Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
УДК 372.881.111.1
О. П. Миханова
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ДИАГНОСТИКА (ЧАСТЬ I)
Аннотация.
Актуальность и цели. Модернизация высшего образования в условиях вхождения России в глобальное образовательное пространство и переход российского образования на компетентностный подход привели к изменениям в организации образовательного процесса и переориентации на формирование и развитие компетенций. Это должно сопровождаться изменением способов оценки образовательных результатов обучающихся. Цель работы - обосновать квалифицированное применение оценочных средств для исследования компетенций как результата образования.
Материалы и методы. В работе использовался метод сравнительного анализа документов, а именно диагностических методик для измерения компонентов общекультурных компетенций.
Результаты. Подобраны и проанализированы методики, позволяющие оценить динамику формирования и развития общекультурных компетенций в процессе обучения иностранному языку, проследить направление личностного развития студентов: «Изучение самооценки личности», «Выход из трудных жизненных ситуаций», «Восприятие индивидом группы», «Методика оценки способов реагирования в конфликте», тест-опросник способности к эмпатии. Охарактеризованы особенности каждой из методик и обосновано их соотношение с компонентами общекультурных компетенций.
Выводы. Проведенный анализ использования оценочных средств показал, что оценка компонентного состава компетенций может показать наличие, отсутствие и степень выраженности компонентного слагаемого компетенции; причины, определяющие наличие, отсутствие и степень выраженности компонентного слагаемого; значение полученных данных в целостной картине компетенции личности.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, диагностические методики, обучение иностранному языку.
O. P. Mikhanova
COMMON CULTURAL (BASIC/KEY) COMPETENCES: ASSESSMENT (PART I)
Abstract.
Background. The higher education modernization process in Russia and competence-based education resulted in changes of the education results assessment. The aim of the work is to analyze some techniques and methods for the common cultural (basic/key) competences assessment.
Materials and methods. The author used a method of comparative analysis of documents, namely, diagnostic methods for estimating components of common cultural competences.
Results. The author has found out some techniques and tests as well as researched and matched them to the common cultural (basic/key) competences components. These tests and techniques can help to monitor the dynamics of the common cultural (basic/key) competences development and students’ personal development.
256
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
Conclusions. The results obtained show the opportunity to see both the existence and lack of the common cultural (basic/key) competences components.
Key words: common cultural (basic/key) competences development, techniques and methods for the common cultural (basic/key) competences assessment, foreign language teaching.
На современном этапе модернизации российского высшего образования общекультурные компетенции признаются одним из важных результатов профессионального образования, его качества, поскольку развитие личности, ее успешная социализация и адаптация к условиям окружающей действительности - неотъемлемая часть любой профессиональной деятельности.
Изменения в организации образовательного процесса и переориентация на формирование и развитие компетенций должны сопровождаться также и изменением способов оценки образовательных результатов обучающихся. Успешное решение проблемы оценки, как известно, существенно зависит от адекватности оценочных средств. Поскольку компетенция - сложное и объемное качество личности, которое не поддается прямой диагностике, ее отдельные компоненты, такие как знания и умения, могут быть диагностированы (Ю. Г. Татур).
Как показывает практика оценочно-диагностической работы, квалифицированное применение оценочных средств для исследования компетенций зависит от знаний специалистами компонентного состава компетенций, на оценку которых направлены соответствующие методики.
Конечным результатом проведенной оценки компонентного состава компетенции с использованием оценочных и диагностических средств будет:
- описание или анализ выраженности качеств личности, соотнесенных с компетенцией и ее компонентным составом;
- оценка исходной (на момент оценки) степени выраженности компетенции, а также прогноз возможности и целесообразности ее формирования;
- разработка рекомендаций по педагогической коррекции и развитию личности относительно сформированности компонентов общих компетенций.
Процедура выявления показателей сформированности общекультурных компетенций представляет собой изучение и анализ их проявлений, обобщение показателей на основе комплекса объективных критериев, по которым можно судить о ходе и результатах формирования и развития общекультурных компетенций в процессе изучения иностранного языка. Природа формируемых в рамках нашего исследования компетенций, особенности их покомпонентного состава таковы, что в условиях высшего профессионального образования совокупности знаний, которые, как правило, освоены обучающимися в системе среднего (полного) общего образования, достаточно для формирования соответствующих способов деятельности. Учитывая, что некоторые компоненты общекультурных компетенций начинают формироваться задолго до поступления в вуз (мы начинаем учиться общаться и сотрудничать еще в детстве, в семье, с друзьями; читаем, пересказываем прочитанное, пишем сочинения, другими словами, работаем с информацией и т.п.) и всю жизнь формируются, развиваются и совершенствуются, поэтому на начальном этапе эксперимента нам важно было определить стартовые показатели сформированности общекультурных компетенций (компонентов их состав-
Humanities. Pedagogy
257
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
ляющих). Опираясь на мнение ряда ученых (А. М. Князев, Е. В. Земцова,
С. Н. Палецкая и др.), мы подобрали методики для диагностики личностных качеств (характерных черт). Студент выбирает варианты ответов на вопросы, которые позволяют исследователю соотнести их с индивидуальными особенностями и предпочтениями обучающихся в связи с компетенцией.
