ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Губарева Т. В. Влияние личных качеств студентов на развитие информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15316. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15316.htm. - ISSN2304-120X.
ART 15316
УДК 37.015.3
Губарева Татьяна Викторовна,
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тула teacher [email protected]
Влияние личных качеств студентов на развитие информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе
Аннотация. В статье исследуется влияние качеств личности студентов на развитие информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе. Обращается внимание на тот факт, что успешному развитию информационной компетентности способствуют: личностная направленность, способность к самоанализу, готовность к решению новых задач, стоящих перед личностью, отношение к информации как к ценности, готовность к непрерывному самообразованию, нацеленность на результат. Подчеркивается, что развитию информационной компетентности студентов может способствовать изучение элективных модулей (дисциплин по выбору студентов) с использованием современных информационных технологий.
Ключевые слова: информационная компетентность, профессиональные компетенции, стандарты третьего поколения, качества личности, личностно-профессиональное развитие, студент.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Новые ориентиры и условия, сформировавшиеся в российской системе образования, необходимость повышения конкурентоспособности отечественного профессионального образования с учетом нарастающей глобальной конкуренции, изменившиеся требования к характеру подготовки специалистов требуют более тщательного рассмотрения и анализа проблемы развития информационной компетентности студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе.
Для свободной ориентации в информационном потоке специалист должен обладать информационной компетентностью как одной из составляющих его профессионализма.
В соответствии с новыми условиями развития университетского образования утверждается компетентностный подход, при котором образовательный процесс ориентирован на формирование и развитие у студентов определенного набора компетентностей. Теперь цели высшего образования сводятся не к подготовке специалистов для конкретной области деятельности, а к развитию личности будущих специалистов, повышению их информационной компетентности. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих средствами и методами комплексного использования информационных технологий, постоянно увеличивается и превращается в ведущий фактор в области профессиональной подготовки специалистов.
В последние годы отчетливо прослеживается недостаточный уровень сформи-рованности информационной компетентности выпускников к применению современных информационных технологий в профессиональной деятельности, особенно в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения и внедрения профессиональных стандартов.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Губарева Т. В. Влияние личных качеств студентов на развитие информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15316. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15316.htm. - ISSN2304-120X.
Об интересе к данной проблеме свидетельствуют разнообразные исследования. Так, анализ образовательной практики по вопросам формирования и развития информационной компетентности будущих специалистов и ее компонентов в условиях обучения по ФГОС третьего поколения и внедрения профессиональных стандартов свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме развития информационной компетентности студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе. Различные аспекты формирования профессиональной компетентности специалистов и ее компонентов рассмотрены в работах Е. И. Мычко, Н. Т. Волкова, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, С. В. Кондратьевой, B. А. Кан-Калика, Л. M. Митиной, Е. В. Трифонова, И. С. Якиманской, О. С. Гришечко, Л. Г. Антроповой, И. Р. Алтуниной, Ю. А. Конева, Л. А. Петровской.
Диапазон проблем, связанных с изучением психолого-педагогических аспектов применения компьютеров в процессе обучения, использованием новых информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, рассматривается в работах А. Г. Асмолова, В. П. Беспалько, Ю. С. Брановского, А. Я. Ваграменко, А. П. Ершова, Г. К. Селевко, М. А. Чошанова, Ю. А. Шрейдера.
Наряду с теоретическими сформировались и практические предпосылки, к которым следует отнести Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; приоритетный национальный проект «Образование»; Концепцию системной интеграции информационных технологий в средней и высшей школе; проектирование новых учебных планов и примерных программ обучения.
Вопросы формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Следовательно, все более актуальной становится проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становления профессионала.
Студенческий возраст представляет особый период в жизни человека прежде всего в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» [1].
Учебно-профессиональная деятельность студентов является ведущей их деятельностью. Поэтому интеллектуальное развитие и профессиональное становление, хотя и не исключительно, но в основном происходят в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Студенты отличаются по интеллектуальным способностям, типу мышления, темпам продвижения в обучении. Это необходимо учитывать при организации обучения, осуществлять дифференциацию образовательного процесса.
Для повышения уровня учебно-профессиональной деятельности необходимо продолжать развивать у студентов общие умственные действия и приемы умственной деятельности, усиливать мотивацию обучения, использовать традиционные и новые
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Губарева Т. В. Влияние личных качеств студентов на развитие информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15316. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15316.htm. - ISSN2304-120X.
технологии, современные информационные технологии, которые активизируют учебно-познавательную деятельность.
