Научная статья на тему 'Общенациональные идеологии в независимых государствах Центральной Азии и Южного Кавказа: феномен, специфика, перспективы'

Общенациональные идеологии в независимых государствах Центральной Азии и Южного Кавказа: феномен, специфика, перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2099
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / "НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ" / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕОЛОГИИ / НАЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эргашев Баходыр

Чтобы понять политические процессы в независимых республиках Центральной Евразии, необходим, в частности, и скрупулезный анализ зарождения, функционирования и развития такого феномена, как общенациональные идеологии. Ни одна успешная реформа, модернизация или демократизация периода формирования и развития наций не осуществлялась и не могла осуществиться без комплекса значимых целей и ключевых идей, доступных для большинства населения, и сплачивающих его; государства, имевшие общенациональную идеологию, практически всегда были по всем параметрам успешнее стран, отказавшихся от идеологической политики. Ниже предлагается краткий анализ истории, состояния и перспектив современных национально-идеологических комплексов в 8 независимых республиках Центральной Азии и Южного Кавказа (в т.ч. и в Грузии) в их сравнении с аналогичными процессами в других странах СНГ: России, Беларуси и Украине. Учитывая фундаментальную роль государства и слабость гражданского общества практически во всех странах СНГ, основное внимание уделено официальным позициям, ибо в отражающих их документах, а не в декларациях альтернативных платформ системной и внесистемной оппозиции, сосредоточены пока представляющие наибольший интерес результаты работ исследователей и экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общенациональные идеологии в независимых государствах Центральной Азии и Южного Кавказа: феномен, специфика, перспективы»

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕОЛОГИИ

В НЕЗАВИСИМЫХ государствах

ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ЮЖНОГО КАВКАЗА: ФЕНОМЕН, СПЕЦИФИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ

Баходыр ЭРГАШЕВ

доктор философских наук, профессор, независимый исследователь (Ташкент, Узбекистан)

Введение

Чтобы понять политические процессы в независимых республиках Центральной Евразии, необходим, в частности, и скрупулезный анализ зарождения, функционирования и развития такого феномена, как общенациональные идеологии. Ни одна успешная реформа, модернизация или демократизация периода формирования и развития наций не осуществлялась и не могла осуществиться без комплекса значимых целей и ключевых идей, доступных для большинства населения, и сплачивающих его; государства, имевшие общенациональную идеологию, практически всегда были по всем параметрам успешнее стран, отказавшихся от идеологической политики.

Ниже предлагается краткий анализ истории, состояния и перспектив современных национально-идеологических комплексов в 8 независимых республиках Центральной Азии и Южного Кавказа (в т.ч. и в Г рузии) в их сравнении с аналогичными процессами в других странах СНГ: России, Беларуси и Украине1.

1 Данная публикация в силу неоднозначности произошедших недавно смен политических режимов в Украине и Кыргызстане касается тем функционирования общенациональных идеологий в этих двух странах только в контексте прогнозов «смены форматов». Кроме того, за рамками исследования остались аналогичные проблемы в Молдове. Причина этого — неясность тенденций общественно-политической ситуации в стране, усугубляющаяся наличием обособленной территории. И, наконец, мы сочли не совсем корректными добавлять какие-либо

Учитывая фундаментальную роль госу-дарства2 и слабость гражданского общества практически во всех странах СНГ, основное внимание уделено официальным позициям, ибо в отражающих их документах, а не в декларациях альтернативных платформ3

крупные штрихи к анализу идеологии национальной независимости в своей собственной стране — Узбекистане, на который нам трудно смотреть так же объективно и отстраненно, как на зарубежные государства.

2 Добавим, что в наших заметках лишь вскользь рассматриваются такие сложные вопросы, как соотношение национальной идеи и государственной идеологии, «всеобщая идеология СНГ», позитивный национализм и ряд других — они, понятно, являются предметом самостоятельных исследований.

3 Такую платформу предлагает, в частности,

известный писатель и философ Михаил Веллер в ставшем очень популярном эссе «Национальная

системной и внесистемной оппозиции, сосредоточены пока представляющие наибольший интерес результаты работ исследователей и экспертов.

идея» (2005) (см.: [www.weller.ru]). М. Веллер подчеркивает, в частности, что «национальная идея не изобретается, не конструируется, не формулируется из ничего и не внедряется в головы ниоткуда полит-технологами. Национальная идея возникает как стихия, национальная идея — это общая установка страны» (см.: Веб-сайт радиостанции «Эхо Москвы», 9 октября 2005 года [www.echo.msk.ru]), «национальную идею придумать нельзя; это должна быть стихия, это — задача, спроецированная на психологию народа» (см.: Комсомольская правда, 12 октября 2005). Известный русский писатель А. Солженицын писал: национальная идея никогда не должна быть искусственно сочинена в верхах власти или внедрена насильственно (см.: «Написано кровью». Интервью Александра Солженицына // Известия,

24 июля 2007).

