Научная статья на тему 'Общее в воздушном и космическом праве'

Общее в воздушном и космическом праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
625
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНОЕ И КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халилов Зафиг Закир Оглы

В статье рассматриваются связи между воздушным и космическим правом, исследуется проблема определения границы воздушного и космического пространства, анализируется международная практика работы различных институтов воздушного и космического права, в частности, в Европе, Аргентине, Турции, а также практика изучения этих вопросов в совместной форме в рамках научно-исследовательского института в Азербайджанской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL IN AIR AND SPACE LAW

The article deals with the study of link between air and space law, the problem of determining the boundaries of the airspace is investigated. The international practices of various institutions of air and space law, in particular, in Europe, Argentina, Turkey, and the practice of studying these issues in joint form within the research Institute of the Republic of Azerbaijan are analyzed.

Текст научной работы на тему «Общее в воздушном и космическом праве»

УДК 347.82:347.85

ОБЩЕЕ В ВОЗДУШНОМ И КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ

З.З. ХАЛИЛОВ

В статье рассматриваются связи между воздушным и космическим правом, исследуется проблема определения границы воздушного и космического пространства, анализируется международная практика работы различных институтов воздушного и космического права, в частности, в Европе, Аргентине, Турции, а также практика изучения этих вопросов в совместной форме в рамках научно-исследовательского института в Азербайджанской Республике.

Ключевые слова: воздушное и космическое право, научно-исследовательский институт, международная практика.

Указывая в этой статье связь между воздушным и космическим правом и учитывая в связи с этим международный опыт, считается целесообразным создание в составе Национальной академии авиации института воздушного и космического права и на уровне магистратуры и докторантуры специальности под названием «Воздушное и космическое право». В связи с этим основной целью данной статьи является изучение связи между воздушным и космическим правом, выяснение вопросов применения в нашей стране существующего в этой области опыта международных научно-исследовательских институтов.

Отсутствие в настоящее время какой-либо конвенции, соглашения и международно-правового акта в связи с определением границы между воздушным и космическим пространством является одной из актуальных проблем нашего дня. С начала и до средины XX в. предлагалось создание режима воздушного и космического права. Однако с 50-х гг. XX в. и до наших дней проблема определения границы между воздушным и космическим пространством считается одной из неразрешенных важных проблем международного права. Конкретные ответы большинства стран на анкетные вопросы, отправленные ООН государствам в этой связи, остаются неясными.

В связи с ответами на вопрос ООН, связанный с разграничением и определением космического пространства на основе документа, подготовленного 31 марта 2008 г., Азербайджанская Республика изложила свое отношение в следующей форме: «Азербайджан отмечает, что вопрос уже более 40 лет является предметом обсуждения в Комитете по использованию космического пространства в мирных целях и до сегодняшнего дня остается открытым. По мнению Азербайджана, разделение воздушного и космического пространства необходимо. При этом следует соблюдать принцип полного и исключительного суверенитета государств в использовании воздушного пространства, находящегося над их территорией. В то же время необходимо учитывать первую статью Договора «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», в которой провозглашена свобода государств в исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» [13].

Надо отметить, что при определении четкой границы между воздушным и космическим пространством государства должны будут принять полный суверенитет над своими воздушными пространствами, а при принятии космического пространства в целом может возникнуть вопрос об отсутствии суверенитета государств над воздушным пространством. С этой точки зрения, с одной стороны, нужно обеспечить принцип полного и исключительного суверенитета государств над их воздушным пространством, а с другой стороны, - свободу мирного использования и изучения космического пространства и небесных тел. Вышеуказанный ответ Азербайджанской Республики на анкету указывает на необходимость определения границы в пол-

