124
Юридическая наука. 2015. № 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА I
ПОПОВИЧ Алексей Юрьевич
Аннотация. Представленная статья является опытом самостоятельного анализа состояния нормативной базы таможенного дела в первой четверти XIX века. Охарактеризована система источников права, круг общественных отношений, урегулированных ими. Источниковую базу исследования составили акты таможенного законодательства из Полного собрания законов Российской империи (Собрание 1).
Annotation. The paper presents the experience of the independent analysis which is devoted to the normative basis for Customs in the first quarter of the 19th century. The author characterizes the system of sources of law, as well as the circle ofpublic relationships regulated by them. Material for the research includes the acts of the customs legislation from the Complete Collection of Laws of the Russian Empire (Collection 1).
Ключевые слова: таможенное законодательство, Российская империя, таможенная служба. Key words: customs legislation, Russian Empire, Customs Service.
История российского таможенного законодательства лежит на стыке целого ряда наук - истории таможенного дела и таможенной политики России, истории отечественного государства и права, теории государства и права. Вместе с тем, вопросы, являющиеся предметом изучения данного научного направления, рассматриваются упомянутыми науками достаточно поверхностно, без должного теоретического осмысления.
В исторических исследованиях по таможенной проблематике вопросы изучения таможенного законодательства долгое время рассматривались в контексте истории таможенного дела и таможенной политики либо истории отечественного государства и права, самостоятельных исследований по проблемам изучения истории таможенного законодательства на настоящий момент еще недостаточно.
В последние годы сделана попытка восполнить этот пробел - появились специальные исследования, посвященные изучению истории таможенного дела и состояния его законодательной базы. Первые опыты такого осмысления были предприняты А.В. Аграшенковым1
1 Аграшенков А.В. Таможенные уставы и тарифы - основа таможенного законодательства Российской империи в XIX в. // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала имени
B. Б. Бобкова Российской таможенной академии. 2004. № 24.
C. 159-165.
и Я.В. Бутовым2, а из работ последних лет необходимо особо отметить исследования Р.А. Марченко3, В.И. Ковалева4. Ценность этих работ в том, что в них предпринята попытка определить место и роль российского таможенного законодательства в системе российского права.
Таможенное законодательство является сложным нормативным комплексом, формировавшимся на протяжении нескольких веков. Как отмечает В.Г. Балковая, его состояние определял общий уровень юридической техники и развития отечественного права, а также существовавшая на определенном этапе модель государственного управления5. Оформление таможенного законодательства в особый нормативный комплекс было начато в Московском централизованном государстве и завершено в Российской империи XVIII века6.
2 Бутов Я.В. Основные этапы формирования и развития таможенной системы в дореволюционной России // Проблемы отечественной истории. М., 1995. Вып. 3. С. 22-38.
3 Марченко Р.А. Становление и развитие основных элементов административно-правовых режимов обеспечения таможенного дела (историко-правовой аспект) // История государства и права. 2007. № 3. С. 24-27.
4 Ковалев В.И. История развития отечественного таможенного дела в нормативных правовых актах (XVIII-XX вв.) : дис. ... канд. ист. наук. Пятигорск, 2005.
5 Балковая В.Г. История российского таможенного законодательства : учеб. пособие. Владивосток : Владивосток. фил. Рос. тамож. Акад., 2009. С. 96.
6 Балковая В.Г. Правовая база деятельности таможенных учреждений в Российской империи (XVIII в.) // Закон и право. 2012. № 11. С. 37.
Студенческая наука
125
В XIX веке российское законодательство приобрело системный характер, в основе системы лежала юридическая сила нормативного правового акта.
Одна из первых попыток комплексной реконструкции состояния таможенного законодательства Российской империи в XIX веке предпринята К.И. Боковым7. Вместе с тем, в его работе недостаточно внимания уделено характеристике развития нормативной базы таможенного дела в правление императора Александра I. Этот период представляет значительный интерес для изучения историками права, так как, с одной стороны, отмечен проведением министерской реформы центрального управления, а с другой - вступлением в завершающую стадию работ по систематизации российского законодательства.
Целью настоящего исследования было проведение комплексного теоретического анализа состояния нормативной базы таможенного дела в первой четверти XIX века. Источни-ковую базу исследования составили акты таможенного законодательства из Собрания I Полного собрания законов Российской империи, вошедшие в тома ХХ-XL. В процессе работы было выявлено 356 нормативных правовых актов указанной направленности.
Методологическую основу исследования составили общенаучные, а также специальные методы познания - историко-хронологический, статистический, историко-компаративный. При анализе содержания памятников права широко применялись методы политического, грамматического, телеологического и собственно юридического толкования. Исследование велось с принципиальных позиций объективности, системности и комплексности.
