БИБЛИОСФЕРА, 2010, № 4, с. 29-32
Материалы научной сессии ГПНТБ СО РАН1 —7/
УДК 002.2(571) ББК 76.10(25)
КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК. К итогам исследований книговедов
© А. Л. Посадсков, 2010
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15
Подводятся краткие итоги работы лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН по проекту СО РАН 2007-2009 гг. Дан анализ итогов развития книжной культуры Сибири и Дальнего Востока в период системной трансформации российского общества 90-х гг. ХХ - начала ХХ1 в., выявленных в результате исследования.
Ключевые слова: книжная культура, книгоиздание, книжная торговля, чтение, Сибирь, Дальний Восток, книговедение, постсоветский период.
Brief results of the research work of laboratory of bibliology of State Public Scientific Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science on the research project of the SB RAS, obtained in 20072009 are presented. The results of development of book culture of Siberia and the Far East during system transformation of the Russian society of 90th ХХ - beginnings ХХ1 the century are analysed.
Key words: book culture, book publishing, book trade, reading, Siberia, the Far East, bibliology, the postSoviet period.
Ровно двадцать лет назад, в 1990 г. книговеды ГПНТБ СО РАН провели исследование о путях развития книжного дела Сибирско-Дальневосточного региона в связи с новыми возможностями, открытыми перестройкой для книжного творчества и предпринимательства. По материалам исследования вышел сборник научных трудов, публиковались статьи. Сегодня многие рекомендации для издателей, книготорговцев и библиотекарей, выработанные нами, воспринимаются как административный романтизм. Жизнь взяла и посмеялась над нашими прогнозами. Течение событий, как это часто бывает, пошло по несколько иному руслу. Но в одном, самом главном, сибирские книговеды не ошиблись: мы уверенно предполагали, что грядущее книгоиздание в России и регионе будет по-преимуществу негосударственным.
Спустя два десятилетия лаборатория книговедения ГПНТБ СО РАН вернулась к изучению, теперь уже состоявшейся, постсоветской действительности в книжной культуре региона, обозначив своим исследовательским приоритетом выявление закономерностей и особенностей современного развития книгоиздания, книгораспространения и чтения в Сибири и на Дальнем Востоке.
Основной вывод участников проекта заключается в том, что радикальная смена парадигмы развития российского книжного дела, произошедшая в 90-е гг. ХХ - начале ХХ1 в., создала позитивный импульс для книжной культуры региона и открыла перед ней широкие перспективы. Не все из того, что происходило в мире книг за это двадцатилетие, заслуживает восторженных оценок теоретиков и практиков книжной сферы - но ведь любое революционное движение истории противоречиво и несет с собой не только исключительный позитив для всех слоев и групп общества. Из аппарата тотального государственного контроля и управления сознанием граждан книжное дело России превратилось за эти годы в поле действия различных общественных сил. За этими силами могут стоять политические партии и движения, очень часто -интересы крупного бизнеса, реже - государства, которое предпочло дистанцироваться от книгоиздания и книжной торговли во всех отношениях -от финансовой поддержки до нравственного влияния (исключая специфическую предвыборную издательскую деятельность). Но чаще всего за эволюцией книжного потока, его количественными
1 Начало материалов научной сессии было опубликовано в № 3 за 2010 г.
и структурными изменениями, преобразованиями в среде творцов и доставщиков книги до конкретного читателя стоят ограниченные временем (локальные и фундаментальные) сдвиги в общественном сознании, ментальных предпочтениях, настроениях и самоидентификации россиян. Книжное дело, фактически, вернулось к тем позициям, на которых оно существовало до 1917 г., став вновь сферой деятельности, по преимуществу, общества, а не государства.
Объем информации, добытой участниками научного проекта и доказывающей с разных сторон это положение, весьма обширен. Количественная и структурная сторона перемен отражена в статье И. В. Гареевой, публикуемой в данном номере «Библиосферы». Можно говорить также об общественно востребованном расширении издательской географии на востоке России: книги, журналы, новые газеты стали выпускать многие малые и средние города и даже поселки, в которых ранее не возникала мысль об издательской деятельности, тем более о выходе оригинальных литературных и краеведческих альманахов, книжных серий местных поэтов и писателей, трудов вузовских филиалов и т. п. Маленькими книгоиздательскими центрами стали Тара, Ишим, Барабинск, Прокопьевск, Белово, Междуреченск, Березовский, Норильск, Комсомольск-на-Амуре и другие города и поселения.
