ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
В РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ
COMMON AND SPECIFIC CRITERIA IN THE REALIZATION OF THE DIFFERENTIATED APPROACH TOWARDS PEDAGOGICAL EDUCATION OF BILINGUAL STUDENTS
Л. К. Веретенникова
Статья посвящена актуальной проблеме творческого развития студентов-билингвов и учащихся российских школ. Она содержит выводы и рекомендации для педагогов и учителей в современных поликультурных условиях. В статье дана характеристика подходов к модернизации образования в Российской высшей школе. Показана модель образовательного процесса и результаты ее внедрения.
Ключевые слова: дифференцированный подход, билингвизм, ученик-билингв, поликультурный мир, этнокультурный социум, двуязычие, творческий потенциал.
Динамично развивающийся мир вызвал кардинальные изменения в сфере образования, в связи с чем появились новые тенденции в осуществлении традиционных подходов и возникли новые аспекты, в частности в контексте формирования образовательных стратегий в решении насущных задач творческой реализации личностного потенциала студентов - будущих педагогов, способных успешно решать современные задачи.
В настоящее время считаем исключительно важным при осуществлении дифференцированного подхода адаптировать образовательную систему к индивидуальным особенностям и возможностям современных студентов. Наши исследования показали, что немалая часть студентов педагогического университета является билингвами. Данное обстоятельство нельзя не учитывать, даже напротив, необходимо обеспечивать выбор и вариативность в педагогическом образовании будущих педагогов, и педагогов-билингвов в том числе, тем самым создавая широкие возможности для творческого саморазвития, наиболее полной самореализации личностного потенциала в процессе профессиональной подготовки.
В ходе исследования перед нами встал вопрос о критериях и показателях результативности в осуществлении дифференцированного подхода к студентам-билингвам: мотивация, гибкость в выборе приемов и способов выполнения творческих заданий по изучаемому предмету, связь профессиональных умений с коммуникативными, профессионально-педагогическая рефлексия, самостоятельность, продуктивность в выполнении заданий, достижение целей.
Осуществление названного подхода предполагает обновление содержательного и профессионального компонентов с учетом особенностей каждого студента: индивидуальных, возрастных, профессиональных. В связи с личностно-развивающей парадигмой в педагогическом
L. K. Veretennikova
The article is dedicated to the relevant problem of educating bilingual students and those studying in Russian schools. Also the model of educational process and results of its introduction are stated. Different concepts of Russian higher school modernization are being considered as well as the model of educational process and results of its introduction.
Keywords: differentiated approach, bilingualism, a bilingual student, multicultural world, ethno-cultural society, creative potential.
образовании считаем важным использование гибких организационных форм работы с каждым студентом-билингвом с учетом уровня их подготовки и мотивации. Обратимся к краткой характеристике билингвов.
Понятие билингвизма определяется исследователями (В. В. Иванов, В. Ю. Розенцвейг и др.) как знание двух языков. Часто этот термин на русском языке звучит как «двуязычие», поэтому два этих слова нередко используют как синонимичные (эквивалентные) по значению. Таким образом, билингвом является человек, владеющий двумя языками, а механизмом билингвизма является умение, благодаря которому ребенок может легко переходить с одного языка на другой, что отражено в работах исследователей данной проблематики (Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин и др.).
В период обучения в университете студенты привлекались к проведению педагогического эксперимента. В нашем опыте и эксперименте участвовали дети, которые постоянно находились под воздействием двух языков, английского и русского, они пытались овладеть сразу двумя языками, в связи с чем можно говорить о естественном билингвизме.
Ранее проводимые исследования и анализ педагогического опыта свидетельствуют, что в условиях систематического и интенсивного внедрения двух языков через многообразные социальные взаимодействия, в том числе проектной деятельности при выполнении творческих проектов, овладение билингвальными навыками, вторым языком происходит эффективно. Преимуществом двуязычия является активизация процесса фонетического восприятия. Мы основывались на том, что общее гуманистическое направление в развитии творческого потенциала младших школьников-билингвов заключается в следующем:
• учащимся 1-го класса, в частности, важно представлять оба языка с одинаковой глубиной и любовью;
• педагоги и родители создают благоприятные условия для восприятия детьми сказок, песен, стихов, мультфильмов на двух языках. Ребенку-билингву важно:
а) знать и понимать, что он фактически является наследником двух языковых культур;
б) положительно относиться к двуязычной ситуации, в которой он живет;
в) понимать преодолимость существующих и возникающих языковых трудностей в случае их возникновения в данный момент.
