материала. Сформировался коллектив единомышленников, в котором каждый имеет свое научное лицо. Это хорошо видно по темам защищенных членами кафедры докторских диссертаций:
- Сиротинина О.Б. Порядок слов в русском языке - 1966;
- Полищук Г.Г. Обязательные и факультативные определения в русском языке (их коммуникативная и конструктивная роль) - 1972;
- Кормилицына М.А. Семантически осложненное (полипропозитивное) простое предложение в устной речи - 1992;
- Седов К.Ф. Становление структуры устного дискурса как выражение эволюции языковой личности - 1999;
- Милехина Т.А. Российские предприниматели и их речь - 2006.
Первым заведующим кафедрой после ее разделения стала доктор филологических наук, проф. О.Б. Сиротинина, а с 1993 г. кафедрой заведует доктор филологических наук, проф. М.А. Кор-милицына.
Формирование научной школы изучения функционирования русского языка под руководством проф. О.Б. Сиротининой началось еще в рамках кафедры славяно-русского языкознания. Известность эта школа приобрела в 1960 г., когда О.Б. Сиротинина делала доклад на Международной научной конференции в г. Черновцы. В нем были представлены результаты коллективного исследования частотности частей речи, времен глагола и др. в разных функциональных стилях русского языка. В результате завязались тесные связи с другими коллективами, работающими в этом же направлении (Б.Н. Головин, В.И. Пере-бейнос, М.Н. Кожина и др.). С этого времени формируется все расширяющийся коллектив научной школы и выполняются большие коллективные исследования, темы которых всегда связаны с функционированием русского языка.
В 1961 г. в СГУ была проведена Всероссийская научная конференция по проблемам стилистики, еще более укрепившая межвузовские связи кафедры и послужившая началом многих совместных проектов с Институтом русского языка АН СССР: приглашение в совместную работу по научному проекту «Русский язык и советское общество»; в дальнейшем параллельная взаимодополняющая работа по изучению разговорной речи, культуры речи и т.д. С 1962 г. началось издание межвузовского тематического сборника «Вопросы стилистики», в котором публиковались статьи не только ученых Саратова, но и Астрахани, Горького, Москвы, Ленинграда, Перми и других городов СССР. Фактически это был журнал, широко известный и за пределами СССР (его тираж был 3000 экз.).
Основные результаты по проекту «Русский язык и советское общество» отражены не только в статьях по отдельным явлениям, но и в больших коллективных статьях (Некоторые жанрово-стилистические изменения советской публицистики // Развитие функциональных стилей современного русского языка / Институт русского языка АН СССР. М., 1968; Изменения в языке публицистики (на материале международных обзоров) // Вопросы стилистики. Саратов, 1969. Вып. 3; Изменения в языке научной прозы // Там же).
В 1969 г. на базе СГУ прошла первая Всесоюзная научная конференция по разговорной речи, в результате которой установились тесные контакты не только с Институтом русского языка АН СССР, но и с другими центрами изучения разговорной речи (Институт русского языка им.
А.С. Пушкина, УДН им. П. Лумумбы, Горьковский пединститут иностранных языков).
В конференции по разговорной речи участвовали ведущие «разговорники» из Ленинграда, Москвы и других городов СССР. С докладами выступали не только преподаватели кафедры, но и студенты. По результатам конференции был издан специальный сборник статей1, статья Л.И. Баранниковой была опубликована в журнале «Вопросы
Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2
языкознания», а Г.Г. Полищук и О.Б. Сиротини-ной - в сборнике АН СССР2.
С этого же года начинается участие членов коллектива в работе МАПРЯЛ. В разные годы и в разных странах на конгрессах МАПРЯЛ выступали с докладами О.Б. Сиротинина, Г.Г. Полищук, М.А. Кормилицына, Е.П.Захарова.
Члены кафедры (Г.Г. Полищук, О.Б. Сиротинина, М.А. Кормилицына, доцент Н.И. Кузнецова) неоднократно выезжали в другие города - читали курсы лекций современного русского языка, спецкурсы в Ивановском, Калмыцком и Якутском университетах, в первую очередь помогая вновь образованным университетам (Башкирский, Волгоградский, Самарский, Челябинский, КабардиноБалкарский). М.А. Кормилицына (тогда доцент), Е.П. Захарова, Э.А. Столярова несколько лет по заданию Министерства высшего образования СССР преподавали русский язык в Германии, Словакии, Польше, Финляндии.