Для оценки социальных компетенций также возможно применение субъективных методов экспертной оценки (диагност сам субъективно по определенной системе шкал признаков оценивает поведение испытуемого или продукты его деятельности) - метода наблюдения. Метод наблюдения - это профессионально-ориентированное восприятие обучающихся в деятельности, фиксирующее внешние проявления компетенций; наблюдение продолжительного процесса, в котором проявляется компетенция. Избирательность фиксации результатов, предполагающая регистрацию только тех показателей, которые важны для оценки конкретной компетенции личности, - также один из принципов этого метода.
В контексте данной статьи общекультурные компетенции представлены следующим образом:
1. Компетенции социального взаимодействия: умение общаться устно; умение сотрудничать; способность учитывать точки зрения и интересы Другого.
2. Компетенции самоорганизации и самоуправления: уверенность в себе; способность работать самостоятельно; способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность).
3. Компетенции самостоятельной познавательной деятельности: способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их.
Для проведения диагностики данных компетенций были подобраны методики, позволившие в дальнейшем проанализировать направление личностного развития студентов, оценить динамику формирования и развития общекультурных компетенций: «Изучение самооценки личности», «Выход из трудных жизненных ситуаций», «Восприятие индивидом группы», «Методика оценки способов реагирования в конфликте», тест-опросник способности к эмпатии.
Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций» и «Методика оценки способов реагирования в конфликте» определяют типичные доминирующие у человека способы социального взаимодействия. Ключевыми компонентами в формируемых компетенциях являются понятия «умение» и «способность». Согласно «Словарю по образованию и педагогике» под редакцией В. М. Полонского (2005) [1], «умение - освоенный учащимися способ выполнения определенных знаний и навыков, сформированный путем регулярных упражнений и обеспечивающий возможность выполнения разного рода двигательных, сенсорных или умственных действий в привычных или новых условиях» [1]. Первое значение понятия «способность» в «Большом толковом словаре русского языка» определяется как «возможность, умение производить какие-либо действия, делать что-либо, осуществлять какую-либо деятельность» [2]. Таким образом, понятия «умение», «способность» и «способ» могут считаться синонимами в контексте нашего исследования, что облегчит процедуру диагностирования.
258
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
Одна из задач современного человека - «научиться жить вместе», а это означает научиться общаться, решать общие задачи, вступать в отношения, уметь строить и поддерживать их, т.е. взаимодействовать. Вопросы формирования компетентности социального взаимодействия в системе образования рассматриваются в работах целого ряда ученых - от документов ЮНЕСКО до специальных исследований, создания специальных, учитывающих ступень образовательной системы тренинговых программ [3]. Применительно к вузу целостная программа обучения общению через участие в социальном взаимодействии (для некоторых профессий типа «человек - человек», по Е. А. Климову) разработана Л. К. Гейхман [4]. Ею предложена последовательность освоения стратегий поведения при специальном обучении взаимодействию: сопротивление, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество (т.е. с последовательным возрастанием продуктивности взаимодействия). Другими словами, взаимодействие - одно из проявлений отношений между людьми, когда они, решая общие задачи, влияя друг на друга и дополняя друг друга, успешно решают эти задачи. При этом, естественно, происходят изменения в тех объектах, на которые направлено их взаимодействие, и в каждом из субъектов. Для организации совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую их общую деятельность, важно не только обмениваться информацией, но и планировать общую деятельность, организовывать «обмен действиями». Взаимодействие организуется в ходе совместной деятельности, по поводу ее, и именно в этом процессе людям необходимо общаться по поводу выработки форм и норм совместных действий. Условиями для того, чтобы взаимодействие состоялось и стало эффективным, являются: самостоятельность и активность его субъектов, их контакт, обратная связь и взаимодействие партнеров с помощью обмена информацией. Компетентность социального взаимодействия проявляется как субъектность в совместной деятельности и общении, способность самостоятельно развертывать сотрудничество. А показателями компетентности в сотрудничестве с другими людьми служат доверие, толерантность, эмпатия, рефлексия, умения партнерского взаимодействия. К последним можно отнести умения: осуществления совместных проектов, сотрудничества, разумного и мирного решения неизбежных конфликтов, понимания других и себя, адекватной оценки своих и чужих возможностей, преодоления различных барьеров общения.
