Научная статья на тему 'Развитие представлений о смыслообразующих стратегиях личности в современном обществе'

Развитие представлений о смыслообразующих стратегиях личности в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / УРОВНИ СМЫСЛОВОГО РАЗВИТИЯ / СМЫСЛ / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / СМЫСЛОТРАНСЛЯЦИИ / СТРАТЕГИИ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / АКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абакумова Ирина Владимировна, Годунов Михаил Викторович, Белова Елена Владимировна

Данной статье рассматриваются стратегии смыслообразования важнейший личностный конструкт, характеризующий смысловую сферу личности, взаимодействующей в быстроменяющемся обществе. В современной теории смысла, смыслообразования и смысловых инициаций стратегии смыслообразования рассматриваются как мотивационно-динамическая составляющая интегрированной модели смыслопоисковой активности личности, специфическая инициация по актуализации того смысла, который становится доминирующим в смысловой иерархии, в интроекции и представленности смысла сознанию. Именно стратегия смыслообразования определяет устойчивость направленности на самоопределение, самоидентификацию и саморазвитие. Из системы смыслов различных направлений деятельности обобщаются (кристаллизуются) смыслы жизни, составляющие высший, интегральный уровень смысловой сферы личности, определяющий приоритетную линию её развития. Траектория развития сферы личностных смыслов проявляется в смысложизненной стратегии. В отличие от неё, смыслообразующие стратегии обладают определенной спецификой первичной интенции, отражающей то, каким образом человек раскрывает систему смыслов, как и какие из них становятся ведущими в различные периоды жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абакумова Ирина Владимировна, Годунов Михаил Викторович, Белова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие представлений о смыслообразующих стратегиях личности в современном обществе»

УДК 316.6

Абакумова Ирина Владимировна

доктор психологических наук, член,

,

общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета [email protected]

Годунов Михаил Викторович

кандидат технических наук, заместитель директора Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Школа Сотворчества [email protected]

Белова Елена Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Московского медицинского университета «РЕАВИЗ» [email protected]

Развитие представлений

о смыслообразующих стратегиях личности в современном обществе

Аннотация. В данной статье рассматриваются стратегии смыслообразования - важнейший личностный конструкт, характеризующий смысловую сферу личности, взаимодействующей в быстроменяющемся обществе. В современной теории смысла, смыслообразования и смысловых ини-циаций стратегии смыслообразования рассматриваются как мотивационно-динамическая составляющая интегрированной модели смыс-лопоисковой активности личности, специфическая инициация по актуализации того смысла, который становится доминирующим в смысловой иерархии, в интроекции и представленности смысла сознанию. Именно стратегия смыслообразования определяет устойчивость направленности на самоопределение, самоидентификацию и саморазвитие. Из системы смыслов различных направлений деятельности обобщаются (кристаллизуются) смыслы жизни, составляющие высший, интегральный уровень смысловой сферы личности, определяющий приоритетную линию её развития. Траектория развития сферы личностных смыслов проявляется в смысложизненной стратегии. В отличие от неё, смыслообразующие стратегии обладают определенной спецификой первичной ин-

Irina V. Abakumova

Doctor of Psychology, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Professor of the Department of General and Pedagogical Psychology of the Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University [email protected]

Mikhail V. Godunov

Candidate of Technical Sciences, Deputy Director of the Private Educational Institution of Additional Vocational Education Creativity School [email protected]

Elena V. Belova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Natural Science Disciplines of the Moscow Medical University «REAVIZ» [email protected]

Development of

representations about the smysloobrazuyushchikh the strategy of the personality in modern society

Annotation. In this article, strategies of sense formation are considered - the most important personal construct that characterizes the semantic sphere of the personality interacting in a rapidly changing society. In the modern theory of meaning, meaning formation and semantic initiations, the strategy of sense formation is viewed as the motivational and dynamic component of the integrated model of the sense-seeking activity of the individual, a specific initiation by actualization of that meaning that becomes dominant in the semantic hierarchy, in introjection and representation of meaning to consciousness. It is the strategy of sense formation that determines the stability of the orientation towards self-determination, self-identification and self-development. From the system of meanings of various directions of activity, the meanings of life are summarized (crystallized), which constitute the highest, integral level of the personality's semantic sphere, which determines the priority line of its development. The trajectory of the development of the sphere of personal senses is manifested in a meaningful strategy. Unlike it, the sense-forming strategies have a specific specificity of the primary intention, reflecting how a person reveals the system of meanings, as well as

тенции, отражающей то, каким образом человек раскрывает систему смыслов, как и какие из них становятся ведущими в различные периоды жизни.

