Научная статья на тему 'Общение как важное условие исправительного воздействия на осужденных'

Общение как важное условие исправительного воздействия на осужденных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
518
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / СОТРУДНИК ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Демидочкина Мария Юрьевна, Анфиногенов Василий Анатольевич

В статье рассматривается умение сотрудников исправительных учреждений общаться с осужденными, поскольку от этого умения во многом зависит эффективность педагогического процесса. Автором отмечается, что в процессе общения осужденного может возникнуть жизненная ситуация, которая способна вызвать серьезные изменения в его взглядах, поведении, отношении к наказанию, способе мышления, интресах, потребностях и ценностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Демидочкина Мария Юрьевна, Анфиногенов Василий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общение как важное условие исправительного воздействия на осужденных»

УДК 343.8

Демидочкина Мария Юрьевна

старший научный сотрудник НИЦ-1, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения demidochkina-marija@rambler.ru

Анфиногенов Василий Анатольевич

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России 01vaang@mail.ru

Maria Yu. Demidochkina

Research Associate of SIC-1, Research Institute

of the Federal Penitentiary Service of Russia, demidochkina-marija@rambler.ru

Vasily A. Anfinogenov

Candidate of Law Sciences, Senior Research Associate of NITs-2, FKU Scientific Research Institute 01vaang@mail.ru

Общение

как важное условие исправительного воздействия на осужденных

Communication

as an important condition of correctional impact on considered

Аннотация. В статье рассматривается умение сотрудников исправительных учреждений общаться с осужденными, поскольку от этого умения во многом зависит эффективность педагогического процесса. Автором отмечается, что в процессе общения осужденного может возникнуть жизненная ситуация, которая способна вызвать серьезные изменения в его взглядах, поведении, отношении к наказанию, способе мышления, интресах, потребностях и ценностях.

Ключевые слова: общение, осужденный, сотрудник исправительной колонии, педагогическая подготовка.

Annotation. In article discusses the ability of correctional officers to communicate with convicts, since the effectiveness of the pedagogical process largely depends on this ability. The author notes that in the process of communication of the convicted person, a life situation may arise that can cause serious changes in his attitudes, behavior, attitude to punishment, way of thinking, interests, needs and values.

Keywords: communication, convict, correctional colony employee, pedagogical training.

Исторический опыт и повседневная практика с наглядной убедительностью свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми неизбежно приводят к утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и, в конечном итоге, является его насущной потребностью.

Одной из функций общения выступает достижение взаимопонимания. «Без соответствующего развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранение, наука, искусство, политика и др. [1, с. 7]. Отсюда, жизненно необходимой является задача систематизации и накопления достоверных знаний по вопросам общения, прогнозирования потребностей людей при сохранении и закреплении традиционных и позитивных форм социальной ком-

муникации, ибо в современных условиях исследователей все более интересуют механизмы практической реализации потребности людей в общении в различных сферах их жизнедеятельности .

Применительно к осужденным, особенно содержащимся в условиях изоляции, проблема общения особенно актуальна. Анализ практики показывает, что у такой категории лиц наблюдается отчуждение, отдаление от сотрудников исправительного учреждения. При таком положении дел затрудняется их исправление, ресоциализация, а о педагогике сотрудничества вообще не может быть и речи. Решение такой проблемы заключается в умении сотрудников администрации исправительной колонии, особенно начальников отрядов, психологов, социальных работников, общаться с осужденными, поскольку от этого умения во многом зависит эффективность педагогического процесса. Безусловно, необходимо знать, с чего начинается общение, что служит

его источником, каково значание общения для отдельного осужденного, группы осужденных в целом.

Виды общения весьма различны: от доверительных до процессов массовой коммуникации, вовлекающих в свою орбиту большое количество осужденных. Особенно острым является вопрос о повседневном, диалогическом общении начальников отрядов с осужденными.

Известно, что формами общения являются: непосредственный контакт «лицом к лицу»; разнообразие слов и способов их выражения; живая речь; многообразие жестов; мимика; выразительность взгляда и молчаливый диалог. Сотрудникам отделов воспитательной работы с осужденными необходимо ориентироваться на то, что подсказывает «внутренний голос». Как отмечал известный психолог Л.С. Выготский, человек и наедине с собой сохраняет функции общения. Происходит постоянное взаимодействие внешнего и внутреннего общения.

Бесспорно, в процессе общения осужденного может возникнуть жизненная ситуация, которая способна вызвать серьезные изменения в его взглядах, поведении, отношении к наказанию, способе мышления, интресах, потребностях и ценностях. Причиной, зачастую, может стать желание сотрудника исправительного учреждения изменить способ мышления осужденного в сторону правопослушного поведения.

Вместе с тем, если сотрудник администрации выработал к конкретному осужденному «персональный» стиль общения на основе «стереотипа давления», то, как правило, в большинстве случаев достигается не желаемый результат, а, наоборот, диаметрально противоположный. Осужденный теряет веру в собственные силы, подавляет в себе малейшие проявления творчества и инициативы, у него появляется чувство собственной неполноценности. Как следствие этого, он становится замкнутым, в отдельных случаях проявлят агрессию по отношению, как к себе подобным, так и к сотрудникам уголовно-исполнительной системы и иных правоохранительных органов. Более того, отсюда берут начало прогрессирующие в настоящее время тенденции отчуждения осужденных от сотрудников администрации исправительного учреждения, зачастую перерастающие в конфликтные ситуации.

