Научная статья на тему 'Дифференцированный подход в профессионально-педагогическом образовании студентов-билингвов в условиях реформы'

Дифференцированный подход в профессионально-педагогическом образовании студентов-билингвов в условиях реформы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / DIFFERENTIATED APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL TEACHERS' TRAINING / БИЛИНГВИЗМ / BILINGUALISM / УЧЕНИК-БИЛИНГВ / BILINGUAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретенникова Л. К.

Статья посвящена актуальной проблеме творческого развития студентов-билингвов и учащихся российских школ. Она содержит выводы и рекомендации для педагогов и учителей в современных поликультурных условиях. В статье дана характеристика подходов модернизации образования в российской высшей школе. Показана модель образовательного процесса и результаты ее внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a current problem of creative development of bilingual students and pupils of Russian schools. It contains conclusions and recommendations for teachers and tutors in modern polycultural conditions. The article gives the characteristics of approaches of modernization of education in Russian high schools. The model of educational process and results of its implementation is shown.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход в профессионально-педагогическом образовании студентов-билингвов в условиях реформы»

УДК 378 ББК 74.489.472

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ-БИЛИНГВОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ

Л.К. Веретенникова

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме творческого развития студентов-билингвов и учащихся российских школ. Она содержит выводы и рекомендации для педагогов и учителей в современных поликультурных условиях. В статье дана характеристика подходов модернизации образования в российской высшей школе. Показана модель образовательного процесса и результаты ее внедрения.

Ключевые слова: дифференцированный подход, профессиональная подготовка учителя, билингвизм, ученик-билингв.

70

Keywords: differentiated approach, professional teachers' training, bilin-gualism, bilingual students.

Динамично развивающийся мир вызвал кардинальные изменения в сфере образования, в связи с чем появились новые тенденции в осуществлении традиционных подходов и возникли новые аспекты, в частности в контексте формирования образовательных стратегий в решении насущных задач творческой реализации личностного потенциала

Summary. The article is devoted to a current problem of creative development of bilingual students and pupils of Russian schools. It contains conclusions and recommendations for teachers and tutors in modern polycultural conditions. The article gives the characteristics of approaches of modernization of education in Russian high schools. The model of educational process and results of its implementation is shown.

студентов, будущих педагогов, способных успешно решать современные задачи.

В настоящее время считаем исключительно важным при осуществлении дифференцированного подхода адаптировать образовательную систему к индивидуальным особенностям и возможностям современных студентов. Наши исследования пока-

зали, что немалая часть студентов педагогического университета является билингвами. Данное обстоятельство нельзя не учитывать, даже напротив, необходимо обеспечивать выбор и вариативность в педагогическом образовании будущих педагогов-билингвов в том числе, тем самым создавая широкие возможности для творческого саморазвития, наиболее полной самореализации личностного потенциала в процессе профессиональной подготовки.

В ходе исследования перед нами встал вопрос о критериях и показателях результативности в осуществлении дифференцированного подхода к студентам-билингвам: мотивация, гибкость в выборе приемов и способов выполнения творческих заданий по изучаемому предмету, связь профессиональных умений с коммуникативными, профессионально-педагогическая рефлексия, самостоятельность, продуктивность в выполнении заданий, достижение целей.

Осуществление названного подхода предполагает обновление и содержательного, и профессионального компонентов с учетом особенностей каждого студента: индивидуальных, возрастных, профессиональных. В связи с личностно-развиваю-щей парадигмой в педагогическом образовании считаем важным: использование гибких организационных форм работы с каждым студентом-билингвом с учетом уровня их подготовки и мотивации. Обратимся к краткой характеристике билингвов.

Понятие билингвизма определяется исследователями (В. В. Иванов, В.Ю. Розенцвейг и др.) как знание двух языков. Часто этот термин на русском языке звучит как «двуязы-

чие», поэтому два этих слова нередко используют как синонимичные (эквивалентные) по значению. Таким образом, билингвом является человек, владеющей двумя языками, а механизмом билингвизма является умение, благодаря которому ребенок может легко переходить с одного языка на другой, что и отражено в работах исследователей данной проблематики (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин и др.).