1. Эволюция, периодизация или экспансия?

Об интерпретациях зарождения национальных идей

Очевидно, наиболее емко начальная точка возникновения собственной национальной идеи изложена в позиции руководства Таджикистана. Официальный Душанбе признает изначальность такой идеи (она, считают в РТ, родилась вместе с нацией, а точнее, вместе с языком, и, похоже, безотносительно к формированию общенационального рынка и наступлению индустриальной эпохи — этим фактически главным предпосылкам появления нации). Президент Э. Рахмон добавляет, что национальная идея достигла небывалых высот в эпоху династии Саманидов, где у нее были «политический» (сам И. Самани) и «духовный» (А. Рудаки) фундаменты. «Оттачивали и укрепляли» таджикскую национальную идею Авиценна, Бируни и многие другие деятели мусульманского Ренессанса. Деятелям поздней, советской эпохи (С. Айни, А. Лахути, Б. Гафуров, ряд других) отводится роль «смелых ученых и литераторов», сумевших «сохранить свою национальную идею, до определенной степени развить и укрепить ее». Точками же отсчета в новейшей истории Таджикистана и, следовательно, крайним этапом развития национальной идеи объявлены принятие государственного языка (1989 г.), XVI сессия (двенадцатого созыва) Верховного Совета РТ (1992 г.)4.

В подобной логике таджикского руководства, при всей ее конъюнктурности, пу-танности поисков «начала» исторической судьбы народа, его генетических истоков, есть, очевидно, одно, признаваемое всеми оппонентами, бесспорное преимущество — максимальное укрепление связи между поколениями, попытки связать воедино противоречи-

4 См.: Рахмон Э. Выступление на праздновании 11-й годовщины Дня единства, 27 июня 2008 года [www.president.tj].

вые периоды собственной истории, не касаясь спорных вопросов, и общая деидеологизация истории. (О необходимости именно такого подхода говорит сегодня и президент Армении С. Саргсян5.)

Связь понятия национальной идеи с установлением мощного государства отчетливо прослеживается также в официальных позициях руководства Узбекистана, Туркменистана, Беларуси. (Напомним, что и в современном международном праве слово «нация», «nation», стало синонимом «государства»; хотя вряд ли кто-либо из уважающих себя экспертов, особенно историков, отважится выдавать этническую идентичность за национальное государство.)

Для идеологических процессов, происходящих в Узбекистане, немалое значение, как известно, имеют интерпретации личности и деятельности государственного деятеля и полководца Амира Тимура, построившего «великое и мощное государство в Туркестанском крае»6. Как «технически выверенную» можно квалифицировать нынешнюю позицию официального Ашхабада: государство здесь обозначено как «механизм реализации национальной идеи»7. Для официального Минска национальная идея должна основываться на осознании народом своей государственности и первичности национальных интересов8. Кстати, об осознании национальных интересов говорит и Э. Рахмон9.

Во всех подобных случаях в столицах республик забывают, что термин «национальные интересы» правомерно использовать лишь в том случае, когда они сформулированы государством-нацией. При всем этом руководители большинства стран СНГ исходят, очевидно, из роли государства как главного реформатора (во многих из этих стран, однако, законодательно закреплено, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной).

Очевидным диссонансом многочисленным утверждениям о синхронном возникновении национального государства и национальной идеи звучит вполне логичное заявление президента И. Алиева: «Веками азербайджанский народ жил в составе других стран, империй, а в некоторые периоды — как колония, но он сумел сохранить свою национальную самобытность, национальный дух, родной язык; национальное государство было построено на этой прочной основе»10.

В целом современная историография республик ЦА и Южного Кавказа — и это многократно подчеркивалось многими исследователями — даже при декларируемом неприятии советского прошлого все еще находится в плену ставшего классическим в советской литературе сталинского определения нации с ее пятью признаками: общий язык, территория, экономическая жизнь, психический склад, общность культуры. На наш взгляд, современное экспертное сообщество в регионе, воспитанное в массе своей на научном коммунизме, пока просто не может предложить ничего отличного от ключевого постленинс-кого определения нации.

5 См.: Саргсян С. Выступление перед представителями американской армянской диаспоры, 24 сентября 2008 года [www.president.am].

