Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
385
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СМЫСЛ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВАЯ СФЕРА / УБЕЖДЕНИЯ / СТРУКТУРА / ЦЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / MEANING / MEANING OF LIFE / VALUE-SEMANTIC SPHERE / BELIEFS / STRUCTURE / VALUE / PERSONAL VALUES / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Изотова Ирина Юрьевна

Современный переход от индустриального к информационному обществу, сопровождающейся радикальными изменениями в социальной структуре, ценностно-нормативном компоненте, а также характеризующийся необходимостью индивида неотложно принимать рискованные решения, общество порождает большое количество проблем, связанных с деструктивными формами поведения как реакцией на ситуации неопределенности, фрустрирующие события, стрессогенные факторы в виде ухода от травмирующей реальности. Человек в условиях глобализации, урбанизации, техногенности достаточно часто использует подобное защитное поведение в ситуациях жизненного кризиса. Это порождает целый ряд зависимых форм поведения от абсолютно разных аддиктивных агентов (наркотическое средство, алкоголь, азартные игры, информационная зависимость и т.д.) и соответственно инициирует психологов на работу по психологической коррекции и устранению данного деструктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE DEPENDENT PERSON

The modern transition from an industrial to an information society, accompanied by radical changes in the social structure, value-normative component, and also characterized by the need for the individual to urgently make risky decisions, society generates a large number of problems associated with destructive forms of behavior as a reaction to situations of uncertainty, frustrating events, stress factors in the form of escape from traumatic reality. Man, the conditions of globalization, urbanization, and technogenicity, a person often uses such defensive behavior in situations of life crisis. This gives rise to a number of dependent forms of behavior from completely different addictive agents (drugs, alcohol, gambling, information addiction, etc.) and accordingly initiates psychologists to work on psychological correction and elimination of this destructive behavior.

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ»

Общая характеристика ценностно-смысловой сферы зависимой личности

Изотова Ирина Юрьевна,

аспирант, Тихоокеанский государственный

университет

E-mail: izo27@mail.ru

Современный переход от индустриального к информационному обществу, сопровождающейся радикальными изменениями в социальной структуре, ценностно-нормативном компоненте, а также характеризующийся необходимостью индивида неотложно принимать рискованные решения, общество порождает большое количество проблем, связанных с деструктивными формами поведения как реакцией на ситуации неопределенности, фрустрирующие события, стрессогенные факторы в виде ухода от травмирующей реальности. Человек в условиях глобализации, урбанизации, техногенности достаточно часто использует подобное защитное поведение в ситуациях жизненного кризиса. Это порождает целый ряд зависимых форм поведения от абсолютно разных аддиктивных агентов (наркотическое средство, алкоголь, азартные игры, информационная зависимость и т.д.) и соответственно инициирует психологов на работу по психологической коррекции и устранению данного деструктивного поведения.

Ключевые слова: смысл, смысл жизни, ценностно-смысловая сфера, убеждения, структура, ценность, личностные ценности, мотивация.

Смысл в формате многоаспектного феномена изучает не только такая наука, как психология. Также смысл является предметом изучения других дисциплин, например, социологии, философии, логики и т.д.

Первое понимание смысла появилось у древнегреческого философа Аристотеля, и стояло во главе всей его метафизики «мысль о целесообразности природы и всего мирового процесса» [5].

Дальнейшие развитие смысла получило в методологической проекте В. Дильтея, где понимание смысла стало основополагающим методом «наук о духе» в отличие от естественнонаучного «объяснения», характерного для «наук о природе». В философии эмпиризма смысл ассоциировался с содержанием чувственного опыта, в той или иной мере связанного с миром за пределами сознания. Поставленный рядом мыслителей XIX века вопрос о «смысле жизни» конкретного человека, реализующемся в процессе его личного выбора (С. Кьеркегор, Л.Н. Толстой и другие), стал в XX веке одним из центральных мотивов экзистенциальной философии.