Ключевые слова: личность, смысловая сфера, уровни смыслового развития, смысл, смыс-лообразование, смыслотрансляции, стратегии смыслообразования, смысложизненные стратегии, актуализация.

which of them become leading in different periods of life.

Keywords: personality, semantic sphere, levels of semantic development, meaning, meaning formation, meaningfulness, strategies of meaning formation, meaningful strategies, actualization.

В условиях быстроразвивающегося общества человек постоянно сталкивается с необходимостью оперирования знаниями на основе восприятия и усвоения различных имён, значений вещей и процессов. Индивидуально усвоенные значения, через «призму» которых личность видит окружающий мир, становятся субъективными, а по сути - личностными смыслами, так как речь идет «об особенностях функционирования знаний, понятий, мысленных моделей и т.п. ... в системе отношений обществам, а с другой - в деятельности индивида; в этой второй своей жизни значения индивидуализируются и субъективизируются» [4, с. 136]. Имеющиеся личностные смыслы образуют субъективное семантическое пространство, в котором происходит различение происходящего

и приписывание ему определенных атрибутив-,

соответствующее индивидуальное мнение.

. . , -

но-смысловой сферы, отмечает её поуровневое строение [3, с. 143]:

• ситуационно-прагматические смыслы -детерминируются предметной логикой движения к цели в конкретных условиях. Данный нулевой уровень смыслов не является личностным, поскольку такие смыслы осуществляют только лишь регулятивную функцию в осознании конкретной ситуации взаимодействия;

• эгоцентрические смыслы - первый уровень

, -

ляется собственная выгода, удобство, престиж.

люди, воспринимаемые как «помощники» или « » ;

• группоцентрические смыслы - второй уровень личностных смыслов, где определяющим

моментом отношений с действительностью ста, ,

которым он себя отождествляет или ставит вы. -« - »;

• просоциальные смыслы - третий уровень личностных смыслов отражает высшую, общечеловеческую, собственно нравственную смыс-

,

, -

торыми принесет благо всем.

В данной классификации критерий развития личностно-смысловой сферы - способ отноше-

ний человека с общностями, в которые он вклю-.

В процессе становления личности происходит развитие стратегий образования смыслов, на основе которых актуализируется стратегия формирования жизненных смыслов. Из системы смыслов различных направлений деятельности

в пределе кристаллизуются смыслы жизни, со,

смысловой сферы личности, определяющий генеральную линию её развития. При этом смысложизненные стратегии «задают траекторию , -

вать активность субъекта во взаимоотношениях с объективной действительностью и

проявляются в отношении к цели, процессу и

, -

шении к жизни и самому себе» [2, с. 72]. То есть главным содержанием такой стратегии, как одной из типологических характеристик смыслообразования, является не личный, а личностный, то есть «пропущенный через себя» и ставший своим, взгляд, оценка и предрасположенность

определенным образом воспринимать и осмыс-, -

ствовать с ним.

Траектория развития сферы личностных смыслов проявляется в смысложизненной стратегии. В отличие от неё, смыслообразующие стратегии обладают определенной спецификой первичной интенции, отражающей то, каким образом человек раскрывает систему смыслов, как и какие из них становятся ведущими в различные периоды

жизни. Стратегии образования смыслов являют, -

гии жизненных смыслов, отражающие устойчи-- -

ки данной личности. Эти системные характеристики определяются качеством второго и третьего уровней (по Б.С. Братусю) личностно-.

