Научная статья на тему 'Общая теория права, интеллектуальное право (об авторе и творчестве)'

Общая теория права, интеллектуальное право (об авторе и творчестве) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
849
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ГОСУДАРСТВО / ИННОВАЦИИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРАВО / КОНЦЕПЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / РАЗРАБОТКА / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / LAW / STATE / INNOVATIONS / USAGE / INTELLECTUAL PROPERTY / INTELLECTUAL PROPERTY LAW / CONCEPT / ENTERPRISE / DEVELOPMENT / STRATEGY / MANAGEMENT / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонтьев Борис Борисович

Книга «Общая теория права. Интеллектуальное право» представляет собой яркий образец уникального междисциплинарного творчества. Её автор как личность самодостаточная исходит из глубоких позиций правоведения, основанных на комплексных общественных знаниях. Анатолий Владимирович Птушенко представляет принципиально новый взгляд на всю юридическую систему, которая, по его мнению, должна выстраиваться, исходя из интеллектуального права, и лишь потом переходить к имущественному праву, которое развивает и обслуживает право интеллектуальное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General theory of law, intellectual property law (about the author and his creative work)

The book “General Theory of Law. Intellectual Property Law” is a bright example of unique interdisciplinary creative work. Its author, being a self-sufficient person, proceeds from profound provisions of jurisprudence based on integrated social knowledge. Anatoly V. Ptushenko presents a fundamentally new perspective on the entire legal system which, in his opinion, should be built proceeding from the basis of intellectual property law, and only after that the issues of property law that develops and supports intellectual property law should be considered.

Текст научной работы на тему «Общая теория права, интеллектуальное право (об авторе и творчестве)»

Леонтьев Борис Борисович

доктор экономических наук, профессор

Общая теория права, интеллектуальное право (об авторе и творчестве)

Аннотация: Книга «Общая теория права. Интеллектуальное право» представляет собой яркий образец уникального междисциплинарного творчества. Её автор как личность самодостаточная исходит из глубоких позиций правоведения, основанных на комплексных общественных знаниях. Анатолий Владимирович Птушенко представляет принципиально новый взгляд на всю юридическую систему, которая, по его мнению, должна выстраиваться, исходя из интеллектуального права, и лишь потом переходить к имущественному праву, которое развивает и обслуживает право интеллектуальное.

Ключевые слова: право, государство, инновации, использование, интеллектуальная собственность, интеллектуальное право, концепция, предприятие, разработка, стратегия, управление, экономика.

Недавно вышедшая под таким названием книга, выдающего российского специалиста по лингвистическим, экономическим, техническим и юридическим проблемам интеллектуальной деятельности Птушенко Анатолия Владимировича, является образцом уникального междисциплинарного творчества. Она написана научно, профессионально и вместе с тем популярно, но не в рамках привычных нам традиционных мнений. А.В.Птушенко напоминает нам о естественном порядке в юриспруденции, где правоведение первично, а законотворчество вторично. Вместе с тем, автор показывает взаимосвязь правоведения с экономикой и техникой. Правоведение не связано с модой на законы, с территорией и даже со временем, эпохой. Правоведение - это фундаментальная наука, а законотворчество часто подвержено моде, амбициям политиков и прихоти крупного капитала, хотя официально ориентировано на справедливость отношений в обществе. Это произведение написано, скорее, в полемической форме, где оппонентом является официальное мнение специалистов по интеллектуальной собственности, отображенное в современном законодательстве. Однако, в отличие от своих оппонентов, конкретных лиц ученых и чиновников, придерживающихся позиции офи-

циального мнения, автор в качестве аргумента представляет общесистемные определения, схемы, технологии, механизмы и ценностные структуры, что среди современных правоведов и юристов встречается крайне редко. Главные защитные аргументы российских юристов и правоведов, представляющих свои научные разработки и комментирующие строительство российского законодательства, состоят в ссылках на зарубежный опыт. Объектом повышенного внимания для них является то, что принято на цивилизованном Западе! Главный аргумент: так живет весь цивилизованный мир! - На подобных аргументах они строят свои теории и доказательства.