Через аспирантуру и докторантуру кафедры прошли многие ведущие ученые Саратовского (когда-то самостоятельного вуза) пединститута СгУ (В.С. Юрченко, А.П. Романенко С.В. Андреева, доценты: О.В. Мякшева, К.М.Зайнетдинова, Н.В. Шевченко, З.С. Санджи-Горяева), Саратовского государственного технического университета (доц. С.А. Рисинзон), Саратовской государственной академии права (Е.А. Додыченко,
В.В. Девяткина), Саратовского государственного медицинского университета (проф. Т.В. Кочеткова, доц. Е.В. Наумова, кандидат филологических наук А.Ю. Беляева), вузов Петербурга (доктор филологических наук И.А. Иванчук), Волгограда (ныне профессора Т.Н. Колокольцева, Н.Л. Шам-не), Якутского университета (Н.Г. Мартыненко,
В.М. Тобурокова, В.В. Хлынова, А.В. Осина), Калмыцкого университета (К.К. Джушхинова, Е.В. Котяева, Г.М. Ярмаркина), филиала Омского университета в г. Тара (Т.Н. Казеко) и т.д.
Очень большое внимание на кафедре всегда уделялось и уделяется сейчас трем направлениям вузовской работы, но каждое из них тесно связано с использованием русского языка в реальной жизни.
Первое направление - постоянное совершенствование учебного процесса на основе новых достижений языкознания и включения студентов в научную разработку общекафедральных тем (спецсеминары, дипломные работы). Члены кафедры принимали активное участие в создании программ по вводимым в учебный процесс курсам (Общее языкознание, Основы стилистики и культуры речи, Русский язык и культура речи)3, обсуждавшихся на научных конференциях и научно-методическом совете Министерства высшего образования СССР, членом которого являлась О.Б. Сиротинина. Во всех курсах, читаемых членами кафедры, на практических занятиях, спецсеминарах особое внимание уделяется реальной русской речи.
Этим же отличаются учебники и учебные пособия, подготовленные кафедрой.
Второе направление - активная научная работа членов кафедры, ее аспирантов и студентов по разным аспектам функционирования русского языка, особенностей его структуры и коммуникативных норм, специфике его использования в разных ситуациях общения. Результаты научных исследований публикуются в тематических сборниках: «Вопросы стилистики» (28 выпусков), «Проблемы речевой коммуникации» (7 выпусков), «Известия Саратовского университета», в академических сборниках и других серьезных изданиях, в том числе и за рубежом, в монографиях (из них 4 коллективных), переизданных в 2003-2006 гг. в Москве, учебных пособиях (изданных и переизданных в Москве)4, обсуждались на международных конгрессах и конференциях. Только книг (не считая отдельных статей) кафедрой опубликовано более 40.
О признании научной значимости кафедры в стране и за рубежом говорят обзоры работ саратовской школы изучения функционирования русского языка в журналах «Вопросы языкознания» (1995. № 4 и 5), «Русский язык в научном освещении», сборнике «Словарь и культура русской речи» (РАН, 2001), рецензии, в том числе и в зарубежных журналах (Чехословакия, Польша, Италия, Германия, Украина, Румыния), специальные статьи о М.А. Кормилицыной, Г.Г. Полищук, Э.А. Столяровой и О.Б. Сиротининой в «Кто есть кто в современной русистике» (М.; Хельсинки, 1994), в Славянской энциклопедии» (М., 2005) -об О.Б. Сиротининой, присвоение ей почетного звания «Заслуженный деятель науки РФ» и награждение медалью А.С. Пушкина (МАПРЯЛ), финансовая поддержка с 2003 г. Минобрнауки общекафедральных тем, а до этого гранты Федеральной целевой программы «Русский язык» в 1997-2001 гг., совместная с Институтом языка РАН работа по гранту РГНФ (2001-2003), участие в работе МИОНа (публикация тематических сборников «Язык и власть» - 2001, «Власть и речь в средствах массовой информации» - 2005, проведение при финансовой поддержке МИОНа международного научного семинара «Власть и жизненный мир личности» - 2003).
Третье направление - широкое участие кафедры в работе по повышению культуры речи населения. В советские времена Г.Г. Полищук и О.Б. Сиротинина плодотворно работали в обществе «Знание». Г.Г. Полищук была членом Всесоюзного методического совета этого общества, выезжала в Рязань, Владивосток, Швецию, Мексику с докладами по лекторскому мастерству, она автор ряда соответствующих пособий5. О.Б. Сиротинина была членом Совета по русскому языку в РФ (1995-2003) и активно участвовала в его работе. Под ее руководством были созданы и изданы брошюры по культуре общения для деловых людей, государственных
M.A Кормилицына, О.Б. Сиротинина. Общение людей и жизнь языка
служащих, студентов, школьников6, по заданию Министерства разработаны программа и учебник по курсу «Русский язык и культура речи» для сту-дентов-нефилологов, который положен в основу преподавания этой дисциплины во многих вузах страны (издан в 2001 г. в Саратове, переиздан в 2002 и 2003 гг. в Москве).