. . , -

,

- ,

[6]:

1) онтологический подход - формирование « » -

мой и очевидной ориентации обучаемого на ценности, личную онтологию обучающего. Обычно такая «идеальная» ценностно-смысловая трансляция содержит мало осознаваемые и слабо отрефлексированные основания , -

,

ценности. Однако при интенсивных общественных трансформациях этот подход дает сбой;

2) методологический подход - направлен на развитие обучающим ценностно-смыслового видения обучающегося с целью построения им собственной жизненной перспективы. Посредством такого смыслообразования идет осознание обучающимся своих жизненных установок и перспективности занимаемой жизненной позиции, выбор траектории жизненного пути, его необходимая коррекция для продвижение к поставленным жизненным целям.

Отличие между этими подходами заключается в разном отношении к проблематике формирования данного вида установок, которое в первом случае относится к субъект-объектному, а во втором - к субъект-с^ъектному типу взаимодействий.

Т. В. Шрейбер на материале исследования старших школьников выделяет четыре типа смысло-

,

уровнем осмысленности жизни и направленностью смыслов [9]:

1) доминирование смысложизненной ориентации на цель и процесс наряду с представлением о высоком уровне осмысленности своей жизни;

2) доминирование смысложизненной ориентации на процесс и средневысокий уровень осмысленности своей жизни;

3) доминирование смысложизненной ориентации на цель и процесс в сочетании с низким уровнем осмысленности своей жизни;

4) несформированность смысложизненных ориентации вместе с низким уровнем осмысленности жизни и низкой ответственностью за события своей жизни, пассивностью.

Здесь на смыслообразующую активность влияют регуляторные свойства: «уровень, стиль осознанной саморегуляции произвольной активности; мотивационные свойства личности - уровень притязаний, уровень целей; коммуникативная и интеллектуальная активность как психодинамические свойства» [9, с. 18].

Н.Р. Салиховой при сравнении контрастных профессиональных групп на выборке людей 4050 лет выявлен феномен двух полюсов экзистенциальной установки - барьерности или реализуемости личностных ценностей как полярных тенденций, осуществляемых в жизненной стратегии. Это связано с различием экзистенциальных ожиданий, опосредующих оценку человеком реализации личностных ценностей в своей жизни [8, с. 38]. В тоже время различные смысловые типы личностных ценностей проявляют свою специфику в иерархии пяти типов смыслообразования: нейтральный; барьерно-проблемный; барьерный; барьерно-реализуемый; свободно-реализуемый.

На основе вышеизложенного нами предлагается при изучении смысловой сферы рассматривать

две стратегии смыслообразования, направленные на приспособление смыслов и развитие смыслов. Определим эти стратегии, исходя из их составляющих [1], следующим образом:

Приспособительная стратегия смыспообразо-- -

типной предзаданности целей способ организации смысло вой сферы, направленный на необходимость компенсации недостатков развития индивида путем подстройки и однообразного движения в слое уже обретённых личностных смыслов под воздействием внешней среды, воспринимаемой как доминирующей и детерминирующей его жизнедеятельность.

Развивающая стратегия смыслообразования -ориентированный на осознание мотивов и порождение актуальных целей способ трансформации смыс ловой сферы, направленный на формирование перспективных смыслов и свое временную трансформацию их содержания для осуществления возможности личностного роста под влиянием внешних факторов, оцениваемых как преодолимые условия жизни при самодетерминации индивидом своей деятельности.

Предлагаемые стратегии регуляции смысловой сферы личности отражают особенности когнитивного плана её развития, тж., согласно операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже, в процессе адаптации мыслительной деятельности имеют место: 1) механизм ассимиляции как включение новой информации в ранее существовавшие схемы и схематичное действие с новыми предметами на основе уже сложившихся ; 2)

виде вариабельного приспособления схем поведения в новых ситуациях, требующих опреде-, -

щающий характер [7].

Подобную дуальность отмечает Д.А. Леонтьев при рассмотрении признаков выбираемых стратегий жизни в виде двух магистральных альтернатив, когда симбиотическое выживание как бегство от ответственности к коллективной личности противопоставляется трансцендентной автономии для истинного личностного роста, когда человеку «больше всех надо» [5, с. 34].

