Зубчевская С. В. Общекультурная компетентность студентов аграрного колледжа: содержание и результаты констатирующего этапа эксперимента // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15204. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15024.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15204 УДК 377.5
Зубчевская Светлана Владимировна,
аспирант Уманского государственного педагогического университета имени Павла Тычины, г. Умань, Украина [email protected]
Общекультурная компетентность студентов аграрного колледжа:
содержание и результаты констатирующего этапа эксперимента
Аннотация. В статье обосновано значение формирования общекультурной компетентности студентов. Определена сущность сформированности общекультурной компетентности студентов аграрного колледжа, представлена ее структура, описаны критерии и показатели. Раскрыты содержание и методика констатирующего этапа эксперимента, представлены его промежуточные и обобщенные результаты. Охарактеризованы уровни сформированности общекультурной компетентности студентов аграрного колледжа.
Ключевые слова: сформированность общекультурной компетентности, студенты, структурные компоненты, критерии, показатели, методика констатирующего этапа эксперимента, уровни.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Ориентация национальной системы образования на внедрение компетентност-ного подхода возникает сегодня как одно из актуальных направлений ее модернизации. Это обусловлено необходимостью достижения более качественного образования не вообще для системы, а для каждого студента. Компетентностное образование призвано обеспечить выход за пределы традиционной парадигмы обучения и воспитания, когда результаты этих процессов видятся не в овладении определенной совокупностью знаний, умений и навыков, а в способности действовать. В то же время нельзя игнорировать тот факт, что характерные до сих пор ассимиляционная (этнони-велированная) и сегрегирующая (этнодиференционная) модели образования были направлены на отрицание культурных различий, что порой приводило к потере этнокультурной самобытности либо к увеличению дифференциации и, следовательно, к росту межэтнической напряженности. Сегодня все чаще поднимается вопрос о необходимости усиления внимания к овладению молодым поколением общекультурными ценностями, общекультурной компетентности, которая призвана, с одной стороны, дать возможность каждой культуре развивать свою уникальность и самобытность, а с другой - способствовать их приближению, установлению диалога культур как ведущей стратегии поведения и межличностных отношений как в профессиональной, так и в личностной сфере.
В этом контексте усиливается внимание не только к раскрытию сущности общекультурной компетентности (Т. Иванова, Ю. Корчагина, Т. Несвитская, А. Панкратова, А. Пометун, А. Семеног, М. Яковлева), но и к определению ее структуры (Н. Ко-насова, Г. Кондратенко, А. Крутенько, С. Мельник, А. Олексюк, С. Троянская), но ик измерению уровней сформированности. Решение последней задачи предполагает выяснение реального состояния владения индивидом общекультурной компетентностью, выявление имеющихся недостатков и просчетов, которые требуют учета и корректировки в реальном воспитательном процессе. В полной мере эти вопросы касаются и студентов, обучающихся в аграрных колледжах.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зубчевская С. В. Общекультурная компетентность студентов аграрного колледжа: содержание и результаты констатирующего этапа эксперимента // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15204. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15024.htm. - ISSN 2304-120X.
Вопросы воспитания студентов аграрных учебных заведений исследуются А. Гале-евой, В. Копилевичем, В. Лысенко, П. Лузаном, А. Наконечной, А. Осаульчик, А. Седашо-вой, И. Сопивник, Р. Сопивником, С. Яшник и другими, которые отмечают, что в последнее время активизируется тенденция к росту роли внеаудиторной и самостоятельной работы студентов аграрных высших учебных заведений, а функциональная нагрузка внеаудиторной воспитательной работы экстраполируется в ее мотивационно-организацион-ных, активно-коммуникативных, творчески развивающих и прогностически-перевоспитательных обязанностях, направленных на формирование творческого потенциала студентов, развитие их лидерских качеств и коммуникативных способностей.
Однако вне поля зрения исследователей остается проблема общекультурной компетентности студентов, в частности изучение уровней ее сформированное™.
Итак, цель статьи состоит в том, чтобы раскрыть структуру сформированное™ общекультурной компетентности студентов аграрных колледжей, охарактеризовать ее критерии и показатели, представить обобщенные результаты констатирующего этапа эксперимента.
Обращение к научным источникам показывает, что общекультурное пространство в структуре общекультурной компетентности характеризует степень ориентации личности в источниках духовной и материальной культуры, определяет представления об эталонах и ценностях, воплощенных в научных идеях, концепциях, понятиях, произведениях искусства. Показателями компетентности при оценке достигнутого культурно-образовательного пространства А. Олексюк считает: систематизированный опыт освоения различных источников художественно-эстетической информации, сохранения и распространения культурных ценностей; причастность к среде общения как источнику информации о культурных ценностях; способность к проявлению интересов в различных областях искусства [1].