Механизмом учебной мотивации является формирование целостной структуры целей учебно-профессиональной деятельности. Отсюда вытекает важность своевременной и систематической постановки преподавателями целей обучения, которые студенты должны принять и направить свою деятельность на достижение поставленных преподавателем и самостоятельно целей обучения. С первого курса необходимо показывать студентам общественную значимость выбранной ими профессии и важность развития студентом своих профессионально значимых качеств.
К факторам, которые влияют на учебный процесс, относятся: внутренние - те, которые зависят от личности студента; внешние - те, которые зависят от условий организации образовательного процесса.
К основным внутренним факторам относятся уровень развития и характер внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также умение учиться, т. е. умение организовывать свою деятельность.
Проведенный теоретический анализ показал, что в условиях обучения по ФГОС третьего поколения, определяющим требования к результатам профессиональной подготовки в вузе, работа по развитию информационной компетентности будущих специалистов опирается на выявление психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию в процессе профессиональной подготовки в вузе. Однако в настоящее время в научно-практической литературе не представлена обоснованная система действий, позволяющая осуществлять развитие информационной компетентности специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе с учетом их личностных качеств.
Таким образом, возникает необходимость констатировать, что, с одной стороны, проблема развития информационной компетентности у студентов достаточно обстоятельно рассматривается в педагогических и психологических научных работах, а с другой стороны, нет научно обоснованных подходов к развитию информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе с учетом их личностных качеств.
Анализ современных педагогических подходов к определению сущностных характеристик компетентности студентов, а также изучение теории и практики ее развития позволили выявить следующие противоречия изучаемого процесса:
- между динамикой возникновения инновационных характеристик информационной компетентности специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе и отсутствием единого подхода к определению содержания, критериев и уровней этой компетентности;
- современными требованиями к информационной компетентности обучающихся и уровнем ее сформированности у выпускников с учетом влияния на данный процесс личностных качеств;
- традиционными подходами к развитию информационной компетентности и возможностью совершенствования данного процесса посредством изучения элективных дисциплин (модулей).
Исходя из этого, возникает гипотеза, основанная на предположении о том, что формирование информационной компетентности у студентов в процессе их профессиональной подготовки будет осуществляться успешно, если выработать единый подход к определению содержания, критериев и уровней этой компетентности; учитывать качества личности студентов, способствующие (или препятствующие) развитию информационной компетентности; разработать и реализовать элективный модуль с профессиональной направленностью.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Губарева Т. В. Влияние личных качеств студентов на развитие информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15316. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15316.htm. - ISSN2304-120X.
По нашему мнению, информационная компетентность, являясь ключевой в системе профессиональных компетентностей, выступает основой для становления профессионала в любой сфере деятельности, будучи важнейшей характеристикой современного специалиста с высшим образованием. Мы разделяем мнение одних исследователей, которые рассматривают информационную компетентность как одну из сторон профессиональной компетентности специалиста, и поддерживаем других, которые рассматривают ее как способность эффективно реализовать собственные информационные потребности - находить, оценивать и использовать соответствующую информацию, необходимую для принятия решений, и определяем информационную компетентность как способность личности осуществлять информационную деятельность.
Так, информационная компетентность, развиваемая в процессе профессиональной подготовки студентов, может характеризоваться одним из трех уровней: мотивационно-ценностная готовность к осуществлению информационной деятельности - интерес к работе с информацией, потребность в использовании информационных технологий, готовность к использованию информационных ресурсов средствами информационных технологий и осознание ценности информации; когнитивная - знания в области информационных технологий, знания о методах работы с информацией в информационно-образовательной среде вуза; деятельностная - умение пользоваться средствами информационных технологий, владение методами получения, хранения, обработки и передачи информации.
Анализ исследований, посвященных выявлению психолого-педагогических условий, способствующих решению тех или иных образовательных задач, позволяет констатировать, что большинство отечественных и зарубежных ученых выделяют в них три основные группы: информационные (содержание образования; когнитивная основа педагогического процесса), технологические (формы, средства, методы, приемы, этапы, способы организации образовательной деятельности; процессуально-методическая основа педагогического процесса) и личностные (поведение, деятельность, общение, личностные качества субъектов образовательного процесса; психологическая основа образовательного процесса) (Е. А. Ганин, В. Н. Мошкин, А. Г. Туле-генова) [2]. Под психолого-педагогическими условиями рассматривается определенная организация образовательного процесса в совокупности педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного педагогического воздействия на обучающихся.