На первом этапе исследования нами было проведено изучение качественного состояния нормативной базы таможенного дела. Было установлено, что на систему источников таможенного права в тот период значительное влияние оказало реформирование центрального государственного аппарата управления. В частности, создание в 1810 году Государственного совета привело к появлению такой формы нормативных актов, как «Высочайше
7 Боков К.И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства в России в XIX - начале XX века : монография. М. : Проспект, 2015.
утвержденные Мнения Государственного Совета», имевшие юридическую силу законов; упразднение Коммерц-коллегии и создание таможенного отделения Департамента внешней торговли Министерства финансов привело к усложнению системы подзаконных актов.
В целом система источников таможенного законодательства в пореформенный период приобрела следующий вид: акты императора -манифесты и именные указы; кодифицированные акты учредительного характера - таможенный устав, учреждения и положения; высочайше утвержденные мнения Государственного совета, имевшие значение текущих законов; указы Правительствующего сената; положения комитета министров, записки министра финансов по таможенной части. Данные акты обладали разной юридической силой, так как принимались высшими и центральными органами власти и регулировали общественные отношения различного уровня.
Наиболее многочисленную группу из перечисленных актов составили акты главы государства - именные указы Его Императорского величества, которых за исследуемый период в сфере таможенного регулирования было принято 122. Они охватывали общественные отношения разного характера. Прежде всего, это были разнообразные вопросы, связанные с организацией таможенного дела (порядок взимания и размер пошлин8, места открытия и статус таможен9). Далее именные указы определяли особенности таможенной политики России в отношении различных стран (в частности, закрепляли перечень запрещенных товаров10 11 * *, льготы и дополнительные обязанности для купцов из разных стран11). Особая группа именных указов решала повседневные опера-
8 О взимании пошлин с барок и других судов по величине оных : именной указ, данный Сенату от 20 февраля 1800 г. // ПСЗРИ. Т. XXVI. № 19285. С. 41-43.
9 Об учреждении таможни в Гродне и таможенной заставы в Ковне : именной указ, данный Сенату от 27 марта 1800 г. // ПСЗРИ. Т. XXVI. № 19346. С. 102 ; О продаже запрещенных к привозу товаров по троекратной публике и о предоставлении доносителю за те товары, взять на волю за те товары деньгами или принять товары в натуре, заплатив в том и другом случае пошлины по 20 копеек с рубля со всей продажной суммы : именной указ, данный Сенату от 13 мая 1800 г. // ПСЗРИ. Т. XXVI. № 19417. С. 155.
10 О снятии запрещения на вывоз из России разных продуктов и товаров : именной указ, данный Сенату от 14 марта 1801 г. // ПСЗРИ. Т. XXVI. № 19783. С. 584.
11 О снятии амбарного с кораблей английских купцов и об
освобождении имения их от секвестра : именной указ, данный
Сенату от 6 мая 1801 г. // ПСЗРИ. Т. XXVI. № 19857. С. 625-626.
126
Юридическая наука. 2015. № 3
тивные задачи (определяли размер награды доносителю за обнаружение контрабанды12, порядок разрешения споров при проведении таможенного контроля, способы урегулирования сомнений, возникающих относительно того или иного товара13). Необходимо отметить, что многие из данных актов имели территориально ориентированный характер - принимались не для всей системы в целом, а для отдельных таможен и таможенных округов, определяя особенности осуществления в них тех или иных оформительских процедур.
Анализируя собственное императорское правотворчество в сфере таможенного дела, можно отметить тенденцию к сокращению его удельного веса среди других актов отраслевого законодательства. К такому выводу можно прийти, просмотрев количественные показатели: за период с 1800 по 1810 год было принято 77 именных указов в сфере таможенного дела, а с 1810 по 1825 год - 45. Это связано с реформированием системы исполнительной власти, в частности с увеличением числа подзаконных ведомственных актов министерства финансов. К тому же в период с 1810 по 1825 год значительно изменился предмет отношений, регулируемый именными указами, теперь его составили только таможенная политика
14
всего государства и структура всей таможенной системы15.
Государственные реформы Александра I привели к изменению системы государственной власти и, как следствие, к значительному изменению системы отраслевых источников права. Это выразилось в появлении после 1811 года нового вида актов императорского законодательства - учреждений, которые являлись кодифицированными нормативными актами
12 О продаже запрещенных к привозу товаров по троекратной публике и о предоставлении доносителю за те товары, взять на волю за те товары деньгами или принять товары в натуре, заплатив в том и другом случае пошлины по 20 копеек с рубля со всей продажной суммы : именной указ, данный Сенату от 13 мая 1800 г. // ПСЗРИ. Т. XXVI. № 19417. С. 155.