В отличие от подобных ученых Анатолий Владимирович Птушенко как личность самодостаточная исходит из глубоких позиций правоведения, основанных на комплексных общественных знаниях. За плечами у него богатейший опыт разных эпох и идеологий, восемьдесят лет творческого осмысления человека, природы и общества. По своей сути и статусу, он - трижды доктор наук, что уже только по формальным признакам говорит об уникальности его творчества. Широко мыслящих в современном обществе личностей, к сожалению, не много, но они

есть. А мыслящих системно среди широкомыслящих встретить удается крайне редко. Те книги современных авторов, претендующих на общесистемные взгляды, которые мы нередко видим в магазинах и на книжных ярмарках, как правило, все чаще уводят нас в сторону мистики, демагогии и политеса, симпатий и антипатий авторов. Поэтому чаще всего они далеки от реальной науки и практики.

Произведения А.В. Птушенко носят глубокий междисциплинарный характер, всесторонне осмысленны и системны, что заведомо обеспечивает им весьма долгую жизнь и право на свое заметное место в большой современной науке. С автором можно соглашаться или не соглашаться, но игнорировать его аргументацию неразумно. Безусловно, нельзя также после прочтения идей автора затевать срочную реконструкцию уже сложившегося законодательства. Нужны семинары и диспуты среди не только юристов, но и среди экономистов, социологов, политиков и, особенно, среди специалистов по интеллектуальному праву и интеллектуальной собственности. Каждая новая идея должна вызреть также как и сторонники новой идеи, новой парадигмы.

По жизни Анатолий Владимирович, хотя и был военным, но в итоге оказался человеком не командным, не стайным, не ангажированным по партийным признакам. Его восьмидесятилетняя биография насыщена событиями и примерами разносторонней деятельности как человека широко мыслящего, творчески активного и ответственного.

Россия всегда была богата интеллектуальными самородками, изобретающими то, до чего на Западе и Востоке пока не додумались. Большинство уникальных идей пока у нас умирает вместе с их авторами, и спустя десятилетия мы с восторгом их заимствуем у Запада, не догадываясь, что первоисточник когда-то был в нашей стране. Ниже излагаются тезисы концепции преобразования российского права с принципиально новой иерархической структурой, где высшим правом является интеллектуальное, что вполне логично, хотя и нетипично с позиции мирового юридического опыта.

По новой концепции права, подготовленной Анатолием Владимировичем, российское право в ряде случаев исходит из ошибочных аксиом. Оно не отвечает требованиям формальной логики, и потому во многом бессистемно. Это, в свою очередь, мешает навести порядок в

умах лидеров общества и, по убеждению автора концепции, ведет к многочисленным ошибкам в правоприменительной практике. В чем же, по мнению Птушенко, главные недостатки российского права?

Во-первых. Деление права на частное и публичное, по мнению автора этой концепции, неверно в принципе. Оно приводит к представлению о государстве как о надобществен-ной структуре, наделенной полномочиями «от Бога», не подлежащими общественному контролю. Правильнее считать государство частью общества. Государство в лице чиновников - это наемный механизм управления, главной целью которого является обеспечение интересов личности и общества в целом. Тогда вышеуказанное деление права бессмысленно: интересы государства - это и есть охрана интересов личности. При нашем подходе личность и государство - равнозначные субъекты права. Необходимо также четко отличать право, создаваемое наукой от имени общества, от законодательства, создаваемого государством в лице чиновников с их интересами.

Отсюда основной практический вывод: необходимо со временем заменить вертикаль власти, характеризующуюся разделением на «государственные органы» и «местное самоуправление», повсеместным самоуправлением с делегированием полномочий снизу вверх, а ответственности - в обратном порядке: «верхний» орган ответственен перед «нижним», т. е. перед тем, от кого он получил свои полномочия.

Во-вторых. Декомпозиция мировой системы права складывалась стихийно, и потому она до сих пор выглядит нелогичной и бессистемной. Подсистемы первого уровня права должны определяться сообразно критерию «область действия». В первом приближении таких областей три: вещественные отношения, общественные отношения, интеллектуальные отношения. Причем последние - самые важные и определяющие развитие общества: голова всегда важней, чем руки. Таким образом, интеллектуальное право иерархически выше гражданского, которое само - подсистема вещественного права. Внесение интеллектуального права в виде «интеллектуальной собственности» в состав ГК РФ антинаучно и чрезвычайно вредно с практической точки зрения. Необходимо исправить такое положение, выделив не зависящее от ГК РФ интеллектуальное право.