Изучая особенности общекультурной компетентности как интегративной способности личности, С. Троянская подчеркивает важность ее эмоционально-ценностной направленности [2]. Ведь овладение продуктами культуры направлено на их чувственное восприятие, эмоционально-ценностное отношение к ним, то есть утверждается, что культурное пространство в структуре компетентности не только характеризует уровень ориентации в культуре, но и определяет отношение индивида к культурным нормам и ценностям.
Благодаря общекультурной компетентности личность имеет возможность осознать себя частью бесконечной и безграничной мировой культуры. Познание глубин собственной души в этом случае происходит на основе диалога культур, обеспечивает возможность познания себя в своей собственной культуре, приумножая культу-ротворческий опыт человечества. Именно в процессе овладения общекультурной компетентностью может происходить диалог людей, наций, народов, личности и общества, человека и природы, человека и человека [3].
Когда речь идет об общекультурной компетентности конкретной личности, имеется в виду, что эта компетентность проявляется как сложное личностное образование, которое охватывает знания и ориентации на ценности национальной и мировой культуры, а именно: уважение к традициям, согласие между людьми, толерантность, умение услышать и понять других; способность ориентироваться на общечеловеческие ценности в своем поведении и межличностных отношениях [4].
Нельзя не согласиться с мнением С. Мельник о том, что феномен общекультурной компетентности можно представить как интегрированное новообразование личности, которое выступает сложившимся результатом усвоения системы знаний о мире культуры в совокупности с соответствующими умениями, ценностями, отношениями.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зубчевская С. В. Общекультурная компетентность студентов аграрного колледжа: содержание и результаты констатирующего этапа эксперимента // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15204. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15024.htm. - ISSN 2304-120X.
Сложившаяся общекультурная компетентность свидетельствует о том, что человек обладает определенными морально-личностными качествами, которые помогают ей правильно определять роль культуры, ориентироваться в ее продуктах, познавать и согласовывать собственное поведение с общепринятыми моральными нормами и культурными ценностями [5].
Под осведомленностью об общекультурных нормах и ценностях имеется в виду не только знакомство с предметами и явлениями материальной культуры, но и овладение духовными ценностями разных культур, умение адаптироваться к условиям и реалиям жизни. Иными словами, сформированность этической составляющей общекультурной компетентности обеспечивает направленность на этическое взаимодействие, в основу которого возлагается ответственность за свои действия и способность предвидеть их последствия, умение сотрудничать, толерантность, открытость, умение предупреждать и конструктивно решать проблемные ситуации. Эти умения приобретают особое значение в нынешних условиях, которые обозначены активизацией перемещения людей по личным причинам, миграцией и эммиграцией, обусловленных экономическими и политическими факторами, распространением новых информационных и коммуникационных технологий, изменениями в сознании людей в понимании того факта, что каждая нация и каждое сообщество обладают уникальными духовными и культурными достижениями, огромным потенциалом общей культуры [6].
В результате проанализированной научной литературы нами было сформулировано собственное определение сформированное™ общекультурной компетентности студентов аграрных колледжей: под ней понимаем интегративное качество личности, наличие которого предусматривает присвоение основ культуры как сферы духовной жизни человека и обеспечивает овладение умениями определять и реализовывать свою деятельность и поведение с ориентацией на лучшие образцы общей и национальной культуры, обогащение опыта межличностного и социокультурного взаимодействия на основе толерантного отношения к ценностям другой культуры, самоопределения в культурном разнообразии, тесного сочетания когнитивных, коммуникативных, эмоциональных и моральных качеств.
Предложенное определение позволило выделить в структуре исследуемого ин-тегративного качества три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и операционно-деятельностный.
Для проведения констатирующего этапа эксперимента к каждому из обособленных компонентов подбирались соответствующие критерии и показатели.
Критерий в переводе с греческого означает «мерило», мера самого явления. Это методологический принцип, на основе которого разрабатываются методологические подходы и формируются показатели измерения определенного явления. В нашей работе критериями сформированное™ у студентов общекультурной компетентности выбрали: осведомленность о сущности общекультурной компетентности; ориентацию на овладение общекультурной компетентностью как личностной ценностью, опыт реализации общекультурной компетентности.
