Научная статья на тему 'ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
89
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горбунова Ольга Александровна, Ионова Яна Эдуардовна

Выборы - опора народовластия, провозглашенного основным законом государства, Конституцией, и ныне проводятся часто и на всех уровнях государственного устройства - местном, региональном и федеральном, играя немалую роль в жизни каждого гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL CHARACTERISTIC OF SUBJECTIVE SUFFRAGE

Elections are a pillar of the people's power, proclaimed by the basic law of the state, the Constitution, and are now held often at all levels of the state system - local, regional and federal, playing a significant role in the life of every citizen

Текст научной работы на тему «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА»

21

УДК 342.8

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

© Горбунова Ольга Александровна1 © Ионова Яна Эдуардовна2

1 магистрант Саранского кооперативного института (филиала) АНО ОВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»,

г. Саранск

2 магистрант Саранского кооперативного института (филиала) АНО ОВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»,

г. Саранск

Выборы - опора народовластия, провозглашенного основным законом государства, Конституцией, и ныне проводятся часто и на всех уровнях государственного устройства - местном, региональном и федеральном, играя немалую роль в жизни каждого гражданина.

Ключевые слова: избирательное право, гражданское общество, выборы, избирательный процесс, избирательная реформа.

Выборы в Российской Федерации на сегодняшний день представляют собой единственный легитимный способ

делегирования власти народа его представителям. Цель функционирования института выборов в Российской Федерации -обеспечение легитимности её публичной власти. Для достижения указанной цели демократическому государству при проведении выборов требуется создать надлежащие условия для точного, соответствующего действительности выражения воли народа. На протяжении всей истории человечество находилось в поиске оптимальной формы государственной власти. Множество людей искали решение проблемы создания идеального общества с наилучшей организацией власти, в котором господствуют социальная справедливость, мир, счастье, а люди являются свободными и равноправными.

Как правило, названные ценности воспринимаются и связываются с теорией демократии. В своем развитии российское общество претерпело немало преобразований

правовой системы. Однако в последние годы система приобрела стойкие очертания и цельность, а наше государство можно признать демократическим.

Степень выраженности народного волеизъявления неразрывно связана с уровнем демократии в целом. Текущее состояние демократических институтов в России не самое худшее с исторической точки зрения, но нельзя не отметить стремление государства подавить демократические институты, сделать их менее эффективными и ручными в управлении.

В основе модели демократии, закрепленной в Конституции РФ, лежит, как известно, принцип народовластия, в соответствии с которым носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим

выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Отсюда цель существования и функционирования субъективного избирательного права -надлежащим образом обеспечить возможность народа сформировать представительные органы власти в демократическом государстве.

Государственная власть

(законодательная, исполнительная, судебная) -это власть, учреждаемая народом, действующая от имени народа, им уполномоченная, в связи с чем осуществление власти ее конкретными носителями оправдано постольку, поскольку они выражают воплощаемые в Конституции интересы народа в принимаемых ими актах законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Юридической формой определения легитимности государства могут быть только референдум и свободные выборы, а законная власть в этой связи - всегда временная власть, избираемая народом в ходе свободных выборов на определенный срок.

Рассматривая развитие такого явления, как выборность и в целом процесса выборов, можно отметить нелегкий путь в становлении этого краеугольного камня в «крепости» демократии. Задача нашего и последующих поколений, на наш взгляд - не допустить умаления реальной силы выборов, сохранение демократических принципов и начал их организации и проведения. Осуществление власти народом можно определить как

22

народное волеизъявление. По своему содержанию оно может касаться любых сторон жизни народа: политического, экономического, социального, культурного и т.д. Постараемся рассмотреть категорию «народное

волеизъявление», различные подходы к данному понятию, а также разобрать формы выражения воли народа.

Выражение народного волеизъявления в нашей стране и на федеральном уровне и на уровне местного самоуправления, к сожалению, сталкивается с разного рода проблемами, в особенности основные формы -выборы и референдум. Как видим, проблем в сфере проведения выборов, их регулировании и подведении итогов немало, но и остальные формы находятся в схожем состоянии. Одновременно смущает и большой перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум. Это вопросы о продлении или прекращении полномочий выбираемых органов власти, об их персональном составе, о бюджете, территориальных границах и многие другие. По сути, данные вопросы и могли потенциально заинтересовать народ на активность, сплотить вокруг создания инициативной группы.

На местном уровне также существует ряд проблемных вопросов по институту референдума. Например, незаконный отказ в проведении референдума со стороны местных представительных органов, если им неудобен выносимый инициативной группой на обсуждение вопрос. Подобный ход рассчитан, как правило, на то, что активисты смирятся с отказом, однако, согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ № 131-ФЗ при не назначении местного референдума представительным органом в тридцатидневный срок его может назначить суд [1].

Впрочем, не всегда местные власти злоупотребляют незаконными отказами в проведении референдума по своему субъективному решению - бюджеты большой части муниципальных образований и субъектов ограничены, регионы функционируют в режиме экономии, и вписать в бюджет проведение референдума не всегда получается.