Итак, проанализировав работы ряда исследователей [5], мы пришли к выводу, что компоненты компетенции социального взаимодействия в нашем исследовании (умение общаться устно, умение сотрудничать, т.е. совместно заниматься какой-либо деятельностью; способность учитывать точки зрения и интересы Другого) являются умениями партнерского взаимодействия.
На основе теста «Восприятие индивидом группы» [6] можно определить показатели сформированности компетенций социального взаимодействия. Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие, основу формирования и развития социальных универсальных компетенций. Выбранный тест позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего: «индивидуалистический», когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в обще-
Humanities. Pedagogy
259
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
нии; второй тип - «прагматический», когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь; третий тип - «коллективистический», когда индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдаются заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы. Таким образом, благодаря этому тесту можно отследить формирование и развитие такого компонента, как умение сотрудничать и способность учитывать точки зрения и интересы Другого.
С помощью методики оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) [2] определяются типичные способы реагирования человека на конфликтные ситуации, выявляются тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен, и склонен ли вообще, к соперничеству и сотрудничеству в коллективе сотрудников, студенческой группе или, наоборот, собирается обострить их. С помощью данной методики можно оценить степень адаптации каждого члена того или иного коллектива к совместной деятельности. Поэтому возможно также отследить развитие умения сотрудничать, умения общаться на основе выявления наиболее предпочитаемых форм социального поведения испытуемых в спорных ситуациях.
Формирование компетенций социального взаимодействия идет от эгоцентризма до принятия Другого (Л. К. Гейхман), его точки зрения, его личности. Поэтому, исследуя формирование и развитие компетенций социального взаимодействия, нельзя обойтись без определения показателей сформирован-ности такого человеческого качества, как эмпатия, которое лежит в основе взаимоотношений людей. Для определения уровня эмпатических тенденций был применен тест-опросник способности к эмпатии (А. Меграбяна, Н. Эпштейна) [1]. Эмпатия (как сопереживание и сочувствие) является механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении. Эмпатия предполагает эмоциональные непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. Эмпатия способствует идентификации (отождествлению) себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной постановке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи, пониманию различий между людьми, толерантности. Уместнее скорее говорить об интеллектуальной эмпатии, т.е. уважении и принятии чужой точки зрения в процессе общения, что в конечном итоге помогает развивать способность учитывать точки зрения и интересы Другого (компетенции социального взаимодействия).
Известно, что самооценка, по признанию психологов, представляет собой значимую часть самосознания личности и является одним из важнейших факторов ее развития. В структуре отношений личности самооценке принадлежит особенно важное место. Однако следует отметить, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Общество и круг общения (в студенческом возрасте мнение входящих в круг общения особенно важно) в значительной степени влияют на формирование самооценки личности. Кроме того, самооценка - регулятор поведения, деятельности и взаимоотношений с другими людьми. Таким обра-
260
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
зом, процессы самооценки, отслеживаемые в экспериментальной работе, будут относиться к активным проявлениям личности и отражать такие компоненты общекультурных компетенций, как умения партнерского взаимодействия, уверенность в себе, способность работать самостоятельно, способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (компетенции самоорганизации и самоуправления).
Говоря о компонентах компетенций самоорганизации и самоуправления, т.е. уверенности в себе, способности работать самостоятельно, способности адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность), необходимо отметить, что без этих умений формирование и развитие всех остальных компонентов компетенций невозможны. Уверенность в себе способствует партнерскому взаимодействию, решению проблем в учебной деятельности. Способность работать самостоятельно соотносится с компетенциями самостоятельной познавательной деятельности. Умение быть мобильным - это показатель и эффективного социального взаимодействия, и умения осваивать новые знания. Умение социально взаимодействовать, работать с информацией - это, безусловно, решение проблем, преодоление определенных трудностей. Поэтому методика оценки способов выхода из трудных жизненных ситуаций [7] была использована нами для определения показателей сформиро-ванности способности адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (компетенции самоорганизации и самоуправления) и способности распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их (компетенции самостоятельной познавательной деятельности). Данный опросник позволяет выявить доминирующий у человека способ решения жизненных проблем. Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочитают «плыть по течению», другие проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и в конечном счете также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем, третьи замыкаются в себе и предпочитают «не видеть» проблем. На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций. Таким образом, уже доказано, что способность выходить из трудных жизненных ситуаций коррелирует с такими компонентами общекультурных компетенций, как способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (компетенции самоорганизации и самоуправления), способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их (компетенции самостоятельной познавательной деятельности).