В-третьих. В Гражданском кодексе законодатель избегает точных дефиниций, заменяя

Общая теория права, интеллектуальное право (об авторе и творчестве)

их перечислениями отдельных правомочий. Из-за этого, по мнению А. В. Птушенко, российское право не обеспечивает разумных представлений о таких ключевых понятиях, как «собственность», «юридическое лицо», «аренда», «гражданское общество», «культура» и многих других. Необходимо разработать тезаурус - систему взаимосвязанных ключевых понятий права и утвердить его законодательно.

В-четвертых. Для правильной оценки комплексных объектов и ситуаций (типа невосполнимых ресурсов) необходимо создать новую отрасль науки - эконологию, изучающую объекты одновременно с позиций экономики, экологии, права, и ввести ее в состав обязательных курсов всех вузов - от юридических до технических. В юридических вузах, по мнению Анатолия Владимировича, следует прекратить преподавание «отстоя», якобы приучая студента «к самостоятельному мышлению», содержащему элементы анализа. Речь идет о теореме неполноты по Гёделю, предписывающей искать решение проблем системы в надсистеме.

В-пятых. Сегодня по нашему законодательству создатель вещных объектов признается государством более важным, чем создатель идей и интеллектуальных ценностей. Нужно изменить этот порядок на обратный: идеи гораздо ценнее вытекающих из них предметов, они занимают неизмеримо меньше места. Ими неизмеримо выгоднее торговать. Претензии работодателей, включая и государство, на изначальное право присвоения вещных прав на нематериальный объект необходимо решительно поумерить. Государство должно своевременно выявлять и поощрять наиболее способных и ценных создателей.

В-шестых. Преподавание права в вузах необходимо решительно изменить. Прежде всего, надо исключить положение «закон - источник права», заменив его на обратное: закон, который создается государством и является подсистемой общества, -следствие права, создаваемого наукой от имени общества. Правоведение должно стать основой образования современного юриста, дабы он убоялся максимы Лютера: «Юрист, если он только юрист, - жалкая вещь».

Наука будет указывать государству нормы его поведения, его оптимальные параметры, создавая вместе с масс-медиа концептуальную ветвь государства. Контроль науки государством следует прекратить.

Идея - это зафиксированное в каком-либо коде представление об устройстве объ-

екта, о сути процесса, о причинах и следствиях явлений - все то, что позволяет передать объективное сообщение об объекте либо реализовать его неким объективным способом.

Интеллект порождает идеи. Птушенко подчеркивает, что у нас термин «интеллект» пока не имеет никакой связи с понятием «идея». Согласно коммунистическому вероучению, под этим термином до сих пор обычно понимается только какая-либо политическая концепция, догмат веры, входящий в знаковую систему под названием «идеология», поэтому Анатолий Владимирович предлагает следующую дефиницию: в эпоху научно-технической революции радикально изменяется роль науки, происходит информатизация общества, развивается новая область деятельности и наука, изучающая эту область, - информациология. Многие сложившиеся механизмы управления обществом уже не отвечают современным требованиям, они способны поддерживать собственный гомеостазис исключительно за счет полной дестабилизации управляемой системы, т. е. общества.

Развитие информациологии, по мнению автора, приведет к созданию модели информационно-сотового сообщества. На базе этого А.В.Птушенко разработал идеологию концептуальной власти, основу которой составляют идея правового государства и некоторые общие законы управления обществом. Объединение всех этих идей и позволило автору разработать информациологическую концепцию гражданского общества. В таком обществе системная информация играет ведущую роль, а ее правовая охрана и защита в качестве интеллектуальной собственности - важнейшая забота государства.

Изъятие идеи из числа объектов правовой защиты, проведенное в ранее действовавшем «пакете законов об интеллектуальной собственности», по мнению автора, является большим промахом законодателя: нет товара дороже, важнее и компактнее идеи. На идеях основана вся человеческая цивилизация. Никто не в силах организовать свое разумное поведение, не имея в голове априори четкой идеи такого поведения. Производство идей не требует расходования невосполнимых природных ресурсов. Торговля идеями гораздо выгоднее, чем торговля любыми иными товарами. Неумение создать общий закон об интеллектуальной собственности, защищающий идею любого творческого решения, по мнению автора, - один из тяжелых грехов сегодняшнего российского законодате-

ля. Введение в Гражданский кодекс Российской Федерации его части четвертой отнюдь не улучшило ситуацию.