13 Об обязанности Санкт-Петербургской таможни испрашивать разрешение от высшего начальства на всякое встречающееся по делам сомнение : именной указ, данный Сенату от 11 декабря 1804 г. // ПСЗРИ. Т. XXVIII. № 21552. С. 743-744.
14 О восстановлении мира с Англией и о начатии торговых с оною отношений, на основании существующих узаконений : именной указ, данный Сенату от 4 августа 1812 г. // ПСЗРИ. Т. XXXII. № 25197. С. 405.
15 Об оставлении в ведении директора Департамента внешней торговли временного Департамента Коммерц-коллегии, по приложенному при сем штату : именной указ, данный Сенату 2 октября 1811 г. // ПСЗРИ. Т. XXXI. № 24801. С. 859-860.
учредительного характера, регламентировавшими порядок формирования, структуру и компетенцию определенного государственного органа, закрепляя его место и роль в системе государственного механизма. Исходя из важности этих отношений, количество учреждений было невелико. Нами в сфере таможенного дела их было выявлено всего три - первое послужило основанием создания министерства финансов16 17, другое - Контрольного таможенного управления по сухопутной западной гра-
17
нице , третье урегулировало порядок выдачи свидетельств на российские изделия, отправляемые в Польшу18. В указанное время они являлись самостоятельными нормативными правовыми актами, хотя практика включения отдельных учреждений в другие документы уже присутствовала19, однако в дальнейшем, примерно с 40-х годов XIX века, данные акты превратились в структурный элемент других законодательных актов, выполняя роль дополнений и конкретизаций (в частности, таможенных уставов).
Вторым новым видом императорских актов явились положения - акты учредительного характера, принимавшиеся по менее значимым вопросам. Несмотря на то, что за заявленный период было выявлено всего четыре таких документа, данные акты можно разделить на два вида: первые определяли порядок формирования, порядок функционирования, подчиненность и функции вспомогательных, производных от таможенных, органов и учреждений, второй вид регламентировал порядок осуществления определенных процедур, реализацию определенных функций, например порядок проведения транзитного торга с Пруссией20 * *.
Два вышеуказанных правовых акта редко применялись для регулирования таможенного дела напрямую. Обычно они содержали нормы,
16 Учреждение Министерства финансов от 25 июля 1811 г. // ПСЗРИ. Т. XXXI. № 24688. С. 728-756.
17 Высочайше утвержденное учреждение Контрольного таможенного управления по сухопутной западной границе с приложением штатов оного от 17 июня 1812 г. // ПСЗРИ. Т. XXXII. № 25146. С. 357-362.
18 О выдаче свидетельств на российские мануфактурные, цеховые и ремесленные изделия, отправляемые в Царство Польское : высочайше утвержденное учреждение от 20 декабря 1822 г. // ПСЗРИ. Т. XXXVIII. № 29237. С. 673-677.
19 Таможенный устав по Азиатской торговле от 30 мая 1817 г. // ПСЗРИ. Т. XXXIV. № 26894. С. 328-348.
20 Высочайше утвержденное Положение о транзитном
торге прусскими сукнами в Азию от 31 декабря 1818 г. //
ПСЗРИ. Т. XXXV. № 27615. С. 667-673.
Студенческая наука
127
на основании которых издавали новый документ, чаще всего манифест или указ, который в свою очередь помогал решить определенные в учреждении или постановлении вопросы.
Помимо императорского законотворчества в сфере таможенного дела, существовали акты отраслевого законодательства, исходящие от иных субъектов правотворчества. В частности, в 1810 году в Российской империи был учрежден новый законосовещательный орган -Государственный совет. Правовые акты, издаваемые последним, получили название мнений, так как их принятию предшествовало предоставление министром письменного доклада по обсуждаемому вопросу с конкретными предложениями решения возникших проблем. За период с 1810 по 1825 год было принято 27 высочайше утвержденных мнений Государственного совета в сфере таможенного дела. Эти акты законодательства определяли тарифы и пошлины21, формулировали правила продажи товара с публичных торгов22, устанавливали
23
места расположения карантинных домов .
В начале XIX века был создан совещательный орган в сфере государственного управления -комитет министров, призванный скоординировать деятельность всех управленческих структур. На заседании комитета министров заслушивались доклады министров, которые обсуждались всеми участниками. После чего, на основании данных докладов, готовились предложения, получавшие заочное одобрение императора. Всего за исследованный период нами выявлено 30 данных правовых актов в сфере таможенного дела. Высочайше утвержденные положения комитета министров регулировали весьма широкий перечень вопросов. Первым и важным вопросом являлось регулирование таможенных карантинов - определение их организации24 и штата25. Другим направ-
21 О взимании прибавочной стоимости со всех в таможни поступающих актов, писанных на бумагах, на которой не будет отмечено, что следующая по манифесту прибавка взята : высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 13 апреля 1810 г. // ПСЗРИ. Т. XXXI. № 24197. С. 132-133.