6 Каримов И.А. Выступление на торжественном собрании, посвященном 2200-летию года Ташкента, 1 сентября 2009 года // Веб-сайт пресс-службы Президента Республики Узбекистан [www.press-service.uz].

7 Бердымухаммедов Г. Экономическая стратегия Туркменистана — опираясь на народ, во имя народа, 9 мая 2010 года // Веб-сайт «Туркменистан: золотой век» [www.turkmenistan.gov.tm].

8 См.: Лукашенко А.Г. Доклад на третьем Всебелорусском народном собрании, 2 марта 2006 года [www.president.gov.by].

9 См.: Рахмон Э. Выступление перед преподавателями и студентами по случаю 15-летия Государственного университета права, бизнеса и политики Таджикистана. Худжанд, 9 сентября 2008 года [ййй. president.tj].

10 Алиев И. Речь на церемонии по случаю 87-й годовщины со дня рождения общенационального лидера Гейдара Алиева и 6-летия начала деятельности Фонда Гейдара Алиева, 10 мая 2010 года [ййй. president.az].

Как подтверждает история, все попытки объявлять

1) то или иное донациональное (в т.ч. раннесредневековое) государство национальным,

2) ту или нацию, народность — особой,

3) ту или иную религию, конфессию — превалирующей,

4) тот или иной язык — особым языком религиозного поклонения

неизбежно обречены.

Ведь нельзя забывать, что практически все империи складывались огнем и мечом, скрепляя территории и народы, захватывая и насильно включая их в себя.

Применительно к национальной идее бесперспективно заниматься

1) поисками арийских корней,

2) опираться на якобы «моноэтнический» характер той или иной средневековой империи,

3) пытаться на замечать, что «национальной идеей» этих империй является захват чужих земель,

4) декларировать «национальную» сущность религиозного течения, ответвления (мазхаба),

5) применять «избирательность» в историческом анализе (подвиги и достижения людей собственной национальности идут в «копилку», а преступления нет),

6) доказывать богоизбранность своей нации и т.п.

Очевидно, быстрее и глубже всего на пространстве СНГ опасность таких попыток осознало руководство Казахстана, где в процессе разработки общенациональной идеи изначально сталкивались с многонациональностью и многоконфессиональностью населения. В этой связи президент Н. Назарбаев, к примеру, уже с первых дней независимости призывал решать проблемы казахского языка, народа, традиций, «не обижая другие народности»11. Близкий подход при фактически противоположных условиях (моно-этничности) мы наблюдаем в Грузии: президент М. Саакашвили, признающий необходимость национальной идеологии, призывает подходить к строительству страны не с этнической точки зрения, но с точки зрения укрепления государственности12.

Еще один, и на первый взгляд весьма далекий от соотношения национальной идеи с государством вопрос, — проблема противодействия коррупции. Понятно, что коррумпированное государство в корне противоречит национальной идее, и если такое государство без стеснения призывает население сплотиться вокруг ключевых идей, предполагающих весьма отдаленные цели, — то ничего, кроме предпосылок для революции, оно таким образом не создаст. Последний пример тому — недавние события в Тунисе и Египте.

2. Слоган, явление или система ценностей?

О сути и содержании общенациональных идей

В рассматриваемых регионах суть общенациональных идей успешно выражают в лаконичных, легко запоминающихся фразах, так называемые слоганах. Упрощенные

11 Назарбаев Н. Прямой эфир с участием Президента Республики Казахстан // Официальный веб-сайт Президента Республики Казахстан [www.akorda.kz].

12 См.: Saakashvili M. Speech at the Meeting with Members of Supreme Council of Abkhazia [www.president. gov.ge]; Он же. The President of Georgia Congratulated the Georgian Population with New Year [www.president.gov.ge].

идеи воспринимаются всегда легче, чем сложная система научных доказательств; кроме того, развитая идеология выдвигает, как правило, достаточно привлекательные идеи. В качестве примера слоганов можно привести культивировавшийся в первой половине 1990-х годов и впоследствии ушедший по понятным причинам в небытие общерегиональный лозунг «Туркестан — наш общий дом», а также современные страновые лозунги: «Государство для человека», «Государство для народа» в Туркменистане, «Узбекистан — государство с великим будущим», «Прогресс Родины! Мир в Отечестве! Благополучие народа!» в Узбекистане, «Наш дом — мир, наш очаг — Армения», «За сильную и процветающую Беларусь!» и т.п. В таких формулах нет ничего зазорного: они квинтэссенция, концентрированное выражение экономических, политических, социальных, духовных целей.