В рационализме, в свою очередь, смысл связывался с трансцендентной или трансцендентальной реальностью, что напротив, подчёркивало внеэмпи-рический характер смыслообразова-ния, которое возводилось к верховной духовной субстанции (Богу) или к глубинам человеческого сознания.

В психологии получивший широкое распространение в начале XX века психоанализ З. Фрейда вводит практику истолкования скрытого смысла содержания сознания и поведенческих проявлений, тем самым открывая доступ

23

к содержанию бессознательного, служащего источником смыслов. Понятие смысла составляет одну из ключевых категорий в индивидуальной психологии А. Адлера, исходившего из целенаправленности любых поведенческих актов и бессознательных проявлений. Ключом к пониманию личности для Адлера является смысл жизни, складывающийся у индивида уже в раннем детстве.

А. Адлер выделял две подкатегории смысла: внутренний - частичный (индивидуальный) смысл, в его основе лежат индивидуальные представления о мире и личные установки о его функционировании; внешний - истинный (общий) смысл, несущий в себе идеи ответственности, надежности, и других социально одобряемых понятий [4].

В середине XX века распространение получила философско-психологическая концепция В. Франкла, считавшего стремление к смыслу главной потребностью человека и ведущей силой личностного развития. Согласно Франклу, смысл уникален, он находится в мире, в конкретных ситуациях, и каждый раз его нужно отыскивать заново, опираясь на совесть. Он видит реализацию смысла жизни как основную движущую силу человеческого поведения. «Для того, чтобы активно действовать, человек должен верить в смысл, которым наделены его поступки» [19].

Чувство утраты смысла - экзистенциальный вакуум - лежит в основе многих видов личностных нарушений и социальных патологий, и именно экзистенциальному вакууму В. Франкл присваивал возникновения «нооген-ных неврозов», именно он проявляется в виде реакции фрустрации во времена падения привычных идеалов.

В итоге можно определить две ведущие характеристики понятия «смысл»:

1. Смысл - это взаимосвязь индивидуального и и социального аспекта в личности человека;

2. Смысл - это высшая точка интеграции личности, и является главным признаком степени ее осознанности.

Сторонник метода В. Дильтея «наук о духе» немецкий психолог Э. Шпран-гер считал, что основная характеристика личности - это ценностная ориентация, с помощью которой человек познает мир. Главные положения его теории:

1. Психическое развивается из психического;

2. Психологическое сводится к интуитивному пониманию «модулей действительной жизни»; не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества [20]. В своем труде «Жизненные формы» Э. Шпрангер изложил культурфи-лософскую интерпретацию, состоящую из шести типов людей, выделяя шесть основных человеческих ценностей, каждой из которых принадлежит своеобразная структура мотивации.

Теоретический человек - тот, для которого все ценности вторичны, кроме познания.

Экономический человек - тот, кто ориентируется на пользу во всех жизненных ситуациях.

Эстетический человек - тот, кто собственные впечатления превращает в выражения, и ориентируется на внешнее проявление событий и вещей.

Социальный человек - тот, для кого смыслом жизни является другой человек, ради которого он живет и находит свою личность через него.

Властный человек - тот, кто может презентовать себя, и ориентируется на приобретение превосходства.

Религиозный человек - тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на понимание глобального общечеловеческого смысла [20].

Э. Шпрангер считал, что в человеке может присутствовать ориентации на все типы ценностей, могут быть смешанные типы в разных пропорциях, но при этом всегда будет ведущий. Из чего следует, что смысл тесно связан с гармонией развития личности. Одним из первых кто обратился понятию смысла в российской психо-

к

24

логии был Л.С. Выготский, исследовавший вопрос смыслового строения сознания. Ф.В. Бассин исследует понятие смысла, как разновидность значащих для человека переживаний. В.В Налимов в своей трансперсональной теории сознания, смысл излагается, как длительный не проявленный процесс, значимые фрагменты которого сортируются, отбираются и оформляются личностью в смысл.