Российское общество в настоящее время не осознало преимущества референдума в процессе изъявления своей воли государству, и пока такое общество не начнет развиваться, не нарастит правосознание в целом, референдум будет оставаться «за бортом» политико-правовых реалий жизни

современного российского общества.

Некоторые ученые относят к формам народного волеизъявления опросы населения. В некотором смысле под народным волеизъявлением следует трактовать именно изъявление народом своей позиции на проведенных выборах, референдумах, сходах и митингах. И так как «народ» в целом -совокупность лиц совершенно разных идейных, политических и прочих убеждений, «народное волеизъявление» выражает мнение большинства, представляя собой

«совокупность частных воль» [3; 4].

Во многом главная причина -усложнение процедуры утверждения референдума. К примеру, инициативные группы должны быть созданы минимум в половине субъектов РФ в ограниченный срок (ранее требовалась одна инициативная группа численностью в 100 человек). При этом запрещено привлекать к сбору подписей посторонних лиц, незарегистрированных в инициативной группе, притом, что сроки сбора подписей сокращены до минимума.

Однако само по себе избирательное право в целом, равно как и избирательный процесс или избирательная система, связаны и имеют самое непосредственное (подчиненное) положение по отношению к термину «выборы». Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представляют собой регулярное (на созыв) избрание определенных должностных лиц на вакантные должности в палате Парламента России.

Представляется, что в настоящее время отдельное внимание необходимо уделить основам электорального (избирательного) законодательства Российской Федерации. В настоящее время оно разрозненно представлено в нескольких законодательных актах и не кодифицировано. В сложившихся условиях возникает необходимость проведения дальнейшей систематизации и кодификации избирательного законодательства.

Избирательный кодекс Российской Федерации по своей структуре и концептуальному содержанию должен быть аналогичен иным кодифицированным актам Российской Федерации (пример: Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Трудовой кодекс и т.д.).

Необходимо, чтобы Избирательный кодекс Российской Федерации не только заменил и синтезировал такие законодательные акты по избирательным процедурам как

23

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации», частично - Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и по части референдума, в том числе, - Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»[2].

На наш взгляд, можно выделить несколько условий эффективности народного волеизъявления и демократии в целом. Безусловно, в приоритете экономические условия. От советского же времени остался и менталитет, в котором заложен принцип неучастия граждан в политике. Советскому человеку навязывали социальный, спортивный, культурный активизм, но от политики старались максимально отстранить,

довольствуя формальным голосованием, иногда даже за определенного кандидата. На данный момент большинство взрослого населения, обладающего активным

избирательным правом - именно граждане, родившиеся в СССР, чье становление происходило в пусть уже и разрушающемся, но тоталитаризме.

Демократия в современном понимании зародилась еще в Древней Греции и Древнем Риме, продолжила развитие в традициях средневековых городов-государств и в образовании представительных органов власти в Европейских странах в период Нового времени. Отличало демократию от всех иных политических режимов, прежде всего, наличие основополагающей категории - народного суверенитета, подразумевающей народ как прямой источник политической власти. В то же время по понятным причинам осуществлять полный объем власти народ в целом как масштабное и разное в своих убеждениях, принципах, мнениях скопление людей не способен - посему демократия опирается на ряд рациональных институтов, основным из которых следует считать институт выборов. Таким образом, избирательное право граждан

избирать и быть избранным определяется в качестве субъективного публичного права.

Список источников и литературы:

1. Гражданское общество в российских регионах / М.К. Акимова, И.Г. Брызгалова, Т.А. Гужавина [и др.]. Новосибирск: АНС «Сибирская академическая книга», 2015. 140 с.

2. Ионова Я.Э., Арюков Р.Ф. Сущность избирательного права и избирательного законодательства Российской Федерации по выборам депутатов государственной Думы // VII Юридические чтения: Материалы Национальной научно-практической конференции, Саранск, 29-30 ноября 2021 года. Саранск: Типография «Рузаевский печатник», 2021. С. 114-119.

3. Коррупция: основные тенденции противодействия / Л. А. Андреева, Ф. Г. Альжанова, Е. В. Епифанова [и др.]; Под редакцией Л.А. Андреевой. Новосибирск: НП «СибАК», 2015. 196 с.

4. Котляров С.Б., Кукушкин О.В. Проблемы развития института правового государства в современной России // V Юридические чтения: Материалы Национальной научно-практич. конф. / Отв. редактор Р.Р. Хайров. Саранск: «ПРИНТ-ИЗДАТ», 2019. С. 28-32.

GENERAL CHARACTERISTIC OF SUBJECTIVE SUFFRAGE

Gorbunova Olga Aleksandrovna

Master of the Saransk Cooperative Institute

(branch) of the ANO of the Central Union of the

Russian Federation

Ionova Yana Eduardovna

Master of the Saransk Cooperative Institute

(branch) of the ANO of the Central Union of the

Russian Federation

Abstract: Elections are a pillar of the people's power, proclaimed by the basic law of the state, the Constitution, and are now held often at all levels of the state system - local, regional and federal, playing a significant role in the life of every citizen.

Key words: electoral law, civil society, elections, electoral process, electoral reform.

Рукопись поступила: Submitted: 1 April 2022

1 апреля 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.