Однако современные официальные слоганы в рассматриваемых регионах, несмотря на свою воодушевляющую силу, грешат серьезными недостатками:

1) они не создают необходимой установки на противодействие негативным тенденциям в государственном и общественном строительстве13, иногда попросту игнорируя их;

2) они лишь констатируют что-то и практически не призывают к действию;

3) они чересчур патетичны;

4) они подчеркнуто автономны, не учитывают «сожительства» со слоганами соседей;

5) им свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину и т.п.

Тут мы не можем не отметить, что превращение — с 2009 года — строительства Ро-гунской ГЭС в «высшую национальную идею», «важнейший фактор единения таджикского народа»14 фактически в новый официальный таджикский слоган является не чем иным, как фактором, провоцирующим негодование соседей в низовьях рек.

Несколько слов о важной роли философии: в рассматриваемых идеологических вопросах прочтение понятия «национальная идея» варьируется от этнического до трансцендентного; диапазон определений простирается от механизма государственного управления до некоего мессианства.

Среди социальных процессов, ставших решающими в Азербайджане в период руководства Г. Алиева (1993—2003), его преемник называет становление сильного государства, создание устойчивой экономики, укрепление сплоченности народа вокруг национальной идеи, формирование философии и идеологии азербайджанства, построение современного государства на основе национально-духовных ценностей15. В Туркменистане выдвигаемая его лидером так называемая «новая идеология» (о ней см. ниже) основывается, в свою очередь, на «новой философии бытия (курсив наш. — Б.Э.)»16. Общечеловечес-

13 Среди таких тенденций президент РФ Д. Медведев называет скованность творческой энергии, патерналистские настроения, излишнее упование на государство, безынициативность, дефицит новых идей, низкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений, что, понятно, в полной мере относится и к другим странам, существовавшим в рамках СССР (см.: Медведев Д.А. Россия, вперед! 10 сентября 2009 года // Веб-сайт президента РФ [www.kremlin.ru]).

14 Шарифзода А., Сироджов 3. Эмомали Рахмон и Год памяти Великого имама, 26 января 2010 года [www.president.tj].

15 См.: Алиев И. Речь на церемонии по случаю 87-й годовщины со дня рождения общенационального лидера Гейдара Алиева и 6-летия начала деятельности Фонда Гейдара Алиева, 10 мая 2010 года president.az].

16 Президент Туркмении призвал ученых страны работать над государственной идеологией «Нового Возрождения», 15 сентября 2010 года // Веб-сайт ИА «ИТАР-ТАСС» [www.itar-tass.com].

кие ценности, на которых базируется туркменская «новая идеология», — миролюбие, гуманизм и социальная справедливость17. О чем говорят приведенные примеры? В основном — о щепетильности отношения, детальности подходов к разработке национальной идеи, попытках ее методологического обоснования.

Другой вопрос, насколько полно в столицах республик ЦА и Южного Кавказа понимают соотнесение такой философии с

1) мировоззрением,

2) образом жизни,

3) наукой (в т.ч. современной),

4) религией,

5) искусством?

Использование философии в качестве подручного средства без знания и применения ее новейших достижений всегда оборачивалось хаосом или, напротив, догматизмом в идеологии. Следует помнить также, что общенациональные идеологии, даже опирающиеся на философию, никак не могут быть сугубо научными (хотя обильно включают в себя научные знания): наука, как известно, объективна, беспристрастна, а любая идеология всегда субъективна.

Существует тема, явно обделенная вниманием со стороны разработчиков общенациональных идей во всех рассматриваемых 11 республиках СНГ, — вопрос о соотношении национально-идеологических комплексов с принципами социальной справедливости (справедливость, напомним, составляет суть центральноазиатской мусульманской философии лучшего, средневекового периода ее развития; кроме того, социальная справедливость является во многих странах конституционным принципом). Почему эта тема приобретает такую важность? Дело в том, что «шоковая терапия», бездумная приватизация, социальное расслоение, появление олигархов и другие социальные недуги 1990-х годов сформировали у большой части населения комплекс обостренного отношения к воровству, сильный про-тестный потенциал и, как итог, тяготение к деструктивным формам решения социальных проблем, ксенофобию, национальную замкнутость18. Думается, именно в силу этих причин в национально-идеологических комплексах должны были найти (и пока не находят) большее отражение вопросы консолидации общества, борьбы с нищетой, социальной изоляцией и безработицей, соблюдения человеческого достоинства, заботы о «маленьком человеке», объединения усилий на благо самых малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.