22 О продаже с публичного торга товаров при таможнях : мнение Государственного совета от 14 июля 1813 г. // ПСЗРИ. Т. XXXII. № 25425. С. 599-601.
23 Об учреждении карантинных предосторожностей в Бессарабии и о взвешивании и вымеривании товаров в карантинах : мнение Государственного совета от 29 марта 1815 г. // ПСЗРИ. Т. XXXIII. № 25808 С. 48-50.
24 Об установлении карантина в Лапоминской гавани : положение комитета министров от 4 мая 1815 г. // ПСЗРИ. Т. XXXIII. № 25836. С. 95-97.
лением деятельности комитета министров в области таможенного дела можно считать назначение вознаграждений за службу26 27 и поощрение особо отличившихся таможенников. Следующее - во-
27
просы валютно-денежного контроля и регулирование транзитного торга через Россию28 29 * * *.
Если император, Государственный совет и комитет министров были органами высшей государственной власти и обладали общей компетенцией, то министерство финансов относилось к центральным, обладавшим специальной компетенцией. Важной тенденцией в развитии российского законодательства в пореформенный период стало увеличение объема подзаконных актов. В сфере таможенного дела это были акты министра финансов и структурных подразделений министерства финансов, курировавших внешнюю торговлю. Часть из них, наиболее важных, вошла в состав Полного собрания законов Российской империи.
Прежде всего, охарактеризуем акты министра финансов. Министерство финансов обладало достаточно большими полномочиями в сфере таможенного дела: так, вышеупомянутые положения, принимаемые лично императором, готовились на основании доклада министра и зачастую дословно воспроизводили отдельные фрагменты данного доклада. Среди актов, непосредственно издаваемых министром финансов, необходимо выделить так называемые записки подзаконного характера, которых нами было выявлено три. Записки министра финансов имели малый объем и регулировали частные случаи из правоприменительной практики либо порядка проведения определенных процедур. Данные нормы конкретизировали акты высших органов государственной власти, с применением коего возникали вопросы, разъ-
29
ясняя смысл содержащихся в них норм .
25 Об определении карантинных агентов в Дании : высочайше утвержденное положение комитета министров от 13 февраля 1817 г. // ПСЗРИ. Т. XXXIV. № 26673. С. 69-70.
26 О прибавке жалования пожарным служителям санкт-петербургской таможни : положение комитета министров от 10 июля 1814 г. // ПСЗРИ. Т. XXXII. № 25619. С. 840.
27О невыпуске медной монеты за границу : положение комитета министров от 30 марта 1810 г. // ПСЗРИ. Т. XXXV. № 27326. С. 179-181.
28 Высочайше утвержденное положение о транзитном торге прусскими сукнами в Азию от 31 декабря 1818 г. // ПСЗРИ. Т. XXXV. № 27615. С. 667-673.
29 О устройстве таможенной стражи по сухопутной евро-
пейской границе : высочайше утвержденная записка министра
финансов от 9 июня 1822 г. // ПСЗРИ. Т. XXXVIII. № 29067.
С. 225-227.
128
Юридическая наука. 2015. № 3
Далее нами был проведен количественный анализ нормативной правовой базы таможенного дела в период правления Александра I. По нашему мнению, в это время можно выделить четыре периода, на каждом из которых законодательная работа приобретала новые черты и имела свою интенсивность: с 1800 по 1808 год, с 1809 по 1815 год, с 1816 по 1819 год, с 1820 по 1825 год.
За первый период было выявлено 153 нормативных правовых акта в сфере таможенного дела, которые в первую очередь касались вопросов внешней политики. Не стоит забывать, что таможенная политика напрямую зависит от внешнеполитической обстановки и внешнего курса страны. Именно поэтому начальный период, захватывающий конец правления Павла I, характеризуется актами, запрещавшими экспорт и импорт товаров за рубеж30. Разумеется, после прихода к власти его сына Александра I внешняя политика государства резко изменилась, и, как следствие, изменилось регулирование таможенного дела. Сразу был издан манифест, отменяющий все ограничения на торговлю31. Следующим шагом стало тарифное регулирование: определение товаров, с которых не взималась пошлина, или групп купцов, имеющих льготы. Позже было проведено валютное регулирование: установлены пошлинные ставки в переводе на рубли32, сделано указание взимать пошлины ассигна-
33
циями , введен запрет на ввоз прусской валюты34. Следующей группой указов были акты, регулирующие устройство таможен в определенных местах: новых территориях35 и изменивших свой
30 О невыпуске из российских портов никаких российских товаров : указ из Коммерц-коллегии вследствие именного от 11 марта 1801 г. // ПСЗРИ. Т. XXVI. № 19775. С. 578-579.