На издательской карте Сибири и Дальнего Востока появилась не густая, но достаточно представительная сеть независимых интеллектуальных («культурных») издательств, числящих за собой впечатляющие, даже в масштабах страны, творческие достижения: Издательство Ю. Л. Мандрики (Тюмень), «Наследие. Диалог-Сибирь» (Омск), «Сова» (бывший «Сибирский хронограф»), «Сви-ньин и сыновья» (Новосибирск), «Буква» (Красноярск), «Кузнецкая крепость» (Новокузнецк), «Издатель Сапронов» (Иркутск), «Поиск» (Чита), «Частная коллекция» (Хабаровск), «Рубеж» (Владивосток) и др. Их цель глубже, чем извлечение прибыли или однобокая пропаганда - они стремятся к реализации научного, краеведческого и творческого потенциала своего региона, в конечном счете - к приумножению интеллектуальных ресурсов страны.
За двадцать лет реформ в Сибири и на Дальнем Востоке возникли и набрали силу издательство СО РАН, «Дальнаука» и Издательство Дальневосточного государственного университета во Владивостоке, «НТЛ» в Томске, «Сибирское университетское издательство» в Новосибирске и др.
Под влиянием перемен академическая научно-издательская деятельность в СО РАН обрела новые формы. Одна из категорий современного книжного предприятия может быть названа «ма-
лые академические издательства». Термин, разумеется, весьма условный: многие из этих издательств давно уже не «малые» по объему и разнообразию выпускаемой продукции, а некоторые («ГЕО», издательство Института археологии и этнографии СО РАН) по критерию издательской культуры и полиграфического исполнения своих книг стоят вровень с лучшими мировыми образцами.
За время своей работы «малые» издательства СО РАН выпустили в свет около полутора тысяч названий монографий, сборников статей и другой литературы (только в издательстве «ГЕО» их вышло свыше 450), несколько сот номеров научных журналов. Наличие самых сложных для исполнения работ не мешает росту издательского мастерства, очевидному для всех повышению уровня полиграфической культуры.
В академических центрах России произошла диверсификация научного книгоиздания. Вместо одного канала обнародования научного знания (каковым для Академии РАН десятки лет было издательство «Наука»), появились различные, хотя и менее мощные, издательства, специализирующиеся на выпуске продукции академических институтов. Для ученых региональных центров РАН возникло больше удобств в публикации своих трудов, расширился спектр издательских предложений и возможностей.
Еще одну категорию издательств, выросших на академической почве, можно условно назвать «субакадемическими». Это издательства, не получающие бюджетного финансирования РАН (формально не зависящие от нее), но «питающиеся» научной продукцией Академии РАН. Лидирующим «субакадемическим» издательством является «Инфолио» («Инфолио-пресс») в новосибирском Академгородке, выпускающее научно-популярный (многокрасочный и глянцевый) журнал СО РАН «Наука из первых рук», научную, а также научно-популярную литературу по истории, археологии, палеонтологии, натуральной истории в таком же высококлассном глянцевом исполнении. Другим примером издательства, активно осваивающего «субакадемическую» нишу, может служить Издательский дом «Историческое наследие Сибири», осуществляющий (в полном контакте с Институтом истории СО РАН) ряд крупных проектов. Последним из достижений издательства стал выпуск в конце 2009 г. фундаментальной «Исторической энциклопедии Сибири» в трех томах.
Активно и уверенно развивается сеть специализированных издательств, почти не существовавшая до 1991 г. Их задача состоит в том, чтобы найти неразработанный сегмент локального книжного рынка - и заполнить его своей продукцией. Часто из-за относительно невысоких цен литература таких издательств пользуется в регионах
А. Л. Посадское, 2010, № 4, с. 29-32
большим спросом, чем аналогичные произведения центральных издательств. Экономическую литературу в Сибири выпускает, к примеру, новосибирское издательство «ЭКОР», юридическую -«ЮКЭА», учебные пособия для вузов - «Инфра-М» и издательство НГТУ.