В работах А.Н. Леонтьева наиболее развернута концепция смысла, автор описывал его, как своеобразный механизм регуляции процессов деятельности и сознания. Так же в его работах раскрыта структура смысла, правила смыслоо-бразования, а также функции и типологии смысла. «Смысл выступает в сознании человека как то, что непосредственно отражает и несет в себе его собственные жизненные отношения» [11]. По мнению А.Н. Леонтьева смысл для каждого человека индивидуален, «смысл чего-то и для чего-то, - смысл определенных воздействий, фактов, явлений объективной действительности для конкретного, живущего в этой действительности субъекта» [11]. Из чего можно заключить что автор придерживался мнения, что смысл для личности является субъективной позицией для данного объективного значения. Данный взгляд связывал два основных подхода, то о чем писал Л.С. Выгодский, что смысл - это проявление индивидуальной особенности человека эмоционально относится к окружающим его событиям и реальности, и подход зарубежных авторов, опиравшихся на принцип социальной природы человека, когда индивидуальное взаимодействует с общественным.

Так же А.Н. Леонтьев считал смысл, ядром личности, который принимает различные формы в той многообразной реальности, окружающей человека. Вместе с тем совершенствование личности представляется им в эволюции устойчивой системы личных смыслов. В итоге А.Н. Леонтьев изложил три уровня смысловой регуляции жизнедеятельности человека, куда входят следующие смысловые структуры:

1. смысловые установки и личностные смыслы;

2. смысловые диспозиции и мотивы;

3. личностные ценности; Изложенные смысловые структуры,

как следствие поддаются следующим видам анализа:

1. генетическому, с его помощью можно проследить, как формируется и преобразовывается смысл;

2. структурному, с его помощью можно какое место смысл занимает в структуре сознания человека, в структуре жизнедеятельности человека, а также какую роль играет в самой личности;

3. функциональному, с его помощью можно определить роль и место смысла в различных видах психической активности, и в принципе в человеческой активности; [11]

Д.А. Леонтьев сформировал факторы происхождения смысла, а также ряд закономерностей:

1. Отношения, которые связывают человека и объективную реальность, могут формировать смысл;

2. Потребности и мотивы человека могут представлять возможности для смыслообразования;

3. Смысл всегда связан с такого рода аспектом, как действенность;

4. В смысловой сфере личности смысловые образования придерживаются определенной иерархии и не существуют изолировано и обособленно;

5. В процессе жизни смыслы поддаются трансформации, через переоценку реальных жизненных отношений человека [17].

В деятельности существуют и преобразуются реальные жизненные отношения субъектов, в которых и формируются, и поддаются трансформированию смыслы.

В конечном итоге, нельзя интерпретировать смысл, как отдельную личностную характеристику или психическую функцию, он представляет собой непростую смысловую реальность с бесчисленным количеством уровней и факторов.

25

Б.С. Бартусь помимо динамического развития человеческой личности так же отмечает еще нравственную позицию человека, которая образуется в процессе появления смысловых ориентаций включающие в себя нахождения смысла своей жизни, отношений с социумом и самим собой. Глубина нравственных норм считает автор заключена в уровне осознанности смысловых образований, и тем сложнее они осознаются, когда они трактуются общепринятыми социальными нормами. Из чего можно заключить, что данные смысловые образования относятся к более общим понятиям, и обозначаются личностными ценностями, которые появляются в важных жизненных моментах человека, и тем самым укрепляют нравственный и моральный дух, таким образом определяют единство и самоидентичность человека [7].