31 Манифест от 2 апреля 1801 г. «О свободном отпуске российских произведений за границу; об оставлении сбора пошлин с оных на прежнем основании и предоставлении поселянам пользоваться лесами как для собственного употребления, так и на продажу» // ПСЗРИ. Т. XXVI. № 19812. С. 603.
32 О взимании таможенных пошлин, вместо каждого пошлинного ефимка, по 2 рубля 20 копеек ассигнациями : именной указ, данный министру Коммерции графу Румянцеву от 8 марта 1802 г. // ПСЗРИ. Т. XXVII. № 20174. С. 68-69.
33 О сборе пошлин с иностранных товаров ассигнациями : именной указ, данный Сенату от 17 апреля 1803 г. // ПСЗРИ. Т. XXVII. № 20715. С. 543.
34 О запрещении привозить из-за границы в Россию прусскую монету : именной указ, данный Сенату от 8 марта 1804 г. // ПСЗРИ. Т. XXVIII. № 21200. С. 198.
35 О учреждении в Грузии таможенных застав по переведению Моздокской таможенной заставы в прочнокопанную крепость : именной указ, данный Сенату от 23 октября 1803 г. // ПСЗРИ. Т. XXVII. № 21002. С. 944-945.
административно-территориальный статус ста-рых36 37. Заключение Тильзитского мира заставило Россию примкнуть к континентальной блокаде,
37
что сразу сказалось на таможенной политике .
Наиболее значимыми документами, принятыми в данный период, на наш взгляд, являются: Устав пограничных и портовых карантинов38, Договор дружбы торговли и мореплавания между Россией и Швецией39, Манифест «Об учреждении министерств»40, Именной указ «О правилах для пропуска через российскую границу людей»41 42.
Второй этап количественно был менее насыщен, Отечественная война отвлекла внимание законодателя от вопроса изменения системы таможенного регулирования. За весь второй этап было принято 50 правовых актов, самыми важными из которых можно считать Манифест «О учреждении таможенного управления по
42
европейской торговле» , учреждение министерства финансов43, открытие Департамента внешней торговли44, учреждение Контрольного таможенного управления по сухопутной западной границе45. Как видно из приведенных документов в указанный период, изменениям подверглось только высшее звено управления таможенным делом.
Наиболее значимым за исследуемый период, по нашему мнению, стоит считать тре-
36 О бытии в Севастополе главному военному порту и о снятии находящейся там портовой таможни : именной указ, данный Сенату от 23 февраля 1804 г. // ПСЗРИ. Т. XXVIII. № 21171. С. 148.
37 О запрещении привозить в Россию в числе мануфактурных английских товаров всякие английские продукты : именной указ, данный Сенату от 5 июня 1808 г. // ПСЗРИ. Т. XXX. № 23064. С. 289.
38 Устав пограничных и портовых карантинов от 7 июля 1800 г. // ПСЗРИ. Т. XXVI. № 19476. С. 198-225.
39 Договор дружбы торговли и мореплавания заключенный между императором Всероссийским и королем Шведским от 1 марта 1801 г. // ПСЗРИ. Т. XXVI. № 19767. С. 549-565.
40 Манифест от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств» // ПСЗРИ. Т. XXVII. № 20406. С. 243-249.
41 О правилах для пропуска через российскую границу людей : именной указ, данный Сенату от 7 мая 1804 г. // ПСЗРИ. Т. XXVIII. № 21284 С. 301-302.
42 О учреждении таможенного управления по европейской торговле : манифест от 24 июня 1811 г. // ПСЗРИ. Т. XXXI. № 24684. С. 681-685.
43 Учреждение Министерства финансов от 25 июля 1811 г. // ПСЗРИ. Т. XXXI. № 24688. С. 728-756.
44 Об открытии департамента внешней торговли и о упразднении департамента министра Коммерции : сенатский указ от 18 января 1812 г. // ПСЗРИ. Т. XXII. № 24955. С. 13-14.
45 Высочайше утвержденное учреждение Контрольного таможенного управления по сухопутной западной границе с приложением штатов оного от 17 июня 1812 г. // ПСЗРИ. Т. 32. № 25146. С.357-362.