В рамках философской стороны общенациональной идеи достаточно сложно выглядит проблема взаимоотношения с либерализмом, либеральной идеологией, процессами либерализации. Для либералов национальная идея — это просто способ мобилизации нации для осуществления того или иного общественного проекта. Кроме того, если для либерализма права человека выше прав государства, для общенациональной идеи — права нации выше прав личности. То есть, желаем мы того или нет, безусловное соблюдение национальных интересов предполагает большее, чем в условиях либерализации, ограничение прав личности. Это обстоятельство обязательно требует от руководства рассматриваемых республик точного определения границ процессов либерализации и границ наивысшей концентрации национальной идеи.

Сложность методологического обоснования поисков общенациональной идеи подтверждает, к примеру, опыт Армении. Президент С. Саргсян призывает укреплять наци-

17 Заседание Кабинета министров Туркменистана, 29 сентября 2008 года [www.turkmenistan.gov.tm].

18 Когда мы говорим о деструктивных формах решения общественных проблем, признается наличие в национализме (а это стержень национальной идеи) позитивного и негативного проявления.

ональное единство вокруг армянской национальной идентичности, стимулировать формирование нового, свободного от стереотипов, современного армянина19, развивать диаспору, сплоченную во имя Армении. Идентичность армянина, подчеркивает армянский лидер, «не должна быть сложной и таинственной, она должна отказаться от языковых, религиозных, культурных, партийных или идеологических разделений»; фундаментом такой идентичности должно стать «многообразие, терпимость»20. Кроме этого, С. Сарг-сян готов «внести свой скромный вклад» в дело укрепления Армянской Апостольской Церкви, «которая должна оставаться одной из основных опор армянского духа и национальной самобытности»21.

Современная общенациональная идея в Таджикистане — это, как отмечает президент Э. Рахмон, «нравственное явление (выделено нами. — Б.Э.), формирующееся на основе осознания национальных интересов»22, определяющее не только «деятельность государства и государственных структур и органов, но и основные направления деятельности граждан»23. В свою очередь, А. Лукашенко называет общенациональную идею системой ценностей24, пока патетичной, но «великой и высокой»25. Как набор ценностей, которые в конкретной исторической ситуации приемлет большинство населения страны, — и это будет показано ниже — квалифицирует национальную идею в РФ президент Д. Медведев.

Не рассуждая конкретно о форме, руководитель Казахстана подчеркивает, что общенациональная идея заключается в обеспечении конкурентоспособности нации26, стремлении «быть среди лучших стран»27. Для реализации ее важно, по мнению Н. Назарбаева, решить вопросы

1) развития суверенитета,

2) создания сильной конкурентоспособной экономики,

3) укрепления единства народа,

4) формирования интеллектуального общества,

5) построения Казахстана как уважаемого государства28.

Г. Бердымухаммедов, в свою очередь, конкретизируя задачи реализации «новой идеологии» Туркменистана, уточняет, что в политике это — строительство правового и светского государства; в экономике — переход к свободным рыночным отношениям; в общественной сфере — обеспечение социальной защищенности граждан; в области культуры — сохранение наследия народа, восстановление национального духа29 и т.п. Для

19 См.: Саргсян С. Выступление на встрече с представителями армянской общины Бельгии. Брюссель, 5 ноября 2008 года [www.president.am].

20 Саргсян С. Выступление перед представителями американской армянской диаспоры, 24 сентября 2008 года [www.president.am].

21 Саргсян С. Выступление во время церемонии инаугурации, 9 апреля 2008 года [www.president.am].

22 Рахмон Э. Выступление перед преподавателями и студентами по случаю 15-летия Государственного университета права, бизнеса и политики Таджикистана. Худжанд, 9 сентября 2008 года.

23 Там же.

24 См.: Лукашенко А.Г. Послание к белорусскому народу и парламенту Республики Беларусь, 16 апреля 2003 года [www.president.gov.by].

25 Лукашенко А.Г. Стенограмма пресс-конференции президента Беларуси СМИ регионов России, 2 октября 2009 года [www.president.gov.by].

26 См.: Назарбаев Н. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на ХІІ сессии Ассамблеи народов Казахстана [www.akorda.kz]. Кстати, мысль о конкурентоспособности как национальной идее была высказана президентом РФ В. Путиным еще 12 февраля 2004 года.

27 Назарбаев Н. Пресс-конференция 23 января 2006 года [www.akorda.kz].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 См.: Назарбаев Н. Прямой эфир с участием Президента Республики Казахстан [www.akorda.kz].

