ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 4
В.В. Митева
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Автор рассматривает концепцию человеческой безопасности с нормативной точки зрения, обладающей потенциалом оказывать влияние на действия государств по отношению к их гражданам.
Ключевые слова: человеческая безопасность, международная безопасность, развитие, гуманитарная интервенция, права человека, нормативная теория.
Концепция человеческой безопасности представляет собой стремление ряда исследователей расширить традиционное понимание международной безопасности времен "холодной войны". Согласно такому пониманию безопасность рассматривается как защита территории государств военными средствами. Концепция человеческой безопасности указывает на то, что главным субъектом безопасности является индивид, чье благополучие не обязательно напрямую связано с безопасностью государства. Угрозы безопасности людей выходят за рамки международных конфликтов, включая, к примеру, угрозы, исходящие от внутренних конфликтов, нарушений прав человека, загрязнения окружающей среды, бедности, голода и пр.1
Следует отметить, что само понятие "человеческая безопасность" на сегодняшний день является дискуссионным и неоднозначным. Во многом такое состояние отражает противоречивые истоки возникновения концепции. В академической среде возникновение понятия "человеческая безопасность" связано с работами представителей критических направлений исследования безопасности, а также с выходом статьи Кена Буса "Security and Emancipation" (1991)2. Подход сторонников критических исследований безопасности основан на признании того, что государства и выступают в роли гаранта безопасности, но они потенциально могут стать серьезным источником угроз для собственных граждан.
В политической сфере возникновение концепции человеческой безопасности связано с докладом о развитии человека "Новые измерения человеческой безопасности" Программы развития ООН (ПРООН) 1994 г.3 Дальнейшее развитие концепции обусловлено возрастающей
1 Buzan B., Waever О., Wilde J. de Security: A New Framework for Analysis. L., 1998.
2 Booth K. Security and Emancipation // Review of International Studies. 1991. N 17. P. 313-326.
3 URL: http://hdr.undp.org/en/reports/global/hdr1994/
значимостью проблем защиты прав человека и растущей озабоченностью "новыми" угрозами безопасности, порождаемыми процессами глобализации.
Отечественный исследователь Д. Балуев предлагает следующее определение, рассматривая человеческую безопасность как "свободу от угроз для жизни отдельного индивида и ее качества, при одновременном создании условий для свободного развития личности и реализации ее прав и возможностей участвовать в общественной жизни (как на национальном, так и на глобальном уровне)"4.
Существует несколько подходов к пониманию человеческой безопасности.
Широко распространенным является подход к человеческой безопасности, согласно которому главными вызовами, стоящими перед человечеством, являются проблемы голода, бедности, низкого уровня экономического развития и пр.5 Таким образом, в центр анализа концепции человеческой безопасности ставятся проблемы, связанные с развитием. В докладе о развитии человека ПРООН "Новые измерения человеческой безопасности" 1994 г. говорится о том, что человеческая безопасность — это прежде всего защищенность от бедности, болезней и репрессий6.
Согласно программе ООН по развитию, человеческая безопасность базируется на нескольких основных положениях.
1. Угрозы безопасности затрагивают все человечество, несмотря на то что их интенсивность различается. Существует много угроз, которые являются общими для всех людей, — распространение наркотиков, международная преступность, нарушение прав человека и пр.
2. Компоненты человеческой безопасности взаимозависимы. Когда безопасность людей находится под угрозой, это затрагивает всех. Такие проблемы, как загрязнение окружающей среды, наркотрафик, терроризм, не могут ограничиваться рамками государственных границ.
3. Концепция человеческой безопасности ставит в центр индивида, а не государство7.
В докладе ПРООН выделяются основные компоненты человеческой безопасности: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, безопасность для здоровья, экологическая безопасность, личная безопасность, политическая безопасность, общественная и культурная безопасность8.
4 Балуев Д. Понятие "human security" в современной политологии // Международные процессы. 2003. Январь—апрель. Т.1. № 1(1). URL: http://www.intertrends.ru/one/008.htm
5 Commission on Human Security. Human Security Now: Report of the Commission on Human Security. N.Y., 2003; Tadjbakhsh S., Chenoy A. Human Security Concepts and Implications. L., 2006.