ной мере, обеспечивая международный правовой принцип. В то же время до сих пор еще не определена конкретика, где начинается и где заканчивается космос, и во многих вопросах, связанных с применением воздушного права. Проблема определения границы воздушного и космического пространства может найти свое решение после принятия соответствующей договорной нормы со стороны международного сообщества. В этой связи можно считать целесообразным анализ действующих законодательных актов государств в области соответствующей авиационной и космической деятельности. В первую очередь надо отметить, что в статье соответствующих законодательных актов большинства стран в области авиации, разъясняющей сущность воздушного пространства, мысль о высоте воздушного пространства данного государства не конкретизируется. Во время исследований ни в соответствующих законодательных актах стран Евросоюза, ни в государствах СНГ (включая Азербайджан) в этой области такая статья не встречается. Именно с этим возникает неопределенность границы суверенитета в законодательном акте указанного государства. Надо подчеркнуть, что в отличие от воздушного пространства над государством в космосе суверенитет не определяется в обязательном порядке. Здесь в силе свобода полета.

В соответствующих законодательных актах государств в области космической деятельности наблюдаются определенные отличительные подходы относительно правовой границы космического пространства. Соответствующие законодательные акты США [3], Российской Федерации, Республики Казахстан, Австралии, Бельгии, Чешской Республики, Голландии выражают отношение к данному вопросу. Некоторые государства отмечают, что эта граница лежит на уровне 100 км от мирового океана. Часть государств отмечают отсутствие в связи с этим какой-либо конкретной проблемы [4]. Считается нецелесообразным включение конкретной статьи в соответствующем законодательном акте какого-либо государства, которое еще не определило границу между воздушным и космическим пространством на международной правовой плоскости. В настоящее время в лучшем случае можно счесть более приемлемым вообще не выражать в соответствующем законодательном акте отношение к такому спорному вопросу в области космической деятельности. Вполне закономерно то, что в проекте Закона Азербайджанской Республики "О космической деятельности" не предусматривается какая-либо статья относительно границы космического пространства [ 1].

Как было подчеркнуто выше, считается важным обеспечение двух основных принципов международного воздушного права и международного космического права в этом вопросе. Естественно, международное воздушное право и международное космическое право, будучи отдельными сферами в рамках международного права, сформировавшись в этом порядке, смогли выйти на современный этап. Но в связи со многими неопределенными вопросами, комментированными выше, сегодня указанные сферы права изучаются и исследуются в международной практике во взаимосвязи друг с другом. На основе этого, указав связь и взаимоотношение между воздушным и космическим правом, предлагается вместе исследовать эти сферы как в стране, так и в международной практике.

Сегодня в мире функционирует множество институтов воздушного и космического права. В первую очередь обратимся к Европейской практике. В этой связи более целесообразно предпочтение трех более известных институтов в Европе. Международный институт воздушного и космического права Лейденского университета Голландии был создан под руководством и по инициативе ученого правоведа Анри Васенберга. В указанном институте с 1947 г. сформирован механизм преподавания воздушного права, а с 1961 г. - космического права. В институте, учрежденном в 1985 г., с 2000 г. ведется преподавание по программе магистратуры и докторантуры [9]. Надо также особенно отметить Институт воздушного и космического права университета Лапландии Финляндии, созданный в 1997 г. профессором Морис Андем [7], и Институт воздушного и космического права Кельнского университета Германии, который отметил 80-летие в 2005 г. Роль профессора Алекса Майера в формировании концепции института Воздушного права, созданного в Германии в 1925 г., огромен. В дальнейшем в название научно-

исследовательского института добавлен термин «космическое право» [8]. Причиной предпочтения Институтов воздушного и космического права в Голландии и Германии является то, что эти научно-исследовательские институты прошли большой исторический путь развития, объединили в себе самых ведущих ученых-правоведов на международном уровне в области воздушного и космического права, а Институт воздушного и космического права Финляндии может считаться образцом, привлекающим внимание современным механизмом обучения в области воздушного и космического права.

