9. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка: учеб. для ин-тов н фак. иностр. яз / И.В. Арнольд. - 3-е изд., перераб. идоп. - М.: Высшая школа. 1986. — 295 с.
10 Bath and Beyond: 36 Leisure Attractions. — The Association of Bath and District Leisure Enterprises, 2004. — 120 p.
11. Superbreak N»l: for short breaks in Britain (England, Scotland. Wales, Ireland). — CDS Publications Ltd: Tourism, Leisure, Creations, 2004. — 54 p.
ДАНИЛЕНКО Ольга Валерьевна, преподаватель кафедры иностранных языков, аспирантка кафедры иностранных языков по специальности «Германские языки».
Адрес для переписки: е-таШ [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.03.2010 г.
Ф О. В. Даниленко
УДК 002.2(57«):*55(571) Е. В. БЕРЕЗОВСКАЯ
Г ос ударе тве иная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, г. Новосибирск
ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗДАНИЯ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1991-2010 гг.)
Постсоветский период продолжающегося исторического существования России и её части — Сибири—относительно небольшой: всего неполных 19 лет (с августа 1991 г. по настоящее время). Но именно этот период характеризуется масштабными и глубокими изменениями всех сторон жизнедеятельности россиян: общественно-политической, экономической, культурной, образовательно-воспитательной, нравственной, личностной. Изменилось (и продолжает меняться) административно-территориальное деление Российского государства, включая Сибирь. Эти и другие факторы нового, постсоветского, существования Сибири (и России в целом) отражаются на качественных и количественных аспектах издательской деятельности сибиряков, на организации и результатах этой деятельности, её значимости для жизнедеятельности людей. В статье оцениваются процессы в региональном издательском деле Сибирского федерального округа, которые происходят в области издания художественной книги.
Ключевые слова: книжная культура, история, Сибирь, книгоиздание.
Литературно-художественное книгоиздание — особый и самый значительный по объёму сектор книгоиздания в современной России в целом и в Сибири в частности. Из 100% общероссийского книгоиздания этот сектор стабильно занимает около 40% {1, с. 10). Тенденции его развития в постсоветский период отчасти присущи всему современному российскому книгоизданию в новых социально-экономических условиях (с начала 1990-х годов), отчасти специфичны именно для издания художественной литературы, являющейся традиционной частью духовной культуры российских народов, в том числе населяющих сибирские земли и создавшие на этих землях в течение трёх веков несколько крупнейших центров русской книжной культуры (Иркутск, Томск, Новосибирск, Омск, Барнаул. Красноярск, Кемерово и другие) [2, с. 9).
Всё книжное дело в России и в её части - Сибири в постсоветский период подверглось вслед за политическими, социальными, экономическими преобразованиями коренным и по своей сути революционным изменениям. Революционизирующую роль в российском книгоиздании сыграло решение Совета министров РСФСР от 17 апреля 1991 года о регулировании издательской деятельности. Это и ряд более поздних постановлений российского правительства опреде-
лили появление и развитие принципиально новых (по сравнению с советским периодом) не государственно-монополистических, а свободных, рыночных, неподцензурных условий книгоиздания и книгораенро-странения. Этот, в целом прогрессивный, процесс характеризовался, особенно в первой половине 1990-х годов, стихийностью, неуправляемостью. Идеологический диктат, как отмечает А. Ильницкий, сдал все позиции «диктату рынка»: «издавалось то, что продавалось» (3): таким образом, в литературнохудожественном книгоиздании доминирующей оказалась тенденция бестселлеризации. Причём книгоиздательский рынок бестселлеров монополизировали центральные издательства Москвы и Санкт-Петербурга, тогда как российская провинция довольствуется примерно 10% отобщего количества государственных и негосударственных издательских организаций России.
Анализируя сибирский рынок книгоиздания, С. Гольдберг замечает, что «...ещё в 2004 году ни одна сибирская компания не входила в сотню крупнейших издательств России. В 2006 году в этот список вошло только одно сибирское предприятие — «Сибирское университетское издательство» (Новосибирск) [4|.
Не внушают оптимизма относительно пере-спектив сибирского книгоиздания и такие показа-
тели, приводимые С. Гольдберг, как общий объём продукции, выпускаемый издательствами Сибири в 2006 году. По количеству наименований общий объём продукции составилял 5802 печатные единицы — это 5,7% от общероссийского годового объёма, доля же совместного тиража этих изданий всего 0,7% от общероссийского объёма. Многие книгоиздательские предприятия Сибири нерентабельны, констатирует С. Гольдберг: «прибыли с продаж хватает только на то, чтобы продолжать издательскую деятельность и сводить концы с концами» |5|.