29 См.: Заседание Кабинета министров Туркменистана, 29 сентября 2008 года // Информационный сайт «Туркменистан. Золотой век» [www.turkmenistan.gov.tm].

Украины президент В. Янукович «интегральную национальную цель» видит в реализации европейского выбора30, хотя все идеи и инициативы должны быть направлены на улучшение жизни людей31.

Преобладание в национально-идеологических комплексах набора призывов преимущественно экономического характера мы считаем в нынешних условиях большинства стран СНГ абсолютно бесперспективным, ибо первичность указанных призывов не означает их вечности. Понятно, что потребительство — а именно так, по справедливому замечанию М. Веллера, следует квалифицировать исключительные призывы к комфортной и сытной жизни — не может быть национальной идеей32. Примечательно, что ни одна из общенациональных идеологий в ЦА и на Южном Кавказе не выдвигает в качестве национальной идеи добросовестный труд, предпринимательство, хотя в мировой истории, истории Востока были удачные примеры такого рода — например, в Японии.

Желают они того или не желают, руководители упомянутых республик фактически опираются на тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и ее первичности в государствообразующем процессе, то есть на национализм (здесь, скорее всего, идет речь о государственнической и либеральной форме национализма, а не о его крайних проявлениях: никто из лидеров не проповедует этническую, культурную и религиозную нетерпимость; соответственно, демократия зачастую требует национализма, и последний выступает ее дополнением, а общенациональная идеология, сообразно характеру своего националистического ядра, может быть консервативной, либеральной или радикальной). Добавим также, что во всех 11 республиках националисты чувствуют себя более комфортно, чем космополиты.

Как видим, подобный разнобой в понимании формы общенациональной идеи объясняется не только «богатством» истории, характеристиками правящего режима, перспективностью его целей, но и различным уровнем развития экспертного сообщества, его связями с властью, признанием всего богатства международного опыта, общей политической культурой населения.

3. Личность, общество или религия?

О некоторых неиспользованных резервах в разработке национальных идеологий

Одна из специфических черт официальной таджикской позиции в рассматриваемом нами вопросе состоит в своеобразной, «национальной» опоре на великого исламского богослова Абу Ханифу33 (принадлежал, напомним, к знатной персидской семье с севера Афганистана). Абу Ханифа — фигура, действительно, абсолютно бесспорная для любого последователя ханафитского мазхаба; он к тому же создатель всеобъемлющей школы

30 См.: Янукович В. Послание украинскому народу, 3 июня 2010 года [www.president.gov.ua].

31 См.: Янукович В. Максимальная деполитизация всех ведомств — залог того, что люди будут заниматься государственными делами. Наша политика должна быть в эффективности нашей работы, 12 марта 2010 года [www.president.gov.ua].

32 См.: Комсомольская правда, 12 октября 2005.

33 См.: Рахмон Э. Выступление на Международном симпозиуме на тему «Великий Имам и современный мир», 5 октября 2009 года [www.president.tj].

мусульманского права. Признавая существенность указанной опоры и особую роль религии в объединении народа, следует, на наш взгляд, напомнить,

1) что Абу Ханифа является духовным наставником и многих других наций и народов, основоположником, по сути, толерантного мазхаба в исламе (и это, кстати, признается самим Э. Рахмоном), становясь, таким образом, ценнейшим фактором сближения национальных идеологий в государствах ЦА;

2) кроме того, огромную важность для аккумуляции демократических настроений в современном обществе имеет разработанный Абу Ханифой метод вынесения правовых предписаний, основанный на приоритете наиболее убедительных доводов или мнения большинства.

Или другой пример. Для составления собственной версии общенациональной идеи, «новой идеологии» нынешний лидер Туркменистана использует такие понятия, как «великое возрождение», «новое возрождение»... При этом президент призывает, «сохраняя национальное своеобразие, принять все самое лучшее из мировой практики, лучшие достижения мировой цивилизации и собственного опыта, накопленного за годы независимо-сти»34. Толерантная, корректная, обоснованная позиция совмещения общечеловеческих и национальных ценностей характерна также для руководителей Узбекистана и Казахста-на35. Для сравнения: в России ее руководство призывает опираться на базовые моральнонравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю36.

В Узбекистане провозглашен девиз: «Человек, его права и свободы, интересы — высшая ценность». Основополагающим девизом для «новой идеологии» Туркменистана служит «Государство для человека». Почему? Потому что в годы независимости в республиках ЦА и Южного Кавказа успешное проведение реформ, качественное обновление общества стало связываться именно с человеком как решающим фактором всех перемен, с вовлеченностью в общественные перемены большинства населения, или, выражаясь языком перестройки, «человеческим фактором». Это, очевидно, значит, что целью экономического роста является, прежде всего, гармоническое развитие личности, а само такое развитие по мере роста политической культуры приведет, по мнению руководителей в регионе, к формированию основ гражданского общества.