Автор определяет две сферы в которых смысловые образования показывают свои функции: 1) движение и деятельность человека, как фактор создания будущих перспектив, в которые можно обнаружить в движущей силе личности; 2) нравственная оценка, как важный механизм, который сопоставляется с ситуацией и является основой для оценки действий;

Б.С. Братусь предлагает следующую иерархию смыслов: 1) уровень прагматических и ситуационных смыслов; 2) уровень эгоцентрических смыслов; 3) уровень группоцентрических смыслов; 4) уровень общечеловеческих смыслов; 5) уровень смыслов, определяющих отношение человека с беспредельным; [7].

В основе данной иерархии заложено понятие связи личности с общностями, в которые он входит.

Е.А. Макарова связывает смысл и смысловые конструкты и называет их схемами, которые образуются в процессе приобретения жизненного опыта и перестраиваются, и пересматриваются в течение всей жизни человека.

Схемы делают возможным проводить оценку и в определенном смысле осознавать информацию о мире, в ко-

тором живет человек, они представлены в формате персональных норм и правил, с которыми соизмеряется все появляющиеся вокруг [13].

Происхождение смысла проявляется в неравномерном без плавных переходов развитии, и при наполнении переходит на другой уровень функционирования, так неопределенный смысл становится определенным. Одновременно с этим возможен и другой вариант, смысл может регрессировать и ослабеть, потому что он становится вытесненным или поглощается другим [2].

И.В. Абакумова считает, что психология смысла на данном этапе развития переполнена исследованиями разных взглядов на смысл, но как таковой целостности теории нет и она находится на стадии формирования [1].

Приблизительно сходная ситуация происходит и с установлением природы и сущности понятия «ценность».

Ценности становятся источником смысла и скапливаются вне личности, таким образом определяют всеобщую норму и поддерживают человека для совершения необходимых действий для стойкой социализации и адаптации к меняющейся действительности.

В представление Д.А. Леонтьева ценности представляются основательными и не насыщают человека личностными образованиями. И от жизненных ситуаций ценности в основном не зависят, их главная функция создавать для личности векторы жизнедеятельности. Автор считает, что ценности занимают значимую часть в структуре личности и называет их «огромными составляющими внутреннего мира человека» [12].

А.И. Донцов рассуждает о том, что ценностные ориентации являются частью ценностно-смысловой сферы, исправляют и продвигают процесс планирования и определение целей и задач человеком [10].

К.А. Абульхановская-Славская и А.В. Брушлинский в своих работах описывают в нескольких функциях принцип образования ценностных ори-ентаций, а именно: 1) позиция принятия или отрицания конкретных ценностей;

26

2) усиление или уменьшение степени значимости;

3) трансформация ценностей с течением времени [3,8].

В процессе переработки и осмысления человек проходит путь до воплощения ценностей в активные действия, тем самым он берет ответственность за результат и в итоге только тогда ценности приобретают истинностную личностную ценность. В других обстоятельствах, правила которые известны остаются в ранге общедоступных ценностей, и как следствие на действия и поступки оказывают влияние в редких случаях.

Данные рассуждения поддерживают такие авторы как Б.С. Братусь, Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова [7,9], они считают что ценности есть разные, осознанные и декларируемые - «не обеспеченные «золотым запасом» равного соответствующему эмоционально-переживаемому, смысловому, затрагивающую личность в контексте отношения к жизни, и потому как такого рода ценности не имеют в конечном итоге, какого-либо касательства к смысловой сфере» [13].

Д.Н. Узнадзе отмечает, что функции ценностей кажутся некой призмой, именно через нее человек осуществляет оценку и анализ жизненных событий и ситуаций, в итоге это формирует взаимосвязь между объективной реальностью и внутреннем миром личности [18]. Подобным образом трансформируясь в сознании, полученная информация о происходящих событиях соотносится с системой ценностей субъекта, с его намерениями и мотивами. Суть такого сравнения позволяет личности выбрать правильное для определенного события способ реакции.