Студенческая наука
129
тий, послевоенный, этап реформирования таможенной системы, в ходе которого был принят 71 документ. Помимо прочего, установили понятие таможенного служащего
«46
и его положения в иерархии званий , учредили новые таможенные управления, но самое главное - изменили почти всю систему таможенных органов. Были приняты такие ключевые правовые акты, как Правила пересечения таможенной границы иностранцами46 47, учреждение Порто-Франко в Одессе48, Таможенный устав по азиатской торговле49 50, новый карантинный устав , установлен общий тариф для России и Польши51, таможенный устав по европейской торговле52. Помимо внутренних преобразований, необходимо отметить так называемые приложения к Венскому трактату - международное соглашение, в котором Россия и Австрия договорились о введении конвенционного таможенного тарифа и порядке проведения таможенного досмотра подданных этих двух империй между собой53.
Последний, четвертый, этап характеризовался относительной стабильностью и столь кардинальных перемен не привнес. Наиболее значимыми мероприятиями можно считать: упразднение Российского таможенного управления в Царстве Польском54, устройство таможенной стражи по сухопутной европейской границе55, новые правила для Порто-Франко в Одессе56. Всего за данный период был выявлен 81 правовой акт.
Таким образом, бюрократизация таможенного управления приводит к повышению значимости законодательного регулирования таможенного дела, ведь именно нормативные правовые акты позволяют полно сформулировать волю законодателя, а закрепление их в письменной форме способствует неоднократному применению, позволяя довести норму до неограниченного круга заинтересованных лиц. В результате количество актов таможенного законодательства с каждым годом все возрастало, детализируя деятельность каждой организационной структуры, уточняя проведение отдельных процедур таможенного оформления и контроля.
Библиографический список
1. Аграшенков, А.В. Таможенные уставы и тарифы - основа таможенного законодательства Российской империи в XIX в. // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала имени В.Б. Бобкова Российской таможенной академии. - 2004. - № 24. - С. 159-165.
2. Балковая, В.Г. История российского таможенного законодательства : учеб. пособие. - Владивосток : Владивосток. фил. Рос. тамож. акад., 2009.
46 г\
О считании тех таможенных досмотрщиков в действительной статской службе, кои по своему свободному состоянию имеют беспрепятственное право пользоваться гражданской службою, и о награждении их постепенно чинами : именной указ, данный Сенату от 30 июня 1816 г. // ПСЗРИ. Т. XXXIII. № 26334. С. 919-920.
47 О правилах для пропуска через границы России иностранцев и разного звания людей, как приезжающих, так и отъезжающих : именной указ, данный Сенату от 13 февраля 1817 г. // ПСЗРИ. Т. XXXIV. № 26674. С. 70-71.
48 О учреждении Порто-Франко в Одессе : манифест от 16 апреля 1817 г. // ПСЗРИ. Т. XXXIV. № 26792. С. 208-211.
49 Таможенный устав по азиатской торговле от 30 мая 1817 г. // ПСЗРИ. Т. XXXIV. № 26894. С. 328-348.
50 Высочайше утвержденный устав о карантинах от 21 августа 1818 г. // ПСЗРИ. Т. XXV. №27490. С. 474-517.
51 Общий тариф для всех портовых и сухопутных таможен Российской империи и Царства Польского по европейской торговле : манифест от 20 ноября 1819 г. // ПСЗРИ. Т. XXXVI. № 27988. С. 383.
52 Таможенный устав по европейской торговле от 14 декабря 1819 г. // ПСЗРИ. Т. XXXVI. № 28030. С. 417-500.
53 О объяснении дополнения условий Венского трактата
21 апреля / 3 мая 1815 года, касающихся торговли и промышленности польских провинций : дополнительный акт к трактату
21 апреля / 3 мая 1815 года, заключенный в Санкт-Петербурге
между их Величествами Императором Всероссийским и Императором Австрийским от 5/17 1818 г. // ПСЗРИ. Т. XXXV. № 27453. С. 413-418.
54 Об упразднении Российского таможенного управления в Царстве Польском : высочайше утвержденная записка министра финансов от 2 апреля 1822 г. // ПСЗРИ. Т. XXXVIII. № 28989. С. 140-142.
55 Об устройстве таможенной стражи по сухопутной европейской границе : высочайше утвержденная записка министра финансов от 9 июня 1822 г. // ПСЗРИ. Т. XXXVIII. № 29067. С. 225-227.
56 О новых правилах для Порто-Франко в городе Одессе : именной указ, данный Сенату от 9 июня 1822 г. // ПСЗРИ. Т. XXVIII. № 29068. С. 227-230.
130
Юридическая наука. 2015. № 3
3. Балковая, В.Г. Правовая база деятельности таможенных учреждений в Российской империи (XVIII в.) // Закон и право. - 2012. - № 11.
4. Боков, К.И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства в России в XIX - начале XX века : монография. - М. : Проспект, 2015.
5. Бутов, Я.В. Основные этапы формирования и развития таможенной системы в дореволюционной России // Проблемы отечественной истории. - М., 1995. - Вып. 3. - С. 22-38.