Как научное направление диагностика предполагает подбор ряда показателей (измерителей для расчета результатов) состояния педагогических и психологических явлений и процессов. На основе полученных данных разрабатывается диагностический инструментарий, позволяющий получить целостную картину о действительном состоянии объекта или субъекта. Диагностика выполняет функцию обратной связи -получение информации о состоянии исследуемого явления, сведений о сложившейся ситуации, что имеет большое значение для осуществления дальнейшего адекватного прогнозирования и проектирования воспитательной деятельности [7].
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зубчевская С. В. Общекультурная компетентность студентов аграрного колледжа: содержание и результаты констатирующего этапа эксперимента // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15204. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15024.htm. - ISSN 2304-120X.
С учетом того, что задача нашего исследования - проведение психолого-педагогической диагностики сформированное™ общекультурной компетентности студентов аграрных колледжей, приведенные критерии содержали совокупность определенных показателей.
Показатели критерия «осведомленность о сущности общекультурной компетентности»: знания о роли культуры в жизни человечества в целом и отдельной личности в частности, представление о сущности общей культуры и способах ее формирования, осведомленность о главных ценностях национальной и мировой культуры, нормах культурного поведения и правилах диалогического межличностного взаимодействия.
Показателями критерия «ориентация на овладение общекультурной компетентностью как личностной ценностью» определили: отношение к ценностям национальной и мировой культуры, наличие потребности в формировании собственной общекультурной компетентности, ориентацию на установление и развитие межличностных отношений на основе культурного поведения и правил диалогического взаимодействия, стремление к личностному самосовершенствованию как субъекта общей культуры.
К показателям критерия «опыт реализации общекультурной компетентности» отнесли: практическое владение общекультурными знаниями, умение осуществлять культуротворческую деятельность для личностного самосовершенствования, умение соблюдать нормы культурного поведения и правила диалогического межличностного взаимодействия, способность противодействовать отклонениям от них.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с помощью совокупности взаимосвязанных методов: анкетирования (в основу которого возлагались авторские опросники), методики «Направленность личности», теста эгоцентрических ассоциаций (Т. Пашукова), целенаправленных педагогических наблюдений.
Выявление сформированное™ у студентов общекультурной компетентности по показателям «знание о роли культуры в жизни человечества в целом и отдельной личности в частности», «представление о сущности общей культуры и способах ее формирования», «осведомленность о главных ценностях национальной и мировой культуры, нормах культурного поведения и правилах межличностного взаимодействия» проводилось с помощью авторской анкеты. Оценивание ответов осуществлялось по следующей схеме: полный правильный ответ - 4 балла, правильный, но недостаточно полный ответ - 3 балла, неправильный ответ - 2 балла, отсутствие ответа - 1 балл. После завершения работы все баллы, которые набрал каждый респондент, суммировались. Набранное количество баллов свидетельствовало о принадлежности студента к высокому, среднему или низкому уровню сформированное™ общекультурной компетентности по показателям когнитивного компонента.
Анализ и обобщение результатов анкетирования показал, что 19,7% студентов относятся к высокому уровню сформированное™ исследуемого личностного качества, 48,1% студентов - к среднему уровню и 32,2% студентов - к низкому уровню.
Методика «Направленность личности» имела целью определить характерную для студентов направленность (эмоционально-ценностный компонент общекультурной компетентности): на себя (интравертность), на других (экстравертность), а также ее промежуточный тип. Обобщение полученных результатов показало, что направленность студентов на самих себя заметно превышает их направленность на других и более чем вдвое промежуточный тип направленности. Это свидетельствовало о том, что в отношении к миру, его культуре доминирует ориентация на субъектное обособление и самоутверждение; отсутствие или равнодушие к установлению и развитию межличностных отношений на основе культурного поведения и правил диалогического взаимодействия.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зубчевская С. В. Общекультурная компетентность студентов аграрного колледжа: содержание и результаты констатирующего этапа эксперимента // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15204. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15024.htm. - ISSN 2304-120X.
В процентном измерении распределение студентов по типам направленности имело следующий вид: направленность на себя (низкий уровень коммуникативности, замкнутость, отсутствие интереса к другим, равнодушие к межличностным отношениям) -49,5% студентов; направленность на других (повышенная коммуникабельность, открытость миру и другим людям, ориентация на установление и развитие межличностных отношений) - 32,4% студентов; промежуточный тип направленности - 18,1% студентов. В то же время хотим отметить, что проведенные нами дополнительные беседы со студентами показали, что среди респондентов, которые характеризовались направленностью на других, лишь около половины стремились выстраивать межличностные отношения с учетом правил культуры поведения и диалогического взаимодействия.