Закономерно возникает вопрос, как же преодолеть барьер отчуждения? На наш взгляд, если сотрудник хочет воздействовать на осужденного с целью его исправления, изменения его поведения в лучшую сторону, одобряемую обществом, а именно, предъявляет ему определенные, причем, законные требования, то, бесспорно, начинать это воздействие, необходимо не с выбора тех или иных способов, а с изменения самого себя. Иными словами, ведущим в данном случае будет педагогический принцип в воздействии личным примером.

В свою очередь, это значит, что сотрудник исправительной колонии должен быть хорошо под-

готовлен, обладать умением убеждать, вести диалог, ибо, он и педагог, и психолог, умеющий встать на позиции другого человека. В этой связи, не случайно, осужденные, оценивая качества сотрудника, в качестве основных называют умение понимать их и объективно к ним относиться, ибо отношение порождает отношение.

В пенитенциарной педагогике собственная активность, активность личности осужденного, выдвигается на первый план, а сотрудник администрации оказывает помощь в организации деятельности по совершенствованию личности. Только на основе активно преобразующей деятельности самой личности происходит ее развитие.

По нашему мнению, знание вышеизложенного имеет весьма важное значение для формирования у сотрудников исправительных учреждений, особенно отделов воспитательной работы с осужденными, умения общаться с преступниками, отбывающими наказание в виде лишения свободы, совершенствования своего педагогического мастерства и способов исправительного воздействия, оказываемого на осужденных в практической деятельности.

Более того, в процессе привлечения осужденных к труду следует разрабатывать и внедрять в производственную деятельность исправительных учреждений комплекс разнообразных мер по стимулированию их трудовой активности (например, создание ситуации соревнования посредством разработки рейтинговых показателей, поощрению осужденных за достигнутые результаты в труде и т.п.). В условиях здорового состязательного процесса у осужденных будет развиваться трудолюбие, заинтересованность в результатах своей трудовой деятельности, они не утратят навыков самообеспечения, социально не деградируют.

Вместе с тем, при реализации на практике возникает ряд трудностей различного характера. Например, за долгие годы сложился стереотип, что «отбывшего наказание в колонии» человека с трудом можно назвать человеком, особенно если он совершил и был осужден за преступление наиболее порицаемое в обществе либо вызвавшее большой общественный резонанс (изнасилование несовершеннолетней ил иные действия сексуального характера в отношении детей, убийство при отягчающих обстоятельствах и т.п.). Такое мнение бытует и сотрудников мест заключения. Иными словами, к осужденным, бывшим осужденным особое отношение (как к людям второго сорта, отбросам общества) было и есть. Все это, зачастую, мешает им войти в нормальную жизнь, встать в нормальную колею. Очень часто они испытывают трудности, связанные с трудоустройством на работу, особенно высокооплачиваемую.

В этой связи, небезынтересным выглядит тот факт, что, к сожалению, не только бывшие осужденные, но и сотрудники учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, оказались изгоями в обществе, ибо, как ни

парадоксально звучит, но престижность службы в уголовно-исполнительной системе России, а особенно в исправительных колониях, в настоящее время является весьма низкой.

Особую сложность для процесса исправления осужденных представляет активность и агрессивность преступников. Так, по данным ФСИН России, количество случаев применения насилия в отношении сотрудников в связи с осуществлением ими служебной деятельности имеет некоторую тенденцию к снижению, однако, по-прежнему остается на достаточно высоком уровне. В 2016 году зарегистрировано 194 факта насилия в отношении сотрудников (2015 год -188, рост на 3,2 %) [2]. В течение 2017 года зарегистрировано 174 факта насилия в отношении сотрудников (2016 год - 194, снижение на 10,3 %) [3]. Создавшиеся условия чрезмерно затрудняют

Литература:

1. Ночевник М.Н. Человеческое общение. М. : Политиздат, 1988. 126 с.

2. О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за осужденными в исправительных учреждениях в 2016 году: обзорное письмо ФСИН России от 26 февраля 2018 г. № исх-03-12891.

3. О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в исправительных учреждениях и следственных изоляторах в 2017 году: обзорное письмо ФСИН России от 01 марта 2017 г. № исх-03-12351.

общение с лицами, отбывающими наказание в условиях изоляции от общества, и, как следствие, достижение одной из целей уголовного наказания - исправления осужденных.

Исходя из изложенного, как вывод, необходимо отметить, что систему нужно менять. Вместе с тем, начинать этот процесс, как нам представляется, нужно с подбора, обучения и расстановки кадров, которые во многом сейчас не отвечают современным предъявляемым требованиям как по профессиональным, так и моральным нормам.

Таким образом, в целях совершенствования процесса исправительного воздействия на преступников особенно значимыми среди других становятся проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов.

Literature:

1. Nochevnik M.N. Human communication. M. : Politizdat, 1988. 126 p.

2. About shortcomings of the organization of the mode and ensuring supervision of convicts of correctional facilities in 2016: survey letter of FSIN of Russia of February 26, 2018 № iskh-03-12891.

3. About shortcomings of the organization of the mode and ensuring supervision of suspects, defendants and convicts of correctional facilities and pre-trial detention centers in 2017: survey letter of FSIN of Russia of March 01, 2017 № iskh-03-12351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.