В течение многих лет Г.Г. Полищук руководила работой студенческого кружка любителей русского слова, на еженедельных заседаниях которого обсуждались и актуальные вопросы культуры речи, устраивались праздники русского языка. Многие кружковцы впоследствии стали лингвистами, а Г.Г. Полищук вместе с лучшими кружковцами вышла на саратовское радио, где в еженедельной передаче «Служба русского языка» рассказывала о нормах культурной русской речи, отвечала на письма радиослушателей. После смерти Г.Г. Полищук в 1999 г. эту передачу, которая стала появляться реже, но зато в прямом эфире и не 10 минут, а более получаса, стала вести доцент Г.С. Куликова. Несмотря на неудобное время (13 часов) и нерегулярность, эта интерактивная передача очень популярна, и в каждой передаче звонков столько, что отвечать на все не хватает времени. Хотелось бы, чтобы передача стала хотя бы более регулярной.
О.Б. Сиротинина, М.А. Кормилицына, Г.С. Куликова, М.А. Ягубова неоднакратно выступали и выступают перед учителями, юристами, журналистами города по различным проблемам культуры русской речи и риторики.
Основные научные результаты школы:
- заложены основы изучения функционирования русского языка, внесен значительный вклад в научные представления о функционально-стилевой дифференциации языка и о функциональных стилях в системе их соотношений друг с другом7;
- изучены русская разговорная речь в ее соотношении с функциональными стилями литературного русского языка, соотношение функциональных стилей и форм речи;
- разработана теория типов речевой культуры литературного языка и критерии хорошей речи, исследовано соотношение типов речевой культуры и реального функционирования русского языка в СМИ, отдельных социально-профессиональных группах и семейном общении8;
- исследовано функционирование отдельных языковых явлений и речь в разных социальных группах9;
- подготовлены и изданы учебные пособия, имеющие широкое распространение, и серии популярных брошюр по культуре речи;
- создан значительный корпус магнитофонных записей разговорной речи, бытовых писем и результатов частичного мониторинга СМИ. Часть этих материалов уже передана в Институт русского языка РАН для пополнения Национального корпуса русского языка и уже размещена в нем.
Работа по подготовке и передаче этих материалов продолжается.
В настоящее время коллектив кафедры исследует не только соотношение типов речевой культуры и реального функционирования русского языка в СМИ, отдельных социально-профессиональных группах и семейном общении, но и те изменения, которые происходят в языке и речи, а также действие факторов, вызывающих эти изменения. Необходимость проведения такого исследования обусловлена тревогой общества за состояние и судьбы русского языка. Работа проводится по следующим направлениям:
• изучение реального функционирования русского языка в официальной и неофициальной сферах общения, в речи представителей разных социально-профессиональных групп (административно-политической элиты, судебной власти, предпринимателей, молодежи и др.) и в средствах массовой информации;
• сопоставление мониторинга речи в СМИ конца ХХ и начала XXI в., поскольку именно речь в СМИ в значительной мере определяет речевую культуру общества;
• выявление новых тенденций в использовании языковых средств (порядок слов, образование наречий, средства адресации и т. д.);
• определение внутренних и внеязыковых факторов, вызывающих изменения в функционировании литературного русского языка.
В 2006 г. в составе кафедры работают 3 доктора филологических наук (М.А. Кормилицына, О.Б. Сиротинина, К.Ф. Седов), защитила докторскую диссертацию Т.А. Милехина, доценты (Е.П. Захарова, Г.С. Куликова, Н.И. Кузнецова, Э.М. Ножкина, Э.А. Столярова, М.А. Ягубова), кандидаты филологических наук (Е.В. Уздинская,
А.Н. Байкулова, О.Н. Хорешко), преподающие не только на факультете филологии и журналистики, но и на других факультетах СГУ. При кафедре есть докторант, аспиранты и соискатели, в том числе из других вузов и даже городов. На заседаниях лингвистического семинара Института русского языка, литературы и журналистики, который в 1996 г. создан при факультете (его директор - О.Б. Си-ротинина), проходят обсуждения актуальных проблем и еще не завершенных исследований докторантов.
Вся работа кафедры со дня ее выделения связана с изучением реального функционирования русского языка, обучением нормам его употребления не только студентов и журналистов, но и всего населения. Именно жизнь языка и факторы, влияющие на нее, - своеобразная визитная карточка кафедры.