О вариативности путей развития личности свидетельствует высказывание А. Маслоу в одном из поздних интервью о том, что эмпирически не подтвердился его тезис о том, что удовлетворение

базовых потребностей личности является одно,

порождающей её переход к самоактуализации. Им замечено, что после выхода на уровень, когда базовые потребности не являются критическими для

,

двигаться в сторону самоактуализации, а другая часть - останавливается [10, р. 139]. Наличие такого своеобразного фазового смыслового «перехода », -

можной организации смысловой сферы как минимум по двум стратегиям, отражающим актуализированные предпочтения приспособления или развития личности.

Литература:

1. Абакумова ИВ. Стратегии смыслообразова-ния: современные представления в работах отечественных исследователей : учебное пособие / И. В. Абакумова, М.В. Годунов, А.Л. Енин, З.Ш. Генердукаева. М. : КРЕДО, 2016. 38 с.

2. Абакумова ИВ. Перспективы исследования смысложизненных стратегий личности / И.В. Абакумова, Л.Ю. Крутелёва // Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием «категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» (Ростов-на-Дону, 23 апреля 2014). М. : КРЕДО, 2014. С. 72-73.

3. . .

// , -логические концепции смыслообразования, смыслодидактика. Хрестоматия / сост. И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова. М. : КРЕДО, 2014. С. 135-146.

4. .. . . Личность. М. : Политиздат, 1975. 304 с.

5. . .

автономия и трансценденция: выбор личности в // -

:

/ . . . . -: , 2002. . 3-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. . .

-

студентов в процессе самопроектирования жизненной позиции : дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М. : Институт развития дошкольного , 2008. 235 .

7. . -// -

ние. 1998, № 1. С. 22-24.

8. . . - -ция жизнедеятельности субъекта : автореф. дисс. ... докт. психол. наук: 19.00.01. Казань : КФУ, 2011. 45 с.

9. . . -ющей активности личности: (на материале исследования старших школьников) : автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Пермь :

. . . - , 2006. 20 .

10. Frick W. Remembering Maslow: Reflections on a 1968 Interview // J. of Humanistic Psychol. 2000. Vol. 40. № 2. P. 128-147.

Literature:

1. Abakumova I.V. Strategies of meaning formation: modern ideas in the works of domestic researchers: a textbook / I.V. Abakumova, M.V. Go-dunov, A.L. Enin, Z.Sh. Generdukaeva. Moscow : CREDO, 2016. 38 p.

2. Abakumova I.V. Prospects for the study of meaningful personality strategies / I.V. Abakumova, L.Yu. Kruteleva // Proceedings of the All-Russian Psychological Conference with International Participation «The category of meaning in philosophy, psychology, psychotherapy and in public life» (Rostov-on-Don, April 23, 2014). M. : CREDO, 2014. P. 72-73.

3. Bratus B.S. Levels of development of the semantic sphere of the personality // General theory of meaning, psychological concepts of meaning formation, meaning of the myslodidaktika. Reader / comp. I.V. Abakumova, P.N. Ermakov, I.A. Rudako-va. Moscow : CREDO, 2014. P. 135-146.

4. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow : Politizdat, 1975. 304 p.

5. Leontyev D.A. Symbiosis and adaptation or autonomy and transcendence: choice of personality in an unpredictable world // Personality in the modern world: from the strategy of survival to the strategy of life creation / ed. E.I. Yatsuta. Kemerovo: IPK Graphics, 2002. P. 3-34.

6. Perelygina I.V. Psychological conditions for the formation of students' values and meanings in the process of self-projecting a life position : diss. ... cand. Psychol. Sciences: 19.00.07. Moscow n: Institute for the Development of Early Childhood Education, 2008. 235 p.

7. Piaget J. About the mechanisms of assimilation and accommodation // Psychological science and education. 1998, № 1. P. 22-24.

8. Salikhova N.R. Value-semantic regulation of the subject's vital activity : author's abstract. diss. ... Doct. Psychol. Sciences: 19.00.01. Kazan : KFU, 2011. 45 p.

9. Shreiber T. V. Determinants of the sense-forming activity of the individual: (on the material of the study of senior schoolchildren) : Author's abstract. diss. ... cand. Psychol. Sciences: 19.00.01. Perm : Perm. State. Ped. University, 2006. 20 p.

10. Frick W. Remembering Maslow: Reflections on a 1968 Interview // J. of Humanistic Psychol. 2000. Vol. 40. № 2. P. 128-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.