В этой ситуации пессимист мог бы предположить полную деградацию, даже исчезновение, собственной книжной культуры в Сибири, опирающейся на свои издательские и рыночные ресурсы. Однако есть, на наш взгляд, серьёзные основания для несогласия с высказанным неутешительным прогнозом. Одно из них — инициативы «непонятных одиночек», интеллигентных, образованных энтузиастов развития духовной культуры в Сибири, финансирующих и организующих низкодоходные, но культурологически и социально значимые проекты. Об этих энтузиастах и внушительных результатах их деятельности говорит С. Гольдберг, называя их имена: Владимир Свиньин (создавший новосибирское издательство «Свиньин и сыновья»), Геннадий Сапронов, иркутский издатель («Издатель Сапронов») и другие (5).
Второе основание — более полное, чем это дано в общероссийских государственных библиографических источниках, описание фактов литературнохудожественного издания в центрах книжной культуры Сибири.
Приведём и прокомментируем ряд таких фактов.
На основе анализа краеведческих картотек областных научных библиотек Омска, Кемерова, Новосибирска и Барнаула нами получены следующие количественные данные: всего выявлено 2157 наименований литературно-художественных изданий, вышедших в печать в постсоветский период, из них (26%) выпускалисьнатерритории областных центров (в районах). Это связано с тем, что с начала 1990-х годов центральные районные библиотеки и отделения при администрациях отдельных районов и областей (Омской, Новосибирской и др.) начали систематически заниматься подготовкой коллективных сборников художественных произведений.
Всего в Омске, Кемерове, Новосибирске и Барнауле, а также на территории прилегающих областей 84 организации, издающие или издававшие художественную литературу в постсоветский период, из них около 70% — коммерческие предприятия. Самым крупным является Сибирское университетское издательство (Новосибирск). Выпуск художественной литературы одним этим издательством по количеству названий составляет 1,3% от общероссийского объёма количества названий изданий художественной лигературы, выпущенных с 1991 — 2010 гг.
Статистические данные, приведённые нами, подтверждают реальность и динамизм тех тенденций в развитии издательского дела, которые характеризуют общероссийский масштаб обновления книжной культуры в постсоветский период. Мы имеем в виду
здесь факт преобладания частных издательств и издающих организаций по сравнению с количеством государственных издательств.
Что касается жанрово-видовой структуры издания художественной литературы в вышеназванных центрах, то есть основания отметить более интенсивное издание поэзии (73%), чем остальных жанров. Это можно объяснить тем, что в большинстве случаев издательства выпускают небольшими тиражами (300—500 экз.) непериодические поэтические сборники, посвященные каким-либо событиям, юбилеям, памятным датам.
Из всего сказанного можно сделать вывод: общая оценка современного сибирского литературно-художественного издания не может быть сведена к сугубо культурологической, регионально-краеведческой значимости, как утверждает в своей статье С. Гольдберг «...о сибирском издательском рынке можно говорить лишь в культурологических, но никак не в экономических категориях» (5].
В сибирском литературно-художественном издании, как и в целом в России, экономическая составляющая характеризуется и присутствует многоаспектно: это и источники финансирования, и прибыль, и сама свобода экономического существования.
Наше рассуждение о критериях общей оценки современного сибирского литературно-художественного издания носит проблемно-полемический характер, его аргументация характеризуется новизной фактографических данных. Сами эти данные нуждаются в расширении и полной систематизации. Но даже в представленном кратком варианте описания содержится, на наш взгляд доказательство активной и разносторонней издательской работы центров книжной культуры Сибири в постсоветский период.
Библиографический список
1. Книжный бизнес России: итоги 2005 года // Книжный бизнес. - 2006. - N0 1. - С. 3- 12.
2. Пайчадзе, С.А. Книжная культура за Уралом. Исследования конца XX — начала XXI столетий / С.А. Пайчадзе. — Омск: Вариант-Омск, 2008. — 153 с.
3. Ильницкий, А. Книгоиздание в современной России / А. Ильницкий. — (Электронный ресурс). — 2002. — Режим доступа: http://www.vagrtus.ru.
4. Гол1у^5ерг. С. Сибирский рынок книгои^л/игия.. УС Гом^берг// Эксперт-Сибирк — 2007. — N«33(175). — [Электронный ресурс]. — Режим досиупа: http://www.sup99.ru/artlcles/29.
5. Голодберг. С. Остаться в живых. Анализ сибирского рынка книгоиздания/С. Гольдберг. — (Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.sapronov-book.ru.
БЕРЕЗОВСКАЯ Екатерина Владимировна, аспирантка секции книговедения Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.03.2010 г.
© Е. В. Березовская
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСТНИК »#4 (S9) 2010 ФИЛОЛОГИЧ£СКИ1 НАУКИ