С целью регулирования авиационной деятельности в городе Буэнос-Айрес Аргентины согласно указу от 24 июля 1947 г. был создан Институт воздушного права под руководством Министерства авиации страны. Позже согласно указу от 1 января 1965 г. название вышеуказанного института было изменено на Национальный институт воздушного и космического права [11]. Ассоциация аэрокосмического права Бразилии, находящаяся в г. Рио-де-Жанейро, играет ведущую роль в проводимой в этой области научно-исследовательской деятельности.

С учетом целей и задач Национального института воздушного и космического права, расположенного в г. Буэнос-Айрес, и принимая во внимание его многостороннюю деятельность касательно исследования воздушного и космического права, пользоваться опытом этого научно-исследовательского предприятия, имеющего особую важность в Южной Америке, может быть очень полезно в данном случае.

В 1951 г. в Университете Макгиль, расположенном в Канадском городе Монреаль, с целью преподавания специфического юридического образования студентам всех регионов мира была заложена основа института воздушного и космического права. Этот институт, имеющий своих выпускников в более чем 120 странах мира, превратился в один из основных центров в этой области [15]. Этот институт, в свою очередь, руководствуясь самыми современными тенденциями в области воздушного и космического права, смог опубликовать самые важные публикации. С этой точки зрения опытная модель института имеет огромное значение.

В Азиатском регионе с этой точки зрения Департамент общего и воздушного транспорта, логистики и воздушного и космического права Колледжа авиации и управления Корейского аэрокосмического университета, распложенного в южнокорейском городе Койан, играет очень важную роль [12]. В Национальном центре по дистанционному зондированию, воздушному и космическому праву Школы права университета Миссисипи США, созданного в 1999 г., в основном преподаются международное воздушное право, международное космическое право, право дистанционного зондирования, национальное воздушное и космическое право США [10]. Считаем, что будучи одним из основных центров в области воздушного и космического права в США этот научно-исследовательский институт является одной из идеальных моделей с точки зрения изучения технологических и правовых аспектов.

Из исследуемых вопросов становится ясно, что существующие в мире институты воздушного и космического права, созданные в течение XX в., и сегодня со своим высоким темпом развития играют важную роль в процессе преподавания в магистратуре и докторантуре.

В настоящее время в большинстве стран мира имеются многочисленные ведущие университеты, институты и научно-исследовательские учреждения, осуществляющие обучение по программе магистратуры и докторантуры в области воздушного и космического права. Например, в США, Аргентине, Австралии, Австрии, Бельгии, Китае, Венгрии, Италии, Индии, Малайзии, Японии, Таиланде, Южноафриканской Республике, Великобритании, Франции, Российской Федерации и т.д. [14].

Надо отметить значение и важность существующего в Российской Федерации специального и профессионально-уровневого негосударственного Института воздушного и космического права «Аэрохелп» (Aerohelp). Этот институт смог объединить вокруг себя ученых правоведов из России, ряда стран СНГ и других регионов мира, специализирующихся в этой области [2].

Центр международного космического права Национальной академии наук Украины проводит обучение в области международного права и международного космического права как

по магистратуре, так и по докторантуре. Но опыт всех вышеперечисленных стран дает основание сказать, что наиболее важно проводить обучение в конкретной форме по специальности воздушного и космического права. В то же время надо отметить, что среди кафедр в структуре Института права Национального университета авиации Украины имеется кафедра воздушного и космического права [5]. Ввиду того, что пример Украины является отличной и своеобразной моделью в рамках СНГ, необходимо упомянуть и о ней. Применение этой модели на практике не является целесообразным.

Среди полномочий Главного управления авиационных и космических технологий Министерства транспорта, моря и коммуникации Турецкой Республики, созданного 1 ноября 2011 г. [6] особо отмечается "осуществление авиационной и космической науки и технологий, авиационного и космического права и связанных с ними финансовых, управленческих, маркетинговых работ". В Турецкой Республике это полномочие дано не высшим учебным заведениям и научно-исследовательскому институту, а государственному учреждению. Однако в Турции воздушное и космическое право преподается на уровне магистратуры и докторантуры.