6. Высочайше утвержденное Положение о транзитном торге прусскими сукнами в Азию от 31 декабря 1818 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXV. - № 27615. - С. 667-673.
7. Высочайше утвержденное учреждение Контрольного таможенного управления по сухопутной западной границе с приложением штатов оного от 17 июня 1812 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXII. -№ 25146. - С. 357-362.
8. Высочайше утвержденный устав о карантинах от 21 августа 1818 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXV. -№27490. - С. 474-517.
9. Договор дружбы торговли и мореплавания, заключенный между императором Всероссийским и королем Шведским от 1 марта 1801 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVI. - № 19767. - С. 549-565.
10. Ковалев, В.И. История развития отечественного таможенного дела в нормативных правовых актах (XVIII-XX вв.) : дис. ... канд. ист. наук. - Пятигорск, 2005.
11. Манифест «О свободном отпуске российских произведений за границу; об оставлении сбора пошлин с оных на прежнем основании и предоставлении поселянам пользоваться лесами как для собственного употребления, так и на продажу» от 2 апреля 1801 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVI. -№ 19812. - С. 603.
12. Манифест «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVII. -№ 20406. - С. 243-249.
13. Марченко, Р.А. Становление и развитие основных элементов административно-правовых режимов обеспечения таможенного дела (историко-правовой аспект) // История государства и права. - 2007. - № 3. - С. 24-27.
14. О не выпуске медной монеты за границу : положение комитета министров от 30 марта 1810 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXV. - № 27326. - С. 179-181.
15. О устройстве таможенной стражи по сухопутной европейской границе : высочайше утвержденная записка министра финансов от 9 июня 1822 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXVIII. - № 29067. -С. 225-227.
16. О бытии в Севастополе главному военному порту и о снятии находящейся там портовой таможни : именной указ, данный Сенату от 23 февраля 1804 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVIII. - № 21171.
17. О взимании пошлин с барок и других судов по величине оных : именной указ, данный Сенату от 20 февраля 1800 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVI. - № 19285. - С.41-43.
18. О взимании прибавочной стоимости со всех в таможни поступающих актов, писанных на бумагах, на которой не будет отмечено, что следующая по манифесту прибавка взята : высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 13 апреля 1810 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXI. -№ 24197. С. 132-133.
19. О взимании таможенных пошлин, вместо каждого пошлинного ефимка, по 2 рубля 20 копеек ассигнациями : именной указ, данный министру коммерции графу Румянцеву от 8 марта 1802 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVII. - № 20174. - С. 68-69.
20. О восстановлении мира с Англией и о начатии торговых с оною отношений, на основании существующих узаконений : именной указ, данный Сенату от 4 августа 1812 г. // ПСЗРИ. -Т. XXXII. - № 25197.
21. О выдаче свидетельств на российские мануфактурные, цеховые и ремесленные изделия, отправляемые в Царство Польское : высочайше утвержденное учреждение от 20 декабря 1822 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXVIII. - № 29237. - С. 673-677.
22. О запрещении привозить в Россию в числе мануфактурных английских товаров всякие английские продукты : именной указ, данный Сенату от 5 июня 1808 г. // ПСЗРИ. - Т. XXX. -№ 23064.
23. О запрещении привозить из-за границы в Россию прусскую монету : именной указ, данный Сенату от 8 марта 1804 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVIII. - № 21200.
Студенческая наука
131
24. О не выпуске из российских портов никаких российских товаров : указ из Коммерц-коллегии вследствие именного от 11 марта 1801 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVI. - № 19775. - С. 578-579.
25. О новых правилах для Порто-Франко в городе Одессе : именной указ, данный Сенату от 9 июня 1822 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXVIII. - № 29068. - С. 227-230.
26. О объяснении дополнения условий Венского трактата 21 апреля / 3 мая 1815 года, касающихся торговли и промышленности польских провинций : Дополнительный акт к Трактату 21 апреля / 3 мая 1815 года, заключенный в Санкт-Петербурге между их Величествами Императором Всероссийским и Императором Австрийским от 5/17 1818 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXV. - № 27453. -С. 413-418.
27. О правилах для пропуска через границы России иностранцев и разного звания людей, как приезжающих, так и отъезжающих : именной указ, данный Сенату от 13 февраля 1817 г. // ПСЗРИ. -Т. XXXIV. - № 26674. - С. 70-71.
28. О правилах для пропуска через российскую границу людей : именной указ, данный Сенату от 7 мая 1804 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVIII. - № 21284. - С. 301-302.
29. О прибавке жалования пожарным служителям санкт-петербургской таможни : положение комитета министров от 10 июля 1814 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXII. - № 25619.