Ученые и практики отмечают, что для продуктивного взаимодействия в социуме установлению отношений взаимопонимания и сотрудничества с русскоязычными и англоязычными родителями способствует знание педагогом этнокультурных особенностей и традиций воспитания в русскоязычной диаспоре, в частности, и наоборот.
Наблюдения в ходе исследования показали, что уже в школьном возрасте ребенок-билингв значительное время проводит среди двуязычных детей, и чем старше он становится, тем большее влияние на него оказывает второй язык.
Перспективы дальнейшего исследования поставленной проблемы могут быть тесно связаны с учетом влияния билингвизма, этнокультурных особенностей социума в изучаемом процессе.
Следует учитывать, что у студентов-билингвов к моменту учебной и преддипломной практики создается прочная основа для максимальной реализации личност-но-творческого потенциала в школах гимназиях и современной начальной инновационной школе, преподавание иностранного языка в которых соответственно начинается с 1-2-го классов. Практикант-билингв при этом удовлетворяет свою потребность в максимальной реализации уровня профессиональной подготовленности к педагогической работе в новых социокультурных условиях.
Полученные результаты убеждают, что, выстраивая собственную образовательную стратегию, студенты-билингвы последовательно проходят следующие этапы индивидуальной образовательной траектории: базовый (накопительный), практический, творческий. Несмотря на условность, можно кратко характеризовать эти этапы.
Так, на базовом этапе студент имеет возможность осознать свои образовательные потребности и возможности их удовлетворения, освоить в соответствии с требованиями стандарта комплекс базовых знаний, умений, действий, входящих в компетенции.
На втором этапе студенты практически применяют компетенции в реальных условиях образовательной сферы.
На творческом этапе происходит углубление, совершенствование собственных компетенций, накопление профессиональной базы, выработка собственного авторского стиля, обогащение опыта творческими находками, достижениями в решении профессиональных задач различной сложности и направленности. Опрос студентов-билингвов показал наличие у них стремления к саморазвитию и самосовершенствованию (81%), к творческой самореализации в педагогической деятельности (76%), к достижению поставленных целей (69%).
Дальнейшее исследование заявленной проблематики связано с созданием интегрированных курсов, усложняющегося поэтапно комплекса заданий и персональных средств (как традиционных, так и электронных) с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого студента.
Критериями развития творческого потенциала обучающегося являются: гибкость, инициативность, самостоятельность, переключаемость.
Творчество в контексте этих критериев проявлялось на высоком и среднем уровнях, отражалось в позитивном творческом опыте, делало личность способной к решению сложных творческих ситуаций, открытой для непрерывно изменяющихся условий и содержания творческой деятельности.
Под потребностью в достижениях мы рассматриваем стремление личности улучшить результаты своей деятельности (соревнования с самим собой), получить уникальные результаты или быть включенными в достижения далеких целей.
Рефлексия осуществляет динамику, развитие, восхождение личности к индивидуальности на уровне ее смысловых образований. Рефлексия помогает осознать и обозначить собственные потребности и мотивы, отделить их от навязанных извне стратегий поведения, отследить проявление неадекватных и неадаптивных стратегий поведения.
Рефлексия понимается нами как механизм саморазвития и самовыражения личности, является фактором психологической устойчивости личности.
Эффективность осуществления дифференцированного подхода в развитии творческого потенциала личности в педагогическом процессе в опытно-экспериментальной работе определялась такими критериями: мотивация (внутренняя и внешняя), когнитивный компонент (знания), развитие творческих умений (гибкость приемов в созидании нового), самостоятельность в выборе темы, принятии решения, достижения целей.
Дифференцированный подход реализуется нами как комплекс средств и механизмов: а) обеспечивающих адаптацию образовательной системы к уровню творческого потенциала, индивидуальным особенностям и интересам отдельных обучающихся; б) обеспечивающих выбор и вариативность образования; в) формирующих стремление к саморазвитию и творческой самореализации в учебной деятельности; г) раскрывающих творческий потенциал каждого обучающегося; д) развивающих индивидуальную образовательную стратегию и траекторию движения вперед.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что именно комплекс названых выше средств и условий позволяет реализовать общее и особенное в названном процессе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников в учреждениях дополнительного образовании - билингвов // Реформы образования в России XXI век: сб. науч. тр. М.; Чебоксары, 2006. С. 41-46.