С.М. Яцышин считает, что, признавая функциональную природу ценностей, мы часто понимаем их, как некое предвзятое явление. Если представить ценности схематично, то можно выделить, что функции изображаются в виде иерархической лестницы, и их динамика зависит от уровня функционирования. Облачим вышесказанное в структуру ценностно-смысловой

и мотивационно-потребительской сферы личности [Рисунок 1].

[я в гомеостазе побуждг • побуждающая - удовлетворение потребности приводит к

• контроль и регуляция способов реализации

• внутренний источник наиболее

• нравственная оценка ситуации,

• общее

Рис. 1. Структура ценностно-смысловой сферы личности и ее функции

Если рассмотреть некоторые исследования отечественных ученых, то можно выделить два вида ценностно-смысловых трансляций:

• онтологический, при котором ценностно-смысловая сфера, как нечто ригидное и неподвижное, на что идет прямая переадресация личности в своих действиях и поступках;

• методологический, при котором ценностно-смысловая сфера-это меняющаяся система, которая модифицируется в процессе жизни, прорабатываются разные установки и регулируется траектория [16]. Вслед за этим важно исследовать и рассмотреть фундаментальные убеждения, формирующие основу ценностно-смысловой сферы личности. Данная сфера является как таковая источником целей, подталкивающих человека на действия, а также выбирает способ осуществления деятельности.

Д.А. Леонтьев с своих работах представляет ряд уровней ценностно-смысловой сферы личности, каждый уровень этой трехуровневой динамической системы выполняет свои определенные личные функции [Рисунок 2] [12].

личностные ценности мотив деятельности, устойчивые конструкты, смысловые диспозиции смысловые установки

функция: смыслообр азование функция: процесс смыслообразования функция: регуляция процессов деятельности и отражения

Рис. 2. Уровни ценностно-смысловой сферы личности по Д.А. Леонтьева

Используя данную систему можно проанализировать понятие основ-

27

ных убеждений, как базис смысловых структур высшего уровня в конструкте ценностно-смысловой сферы личности.

В последние время набирает популярность когнитивно-поведенческая психотерапия, в основе которой есть такое понятие, как «убеждение». Как отмечают некоторые ученые, значение понятий «правила», «когниции», «убеждения» представляются равноценными [9].

Все они демонстрируются в виде конструкта, в основание которого располагается жизненный опыт, и именно эти конструкты определяют чувства, реакции, мышление и поведение.

Большой вклад в когнитивную психологию в 70-х годах внес А. Бек, он представил пять фундаментальных схем разделив их по функциональности [Рисунок 3].

инстр ументальные

оценка себя и друти

(торможение,изменен

Рис. 3. Фундаментальные схемы А. Бека

Внутри фундаментальных схем заложены базисные убеждения, некоторые при этом могут иметь дисфункциональный характер, и как следствие, приводят к когнитивной уязвимости. Согласно А. Беку любая личность имеет свой набор схем, которые в той или иной степени подвластны дезадаптации или психическому страданию. В последствие А. Бек и его последователи выделили приоритетные, ведущие убеждения, которые представляют основу для каждого расстройства личности, и при этом определяют специфичность недуга [6].

Из чего можно заключить, что основные (базисные убеждения) - это стабильные конструкты, которые сложно осознать, но именно они создают фундамент ценностно-смысловой сферы личности, и оказывают мощное влияние на эмоциональное выражение и поведенческие паттерны этой сферы.

Литература

1. Абакумова, И.В. Смыслодидактика: учебник для магистров педагогики и психологии / И.В. Абакумова. - М.: КРЕДО, 2008. - 368 с.

2. Абакумова, И. В., Ермаков, П. Н., Рудакова, И.А. Дидактические методы: структурно-смысловой анализ: учебник для магистров педагогических и психологических специальностей /И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова. - Ростов-на-Дону: изд-во ЮФУ, 2007. - 254 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. -299 с.

4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Академический проект, Гаудеамус, 2015. - 240 с

5. Аристотель. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 1. М.: Мысль, 1976.