Как известно, в рамках Института философии и права Национальной академии наук Азербайджанской Республики действует отделение международных отношений и международного права. Просто указанное Отделение международных отношений и международного права не в силах реализовать исследование, изучение, пропаганду и самое главное широкий механизм обучения объемного воздушного и космического права, относящегося к международному праву. Сегодня в Азербайджанской Республике не существует высшего учебного заведения или научно-исследовательского института с международным статусом, реализующего механизм обучения, детально исследующего воздушное и космическое право и вызывающий интерес к этой сфере. Этот вопрос в определенном смысле влечет за собой несоответствие с вышеуказанным международным опытом. Ввиду огромного интереса к воздушному праву в Национальной академии авиации научно-исследовательские работы в этой сфере были защищены именно в этом высшем учебном заведении.

Ссылаясь на практику вышеуказанных иностранных государств можно счесть целесообразным создание в Азербайджане в составе Национальной академии авиации в соответствии с направлением данного высшего учебного заведения с учетом международного опыта в обеспечении широкого развития научно-учебного центра, подготавливающего национальные кадры в сфере авиации и космоса - Института воздушного и космического права. В связи с этим из международной практики можно отдать предпочтение указанным научно-исследовательским учреждениям с разъясненными выше причинами: Национальный центр дистанционного зондирования, воздушного и космического права университета Миссисипи (США), Научно-исследовательское учреждение Национальный институт воздушного и космического права, расположенный в г. Буэнос-Айрес (Аргентина), Институт воздушного и космического права университета МакГиль, расположенный в г. Монреаль (Канада), Институт воздушного и космического права университета Лапландии (Финляндия), Институт воздушного и космического права Кельнского университета (Германия), Институт международного воздушного и космического права Лейденского университета (Голландия), Департамент общего и воздушного транспорта, логистики и воздушного и космического права Колледжа авиации и управления Корейского аэрокосмического университета, расположенный в г. Койан (Южная Корея) и др.

В связи с реализацией предложения важно особенно отметить один вопрос. Сегодня, обращая взор на существующую организационную структуру Национальной академии авиации, видно, что в рамках академии действует Институт научно-исследовательских транспортных и авиакосмических проблем. Включение такого научно-исследовательского учреждения, занимающегося изучением и исследованием правовых вопросов (то есть института воздушного и космического права), в состав Института научно-исследовательских транспортных и авиакосмических проблем с техническим и физико-математическим уклоном, функционирующим в академии, логически не может считаться приемлемым. Было бы хорошо, если Институт воздушного

и космического права, который вероятно будет создан в будущем, был бы самостоятельным основным институтом, не войдя в состав существующего Института научно-исследовательских транспортных и авиакосмических проблем, был в подчинении Национальной академии авиации. Создание и функционирование института в этом порядке вполне соответствует опыту вышеуказанных международных институтов.

Основываясь на вышеуказанных причинах и существующем опыте иностранных государств в этой области, создание специальности «Воздушного и космического права» в магистратуре и докторантуре Национальной академии авиации может дать свои положительные результаты. В частности, реализация такого обучения была бы целесообразной для Национальной академии авиации со специфическим уклоном обучения.

В связи со всеми этими вопросами Институт воздушного и космического права, с возможностью создания в Национальной академии авиации, может реализовать следующие направления деятельности:

1) изучение и исследование вопросов правового регулирования авиационной и космической деятельности, увеличение научно-исследовательских работ в этой сфере и повышение их уровня;

2) исследование правовых аспектов развития авиационной и космической индустрии и реализация мероприятий информативного и агитационного характера;

3) усовершенствование в этой области законодательства в стране и координация всех реализуемых научных исследований;

4) актуализация и постоянное поддерживание в повестке дня всех важных вопросов, существующих в области воздушного и космического права;

5) публикация всех научных исследований, научных статей и научно-практических комментариев;

6) согласование в надлежащей форме учебной деятельности и программ на уровнях магистратуры и докторантуры аналогичных учреждений и институтов других стран, и реализация работ по усовершенствованию на основе регулярного обмена информации;