Птушенко не раз подчеркивал: из всех видов собственности интеллектуальная собственность - самая важная. Кто владеет знаниями, а еще важнее, методами получения новых знаний, тот будет определять, в конечном счете, структуру всего общества, порядок распределения собственности, стратегию его развития и все остальное.

Из всех видов интеллектуальной собственности наиболее важный и ценный объект - идея. Ее частные реализации - вербальная, техническая и т. п. Эти частные реализации идеи охраняются частными законами: авторским, патентным и др.

Для охраны самого обобщенного и самого ценного вида интеллектуальной собственности - идеи необходим обобщенный «основной» закон об интеллектуальной собственности. Чтобы не смешивать его с Конституцией, А.В. Птушенко предлагает дать ему название «Общий закон об интеллектуальной собственности».

Общий закон, считает Птушенко, должен охранять и защищать самые важные права всех

создателей интеллектуальной собственности. При этом частные законы будут охранять и защищать любую локальную реализацию идеи.

Общий закон об интеллектуальной собственности нужен не только интеллигенции, в первую очередь, он требуется всему обществу: идея - как самый эффективный, самый выгодный товар, как базис развития и общества в целом и отдельных людей, как гарантия коэволюции общества и природы - более всего нуждается в надежной правовой охране и защите. И более всего их достойна.

Философская концепция интеллектуального права Анатолия Владимировича Птушенко является редким и весьма ценным для нашего постсоветского общества системным феноменом, полезным не только юристам-законотвор-цам, но и высшим чиновникам, преподавателям и студентам вузов, пытающимся осмыслить векторы и перспективы развития государства, общества, цивилизации. Интеллект Анатолия Владимировича - это сгусток глубоко системных междисциплинарных знании, которые формировались в течение его длительной, богатой событиями жизни и на основе его разносторон-

него опыта. Уникальность этой концепции заключается в её редкой по признаку научности и междисциплинарности, глубокой её осмысленности многоопытным интеллектуалом, по сути, трижды доктором наук.

Проблематичность обсуждения концепции Птушенко состоит, во-первых, в том, что и сама концепция, и ее автор уникальны и беспрецедентны. При этом все мы хорошо знаем, как у нас относятся к уникальным и беспрецедентным творческим произведениям. В лучшем случае никак, ведь спорить-то ему не с кем, поскольку с аналогичными по оригинальности и обоснованности концепциями его концепция не конкурирует. Во-вторых, для наших чиновников он - фигура внесистемная, т. е. он находится вне госструктур. В-третьих, проблема в рутинности мышления тех системных специалистов, которые определяют сегодня актуальность правовой тематики и векторность рассматриваемых правовых проблем. В-четвертых, 84-летний возраст не позволяет ему быть мобильным и активным пропагандистом своих идей и произведений. И, пожалуй, в-пятых, это невосприимчивость к инновационной проблематике со стороны структур власти, занятых своим ресурсным бизнесом, а также невосприимчивость к любым темам, не озвученным первыми лицами и теми СМИ, которые, казалось бы, в первую очередь должны обеспечивать прозрачность и демократизм идеологического развития нашего общества. Здесь в первой шеренге стоят центральные СМИ, обслуживающие слова и дела лишь высших чиновников и олигархов с большой выгодой для себя и с минимальной пользой для общества.

Тем не менее, факт его попытки усовершенствовать российское интеллектуальное право и право в целом следует отметить как чисто альтруистический жест автора. Этой выстраданной научной концепцией, по нашему мнению, впоследствии воспользуются ищущие истину благодарные ученые и неблагодарные компиляторы, рвущиеся с украденными у предшественников идеями в ряды ученых, политиков и законодателей. Однако для А.В.Птушенко важно посеять доброе и вечное, даже если оно распространяется через компилят. Книга издана малым тиражом, она продаётся в Торговом Доме «Библио-Глобус» и у издателя - в институте СОИС. Бывший председатель Патентного ведомства Республики Беларусь Валерий Иванович Кудашов нашёл её чрезвычайно полезной и интересной для себя и своих коллег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.