6. Бек, А., Фримен, А., Когнитивная терапия расстройств личности / Издательство: Питер, 2019,- 448 с.

7. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. -301 с.

8. Брушлинский, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Бруш-линский. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 623 с.

9. Будинайте, Г. Л., Корнилова, Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. - 1993. -Т. 14. - № 5. - С. 99-105.

10. Донцов, Д. А., Кочетков, Н. В., Молчанова, Е. В., Драчева, Н. Ю., Сухих, Е.В. Социально-психологические методы и методики исследования, диагностики и формирования детских, подростковых и юношеских групп и коллективов. Коллективная монография / Д.А. Донцов, Н.В. Кочетков, Е.В. Молчанова, Н.Ю. Дра-чева, Е.В. Сухих. - Москва, 2015. -90 с.

11. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев // Пси-

28

хология эмоций, Тексты. 2-е Изд-е. Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гип-пенрейтер. - М.: Изд-во Моск. унта, 1993. - С. 171-181.

12. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 286 с.

13. Макарова Е.А. Схема и фон: интро-екция в неоднородном семиотическом пространстве: диссертация ... д-ра. психол. наук. / Е.А. Макарова. - Ростовна-Дону, 2007. - 485 с.

14. Насиновская, Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации: учебно-методическое пособие / Е.Е. Насиновская. - М.: Изд-во Московского университета, 1988. - 80 с.

15. Осипова, А.А. Смысловые барьеры в учебном процессе (концепция и технологии преодоления): дис. . доктора психологических наук / Юж. федер. ун-т. Ростов-на-Дону, 2017. - 264 с.

16. Перелыгина, И.В. Современные тенденции в исследовании ценностно-смысловой реальности человека: единство онтологического и методологического подходов / И.В. Перелыгина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Соци-окинетика. - 2008. - Т. 14. - № 2. -С. 147-151.

17. Салихова, Н. Р., Lynch, M.F. Представления российских педагогов о целях образования как экзистенциальный вызов для ребёнка / Н.Р. Салихова, M.F. Lynch / Шестая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева, А.Х. Фам. - М.: «Смысл», 2016. -С. 93-95

18. Узнадзе, Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации / Д.Н. Узнадзе / Психология личности

в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 87-91.

19. Франкл, В. Логотерапия и экзистенциальный анализ. Статьи и лекции / В. Франкл. - М.: Альпина нон-фикшн, 2018. - 344 с.

20. Шпрангер, Э. Формы жизни. Гуманитарная психология и этика личности / Э. Шпрангер. - М.: Изд-во Канон +, 2014. - 400 с.

GENERAL CHARACTERISTICS OF THE VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE DEPENDENT PERSON

Izotova I. Yu.

Pacific State University

The modern transition from an industrial to an information society, accompanied by radical changes in the social structure, value-normative component, and also characterized by the need for the individual to urgently make risky decisions, society generates a large number of problems associated with destructive forms of behavior as a reaction to situations of uncertainty, frustrating events, stress factors in the form of escape from traumatic reality. Man, the conditions of globalization, urbanization, and technogenicity, a person often uses such defensive behavior in situations of life crisis. This gives rise to a number of dependent forms of behavior from completely different addictive agents (drugs, alcohol, gambling, information addiction, etc.) and accordingly initiates psychologists to work on psychological correction and elimination of this destructive behavior.

Keywords: meaning, meaning of life, value-semantic sphere, beliefs, structure, value, personal values, motivation.

References

1. Abakumova, I.V. Smyslodidaktika: textbook for masters of pedagogy and psychology / I.V. Abakumova. - M.: CREDO, 2008. - 368 p.

2. Abakumova, I. V., Ermakov, P. N., Rudak-ova, I.A. Didactic methods: structural and semantic analysis: textbook for masters of pedagogical and psychological specialties / I.V. Abakumova, P.N. Ermakov, I.A. Rudak-ova. Rostov-on-don: SFU publishing house, 2007, 254 p.

3. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. Strategies of life / K.A. Abulkhanova-Slavskaya. - Moscow: Mysl, 1991 - - 299 p.

29

4. Adler, A. Praktika i teoriya individualnoy psikhologii [Practice and theory of individual psychology].

5. Aristotle. Collected works in 4 volumes. Volume 1. Moscow: Mysl, 1976.

6. Beck, A., Freeman, A., Cognitive therapy of personality disorders / Publishing House: Peter, 2019 - - 448 p.

7. Bratus, B.S. Anomalies of personality / B.S. Bratus. - M.: Mysl, 1988 - - 301 p

8. . 8. Brushlinsky, A.V. Selected psychological works / A.V. Brushlinsky — M.: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2006. - 623 p.

9. Bodinya, G. L., Kornilova T.V. Personal values and personality factors of the subject / G.L. Bodinya, T.V. Kornilova // questions of psychology. - 1993. - Vol. 14. - No. 5. - S. 99-105.

10. Dontsov, D. A., Kochetkov, N. V., Molch-anova, E. V., Drachev, N. Yu, Dry, E.V. So-cio-psychological methods and techniques of research, diagnostic and formative childhood, teenage and youth groups, and collectives. Collective monograph / D.A. Dontsov, N.V. Kochetkov, E.V. Mol-chanova, N. Yu. Dracheva, E.V. Sukhoi. -Moscow, 2015. - 90 p.

11. Leontiev, A.N. Needs, motives and emotions / A.N. Leontiev / / Psychology of emotions, Texts. 2nd Ed. Under the editorship of V.K. Vilunas, Y.B. Gippenreiter. - M.: Izd-vo Mosk.

12. Leontiev, D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality / D.A. Leontiev. - Moscow: Smysl, 1999 - - 286 p.

13. Makarova E.A. Scheme and background: introjection in a non-uniform semiotic space: dissertation of ... Dr. the course of studies. Sciences. / E.A. Makarova. - Rostov-on-Don, 2007. - 485 p.

14. Sasinowska, E.E. Methods of studying of motivation of the individual. Experience in the study of the personal and semantic aspect of motivation: an educational and methodological guide / E.E. Nasinovskaya. -M.: Moscow University Publishing House, 1988. - 80 p.

15. Osipov, A.A. Semantic barriers in the educational process (the concept and technology to overcome): dis. ... doctor of psychological Sciences / South. Feder. un-t. Rostov-on-Don, 2017. - 264 p.

16. Perelygina, I.V. Modern trends in the study of value-semantic reality of man: the unity of ontological and methodological approaches / I.V. Perelygina // Bulletin of the Kostroma state University named after N.A. Nekrasov. Series Humanities: Pedagogy. Psychology. Social work. Acmeology. Juvenology. Sotsiogenetiki. - 2008. - Vol. 14. - No. 2. - Pp. 147-151.

17. Salikhova, N. R., Lynch, M.F. Representations of Russian teachers about the goals of education as an existential challenge for the child / N.R. Salikhova, M.F. Lynch / Sixth all-Russian scientific and practical conference on existential psychology. Message materials / Ed. by D.A. Leontiev, A. H. FAM. - M.: "Sense", 2016. - Pp. 93-95

18. Uznadze, D.N. Installation in humans. The problem of objectification / D.N. Uznadze / psychology of personality in the works of domestic psychologists. St. Petersburg: Piter, 2000, Pp. 87-91.

19. Frankl, V. Logotherapy and existential analysis. Articles and lectures / V. Frankl. - Moscow: Alpina non-fiction, 2018. - 344 p.

20. Spranger, E. Forms of life. Humanitarian psychology and ethics of personality / E. Spranger. - Moscow: publishing house Canon +, 2014. - 400 p.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.