Исследование сибирских книговедов позволяет сформулировать утверждение о колоссальном росте влияния и роли личности в новейшей книгоиздательской истории России. Никогда ранее личность руководителя и (или) главного специалиста издательства не влияла так на судьбу книжной культуры в регионе. В условиях свободной экономики и конкуренции возникла жесткая необходимость осмысленной и ответственной внутренней (экономической, кадровой, репертуарной) политики издательств. Личная ответственность руководителя за финансовые, производственные или эстетические ошибки, а с другой стороны, его личная деловая репутация, личный интеллектуальный интерес к своему делу являются сегодня мощнейшей пружиной издательского процесса. Характерно, что многие старые, оставшиеся от советских времен областные и краевые книжные издательства (Томское, Алтайское, Кемеровское, Красноярское, Омское, Восточно-Сибирское и др.) потерпели в 19931999 гг. крах потому, что их руководителям, пришедшим из бывшей партийно-советской, журналистской или писательской номенклатуры, не хватило умения (а порой и знаний, и желания) твердо вести продуманную деловую стратегию и гибко реагировать на удары рыночной стихии. Не выдержали теста на профессионализм и многие писатели, а также журналисты, возомнившие себя открывателями современных, коммерческих издательских предприятий.
Основополагающий характер носят перемены и в другой области, характеризующей содержательную сторону книжного производства - книжном репертуаре региона. Произошел переход от «массовизации» книжной культуры, свойственной советской эпохе, к ее «индивидуализации», соответствующей новым «атомистическим», дезинте-грационным процессам в развитии общества. Место прежней одинаковости мыслей, вкусов, пристрастий потребителей книжной продукции (и, соответственно, усредненности форм и содержания массовой книги) заняла «россыпь» различных социальных заказов на литературу: стратовых, групповых, индивидуальных, ориентированных на разнообразные, порой весьма причудливые общественные, политические, культурные, профессиональные, корпоративные, конфессиональные, эстетические запросы. Демократическое устройство общества предполагает разнообразие взглядов и желаний, разномыслие, учет всех оттенков мнений и потребностей граждан. В соответствии с этим
развитие книжной культуры России и ее регионов пошло по пути обеспечения всего разнообразного спектра современных требований на печатную информацию. На смену массовой тиражности советского времени и перестройки - от 100 тыс. до 1 млн экз. и выше - пришли тиражи, рассчитанные на небольшую аудиторию специалистов, ценителей, любителей той или иной тематики - от нескольких сотен до нескольких тысяч экземпляров.
Это подтверждает динамика количества названий книг, выпущенных в Сибири. Число наименований таких книг увеличилось почти втрое (на 271%) в 2003 г. по сравнению с 1992 г. В то же время средний тираж одной сибирской книги снизился в несколько раз.
Появился феномен «маргинальной» (нео-сам-издатовской) литературы, вызванной экзотическими или экстремистскими потребностями немногочисленных групп и индивидов. Общественная ситуация вызвала к жизни узкотематические издательства, обслуживающие своей литературой только отдельные читательские общности - поклонников и адептов определенной идеи, литературного или эстетического направления.
Очевидно, что тенденция к разъединению, индивидуализации общественного сознания россиян сохранится на протяжении обозримого времени. Соответственно с этим, сформировавшиеся принципы удовлетворения потребностей разных групп российского общества с помощью микро- и мезо-тиражей книжной продукции, генерируемой в провинции небольшими издательствами, сохранится как основное направление издательской практики на длительную перспективу.
Новая «элитарность» современной книги, возникшая в результате ее экономической недоступности для большинства населения, повлекла за собой повышенное внимание к внешнему облику книжной продукции. Этот фактор, а также конкурентная борьба издателей за читателя привели к существенным позитивным сдвигам в полиграфической культуре. Искусство книги, мастерство сибирских издателей и полиграфистов к исходу первого десятилетия ХХ1 в. намного превзошли даже лучшие образцы региональной издательской культуры советской эпохи. Книги - произведения искусства, книги - образцы художественного стиля, удивительные по своей эстетической концепции миниатюрные книги перестали быть редкостью в репертуаре сибирских и дальневосточных издателей.