Армения, напомним, — единственная (за исключением Беларуси) страна, где призывают сделать дружбу с Россией идеологией37, в остальных 9 республиках национальноидеологические проекты должны, по замыслу, осуществляться только в рамках собственного государства. При всем уважительном отношении к армянскому опыту и признавая право на такой подход следует, однако, отметить и его негативный эффект:

1) «инерция странового фарватера» в разработке национальных идеологий,

2) «включение» идеи нации в контекст геополитических теорий, сильное влияние внешнеполитических факторов на идеологические процессы,

3) связанность последних с экономическим положением определенной страны.

34 Нейтральный Туркменистан, 27 сентября 2008.

35 Достаточно показательные примеры: учреждение и функционирование в Узбекистане и Туркменистане журналов «Всемирная литература», соответственно по инициативе И. Каримова и Г. Бердымухаммедо-ва, на узбекском и туркменском языках (см.: Заседание Кабинета министров Туркменистана, 4 февраля 2011 года [www.turkmenistan.gov.tm]).

36 См.: Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 26 апреля 2007 года [www.kremlin.ru].

37 См.: Саргсян С. Выступление на встрече с представителями российских политологических кругов и руководством средств массовой информации, 24 июня 2008 года [www.president.am].

4. Вместо заключения: как события на российском Кавказе и отношение к трудовым мигрантам в РФ влияют на разработку национальных идеологий на пространстве СНГ?

Понятно, что на официальные позиции республик СНГ сильно влияют внутриполитические процессы в России. В этой связи в современном национально-идеологическом строительстве в РФ как ключевой страны СНГ можно, на наш взгляд, выделить не менее пяти специфических особенностей, воздействующих на идентичные процессы в других соседних странах:

1) национальная идея в официальной позиции РФ представлена, как уже указывалось выше, в виде набора ценностей;

2) существует мощная «опора» на европейские традиции;

3) выражена необходимость искоренения негативных традиционных форм поведения;

4) национальная идеология квалифицируется как процесс (во временном и содержательном смыслах);

5) новая Россия официально осуждает сталинизм и пытается не выступать в защиту его идеологии и практики.

Напомним, что, критикуя «беспредметные разговоры» о национальной идее, президент РФ Д. Медведев, однако, выступает за набор ценностных представлений, которые в конкретной ситуации разделяет значительная часть нации, — причем разделяет не по принуждению, а на основе личных убеждений38. При этом для российского лидера «набор консенсусных вещей» не может «сильно отличаться от представлений, существующих в европейской традиции»; в этом наборе для руководителя РФ — фундаментальные представления о правах человека, цивилизованная рыночная модель устройства экономики, англосаксонские способы устройства общества и государства. При этом Д. Медведев отдает себе отчет в наличии негативных национальных русских привычек39 (об этом см. выше). В свою очередь, В. Путин называет поиск национальной идеи «старинной русской забавой»40, хотя и заявляет, что контуры новой общенациональной идеологии уже появляются41.

В декабре 2010 года премьер-министр РФ В. Путин, говоря об отсутствии ожесточенности в межнациональных отношениях в советское время, признал, что это достигалось, во-первых, активной «борьбой с нарушениями закона», во-вторых, «большой воспитательной работой»42. Ранее, в июле 1996 года, президент РФ Б. Ельцин впервые заговорил о необходимости разработки национальной идеи. В Узбекистане задача разработки идеологии национальной независимости руководством страны была выдвинута в апреле 1993 года. В целом же задачи национального возрождения ставились неформальны-

38 См.: Медведев Д.А. О национальной идее // Личный сайт Дмитрия Медведева [medvedev.kremlin.ru].

39 См.: Медведев Д.А. Россия, вперед! 10 сентября 2009 года [www.kremlin.ru].

40 Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 26 апреля 2007 года [ййй. kremlin.ru].

41 См.: Путин В.В. Интервью газете «Известия», 14 июля 2000 года [www.kremlin.ru].

42 Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин провел рабочую встречу с главой Республики Дагестан М.М. Магомедовым, 27 декабря 2010 года // Веб-сайт Председателя Правительства РФ [www.premier.gov.ru].

ми объединениями в СССР еще в конце 1980-х годов; после достижения независимости парадигма проснувшегося национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации, к чему, однако, указанные объединения оказались неготовыми, и их лидеры (Л. Тер-Петросян, З. Гамсахурдиа, А. Эльчибей) быстро лишились власти.

