Научная статья на тему 'ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
маркетинг / концепции маркетинга / совершенствование производства / концепция совершенствования / концепция интенсификации коммерческих усилий / концепция социально-этического маркетинга / маркетинговое воздействие / концепция инновационного маркетинга / marketing / marketing concepts / production improvement concept / product improvement concept / commercial effort concept / ethical marketing / marketing impact / innovative marketing concept

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуева Т.З.

В зависимости от размера и типа организации руководство может использовать различные маркетинговые концепций в управлении деятельностью предприятия. Концепции маркетинговой деятельности претерпевали различные изменения в связи с развитием рынка. В статье рассмотрены 7 основных, наиболее известных концепций маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL IDEA OF STAGES OF DEVELOPMENT OF MARKETING MANAGEMENT CONCEPTS AT ENTERPRISE

Depending on the size and type of organization, management can use various marketing concepts in managing the company's activities. The concepts of marketing activities have undergone various changes in connection with the development of the market. The article discusses 7 main, most well-known marketing concepts.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

УДК 33

Зуева Т.З.

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (г. Новосибирск, Россия)

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация: в зависимости от размера и типа организации руководство может использовать различные маркетинговые концепций в управлении деятельностью предприятия. Концепции маркетинговой деятельности претерпевали различные изменения в связи с развитием рынка. В статье рассмотрены 7 основных, наиболее известных концепций маркетинга.

Ключевые слова: маркетинг, концепции маркетинга, совершенствование производства, концепция совершенствования, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция социально-этического маркетинга, маркетинговое воздействие, концепция инновационного маркетинга.

С зарождением товарно-денежных отношений, появились первые формы маркетинговой деятельности - политика цен и реклама.

Менеджмент в сфере маркетинга — это целый набор действий, нацеленных на изучение рынка и выбор оптимальной стратегии развития компании. Благодаря правильному определению концепции управления маркетингом на предприятии, обеспечивается наиболее эффективное функционирование и достижение поставленных целей.

Концепция управления маркетингом - это комплекс подходов к организации маркетинговой активности на предприятии, следование которым способствует достижению целей и решению задач.

Развитие маркетинга начинается с концепции совершенствования производства или производственной концепции маркетинга. В связи с этой

концепцией, успешной считается та компания, которая сможет наладить массовое производство товара и сформировать наиболее привлекательную цену на товар. Таким образом, основными задачами для компании на этом этапе становятся:

- организация массового производства товара,

- повышение производительности труда,

- расширение каналов сбыта товара,

- снижение издержек при производстве и распространении товара.

Производственная концепция в первую очередь направлена на

производителя и увеличение объемов производства, ассортимента товара.

Следующей концепцией является концепция сбытового маркетинга. Данная концепция направлена на покупателя, где на него воздействуют различными мерами, мероприятиями, которые направлены на удовлетворение потребительского спроса. По мере насыщения рынка массовыми, однотипными товарами у потребителей возникает желание покупать более качественные и функциональные товары, и производители сосредотачивают свое внимание на товаре, его потребительских свойствах. На этом этапе для производителей характерно:

- развитие рекламы,

- изучение потребностей потребителя.

Концепция интенсификации коммерческих усилий - исходит из того, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточном количестве, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования. На покупателя активно воздействуют, используя различные приемы выявления потенциальных потребителей и так называемой «жесткой продажи», фактически вынуждая сделать покупку. Это ситуация - когда есть и количество, и качество товаров на любой вкус, но возникает новый качественный аспект по продажам - фактор «интенсификации коммерческих усилий». Основная тенденция развития мирового маркетинга связана с переносом акцента маркетинговых усилий с собственного производства, технологий и нового

товара - на коммерческие усилия сервиса, на «обработку потребителя», на укрепление социального и экономического благополучия потребителя товаров и услуг.

Маркетинговая концепция стала кардинальным изменением в философии менеджмента, переход от рынка продавца, на котором действовало много покупателей ограниченного количества товаров и услуг, к рынку покупателя, на котором предлагается больше товаров и услуг, чем имеется потребителей, желающих их приобрести. Производители концентрируются не только на своих нуждах, но и на потребностях покупателя, а именно на том, как приобретаемый ими продукт сможет удовлетворить их потребность наилучшим образом. Компании перестают гнаться за увеличением продаж «здесь и сейчас», а начинают концентрироваться на долгосрочных взаимоотношениях с клиентом, поддержанию его удовлетворенности от продукта или услуги. На этом этапе происходит:

- тщательное исследование рынка: анализ потребностей потребителя, его поведение, процесс принятия решения о покупке,

- совершенствование рекламы и продаж: потребителя учат пользоваться продуктом,

- создание долгосрочных конкурентных преимуществ: улучшение качества товаров, улучшение сервиса,

- развитие программ лояльности для клиентов,

- применение маркетинговых инструментов для увеличения прибыли компании и удовлетворенности покупателей.

