Научная статья на тему 'Общее социальное пространство России и Беларуси: интеграционные процессы и унификация законодательства действующих систем социального страхования'

Общее социальное пространство России и Беларуси: интеграционные процессы и унификация законодательства действующих систем социального страхования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимов Алексей Владимирович

Статья посвящена аспектам формирования правового механизма, регулирующего обеспечение граждан пособиями по обязательному социальному страхованию, как части общего социального пространства России и Беларуси. На примере процесса унификации действующего законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в социально-трудовой сфере (включая гарантии обеспечения пособием по временной нетрудоспособности в случае болезни) и происходящих интеграционных процессов показана необходимость расширения этого процесса. Поэтапная работа в этом направлении в итоге обеспечит устойчивое социальное развитие Союзного государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Максимов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and Belorussia common social space: integration processes and unification of the current social insurance systems legislation

The article covers the aspects of formation of the legal route, regulating the provision of citizens with compulsory social insurance allowances as a part of Russia and Belorussia common space. The necessity of widening the process of unification of the current legislation of the Russian Federation and the Republic of Belarus in social and labour spheres (including the guarantees of temporary incapability due to decease allowances provision) is shown by the example of the process itself and continuing integration processes. Gradual work in this direction shall eventually lead to stable social development of the common state.

Текст научной работы на тему «Общее социальное пространство России и Беларуси: интеграционные процессы и унификация законодательства действующих систем социального страхования»

© 2013 г. А. В. Максимов

общее социальное пространство

РОССИИ И БЕЛАРУСИ: ИНТЕГРАцИОННыЕ

процессы и унификация законодательства действующих систем социального страхования

Максимов Алексей Владимирович - начальник юридического отдела Северо-Западного института управления - филиала ФГОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», канд. филос. наук.

(E-mail: alvmax@yandex.ru)

Согласно статье 28 Всеобщей декларации прав человека (далее - Декларация) каждый человек имеет право на социальный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены. Одним из таких прав статья 25 Декларации провозглашает право человека на социальное обеспечение на случай болезни. Провозглашенные Декларацией социальные права человека нашли отражение и получили практическое воплощение в процессе унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближения уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России (включая гарантии обеспечения пособием по временной нетрудоспособности в случае болезни), в том числе в рамках Союзного государства. Нельзя не согласиться с мнением, что социальным аспектам развития постсоветского пространства уделяется неоправданно мало внимания1.

Процесс происходящей интеграции и формирования общего социального пространства России и Беларуси можно условно разделить на несколько этапов:

I этап - образование СНГ (Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 08.12.1991, Алма-атинская декларация от 21.12.1991, Устав Содружества Независимых Государств от 22.01.1993).

II этап - образование Союзного государства (Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 02.04.1996, Договор о Союзе Беларуси и России от 02.04.1997, Устав Союза Беларуси и России от 23.05.1997, Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25.12.1998, Договор о создании Союзного государства от 08.12.1999).

III этап - образование ЕврАзЭС (Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000).

Как отмечается экспертным и научным сообществом, взаимодействие Российской Федерации и Республики Беларусь выделяется в интеграционных процессах2. Многолетнее сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь в социальной сфере нашло отраже-

1 Соколова Т.В. «Модернизация на постсоветском пространстве: социальный ракурс. /Журнал новой экономической ассоциации. 2011. № 11. С. 157.

2 Косов Ю.В., Торопыгин А.В. «Содружество Независимых Государств: интеграция, парламентская дипломатия и конфликты.. М., 2012. С. 153.

ние в принятии ряда нормативных актов, ставших правовыми предпосылками важного для двух государств взаимодействия и примером ковергенциального выхода на общие задачи. Важнейшими принятыми документами являются Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21.02.1995, Устав Союза Беларуси и России от 23.05.1997, Декларация о дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации от 25 декабря 1998 года, Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25.12.1998. 24 января 2006 в городе Санкт-Петербурге в ходе заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства были заключены четыре международных договора, направленные на обеспечение равенства прав граждан России и Беларуси в области социального и медицинского обеспечения, миграции, налогообложения. С 2007 года вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, предусматривающий предоставление гражданам обоих государств равных прав на социальное обеспечение. В ноябре 2011 года Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 25.11.2011 № 7 утверждена Концепция социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы.

Российская Федерация и Республика Беларусь проводят совершенствование национальных систем социального страхования. Нормативная правовая база в этом направлении активно развивается. Однако следует отметить, что происходящие в настоящее время интеграционные процессы в социальной сфере между двумя государствами имеют и ряд отрицательных моментов.

Во-первых, межгосударственные и межправительственные соглашения по социальным вопросам не всегда своевременно и полно трансформируются в национальные нормативные правовые акты. Сотрудничество по формированию общего социального пространства по ряду направлений сдерживается.

Во-вторых, граждане Беларуси на территории России и граждане России на территории Беларуси по отдельным вопросам социальных прав и гарантий по-прежнему имеют статус иностранных граждан.

В-третьих, граждане и работодатели недостаточно информированы о взаимных правах и обязанностях, закрепленных в национальных нормативных правовых актах.

Примером такой остающейся неурегулированности в настоящее время является действующий порядок обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию (в первую очередь, пособием по временной нетрудоспособности в связи с болезнью) граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации. Так, трудовая деятельность гражданина государства выезда на территории государства трудоустройства регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде государства трудоустройства3. Все виды пособий и выплат гражданам государства выезда, работающим на территории государства трудоустройства, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства4.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Согласно ст. 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения» лица, определенные в п.п. 1 и 2 ст. 2 указанного Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны.

3 П. 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

4 П. 3 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

При этом необходимо отметить, что, согласно пп. 15 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», на сумму выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, с 1 января 2010 года страховые взносы не начисляются.

Из изложенного следует, что право на обеспечение пособиями по обязательному социальному страхованию имеют только те граждане Республики Беларусь, которые постоянно или временно проживают на территории Российской Федерации. Таким образом, для граждан Республики Беларусь, осуществляющих свою трудовую деятельность на территории России, для того, чтобы стать полноправными участниками системы обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, необходимо иметь статус временно или постоянно проживающих в Российской Федерации. При этом для определения размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается страховой стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью как на территории России, так и на территории Беларуси.

В настоящее время Министерством труда и социального развития РФ разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений в действующие в Российской Федерации нормы (в ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования») в части распространения обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации (при условии заключения ими трудового договора на неопределенный срок либо срочного трудового договора на срок не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года у одного страхователя и уплаты за них страховых взносов за период не менее пяти месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай). Тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации предлагается установить в размере 1,8 % в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу указанной категории работников5 (см.схему).

5 Текст законопроекта размещен на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/project/3015.html?point=view_project&stage=2&stage_id=1123).

Схема. Распространение обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации

Следуе обратить внимание, что согласно законопроекту указанная выше категория лиц получит раво только на пособие по временной нетрудоспособности. При этом право на получение пособий в связи с материнством (единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в едицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), пособие по беременн сти и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу з а ребенком) будет предоставляться иностранным гражданам и лицам без гражданства так же, как и в настоящее время по действующему законодательству, толькопосле при-обретени ими статуса временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Дальнейшая поэтапная интеграция в социальной сфере будет содействовать формированию обще о социального пространства двух государств, обеспечению равных прав граждан Республи Беларусь и Российской Федерации, согласованности действий государственных органов о оих государств и, безусловно, в итоге обеспечит устойчивое социальное развитие Союзного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.