Диагностический инструментарий для формируемых общекультурных компетенций представлен в таблице.
Проведенный анализ использования оценочных средств показал, что оценка компонентного состава компетенций может показать:
- наличие, отсутствие и степень выраженности компонентного слагаемого компетенции;
- причины, определяющие наличие, отсутствие и степень выраженности компонентного слагаемого;
- значение полученных данных в целостной картине компетенции личности.
Humanities. Pedagogy
261
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Таблица
Формируемые универсальные компетенции Диагностические методики
Компетенции социального взаимодействия: - умение общаться устно; - умение сотрудничать; - способность учитывать точки зрения и интересы Другого - Включенное наблюдение; методика оценки способов реагирования в конфликте; - включенное наблюдение; методика изучения самооценки личности; тест «Восприятие индивидом группы»; методика оценки способов реагирования в конфликте; - тест «Восприятие индивидом группы»; методика оценки способов реагирования в конфликте; тест-опросник способности к эмпатии
Компетенции самоорганизации и самоуправления: - уверенность в себе; - способность работать самостоятельно; - способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность) - Методика изучения самооценки личности; включенное наблюдение; - включенное наблюдение; методика изучения самооценки личности; - методика изучения самооценки личности; методика оценки способов выхода из трудных жизненных ситуаций
Компетенции самостоятельной познавательной деятельности: - умение находить и анализировать информацию из различных источников; - способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и решать их - Включенное наблюдение; методика оценки способов выхода из трудных жизненных ситуаций; - включенное наблюдение; методика оценки способов выхода из трудных жизненных ситуаций
Список литературы
1. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. -М. : Высшая школа, 2004. - 512 с.
2. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 2003. - 1536 с.
3. Проблемы качества образования : материалы XV Всерос. совещания. - М. ; Уфа : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. -Кн. 5. Модульное представление социальных компетентностей в системе повышения качества образования. - 68 с.
4. Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Гейхман Л. К. - Екатеринбург, 2003. - 39 с.
5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский [и др.] ; под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Мани-чева. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2006. - 560 с. - (Практикум по психологии).
6. Бордовская, Н. В. Педагогика : учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. -СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
262
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. Педагогика
7. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М. :
ВЛАДОС, 2001. - 640 с.
References
1. Polonskiy V. M. Slovar’ po obrazovaniyu i pedagogike [Dictionary of pedagogy and education]. Moscow: Vysshaya shkola, 2004, 512 p.
2. Bol’shoy tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [Great explanatory dictionary of Russian la-guage]. Ed. by S. A. Kuznetsov. Saint-Petersburg: Norint, 2003. - 1536 s.
3. Problemy kachestva obrazovaniya: materialy XV Vseros. soveshchaniya [Education quality problem: proceedings of XV All-Russian conference]. Moscow; Ufa: Issledova-tel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2005. Bk. 5. Modular representation of social competences in the system of education quality improvement. 68 p.
4. Geykhman L. K. Interaktivnoe obuchenie obshcheniyu (obshchepedagogicheskiy pod-khod): avtoref dis. d-ra ped. nauk [Communication interactive teaching (common pedagogical appoach): author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Ekaterinburg, 2003, 39 p.
5. Balin V. D., Gayda V. K., Gerbachevskiy V. K. et al. Praktikum po obshchey, eksperi-mental’noy i prikladnoy psikhologii [General, experimental and applied psychology tutorial]. Saint-Petersburg: Piter, 2006, 560 p. (Psychology tutorial).
6. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogika: ucheb. posobie [Pedagogy: tutorial]. Saint-Petersburg: Piter, 2006, 304 p.
7. Nemov R. S. Psikhologiya: ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy: v 3 kn. Kn. 3. Psikhodiagnostika. Vvedenie v nauchnoe psikhologicheskoe issledovanie s ele-mentami matematicheskoy statistiki [Psychology: tutorial for pedagogical universities: in 3 books. Book 3. Psychodiagnostics. Introduction into scientific psychological research with elements of mathematical statistics]. Moscow: VLADOS, 2001, 640 p.
Миханова Ольга Павловна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра английского языка, директор Центра повышения квалификации и дополнительного образования, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Mikhanova Ol'ga Pavlovna
Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of English language, director of the Center of quality improvement and additional training, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 372.881.111.1 Миханова, О. П.
Общекультурные компетенции: диагностика (часть I) / О. П. Миханова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4 (32). - С. 256-263.
Humanities. Pedagogy
263