Дополнительные данные о направленности студентов получили с помощью теста эгоцентрических ассоциаций. Как черта личности эгоцентризм проявляется в возвышении собственного «Я», эгоизме, неспособности индивида, сосредоточенного преимущественно на собственных интересах, менять свою позицию в отношении к чужому мнению. Эгоцентрическая личность не ориентирована на других, испытывает затруднение в понимании их взглядов, убеждений, культурных ценностей. Согласно этой методике, наиболее благоприятным для общекультурной компетентности считали низкий уровень эгоцентричной направленности, а наиболее неблагоприятным - высокий. Анализ и обобщение результатов тестирования показали, что высокий уровень эгоцентрической направленности свойственен 49,1 % студентов; средний уровень - 33,6% студентов; низкий уровень - 17,3% студентов. Эти данные в полной мере коррелируются с результатами предыдущей методики, что подтверждает их достоверность.
Педагогические наблюдения проводились по таким показателям, как практическое владение общекультурными знаниями, умение соблюдать нормы культурного поведения и правил диалогического межличностного взаимодействия, способность противодействовать отклонениям от них. При этом руководствовались следующими параметрами: постоянство и самостоятельность проявления исследуемых умений (свидетельство владения необходимым практическим опытом - высокий уровень), фрагментарность проявления умений (некоторые владения конкретными умениями - средний уровень), отсутствие указанных умений или их проявление в присутствии и помощи со стороны внешней инстанции (низкий уровень). Наиболее благоприятным для сформированное™ общекультурной компетентности студентов считали первый из названных параметров. Наблюдения проводились в естественных условиях и позволили установить, что на уровне опыта операционно-деятельностная составляющая сформированное™ общекультурной компетентности характерна для 17,8% студентов; фрагментарность владения необходимыми умениями - 35,6% студентов; отсутствие исследуемых умений - 46,6% студентов.
Обобщение результатов психолого-педагогической диагностики позволило определить общие уровни сформированное™ общекультурной компетентности студентов аграрного колледжа: высокий, средний, низкий. К высокому уровню принадлежало 18,2% студентов; к среднему уровню - 37,4% студентов; к низкому уровню - 44,4% студентов.
Подводя итоги, можно констатировать, что высокий уровень сформированное™ общекультурной компетентности выявлен у сравнительно небольшого количества студентов, которые характеризовались наличием глубоких знаний о роли культуры в жизни человечества в целом и отдельной личности в частности; имели четкие представления о сущности общей культуры и способах ее формирования, были хорошо знакомы с главными ценностями национальной и мировой культуры, нормами культурного поведения и правилами диалогического межличностного взаимодействия; положительно относились к ценностям национальной и мировой культуры; проявляли потребность в
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зубчевская С. В. Общекультурная компетентность студентов аграрного колледжа: содержание и результаты констатирующего этапа эксперимента // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15204. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15024.htm. - ISSN 2304-120X.
формировании собственной общекультурной компетентности; постоянно ориентировались на установление и развитие межличностных отношений на основе культурного поведения и правил диалогического взаимодействия; стремились к личностному самосовершенствованию как субъекта общей культуры; владели опытом по соблюдению норм культурного поведения и правил диалогического межличностного взаимодействия, способностью противодействовать отклонениям от них.
Студенты, которых мы определили к среднему уровню сформированное™ общекультурной компетентности, характеризовались несистематизированными знаниями о роли культуры в жизни человечества в целом и отдельной личности в частности, фрагментарными представлениями о сущности общей культуры и способах ее формирования, определенной осведомленностью о главных ценностях национальной и мировой культуры, нормах культуры поведения и правилах диалогического межличностного взаимодействия; положительно относились к ценностям национальной и мировой культуры, показали фрагментарность потребностей в формировании собственной общекультурной компетентности, ситуативно ориентировались в умении устанавливать и развивать межличностные отношения, руководствуясь нормами культуры поведения и правилами диалогического взаимодействия, стремились к самосовершенствованию как субъекта общей культуры; владели умениями соблюдения норм культурного поведения и правил диалогического межличностного взаимодействия, некоторой способностью противодействовать их отклонениям.