Примечания
1 Русская разговорная речь. Саратов, 1970. 251 с.
2 Полищук Г.Г., Сиротинина О.Б. Разговорная речь и
Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2
художественный стиль // Лингвистика и поэтика / Институт русского языка АН СССР. М., 1979. С.188—199.
3 См.: Баранникова Л.И., Сиротинина О.Б. Проект программы по общему языкознанию // Вопросы методологии и методики лингвистических исследований. Уфа, 1966. С. 259-264; Сиротинина О.Б. Программа курса «Основы стилистики и культуры речи» //Культура речевого общения. Комплекс программ для студентов и учащихся. Саратов. 1993. С. 3-14; Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Программа курса «Русский язык и культура речи» (для нефилологов) - Федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта вузов // Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов. Саратов, 2001; М. 2002, 2003.
4 См., напр.: Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1974. 144 с.; Она же. Лекции по синтаксису русского языка. М., 1980; М.: УРСС, 2003 и 2006 (доп); Елина Е.Г., Полищук Г.Г. Учусь правильно произносить слова. Орфоэпический словарик: Пособие для учащихся начальной школы. М., 2002. 144 с.
5 См.: Полищук Г.Г. Приемы научно-популярного изложения. М., 1977. 36 с.; ЕлинаЕ.Г., Полищук Г.Г. Говорит писатель. М., 1987. 44 с., а также ряд статей Г.Г. Полищук в методических сборниках общества «Знание».
6 Русский язык и культура общения для деловых людей. Саратов, 1997. 68 с.; Русский язык и культура общения
для государственных служащих. Научно-популярное издание для врачей, юристов, учителей, работников администрации. Саратов, 1998. 85 с.; Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура общения для нефилологов: Учеб. пособие. Сара-тов,1998. 120 с.
7 Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. Лексика. Саратов, 1983. 253 с.; М., 2003; Разговорная речь в системе функциональных стилей. Грамматика. Саратов, 1992. 311 с.; М., 2003; Функциональные стили и формы речи. Саратов, 1993. 169 с.; Хорошая речь. Саратов, 2001. 320 с.
8 См. учебник «Русский язык и культура речи», статьи в сборниках «Проблемы речевой коммуникации», монографию «Хорошая речь», а также: Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня / Институт русского языка РАН, 1995. № 4. С. 3-10; Она же. Стилистика в свете типов речевой культуры // $1у1ІБІука - XIV - Ороіе (Польша), 2005. С. 209-218.
9 См.: Сиротинина О.Б. Порядок слов в русском языке. Саратов, 1965. 172 с.; М., 2003, 2005 и 2006; Кормилицына М.А. Семантически осложненное (полипропози-тивное) простое предложение. Саратов, 1988. 151 с.; М., 2003. 152 с.; Милехина Т.А. Российские предприниматели и их речь (образ, концепты, типы речевых культур). Саратов, 2006. 312 с.
УДК 800.1 (470.44-25)(09)
ТЕОРИЯ, ИСТОРИЯ ЯЗЫКА И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
В.Е. Гольдин, О.Ю. Крючкова
Саратовский государственный университет,
кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики
E-mail: [email protected]
В предлагаемой статье дается краткий обзор истории и научной деятельности кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики.
Theory, History of the Language and Applied Linguistics in the College of Philology and Journalism: The Past and the Present V.E. Goldin, O.Yu. Kryuchkova
The article gives a brief outline of the history and research of the Department of language theory and history and of applied linguistics.
История кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики ведет свое начало с 1917 г. - времени создания историко-филологического факультета, в составе которого была образована кафедра русского языка и литературы.
В первый период существования кафедры (до 1931 г.) в разные годы на ней работали известные слависты, специалисты в области сравнительно-исторического языкознания, классической филологии В.М. Жирмунский, Н.Н. Дурново, Г.А. Ильинский, М.Р. Фасмер.
С 1931 г. лингвистическое образование в Саратове было сосредоточено на филологическом факультете педагогического института, а с 1941 г. в университете было возобновлено филологическое отделение. Кафедру русского языка возглавил известный славист А.М. Лукьяненко, воспитавший плеяду замечательных ученых-лингвистов, среди которых - крупные специалисты в области общего и русского языкознания, основатели саратовской лингвистической школы профессора Л.И. Баранникова и О.Б. Сиротинина. До 1973 г. на кафедре русского языка - единственной в течение долгого времени лингвистической кафедре филологического факультета - было сосредоточено исследование и преподавание современного русского языка, общей теории языка, его истории,
© В.Е. Гольдин, О.Ю. Крючкова, 2006