На наш взгляд, по крайней мере одна из вышеприведенных пяти особенностей национально-идеологического строительства в РФ (европоцентризм) не отражает собственно русских реалий, не может она быть и примером для других стран, особенно неславянских. Ибо Россия олицетворяет собой особый культурно-исторический тип — по Н.Я. Данилевскому (1822—1885 гг.), — что объясняет различия между русским и европейцем и заставляет обратить внимание на связи страны с азиатско-тюркским миром. Кроме того, остальные страны СНГ слишком малы и слабы, чтобы говорить о необходимости ликвидации «вредных привычек».

Отправной точкой в нынешнем серьезном переломе национально-идеологического строительства в РФ стали, как мы считаем, декабрьские межэтнические волнения 2010 года и ряд других событий (таких, как террористический акт в аэропорту Домодедово 24 января 2011 г. и т.п.). Хотя, по мнению грузинского руководства, такой датой являются известные события августа 2008 года, когда «Грузия стала первой целью империализма и идеологии прошлого»43. Ряд исследователей считают, что шквал ксенофобии в РФ был вызван массовыми беспорядками в Кондопоге (2006 г.).

Очевидная нестыковка официальной позиции РФ с реальностью наиболее емко, на наш взгляд, прозвучала в сенсационных для общественного деятеля РФ такого уровня заявлениях председателя Совета муфтиев России Р. Гайнутдина: о роли золотоордынских ханов в преодолении раздробленности русских княжеств, об обеспечении величия Москвы союзом славянских и тюркских народов (оба в сентябре 2009 г.); о дисциплинированности и трудолюбии трудовых мигрантов, о фактическом начале развала РФ (декабрь 2010 г.). В этом ряду и признания В. Путина о большей близости православия к исламу, чем к католикам (декабрь 2010 г.), о важности поддержки традиционного ислама (январь 2011 г.).

Россия сегодня все больше заходит в тупик в своей национальной политике — и данное обстоятельство серьезно влияет на функционирование общенациональных идеологий в соседних странах СНГ. При всем обилии «неординарных» подходов (например, недавних заявлениях крупных российских политиков о необходимости признания особой роли русского народа в образовании российского государства, закрепления государствообразующей роли русских в Конституции РФ, отделения деструктивного этнического национализма от конструктивного гражданского национализма, особого внимания к русской культуре как «костяку всей национальной культуры» и др.) мы по-прежнему наблюдаем в позициях руководства России причудливый конгломерат: явную смесь марксистско-ленинских идей и великорусского шовинизма. И в этом нет ничего очень уж парадоксального — национализм, как справедливо пишет выдающийся польский публицист А. Михник, есть последняя стадия коммунизма44.

Все попытки отдельных российских политиков соединить «европейский выбор» со стремлением воссоздать господство на значительной части азиатского континента, реанимировать имперские амбиции, подчеркивать законность активной миссионерской деятельности Русской Православной Церкви за рубежом будут бумерангом отзываться на национальных политиках в других странах СНГ. Трудно не согласиться в этой связи с М. Веллером, который пишет, например: «Выдвижение православия в национальную идею тут же ставит во второй сорт представителей прочих религий России. А это — неравно, несовременно, недемократично. «Национальная идея» в названном варианте ве-

43 Saakashvili M. The President of Georgia Congratulated the Georgian Population with New Year.

44 См.: Muxhuk А. Национализм: чудовище пробуждается // Век XX и мир, 1990, № 10. С. 22.

дет к национальным погромам или религиозным войнам»45. Межнациональному и меж-конфессиональному миру в СНГ отнюдь не способствуют нежелание видеть реальности российской жизни, тесную зависимость многих внутриполитических и внешнеполитических «успехов» РФ исключительно от мировых цен на энергоносители.

* * *

В ближайшей перспективе на пространстве СНГ мы будем сталкиваться с пестрым спектром общенациональных идеологий, в котором, однако, не найдут своего достойного отражения глобализация, интеграционный вектор, вхождение в мировое сообщество. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям есть продукт особого этапа развитой экономической жизни — этапа, пока недостижимого даже для такой крупной страны, как РФ. Вероятно, пройдет еще много времени, прежде чем руководители независимых республик найдут объединяющий их стержень в прошедших проверку историей общечеловеческих ценностях, который позволит им, в свою очередь, создать фундамент бесконфликтного существования.

45 Веллер М. Великий последний шанс // Веб-сайт Библиотеки Максима Мошкова [lib.ru].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.