В период обучения в университете студенты привлекались к проведению педагогического эксперимента. В нашем опыте и эксперименте участвовали дети, которые постоянно находились под воздействием двух языков, английского и русского, они пытались овладеть сразу двумя языками, в связи с чем можно говорить о естественном билингвизме.

Ранее проводимые исследования и анализ педагогического опыта свидетельствуют, что в условиях систематического и интенсивного внедрения двух языков через многообразные социальные взаимодействия, в том числе проектной деятельности при выполнении творческих проектов овладение билингвальными навыками, вторым языком происходит эффективно. Преимуществом двуязычия является активизация процесса фонетического восприятия. Мы основывались на том, что общее гуманистическое направление в развитии ТП младших школьников-биллинг-вов заключается в следующем:

• учащимся 1 класса важно представлять оба языка с одинаковой глубиной и любовью;

• педагоги и родители создают благоприятные условия для восприятия детьми сказок, песен, стихов,

71

1 / 2014

Преподаватель

мультфильмов на двух языках. Ребенку-билингву важно:

а) знать и понимать, что он фактически является наследником двух языковых культур, и

б) положительно относиться к двуязычной ситуации, в которой он живет;

в) понимать преодолимость существующих, возникающих языковых трудностей в случае их возникновения в данный момент.

Ученые и практики отмечают, что для продуктивного взаимодействия в социуме, установлению отношений взаимопонимания и сотрудничества с русскоязычными и англоязычными родителями способствует знание педагогом этнокультурных особенностей и традиций воспитания в русскоязычной диаспоре и наоборот.

Наблюдения в ходе исследования показали, что уже в школьном возрасте ребенок-билингв значительное время проводит среди двуязычных детей, и чем старше он становится, тем большее влияние на него оказы--|„ вает второй язык.

Перспективы дальнейшего исследования поставленной проблемы могут быть тесно связаны с учетом влияния билингвизма, этнокультурных особенностей социума в изучаемом процессе.

Следует учитывать, что у студен-тов-биллингвов к моменту учебной и преддипломной практики создается прочная основа для максимальной реализации личностно-творческого потенциала в школах гимназиях и современной начальной инновационной школе, преподавание иностранного языка в которых, соответственно, начинается с 1-2 классов. Практикант-билингв при этом удо-

влетворяет свои потребности в максимальной реализации уровня профессиональной подготовленности к педагогической работе в новых социокультурных условиях.

Полученные результаты убеждают, что, выстраивая собственную образовательную стратегию, студенты-билингвы последовательно проходят следующие этапы индивидуальной образовательной траектории: базовый (накопительный), практический, творческий. На базовом этапе студент имеет возможность осознать свои образовательные потребности и возможности их удовлетворения, освоить в соответствии с требованиями стандарта комплекс базовых знаний, умений, действий, входящих в компетенции. На втором этапе студенты практически применяют компетенции в реальных условиях образовательной сферы. На творческом этапе происходит углубление, совершенствование собственных компетенций, накопление профессиональной базы, выработка собственного авторского стиля, обогащение опыта творческими находками, достижениями в решении профессиональных задач различной сложности и направленности. Опрос студентов-билингвов показал наличие у них стремления к саморазвитию и самосовершенствованию (81%), творческой самореализации в педагогической деятельности (76%), достижению поставленных целей (69%).

Дальнейшее исследование заявленной проблематики связано с созданием интегрированных курсов, усложняющегося поэтапно комплекса заданий и персональных средств (как традиционных, так и электронных) с учетом индивидуальных осо-

бенностей и образовательных потребностей каждого студента.

Критериями развития творческого потенциала обучающегося являются: гибкость, инициативность, самостоятельность, переключаемость.

Творчество в контексте этих критериев, которые проявлялись на высоком и среднем уровнях, отражается в позитивном творческом опыте, делает личность способной к решению сложных творческих ситуаций, открытой для непрерывно изменяющихся условий и содержания творческой деятельности.