Студенты, которых, согласно результатам констатирующего этапа эксперимента, мы отнесли к низкому уровню сформированное™ общекультурной компетентности, отличались отсутствием знаний о роли культуры в жизни человечества в целом и отдельной личности в частности, фрагментарными представлениями о сущности общей культуры и способах ее формирования, низкой осведомленностью о главных ценностях национальной и мировой культуры, о нормах культуры поведения и правилах диалогического межличностного взаимодействия; проявляли безразличие к ценностям национальной и мировой культуры, не нуждались в формировании собственной общекультурной компетентности, ситуативно ориентировались в установлении и развитии межличностных отношений на основе культуры поведения и правил диалогического взаимодействия, не стремились к самосовершенствованию как субъекта общей культуры; частично владели умениями соблюдения норм культуры поведения и правилами диалогического межличностного взаимодействия, были неспособны противодействовать отклонениям от них.
Перспективы дальнейшего исследования связаны с определением педагогических условий, направленных на повышение эффективности формирования общекультурной компетентности у студентов аграрного колледжа.
Ссылки на источники
1. Олексюк О. М. Средства массовой информации в формировании общекультурной компетентности учащейся молодежи. - URL: http://od.kubg.edu.ua/index.php/journal/article.
2. Троянская С. Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 2. - С. 19-23.
3. Иванова Т. В. Культурологическая подготовка будущего учителя: [монография]. - Киев: ЦВП, 2005. -С. 3-5.
4. Крутенко О. В. Формирование общекультурной компетентности учеников общеобразовательного учебного заведения в соответствии с условиями новых Государственных стандартов. - Черкасы: Ч01П0ПП, 2014. - С. 6.
5. Мельник С. А. Интегрированный урок как средство формирования общекультурной компетентности учащихся основной школы. - URL: www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi.bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зубчевская С. В. Общекультурная компетентность студентов аграрного колледжа: содержание и результаты констатирующего этапа эксперимента // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15204. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15024.htm. - ISSN 2304-120X.
6. Ковалинская И. Констатирующий эксперимент: определение уровня общекультурной компетенции студентов неязыкового высшего учебного заведения. - URL: http://novyn.kpi.ua/2008-3/.
7. Битинас Б., Катаева Л. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Советская педагогика. - 1994. - № 7. - С. 65.
Svetlana Zubchevskaya,
PhD student, Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman [email protected]
General cultural competence of students of agricultural college: maintenance and results of the diagnostic stage of experiment
Abstract. Importance of forming the students' general cultural competence is reasonable. Essence of formed general cultural competence of students of agricultural college is certain, its structures are given, criteria and indexes are described. Context and methodology of the diagnostic stage of experiment are exposed, its results are brought. Levels of formed general cultural competence of students of agricultural college are characterized. Key words: formed general cultural competence, students, structural components, criteria, indexes, methodology of the diagnostic stage of experiment, levels. References
1. Oleksjuk, O. M. Sredstva massovoj informacii v formirovanii obshhekul'turnoj kompetentnosti uchashhejsja molodezhi. Available at: http://od.kubg.edu.ua/index.php/journal/article (in Russian).
2. Trojanskaja, S. L. (2008) "Obshhekul'turnaja kompetentnost': opyt opredelenija i strukturirovanija", Kul'turno-istoricheskaja psihologija, № 2, pp. 19-23 (in Russian).
3. Ivanova, T. V. (2005) Kul'turologicheskaja podgotovka budushhego uchitelja: [monografija], CVP, Kiev, pp. 3-5 (in Russian).
4. Krutenko, O. V. (2014) Formirovanie obshhekul'turnoj kompetentnosti uchenikov obshheobra-zovatel'nogo uchebnogo zavedenija v sootvetstvii s uslovijami novyh Gosudarstvennyh standartov, ChOIPOPP, Cherkasy, p. 6 (in Russian).
5. Mel'nik, S. A. Integrirovannyj urok kak sredstvo formirovanija obshhekul'turnoj kompetentnosti uchashhihsja osnovnojshkoly. Available at: www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi.bin/irbis_nbuv/cgiirbis_64.exe (in Russian).
6. Kovalinskaja, I. Konstatirujushhij jeksperiment: opredelenie urovnja obshhekul'turnoj kompetencii studentov nejazykovogo vysshego uchebnogo zavedenija. Available at: http://novyn.kpi.ua/2008-3/ (in Russian).
7. Bitinas, B. & Kataeva, L. (1994) "Pedagogicheskaja diagnostika: sushhnost', funkcii, perspektivy", So-vetskaja pedagogika, № 7, p. 65 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
В. В. Бойченко, кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЯ
Поступила в редакцию Received 11.06.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 11.06.15
Принята к публикации Accepted for publication 11.06.15 Опубликована Published 12.06.15
ISSN 2304-120Х
II is
772 504 120159»
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Зубчевская С. В., 2015