7) сотрудничая в рамках своих полномочий с аналогичными учреждениями, однотипными центрами исследования других стран, реализация совместных проектов, связанных с актуальными вопросами воздушного и космического права;

8) создание более эффективных национальных стандартов, основываясь на международные стандарты, связанные с учебной деятельностью;

9) обеспечение учебной деятельности исследователей и практических специалистов в области воздушного и космического права и повышения их научных знаний;

10) реализация национальных программ в области воздушного и космического права;

11) создание новых моделей развития и тенденций, связанных с областями воздушного и космического права для Кавказского региона, Балканского региона, Турецкой Республики, стран СНГ и в целом Азиатских стран, формирование Института как единого центра для указанных регионов, и привлечение молодежи;

12) осуществление правовой экспертизы всех национальных нормативно-правовых актов, существующих в области воздушного и космического права, и предоставление в этой области заключений к актам, которые будут приняты на уровне законодательного органа;

13) передача новых правовых предложений и проектов в области воздушного и космического права, согласовав их с руководством Национальной академии авиации, в законодательные органы Азербайджанской Республики;

14) организация научно-практических семинаров, тренингов, конференций, симпозиумов и других международных и региональных мероприятий, связанных с воздушным и космическим правом и другими международными правовыми сферами;

15) на регулярной основе, присоединившись к международным мероприятиям, конференциям и симпозиумам, реализуемым в этой области, обеспечить активное участие на государственном уровне;

16) поддерживание и финансирование проектов на международном и региональном уровнях в области воздушного и космического права;

17) правовое регулирование реализуемых космических проектов коммерческого характера;

18) предоставление заключений рекомендательного характера на основе соответствующих обращений, связанных с международным воздушным и космическим правом или другой международно-правовой сферой и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. "Азеркосмос" ОАО был представлен на семинаре, организованном ООН": официальный сайт Министерства связи и высоких технологий Азербайджанской Республики. [Электронный ресурс]. URL: http ://www. mincom. gov. az/media/xeberler/ details/7657.

2. Институт воздушного и космического права Aerohelp. [Электронный ресурс]. URL: http://aerohelp.com.

3. Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Юридический подкомитет. Пятидесятая сессия. 826-е заседание. 30марта 2001 г. // Док. ООН COPUOS/LEGAL/T.826. С. 4-5.

4. Международное космическое право: учебник / под ред. Г.П. Жукова, А.Х. Абашидзе. М.: РУДН, 2014. С. 56-62.

5. Национальный авиационный университет Украины, Юридический институт. [Электронный ресурс]. URL: http://nau.edu.ua/ru/menu/uchebnyie-podrazdeleniya/institutyi/ yuridicheskij-institut.html.

6. Официальный сайт управления авиационными и космическими технологиями Турецкой Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hutgm.gov.tr.

7. About the Institute of Air and Space Law (IASL) of the University of Lapland. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ulapland.fi/InEnglish/Units/Faculty-of-Law/Institutes/Institute-of-Air-and-Space-Law.

8. About the institute of Air and Space Law of the University of Cologne. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uni-koeln.de/jur-fak/instluft/geschichte/introduction.pdf.

9. About the international Institute of Air & Space Law of Leiden University. [Электронный ресурс]. URL: http://law.leiden.edu/organisation/publiclaw/iiasl/about/introduction.html.

10. About the National Center for Remote Sensing, Air, and Space Law at the University of Mississippi School of Law. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spacelaw.olemiss.edu/about/.

11. About the National institute of Air and Space Law in Buenos Aires, Argentina instituto Nacional de Derecho Aeronáutico y Espacial (INDAE)). [Электронный ресурс]. URL: http://www.indae.com.ar/historia-institucional.php.

12. Korea Aerospace University, School of Air Transport, Transportation, Logistics and Air & Space Law. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kau.ac.kr/english/aboutkau/abo_03.html.