Концепция социально-этического маркетинга возникла по нескольким причинам, среди них: рост загрязнения планеты, развитие определенных заболеваний и т.д. В соответствии с этой концепцией важно не только удовлетворить «сиюминутные» потребности потребителей, но и сократить негативные последствия для потребителя, окружающей среды и всего общества. В этом случае конкуренция имеет весьма высокий показатель, отдается предпочтение компании, деятельность которой помимо своих клиентов

ориентирована на соблюдение общественных интересов, максимального сохранения ресурсов. Эта концепция требует баланса трех факторов: прибыли компании, потребности потребителей и благосостояния общества. В наше время концепция социально-этического маркетинга применяется недостаточно широко, пока ее используют лишь некоторые компании, но с ростом самоосознанности человека, все больше компаний станут придерживаться именно этой концепции маркетинга.

Концепция маркетинга отношений предполагает, что работа предприятия должна быть направлена на установление длительных взаимоотношений с группой партнеров и потребителей. Идет акцент на усиление личностной значимости в коллективе, так как в данной ситуации ответственность за принятие решения делится между всем персоналом предприятия. Объектом управления является не совокупное решение, а отношения с покупателями и другими участниками процесса купли-продажи. В основе данной концепции находится индивидуальный подход к каждому клиенту, для того чтобы сформировать долгосрочные партнерские отношения.

Концепция инновационного маркетинга - подразумевает, чтобы предприятие постоянно совершенствовало технологии работы, продукцию, виды маркетинговой стратегии. Ощутимые затраты финансов, ресурсов, времени осуществляется на разработку, создание и продвижение абсолютно новых или модернизированных продуктов. Стремление создать уникальную вещь объясняется желанием получить сверхдоход благодаря сиюминутной монополии на новый товар. В соответствии с данной концепцией фирма выполняет следующие задачи:

- выработка стратегии,

- генерирование идеи,

- анализ альтернатив,

- бизнес-расчет,

- проектирование, создание первого образца,

- испытание,

- выпуск и продажа.

Инновации требуют творческого мышления и начинаются с идеи, возникающей у талантливых сотрудников. Идея становится отправной точкой для воплощения в товар.

Таким образом, маркетинг в своем развитии прошел несколько этапов развития. На первых этапах маркетинг концентрировал внимание на сферах производственного и сбытового процесса, но с развитием рынка получил распространение комплексный подход, который учитывал не только потребности производителей, но и потребности клиентов. В последнее время сфера маркетинга еще более расширилась и стала учитывать потребности всего общества в целом.

Любая концепция основывается на знании потребностей людей и основательном исследовании рынка. Цель предприятия всегда является получение прибыли через удовлетворение потребностей клиентов. Достичь успеха получится при комплексном подходе, используя доступные ресурсы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Данько, Т. П. Управление маркетингом: учебник и практикум для вузов / Т. П. Данько. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2020;

2. Кривенко Н.И. Стратегическое управление сбытом как философия маркетинга // В сборнике: актуальные вопросы современной науки и образования сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2020. С. 36-39;

3. Маркетинг-менеджмент: учебник и практикум для вузов / И. В. Липсиц и др. , под редакцией И. В. Липсица, О. К. Ойнер. — Москва: Юрайт, 2020;

4. Основы маркетинга: Практикум / Под ред. Дайитбегова Д.М., Синяевой И.М. - М.: Вузовский учебник, 2020. - 318 с

Zueva T.Z.

Novosibirsk State University of Economics and Management

(Novosibirsk, Russia)

GENERAL IDEA OF STAGES OF DEVELOPMENT OF MARKETING MANAGEMENT CONCEPTS AT ENTERPRISE

Abstract: depending on the size and type of organization, management can use various marketing concepts in managing the company's activities. The concepts of marketing activities have undergone various changes in connection with the development of the market. The article discusses 7 main, most well-known marketing concepts.

Keywords: marketing, marketing concepts, production improvement concept, product improvement concept, commercial effort concept, ethical marketing, marketing impact, innovative marketing concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.