6 http : //hdr.undp.org/en/reports/global/hdr1994/
7 Ibid.
8 Ibid.
Следующий подход к человеческой безопасности рассматривает концепцию в узком смысле и анализирует последствия вооруженных конфликтов и угроз, исходящих от авторитарных правительств и несостоявшихся государств по отношению к их населению. Сторонники этого подхода отмечают, что рост количества внутренних конфликтов в последние десятилетия привел к увеличению числа беженцев и вынужденных переселенцев, в особенности среди женщин и детей. Чтобы изменить эту ситуацию, следует принимать меры, которые зачастую могут вести за собой необходимость вмешательства во внутренние дела суверенных государств9.
Третий подход использует концепцию человеческой безопасности для того, чтобы объединить в его рамках рассмотрение ряда новых угроз международной безопасности (незаконное распространение наркотиков, международный терроризм, торговля оружием и пр.)10.
Наконец, ряд исследователей объединяют широкое и узкое понимание человеческой безопасности, чтобы интегрировать концепцию в теоретические исследования международной безопасности11.
Таким образом, как в академических, так и в политических сферах на сегодня не существует единого определения концепции безопасности.
Рассмотрение человеческой безопасности с точки зрения нормативно-политической проблемы ставит ряд вопросов, в первую очередь вопрос о том, до какой степени отсутствие четкой определенности относительно понятия человеческой безопасности сказывается на ее нормативных возможностях. Так, Ньюман констатирует, что хотя в академических дебатах и не удалось достичь определенной концептуальной ясности, в политике (в особенности нормативной), проводимой ООН, концепция человеческой безопасности занимает одно из центральных положений12.
С другой стороны — Питер Хоуг указывает на необходимость "расширения" и "углубления" понятия человеческой безопасности не только для противопоставления анахронизму реалистских подходов к пониманию безопасности, но и в целях смещения акцента безопасности на уровень индивидов13.
9 Mack.A. A Signifier of Shared Values // Security Dialogue. 2004. N 35 (3); MacFarlane S.N., Khong Y.F. Human Security and the UN: A Critical History. Bloomington, 2006.
10 Brauch H.G. Environment and Human Security: Towards Freedom from Hazard Impact // InterSecTions. UNU—EHS. 2005. N 2.; Grayson K. Human Security as Power-Knowledge: The Biopolitics of a Definitional Debate // Cambridge Review of International Affairs. 2008. N 21(3).
11 Thomas C.Global Governance and Human Security // Global Governance: Critical Perspectives / Ed. by R. Wilkinson, S. Hughes. L., 2002; Roberts D. Human Insecurity: Global Structures of Violence. L., 2008.
12 Newman E. Human Security: Mainstreamed Despite the Conceptual Ambiguity? // STAIR 1. 2005. N 2.
13Hough P. Who's Securing Whom? The Need for International Relations to Embrace Human Security // STAIR 1. 2005. N 2.
Другой не менее важный вопрос касается того, насколько концепция человеческой безопасности может выступать в качестве основы для дальнейшего международного сотрудничества и кооперации. Ряд исследователей приводят достаточное количество примеров, в которых использование концепции человеческой безопасности служило центральной точкой возможного глобального управления14. Можно также отметить универсальность концепции, проявляющейся, в частности в том, что она не является предметом исследования лишь западной политической философии.
Концепция человеческой безопасности, не являясь новой, представляет собой результат продолжающихся дебатов о характере взаимодействий государства и индивида.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Buzan B., Waever О., Wilde J. de Security: A New Framework for Analysis. L.,
1998.
2. Critical security studies: conœpts and cases l Ed. by K. Krause, M. Williams. Minneapolis, 1997
3. Special section: what is human security? 11 Security dialogue l Ed. by P. Burgess, T Owen. 2004. N 35(3).
14 Ogata S. Human Security: Theory and Practice // STAIR 1. 2005. N 2.