13. Questions on the definition and delimitation of outer space: replies from Member States. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oosa.unvienna.org/oosa/SpaceLaw/national/def-delim/question.html.

14. London Institute of Space Policy and Law. [Электронный ресурс]. URL: http://www.space-institute.org/resources/.

15. Mission and objectives of the institute of Air & Space Law McGill University. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcgill.ca/iasl/about/mission.

GENERAL IN AIR AND SPACE LAW

Khalilov Z.Z.

The article deals with the study of link between air and space law, the problem of determining the boundaries of the airspace is investigated. The international practices of various institutions of air and space law, in particular, in Europe, Argentina, Turkey, and the practice of studying these issues in joint form within the research Institute of the Republic of Azerbaijan are analyzed.

Keywords: air and space law, research institute, international practice.

REFERENCES

1. Ofitsial'nyi sait Ministerstva svyazi i vysokikh tekhnologii Azerbaidzhanskoi Respubliki. URL: http ://www. mincom. gov. az/media/xeberler/ details/7657.

2. Institut vozdushnogo i kosmicheskogo prava Aerohelp. URL: http://aerohelp.com.

3. Komitet po ispol'zovaniju kosmicheskogo prostranstva v mirnyh celjah. Juridicheskij podkomitet. Pjatidesjataja sessija. 826-e zasedanie. Dok. OON COPUOS/LEGAL/T.826. 2001. March 30. Pp. 4-5. (In Russian).

4. Mezhdunarodnoe kosmicheskoe pravo: uchebnik. Pod red. G.P. Zhukova, A.Kh. Abashidze. M.: RUDN. 2014. Pp. 56-62. (In Russian).

5. Natsional'nyi aviatsionnyi universitet Ukrainy, Yuridicheskii institute. URL: http://nau.edu.ua/ru/menu/uchebnyie-podrazdeleniya/institutyi/ yuridicheskij -institut.html.

6. Ofitsial'nyi sait upravleniya aviatsionnymi i kosmicheskimi tekhnologiyami Turetskoi Respubliki. URL: http ://www. hutgm. gov.tr.

7. About the Institute of Air and Space Law (IASL) of the University of Lapland. URL: http://www.ulapland.fi/InEnglish/Units/Facul^-of-Law/Institutes/Institute-of-Air-and-Space-Law.

8. About the institute of Air and Space Law of the University of Cologne. URL: http://www.uni-koeln.de/jur-fak/instluf/geschichte/introduction.pdf.

9. About the international Institute of Air & Space Law of Leiden University. URL: http ://law. leiden.edu/organisation/publiclaw/iiasl/about/introduction. html.

10. About the National Center for Remote Sensing, Air, and Space Law at the University of Mississippi School of Law. URL: http://www.spacelaw.olemiss.edu/about/.

11. About the National institute of Air and Space Law in Buenos Aires, Argentina instituto Nacional de Derecho Aeronáutico y Espacial (INDAE)). URL: http://www.indae.com.ar/historia-institucional.php.

12. Korea Aerospace University, School of Air Transport, Transportation, Logistics and Air & Space Law. URL: http://www.kau.ac.kr/english/aboutkau/abo_03.html.

13. Questions on the definition and delimitation of outer space: replies from Member States. URL: http://www.oosa.unvienna.org/oosa/SpaceLaw/national/def-delim/question.html.

14. London Institute of Space Policy and Law. URL: http://www.space-institute.org/resources/.

15. Mission and objectives of the institute of Air & Space Law McGill University. URL: http ://www. mcgill.ca/iasl/about/mission.

Сведения об авторе

Халилов Зафиг Закир оглы, 1987 г.р., окончил Национальную академию авиации (НАА), Баку (Азербайджан) (2010), кандидат юридических наук, эксперт в области правового регулирования коммерческой деятельности авиакомпаний Института воздушного и космического права «Aerohelp», автор 18 научных работ, область научных интересов - международное воздушное и космическое право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.