Под потребностью в достижениях мы рассматриваем стремление личности улучшить результаты своей деятельности (соревнования с самим собой), получить уникальные результаты или быть включенными в достижения далеких целей.

Рефлексия, понимаемая нами как механизм саморазвития и самовыражения личности, фактор психологической устойчивости личности, осуществляет динамику, развитие, восхождение личности к индивидуальности на уровне ее смысловых образований, помогает осознать и обозначить собственные потребности и мотивы, отделить их от навязанных извне стратегий поведения, отследить проявление неадекватных и неадаптивных стратегий поведения.

Эффективность осуществления дифференцированного подхода в развитии творческого потенциала личности в педагогическом процессе в опытно-экспериментальной работе определялась такими критериями: мотивация (внутренняя и внешняя), когнитивный компонент (знания), развитие творческих умений (гибкость приемов в созидании нового), самостоя-

тельность в выборе темы, принятии решения, достижения целей).

Дифференцированный подход реализуется нами как комплекс средств и механизмов: а) обеспечивающих адаптацию образовательной системы к уровню творческого потенциала, индивидуальным особенностям и интересам отдельных обучающихся; б) обеспечивающих выбор и вариативность образования; в) формирующих стремление к саморазвитию и творческой самореализации в учебной деятельности; г) раскрывающих творческий потенциал каждого обучающегося; д) развивающих индивидуальную образовательную стратегию и траекторию движения вперед.

Анализ разработанных подходов педагогов и ученых к исследуемой проблеме дал нам возможность сформировать определение и выявить организационно-педагогические принципы реализации компетентностной модели профессионального климата педагогического образования студентов:

• формирование: благоприятного психологического климата для творчества учащихся и педагогов;

• принцип ведущего звена, помогающий определить приоритетный компонент системы подготовки педагогов на конкретном этапе;

• принципы мотивации на творчество в педагогической деятельности обеспечивают устойчивый рост внутренней мотивации через ее ин-териоризацию, перевод из внешней во внутреннюю;

• принцип трансляции положительного и инновационного опыта по развитию творческого потенциала учащихся в педагогическую практику;

• принцип активизации творческого потенциала будущих педагогов,

73

1 / 2014

Преподаватель

ВЕК

74

предполагающих подход к педагогической деятельности как к содержанию нового на компетентной основе, реализации возможностей развития;

• принцип рефлексии собственной образовательной деятельности, связанной с осмыслением ее результативности, анализом личностных и профессиональных затруднений, барьеров в творческом развитии и их преодолении;

• принцип готовности студентов к изменениям в инновационных условиях профессионального образования;

• принцип целостности компе-тентностной модели подготовки студентов-педагогов к личностно-твор-ческому развитию учащихся;

• принцип научности построения индивидуальной стратегии профессионально-педагогического образования и личности;

• принцип технологизации творческого потенциала.

Проведение диагностики формирования профессиональных компетенций студентов и последующий сравнительный анализ полученных данных выявил тенденцию позитивных изменений будущих педагогов по следующим параметрам: устойчивый рост внутренней мотивации к творчеству (31%), тенденцию к самоанализу собственного творческого потенциала и творческого профиля личности и проектированию страте-

гии саморазвития (16%), нацеленность на формирование их профессиональной компетентности (26%), готовность к позитивным изменениям (56%), стремление к достижениям, успеху (89%), понимание роли творческого компонента в педагогической деятельности (72%).

Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость структурно-содержательной модернизации профессионально-педагогического образования студентов на ком-петентностной парадигме и активном включении будущих педагогов творческий процесс. Новый этап реформирования образования и состоит в реализации целей развития творчества и способностей каждого обучающегося. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что именно комплекс названых выше средств и условий позволяет реализовать общее и особенное в названном процессе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веретенникова, Л.К. Развитие творческого потенциала младших школьников в учреждениях дополнительного образования билингвов [ Текст] / Л.К. Веретенникова // Сборник научных трудов. Реформы образования в России. XXI век. - М. : Чебоксары, 2006. - С. 41-46. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.