В своем исследовании мы исходим из следующего:
- информационная компетентность студентов представляет собой: интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности;
- развитие информационной компетентности студентов связано с такими качествами личности студентов, как личностная направленность, способность к самоанализу, готовность к решению новых задач, стоящих перед личностью, отношение к информации как к ценности, готовность к непрерывному самообразованию, нацеленность на результат;
- основными критериями, позволяющими определить уровень развития информационной компетентности с учетом качеств личности студента, являются: нали-
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Губарева Т. В. Влияние личных качеств студентов на развитие информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15316. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15316.htm. - ISSN2304-120X.
чие познавательного интереса и определенного уровня информационного мировоззрения, внимательность, критическое мышление, наличие мотивации к информационной деятельности;
- для повышения эффективности профессиональной подготовки в вузе необходима разработка и реализация психолого-педагогического обеспечения, направленного на осознание студентами собственных личностных качеств, своей индивидуальности и развитие профессионально важных качеств, значимых для развития информационной компетентности.
Опираясь на вышеизложенное, ведущими условиями развития ИК студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе определяем следующее: диагностика и последующий мониторинг образовательных потребностей, мотивов и уровня знаний студентов; приобщение студентов к учебной деятельности с помощью информационных технологий; активизация самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов на основе использования информационных технологий. Важным средством в достижении этой цели в процессе профессиональной подготовки в вузе, по нашему мнению, может стать изучение студентами элективного модуля (дисциплин по выбору), содержательно ориентированного на модель компетентного выпускника, учитывающую индивидуально-психологические особенности студентов.
Исследование выдвигаемой гипотезы проводится в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого. В эксперименте участвуют в общей сложности 86 респондентов (студенты факультета психологии, факультета иностранных языков, естественнонаучного факультета, факультета истории и права, факультета искусств, социальных и гуманитарных наук, факультета технологий и бизнеса), изучающих авторский элективный модуль.
Констатирующий этап исследования показал, что студенты испытывают затруднения в использовании информационных технологий при поиске, переработке и применении усвоенной информации при изучении дисциплин профессионального цикла.
Апробируемый авторский элективный модуль рассчитан на 44 аудиторных часа и нацелен на определение студентами своих информационных потребностей и отбор наиболее адекватных информационных технологий для их удовлетворения. В результате его освоения студенты будут:
- уметь применять изученные теоретические положения при проектировании индивидуального образовательного маршрута и профессиональной карьеры и использовать базовые сервисы и технологии Интернета в контексте их использования в образовательной и профессиональной деятельности;
- владеть приемами организации личного информационного пространства, приемами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы; приемами подготовки электронных документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий; технологиями и ресурсами дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностями их включения в профессиональную деятельность.
Опыт применения информационных технологий при изучении студентами элективного модуля на констатирующем этапе позволяет утверждать, что при таком подходе обеспечивается целый ряд положительных факторов: наглядная демонстрация информации; значительная экономия средств и времени; повышенная заинтересованность студентов. Результаты формирующего этапа будут отражены в дальнейших публикациях.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Губарева Т. В. Влияние личных качеств студентов на развитие информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15316. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15316.htm. - ISSN2304-120X.
Ссылки на источники
1. Караванова Л. Ж. Развитие личности профессионала: гуманистический подход // Психология образования в XXI веке: теория и практика. - Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2011.
2. Там же.
Tatyana Gubareva,
Senior lecturer at the chair of Psychology and Pedagogy of Vocational Education, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, Tula teacher [email protected]
Influence of students’ personal characteristics on the development of information competence in the course of vocational training at higher educational institution
Abstract. The paper explores the impact of students’ personal traits on the development of information competence in the course of vocational training at higher educational institution. The attention is drawn to the fact that the successful development of information competence promotes personal orientation, self-awareness, readiness to meet the new challenges facing a personality, attitude to information as a value commitment to lifelong learning, focus on results. It is emphasized that the development of information competence of students can contribute to the study of elective modules (elective courses) using modern information technology. Keywords: information competence, professional competence standards of the third generation, qualities of personality, personal and professional development, student.
References
1. Karavanova, L. Zh. (2011) “Razvitie lichnosti professionala: gumanisticheskij podhod”, Psihologija obra-zovanija vXXI veke: teorija i praktika, Izdatel'stvo VGSPU “Peremena”, Volgograd.
2. Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 03.07.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 06.07.15
Принята к публикации Accepted for publication 06.07.15 Опубликована Published 29.09.15
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Губарева Т. В., 2015
www.e-koncept.ru
6