30. О продаже запрещенных к привозу товаров по троекратной публике и о предоставлении доносителю за те товары, взять на волю за те товары деньгами или принять товары в натуре, заплатив в том и другом случае пошлины по 20 копеек с рубля со всей продажной суммы : именной указ, данный Сенату от 13 мая 1800 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVI. - № 19417.
31. О продаже с публичного торга товаров при таможнях : мнение Г осударственного совета от 14 июля 1813 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXII. - № 25425. - С. 599-601.
32. О сборе пошлин с иностранных товаров ассигнациями : именной указ, данный Сенату от 17 апреля 1803 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVII. - № 20715.
33. О снятии амбарного с кораблей английских купцов и об освобождении имения их от секвестра : именной указ, данный Сенату от 6 мая 1801 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVI. - № 19857. - С. 625-626.
34. О снятии запрещения на вывоз из России разных продуктов и товаров : именной указ, данный Сенату от 14 марта 1801 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVI. - № 19783.
35. О считании тех таможенных досмотрщиков в действительной статской службе, кои по своему свободному состоянию имеют беспрепятственное право пользоваться гражданской службою, и о награждении их постепенно чинами : именной указ, данный Сенату от 30 июня 1816 г. // ПСЗРИ. -Т. XXXIII. - № 26334. - С. 919-920.
36. О учреждении в Грузии таможенных застав по переведению Моздокской таможенной заставы в прочнокопанную крепость : именной указ, данный Сенату от 23 октября 1803 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVII. - № 21002. - С. 944-945.
37. О учреждении Порто-Франко в Одессе : манифест от 16 апреля 1817 г. //ПСЗРИ. -Т. XXXIV. - № 26792. - С. 208-211.
38. О учреждении таможенного управления по Европейской торговле : манифест от 24 июня 1811 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXI. - № 24684. С. 681-685.
39. Об обязанности Санкт-Петербургской таможни испрашивать разрешение от высшего начальства на всякое встречающееся по делам сомнение : именной указ, данный Сенату от 11 декабря 1804 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVIII. - № 21552. - С. 743-744.
40. Об определении карантинных агентов в Дании : высочайше утвержденное положение комитета министров от 13 февраля 1817 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXIV. - № 26673. - С. 69-70.
41. Об оставлении в ведении директора Департамента внешней торговли временного Департамента Коммерц-коллегии, по приложенному при сем штату : именной указ, данный Сенату 2 октября 1811 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXI. - № 24801. - С. 859-860.
42. Об открытии Департамента внешней торговли и о упразднении Департамента министра коммерции : Сенатский указ от 18 января 1812 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXII. - № 24955. - С. 13-14.
43. Об упразднении Российского таможенного управления в Царстве Польском : высочайше утвержденная записка министра финансов от 2 апреля 1822 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXVIII. - № 28989. -С. 140-142.
132
Юридическая наука. 2015. № 3
44. Об установлении карантина в Лапоминской гавани : положение комитета министров от 4 мая 1815 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXIII. - № 25836. - С. 95-97.
45. Об устройстве таможенной стражи по сухопутной европейской границе : высочайше утвержденная записка министра финансов от 9 июня 1822 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXVIII. - № 29067. -С. 225-227.
46. Об учреждении карантинных предосторожностей в Бессарабии и о взвешивании и вымеривании товаров в карантинах : мнение Государственного совета от 29 марта 1815 г. // ПСЗРИ. -Т. XXXIII. - № 25808. - С. 48-50.
47. Об учреждении таможни в Гродне и таможенной заставы в Ковне : именной указ, данный Сенату от 27 марта 1800 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVI. - № 19346.
48. О продаже запрещенных к привозу товаров по троекратной публике и о предоставлении доносителю за те товары, взять на волю за те товары деньгами или принять товары в натуре, заплатив в том и другом случае пошлины по 20 копеек с рубля со всей продажной суммы : именной указ, данный Сенату от 13 мая 1800 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVI. - № 19417.
49. Общий тариф для всех портовых и сухопутных таможен Российской империи и Царства Польского, по европейской торговле : манифест от 20 ноября 1819 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXVI. -№ 27988.
50. Таможенный устав по азиатской торговле от 30 мая 1817 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXIV. -№ 26894. - С. 328-348.
51. Таможенный устав по европейской торговле от 14 декабря 1819 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXVI. -№ 28030. - С. 417-500.
52. Устав пограничных и портовых карантинов от 7 июля 1800 г. // ПСЗРИ. - Т. XXVI. -№ 19476. - С. 198-225.
53. Учреждение министерства финансов от 25 июля 1811 г. // ПСЗРИ. - Т. XXXI. - № 24688. -С. 728-756.