Сравнительно быстрыми темпами, в основном в течение 2000-2008 гг., произошла радикальная модернизация полиграфической базы Сибири и Дальнего Востока. Запущенное техническое состояние государственных полиграфических предприятий региона было их характерной чертой на
всем протяжении советской истории. На смену им в начале ХХ1 в. пришли вновь созданные частные, оформленные в виде АО, ООО или ТОО типографии, обладающие самым современным зарубежным оборудованием, которое позволяет создавать продукцию максимально высокого качества. Мелкие, технически отсталые ведомственные предприятия, с которых начиналось «новое русское книгоиздание» в годы перестройки, сегодня оттеснены на обочину региональной полиграфии, хотя и не окончательно сошли со сцены.
Коренные изменения произошли в сфере книжной торговли. Государственные предприятия -областные и краевые книготорги - были акционированы, частью поглощены затем другими частновладельческими структурами, а частью продолжают работать на остаточных сегментах книжного рынка (часто в районных центрах и другой провинциальной глубинке). Сфера их влияния резко снизилась, они с трудом интегрируются в рыночную экономику. Как и в издательском деле, в книжной торговле появилось много мелких и средних частных предприятий. Главенствующую роль в оптовой книжной торговле заняли несколько крупных и небольших (краевого и областного масштаба) предприятий. Первым их них, переросшим региональные рамки и превратившимся в общероссийское (национальное) предприятие оптово-розничной книжной торговли, стало ООО «Топ-книга», начинавшее свою деятельность в 1995 г. в Новосибирске. В начале ХХ1 в. проявилась тенденция к монополизму «Топ-книги» на книжном рынке Сибири и Дальнего Востока, что вызвало обоснованные тревоги специалистов и попытки нарушить эту сложившуюся монополию компании-гиганта. Общий экономический кризис и системные ошибки руководства «Топ-книги» привели к тому, что в 2008-2010 гг. компания понесла большие убытки и была вынуждена распродавать по частям свои активы. В настоящее время «Топ-книга» близка к окончательному разделу и продаже в руки других мегаструктур российского бизнеса.
Эволюция регионального чтения, смена читательских приоритетов и лидерной тематики читаемой продукции происходила в русле общей тенденции смены «коллективистского» менталитета на «индивидуалистский». Исследование выявило значительную мобильность (динамику) в трансформации чтения, что говорит о происходящих серьезных переменах в общественном менталитете сибиряков и дальневосточников. Результаты 20062007 гг. сильно отличаются даже от тех показателей, которые были выявлены в 1999-2000 гг. при аналогичном исследовании.
Основа современного общества — самостоятельные работающие граждане (не студенты, учащиеся, пенсионеры, военные) в возрасте от 20 до 50 лет фундаментально меняют свои читательские (то есть ментальные) ориентиры. Их самоидентификация (через героев и авторов книг, тематику и оценки чтения) сводится к идее реализации потенциала своей личности. Политизированную и вообще идейно «нагруженную» литературу современный региональный читатель резко отвергает.
Таковы лишь некоторые выводы и оценка, которые основаны на результатах коллективного исследования 2007-2009 гг., осуществленного специалистами лаборатории книговедения как научный проект СО РАН. По итогам работы выпущено 364 публикации, из них 24 в журналах, рекомендованных ВАК России. Среди публикаций 7 монографий, 1 сборник документов, 1 справочное издание, 9 сборников статей.
Завершение трехгодичного проекта не означает, однако, свертывания исследований по данной теме. Продолжается подготовка научных статей, монографий и сборников, детализируется, расширяется и переосмысливается проблематика изучения современной книги в Сибири и на Дальнем Востоке. Мы приглашаем к совместной работе авторов из других научных учреждений и вузов, издателей, книготорговцев, библиотекарей. Думать не только над прошлым, но и над сегодняшним днем региональной книги - наша общая профессиональная цель.
Материал поступил в редакцию 02.09.2010 г.
Сведения об авторе: Посадсков Александр Леонидович - доктор исторических наук, заведующий лабораторией книговедения, тел.: (383) 266-26-30, e-mail: knigoved@spsl.nsc.ru